Домой / Водоснабжение / Развитие добывающих отраслей экономики и промышленности великобритании. Экономика и внешняя торговля Великобритании

Развитие добывающих отраслей экономики и промышленности великобритании. Экономика и внешняя торговля Великобритании

В секторе сельского хозяйства занята малая часть работающих жителей Англии: она составляет приблизительно 2-3%. Это не так много, даже меньше, чем в большинстве высокоразвитых стран мира. Однако при этом сельское хозяйство Великобритании поставляет на внутренний рынок большую половину сельскохозяйственной продукции, потребляемой населением страны. В статье мы рассмотрим особенности данной в Великой Британии, а также упомянем вырабатываемую продукцию и ту, что государство импортирует и экспортирует.

Особенности современного сельского хозяйства Великобритании

Современное сельское хозяйство Великобритании считается одним из наиболее эффективных в мире. Уровень механизации ведения хозяйства здесь очень высокий. Притом что работает в этой сфере все меньше людей, количество продукции по отдельным позициям растет.

По состоянию на 2012 год Великобритания находится на 6-м месте среди по производству продукции сельского хозяйства. Общая площадь составляет 18,5 миллиона гектаров, то есть 77% всей площади страны.

С тех пор овцеводство стало терять свои позиции. Сегодня уже всего 1% всей сельскохозяйственной продукции выпадает на овечью шерсть. Оставшиеся овцеводческие хозяйства работают в основном ради получения мяса ягнят. Наибольшее количество овцеферм находится в Уэльсе и Северной Англии. В период расцвета овцеводства в Англии продажей шерсти и шерстяных изделий зарабатывали многие. И в небольших селениях, и в городах дело процветало. Продажа овечьей шерсти, можно сказать, стала одной из основ нынешнего богатства страны. Этот факт сохранился в символах. Так, традиционно лорд-канцлер и по сей день восседает на мешке, наполненном овечьей шерстью.

Овцеводство перестало быть прибыльным делом, и бизнес в Великобритании уже практически не строят на нем. Множество мелких и средних хозяйств находится на грани разорения.

Растениеводство

Важнейшая продукция растениеводства Великобритании - пшеница, рожь, овес, ячмень. Часть зерна импортируется. Используется зерновая продукция для производства хлебных товаров, круп и на потребности животноводства, то есть на прокорм скота.

По оценкам специалистов, сельское хозяйство Великобритании по итогам урожайного 2014 года готово поставлять на внешний рынок пшеницу и ячмень.

Доля растениеводства в экономике страны невелика, в основном отрасль направлена на обслуживание животноводства.

Продукция сельского хозяйства Великобритании

Как мы уже упоминали ранее, сектору сельского хозяйства удается удовлетворять большую часть потребностей населения Великобритании в его продукции. Так, в достаточных объемах выращиваются овес и ячмень, картофель. Хватает в стране птицы и яиц, свинины, молока собственного производства. Вырабатываются, но также и импортируется, говядина и телятина.

Отдельно стоит упомянуть продукцию овцеводства. Выращивание овец в прошлых столетиях имело гораздо большее значение, нежели сейчас.

Экспорт и импорт сельскохозяйственной продукции

Половина импортной продукции поставляется в Великобританию из стран Евросоюза. Завозятся в страну такие продукты, как сахар, сливочное масло, сыр, говядина, бекон, телятина. Следующие по важности импортеры - это США, Израиль, Аргентина, Египет, страны Центральной Америки и Южной Африки.

На экспорт идет продукция растениеводства (ячмень и пшеница) и животноводства (говядина, баранина и прочая). Экспорт и импорт Великобритании строго регулируются государством и придерживаются вполне конкретной политики. Несмотря на то что многие товары импортируются, Великобритания стремится сделать сельское хозяйство самодостаточной сферой экономики.

Государственная политика направлена на то, чтобы сделать продукцию сельского хозяйства конкурентоспособной на внешнем рынке и сохранить приемлемый уровень цен на товары для сбыта внутри страны. Разработана система мер по повышению уровня жизни людей, занятых в отрасли сельского хозяйства, и производительности отрасли, а также пошлины на импортируемую продукцию.

Резюме

В статье мы рассмотрели особенности сельскохозяйственного сектора одной из наиболее развитых стран мира - Великобритании. Сегодня специализация сельского хозяйства страны преимущественно животноводческая. В целом можно резюмировать, что доля животноводства в экономике страны в три раза больше, чем растениеводства.

Примечательно, что сельское хозяйство Великобритании покрывает значительную часть потребностей британцев в продуктах отрасли. Много разной продукции идет на экспорт, но также и некоторые товары импортируются.

