Последние статьи
Домой / Комфорт и уют / «Беспоповцы» и другие cамые радикальные направления старообрядцев. А.И

«Беспоповцы» и другие cамые радикальные направления старообрядцев. А.И

В конце 90-х гг. XX в., согласно данным исследований, проведенных в 1997-2002 гг. под руководством Кестонского института (Великобритания) группой российских и английских ученых в рамках проекта «Энциклопедия современной религиозной жизни России», в нашей стране существовали следующие старообрядческие согласия:

I. Беспоповцы, то есть не приемлющие священства, к которым относятся:

Древлеправославная Поморская церковь (поморцы) (ДПЦ) – самое многочисленное из беспоповских согласий (всего на постсоветской территории без Прибалтики – около 1 млн человек, в Прибалтике – около 250 тысяч, в России – примерно 800 тысяч). Сюда относятся староверы, приемлющие институт «бессвященнословного брака» и не имеющие церковной иерархии. Крупнейшие центры – Рига, Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара, Новосибирск;

христиане старопоморского безбрачного согласия (федосеевцы) . Сюда относятся староверы, не приемлющие института брака. Долгое время (до революции) были крупнейшим беспоповским согласием (2-2,5 млн человек), однако процесс массового перехода в поморское брачное согласие и отделение от России ряда регионов (Польша, страны Балтии и Белоруссия) привели к тому, что в настоящее время по экспертным оценкам количество их в РФ составляет порядка 10 тысяч человек. Крупнейшие общины – Московская и Казанская;

христиане соловецкого и старопоморского потомства (филипповцы) . Крайне малочисленное согласие (не более 200-300 человек). Как и федосеевцы, безбрачники, но в настоящее время отличаются от них прежде всего практикой исключительно ночных (обычно после полуночи) богослужений, абсолютно закрытых для любых посторонних лиц. Основные центры: Южная Вятка, Кимры (Тверская обл.), район Каргополя (Архангельская обл.);

спасово согласие (устаревшее название – «нетовщина»). Поначалу отрицали необходимость богослужения и даже икон, надеясь только на Спаса. Впоследствии приняли богослужение поморского типа (т. е. бессвященнословное). Главное отличие Спасова согласия от других беспоповцев – отсутствие практики перекрещивания вновь приходящих из других деноминаций. Общины спасовцев в основном существуют в Поволжье. К этому согласию в настоящее время в России принадлежат порядка 30-40 тысяч человек;

часовенные . По происхождению – бывшие беглопоповцы, утратившие свое духовенство со времени гонений Николая I и вынужденно перешедшие к практике богослужений без священников по чину, принятому в часовнях, а не в церквах. С течением времени фактически стали беспоповцами, мало чем отличаясь по организации общин и богослужения от поморцев. Традиционные регионы – Северный Урал и Сибирь. Общая численность – до 300 тысяч человек;

истинно-православные христиане странствующие (странники, «бегуны» и «скрытники») . Практиковали перекрещивание и отказ от общения с миром (для «крыющихся», которые переходили с места на место, проповедуя и отказываясь от паспортов; пристанище им обеспечивали «жиловые» странники, оседло жившие в домах). В настоящее время наиболее заметны в Томской и Пермской областях;

мелхиседеки . Признавая себя священниками «по чину Мелхиседекову», сами совершают ряд действий, дозволенных по православному вероучению совершать лишь священникам. В настоящее время существуют две общины в Башкирии.

II. Поповцы, то есть приемлющие священство, к которым относятся:

Русская православная старообрядческая церковь (белокриницкой иерархии) – самое многочисленное из поповских согласий (около 1 млн человек). Возникло в 1846 г., когда после присоединения к старообрядчеству через чин проклятия ересей Босно-Сараевский митрополит Амвросий (Андрей Попович) возглавил старообрядцев-поповцев, долго искавших возможности воссоздать свою церковную иерархию;

Древлеправославная Патриархия Московская и всея Руси (беглопоповцы новозыбковской иерархии) – от 100 до 500 тысяч человек. После возникновения белокриницкого согласия часть поповцев не признала белокриницкую иерархию и продолжала принимать «беглых» священников из господствующей церкви. В 1923 г. к ним перешел из господствующей церкви «беглый» архиепископ Саратовский и Петровский Никола (Позднев), а в 1929 г. – епископ Свердловский Стефан (Расторгуев), которые воссоздали у них церковную иерархию.

III. единоверие . Не представляет из себя самостоятельную церковь, но существует как единоверческое движение в виде общин различной юрисдикции – Московской патриархии, Русской зарубежной церкви (карловацкой), либо ИПЦ (Истинно-православная церковь, катакомбная), – практикующих дониконовский богослужебный чин. В настоящее время в России существует 8 приходов (крупнейшие – Москва, Санкт-Петербург, Нижегородская область), приблизительная численность единоверцев – 6-12 тысяч человек.

Как видим, количество старообрядческих согласий на нынешний момент весьма сократилось, а некоторые из них находятся уже почти на грани исчезновения. Однако несмотря на продолжающееся разделение среди старообрядцев, можно отметить удивительное духовное и культурное единство представителей различных старообрядческих согласий, обеспечиваемое как общностью образа жизни, так и общностью исторической судьбы.

BBCode Тулупов Т.С.. Спасовцы. Историко-догматический очерк о происхождении старообрядческаго Спасовскаго или Нетовскаго согласия

ID: tulupov-netovcy_spasovcy

Создан: 2017.12.01 12:04

Безпоповцы Нетовцы они же Спасовцы, как известно, по вопросу о еретическом крещении держатся такого убеждения, что крещение, где бы оно не совершалось, т. е. в каком бы то ни было еретическом обществе, но коль-скоро формою православной церкви, т. е. в три погружения и три божественных ипостаси, то считают такое крещение крещением истинно законным и его не повторяют.

Такая характеристика учения Нетовцев, по вопросу еретическаго крещения и разделяет их с остальными безпоповщинскими согласиями, как-то: Поморцами, Федосеевцами и др. В виду того, что Нетовцы или Спасовцы, считают себя, как и другия в отдельности старообрядческия согласия, старообрядцами, последователями учения благочестивых первоостальцев староверцев: страдальца епископа Павла Коломенскаго, протопопа Аввакума и других, то поэтому я и намерен в настоящей статье выяснить на основании исторических данных: что имеет ли действительно нетовское или спасовское безпоповщинское общество, какую либо связь или преемственность учения по вопросу о еретическом крещении с остальцами - староверцами? Остальцы древняго благочестия, начиная с епископа Павла Коломенскаго, протопопа Аввакума и др. в вопросе о еретическо-никонианском крещении и других таинствах, как это видно по историческим данным, держались совершенно не того учения, котораго держатся современные нетовцы или спасовцы. Священно-страдалец епископ Павел Коломенский, протопоп Аввакум и др. остальцы православнаго до-никоновскаго рукоположения священники учили не принимать от церкви никонианской ни крещения, ни священства. Чтобы не быть в этом вопросе голословным, я приведу историческую справку, относительно того, как вообще держались остальцы древняго благочестия по отношению еретическо-никонианскаго крещения. "Яже услышавше мы, - говорится в соборном деянии 1666 г., - и прочетше абие богонаставлением познахом диаволе быти семя, сицевая хулы содержащие: яко нынешняя церковь, несть церковь, тайны божественныя не тайны, крещение не крещение, архиереи не архиереи, писания лестна, учение неправедное, и вся скверна и не благочестна" .

Так говорили остальцы древняго до-никоновскаго благочестия; таково было мнение по отношению еретическаго крещения.

По вопросу еретическаго крещения и хиротонии, у остальцев древняго благочестия был созван собор, на котором и было постановлено не принимать от никонианской церкви ни крещения, ни хиротонии: "Около этого времени, - говорится у Александра Б. в книге. "В пользу раскола", - Аввакум присутствовал на соборе, который держали в Москве, в доме некоего боголюбца: Спиридон архимандрит Покровский, от убогих, протопоп Аввакум, протопоп Даниил, игумен Досифей, диакон Феодор, иноки: Авраамий, Исаия и Корнилий, на котором они совет творили о нынешнем никонианском крещении, бывающем по новопечатным книгам, и присудиша, что никонианское нынешнее крещение за крещение не вменяти" .

"Первые старообрядческие попы, - говорится в истории Андреева, - высказывали дух нетерпимости. Каждый, перешедший к ним из еретиков (никониан), был перекрещеваем" .

"Они (раскольники), - говорится в книге Елеонскаго, - не признавали ничего святого в церкви православной" .

"Приходящих убо, - говорится в сочинении Ивана Алексеева, - от Великороссии новокрещенных повторяху своим крещением" .

