Домой / Водоснабжение / Можно ли читать намаз раньше. Время намаза

Можно ли читать намаз раньше. Время намаза

Все мы время от времени болеем и переживаем определенные проблемы со здоровьем. Это естественно, но иногда, предаваясь лишь своей болезни, мы забываем о поминании Всевышнего Аллаха. Мы пренебрегаем своим намазом, когда болеем, так как единственное, что нас волнует – это скорейшее выздоровление. Какими не были обстоятельства, намаз обязателен для каждого мусульманина. Тем не менее, кто имеет вескую причину в период болезней и не может стоять во время обязательного намаза, тому разрешено читать намаз в сидячем положении. Если он не может сидеть, ему разрешено совершать намаз лежа, повторяя движения руками.

В Коране сказано: «Когда вы завершите намаз, то поминайте Аллаха стоя, сидя или лежа на боках. Когда же вы окажетесь в безопасности, то совершайте намаз. Воистину, намаз предписан верующим в определенное время» (4:103).

Ислам – гибкая религия, она не пытается отяготить человека и лечь на него тяжким бременем. Она не категорична в своем проявлении и предоставляет облегчение. Поскольку послушание Аллаху в зависимости от физической возможности.

В хадисе сказано: «Молись стоя, а если не сможешь, то сидя, а если не сможешь, то на боку».

Также в другом хадисе сказано: «Совершай намаз на земле, если ты в состоянии сделать это. А в противном случае жестикулируй и нагибайся при совершении земного поклона ниже, чем ты это делаешь при совершении поясного поклона».

Если человек слишком слаб, чтобы стоять, он совершает намаз сидя и делает поясные и земные поклоны в этом состоянии. Делая поясной поклон, он должен наклоняться вперед так, чтобы его лоб оказался напротив колен.

Если человек не в состоянии сидеть, он должен лечь на спину, опереться о подушку и наклонять туловище и растягивать ноги в направлении намаза, совершая поясные и земные поклоны.

Если же человек не может совершать намаз в полусидячем положении, он должен совершить намаз лежа на правом или левом боку (лучше на правом), повернувшись в сторону киблы.

Если он не может совершить намаз в этом положении, то должен совершить его лежа на спине, направив ступни ног и приподняв голову в сторону киблы. Делая поясной и земной поклон, он кивает головой. Кивок земного поклона больше чем поясного.

Если человек не в состоянии совершить намаз во всех вышеописанных случаях, то он должен молиться, давая знаки глазами и мысленно представлять движения намаза в голове.

Если он не в состоянии и сделать этого, то намаз совершается только сердцем, представляя его в голове.

Если человек в состоянии стоять, но не может делать поклоны и суджуд, тогда ему лучше совершать намаз сидя и кивать во время поклонов.

Если человек, совершивший намаз сидя во время болезни, стал чувствовать себя лучше во время намаза, остальную часть он должен выполнить стоя (естественно, там где это требуется).

Если человек стал совершать дополнительный намаз и почувствовал слабость, ему разрешено опереться о стену или сесть.
Тот, кто потерял сознание на период пяти намазов, должен их восполнить.

Человек никогда не знает, когда наступит его последний намаз, не пренебрегайте священным уединением со Всевышнем, совершайте каждый свой намаз как последний.

Да защитит нас Всевышний от болезней и дарует здоровье для поклонения Ему.

Рейтинг: / 0

Имя: kamilya
Текст вопроса: Assalamu aleykum. Propuskat" namaz iz-za raboty haram, esli net vozmojnosti sdelat" vo vremya raboty? v nemusul"manskoi strane jivem

Ответ:
По шариату у каждого намаза есть определенный промежуток времени, т.е. от и до. У утреннего намаза - начиная от утренней зари до восхода солнца, у дневного намаза - с момента, когда солнце сходит с зенита и до намаза асра, у асра время начиная от двух теней по мазхабу Абу ханифы(у некоторых намазов когда величина тени предмета равна длине самого предмета - до одной тени) до захода солнца. У Магриба(Ахшам) время от захода солнца до момента, когда исчезает на небосводе белое зарево(шафак), у последнего намаза аль-Иша время от того момента, когда заканчивается белое зарево до времени утреннего намаза. Мы это все перечисляли для того, что бы нашим читателям напомнить, что у каждого намаза есть свой промежуток. Слов нет, и это не оспоримо, что читать намаз в первое время, т.е. как только время заходит - это на много больше саваба, воздаяния. Но, если человек занят работой, дежурством то ему придется читать потом, но в указанный промежуток времени. Вполне такое наблюдаю, не только в России, но и в мусульманских странах. Например, если дежурный человек стоит у ворот мечети аль-Харам он во время намаза не может никак присоединиться к джамагату, т.к. стоит на посту, и эти люди читают намаз уже после джамагата.

