Последние статьи
Домой / Дизайн / Пророк мухаммад история его жизни. Особенности, общие для всех

Пророк мухаммад история его жизни. Особенности, общие для всех

Ислам - это одно из самых распространенных религиозных движений в мире. На сегодняшний день в общей сложности он насчитывает свыше миллиарда последователей во всем мире. Основателем и великим пророком этой религии является выходец из арабских племен по имени Мухаммед. О его жизни - войнах и откровениях - пойдет речь в этой статье.

Рождение и детство основателя ислама

Рождение пророка Мухаммеда - событие очень важное для мусульман. Было оно в 570 году (или около того) в городе Мекке, что находится на территории современной Саудовской Аравии. Родом будущий проповедник происходил из влиятельного племени курайшитов - хранителей арабских религиозных реликвий, главной из которых была Кааба, о которой еще будет сказано ниже.

Родителей Мухаммед потерял очень рано. Отца он вообще не знал, так как тот умер еще до рождения сына, а мать скончалась, когда будущему пророку едва исполнилось шесть лет. Поэтому воспитывали мальчика дедушка и дядя. Под влиянием деда юный Мухаммед глубоко проникся идеей единобожия, хотя большинство его соплеменников исповедовали язычество, поклоняясь множеству божеств древнего арабского пантеона. Именно так началась религиозная история пророка Мухаммеда.

Юность будущего пророка и первый брак

Когда юноша подрос, дядя ввел его в свои торговые дела. Надо сказать, что Мухаммед в них достаточно преуспел, снискав уважение и доверие среди своего народа. Дела под его руководством шли настолько хорошо, что со временем он даже стал управляющим торговыми делами одной состоятельной женщины по имени Хадиджа. Последняя влюбилась в молодого предприимчивого Мухаммеда, деловая связь постепенно переросла в личную. Им ничего не мешало, поскольку Хадиджа была вдовой, в конце концов Мухаммед на ней женился. Союз этот был счастливый, супруги жили в любви и согласии. От этого брака пророк имел шестерых детей.

Религиозная жизнь пророка в молодости

Мухаммед всегда отличался набожностью. Он много размышлял о вещах божественных и часто уединялся для молитвы. Был у него также обычай ежегодно удаляться надолго в горы, чтобы, спрятавшись в пещере, проводить там время в посте и молитвах. Дальнейшая история пророка Мухаммеда тесно связана с одним из таких уединений, пришедшихся на 610 год. Было ему тогда около сорока лет. Несмотря на свой уже зрелый возраст, Мухаммед был открыт новому опыту. И этот год стал для него переломным. Можно даже сказать, что тогда состоялось второе рождение пророка Мухаммеда, рождение именно как пророка, как религиозного лидера и проповедника.

Откровение Гавриила (Джабриила)

Короче говоря, Мухаммед пережил встречу с Гавриилом (Джабриилом в арабской транскрипции) - архангелом, известным по иудейским и христианским книгам. Последний, как верят мусульмане, был послан Богом, чтобы открыть новому пророку несколько слов, которые последний получил приказ выучить. Они-то, согласно исламским поверьям, и стали первыми строчками Корана - священного писания для мусульман.

В дальнейшем Гавриил, представая в различных обличьях или просто проявляя себя в голосе, передавал Мухаммеду указания и повеления свыше, то есть от Бога, которого по-арабски называют Аллахом. Последний открыл себя Мухаммеду Господом, прежде говорившем в пророках Израиля и в Иисусе Христе. Таким образом возникла третья - ислам. Пророк Мухаммед же стал ее фактическим основателем и пламенным проповедником.

Жизнь Мухаммеда после начала проповеди

Дальнейшая история пророка Мухаммеда отмечена трагизмом. Из-за своих настойчивых проповедей он приобрел множество врагов. Он и его новообращенные подверглись бойкоту со стороны соотечественников. Многие мусульмане впоследствии были вынуждены искать прибежища в Абиссинии, где их милосердно приютил христианский царь.

В 619 году скончалась Хадиджа - верная супруга пророка. Вслед за ней умер и дядя пророка, который защищал своего племянника от негодующих соплеменников. Чтобы избежать расправы и преследований со стороны врагов, Мухаммеду пришлось покинуть родную Мекку. Он пытался найти кров в близлежащем арабском городе Таифе, но и там его не приняли. Поэтому, на свой страх и риск, он был вынужден вернуться.

Когда пророк Мухаммед скончался, ему было шестьдесят три года. Считается, что последними его словами была фраза: «Мне суждено пребывать в раю среди самых достойных».

Мухаммед родился в Мекке приблизительно в 570 году. В то время Мекка была процветающим городом, лежащим на караванном пути, по которому шла торговля между южной Аравией и средиземноморскими странами. Отец Мухаммеда умер еще до его рождения, а когда мальчику было 6 лет, он потерял мать. Спустя два года скончался дедушка Мухаммеда, который отечески заботился о нем. Юного Мухаммеда воспитал его дядя Абу Талиб.