Имея в виду часть приведенных выше исторических данных об отношении древле-остальцев до-никоновскаго благочестия к еретическо-никонианскому крещению и сопоставляя с этим современное учение безпоповцев нетовцев или спасовцев, то отсюда и ясно, что вышепоименованное безпоповское общество, как не имеющее преемственнаго учения о еретическом крещении, не может считать себя последователями остальцев. Далее необходимо ко всему этому выяснить также и тот корень откуда произошло нетовское или спасовское безпоповское согласие. "Нетовское направление, - говорится в истории русскаго раскола П. С. Смирнова, - зародилось очень рано, не позже перваго десятилетия XVIII века, и первоначально старообрядческий толк такого направления назывался козминщиною, по имени основателя мужика Козьмы"

"Согласие нетовщина или спасово, - пишет Н. Попов, - зародилось в XVIII веке, основателем онаго был крестьянин Павел, по другим сказаниям безграмотный мужик Кузьма" .

"Спасово согласие (нетовщина), - говорится у В. В. Андреева, - основателем его был крестьянин Кузьма, отчего и само согласие называется иногда козьминщиною" .

"Основателем нетовщины или спасова согласия, - пишется в книге протоиерея Андрея Иоаннова, был некто Кузьма" .

"Безграмотный селянин Козьма, - говорится в "Истории раскола", - первый начал запрещать перекрещивание и его последователи назвались сперва по его имени козьминщинаю" .

Небезъинтересно также выяснить и ту характеристику учения козьминщины (нетовщины), которой первоначально держалось в своем целом это согласие. В истории русскаго раскола П. С. Смирнова, говорится по этому поводу следующее: "с течением времени нетовщина (козьминщина) подразделилась на отдельныя отрасли. Исходной точкой в данном случае послужил вопрос о крещении. Отвергнуть таинство крещения значило навлечь на себя нарекание в том, можно-ли им даже именоваться христианами (Иоан. 3:5). И вот, чтобы не отказаться от своего основного учения о невозможности мирянину действовать священная, нетовцы в решении труднаго вопроса избрали своебразный, и притом не все один и тот же путь. Одни из них признали возможным совершать таинство крещения в православной церкви (никонианской) они толкуют так: "хотя и еретик крестил, да поп в ризах, а не простой мужик". Однакоже, когда младенца понесут для крещения в церковь, в это время старики и старухи нетовцев раздают нищим приготовленные блины, прося их молиться, чтобы Бог довершил крещение и вменил его в святое. И за совершением брака нетовцы тоже обращаются в православную церковь, опять неусвояя венчанию силы таинства, так как признают православную церковь еретическою. Таких спасовцев называют последователями глухой нетовщины, так как открытыми, записными раскольниками они не бывают, а также потому, что исповедь совершают пред иконою, вычитывая скитское покаяние, а не пред своими стариками, и вечерни, утрени, часов по уставу не поют" .

"Отвергают совершение таинств и богослужения мирянином, - говорится у того же Смирнова, - потому что благодать взята на небо. А как спастись без всего этого - это один Спас знает, необходимо уповать на его милость и молиться" .

"Спасовцами называются потому: как де нет на земли никакой святыни, то желающие содержать старую веру, долженствуют с нами прибегать ко Спасу, который Сам ведает как нас бедных спасти. Нетовщиною же потому, что говорят: нет православнаго священства и таинств в мире" .

"Любимая поговорка спасовцев, - говорится в историческом очерке, Н. Аристова, - следующая: "у милостиваго Спаса много милости: он всех прокормит... Милостивый Спас Сам знает, как спасти нас". Оттого они и получили свое название (спасовцы). Вступающий в общество спасово проходит искус и кается в грехах прямо Господу по скитскому покаянию, стоя пред иконою Спаса. Спасовцы принимают крещение от православнаго священства и обличают поморян за то, что они перекрещивают к ним приходящих. Они принимают к себе приходскаго священника, но зовут не батюшкой, как обыкновенно, а величают по имени и отечеству. Над умершим читают скитское покаяние" .

"Кузьминщина, - говорится в "Истории раскола", - сделалась в последствии более видным под именем нетовщины, ибо утверждали, что нет в мире благодати и истиннаго священства; назывались еще и спасовым согласием, от их учения: что, так как наступило время последнее, антихрист уже в мире, то желающие содержать старую веру, должны прибегать к Спасу, который Сам ведает, как нас бедных спасти" .

"Кузьминщина, - пишет В. В. Андреев, - стала называться нетовщиною от того, что по учению этого согласия нет ныне в мире ни православнаго священства, ни таинств, ни благодати. Отвергая все, нетовщина учит возлагать всю надежду на Спаса, который Сам ведает как спасти нас бедных. Отсюда другое название - спасово согласие. Последователи этого учения, не перекрещивая обращающихся к ним, не крестят иногда и собственных детей: по их учению Спас и без крещения может спасти. Они отвергают также исповедь" .

Позднее, нетовское или спасовское согласие, - как это видно из истории, - поделилось на два между собою враждебных лагеря, т. е. глухая нетовщина и нетовщина открытая. Глухая нетовщина, как это видно из вышеприведенных исторических свидетельств в своем обществе ни совершает ни крещения, ни венчания, но за всем этим обращаются к господствующей церкви. Нетовщина же открытая, наоборот, сама у себя в обществе совершает крещение, брак и все богослужение простолюдинами. Так что в этом случае открытую нетовщину едва-ли можно отличить от других безпоповщинских согласий, в особенности от поморцев. Разница между теми и другими лишь та, что новоспасовцы приходящих к ним еретиков имеющих крещение формою православной церкви, т. е. в три погружения и три ипостаси, вновь не перекрещивают. "Из всего этого (т. е. нетовщины или спасовщины), - говорится в истории П. С. Смирнова, - выродился новый как бы толк - ново-спасовцы, он образовался в 40-х годах 19-го столетия. Основатель был главный наставник нетовщины Симбирский мещанин Светов. Отличительным учением ново-спасовцев служит то, что они позволяют мирянину совершать крещение и брак, а также имеют стариковскую исповедь. Таким образом у них есть свои наставники или попы. Они совершают богослужение, вечерни, утрени, часы, поют, отчего и согласие названо "поющей нетовщиной". Нетовцы не перекрещивают приходящих к ним от православной церкви, несмотря на все свое отвращение к последней, и принимают их чрез 7-ми поклонный начал" .

Из приведенной исторической справки видно, что нетовское или спасовское безпоповское общество появилось на свет Божий от неграмотнаго мужика Козьмы и затем в последствии от этого же согласия выродилось и еще новое согласие чрез Симбирскаго мещанина Светова, под названием хотя и тем же, но совершенно с другим уже вероучением. Таким образом ясно, что первоначальное появление нетовщины в лице мужика Козьмы, есть явление совершенно самостоятельное, не имеющее в себе корня истиннаго старообрядчества. Нетовцы или спасовцы того и другого согласия, как известно, считают великороссийскую церковь еретической, даже антихристовой. Но когда случится крестить, венчать и т. п., то первые из них, т. е. нетовщина глухая, идет за совершением таинств к этой по их же суждению антихристовой церкви. Это-ли еще не заблуждение? Признавая церковь еретической - антихристовой и в тоже время, обращаются к ней за совершением таинств. Следовательно, имея надежду получить освящение чрез еретических служителей, служителей церкви антихриста. Несчастные люди! Обратите ваше внимание на свою явную слепоту. Обращаться к еретикам для совершения таинств, это не святоотеческое установление, а установление самоизмышленное. Святоотеческое учение в данном случае совершенно расходится с учением глухой нетовщины. Отцы ІV-го вселенскаго собора 14 прав. положительно воспретили обращение к еретикам для совершения там таинств. Это правило, - поясняет Зонара, - предписывает не крестить у еретиков. "Не должны обращаться к еретикам, чтобы крестить детей". Повторяет, и другой толкователь правил Аристин (см. Кормчую полн. перев.) св. Феодор Студит пишет: "не крещенному полезнее, если не найдется православный (иерей), для совершения крещения, креститься от монаха, или за неимением и этого, от мирянина" .

Точно также незаконно поступает и второе нетовское общество, т. е. ново-спасовцы. Если в настоящее время оно того и не делает, т. е. не обращается за совершением таинств к церкви еретиков, как это делает и сейчас их корень, то это еще не значит, что они встали этим на путь истины. Заблуждение ново-спасовцев то, что они принимают в свое общество еретиков, имеющих форму крещения православной церкви, без повторения крещения. Они совершенно не входят в существо содержимой ереси. Они говорят, что "для нас безразлично, кто-бы не крестил, хотя бы и сам диавол, но коль-скоро формою правильною, то оно действительно". Имея такую аргументацию, они по этому, нисколько несумняшеся, принимают крещение и от великороссийской церкви, которую они-же сами считают антихристовой. Скажи безпристрастно, любезный читатель, может-ли быть что-либо законное или благодатне-спасительное в той церкви, которая "находится во власти антихриста"? Имея такое суждение по отношению церкви великороссийской, ново-спасовское безпоповское общество, тем самым само себе подрубает тот сук, на котором само-же сидит, считая от антихриста крещение за истинно-законное. Нелепость сама собою ясна.

