Домой / Утепление жилища / Э мошковская кому хорошо. Птичка певчая

Э мошковская кому хорошо. Птичка певчая

Мошковская Эмма Эфраимовна
15 апреля 1926

Она получила профессию оперной певицы, но всю жизнь писала стихи для детей.

Эмма Эфраимовна Мошковская российская детская писательница и поэтесса родилась в Москве 15 апреля 1926 года. В 1954 году окончила музыкально-педагогическое училище имени Гнесиных по классу вокала (меццо-сопрано). Работала в Архангельской филармонии, затем - в оперно-хоровой студии при Московской консерватории.

В 1961 году были напечатаны первые стихи Мошковской в журналах «Мурзилка», «Пионер», «Вожатый». Ее стихи сразу получили положительные отзывы от С. Я. Маршака и К. И. Чуковского. В 1962 году Эмма Эфраимовна выпустила первый сборник стихов для детей «Дядя Шар». За ним последовали более 20 сборников стихов и сказок для дошкольного и младшего школьного возраста. В 1967 году Эмма Мошковская стала членом Союза писателей.

Кроме стихов она писала прозу, сказки, занималась переводами. Стихи были переведены на разные языки мира. Многие из них стали песнями («Двойка», «Окно», «Тараторы»). Песни на стихи Мошковской до сих пор можно услышать в исполнении «звезд» отечественной поп- и рок-музыки (например, Федора Чистякова и Сергея Мазаева).

«Бывают такие певчие птички, которым все нипочем. Холодно, а она чирикает. Дождь, мерзкая погода, а она знай чирикает. Ее посади в клетку, она и там беззаботно чирикает. Что и как она чирикает, безразлично. Главное, чирикать, чирикать и чирикать.
Со стороны Эмма Мошковская могла показаться такой певчей птичкой. Тем более что по профессии она и была певицей. Да и стихи ее, казалось, лились на бумагу слово за словом, строка за строкой сами собой. Эмма писала много и, на первый взгляд, легко. На самом деле и жизнь у нее была не сладкой, и уж беззаботной певчей птичкой никак ее не назовешь. Просто все стихи Мошковской, даже не совсем удачные, всегда были настоящей поэзией, которую вдыхаешь, как воздух».
Леонид Яхнин

Идёт бyльдог,
Две пары ног,
Приплюснyт нос,
Обрyблен хвост,
На шею емy дали
большие
медали.

Идёт бyльдог,
Идёт бyльдог,
Хозяйка держит поводок.
Хозяйка малолетняя,
На ней -
Панама летняя.

Ветром сдyло ей панамy!
За панамой
Надо прямо,
Премированный бyльдог
От панамы
Тянет вбок,
Тянет вбок,
Тянет вбок,
Вырывает поводок!..
Панама,
Панама,
Вкатилась в лyжy прямо.
Панама,
Панама,
Что скажет наша мама?..
Идёт бyльдог,
Идёт бyльдог
Звенит медалями бyльдог.
Бyльдог такой yродливый,
Такой неповоротливый!
Медали,
Медали,
Блестят его медали,
Медали,
Медали,
За что их только дали?..

Разделы: Начальная школа

Цели урока:

  1. Учить детей, опираясь на текст, рассуждать и делать выводы о характерах и взаимоотношениях героев рассказа.
  2. Продолжить работу над формированием умений и навыков осознанного и выразительного чтения, развивать устную речь школьников.
  3. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и окружающему миру.

Задачи урока:

  • после того как школьники прочитают первую часть, побудить их перечитывать и просматривать текст, для того, чтобы обосновать свои ответы на вопросы;
  • подвести к выводу о том, что рассказ написан от имени мальчика Фили, который одновременно является и героем-рассказчиком и главным героем;
  • после полного прочтения рассказа, побудить их коротко пересказать события, которые изменили отношение главного героя к медузам;
  • в ходе обсуждения подвести детей к мысли, что для главного героя сильнее неприязни к медузам оказалась любовь к миру природы, сострадание к живому существу;
  • обсудить, почему рассказ помещён именно в эту главу.

Материалы к уроку:

  • рисунки детей, фотографии медуз,
  • музыка “Шум моря”,
  • сообщения детей о медузах,
  • толковый словарь.