Экспорт и импорт Великобритании (конкретно продукции сельского хозяйства) производятся в разных направлениях. Наиболее тесные экономические отношения у Великобритании со странами ЕС. В последнее время активно разрабатываются другие направления. Торговля же племенным скотом налажена практически со всем миром. Как поставщик продукции овцеводства страна утратила свое лидерство, удерживаемое несколько веков, экспортируя сегодня преимущественно мясо ягнят.

В целом сельское хозяйство Великой Британии сегодня является одним из наиболее продуктивных в мире. При этом все меньше и меньше населения страны работает на этом поприще.

Надеемся, что наша экскурсия в сельскохозяйственный мир помогла вам провести время с пользой и интересом.

Лекция 2

2.1. Промышленность Великобритании.

2.2. Сельское хозяйство Великобритании.

2.3. Транспорт и внешние экономические связи.

Промышленность Великобритании дает 1/3 валового национального продукта, на нее приходится более 1/3 всех занятых. Она использует в основном привозное сырье и все более ориентируется на внешний рынок. С одной стороны, для Великобритании характерен быстрый рост современных отраслей, использующих прогрессивную технологию производства и организацию труда, новейшее оборудование и совершенные методы управления, с другой - отставание старых традиционных отраслей. К первой группе относятся электроника, новейшие отрасли общего и точного машиностроения, большинство отраслей химической промышленности; ко второй - добыча угля, хлопчатобумажная и шерстяная промышленность, судостроение, черная металлургия.

Процесс концентрации производства в промышленности Великобритании привел к созданию во многих отраслях, особенно современных, крупнейших объединений промышленников. Небольшое число огромных компаний контролирует в них практически все производство. Самые крупные промышленные монополии страны - “Империал кемикал индастриз” или ИКИ, “Юнилевер”, “Бритиш Лейланд” и “Дженерал электрик компани”, в которых занято по 200 тыс. человек.

Основная часть промышленных предприятий Великобритании сконцентрирована в густонаселенном промышленном поясе, включающем графства от Лондона до Ланкашира и от Западного Йоркшира до Глостершира. Крупнейшие промышленные районы за пределами этого пояса - южный Уэльс, северо-восток Англии и центральная часть Шотландии.

Те районы, в которых развивались старые производства и традиционные отрасли, стали отстающими, или депрессивными. Это большая часть Шотландии,

Северная Ирландия, почти весь Уэльс, крайний северо-восток и часть юго-запада Англии.

Главная отрасль горнодобывающей промышленности Великобритании - добыча каменного угля. Она ведется уже три столетия. Вплоть до 1910 г. британский уголь господствовал на мировом рынке. Однако с 1913 г., когда его было добыто рекордное количество - 287 млн. т, добыча неуклонно снижается. Лишь с 1970 по 1977 г. она уменьшилась со140до119 млн. т.

Тем не менее уголь все же остается одним из ведущих видов топлива в стране. Он дает 1/3 потребляемой в Великобритании энергии, уступая только нефти, дающей почти половину ее. Самый крупный угольный бассейн на Британских островах - Йоркширский, где в 1975 г. было добыто 28 млн. т угля. За ним следует Нортумберлед-Даремский и Северо-Западный.

Когда в 1959 г. в Северном море были открыты месторождения природного газа, Великобритания получила право добывать его в западной части. В 1965 г. в 70 км к востоку от Клинторпса дала газ первая скважина, которая положила начало его промышленной добыче. По проложенному на дне Северного моря газопроводу газ достигает восточного побережья острова Великобритания в районе Исингтона в Йоркшире. В британской зоне эксплуатируются пять основных месторождений природного газа, которые дают 1/6, потребляемой в стране энергии. Теперь почти весь газ поступает из природных источников.


Потребности страны в электрической энергии удовлетворяются полностью за счет внутренних источников. В 1975 г. 86% электроэнергии было произведено тепловыми электростанциями, 12% - атомными и 2% - гидроэлектростанциями. Подавляющее число ТЭС работает на угле, однако в последние годы часть из них переходит на нефть. Наиболее крупные ТЭС (мощностью более 1 млн. кВт) находятся на р. Трент и около Лондона. В последние два десятилетия введены в действие 13 атомных электростанций, суммарная выработка которых более 30 млрд. кВт. ч. Строятся еще пять АЭС. По производству электроэнергии на АЭС Великобритания занимает первое место в Зарубежной Европе.

Гидростанции, как правило, небольшие, расположены в основном на Шотландском нагорье. Еще в 1930-х годах в Великобритании была создана первая электросеть (“грид”), которая имела большое значение для развития промышленности, особенно в тех районах, где не было месторождений угля. А в 1970 г. в Великобритании закончено строительство единой системы электропередач (“Супергрид”) с бо льшим напряжением.