Таинства, по изъяснению отцов карфагенскаго собора, спасительны, вечны и животворящи, только в церкви православно-Христовой, в еретической же церкви (а тем паче в церкви антихриста по суждению самих же нетов), они подвергают только "великому осуждению и казни". Что во истинне, - говорят сказанные отцы, - светлее препровождало бы их (запечатлевающихся таинствами) к вечной жизни, то в заблуждении становится для них более омрачающим и осуждающим" .

"Пусть тебя не обольщают собрания еретиков, - пишет великое светило церкви св. Иоанн Златоуст, - потому что у них крещение не просвещение; они принимают крещение телом, а душою не просвещаются. Как Симон был крещен, но не просвещен, равно таким же оказываются и они" .

Имея в виду все вышеизложенное по отношению всего вообще нетовскаго или спасовскаго согласия, то отсюда и ясно становится, что Нетовское или Спасовское безпоповщинское общество того и другого толка, как не имеющее ничего общаго по своему вероучению, а также и по историческому происхождению, с теми первоостальцами древняго до-никоновскаго благочестия, которых они к сожалению считают своими предками, а поэтому нетовцы или спасовцы не только не могут считать себя последователями вышеуказанных столпов староверчества, но даже не имеют права и именовать себя старообрядцами.

После всего вышеизложеннаго, обращаюсь к вам, братья нетовцы, того и другого упования, оставьте свое лжемудрование, пока не поздно, обратитесь к истине, к той самой истине, которую по Евангельскому изречению и врата Ада одолеть не могут. Истину эту именно и содержит церковь безпоповско-Поморская. На этой истине вы станете твердо, как на камени; никакой ветер и даже буря вас не поколеблет, ибо вы будете иметь тогда, своим краеугольным камнем учение действительное, учение св. православно-Христовой Церкви. И вот тогда-то вы и можете называть себя прямыми последователями вышеуказанных ревнителей древняго благочестия, как-то: страдальца епископа Павла Коломенскаго, протопопа Аввакума и др.; до этого же вы есть чуждая отрасль, не имеющая ничего общаго с ними, а в лице их и с Церковью Православною Христовою.


В Нижегородской губернии, в Семеновском уезде, в Осиновском скиту, у некоей престарелой инокини, именем Сигклитикии, которая за содержание древняго благочестия изгнана из скиту единоверцами. И сию историю зде предлагаем, имеющую в себе содержание сицевое:
От лета 7166-го, во время жестокаго, мучительства воздвигшагося наревностных хранителей древняго благочестия, от великаго государя царя Алексия Михайловича; такоже и от сына его Петра 1-го; тогда вси опаснии хранителие древлеотеческого предания сокрывахуся, кому где было возможно, утаитися. Нецыи отних в поморских лесах скрывались и тии последи в Олонинской губернии, в Повенецком уезде построили Ладожский скит, окотором будет показано ниже, что современный Данилову монастырю. Овииже в Нижегородской губернии, инииже в Костромской.
Егдаже от лета 1722 открылась от высочайшей власти некая свобода, тогда в Макарьевском уезде, построен скит иноком Иоанникием, нареченный Жаравишинской. Иоанникий инок был сего скита строитель, и наставник даже до самыя своея кончины. Последиже его представления последова на его место наставником, от него постриженный ученик его инок Иона. От Ионы постриженихей сей трудолюбивый старец переселися в Нижегородскую губерню в Семеновский уезд, и построил с поможением братии новый скит, нареченный Осиновский; от Михея же пострижееся инок Манасий сей житель пустынный бысть. Попреставлениюже инока Михея, последова на его место скита строитель, иже от него постриженный инок Дорофей. По скончанию инока Дорофея, наставником бысть инок Иринарх попреставлениюже инока Иринарха, в лето 7350 сей Осиновский скит обращен в единоверческий девичий монастырь, а которыи непоследоваша единоверию, тех всех изгнаша вон по своим отечествам, и тако разрушен бысть нашея християнския веры сей Осиновский скит. А инок Манасий онемже выше речеся, который пострижен во иночество от инока Михея сей бысть пустынный житель на Галических лесах. От сегоже Манасии пострижен бысть инок Иезекиль, иже препроводи во иночестве лет 47, и за три лета прежде своея кончины в 1857 году постриже инока Иону. Так и до настоящего времени в нашем християнском обществе Божественным промыслом иноческий чин сохраняется, и четыре надесять человек иноков в разных местах проживает.

И еще в достоверное свидетельство приведу вам указание от внешней гражданской истории, в которой очень ясно показано, что в Петрозаводской губернии, в Повенеком уезде, построен был Ладожский скит.
Смотри в книге раскольничьи дела, 18 столетия, извлечение из дел Преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии, господин Есиповым. Издание Кожанчикова в Петербурге. 1861 года. Страница 378. Сказано так: В пятидесяти верстах от Выгорецкого поморского монастыря находится Ладожский раскольников скит, в котором главный учитель старец Феодосий монах (инок) выходец из Ладоги. Особенность етого скита состоит в том что в нем никого неперекрещивают. Но ето было предметом спора и ссор между Ладожским и прочими скитами. Пение отправляет в часовне старец Феодосий, он же погребает и умерших. Дозде из истории господина Есипова.
И ета история служит самым главным и верным доказательством для нашего оправдания, и она Яве ведати дает, что християнское наше общество, от самого благочестия существует непрерывно. И Ладожский наш скит с Выгорецким монастырем построен был единовременно. Так же и наставник оного скита, инок Феодосий пострижен был непременно истинным и православным пастырем правильно и законно. Так же и инок Иоанникий который в Макарьевском уезде был Жаравишинского скита, тоже от древних православных благочестивых пастырей пострижен был во иноческий образ святый.
«Вечная Правда» Аввакум Анисимович Комиссаров.

Ответить С цитатой В цитатник

- "В первых числах Сентября 1713 г., в Керженском лесу, дорогою к селу Пафнутьеву... шел нищий...

Страшны и заманчивы были тогда русскому человеку простолюдину, леса Керженские. Непроходимые болота... а молва народная разносила во все концы России разсказы о Керженских раскольниках; у них находил безопасное убежище, тот кого преследовало горемычное житье, холод и голод, тот, кто не имел для себя ни крова, ни рода, ни племени. Раскольники принимали к себе и беглых преступников и спасавших свою душу от новой Никонианской веры...

День темнел, а до Пафнутьева еще было не близко...

Дорога поворачивала круто направо. Нищий приостановился: послышались шаги... и вдруг, как из земли, выросли возле него два старика - мужика...

Куда идешь Божий человек? спросил один из стариков.

В Пафнутьево.

Отколь?

С Москвы.

Все трое пошли рядом, познакомились и разговор оживился разсказом нищаго.

Он был Тобольский казак, по прозванию Григорий Левшутин...

Поразсказали о себе Левшутину и старики.

Они были два брата - раскольники, Кузьма да Обросим Панфиловы. Разсказывал все старший Кузьма: они жили прежде, давно, крестьянами графа Бориса Петровича Шереметьева, в Ярославском уезде, Пошехонской волости, в деревне Воронове...

А как ты молитву творишь и крест держишь? - спросил Кузьма Левшутина.

Левшутин перекрестился тремя первыми перстами и сотворил вслух молитву.

Ты молитву говоришь не по нашему и не так крестишься. У нас таковых проклинают и пить и есть с ними не велено... станешь ты по нашему молитву творить и креститься и с нами положисся в согласие и мы станем с тобою и пить и есть". (Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченныя из дел Преображенскаго приказа и тайной розыскных дел канцелярии. Раскольники в Керженских лесах, издан. Д. Е. Кожанчикова 1861 г. стр. 557-58-559-560).

Из прочитаннаго следует подивиться на ревность и смелость этих двух старцев, которые несмотря на тяжкия времена гонения и преследования старообрядцев, вдруг предложили незнакомому человеку Григорию Левшутину присоединиться к своему обществу "Спасова согласия", в котором проклинали еретиков и ересь - троеперстие и другие ереси. Но как рожденный и воспитанный в этих ересях казак Левшутин не присоединился в этот момент, а решил подумать, как ниже и говорится: - "Два дня раздумывал Левшутин и все не знал, на что решиться... и попросил Панфилова свести его к учителю премудрому.