Так же из данного вопроса, Камилла, если человек занят какой-либо работой, то он должен помнить, что у него есть промежуток, в которой он должен успеть прочитать. Если он даже не может сунну, хотя бы минимум аль-фард должен прочитать в любом случаи. Если вообще никак не может прочитать в указанный промежуток, ученые дают такую фетву - продолжать работать, по мере возможности читать намаз, но параллельно изыскивать пути смены работы, которая подходит под ваши условия, т.е., что бы там можно было читать намаз в нужные промежутки.

18:42 2015

Фетва: Намаз за имамом бидаатчиком

Вопрос: Каково суждение Шариата относительно человека, который проживает в стране, жители которой придерживаются бидаатов, можно ли ему читать за ними джума-намаз и джамаат-намаз, или же он должен молиться отдельно, или же обязательность джума-намаза вообще отменяется для него? Что если сторонников Сунны (Ахлю-Сунна) в городе меньше двенадцати человек, то действительным ли будет их джума-намаз?

Отвечает шейх Абдуль’Азиз ибн Баз (да одарит его Аллах своей милостью):

Выполнение джума-намаза является обязательным за любым мусульманином, праведным или грешным. Если бидаат имама, который проводит джума-намаз, не относится к бидаатам выводящим его из Ислама, то за ним можно молиться.

Имам Абу Джафар ат-Тахави (да одарит его Аллах своей милостью) в своём прославленном труде по акыде (вероубеждению) сказал: «Мы убеждены в действительности молитвы за любым праведником и грешником, из числа тех, кто молиться в направлении нашей Киблы, также считаем дозволенным читать джаназа-намаз за любого из них» [конец цитаты].

Этот хадис передаётся от Макхуля, со слов Абу Хурайры, его привёл ад-Даракутни и заметил, что Макхуль не встречался с Абу Хурайрой, и в иснаде присутствует Муавия ибн Салих, относительно надёжности которого, у мухаддисов имеются определённые нарекания. Но тем не менее имам Муслим опирался на риваяты данного передатчика в своём сборнике «ас-Сахих».

В другом хадисе, который привели ад-Даракутни и Абу Дауд также от Макхуля, со слов Абу Хурайры (да будет им доволен Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

الصلاة واجبة عليكم مع كل مسلم براً كان أو فاجراً وإن عمل الكبائر، والجهاد واجب عليكم مع كل أمير براً كان أو فاجراً وإن عمل الكبائر

«Намаз является обязательным для вас под руководством любого мусульманина, как праведного, так и грешного, даже если он совершает большие грехи. И джихад обязателен для вас вместе с любым амиром, как праведным, так и грешным, даже если он совершает большие грехи» .

В сборнике «Сахих» аль-Бухари сообщается, что Абдулла ибн Умар (да будет доволен им Аллах) совершал намаз за аль-Хаджаджем ибн Юсуфом ас-Сакафи, также поступал и Анас ибн Малик, в то время как аль-Хаджадж был известным грешником и деспотичным притеснителем.

В том же сборнике приводится хадис, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал про имамов:

يصلون لكم فإن أصابوا فلكم ولهم وإن أخطئوا فلكم وعليهم

«Они проводят для вас намаз, и если они поступают правильно, то это вам на пользу и им на пользу, а если они ошибаются, то вам будет на пользу, а им во вред» .

Сообщается от Абдуллы ибн Умара (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

صلوا على من قال لا إله إلا الله، وصلوا خلف من قال لا إله إلا الله

Знай, да одарит тебя Аллах своей милостью, что молящийся может читать намаз за человеком, о котором не известно, что он совершает бидааты или грехи, относительно которых существует единое мнение всех учёных нашей Уммы. И если ты молишься за кем-то, то знай, что не обязательно человеку, стоящему за имамом знать об акыде (убеждениях) имама, это не является условием приемлемости намаза. Также, молящийся не обязан допрашивать имама о его взглядах, и спрашивать: «Каковы твои убеждения?» Молиться следует за всяким человеком, положения которого ты не знаешь.