В 12 лет Мухаммед впервые соприкоснулся с иным миром, столь отличавшимся от аравийского с его родоплеменными устоями и языческими культами. Отправившись по торговым делам в Сирию, Абу Талиб взял с собой племянника. Там Мухаммед окунулся в атмосферу духовных исканий, сопряженных с иудаизмом, христианством, иными вероисповеданиями.

Мухаммед был погонщиком верблюдов, затем торговцем. Он прославился своей честностью в ведении торговых дел, за что получил прозвище «Аль-Амин», что означает «Заслуживающий доверия». Когда ему исполнился 21 год, он по протекции Абу Талиба получил место приказчика у богатой вдовы Хадиджи. Занимаясь торговыми делами Хадиджи, он побывал во многих местах и везде проявлял интерес к местным обычаям и верованиям. Двадцати пяти лет Мухаммед женился на своей хозяйке, хотя был на пятнадцать лет её моложе. Брак был счастливым. У них росла дочь Фатима. Жизнь как будто сложилась благополучно. Но Мухаммеда влекло к чему-то неизведанному. Каждый год он уходил на месяц в пустынные ущелья и там, в одиночестве, погружался в глубокое созерцание. Его беспокоили нравы язычников, живущих в Мекке, которые поклонялись множеству различных божеств. В то время только в одной Каабе, центральном храме города, насчитывалось триста каменных, глиняных и деревянных идолов. Он видел, что происходит крушение моральных и нравственных устоев общества: богатые угнетают бедных, мужья дурно обращаются с женами и детьми, пьянство и азартные игры стали повсеместным явлением. Именно во время одного из Божественных откровений, ниспосланных в 610 году Мухаммеду в пещере горы Хира, Аллах послал ему видение. Мухаммед увидел светящуюся фигуру Бога, который приказал ему запомнить текст откровения и назвал его Рсулом, что значит «Посланник Аллаха».

Откровения, которые он получал в минуты уединения на горе Хира, и были результатами его попыток понять и объяснить мироздание. Проповедь Мухаммада в значительной части содержала уже известные положения. Вслед за теми, кто принял иудаизм и христианство, он призвал своих соплеменников к единобожию, к праведной жизни, соблюдению заповедей при подготовке к грядущему божьему суду, рассказывал о всемогуществе Аллаха, создавшего человека, все живое и неживое на земле. Свою миссию он воспринимал как поручение от Аллаха, а своими предшественниками называл библейских персонажей: Мусу (Моисей), Йусуфа (Иосиф), Закарию (Захария), Ису (Иисус). Особое место в проповедях было отведено Ибрахиму (Авраам), который был признан праотцом арабов и евреев, и первым, кто проповедовал единобожие. Поэтому Мухаммад заявлял, что его миссия заключается в восстановлении веры Авраама.

Люди слушали и даже записывали его слова. Однако аристократия Мекки, разбогатевшая на торговле и доходах от паломничества к древнему святилищу Каабе, усмотрела в его проповеди угрозу своей власти и организовала заговор против Мухаммада. Узнав об этом, соратники пророка уговорили его покинуть город в 622 и перебраться в город Ясриб (совр. Медина). Там уже обосновалась часть его сподвижников.

Этот переезд (по-арабски – хиджра) ознаменовал новый период в жизни пророка. Именно в Медине сформировалась первая мусульманская община (умма). Не без труда, но ему удалось объединить местные племена. Христиане воспринимали ислам как ересь внутри христианства, а иудеи встретили проповедь Мухаммада недоброжелательно. В тот период мусульманская община уже была достаточно сильна для того, чтобы совершать нападения на караваны, идущие из Мекки. Эти действия воспринимались как наказание мекканцев за изгнание Мухаммада и его сподвижников, а получаемые средства шли на нужды общины.

Проповеди Мухаммада в Мекке и Медине носили разный характер. Если в центре мекканских проповедей были идея единобожия и рассказы о пророках, то мединские представляли собой наставления и указания лидера и были адресованы арабским племенам. Древнее языческое святилище Кааба в Мекке было объявлено мусульманской святыней, и с этого времени мусульмане стали молиться, обращая свои взоры на Мекку. Жители самой Мекки долго не принимали новой веры, но Мухаммад сумел их убедить в том, что Мекка сохранит свой статус крупного коммерческого и религиозного центра. Незадолго до своей кончины пророк посетил Мекку, где сломал все языческие идолы, стоявшие вокруг Каабы.

Учения Мухаммеда получило авторитет, и пример пророка (или Халифа) становится законом. При этом сам властитель все меньше и меньше мог служить примером. Чем больше распространялась его власть, тем тяжелее она становилась. Чем могущественнее становился Мухаммед, тем ревнивее относился он к своему авторитету. Его личный авторитет отождествлялся с авторитетом государства, превращался в ось, на которой держалась вся система ислама. В 632 г. Мухаммед умер и был похоронен в Медине.