На третий день Панфилов почти на разсвете разбудил Левшутина.

Пойдем к учителю Кузьме Андрееву, он сам хочет с тобой видеться; он сам, как и ты, пришел с Москвы сюда, в леса, назад лет тридцать (именно в 1683 году)...

С час времени шли Левшутин с Панфиловым. Начало уже светать; лес редел. Левшутину послышалось невдалеке церковное пение мужских и женских голосов; оно становилось все громче и громче, и когда вышли на поляну, Левшутин ясно услышал хорное пение: "Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй". (стр. 560-561).

И это общество состояло из двух тысячь человек, как говорится ниже в доносе Левшутина: - "Они живут по кельям их, и туда их собрано мужеска пола и женска и девиц и стариц с две тысячи человек, с Москвы, из слобод, из городов, из сел, из деревень, и все едино имеют согласие". (стр. 56).

Из этих прочитанных слов видно, что в Керженских лесах было очень много православных христиан Спасова согласия, и к ним в 1683 году пришел Кузьма Андреев. О чем также свидетельствует и Смирнов: - "Около 1683 года, опять из Москвы, Козма ушел на Керженец. Поставив келию, Козма зажил здесь славою "учителя". Его возили по починкам и скитам, чтобы научиться у него вере, толпами стекались и к келье его"1 (Внутренние вопросы в приложении стр. 088).

Из всех вышеприведенных мной свидетельств очень ясно, что в Керженских лесах и до 1683 года были христианы "Спасова согласия и, имели скиты. И к этим изъдавна существующим православным христианам в 1683 году, как выше сказано, пришел Кузьма Андреев. И он был человек ученый и очень премудрый, как говорил казак Левшутин, который лично с ним беседовал. И за такую его премудрость уважали его народ и стали иметь как учителя. И он в последния лета царства царя Алексея Михайловича вместе с другими христианами за эту же истинную веру преследовался, и из них одиннадцать человек сожжены о чем пишет Есипов: - "Учитель Кузьма Андреевич вышел из кельи и сел у крыльца на прилавку; у него в руках были книги и тетрадки. Народ обступил учителя и он начал говорить, то смотря в книги, то в тетрадки. Вот что услышал Левшутин:

"Вот книги: "Кирилла Иерусалимскаго", "Апокалипсис", "Маргарит", говорил Кузьма, показывая книги народу. "Я шлюся на Божественное писание...

Проповедь кончилась... Скоро с поклонами все разошлись и Левшутин, по знаку учителя, пошел к нему в келью... Они вошли в молельню...

Кузьма Андреев потушил свечи, горевшия перед образами, и начал беседу с Левшутиным. Он расказал ему о их житье в лесах, о трудах, о лишениях, о спасении души и начал уговаривать Левшутина остаться жить у них.

Почто тебе назад идти? говорил Кузьма Андреев.

Здесь Вашей братии много, всяких чинов людей. Поживешь с нами, познаешь нынешнее время, истинную веру здесь, у нас, в лесу. Ныне царство антихристово...

Левшутин (после беседы) взял тетрадку, распростился с учителем поклонился образам и вышел с Кузьмою Панфиловым который присутствовал при этом разговоре.

Кто был Кузьма Андреев, откуда пришел он и где научился такой премудрости2, отчего так уважает его народ - вот вопросы, которые задал Левшутин своему хозяину, возвратясь домой.

Панфилов расказал ему:

"В прошлых годех, в последния лета царствования царя Алексея Михайловича была на него, Кузьму с братом причина; тот его брат с другими такими же премудрыми людьми, всего двенадцать человек, на Москве взяты были в патриарш приказ за эту же веру, как ныне веруют они, и за веру сожжено одиннадцать человек, а брат его, Кузьмин, не сожжен для того что принес вину; а он Кузьма в то время в оговоре был же, а не сыскан для того, что от сыску ушел". (Раскольничьи дела ХVIII стол. стр. 561- 562-563).

Таким образом, отсюда ясно видно, что наше общество православных христиан "Спасова согласия", и после падения пастырей имеет непрерывное существование; и в нем всегда принимали приходящих еретиков с проклятием ересей. И за эту же истинную веру в Москве при царе Алексее Михайловиче, который помер в 1676 году, сожжены одиннадцать человек. И в Керженских лесах до 1683 года как нами прочитано, были скиты Спасова согласия3.

О чем также свидетельствует и П. И. Мельников:

"Раскольничьи скиты завелись в России, в Заонежском крае и в нынешней Нижегородской губернии, в самом начале появления у нас раскола. В первые тридцать или сорок лет скитское общежительство до того усилилось в пределах Нижегородской и сопредельной Костромской губерниях в Заволжье, что всех скитов считалось до 94. В начале XVIII столетия скиты Нижегородскаго Заволжья сделались разсадниками и училищами раскола. Архиепископ Нижегородский, Питирим, уничтожил до 1737 года почти все скиты Керженские и Чернораменские, так что уцелели только бедные остатки двух из них, Оленевскаго и Шарпанскаго. Но после указа 16-го Октября 1762 года, дозволившаго заграничным раскольникам возвратиться в Россию, многие из них прибыли в Нижегородское Заволжье, где и завели скиты, которых чрез 26 лет было уже до 54 с 8,000 жителей. В начале XIX столетия, в Семеновском уезде их оставалось всего 35, из числа которых 22 принадлежали к поповщине, 8 к Спасову согласию, а 5 к поморскому". (полное собрание сочинений, т. 1, стр. 127-128, издан. 1897 г.).

Отсюда ясно, что в Керженских лесах с самаго появления старообрядчества, были скиты православных христиан Спасова согласия. А в начале 19 столетия их осталось всего только восемь; и из числа последних в 1849 году Осиновский скит был обращен в единоверие. (смотри тамже у Мельникова стр. 139).

Также и в Олонецкой губернии в Повенецком уезде, как говорится в доносе Ивана Круглова: "В пятидесятих верстах от Выгорецкой пустыни, которая была построена Данилом Викулиным в 1694 году. (см. полное историческое известие о древн. стригольн. А. И. Журавлева час. 2, стр. 92, изд. Москва 1890 г.), был современный ей Ладожеский скит, который также принадлежал к нашему обществу "Спасова согласия". (смотри Раскольничьи дела 18 ст. Есипова стр. 378)...

(БЕСЕДЫ СТАРООБРЯДЦА СПАСОВА СОГЛАСИЯ
Василия Антипова Войкина с Андреем Алексеевичем Антипиным, (он же и Самоварников). Общества малаго начала. Происходившия в Нижегор. ярмарке 16 августа 7419 г.)

Старообрядцы в своем противостоянии с духовенством и стремлении чтить традиции древнего православия нередко доходили до крайностей. Они не подчинялись властям, обвиняли Церковь в ереси и убивали себя в надежде на спасение.

Поповцы и беспоповцы

Раскол в Русской православной церкви в 1650-60-х гг., связанный с реформами патриарха Никона, поставил приверженцев старого обряда в трудное положение – в их рядах не оказалось ни одного епископа. Последним был Павел Коломенский, умерший в 1656 году и не оставивший после себя преемников.

По канонам Православная церковь без епископа существовать не может, ведь только он уполномочен назначать священников и диаконов. Когда из жизни ушли последние священники и диаконы дореформенного поставления, пути старообрядцев разошлись. Одна часть староверов решила, что можно прибегать к помощи священников отрекшихся от никоновской веры. Они стали охотно принимать покинувших своего епархиального епископа священников. Так появились «поповцы».

Другая часть староверов была убеждена, что после Раскола благодать полностью покинула Православную церковь и всё, что им осталось, так это смиренно ожидать Страшного суда. Отвергнувших священство старообрядцев стали называть «беспоповцами». Он селились преимущественно на необжитых берегах Белого моря, в Карелии, Нижегородских землях. Именно в среде беспоповцев впоследствии и появляются самые радикальные старообрядческие согласия и толки.

В ожидании Апокалипсиса

Ключевым элементом в идеологии старообрядчества стали эсхатологические мотивы. Многие толки староверов, ограждая себя от «антихристовой власти», из поколения в поколение существовали в ожидании скорого конца света. Наиболее радикальные течения и вовсе пытались его приблизить. Готовясь к последним дням, они копали пещеры, ложились в гробы, умирали голодной смертью, кидались в омут, сжигали себя целыми семьями и общинами.

За всю свою историю старообрядчество истребило десятки тысяч своих приверженцев. Знаток старообрядчества и сектантства Александр Пругавин попытался определить число раскольников погибших в огне. По его подсчетам только до 1772 года сгорели заживо около 10 000 человек.

