Домой / Утепление жилища / Логопедическое занятие подготовительный этап звук с. Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Звук » (подготовительный этап)

Логопедическое занятие подготовительный этап звук с. Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Звук » (подготовительный этап)

Разработала учитель - логопед Толстик Л. А.

Коррекционно-образовательные задачи: выработка правильного артикуляционного уклада звука Р.

Коррекционно-развивающие: развивать фонематические представления , создать условия для развития фонематических процессов, упражнять в определении наличия и места звука в слове, способствовать развитию общей, ручной и артикуляторной моторики; развивать речевое дыхание, память, слуховое внимание.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать внимательность, усидчивость.

Оборудование: зеркало, профиль артикуляции звука Р, предметные картинки, компьютер, логопедическая программа «Игры для Тигры», микрофон.

Ход занятия

Подготовительный этап.

1. Организационный момент.

Вспомним наше правило.

Говорим всегда красиво,
правильно, неторопливо
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Все правильно и внятно
Чтоб всем было понятно.

Рассмотри картинки и отложи те, в названии которых есть звук р.

2. Сообщение темы и цели занятия.

Сегодня мы продолжим работу над звуком р и попытаемся вызвать у тебя этот звук. Чтобы подготовить язычок к работе, выполним артикуляционную гимнастику.

3. Артикуляционная гимнастика.

Проснулся язычок рано утром. Посмотрел вниз: нет ли там луж, не выросла ли там травка, какие там цветочки? Вправо-влево, вот так. Рот открыт, облизывать нижнюю губу вправо-влево широким языком. (Повторить 8-10 раз).

Посмотрел язычок вверх: светит солнышко или идет дождик? Вправо-влево, вот так. Рот открыт, облизывать верхнюю губу широким языком. (Повторить 8-10 раз.)

Очень любил язычок вкусное сладкое варенье. Вкусное варенье находится на верхней губе. Язычок стал его слизывать. Вот так. Высунуть широкий язык, облизывать верхнюю губу, попеременно присасывая ее широким языком, а затем убирать язык в глубь рта. (Повторить 10-15 раз.)

Наелся язычок, пошел кормить своих животных. Сначала он пошел кормить индюков. Индюки, когда они были голодные, болтали. Вот так: бл, бл, бл. Рот приоткрыт. Положить язык на верхнюю губу. Широкий передний край языка производит движение по верхней губе вперед-назад, не отрывая язык от губы (как бы ее поглаживая). Темп движений постепенно ускоряется от медленного к быстрому, добавляется голос. При этом слышатся звуки, похожие на возгласы рассерженного индюка. (Повторить 8-10 раз.)

Потом он пошел кормить свою лошадку. Увидела его лошадка, зацокала копытами. Вот так. Рот приоткрыт. Присосать язык к небу, щелкать языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом темп ускорить. (Повторить 10-15 раз.)

Напоил язычок свою лошадку. Стала она фыркать. Вот так. Широкий расслабленный язык находится между губами. Производится сильный выдох на кончик языка. При этом губы и кончик языка вибрируют. Для получения вибрации губами при этом производится звук, похожий на кучерское “тпру”. (Повторить 10-15 раз.)

Запряг язычок лошадку и поехал. Ехал-ехал и увидел там много-много грибов. Вот такие росли там грибы. Раскрыть рот, присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. В отличие от упражнения “Лошадка” язык не должен отрываться от неба. (Повторить 10-15 раз.)

Приехал язычок домой, телевизор включил. А там играла балалайка. Вот так. Рот приоткрыт, язык находится на верхней губе и очень быстро движется вправо-влево, производя движение со звуком, напоминающим звучание балалайки. Упражнение выполняется в течение 10-15 с.

Потом язычок увидел по телевизору, как на параде шли барабанщики и стучали в барабаны. Вот так. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка постукивать по альвеолам за верхними зубами, многократно и отчетливо повторяя: “Дын-дын” или “Ды-ды”, имитируя различные ритмы в медленном и быстром темпе. Упражнение выполняется в течение 10-15 с.

Основной этап

1. Анализ артикуляции перед зеркалом. Характеристика звука.

Язычок мы подготовили. Ты молодец! У тебя все замечательно получилось!