Пророк Мухаммед родился в 570 году в Мекке. Его семья была небогатой, но довольно знатной, принадлежала клану Хашим племени Курайш. Отец Мухаммеда Абдаллах умер во время торговой поездки незадолго до его рождения, и мальчик оказался под опекой деда Шейба ибн Хашим аль-Кураши (известного также как Абд аль-Муталлиб), главы клана Хашим. Климат Мекки считался неблагоприятным для маленьких детей, и в шестимесячном возрасте Мухаммеда передали на воспитание кормилице в семью кочевников. Мать Мухаммеда Амина умерла, когда мальчику было шесть лет, а через два года Пророк Мухаммед пережил еще одно крупное горе - смерть деда и опекуна Абд аль-Муталлиба. Опекуном мальчика стал Абу Талиб — сын Абд аль-Муталлиба, дядя Мухаммеда и новый глава клана Хашим. Абу Талиб был довольно крупным торговцем того времени, он водил караваны и нередко брал с собой в деловые поездки Мухаммеда.

Примерно к двадцати годам Пророк Мухаммед начал вести самостоятельную жизнь, без формальной опеки со стороны дяди. К тому времени он уже был довольно сведущ в торговле, умел водить караваны, но не имел достаточно средств, чтобы вести дела самостоятельно. Поэтому юноша был вынужден наниматься к более зажиточным торговцам. В 595 году Мухаммед стал вести дела богатой мекканской вдовы Хадиджи бинт Хувайлид, которая была настолько покорена его характером, умом и честностью, что предложила жениться на ней. Хадидже было в то время 40 лет, Мухаммеду - 25. Хадиджа родила Мухаммеду несколько сыновей, скончавшихся в младенчестве, и четырех дочерей: Рукайу, Умм Кулсум, Зайнаб и Фатиму. Пока Хадиджа была жива (она скончалась в 619 году), Мухаммед не имел других жен.

Пророк Мухаммед был склонен к уединенным благочестивым размышлениям и часто проводил в одиночестве по несколько дней, а раз в году - и целый месяц, в пещере на склоне горы Хира, у подножия которой лежит Мекка. По преданию, в 610 году, когда Мухаммеду исполнилось около 40 лет, ему во сне было видение, и он услышал обращенный к нему призыв: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил - сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший, который научил каламом, научил человека тому, чего он не знал» (96:1-5). Это послужило началом целой серии откровений, продолжавшихся до самой смерти Мухаммеда в 632 году. Примерно в 650 году эти откровения были записаны и собраны воедино в священную книгу мусульман - Коран.

Первоначально Пророк Мухаммед испугался начавшихся откровений и сомневался в их происхождении, думая, что им овладели джинны (злобные духи), однако жена Мухаммеда Хадиджа помогла мужу справиться с сомнениями и убедила его, что безымянный призрак был ангелом Джибраилом (Гавриил), а его видения исходили от Бога. Мухаммед уверился, что избран Богом в качестве посланника (расул Аллах) и пророка (наби), чтобы нести людям его слово. Первые откровения провозглашали величие единственного и единого бога Аллаха, отвергали распространенное в Аравии многобожие, убеждали в неотвратимости Судного дня, предупреждали о грядущем воскресении мертвых и наказании в аду всех, кто не верует в Аллаха.

Поначалу соплеменники воспринимали проповедь Пророка Мухаммеда с насмешкой, но постепенно вокруг него образовалась постоянная группа сторонников, призпавав-ших в нем пророка и внимательно слушавших его откровения. Мекканская верхушка почувствовала опасность этих проповедей, грозивших уничтожить одну из основ мекканской торговли - культ аравийских божеств, и начала притеснять последователей Пророка Мухаммеда — мусульман. Сам Мухаммед находился под защитой своего клана и его главы - дяди Абу Талиба, который, хотя и не принял ислам, считал своей обязанностью защищать члена своего рода. Примерно в 619 году умерли жена Мухаммеда Хадиджа и Абу Талиб, главой клана Хашимов стал Абу Лахаб, который отказал Мухаммеду в покровительстве.

Пророк Мухаммед стал искать сторонников вне Мекки. Он обращался с проповедью к торговцам, приезжавшим в город по делам, пытался проповедовать в других городах и становился все более известным. Примерно в 621 году группа жителей крупного оазиса Йасриб, расположенного примерно в 400 км к северу от Мекки, пригласила Мухаммеда выступить в качестве третейского судьи в их затянувшемся и запутанном межклановом конфликте. Они согласились призвать Мухаммеда пророком Аллаха и передать ему в руки управление своим городом. Сначала в Йасриб переселились большинство мекканских мусульман, а сам Мухаммед прибыл туда в 622 года. С первого месяца (мухаррам) этого года по лунному календарю мусульмане стали отсчитывать годы новой эры по хиджре (переселение), то есть по году переселения Пророка Мухаммеда из Мекки в Йасриб, который стал называться Мадинат ан-наби (Город пророка), или просто аль-Мадина (Медина) - Город.