Нетовцы (Спасово согласие)

Это одно из самых больших беспоповских согласий. Общая численность нетовцев на конец XX века достигала 100 тыс. человек, преимущественно проживающих в Саратовской, Нижегородской, Владимирской областях, а также в Среднем Поволжье.

Нетовцы (слово говорит само за себя) отрицают православные святыни, обряды и многие таинства, уповают исключительно на Спасителя, который «сам ведает как нас бедных спасти». На протяжении своего существования они старались избегать любых контактов с Православной церковью, особенно если это касалось обряда погребения. Покойников хоронили в лесу, овраге или за оградой кладбища.

Таинство крещения нетовцы все же не отвергли. Они признают возможным совершать обряд крещения в Православной церкви, толкуя это весьма своеобразно: «хотя и еретик крестил, да поп в ризах, а не простой мужик». Впрочем, более строгие течения обходятся самокрещением, а некоторые заменяют этот обряд простым надеванием креста на новорожденного.

Спасово согласие требует от своих последователей достаточно сурового аскетизма в быту. К примеру, под запретом употребление продуктов на дрожжах, с хмелем, не едят они и картофель. Существует табу на яркую и пеструю одежду. Поговорка гласит: «на ком рубаха пестра, значит, душа его антихристова сестра», или «что не пестринка, то слуга бесинка».

Среди нетовцев были широко распространены самоубийства в виде самосожжений.

Ды́рники

Это одно из наиболее радикальных ответвлений в спасовом согласии, не признающее никаких духовных наставников. Они не почитают «новописные» иконы потому, что без священства их некому освятить, а «старописные» – потому, что они были осквернены от обладания еретиками. Дырники не имеют специальных богослужебных помещений. Молитва происходит либо под открытым небом, либо в помещении через специальное отверстие строго на восток. Молиться через окно или стену для них грех. Небольшая группа дырников сейчас проживает в Центральной Сибири.

Поморское согласие

История поморского согласия берет свое начало в 1694 году, когда была основана мужская община на реке Выг. В 1723 году Выговская обитель прославилась составлением «Поморских ответов». Эта полемическая книга впоследствии стала апологетической основой для защиты всего старообрядчества.

Поморцы требуют от своих последователей полного разрыва с официальной церковью, а всех приходящих к ним из православия обязательно перекрещивают. От таинств не отказываются, но делят их на необходимые для спасения (крещение, покаяние и причащение) и остальные, без которых можно обойтись.

Серьезные разногласия в среде поморцев возникали по поводу брака. Со временем практичность восторжествовала. Благодаря введению брачного чина поморцы узаконили супружеские отношения, что привело к возможности законной передачи имущества по наследству.

В советские времена поморцы были самым многочисленным среди беспоповских согласий. Сегодня большие группы их последователей проживают в Вильнюсе, Риге и Москве.

Федосеевцы

В конце XVIII века в результате споров о надписи на кресте и о браке от поморского согласия отделились федосеевцы. В 1781 году Илья Ковылин (бывший крепостной князя Голицына) основал в Москве общину в районе Преображенского кладбища. Федосеевская община отличалась строгой дисциплиной и безоговорочным подчинением наставнику. Ее члены были обязаны соблюдать безбрачие и целомудрие.

Как и многие другие беспоповцы федосеевцы считают, что в мире больше нет благодати. «Всякую современную государственную власть мы расцениваем как сатанинскую, как ловушку антихриста», – говорят они. Из церковных таинств сохранены лишь крещение и евхаристия, которые совершаются мирянами. В силу непризнания православного священства федосеевцы практикуют сожитие без венчания.

Во время Великой Отечественной войны большое число федосеевцев сотрудничали с немецкими властями и активно противостояли Красной армии и партизанам.

Наиболее многочисленные группы федосеевцев проживают в Псковской, Новгородской, Ульяновской и Тюменской областях. Их общая численность около 200 тысяч человек.

Пастухово согласие

Зародилось в недрах поморского согласия, его основателем стал пастух Василий Степанов. В отличие от поморцев пастуховцы избегали всяческого общения с гражданскими властями. Отвергали деньги, паспорта и другие предметы с изображением государственного герба. Но во избежание разврата вынуждены были признать брак.

Крайняя степень неприятия внешнего мира накладывала на пастуховцев запрет на проживание в населенных пунктах, где находился хотя бы один государственный служащий, сторонник Православной церкви или представитель другого старообрядческого толка. Их нога никогда не ступала на каменные мостовые, как изобретения «века Антихриста».

Бегуны

В 1772 году в селе Сопелки близ Ярославля возник бегунский толк, как течение противостоящее «антихристовой власти». Основа учения бегунов – спасение от Антихриста, которого в отличие от большинства беспоповцев они воспринимали не как духовное явление, а как персонифицированную личность в облике Петра I.

Бегуны живут в ожидании «первого воскресения», когда Христос сразится с Антихристом. И «тогда наступит тысячелетнее царство Христа, Новый Иерусалим для жилища странников будет спущен с неба в то место, где моря несть к тому». Свою новую обитель бегуны видят около Каспийского моря, куда регулярно совершают паломничество.

Все бегуны «самокрещенцы», обязуются вести целомудренную жизнь, питаться только постной пищей. Они полностью отвергают брак, но при этом допускают блуд, считая его меньшим грехом.

Народная молва рассказывает о странном обычае бегунов, именуемом «красной смертью». Суть его в удушении умирающего красной подушкой с тем, чтобы он мученической смертью искупил не только свои грехи, но и грехи братьев по вере.

На протяжении столетий бегуны, преследуемые властью как «вредная секта» оставались малочисленной, разбросанной по глухим местам Сибири и Северного Урала группой.

Водяники

Водяники или старопоповцы принадлежат тем толкам, где полностью не отвергается священство. Они обличают староверов, принимающих священников за деньги, но признают переход духовного лица из православия в старообрядчество в случае, если священник отречется от «еретической веры».

Если член старопоповской общины заболел ему запрещено принимать лекарства. Суть лечения сводится исключительно к причащению богоявленской водой.

Воздыханцы

В 1870 году в Калуге башмачник Иван Ахлебинин основал общину, получившую позднее название воздыханцев. Члены данного толка отвергают любое внешнее поклонение богу, иконы, таинства и церковную иерархию, однако признают «толковые книги» – Евангелие, Деяния апостолов и Псалтырь.

Согласно верованиям воздыханцев сначала было царство Бога-отца, затем наступило царство Бога-сына, а спустя 8 тыс. лет от сотворения мира пришло царство Духа Святого. Эта доктрина нашла отражение в обрядах воздыханцев. На молитвенных собраниях они вместо крестного знамения воздыхают, поднимая глаза к небу и проводя по своему лицу рукой или платком.

Многие другие радикальные согласия и толки беспоповских староверов, существенно не отличаясь друг от друга, имеют лишь им присущие особенности. Так, последователи согласия разиней собравшись на молитву в день евхаристии, стоят раскрыв рот в ожидании, что их будут причащать ангелы.

Потемщики относятся к тем, кто признает обряд крещения, но совершают его только по ночам, как бы подражая Христу.

В Акулиновом согласии принято общежитие и безбрачие. Это служило неоднократным поводом для обвинения акулиновцев в разврате и свальном грехе.

Капитоновцы кшарского устава – сторонники радикальных подходов в самоубийстве за веру, участники массовых актов самосожжения.

Рябиновцы считают, что крест Христа состоял из кипариса, кедра и певга. Последнее дерево они связывают именно с рябиной, из которой и следует изготавливать крест.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 113 Ю.В. Муртаева, г. Владимир Старообрядцы Спасова согласия Ковровского уезда (середина XIX в г.) Как большинство направлений старообрядчества, согласие спасовцев строит свои воззрения на неприятии реформ Русской Православной церкви середины XVII столетия. Однако в сравнении с другими старообрядческими направлениями, Спасово согласие изучено слабо, история спасовцев во многом загадочна и ставит перед его исследователем немало вопросов. Во многом это связано с тем, что «первичные» документы редко сохранялись в самих религиозных обществах, и в семейных архивах, даже часто уничтожались по соображениям безопасности или по небрежению. Также нетовщина превосходит другие согласия наружной строгостью жизни, здесь запрещается есть картофель, любую пищу, приготовленную с хмелем и на дрожжах, также запрещается «сообщение в пище» с иноверными, «а наипаче заповедуют не носить ничего пестрого, не только цветистого, но и простой сельской пестряди, или выбойки» 1. «Нетовщиной» это беспоповское согласие называется потому, что последователи его учили, что не осталось в мире ни священников, ни монашества, ни таинств, ни храмов: «нет ныне в мире ни православного священства, ни таинства, ни благодати, нет средств ко спасению, ибо антихрист истребил все таинства, благодать улетела на небо» 2. Поэтому «остается только прибегать к Спасу, который сам ведает, как спасти нас бедных» 3. В конце XIX в. в Ковровском уезде было зарегистрировано 395 беспоповцев-спасовцев или 0,35% населения. По числу старообрядцев Ковровский уезд был на последнем месте среди «раскольничьих» уездов губернии. Тем не менее, старообрядческие традиции в уезде были весьма прочными 4. До конца XIX в. значительная часть последователей Спасовского толка признавала возможным принимать крещение в