Посмотри на меня как я его произношу звук р. Рассмотрим профиль этого звука.

Какое положение принимают губы? (губы открыты)

А зубы? (зубы сближены, но не соприкасаются)

Как работает кончик языка? (кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и вибрирует)

Где проходит воздушная струя? (воздушная струя идет по середине языка)

Когда ты произносишь звук р, есть преграда во рту? (да)

Значит, какой это звук?

Глухой или звонкий? (звонкий)

Проверим. Положи руку на горлышко и скажи, что ты чувствуешь? (я чувствую дрожание)

Какой этот звук еще может быть? (твердый или мягкий)

2. Физкультминутка.

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.

(подскоки на правой ноге)

И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.

(подскоки на левой ноге)

По тропинке побежим,
До лужайки добежим.

(бег на месте)

На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.

(прыжки на месте на обеих ногах)

Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем.

(ходьба на месте)

3. Упражнения на дыхание. Работа с компьютерной логопедической программой «Игры для Тигры»

Для правильного произношения звука р нужно уметь делать сильный выдох. Потренируемся делать его с помощью упражнений от Тигренка. Займи удобное положение, вытяни ноги вперед, руки расслабь и положи на колени, наклонись к микрофону (ребенок выполняет упражнения из модуля «Дыхание»)

Первое упражнение - «Кораблики». Помоги тигренку пустить бумажные кораблики в плавание. Постарайся сделать длительный плавный выдох.

Следующее упражнение - «Воздушный змей». Запусти воздушного змея и он тебе улыбнется! Выдыхай медленно и плавно.

4. Постановка звука Р механическим способом от сохраненной фонемы Д.

Замечательно получилось!

Взрослый дятел стучит по дереву жестко и твердо (д-д-д-д). Произнеси быстро длинный ряд дддд (В это время соской, подложенной под кончик языка, производим частые колебательные движения из стороны в сторону, получается рокот, характерный для произношения звука Р)

5.Развитие фонетического слуха. Работа с компьютерной логопедической программой «Игры для Тигры»

Хлопни в ладоши если услышишь звук Р, а; и; у; р; с; и; а; р; м; н.

Топни ногой когда услышишь звук Р в слогах: са-ра-на-вы-ры-два-дра.

Подними руку, если услышишь звук Р в словах: грузовик, автобус, вертолет, ракета, такси.

Теперь выполни упражнение «Цирк». Послушай голоса животных и определи, чей голос прозвучал.

Разложи картинки в вагончики поезда, определив место звука Р в словах (ученик выполняет упражнение «Поезд» из блока «Фонематика»)

6.Закрепление звука Р со стечением согласных в слогах с сочетанием ДР

Потренируемся произносить звук р. Повторяй за мной:

ДР…А - ДР…А - ДР…А

ДР…О - ДР…О - ДР…О

ДР…У - ДР…У - ДР…У

ДР…Ы - ДР…Ы - ДР…Ы

(во время выполнения упражнения производим колебательные движения соской)

Заключительный этап.

1. Физкультминутка

Потрудились - отдохнем,

(ходьба на месте)

Встанем, глубоко вздохнем.

(потягивания)

Руки в стороны, вперед,

(Повороты туловища)

Влево, вправо поворот.

(наклоны влево-вправо)

Три наклона, прямо встать.

(приседания)

Руки вниз и вверх поднять .

(прыжки)

Руки плавно опустили,

(ходьба на месте)

Всем улыбки подарили.

2. Итог занятия

Чему мы сегодня учились на занятии? (Сегодня мы учились произносить звук Р)

Что происходит с губами, зубами, языком? (Губы открыты, зубы сближены, язык упирается в бугорочки за верхними зубами, кончик языка приподнят)

Дай характеристику этому звуку (Звук Р - согласный, звонкий может быть твердым и мягким)

3. Домашнее задание

Дома тренируйся произносить раскатистое длительное ДР с помощью соски.

Подведение итога всего занятия, оценивание успешности, работоспособности ученика, рекомендации и пожелания.

Спасибо тебе за занятие.

Екатерина Малина
Конспект индивидуального занятия. Звук [С]. Подготовительный этап

ЦЕЛЬ:

Подготовка артикуляционного аппарата для постановки звука [с]

ЗАДАЧИ:

1. Продолжать учить выполнять артикуляционные упражнения для звука [с] в полном объеме.