Пророк Мухаммед постепенно превращался из простого проповедника в политического лидера общины (уммы). Главной его опорой были пришедшие с ним из Мекки мусульмане - мухаджиры и мединские мусульмане - ансары. В Медине был построен дом Мухаммеда, около него воздвигнута первая мечеть, установлены основы мусульманского ритуала - правила молитвы, омовения, поста и т. д. В откровениях, которые посещали Пророка Мухаммеда, подробно разъяснялись правила жизни общины: принципы наследования, раздела имущества, бракосочетания, провозглашались запреты на ростовщичество, азартные игры, вино, употребление в пищу свинины.

Пророк Мухаммед поначалу надеялся найти поддержку у иудеев Медины и даже подчеркнуто избрал киблой (направлением, которое надо соблюдать при молитве) Иерусалим, однако они отказались признать в Мухаммеде пророка и даже вступили в контакт с мекканцами - врагами Мухаммеда. Ответом на это был постепенный разрыв. Пророк Мухаммед все отчетливее стал говорить об особой роли ислама и его самостоятельности как отдельной религии. Иудеи и христиане порицаются как плохие верующие, ислам объявляется исправлением допущенных ими искажений воли Аллаха. В противовес субботе устанавливается особый мусульманский день для общей молитвы - пятница, главной святыней ислама провозглашается мекканская Кааба, которая становится киблой. Кааба представляет собой каменное здание высотой 15 м. В восточный угол здания вделан «черный камень» (оплавленный метеорит) - главный предмет поклонения в аль-Каабе. Согласно мусульманским легендам, «черный камень» - это белый яхонт из рая, дарованный Аллахом Адаму, когда тот, сброшенный на , добрался до Мекки. Черным камень стал позже из-за грехов и порочности людей, чтобы они не увидели рай, который можно было рассмотреть в глубине камня (увидевший рай должен попасть туда после смерти).

Одной из главных религиозных и политических задач Мухаммеда стало освобождение Мекки от господства многобожников и очищение Каабы от языческих идолов и ритуалов. К борьбе с неверующими мекканцами Пророк Мухаммед стал готовиться с самого начала жизни в Медине. В 623 году начинаются нападения мусульман на мекканские торговые караваны (газават - ми. ч. от газва - набег). В 624 году при Бадре небольшой мусульманский отряд, возглавляемый Мухаммедом, одерживает победу над мекканским ополчением, несмотря па численное превосходство мекканцев. Эта победа была воспринята как доказательство того, что Аллах на стороне мусульман. В ответ мекканцы в 625 году подошли к Медине, и около горы Ухуд состоялось сражение, в котором мусульмане понесли большие потери, однако мекканцы не развили свой успех и отошли. Военное поражение было связано и с внутренними сложностями в лагере мусульман. Часть мединцев, первоначально охотно принявшая ислам, была недовольна единовластием Пророка Мухаммеда и поддерживала тесные связи с мекканцами. Эта внутренняя мединская оппозиция неоднократно осуждается в Коране под именем «лицемеры» (мунафикун).

В течение нескольких лет Пророк Мухаммед собирал силы для решительной борьбы с Меккой, укрепляя свое положение в Медине и обеспечивая себе поддержку многих кочевых племен. В 628 году большое войско двинулось в сторону Мекки и остановилось неподалеку - в месте, называемом Худайбийа. Переговоры между мекканцамн и мусульманами завершились заключением соглашения о перемирии, согласно которому Мухаммед обязался прекратить наступление и отказаться от боевых действий против Мекки. За это мекканцы давали мусульманам возможность совершить паломничество к Каабе. Ровно через год Мухаммед и его сподвижники совершили в соответствии с договором малое паломничество (умра).

Тем временем сила мединской общины крепла. Были завоеваны богатые оазисы, лежавшие к северу от Медины, все новые и новые кочевые племена становились союзниками Пророка Мухаммеда. В этих условиях продолжались тайные переговоры Мухаммеда с мекканцами, многие из которых открыто или тайно принимали ислам. В начале 630 года мусульманское войско беспрепятственно вошло в Мекку. Мухаммед даровал прощение многим бывшим врагам, совершил поклонение Каабе и очистил ее от языческих идолов.

Однако Пророк Мухаммед не вернулся жить в Мекку и лишь однажды, в 632 году, совершил одно паломничество в Мекку. Победа над Меккой еще более укрепила уверенность Мухаммеда в себе и подняла его религиозный и политический авторитет в Аравии. В Мекку приехали вожди разных кланов и мелкие правители, чтобы договориться о союзе; многие из них выразили готовность принять ислам. В 631-632 гг. значительная часть Аравийского полуострова в большей или меньшей степени оказывается включенной в политическое образование, возглавляемое Мухаммедом.