Ход урока.

1. Вводная беседа.

Какой раздел мы изучаем на уроках литературного чтения?

Как вы понимаете эти слова?

Какие произведения этого раздела мы уже изучили?

Чему научили вас герои этих произведений?

Что особенного вам запомнилось из этих произведений? Что поразило больше всего?

На доске тема нашего урока. Давайте составим прогноз на урок.

О чём мы будем говорить на уроке? Какова цель нашего урока? Чему мы будем учиться?

2.Работа с дополнительным материалом.

К уроку ребята подготовили рисунки и сообщения. Рассмотрите рисунки. Кто из вас сам видел медуз на море?

Послушайте сообщения ребят.

3. Знакомство с произведением.

Учебник. Н. А. Чуракова. Литературное чтение. Часть 1.3класс, с148-149.

Читают подготовленные учащиеся.

4. Физминутка. Музыка.

К морю синему спустились
Наклонились и умылись
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе - раз, это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все как один –
Плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

5. Анализ прочитанного. Выборочное чтение.

Блок вопросов №1 (в учебнике).

О ком этот рассказ? Какого они возраста? Их имена? Кто главный герой?

Можно ли брата и сестру назвать наблюдательными? Они дружны или нет?

С твоей точки зрения, Филя способен нанести медузам вред? Он согласился бы на то, чтобы медуз уничтожили и он смог бы купаться? Обоснуй своё мнение.

6. Продолжение знакомства с произведением.

Чтение текста с 149-151.

7.Продолжение анализа прочитанного. Блок вопросов №2, с 151 в учебнике.

Что заставило Филю изменить своё отношение к медузам? Что в душе у мальчика оказалось сильнее физической неприязни к медузам, сильнее страха перед ними?

Как бы вы поступили на месте Фили? С кем из мальчиков вы стали бы дружить? Кому из вас приходилось сталкиваться в море с медузами? Как вы реагировали на это?

8.Физминутка.

А теперь мы ручейки
Побежим вперегонки
К морю синему спешим
Море синее шумит.
С рыбками поплаваем
С дельфином поиграем
Вернёмся дружно в класс мы,
Вновь став учениками.

9.Подготовка к чтению по ролям. (Музыка)

Работа в парах. Правила работы в парах.

  1. Выбираем капитана
  2. Рассуждаем, обсуждаем, ведём дискуссию шёпотом
  3. Выполняем задания дружно, быстро, правильно
  4. Ставим взаимооценку за сотрудничество
  5. Готовы - показываем знак …
  6. Проверяем: верно ли выполнено задание
  7. Ставим оценку за правильность выполнения задания
  8. Чтение по ролям у доски.

Назовите героев – участников чтения текста.

Правильно ли то, что этот рассказ помещён в данной главе?

Подтвердился ли ваш прогноз на урок?

Какие выводы вы сделали для себя из прочитанного и услышанного на уроке?

Над чем следует поработать дома каждому из вас?

10.Домашнее задание.

Учебник с148-151 чтение по ролям, тетрадь с 46.

Сергей Козлов. Дружба.

11.А итогом нашего урока пусть будет стихотворение из хрестоматии.

Эмма Мошковская. “ Нужен он …”. (Читает ученица наизусть).

Нужен он зимой и летом
И блондинам и брюнетам,
Тонким,
Толстым,
Нужен взрослым,
Нужен взрослым
И ребятам,
нужно, чтобы он был рядом.
Очень – очень – очень нужен,
Если кто-нибудь простужен,
Или просто нету сил,
Или просто загрустил …
Нужен он сию минуту!
Нужен через много лет!
Очень нужно,
чтобы всюду
был Хороший Человек.

11. Оценки за урок.

Ребята, мне приятно было работать с вами. Спасибо всем за участие!

? с. 37 Вспомни произведение Саши Чёрного «Дневник фокса Микки», которое ты прочитал(а) в учебнике. Чьими глазами увиден мир в том тексте? От чьего имени ведётся в нём рассказ?
А от чьего лица написано стихотворение Эммы Мошковской?

«Дневник фокса Микки» написан от имени фокстерьера Микки и мир в нём показан глазами собачки.
Стихотворение Эммы Мошковской написано от имени и с точки зрения мотылька.