2 православной («послениконовской») Церкви, объясняя это тем, что «хоть и сатана крестит, да в ризах, а не простой мужик, дорого три погружения». Брак совершали также в официальной Церкви, не придавая, однако, обряду силы таинства, так как считали Церковь еретической. Погребение же совершали только сами, не допуская священников, исповедь вычитывали перед иконами по Скитскому покаянию, службы не пели 5. Из-за всей этой скрытности и изолированности от внешнего мира таких спасовцев называли «глухими нетовцами», и их было очень трудно выделить из православной массы населения. Лишь в 1864 году ковровские купцы Першины по настоянию матери, заявили о своем выходе из православия 6. Их приверженность к синодальной церкви была лишь внешней. Першины выходцы из дер. Ильина Гора Мало-Всегодичского прихода поселились на берегу Клязьмы в северной части Коврова, где выстроили свой собственный квартал почти с десяток добротных деревянных домов и амбаров. Здесь же ими была открыта на собственные средства богадельня для инвалидов. С давних пор Першины занимались хлебной, мучной и дровяной торговлей, им принадлежала целая эскадра речных судов 6 мощных буксирных пароходов и несколько десятков барж и барок. Торговый дом «Александр и сыновья Дмитрия Иван и Севериан Першины» производил торговлю в городах по Клязьме, Оке, Волге и Каме с годовым оборотом до 10 тысяч рублей 7. Они же создали едва ли не первый частный флот во Владимирской губернии 8. Першины поддерживали усиление влияния спасовцев своими нередкими значительными денежными пожертвованиями. Они содержали спасовскую моленную (причем, в моленную ходили «не только нетовцы, но и православные, которые скоро тоже стали в свою очередь нетовцами») 9. Першины (в первую очередь Федор Андреевич Першин) содержали в Коврове на Подьяческой улице (ныне ул. К. Маркса) женский скит, который пользовался большой известностью. Аналогичный женскому мужской нетовский скит также содержался за счет Федора Андреевича. Располагался он в глухом месте, в лесу, в низкой ложбине, в двух верстах к югу от станции Новки Московско-Нижегородской железной дороги, со всех сторон был окружен густыми елями. Вообще информация о новкинском ските очень скудная, потому что «таинственность этого места настолько велика, что и старожилы наши о том ничего не знают», писал современник событий священник с. Плесца Евлампий Либеровский 10. В Новкинском скиту одно время проживал известный пропагандист рас- 114

3 кола и автор объемистой подпольно изданной книги «Вечная правда» Аввакум Комиссаров, раскольник из Вологодской губернии 11. С фамилией Першиных связан возникший в конце XIX в. раскол спасовщины. У истоков течения «большого начала» (или новоспасовщины) стоят известный ковровский купец Николай Андреевич Першин и упомянутый выше начетчик Аввакум Анисимович Комиссаров. С возникновением новоспасского течения в жизни принявших его общин произошли огромные изменения: были основаны самостоятельные молитвенные дома (именуемые нередко церквами), появилась исповедь наставнику, в этих молитвенных домах стали совершать брак и обряд погребения, постригать в иночество, из «глухой» и молчащей «нетовщина» стала поющей в молитвенных домах появилось церковное пение. При этом не меньшую строгость новоспасовцы сохранили в запрете любых форм общения с иноверными, вплоть до запрещения молиться иконам, писанным представителями других согласий. Самый ранний из известных нам съездов новоспасовцев собрался в 1887 году в городе Коврове Владимирской губернии при участии уже упоминавшихся Н.А. Першина и А. Комиссарова и в весьма категоричной форме потребовал отлучать «от сообщества» всех мужчин, бреющих усы и бороды, женщин ходящих с непокрытой головой, всех, сообщающихся «с еретиками в едении и питии и разных увеселительных кампаниях, курящих и нюхающих табак» 12. Успешную предпринимательскую деятельность приверженцы старообрядческой веры в Коврове сочетали с активной работой на поприще городского самоуправления. Николай Дмитриевич Першин, еще до официального ухода семьи в раскол, в гг. занимал пост ковровского городского головы, был много лет попечителем городской больницы 13, прославился своими крупными пожертвованиями во время Крымской войны, и единственный из ковровчан был награжден шейной медалью на Аннинской ленте в память войны гг. 14 Его племянник купец 1-ой гильдии Першин Николай Андреевич также был избран на пост городского главы 26 февраля 1874 года. Но так и не стал им, несмотря на усиленные ходатайства жителей Коврова. К тому времени братья Першины постоянно избирались в гласные как городской думы, так и уездного земского собрания. Но иметь на посту городского головы старообрядца «при большинстве православного населения, по мнению губернатора, было бы вряд ли удобно» 15. Другой представитель семьи Першиных Федор Андреевич с 1874 по 1883 гг. был директором Ковровского общественного банка

4 Известно, что семейству Першиных принадлежала одна из лучших библиотек в Коврове 17. Книжное собрание было необходимым фундаментом знаний в полемике старообрядцев Спасова согласия с поморцами и с синодальной церковью. Древние книги и рукописи приобретали они в разных городах, но преимущественно на Нижегородской ярмарке. В собрании имелись не только уникальные церковные издания первой половины XVII в., но и светские книги, в том числе редкие издания XVIII века. Причем, современные антиквары без труда определяют першинские книги, выделяя их характерные особенности: переплет из ярко-красной или рыжей кожи, характерный рисунок на переплете (ромб в центре и выдавленный витиеватый узор по периметру). На некоторых изданиях сохранились владельческие пометы и штемпели: «братьев Першиных», «Братья Першины в Коврове», «из книг (далее следуют инициалы) Першина» 18. Першины собрали не только большую фамильную библиотеку, но и были известны как собиратели предметов церковного антиквариата (дониконианских книг и образов). Одному из последних руководителей семейного клана купцу 1-ой гильдии Севериану Першину приписывают организацию похищения чудотворного образа Казанской Божией Матери из Богородичного монастыря в Казани в 1904 году 19. К середине 1904 г. в Коврове и 35 селениях уезда проживало 260 душ раскольников Спасова согласия и не было ни одного официально разрешенного молитвенного здания 20. До принятия закона о веротерпимости в 1905 году, официальные данные намеренно принижались, да и сами спасовцы вели настолько закрытый образ жизни, что не поддавались подсчету, а многие вообще были записаны прихожанами синодальной церкви. Постепенное снятие ограничений в области вероисповедания (особенно после 1905 г.) заметно изменило положение старообрядцев. Пользуясь введенной свободой, спасовцы, уже не ограничивались устными прениями и полемикой в литературном жанре. Именно в этот период выходит труд А.О. Комиссарова «Вечная правда». В начале ХХ столетия Александр Андреевич Першин с сыновьями Петром, Глебом, Геннадием и Александром переселился в село Старую Майну Ставропольского уезда Самарской губернии 21. И владельцем всей першинской библиотеки стал племянник Севериана Матвей Федорович Першин. В 1905 году он получил звание потомственного почётного гражданина и избирался членом Ковровской городской управы. В годы Первой мировой войны служил офицером царской армии. 116