В последние годы жизни Пророк Мухаммед готовил военную экспедицию против Сирии с целью распространения власти ислама на север. В 632 года Мухаммед после непродолжительной болезни неожиданно скончался (существует предание, что он был отравлен). Похоронен он в главной мечети Медины (Мечети пророка).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) родился в 570 году по христианскому календарю в Мекке (современная Саудовская Аравия). Его отец Абдулла был пра праправнуком Кусайа – основателя Мекки, и принадлежал к Хашимитскому роду племени Курайш. Мать Мухаммада – Амина – являлась потомком брата Кусайа. Однажды, возвращаясь с караваном из Сирии и Палестины, Абдулла остановился, чтобы навестить родственников на одном из оазисов севернее Мекки. Там он заболел и умер за несколько месяцев до рождения сына.

По обычаю, курайшиты отправляли своих детей в пустыню кормилице, где, среди бедуинов, они и проводили первые годы своей жизни. В этом обычае заключалась не только забота о здоровье ребенка, но и возвращение к корням, возможность ощутить свободу в бескрайних просторах пустыни. Пророка Мухаммада забрала кормилица Халима. В семье бедуинов он прожил 4-5 лет: привыкал к жизни в пустыне, присматривал за овцами, как только научился ходить.

Мухаммаду было около шести, когда они с матерью отправились в Ясриб, где погиб отец. Там Амину постигла болезнь. Она скончалась по пути домой. Теперь опекуном Мухаммада стал его дед Абдуль Муталиб – глава Хашимитского клана. Через два года, когда Мухаммаду было 8, умер и он. Главенство перешло к дяде пророка Абу Талибу, он и стал его новым опекуном. Мухаммаду исполнилось девять лет, когда дядя, собрав караван, отправился в Сирию, и взял племянника с собой, чтобы обучить его искусству торговли.

Мухаммад преуспел в торговом ремесле. Среди богатых людей Мекки была дважды овдовевшая Хадиджа. Прознав о славной репутации Мухаммада, которого часто называли Аль-Амин (надежный), она наняла его, чтобы тот сопроводил ее караван в Сирию. Впечатленная способностями Мухаммада и его очарованием, она отправляет к нему сватов. На тот момент Мухаммаду было двадцать пять лет, Хадидже – сорок. После свадьбы она подарила мужу молодого раба по имени Зейд, которому Мухаммад даровал свободу. Когда родственники Зейда пришли заплатить выкуп, он настолько полюбил Мухаммада, что предпочел остаться со своим благодетелем. Хадиджа родила Мухаммаду шестерых детей, включая сына по имени Касим, который умер, не прожив и двух лет.

Мухаммад стал состоятельным человеком, почитаемым членом общины. Его щедрость и здравомыслие вызывали восхищение людей. Казалось, его ждет безоблачное будущее: он добьется процветания своего клана, станет одним из наиболее влиятельных старейшин города, и умрет, возможно, как и его дед, в тени Каабы, размышляя о прожитых годах. Но ему суждено было совсем другое.

Ханифы

Мекканцы были потомками Авраама через его старшего сына Исмаила, их храм – Кааба – был возведен Авраамом для поклонения Единому Богу. Кааба по-прежнему называлась Домом Бога, но объектом поклонения стали многочисленные идолы, божества, которых называли дочерями Бога и считали посредниками между людьми и Богом. Лишь немногие чувствовали отвращение к распространившемуся идолопоклонству, и старались придерживаться религии Авраама. Эти искатели правды известны как ханифы , что означает «отвернувшиеся от идолопоклонства». Они не объединялись в общества: каждый по отдельности пытался найти истину. Мухаммад, сын Абдуллы, был одним из них.

Важность «Жизнеописания Пророка» для понимания Ислама и жизни в Исламе

Начиная с момента появления человека на свет, существует немало факторов, влияющих на его воспитание и обучение. Прежде всего, человек в любом деле испытывает потребность в образцовой личности наставника. Ибо его мысли, убеждения и поступки, формирующие его жизнь, образуются благодаря языковым, религиозным, нравственным качествам и привычкам, примеры которых он видит и под впечатлением которых находится. В целом это обстоит так, хотя и могут быть редкие исключения. К примеру, ребенок, прежде всего, обучается тому языку, на котором общаются его родители. Позднее он, основываясь на образцах, взятых им в качестве примеров для подражания, может выучить второй, третий и даже четвертый языки. Имеющаяся у человека врожденная склонность к подражанию является одним из важнейших факторов, формирующих его личность. Поэтому воспитание человека есть не что иное, как подражание положительным или отрицательным образцам. Таким образом, человек, находясь под различным воздействием со стороны воспитывающих его родителей, семейного окружения и, наконец, среды, в которой он живет, сообразно степени имеющейся у него способности к подражанию вливается в общество как положительная или отрицательная личность. Однако, если в большинстве случаев обучение человека языку, на котором говорит его окружение, и тому подобные внешние, видимые частности не являются проблемой, то при формировании у него нравственных качеств, его духовного мира и религиозных убеждений могут возникнуть большие серьезные препятствия. Ибо два таких огромных препятствия, как нафс (эго), являющийся источником страстей, и шайтан, данные человеку Аллахом с целью испытания и никогда не оставляющие его, могут стать причиной того, что он станет в большинстве случаев подражать не тем лицам, кому следовало бы подражать, и введет в обиход вместо добродетелей совершенно противоположные вещи.