2. Формировать длительную направленную воздушную струю.

3. Упражнять в различении слов, близких по звучанию.

4. Формировать умение определять наличие звука [с] в ряду звуков.

5. Закрепить названия овощей, фруктов и соответствующиеобобщающие понятия.

6. Формировать умения образовывать относительные прилагательные.

7. Развивать мимическую выразительность, память, внимание,целостное восприятие, мелкую моторику.

ОБОРУДОВАНИЕ

картинки из сказки «Теремок; картинки для упражнения «Обед»: кастрюля (суп) - горох; салатник (салат) - морковь; тарелка (пюре) - карто­фель; чашка (компот) - груша; пироги - яблоко; предметные картинки (кость, кастрюля, сосиска); разрезная картинка с изображением овощей.

Слайд 3

Здравствуй, садись поудобней перед ноутбуком, сегодня мы будем рассказывать сказку.

Ты узнал эту сказку? Как она называется? А каких персонажей сказки ты видишь? Начни со слов я вижу:

Давай улыбнемся нашим персонажем и я начну рассказывать сказку, а ты мне будешь помогать.

Слайд 4

Стоит в поле теремок, стоит он за забором (упражнение «Забор» !

Слайд 5

Бежит мимо мышка-норушка. Постучалась, а ей никто не отвечает. Тогда мышка попробовала дверь открыть (упражнение «Ворота»).

Слайд 6

Дверь открылась. Мышка сначала испугалась, давай покажем как она испугалась, потом удивилась, покажи, а потом обрадовалась, как мышка обрадовалась?.

Слайд 7

Вошла в теремок и стала там жить. Навела в теремке порядок (упражнения «Покусаем язычок, «Пошлепаем по язычку») и села отдохнуть (упражнение «Лопата»).

Слайд 8

Прыгала мимо лягушка-квакушка. Увидела теремок, остановилась на крылечке (упражнение «Лопата»). Лягушка – квакушка спрашивает: «Кто в теремочке живет?» (Ребенок помогает произносить фразу.)

Слайд 9

Мышка впустила лягушку, стали они вместежить. Растопили печку (ребенок дует на кончик широкого языка, стали обед готовить

Слайд 10

Давай посмотрим, что у них сегодня на обед. Суп из гороха, какой он?. (Гороховый.)

Слайд 11

Пюре из картофеля, какое?. (Картофельное.)

Слайд 12

Салат из моркови, какой?. (Морковный.)

Слайд 13

Компот из груш, какой?. (Грушевый.)

Слайд 14

Пироги из яблок, какие?. (Яблочные.)

Слайд 15

Поели Лягушка и Мышка-норушка, и захотели поспать (Упражнение «Язычок спит на кроватке». Опускание спинки языка. Кончик языка прижать к нижним резцам, спинку опустить.)

Слайд 16

Уснули. Снится мышке – норушке как маленький мышонок плачет, а мама мышка поет ему колыбельную. А-А-А-А

Слайд 17

А лягушке –квакушке снится как у маленького лягушонка зубки болят и он стонет О-О-О

Слайд 18

А вот и едет на паровозике стоматолог, лягушонку зубки лечить У-У-У-У

Слайд 19

Скакал мимо заяц. Песенки пел. То песенку такую споет ФФФФФ (длительный выдох, то такую Т-Т-Т. (короткий выдох). Вдруг налетел опять ветер сильный (дуем через трубочку). Во время зайчик увидел теремок. Остановился и говорит: «Пустите меня в теремок»(ребенок говорит как зайчик). А у него с собой полная корзинка фруктов.

Слайд 20

Пальчиковая игра «Фрукты»

Вот у зайца

Димочки Фрукты в корзиночке:

Яблоки и груши.

Угощайтесь, кушайте!

Персики и сливы,

Спелые, красивые!

Посмотри-ка на ранет!

Вкуснее этих фруктов нет!

Слайд 21

Корзинка тяжелая, нелегко зайцу было ее нести (ребенок дует на кончик широкого языка).

Слайд 22

Стал зайчик проситься в теремок, пустили зайца в теремок и стали жить все вместе.