? Кем был разбужен мотылёк? Какие строчки в первой части стихотворения помогли тебе догадаться? На чём сидел мотылёк и почему ему стало жарко? Что он называет «солнцем в тёпленьком пузырьке»? Кого и какие предметы мотылёк видит с высоты своего полёта? Подтверди ответ строчками из текста.
? А кого и что он разглядывает вблизи? За кем мотыльку нравится наблюдать больше всего? Из каких строчек это видно?

Мотылёк был разбужен обитателями комнаты, где он жил, а точнее, – школьниками, которые «…солнце включили и долго уроки учили». Обыкновенная лампочка кажется мотыльку «солнцем в тёпленьком пузырьке». С высоты своего полёта мотылек видит не только детей, которые учат уроки, но и бабушку, вяжущую чулок, играющую в куклы маленькую девочку – «внучку», маму с пышками. Однако больше всех мотылёк любит детей, делающих уроки: «Как я люблю ваши лица! // Я долго на них гляжу…», «…я для вас пляшу», «…я любопытен! Я бы узнал, что вы сейчас проходите!». Поинтересуйтесь у ребят, а они обращали когда-нибудь внимание на «танец» мотыльков вокруг вечерней лампочки? Можно вообразить, что мотыльки не просто летят на огонь, но хотят лучше разглядеть лица людей, понаблюдать за тем, чем они занимаются, выказать свою любовь, станцевав людям?

? Как ты думаешь, поэтессе удалось показать мир с точки зрения мотылька? Какими качествами нужно обладать, чтобы это получилось?

- Необычный мир получается, когда всё вокруг кажется человеку одушевлённым и живым, — сказала Маша.

Убедительно ли Эмма Мошковская описала мотылька, его любопытство, его любовь к живущим рядом? Поэтесса наблюдательна? Хорошее ли у неё воображение?
Ведь это – именно те качества, которые и позволяют увидеть окружающий мир живым и необыкновенным.

Эмма Мошковская. Стихи для детей

Мошковская заняла особое место в детской литературе. Ее стихи для детей были самобытны и своеобразны. Мошковская действительно была российской детской писательницей и поэтессой. Читая стихи для детей Мошковской может показаться, что их написала не взрослая поэтесса, а маленький ребенок. В начале творческого пути Мошковская получила одобрение Маршака. Вот что писал Самуил Яковлевич о начинающем авторе: « Эмма Мошковская - один их наиболее одаренных молодых поэтов, пишущих для детей. У нее есть то главное, что нужно детскому поэту: подлинная, а не наигранная веселость, умение играть с детьми, не подлаживаясь к ним». В 1962 г. Мошковская выпустила первый сборник стихов для детей «Дядя Шар», за которым последовали более 20 сборников стихов и сказок для детей. На стихи Мошковской писали песни советские композиторы. До сих пор творчество Мошковской не оценено по заслугам, хотя книги ее стали вновь появляться, и многие понимают, что она – большой и самобытный поэт. ;

Эмма Эфраимовна Мошковская (1926-1981) - российская детская писательница и поэтесса. Родилась в Москве. В 1954 году окончила музыкально-педагогическое училище имени Гнесиных по классу вокала (меццо-сопрано). Работала в Архангельской филармонии, затем - в оперно-хоровой студии при Московской консерватории. В 1961 г. опубликовала свои первые стихи в журналах «Мурзилка», «Пионер», «Вожатый». Ее произведения получили положительные отзывы от С. Я. Маршака и К. И. Чуковского. В 1962 г. выпустила первый сборник стихов для детей «Дядя Шар». За ним последовали более 20 сборников стихов и сказок для дошкольного и младшего школьного возраста. В 1967 году Эмма Мошковская стала членом Союза писателей. Помимо стихов она писала прозу, сказки, занималась переводами. Ее стихи, тонко передающие мироощущение ребенка, оттенки детских переживаний, неоднократно переиздавались, были переведены на разные языки мира. Благодаря музыкальности и ритмичности многие из них стали песнями («Двойка», «Окно», «Тараторы»). Песни на стихи Мошковской до сих пор можно услышать в исполнении «звезд» отечественной поп- и рок-музыки (например, Федора Чистякова и Сергея Мазаева).