Исходя из этой точки зрения, духовный мир человека должен формироваться благочестивыми праведниками – авлия и пророками, являющимися совершенными личностями. В противном случае человеку будет не так-то легко проявить свою способность к защите и предохранению самого себя от недальновидности, заблуждений и различных искушений, воспрепятствовать превращению своего вечного счастья в печальную горечь утраты и разочарование. В связи с этим человек испытывает потребность в чутком, утонченном наставнике. Люди всегда бывают очарованы теми личностями, которых они признают своими наставниками, будь они положительными или отрицательными, и которым они пытаются, в меру своих сил, подражать.

Люди, взявшие за образец для подражания тех, кто ведет распутный образ жизни, кто пребывает в духовной нищете, подвергают себя и свое вечное счастье опасности. Какое ужасное расточительство их состояние, это пустая трата времени и духовное банкротство! В сущности, это есть не что иное, как страшное заблуждение, нанесение ущерба своей душе и заполнение ее вакуума ложными ценностями.

Благочестивый Мавляна, говоря об этом странном состоянии человека, приводит следующий пример:

«Неудивительно, что ягненок бежит прочь от волка. Однако поразительная вещь заключается в том, что ягненок бывает очарован волком!»

Так вот для того, чтобы в этом бренном мире, данном нам для испытания, не попасть в беду, отдав душу волку, нам следует с любовью подчиниться и повиноваться Предводителю Миров – Сайиду’ль-Мурсалин – Пророку Мухаммаду Мустафе (саллаллаху алейхи ва саллям), которого послал нам Всевышний Аллах в качестве примера прекрасной образцовой личности, Усва-и Хасана. Он должен стать единственным Султаном наших душ и нашим жизненным Наставником. Ибо любовь к Нему – это обязательное религиозное предписание – фард.

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

النَّبِيُّ أَوْلَى بِالْمُؤْمِنِينَ مِنْ أَنفُسِهِمْ

«Пророк у верующих дороже их собственных жизней». (Сура «Аль-Ахзаб», 6)

В одном из хадисов также упоминается любовь к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) как непременное условие истинной веры:

«Клянусь Аллахом, под чьим могуществом Я нахожусь! До тех пор, пока Я не стану для вас любимее ваших матерей, отцов, детей и всех людей, никто из вас не сможет считаться уверовавшим в истинном значении этого слова». (Бухари «Иман», 8).

А в другом хадисе после сообщения о том, что сладость веры может вкусить лишь тот, кому свойственны три качества, сказано, что самым лучшим качеством человека является любовь к Аллаху и Его Посланнику (саллаллаху алейхи ва саллям), которая превыше всего.

Весьма примечателен переданный Абдуллахом ибн Хишамом хадис, который указывает на степень чувства любви, которую должен испытывать верующий по отношению к Посланнику Аллаха:

«Однажды мы сидели вместе с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Благородный Посланник (саллаллаху алейхи ва саллям) сидел, взяв руку Омара (радыйаллаху анху) в Свои ладони. В это время Омар (радыйаллаху анху), сказал:

«О Посланник Аллаха! За исключением своей жизни, я люблю Тебя больше всего!»

На эти слова Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил так:

«Нет, ты должен любить Меня больше, чем свою собственную жизнь!»

Омар (радыйаллаху анху) тотчас сказал:

«В таком случае, я люблю Тебя, о Посланник Аллаха, больше собственной жизни!»

А Посланник Аллаха в ответ на это сказал:

«Вот теперь правильно». (Бухари, Иман, 3).

Необходимым условием любви и первым ее результатом является память о том, кто любим, и соответствие ему в словах, делах, в образе действий и суждениях. Для того чтобы стать обладателем сердца, полного любви к нашему Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), следует, прежде всего, изучить подробно славную его Сунну и искренне отразить ее с глубоким чувством и с величайшим почтением во всех своих поступках и делах…

Ибо исламский уклад жизни невозможен без украшения своих сердец любовью к Нему, без знания Его жизни. Осуществление этого возможно лишь в результате овладения знаниями о жизни Пророка и связано с приобретением человеком глубины и тонкости чувств. Невозможно испытать чувство настоящей любви, не узнав Посланника Аллаха. Не достигнув зрелой любви по отношению к Нему, невозможно удостоиться истинной веры. Даже для того, чтобы удостоиться любви Аллаха, следует повиноваться Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям). Вот почему наш Господин Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил так много о любви, чувствуя потребность прикосновения к тонкостям, касающимся любви. Совершенный характер нашего Господина Мухаммада Мустафы (саллаллаху алейхи ва саллям) подобен бескрайнему морю.