Слайд 23

Устал Зайчик с дороги и пошел спать. «Спи, глазок, спи, другой. Спит правый глаз - просыпается. Спит левый глаз - просыпается». Поочередное открывание и закрывание глаз.

Слайд 24

А в это время бежит мимо лисичка-сестричка. Бежит, хвостиком следы заметает (упражнение почистим зубки)

Слайд 25

Мечтает она о вкусном обеде. Покажи, о чем мечтает лисичка, тогда когда услышишь правильное слово

Кофть - тость - кошть - кость.

Чупчик - тупчик - суптик - супчик.

Шошишка - соситка - фосифка - сосиска.

Слайд 26

Увидела лисичка теремок, постучалась (ребенок проговаривает нужную фразу) и попросилась в теремочке жить. Пустили ее в теремок.

Слайд 27

Стала лисичка в теремочке жить не тужить. Вот пришла ночь. Надо свечку зажечь. Светло в теремке стало, а за окном буря поднялась, воет (Упр. «Воет буря». Поднести к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуть. Если при этом появляется шум, значит, воздушная струя направлена правильно.)

Слайд 28

На утро бежит мимо волчок - серый бочок, несет с собой какой-то мешок. Не удержал, уронил мешок, все из него рассыпал.

Помоги волчку все собрать (ребенок собирает разрезную картинку «Овощи»).

Что же уронил волчок? Как это назвать одним словом? (Называет.)

Слайд 29

Постучался волчок Ребенок проговаривает нужную фразу). Пустили его в теремок.

Слайд 30

Захотелось волчку покататься с горке на велосипеде и помчался он (Упр «Велосипед спустился с горки». Улыбнуться, опустить кончик языка за нижние зубы, спинку поднять «горочкой». Сделать выдох.

Выработка продолжительного сильного выдоха при длительном произнесении звукосочетаний иффффф, ыффффф.

Слайд 31

Нравится волку кататься на велосипеде (Упр. Губы в улыбке (счет до 10).

«Велосипед едет по кочкам». Поочередное поднимание вверх углов рта (с помощью и без помощи рук).

Слайд 32

Но тут пришел большой. медведь. Остановился около теремка (упражнение «Лопата») и громко постучался. (Проговаривает нужную фразу громким, сердитым голосом.)

Слайд 33

Спрятались все звери в теремке, боятся медведя (удерживает кончик языка за нижними зубами). Не пустили медведя в теремок. Тогда он полез на теремок. Заскрипел теремок: с-с-с. Как только услышишь, что теремок скрипит, крикни громко зверям: «Убегайте!» Слушай внимательно: ф, с, ш, т, з, с.

Слайд 34

Сломал медведь теремок (дует на кончик широкого языка, но ты помог зверям, предупредил их. Никто не пострадал! Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец! А кто рассказывать ее помогал, тот - умница! Понравилась тебе сказка? Что тебе запомнилось или понравилось делать на занятий?

Публикации по теме:

Конспект физкультурного занятия в подготовительный период обучения игре «Баскетбол». Старшие дошкольники (6–7) Программное содержание: 1. Упражнять в ходьбе и беге с выполнением различных заданий с мячом. 2. Закреплять умение передавать, ловить мяч.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Лошадка» Конспект индивидуального логопедического занятия. «Лошадка». Цель: усвоение и расширение словаря по теме. Задачи: Образовательные: расширять.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук [ш]» Цель: автоматизировать звук [Ш] в слогах, словах. Задачи: 1. закрепить артикуляционный уклад звука [Ш]; 2. закрепить умение характеризовать.

Тема: «Оденем мишку на прогулку». Адресат: воспитанник 5 лет с ОНР 3 уровня. Объект: речевое развитие детей. Предмет: коррекция звукопроизношения.

Конспект индивидуального занятия в младшей группе для детей с нарушением слуха «Звук [П]» Тема: «Звук «П». Различение на слух звукоподражаний и неречевых звучаний». Цели: 1. Развивать речевое дыхание, побуждать произносить звук.

Конспект НОД по физической культуре «Путешествие в осенний лес» (подготовительный возраст) НОД ФИЗРА (физическое развитие) Подготовительная группа Тема: «Путешествие в осенний лес» Задачи: Оздоровительные: Способствовать: - формированию.