Что касается совершения намаза за бидаатчиком, который призывает к своему бидаату, и за грешником, который совершает грехи открыто, и при этом он является постоянным назначенным имамом (имам ратиб ), и нет возможности совершать намаз за кем-то кроме него во время джума-намаза, праздничных намазов или намаза во время паломничества на Арафате и другие намазы, то молящийся должен молиться позади него по мнению всех учёных, как из числа праведных предшественников (саляфов ) так и учёных более поздних поколений (халяф ).

И тот, кто отказывается читать джума-намаз и джамаат-намаз за имамом грешником, тот сам является бидаатчиком по мнению большинства учёных. И правильным мнением в этом вопросе является то, что после этого он не обязан совершать свой намаз повторно.

Известно, что сподвижники (да будет доволен ими Аллах) совершали джума-намаз и джамаат-намаз за грешными имамами и затем не повторяли свою молитву.

Как говорилось ранее, Абдулла ибн Умар совершал намаз под руководством аль-Хаджаджа ибн Юсуфа, и то же самое делал Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах). Также Абдулла ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) и другие читали намаз за аль-Валидом ибн ’Укбой ибн Абу Му’айтом, который пил вино.

В достоверном хадисе сообщается, что когда мятежники осадили дом Усмана (да будет доволен им Аллах), то джамаат-намаз стал проводить некий человек [из числа мятежников]. Тогда люди спросили Усмана: «Ведь ты общий имам, а этот, который проводит намаз с людьми - это имам смуты (фитны )?» Усман ответил: «Брат мой, воистину намаз это лучшее из того, что делают люди, и потому если они делают что-то хорошее, то делай хорошее вместе с ними, если же они делают скверное, то сторонись их скверных дел» .

Намаз грешника и бидаатчика сам по себе является действительным, и если читать намаз за ними, то намаз позади них не портится.

Тем не менее, есть такие учёные, кто считает недопустимым (либо нежелательным) совершать намаз за ними, потому что побуждение к добру, и удержание от зла - это обязанность мусульманина. Из этого следует, что человек, явно совершающий бидааты и грехи не должен назначаться имамом для мусульман. По Шариату его необходимо подвергнуть соответствующему наказанию, пока он не принесёт покаяние. Если же есть возможность отправить его в ссылку до покаяния, то это хорошая мера.

Также если люди перестанут молиться за таким имамом и начнут молиться за другим, и это станет действенным порицанием его греха, и он покается, или его снимут с должности, или это приведёт к тому, что люди перестанут делать грехи, которые делает данный имам, то в таком оставлении намаза за этим человеком будет шариатская польза (масляха шар’ыйя ), и при этом молящиеся не пропустят джума-намазы и джамаат-намазы.

Если же оставление намаза за таким имамом приведёт к тому, что мусульманин станет пропускать джума-намаз и джамаат-намаз, то в таком случае намаз за ним оставляет только бидаатчик, противоречащий пути сподвижников (сахабов ) (да будет доволен ими Аллах).

Также если правитель назначил имама, и в оставлении намаза за ним нет какой-либо шариатской пользы (масляха шар’ыйя ), то тогда не следует оставлять совершение намазов за имамом, более того намаз совершённый за ним лучше[, чем намаз без него].

И если у человека есть возможность не ставить перед собой имама, который явно делает порицаемые действия, то он обязан не ставить его имамом. Но если другие люди поставили его, и нет возможности снять его с должности имама, или снять его можно только посредством действий, которые принесут ещё больший вред, чем тот, который исходит от самого имама, то это не дозволено. Нельзя уничтожать малое зло, принося ещё большее. Нельзя противостоять меньшему из двух зол, если это приведёт к большему злу.

Божественные законы даны для того, чтобы приносить людям пользу и доводить их до совершенства, а также для того, чтобы удалять скверну и вред, и уменьшать их по мере своих сил и возможностей.

И потому несоблюдение джума-намазов и джамаат-намазов наносит гораздо больший вред, чем совершение этих намазов за грешным имамом. Это особенно актуально, если оставление этого имама не отвратит никакого зла, и тогда шариатская польза будет отброшена, а зло всё равно не прекратит своего существования.

Если же есть возможность совершать джума-намаз и джамаат-намаз за праведным человеком, то это конечно лучше чем совершать намазы за грешником.