5 В последние годы существования Российской империи ковровские старообрядцы очень неплохо уживались с властями. Так, в августе 1914 г. Николай II передал свою высочайшую благодарность «старообрядцам Спасова согласия, проживающим в Коврове, за верноподданические чувства, выраженные по поводу открытия военных действий» 22. Вскоре после октября 1917 г. имущество Першиных было по большей части конфисковано новой властью. Часть их уникальной библиотеки погибла. Ряд книг оказались у новых владельцев. Впечатляющий след оставило семейство Першиных не только в истории края, но и благодаря своему природному уму, широкой начитанности и щедрой благотворительности вечную память о своем благочестивом роде. В стенах их дома довелось работать судовым приказчиком Анисиму Швецову 23. Их серьезные книги воспитали в нем епископа Русской православной старообрядческой церкви начала ХХ в., который в 2011 году был прославлен в лике святых Русской православной старообрядческой церковью. Примечания: 1 Агеева Е.А., Робсон В.Р., Смилянская Е.Б. Старообрядцы-спасовцы: Пути народного богословия и формы самосохранения традиционных обществ в России ХХ столетия // Revue des études slaves. P., Vol. 69. Fasc. 1-2; Памяти А.А. Антипина: Первый съезд старообрядцев Спасова согласия (малоначальных) // Старообрядец Ноябрь. 7. С Кабанов А.Е. Судьба книжного собрания ковровских купцов Першиных // Рождественский сборник. Вып. XV. Ковров, С Фролов Н. Ковровские раскольники // Знамя труда (Ковров) Март С Иванов Ю.А. Старообрядцы Ковровского и Шуйского уездов в конце XIXначале XX вв. // Рождественский сборник. Вып. IV. Ковров, С Агеева Е.А., Робсон В.Р., Смилянская Е.Б. Указ. соч. С Фролов Н. Указ. соч. С Монякова О.А. Ковровские староверы и их роль в социальноэкономическом развитии города в XIX - начале XX вв. // Ковровский музейный сборник. Вып. 1. Ковров, С Фролов Н. Указ. соч. 9 Кабанов А.Е. Указ. соч. 10 Кабанов А.Е. Старообрядцы Владимирских и Костромких земель. Иваново, С Там же. С Агеева Е.А., Робсон В.Р., Смилянская Е.Б. Указ. соч. С Монякова О.А. Указ. соч. С Кабанов А.Е. Судьба книжного собрания С Фролов Н. Указ. соч. С Монякова О.А. Указ. соч. С Фролов Н. Из истории библиотеки купца Першина // Призыв (Владимир) февраля. 18 Кабанов А.Е. Судьба книжного собрания С Фролов Н. Из истории библиотеки купца Першина 20 ГАВО. Ф. 40. Оп. 1. Д Л Фролов Н. Ковровские раскольники С. 7. Там же. Урушев Д. Подвижники // 117


8 августа 2017 783 Институт Африки РАН исследует феномен старообрядчества в Африке Фото: Институт Африки Российской академии наук Русское старообрядчество появилось в Уганде в 2013 году. Столицу Уганды

Ê èñòîðèè ñòàðîâåðèÿ íà Ïóñòîøêèíñêîé çåìëå Ò. È. ßêîâëåâà Яковлева Тамара Ивановна - главный библиограф Пустошкинской районной библиотеки Псковской области Расположенную на востоке Пустошкинского района

Жизнь старообрядцев в прошлом и настоящем 1. Староверы! вечно гонимые, вечно ссыльные так Александр Солженицын в своей книге Архипелаг Гулаг характеризует старообрядцев. Потомков тех, кто в 1654 году,

Осьмакова О.Н. аспирант кафедры теории и истории государства и права Белгородского университета кооперации, экономики и права ИССЛЕДОВАНИЕ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ

Министерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКИЙ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК» Из истории народного

ВАСИЛИЙ ФЁДОРОВИЧ ЛАПШИН Род деятельности: предприниматель, меценат, политик Дата рождения: 1844 Место рождения: Подданство: Супруга: Российская империя Российская империя Парасковия Ивановна Один из наиболее

2 декабря 2016 548 Глава Молдавской митрополии крестил младенцевтройняшек Фото: Пермская епархия Таинство было совершено в кафедральном соборе Рождества Христова в Кишиневе. Как сообщает официальный сайт

Программа преподавания Закона Божия и метод ее реализации Воскресная школа при храме Богоявления Господня б. Богоявленского монастыря Действует с 1991 года Директор настоятель храма протоиерей Геннадий

Знаменитые купцы Самары Подготовила ученица 6 «А» Сударикова Ольга В России до революции 1917-1929 гг. предприниматели назывались купцами - лицо, официально занимавшееся торговлей, купли - продажей или

Сергей Решетов Дом на Пушкинской, 66 Интересна история дома по улице Пушкинской, 66, расположенного между Большой и Малой Арнаутскими улицами. В документах XIX века он фигурировал как «дом во 2-й части

Об обязанностях крестных В книге протоиерея Павла Гумерова «Крещение и воцерковление. Подготовка к таинству Крещения и первые шаги в Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря, в доступной

18 мая - день иконы «Неупиваемая Чаша»» Церковь против питейных домов (1810-1820-е годы) Виртуальная выставка документов ГУ ГАТО Явление иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 г. Как гласит

О порядке организации обучения Православию учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений* В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального Закона «О свободе совести и религиозных объединениях»

Ягудина О.В. ст. преподаватель кафедры отечественной истории ГОУ ОГУ, к.и.н. Возникновение и причины распространения старообрядчества в среде уральских и оренбургских казаков в XVII XIX вв. Зарождение

НАШ ХРАМ Выполнил: Пасько Серафим, обучающийся МБОУ лицей г.зернограда Руководитель:Новикова М.П. «Благочестивые наши предки не могли жить без храма он был так же необходим для души народа, как дом и пища

Тема урока Тип урока Основные элементы содержания образования Требования к уровню подготовки учащихся Виды деятельности Виды контроля Домашне е задание Дата проведения план Факт 1 2 Принятие Русью православия

28 февраля 2017 1310 На дне Рыбинского водохранилища обнаружены остатки затопленного храма Фото: Taso Viglas (CC by 2.0) Исторические артефакты были найдены в рамках исследовательского проекта, посвященного

ГУЛЬ В июне 2009 года в Государственный архив Пензенской области пришло письмо из далекого французского города Бон-Анконтр от Михаила Сергеевича Гуля, племянника известного русского писателя Романа Борисовича

Поход в Рогожскую слободу Сегодня будет репортаж о месте, куда я давно собирался сходить, но дошел совсем недавно - о Р огожской слободе, центре московского старообрядчества Белокриницкого согласия. Р

Исторический архив.. Положения о Единоверческом приходе (запись правил, коими руководятся (единоверцы) православные старообрядцы, согласно преданию и Высочайшему указу 5-го Апреля 1845 года в своих приходах).

Шулепова А. В. Студентка Тарского филиала Омского Государственного Педагогического университета в г. Таре Научный руководитель: доцент, к.и.н. Седельникова Н.А. ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ

29 июня 2017 2922 Первая за сто лет архиерейская литургия прошла в храме при госпитале им. Бурденко Фото: A.Savin (CC by-sa) До революции в госпитальном храме помимо литургий совершались венчание, крещение

Воронин И.Б. Этюды по вологдоведению История домов по ул. Чернышевского 15, 17 Дом на углу нынешних улиц Чернышевского и Гоголя фиксируется впервые Окладными книгами 1875-78 гг. (ГАВО ф. 475 оп. 1 дд.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ, МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ Сборник материалов X Международной молодежной научной

Введение В последнее время в отечественной исторической науке все больший интерес проявляется к демографическому исследованию прошлого. Это не удивительно, поскольку без истории собственно народонаселения

Ю.М. Гончаров Алтайский государственный университет МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОРОДСКОГО ДУХОВЕНСТВА СИБИРИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX НАЧАЛЕ XX в. * В последние годы история православного духовенства России

15 мая 2017 1460 В Вологодской области найден бесхозный монастырь XV века Фото: Шпак В. В. (temples.ru) Руины монастыря, основанного преподобным Корнилием Комельским (1457 1537), обнаружили сотрудники

Скит Успения Пресвятой Богородицы Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря 2013 г. ИСТОРИЯ ХРАМА В начале XX века в Некрасово стараниями местных помещиков Волжиных, была построена каменная церковь,

1 Экспертное заключение заведующего кафедрой истории государства и права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова доктора юридических наук профессора В.А. Томсинова Передо мною были поставлены

Нисходящая роспись: Милованов Илларион Поколение 1 1. Милованов Илларион Род: Сын: Милованов Демид (Диомид) Илларионов (Около?(1833)-?) (2) Родился Демид (Диомид): Около?(1833). Родился: Милованов Демид

Л.Б. Ус Институт истории СО РАН (Новосибирск) О ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В НАЧАЛЕ XX в. (на примере общественного самоуправления г. Новониколаевска) В последнее время возрос интерес

Развитие науки в россии в 18 19 веках реферат Бесплатный реферат на тему с 1 века тюрьма 18 век казанская икона годов 20 века газеты россии 19 века социологическое измерение науки 21 века. Происходит становление

Христианство Христианство крупнейшая мировая религия: христиан около 2 млрд, почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община Христианство возникло в I веке в Палестине, находившейся под

НАУЧНО-СПРАВОЧНЫЕ ПОСОБИЯ. 425 С. Романова НАУЧНО-СПРАВОЧНЫЕ ПОСОБИЯ К АРХИВНЫМ ДОКУМЕНТАМ, СОДЕРЖАЩИМ ПЕРСОНАЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ О ДУХОВЕНСТВЕ Отечественное архивоведение накопило большой опыт работы с персональной

Воронин И.Б. Этюды по вологдоведению О формировании застройки по ул. Марии Ульяновой 10, 12, 12а, 14, 16 «Первопроходцем» в застройке этого участка берега р. Золотухи явился мещанин В.К. Беляев (ГАВО ф.