Конспект занятия с детьми коррекционной группы (подготовительный возраст) ОНР «Путешествие в весенний лес» Лексическая тема: "Весна" Грамматическая тема: Образование притяжательных прилагательных. Логопедическая тема: Развитие фонематического,.

Мастер класс «Занятие по обучению чтению по методике Н. Зайцева» Подготовительный этап. Подготовительная группа МКДОУ Бутурлиновский детский сад общеразвивающего вида №8 Бутурлиновского муниципального района Воронежской области Мастер-класс для.

Конспект индивидуального занятия подготовительного этапа для звука [c]

Цель: подготовить артикуляционный и слуховой аппараты к постановке звука [c]

Задачи:

  1. Коррекционные: выработка нижнего положения кончика языка развитие артикуляционной моторики,
  2. Развивающие: формирование сильной и направленной воздушной струи,

Развитие фонематического анализа,

Развитие фонематического восприятия,

  1. Воспитательные: воспитание самоконтроля, самооценки.

Оборудование: предметные картинки, игра на дыхание «вини-пух и пчелки»

Ход занятия:

Винни идет в гости к своему другу-Пятачку, но дорога его лежит через густой лес. Чтобы пройти через этот лес необходимо выполнить задания, давай поможем Винни?

Лопаточка : язычок наш, как лопатка:

Горка : выше, горка, поднимись Колесо : покатилось колесо

Трубочка

  1. Я сейчас тебе буду петь разные песенки, а ты, если услышишь песенки водички «ссс…» хлопни в ладоши: ж, м, ш, в, а, с, у, р, ц, с,
  2. Артикуляционная гимнастика: давай с тобой разомнем наш язычок.

Лопаточка : язычок наш, как лопатка:

Закругленный, плоский, гладкий

Горка : выше, горка, поднимись Колесо : покатилось колесо

Мы помчимся с горки вниз! отвалилось, вот и все…

Трубочка : трубочка, гуди сильней колесо, вернись назад,

Созовем мы всех друзей! пожалей мой самокат!

  1. Посмотри, Винни нес пятачку бочонок с медом, но налетели пчелы и собираются съесть весь мед, давай их прогоним (сдуть пчелок, сначала просто, затем через трубочку)
  2. Посмотри, лесные жители приготовили для Винни еще одно задание. Нужно найти все картинки со звуком [с] и определить, в начале, середине или конце находится звук?
  3. Артикуляционная гимнастика: давай с тобой разомнем наш язычок.

Лопаточка

Конспект индивидуального логопедического занятия

Подготовительный этап к постановке звука [с]

Цели:

    Уточнение акустико-артикуляционных характеристик звука [с].

    Выработка определенных положений органов артикуляционного аппарата, для правильного произношения звука [с].

    Выработка длительной направленной воздушной струи.

    Развитие мелкой моторики.

    Развитие внимания, памяти.

Оборудование: зеркало; карандаш; ватный шарик; маленький шарик; развивающая игра «Подбери по смыслу».

Ход занятия:

    Организационный момент

Инструкция: Здравствуй! Какое у тебя настроение? Сегодня будем с тобой выполнять упражнения для твоего язычка, чтобы он был у тебя сильным и послушным. Но прежде, чем мы приступим к упражнениям для твоего язычка, мы разомнем твои пальчики, чтобы они тоже были послушными и ловкими.

Пальчиковая гимнастика:

А) «Пальчики здороваются» - соприкосновение по очереди подушечек пальцев правой и левой руки (большой с большим, указательный с указательным и т. д.), а затем «Крепкое рукопожатие» - надавливание подушечек пальчиков.

Б) «Солнечные лучи» - разжимание пальцев, не расцепляя «замка».

В) Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.

Г) Маленький шарик положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.

2 . Уточнение акустику-артикуляционных характеристик звука [с], выработка артикуляционного уклада и длительной направленной воздушной струи.

Артикуляционная гимнастика:

А) «Улыбка»

Б) «Заборчик» - верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.

В) «Научим язычок слушаться» - приоткрыть рот, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу. Пошлепывая язык губами, произносить «пя, пя, пя» на одном выдохе.

Г) «Широкий язык» - улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать язык на губе, так, чтобы края касались уголков рта. Губу не подворачивать, не напрягать. Удерживать так язычок под счет до 5.