Если же в таком случае (т.е. при наличии праведного имама) мусульманин совершит намаз за имамом-грешником без уважительной причины, то относительно такой ситуации среди учёных существуют различные мнения (иджтихадат ). Некоторые сказали, что после этого намаз надо перечитать заново. Другие сказали, что перечитывать не надо. Этот вопрос подробно описывается в книгах по фикху. [Конец слов Ибн Абдуль’ызза ад-Димашкы].

И наиболее близким к истине в последнем вопросе является отсутствие необходимости перечитывать намаз, ввиду вышеупомянутых доводов. Потому что основа заключается в том, что намаз не перечитывается, и нельзя обязывать кого-либо делать это без конкретного шариатского довода, который обосновал бы данное действие, а мы такого довода не знаем.

Что касается второго вопроса, то ответ на него таков: Относительно этого вопроса существует известное разногласие среди учёных Ислама, и более правильным мнением является то, что допустимо проведение джума-намаза в составе трёх человек и более, если они проживают в населённом пункте, в котором не совершается джума-намаз. Что касается мнений, из которых следует, что для совершения джума-намаза необходимо наличие сорока человек или двенадцати человек, или больше того, или меньше, то на это нет никаких доказательств, о которых нам было бы известно. Обязательным условием является наличие джамаата (коллектива), а самый малый джамаат – это три человека. Это является мнением большого числа учёных и в том числе Шейх-уль-Ислама ибн Таймийи (да одарит его Аллах своей милостью), и это мнение является правильным, как было сказано ранее.

  • Хадис привёл ад-Даракутни в сборнике «Сунан» (2/56), он привёл различные пути передачи и указал на их слабость.
  • Вопрос:

    Могу ли я начать совершать зухр-намаз, когда до наступления намаза аср осталось пять минут?

    Ответ:

    Одним из обязательных условий всех пяти является совершение намаза именно в тот отрезок времени, который отведён на его совершение. Например, человек не может совершить обеденный (зухр) намаз до тех пор, пока не наступит период, который отведён для его совершения. Следовательно, время совершения того или иного фарз-намаза начинается с момента наступления этого отрезка времени и заканчивается с наступлением времени следующего намаза, кроме утреннего. Отрезок времени, отведённый на совершение утреннего намаза, начинается с истинного рассвета, то есть сразу после времени ночного намаза, но заканчивается не с наступлением времени следующего намаза, то есть обеденного, а с восходом солнца.

    Исходя из этого, в любой момент этого отрезка времени человек может совершить тот или иной фарз-намаз, относящийся именно к этому отрезку времени. А если человек не успеет совершить намаз вовремя, то он в любом случае должен возместить его. А в какое именно время он должен возместить , зависит от причины, по которой он не успел совершить его вовремя.

    В любом случае каждый мусульманин должен быть очень внимателен к своим намазам и стараться совершать их сразу же, как наступает их время – в начале отрезка времени, отведённого для них. Нельзя откладывать намаз без уважительной причины до тех пор, пока не останется времени, достаточного завершить весь намаз. Но не будет греха в том, чтобы начать намаз в тот момент, когда до окончания отрезка, отведённого на его совершение, остаётся время, за которое он может завершить свой намаз, но удлинённый намаз уже не уложится в этот отрезок.

    В книге «Аль-Маджмуʻ Шарх Аль-Мухаззаб » об этом пишется следующее:

    «Разрешается откладывать намаз на конец периода, отведенного на его совершение, если остается время, достаточное для завершения всего намаза до окончания отрезка времени. Если же человек успевает совершить одну часть намаза в пределах отрезка времени, отведённого на его совершение, а другую часть – уже после него, то надо смотреть. Если один ракаат и более был завершён в течение этого отрезка, то весь намаз считается совершённым вовремя ».

    То есть если всё-таки вышло так, что у человека не осталось достаточно времени для совершения всего намаза вовремя, он, несмотря ни на что, должен как можно скорее начать совершать намаз. Если человек успел завершить хотя бы один ракаат до окончания отрезка времени, отведённого на совершение этого намаза, то, согласно мнению большинства учёных, его намаз считается совершённым вовремя.