Больше всего энергии потребляет одна из ведущих отраслей британской промышленности - черная металлургия. Великобритания занимает восьмое место в мире по выплавке чугуна и стали, которая в 1977 г. составила соответственно 13 и 20 млн. т. Почти вся сталь страны производится государственной корпорацией “Бритиш стил”.

Ведущим металлургическим районом Великобритании XIX в. была “Черная страна”, расположенная на Мидлендском угольном плато, где одновременно работало 170 доменных печей. В наши дни первенство перешло к южному Уэльсу, металлургические заводы которого дают 30% всего производства чугуна и стали и обеспечивают практически всю потребность страны в листовом железе.

До 1972 г. британская автомобильная промышленность развивалась очень быстро. Ей принадлежало третье место в мире после США и ФРГ по числу выпускаемых автомобилей. Однако в последние годы темпы производства снижаются. Экономический кризис 1974-1975 гг. отбросил автомобильную промышленность Великобритании на несколько лет назад: в 1977 г. с конвейеров автозаводов сошло около 1,7 млн. автомашин, т. е. на 400 тыс. меньше, чем в 1972 г. В среднем на экспорт идет 2/5 продукции автомобилестроения. Великобритания самый крупный в мире экспортер грузовых автомашин. Широко известна серия машин повышенной проходимости марки “Лендровер”. Главные покупатели английских автомобилей - США, Новая Зеландия, Иран и ЮАР.

Почти все серийные легковые и грузовые автомашины выпускаются несколькими крупнейшими автомобильными фирмами “Бритиш Лейланд”, заводами международной американской компании “Крайслер Ю. К.” и дочерними американскими фирмами “Воксхолл” и “Форд”.

По выпуску самолетов Великобритания уступает в зарубежном мире лишь США. Она выпускает около 20 типов машин: военные, пассажирские, грузовые и несколько типов самолетов небольших размеров для специальных целей. Совместно с французским правительством на государственные средства создан первый в капиталистическом мире сверхзвуковой пассажирский лайнер “Конкорд”. Выпускаются и продаются различные типы ракет и суда на воздушной подушке.

Англичане говорят, что они стали судостроителями чуть ли не с момента образования Британских островов. Вплоть до 1955 г. Соединенное Королевство было крупнейшим в мире поставщиком судов, но в последующие годы на первое место вышла Япония, а Великобритания оказалась уже на пятом месте.

1. Сравните по карте ЭГП Германии и Великобритании. В чем заключаются выгоды ЭГП Великобритании?

Германия и Великобритания занимают выгодное ЭГП, хотя между ними есть определенные различия. ФРГ расположена на перекрестке транспортных путей, важнейшие из которых имеют широтное направление. Они кратчайшими путями из стран Западной Европы до Центральной. Особое значение для страны имеет прямой выход к Северному морю, на побережье которого есть несколько портов мирового значения (Гамбург).

Великобритания - островное государство. Она расположена на пересечении международных морских путей. ЭГП страны улучшилось после завершения строительства тоннеля, который проложен в самом узком месте пролива Ла-Манш и соединяет о. Великобританию с материком.

2. Какие факторы способствовали развитию экономики страны? Для ответа привлеките знания по географии, истории.

Великобритания - островное государство. Узловое положение на важнейших линиях судоходства и мировой торговли, проходящих через проливы Ла-Манш и Па-де-Кале, обеспечивает широкие связи с регионами мира.

Мягкая зима и нежаркое лето, значительное количество осадков позволяют выращивать все культуры умеренного пояса, хотя почвы не отличаются высоким плодородием.

Минеральные ресурсы Великобритании разнообразны (уголь, металлические руды и др.), но длительная их эксплуатация привела к исчерпанию или обеднению многих из них. «Подарком» для страны стали открытые месторождения нефти и газа в Северном море, благодаря которым Великобритания (наряду с Норвегией) превратилась в крупнейшего производителя и экспортера нефти и газа среди европейских стран.

До конца XIX в. эта страна являлась самой могущественной империей мира, родиной капитализма и наиболее ранней промышленной революции.

3. Выберите верные утверждения:

1) В Великобритании 9/10 грузооборота приходится на морской флот.

2) В структуре сельского хозяйства Великобритании преобладает растениеводство.

3) Для страны характерен низкий естественный прирост населения.

4) 90% жителей Великобритании живут в городах.

4. Чем обусловлено старение населения страны?

Старение населения страны обусловлено низкой рождаемостью.

5. Дайте характеристику одной из отраслей промышленности Великобритании (на выбор) по плану, приведенному на с. 119-120.