Согласно одной передаче, Он обладал всеми известными и неизвестными отличительными особенностями 124 тысяч пророков, предшествовавших его появлению, и превзошел всех их своими совершенными качествами характера, прекрасным моральным и духовным обликом. Он был послан как Пророк Конца Света и Печать пророков – Хатаму’н-Наби, в качестве образцовой личности, отвечающей потребностям, которые будут возникать у человечества до самого Конца света. Наш Господин Мухаммад Мустафа (саллаллаху алейхи ва саллям) является единственным Пророком и Человеком, чья жизнь была изучена вплоть до мельчайших подробностей.

Лишь небольшое количество действий и поступков пророков, направлявших человечество к Всевышнему Аллаху и к добру, дошли до наших дней, сохранившись в памяти людей, и могут являться примером для нас. Между тем, все действия и слова нашего Господина Пророка Конца Света (саллаллаху алейхи ва саллям), начиная с самых простых, охватывая все более сложные и совершенные и кончая его духовным миром, запоминались. Им придавалось большое значение, и они вошли в историю в виде почетного призыва, который как величайшая милость Аллаха удостоен того, чтобы его доводили до сведения всего человечества через века, вплоть до самого наступления Конца Света.

Так вот, именно то, что критерии благословенной жизни нашего Господина Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), т.е. его образцовое поведение и действия были досконально изучены, сохранены и в надежном, достоверном виде дошли до нас через века, и возвышает Ислам над всеми прочими нравственными системами, позволяя ему переходить от теории к практике. Мы не должны терять душевного равновесия перед лицом жизненных бурь и наряду с этим должны, невзирая на тяготы и неожиданности жизни, для того чтобы уберечь себя от внутреннего раскола и падения, стараться приобретать такие высоконравственные черты характера, как чувство благодарности и смирения перед судьбой, покорности и терпения, твердости и мужества, самоотверженности и довольствования малым, альтруизма, щедрости и душевного богатства. Самый Великий Наставник – Муршид Камиль – тонкий, целомудренный, высоконравственный, со своей образцовой жизнью – это данный человечеству в качестве дара Всевышним Аллахом как образец для подражания по любым вопросам наш Благородный Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям).

Всевышний Аллах возвысил Пророка до самой высокой ступени в обществе людей, до выполнения Им миссии пророка и главы государства, заставив его пройти все ступени социальной лестницы, начиная с самой низкой, с точки зрения беспомощности, степени в обществе – положения сироты. Все прожитые этапы жизни Благословенного Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), каждая ее ступень представляют собой идеальные и конкретные образцы для подражания, которым люди, в меру своих возможностей и способностей, должны следовать. То есть, для того, чтобы быть легко понятым людьми, находящимися на самых различных социальных уровнях, Ислам, благодаря безграничной милости Всевышнего Аллаха, воплотился в благословенной жизни Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). На нашу же долю выпадает стараться с полным духовности сердцем наилучшим образом изучать благословенную жизнь Гордости Миров и передавать людям знания, связанные с Жизнеописанием Пророка – «Сийяр Ан-Наби».

Наряду со знанием того, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) является нашим Единственным Вождем и образцом для подражания, в огромной степени важно и необходимо еще и знание меры в принятии Его за образец. И об этом мы должны высказаться, ибо действия и поступки Его можно разделить на две категории:

  1. 1) Особенности, свойственные лишь ему одному.

Например, Его постоянные, а не эпизодические, ночные бдения – намазы, когда он проводил стоя долгие часы, так что ноги его отекали. Его посты без разговенья – Савм висал. Его пожертвования. Даже если бы у Него была гора золотых монет величиной с Ухуд (за исключением того, что Ему было необходимо для раздачи долгов), Он бы раздал все людям. Его запрет до Конца Света на принятие закята и пожертвований (садака), адресованных как лично Ему, так и Его семье, лишение Им своих детей наследства…

У Бухари приводятся следующие слова, сказанные Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям):

«Я являюсь всего-навсего лишь человеком, таким же, как и вы».

(Бухари «Салят» 31, «Ахкам» 20).

Все тот же Бухари приводит и другие слова нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), которые звучат так:

«Я не такой, как кто-нибудь из вас. Меня кормит и поит Сам Аллах» . (Бухари «Савм» 49, «Итисам» 5; Муслим «Сыйям» 57-61).

Верующие не способны в этой области следовать Ему, повторять Его физические и духовные действия, так же, как и испытать его уровень. Поэтому, наряду с тем, что пророки являются образцами для своих общин, такого рода специфические особенности свойственны лишь Посланнику Аллаха, и они остались за границей подражания для Его общины.

  1. 2) Особенности, общие для всех.

С этой точки зрения, мы не обязаны следовать Его высоким добродетелям, специфичным и свойственным лишь Ему. В сущности, подобного рода высочайший уровень и поступки – это, своего рода, критерии «звезд», которые к нам не относятся, ибо мы не в состоянии повторить их. Однако мы обязаны, в меру своих сил и способностей, всю свою жизнь следовать за Ним по его светлому пути, беря за образцы для подражания Его поступки, духовные состояния и слова, одним словом, особенности, которые распространяются на всех.