    От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

    مَنْ أَدْرَكَ مِنَ الصُّبْحِ رَكْعَةً قَبْلَ أَنْ تَطْلُعَ الشَّمْسُ فَقَدْ أَدْرَكَ الصُّبْحَ ، وَمَنْ أَدْرَكَ رَكْعَةً مِنَ الْعَصْرِ قَبْلَ أَنْ تَغْرُبَ الشَّمْسُ فَقَدْ أَدْرَكَ الْعَصْرَ

    «Тот, кто успел совершить хотя бы один ракаат утреннего намаза до восхода солнца, успел совершить утренний намаз вовремя, и тот, кто успел совершить хотя бы один ракаат послеобеденного намаза до захода солнца, успел совершить послеобеденный намаз вовремя ». (Бухари 579, Муслим 608)

    Однако всё вышесказанное не означает, что можно откладывать намаз на самый последний момент. Ни в коем случае нельзя этого делать. Речь идёт об исключительных случаях, когда человек по веским причинам не смог совершить намаз в начале отрезка времени, отведённого на его совершение. Каждый мусульманин должен быть очень внимателен к своим намазам, стараясь совершать их сразу же, как наступает время, отведённое для него.

    Опуская «ужасающие последствия» по поводу невыполнения молитв, о которых разглагольствуют некоторые неквалифицированные и категорически настроенные индивидуумы, обратимся к сути вопроса, оставив за каждым человеком право выбирать, действовать и держать ответ самостоятельно за приверженность постулатам религиозной практики или ее полное отсутствие.

    Восполнение молитвы (када’), не совершенной вовремя в отведенное для нее время, столь же обязательно, как и сама неукоснительность в выполнении пяти фардовых молитв. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Кто забудет об [обязательной] молитве, тот пусть совершит ее, когда вспомнит. Нет на нем искупления греха (кяффара), кроме как это [то есть совершение пропущенной молитвы, пусть даже с опозданием]» . В своде хадисов Муслима говорится также и о проспавшем молитву, а у ан-Насаи – о том, кто пропустил ее по небрежности .

    Исходя из теологического постулата «степень послабления зависит от степени сложности и вынужденности», каждая ситуация, связанная с затруднительностью выполнения обязательных молитв , рассматривается персонифицированно. И если соблюдение молитвенной практики столь невозможно, тогда, как только появится случай, необходимо восполнение, так как обязательная молитва – это долг человека пред своим Создателем. Религия дана человеку не в отягощение его жизни, а в облегчение ее. Всевышний Всеведущ. Как велика его милость, так и справедливо Его наказание.

    Аспекты по теме

    1. Относительно восполнения не совершенных вовремя молитв у богословов нет никаких разногласий. Для легкости человек может сделать намерение (ният) регулярно выполнять молитвы, пропущенные за весь тот период, когда он не молился, и с каждой обязательной молитвой совершать одну восполняемую . Восполняются только ракяаты фарда. Если сравнивать значимость фардов восстанавливаемых молитв с сунной молитв, выполняемых вовремя, то первое будет намного важнее и весомее. Безусловно, наилучшим считается выполнение полного ежедневного намаза (сунна и фард), затем – восполняемых фардов. Что касается вопроса о том, совершать ли восполняемые молитвы до или после сегодняшних, то, с учетом других канонических положений, желательно совершать восполняемые молитвы до утренней, до или после полуденной, до послеполуденной, после вечерней и до или после ночной молитв.

    Допускается совершение восполняемых молитв совместно с другими молящимися (джама‘атом) .

    2. Если человек совершил молитву, полагая, что читает ее своевременно, а позже выяснилось, что время ее истекло, то нет необходимости перечитывать совершенную молитву-намаз. Таково мнение как ученых шафиитского мазхаба, так и богословов-ханафитов .

    3. Лучше и правильнее с точки зрения Сунны совершить пропущенную молитву сразу, как только появится возможность .

    В научных трудах есть упоминания о том, что лучшим временем для молитвы является именно ее временной промежуток в сутках, однако это касается того случая, когда человек протянул не совершенную вовремя молитву аж до следующего дня или когда у него много обязательных долговых молитв, которые он восполняет постепенно. В последней ситуации лучше, если он будет совершать долговые вместе со своевременными: утренняя с утренней, полуденная с полуденной и т.д., хотя может и в любое другое, позволительное для совершения молитвы время .

    4. Если человек совершает подряд несколько пропущенных молитв, то верным и правильным будет чтение азана и икамата перед первой молитвой и чтение только икамата перед каждой из последующих. Такое мнение является наиболее распространенным у богословов всех четырех мазхабов . Важно заметить, что чтение азана и икамата как перед своевременной, так и перед долговой молитвами является сунной, то есть желательным, похвальным действием.