Д) «Почистим зубки» - Улыбнуться и поводить языком по внутренней стороне нижних зубов из стороны в сторону, потом вверх-вниз.

Е) «Язычок силач» - Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, язык упирается в зубы. Напрягать язык под счет до 5.

Ж) «Загнать мяч в ворота» - улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произносить длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.

З) «Сдуй снежинку» - улыбнуться, положить широкий передний края языка на нижнюю губу и, как бы длительно произносить звук [ф], сдуть ватный шарик – «снежинку» с ладони.

3. Развитие внимания, памяти.

Игра «Подбери по смыслу».

Инструкция: навози все предметы, нарисованные в игре. Подбери парную картинку по смыслу к каждому предмету на больших картах и объясни, почему они подходят друг другу.

4. Итог занятия

Мы с тобой сегодня занимались, ты выполнял все правильно, был внимательным, молодец!

Материал: картинки с изображением перелетных птиц (аист, журавль, ласточка, скворец, грач и др.).

Развитие пространственного восприятия. Релаксация

Посмотри и скажи, где находится аист - перед тобой или за тобой? Посмотри, какая птица находится за тобой? Какую птицу ты видишь слева, справа?

Птицы готовятся к полету. Покажите, какие у них сильные крылья (напряжение).

Имитация полета (расслабление).

Развитие моторики пальцев рук

Сорока, сорока,

Сорока-белобока.

Кашу варила,

На порог скакала,

Гостей скликала.

Гости во двор -

Кашу на стол.

Этому - на тарелочке,

Этому - на блюдечке,

Этому - в чашечке,

Этому - в мисочке,

А этому ничего не дала.

Ты воды не носил,

Ты каши не варил.

Вот тебе ложечка -

Свари себе кашку.

Тут пень,

Тут колода,

Тут дрова,

Тут горячая вода.

Массаж или самомассаж

Упражнение на дыхание

Выработка правильного диафрагмального дыхания. Игровое задание «Шарик - ямочка».

Сделай глубокий вдох. Твой животик стал похож на мячик. Выдохни воздух - образовалась ямочка.

Статическое упражнение на развитие ротового выдоха. «Наступила осень, задули ветры сильные. Ослабел ветер, дует легкий ветерок». Дутье на листочки.

Мимико-артикуляционные упражнения

Изобрази грустных аистов. Покажи, как им не хочется покидать родные края. Улыбнись, передай им свое хорошее настроение.

Упражнения для губ

«Птенчики широко открыли клювы и просят пищу».

Летом птенчики были маленькие, им мама-птица приносила пищу. Покажите, как они открывали клювики.

Открыть широко рот, как при произнесении звука [а]. Челюсти напряжены и неподвижны, зубы открыты на ширину полутора пальцев. Язык уложить на дно ротовой полости. Удерживать это положение под счет до 5, затем до 7. Закрыть рот.

«Зеленый дятел прощается с соловьем». Кончик языка лежит за нижними зубами. Произнести звукосочетания киэй-киэй-киэй. Раскрыть рот, улыбнуться, обнажая все зубы. Удерживать губы и зубы в таком положении под счет до 5, затем закрыть рот.

Упражнения для языка

«Язычок пролезает сквозь дверную щелочку. Он хочет попрощаться с птицами». Покусывание кончика языка зубами с выдвижением его вперед. Поднимание и опускание кончика языка вверх-вниз.

«Клювы разных птиц».

Покажите, какой широкий клюв у утки.

Широко открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать под счет до 5-7.

«Клюв аиста».

Высунуть изо рта узкий и острый язык. В случае затруднений предложить ребенку дотянуться языком до конфеты или другого предмета.

«Песенки птенчиков». Как-то раз, летом, на лесной полянке птенчики учились петь. Произнесение звуков: а-ааа, о-оооо, у-уууу, ы-ыыыы; с утрированной артикуляцией, с изменением силы и высоты голоса.

Развитие фонематического восприятия

Игра «Поймай звук». Произносятся звуки [с], [з], [л, [з], [ш], [ж], [л] и др. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит звук [л].

Есть ли звук [л] в словах лунь, ласточка, сидел, махал, дятел, соловей ?