Выходит, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) – идеальный образец для людей на каждой ступени их общественного продвижения с точки зрения деяний, выполняемых с учетом потребностей и возможностей человечества. Также здесь необходимо принять во внимание то, что некоторые деяния являются обязательными предписаниями, а некоторые – разрешенными и желательными.

Жизнеописание Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) имеет огромное значение для понимания и постижения цели и духа Священного Корана. Ибо в Священном Коране сказано следующее:

نَزَلَ بِهِ الرُّوحُ الْأَمِينُ عَلَى قَلْبِكَ لِتَكُونَ مِنَ الْمُنذِرِينَ بِلِسَانٍ عَرَبِيٍّ

مُّبِينٍ

«(Коран) С которым снизошел верный Дух (Джабраиль) на твое сердце, чтобы ты стал одним из увещевателей, на ясном арабском языке». (Сура «Аш–Шуара», 193-195)

Таким образом, Священный Коран был проанализирован и практически воплощен самым совершенным образом в течение двадцати трех лет пророческой жизни Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Поэтому до тех пор, пока мусульманин не изучит должным образом жизнь и хадисы нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), до тех пор он не сумеет как следует постичь и понять Священный Коран.

Кроме того, овладение мусульманином культурой Ислама в надлежащем виде связано с глубиной его чувств и зрелостью души, которые совершенствуются в процессе жизни, вдохновленной двадцатитрехлетней пророческой миссией Гордости Вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям). Духовный мир человека достигает своей зрелости благодаря воздействию величия духа Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) на его душу, т.е. благодаря наполнению души человека позитивной энергетикой Благородного Пророка. Ибо единственным живым полотном, на котором отображаются, вплоть до мельчайших деталей, все принципы и предписания Ислама, является благородная жизнь нашего Господина Света Бытия (саллаллаху алейхи ва саллям). Учителя, сообщающие истину об Исламе, призывающие людей к жизненной системе Ислама, полной спокойствия и счастья, также вовсе не способны обойтись без науки о жизни Пророка – Сийяр, которой следует обучать в соответствии с гармонией ума и сердца. Ибо наш Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) является конкретным образцом совершенства и с точки зрения воспитания и обучения религии – таблига.

Одним словом, в «Сийяр Ан-Наби» содержатся самые высокие и прекрасные критерии, адресованные каждому мусульманину, вне зависимости от его возраста, статуса и положения в обществе. Они могут относиться и к юноше, стремящемуся стать надежным, добропорядочным человеком, и к наставнику, избравшему для себя путь призыва к Аллаху и сообщающему об истине Всевышнего при помощи своих мудрых, прекрасных наставлений, и к главе государства, желающему справедливо и мудро править своей страной, и к главе образцового семейства, к отцу, ласково и чутко относящемуся к своим детям и супруге, а также к талантливому военачальнику, которому по плечу мудрое управление и командование войском…

Поэтому для того, чтобы понять Ислам и воплотить его в жизнь, нужно как следует изучать жизнь Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), разъяснять ее людям, а также жить, ориентируясь на нее — на этот дар человечеству — идеальный и совершенный образец жизни…

Если истины, выраженные словом, не будут подкреплены реальными примерами, то невозможно избежать того, чтобы не впасть в заблуждение. Ибо каждый человек понимает абстрактные вещи согласно уровню своего собственного восприятия и опыта. Конкретные примеры, бесспорно, выдвигают необходимую форму воплощения в жизнь теоретической истины. Поскольку все точки зрения, установленные для человечества с целью внушения ему истин добра и справедливости, не обладали реальными и конкретными критериями, поэтому в их воплощении в жизнь проявилось немало различий. Исламская мысль обладает несравненным богатством и совершенством, не позволяющим провести аналогию между нею и остальными существующими суждениями. И стало это возможным потому, что непосредственно сами сподвижники Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) (сахабы), зафиксировав, подтвердив и конкретизировав в своей жизни все истины Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), полностью донесли их до нас.

Эту истину был вынужден признать один западный мыслитель, который сказал так: «Никому не дано превзойти принципов Пророка Мухаммада. Невзирая на все успехи, выпавшие на долю Европы, все законы и системы, установленные европейцами, являются недостаточными в сравнении с Исламской культурой. Мы, народы Европы, несмотря на возможности цивилизации, еще находимся на первой ступени лестницы Пророка Мухаммада, который находится на самой верхней, высшей ее ступени. Нет никакого сомнения в том, что никто не сумеет превзойти Его в этом состязании. И эта Книга (Коран), поскольку она является в высшей степени практичной, никогда не утеряет своей ценности, силы воздействия и действительности, сконцентрировав вокруг себя и остальные народы». (Иоганн Вольфганг фон Гете)

Продолжение следует, инша Аллаh.
fondihlas.ru