    5. Все ученые-богословы, кроме богословов-шафиитов, говорят об обязательности (вуджуб) совершения пропущенных нескольких молитв в обычной для них последовательности. Шафииты говорят о желательности (сунна) . Безусловно, это касается тех случаев, когда нет опасения, что за время совершения пропущенных закончится временной промежуток той, что своевременна на данный момент.

    Восполнять пропущенные молитвы можно в любое время, за исключением запретных временных промежутков, в течение которых молитва не совершается.

    Кто должен восполнять, а кто – нет

    1. Человек, осознанно ставший мусульманином, ничего из прошлого восполнять не должен. Единственное, если, например, приняв Ислам, он не сразу начал выполнять обязательную молитву или пропустил обязательный пост, то все это необходимо восполнить.

    2. Если человек был абсолютно неверующим, но из числа «этнических мусульман», то, начав исполнение религиозной практики, он так же, как и неофит , ничего не восстанавливает.

    3. В случае же, когда человек был носителем постулатов веры, но не соблюдал религиозную практику, необходимо все восполнить начиная с периода полового созревания.

    Сочетание долговых молитв с дополнительными

    По мнению богословов-шафиитов, при коллективном совершении дополнительных молитв, например «Таравих», человек при соответствующем намерении может восполнять свои долговые молитвы. Они считают, что главным в данном вопросе является схожесть формы совершения молитвы-намаза. То есть, к примеру, обычную обязательную (фард) молитву-намаз можно совершить с дополнительной молитвой (сунной) сообща (коллективно), независимо от того, кто какую выполняет. Каждый из молящихся проговаривает намерение на свою молитву .

    Ученые ханафитского мазхаба говорили о том, что совершающий сунну (дополнительную молитву) может присоединиться к выполняющему фард (обязательную), но совершающий фард не может присоединиться к выполняющему сунну .

    Молитва «Таравих» является дополнительной молитвой (сунна), поэтому, по мнению богословов-ханафитов, стоя за имамом, совершающим молитву «Таравих», можно сделать намерение на любую дополнительную, но только не на обязательную молитву (фард).

    Что же касается практической стороны, то оба мнения обоснованны, поэтому поступать нужно по ситуации и в соответствии с мнением той группы ученых (то есть по мазхабу), заключениям которых человек следует в повседневной религиозной практике.

    Путник и восполняемые намазы

    Так как по данному вопросу нет однозначного ответа в Коране и Сунне, исламские богословы использовали косвенную аргументацию, в результате которой, в зависимости от того, на чем делался акцент, появилось два основных мнения.

    Богословы ханафитского мазхаба, а вместе с ними и ученые-маликиты считали, что молитва восполняется так, в каком состоянии была пропущена. То есть, когда человек пропустил ее, находясь в положении путника, восполнять он ее должен будет именно в сокращенной форме, даже если в этот момент уже находится на месте постоянного пребывания. Если решил восполнить в пути молитву, которая была пропущена во время нахождения на месте постоянного пребывания, то четырехракяатные восполняются им тоже в четыре ракяата.

    Богословы шафиитского и ханбалитского мазхабов в своем заключении сделали акцент именно на времени и месте совершения восполняемой молитвы. То, в каком состоянии она была пропущена, не принимается ими во внимание. Важно, каково положение восполняющего ее в момент совершения молитвы. Если он путник, то восполняет четырехракяатную молитву, пропущенную на месте постоянного пребывания, в два ракяата. Когда же молитва была пропущена в пути, а восполняется уже дома, то четырехракяатные так четырехракяатными и остаются .

    Хадис от Анаса; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 89, хадис № 597; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 7. С. 363, хадис № 2340; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 422, хадис № 1555, «сахих».

    См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 5. С. 135; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 423, хадис № 1556 «сахих»; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 7. С. 364, хадис № 2341; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 544, хадис № 9059, «сахих»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 2. С. 532, хадисы № 603, 604.

    Здесь речь идет только об обязательных (фардовых) пяти молитвах.

    См., например: Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава. С. 43.

    См., например: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 4. С. 249.

    См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 774, 778.

    См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 90, пояснение к главе № 37.

    См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 249.

    Там же. С. 246.

    См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 249; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1156, 1160.

    Неофит – новый приверженец определенной религии.

    Что касается «формы совершения, отличающейся от обычной», то это, например, погребальная молитва («Джаназа»), молитва по случаю солнечного затмения, праздничная молитва.

    См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 223–227.

    См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 136, 137.