Ягудина О.В., канд.ист.наук, ст. преподаватель каф. отечественной истории ГОУ ОГУ Миссионерская деятельность протоиерея Ксенофонта Крючкова на территории Оренбургской епархии в 80-х гг. XIX века Старообрядчество

ПРЕДИСЛОВИЕ Приступая к изучению истории и генеалогии регионального духовенства, исследователи, прежде чем обратиться к архивным источникам, как правило, прибегают вначале к помощи справочных изданий,

П/п УТВЕРЖДАЮ Директор государственного бюджетного учреждения «Государственный архив Оренбургской области» В.А. Ильина Тематический план выставки архивных документов и печатных изданий «Похвальные действия

8 ноября 2013 года Выпуск 1 Сайт «Никольский храм»» www.nikolskiyhram.ru 1 Сайт «Никольский храм»» www.nikolskiyhram.ru 2 Сайт «Никольский храм»» www.nikolskiyhram.ru 3 Сайт «Никольский храм»» www.nikolskiyhram.ru

Л. М. Климова Ярославль 4 Si, Дом памяти Некрасова: народная библиотека, музей, Общество содействия народному образованию. Проекты 1902-1903 гг. 17 октября 1899 г. на средства Общества содействия народному

1. Кто из вас хотел бы стать богатым? 2. А кто бы хотел открыть свое дело, стать предпринимателем? 3. Как вы считаете, может ли любой человек стать предпринимателем? 4.Как вы считаете, почему не каждый

15. ФОНДЫ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 15.1. ФОНДЫ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДИРЕКТОР НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ

ОТЗЫВ официального оппонента на диссертацию Д.В. Пополитова «Православная церковь в Области Войска Донского в системе правовых, религиозных, хозяйственных и социокультурных отношений второй половины ХIХ

Новый выставочный проект «История выборов выбор истории» в Тотьме В жизни человеку всегда приходится выбирать: друзей, профессию, спутника жизни, поступки и т. д. Сделать выбор своей судьбы очень трудно,

Икона «Собор Соловецких святых», кон. XX в. Из ризницы Соловецкого монастыря УДК 271.22 ББК 86.372 С60 C60 Соловецкий патерик (репринтное издание) Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской

Нисходящая роспись: Спицын Андрей Поколение 1 1. Спицын Андрей Род: Спицыны Сын: Спицын Иван Андреев (Около?(1763)-До?(1824)) (2) Сын: Спицын Егор Андреев (Между?(1767) и?(1776)-после?(07.1791)) (3) Сын:

ПИСЬМО ДРУГУ Колесников Денис, 2 класс МБУ ДО «ЦДЮТиЭ», объединение «Истоки» г. Старый Оскол, Старооскольский городской округ. Руководитель Васильева Нина Александровна, педагог дополнительного образования

Воронин И.Б. Этюды по вологдоведению История формирования комплекса зданий по ул. Чернышевского 55, 57 Старейшим из трёх зданий этого комплекса является несохранившийся дом по ул. Чернышевского 57: 19

ОПОРНЫЕ ЗНАНИЯ К ЗАНЯТИЮ 4 1. Основные даты и события 1682-1725 - царствование Петра I. 1700-1721 - Северная война (война России со Швецией). 1703 - основание Санкт-Петербурга. 1725 - создание Академии

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А.М. Горького» Исторический факультет Кафедра

Заключение по результатам исследования Исследование проведено на основании запроса 30.06.2016 за подписью директора муниципального бюджетного учреждения культуры Музей Погарского района "Радогощ" З.С.

ПРАВА НА СВОБОДУ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ СТАРООБРЯДЦЕВ: ЗАКОН И ОБЩЕСТВО Амирсеидова С.Ш.-студент, Арсенина О.В.-руководитель ВлГУ Владимир,Россия THE RIGHT TO FREEDOM OF SPIRITUAL LIFE OF OLD BELIEVERS: LAW AND

Дом Козицыных Микитюк В. П. научный сотрудник Института Истории и Археологии УрО РАН В октябре 1900 г. журнал «Уральское горное обозрение» сообщил о смерти старейшего из местных золотопромышленников Осипа

ОПОРНЫЕ ЗНАНИЯ К ЗАНЯТИЮ 2 1. Основные даты и события 1359-1389 - княжение в Москве Дмитрия Ивановича (Донского). 1380 - Куликовская битва. 1462-1505 - княжение великого князя Ивана III. 1480 - конец зависимости

Оводевичий монастырь - филиал Государственного ордена Ленина Исторического музея - один из наиболее значительных историко-художественных памятников средневековой Москвы. Его живописный архитектурный ансамбль,

9 августа 2016 2307 По Вятской земле в 15-й раз проходит Великорецкий крестный ход старообрядцев Фото: Старообрядческий сайт «Русская вера» Шествие началось сегодня, 9 августа, и продлится пять дней. Как

9 июня 2017 1092 В Москве обнаружены фундаменты четырех древних храмов Фото: Официальный портал Мэра и Правительства Москвы Их нашли в ходе работ по программе «Моя улица» в районе Большой Лубянки (площадь

АРЗАМАССКИЕКОРНИ БРАТЬЕВ ЛЯПУНОВЫХ: ОТ МИФОВ К РЕАЛЬНОСТИ Пакшина Н.А. Арзамасский политехнический институт (филиал) НГТУ им. Р.Е. Алексеева МИФ I. ВЛАДЕЛЕЦ ВОДОВАТОВА Об усадьбах помещиков Мессингов (Водоватово)

ПЛАН мероприятий по проведению Дней Славянской письменности и культуры памяти святых Кирилла и Мефодия 2012 год п/п Наименование мероприятий Время и место проведения Ответственные за подгото 1 1 / 23 2

Примечания 1 Пиндар. Десятая Пифийская песнь 29 30. Цит. по: Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 633. 2 Киреев С. В поисках вольной жизни. Откуда пришли старообрядцы Уймонской долины? // Мир

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ епископа Орского и Гайского ИРИНЕЯ пастырям, монашествующим и всем верным чадам Орской епархии Русской Православной Церкви 2013/2014 «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех

Рабочая программа учебного предмета «Основы мировых религиозных культур» 4А, 4Б, 4В класс Планируемые результаты освоения учебного предмета знание, понимание и принятие учащимися ценностей: Отечество,

Иерей Виктор Лисюнин, кандидат исторических наук, проректор Тамбовской Духовной семинарии, духовный наставник церковной общины храма мученицы царицы Александры ТГУ имени Г.Р. Державина Святое место, которое

Воронин И.Б. Этюды по вологдоведению О несохранившемся здании богадельни (Советский пр. 62) На углу Советского проспекта и ул. Первомайской, на месте нынешних домов 62 и 64 по Советскому проспекту, до

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 83 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории религий уровня среднего общего образования учителя Дягилева Анатолия Сергеевича

10.2. ФОНДЫ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 10.2.1. Фонды учреждений лесозаготовительной промышленности ЛЕСОПИЛЬНЫЕ ЗАВОДЫ Вологодский уезд Лесопильный завод купца А.П. Беляева, ф. 662, 51 ед. хр., 1904-1917

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СБОРНИКА ДОКУМЕНТОВ «ИСТОРИЯ СТАРООБРЯДЦЕВ (СЕМЕЙСКИХ) В ДОКУМЕНТАХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АРХИВОВ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА (1766-1917 гг.)» Авторство идеи сборника документов по истории старообрядцев

27 июля 2015 1050 Патриарх Кирилл освятил князь-владимирский храм Свято- Тихоновского университета Фото: rublev.com Домовый храм в честь святого равноапостольного князя Владимира восстановлен в здании

КАЛЕНДАРЬ ПАМЯТНЫХ ДАТ КОХОМСКОЙ ЗЕМЛИ на 2014 год (дополненный на 15.11.2013) КАЛЕНДАРЬ ПАМЯТНЫХ ДАТ на 2014 15 февраля 1719 г. 295 лет Село Кохма с деревнями перешла в фактическое распоряжение промышленной

Церковь в села Шиньша. История Казанско-Богородицкой церкви в с. Шиньша. В давние времена село отличалось от деревни именно тем, что в нем стояла церковь. В селе Шиньша первоначально деревянная церковь

Синельников С.П. ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ОБ ОБСУЖДЕНИИ ВОПРОСОВ ПРАВОСЛАВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ВСЕРОССИЙСКОМ СЪЕЗДЕ ДУХОВЕНСТВА И МИРЯН В МОСКВЕ (1 12 ИЮНЯ 1917 г.) Самым значительным и масштабным по числу