В самой крупной отрасли британской промышленности – машиностроении работает 25% всех занятых в обрабатывающей промышленности. Преобладает транспортное машиностроение. Сейчас по выпуску автомобилей Великобритания занимает 8 место в мире (1296 тыс. легковых и 273 тыс. грузовых). В среднем на экспорт идет 40% продукции автомобилестроения. Великобритания – самый крупный в мире экспортер грузовых автомобилей. Некоторые марки английских машин («Лендровер», «Роллс-ройс») стали эталоном автомобилестроения. Почти все серийные легковые и грузовые автомашины выпускаются несколькими крупнейшими автомобильными фирмами «Бритиш Лейланд», заводами международной американской компании «Крайслер Ю.К.» и дочерними американскими фирмами «Воксхолл» и «Форд». Первым крупным районом автомобилестроения на Британских островах стал Западный Мидленд с центром в Бирмингеме. Вторым районом стал юго-восток Англии (с центрами в Оксфорде, Лутоне и Дагенеле). В связи с проведением правительственных мер по децентрализации промышленности три новых автомобильных завода были построены в Мерсисайде и два – в Шотландии (окрестности Глазго и Эдинбурга). Одна из наиболее быстро развивающихся отраслей машиностроения – самолетостроение. Доминирующая здесь фирма «Бритиш эйрспейс». Вертолеты производятся другой большой фирмой «Уэсленд эркрафт». Почти все производство авиамоторов в стране сосредоточено в руках компании «Роллс-ройс», которая имеет заводы в Дерби, Бристоле, Ковентри и городах Шотландии. По выпуску самолетов Великобритания уступает в мире лишь США. Она выпускает около 20 типов машин: военные, пассажирские, грузовые и небольшие самолеты для специальных целей. Совместно с французами был создан сверхзвуковой пассажирский лайнер «Конкорд». Известна Великобритания и своим судостроением. Судостроение отличается разнообразием и высоким качеством продукции, но англичане строят суда медленно и обходятся они очень дорого. Со стапелей британских судоверфей сходят танкеры, пассажирские лайнеры, баржи, землечерпалки, траулеры, подводные лодки, ледоколы, установки для бурения морского дна, яхты. Самый крупный центр судостроения на Британских островах – устье реки Клайд в Шотландии. Два других крупных центра расположены на реках Уир и Тайн. В Северной Ирландии на острове Куинз построена самая большая верфь в Европе. Однако в настоящее время эта отрасль британской экономики находится в кризисе.

6. Какова структура сельского хозяйства? Чем она обусловлена?

Сельское хозяйство страны - высокотоварное, специализированное, капиталистическое. Доля сельского, лесного и рыбного хозяйства в структуре ВВП (1991 г.) - 1,8%. В сельском хозяйстве занято 2% населения. Для производства сельскохозяйственной продукции используется 19 млн. га. Практически вся земля обрабатывается фермерами. Площадь земель, занимаемых одной фермой, примерно 100 га. Однако имеются и огромные сельскохозяйственные объединения, земельные угодья которых достигают 1600 га. Основная отрасль животноводства - разведение высокопродуктивного мясного и молочного скота. Животноводческая продукция дает 70% стоимости сельскохозяйственной продукции. Животноводческие районы - горные районы Уэльса, Северной Англии и Шотландии. Основная часть пахотных земель расположена в восточной части острова Великобритания, где выпадает сравнительно немного осадков, низменные и плодородные почвы. Из зерновых культур сеют овес, ячмень и пшеницу. Увеличились площади под кукурузой, Традиционная культура - картофель - распространена повсеместно. На корм скоту выращивают также кормовую свеклу и капусту. Огороды, сады и парники занимают 1,5% сельскохозяйственных земель и дают 12% стоимости сельскохозяйственной продукции. Важная отрасль растениеводства - разведение цветов - бледно-желтых нарциссов, «голландских» тюльпанов, гиацинтов и др. Рыболовство играет большую роль в экономике страны. Основные рыболовные порты расположены на восточном побережье, недалеко от которого в Северном море находится отмель Доггер-Банка, где вылавливают около 2 млн. тонн рыбы в год. Рыболовецкий флот состоит из 11 тыс. судов.

Несмотря на то, что население Великобритании составляет всего лишь 1% населения земного шара, Соединённое Королевство занимает 4-ое место в мире по торговле. Машиностроение и транспорт, промышленные товары и химикаты являются основными статьями экспорта Великобритании. Начиная с 1970-х годов, добыча нефти не только позволила сократить импорт нефтепродуктов, но и принесла существенную прибыль в торговле. British Petrolium является крупнейшей промышленной корпорацией Великобритании и занимает второе место в Европе.

Британия осуществляет 10% мирового экспорта услуг - банковских, страховых, брокерских, консультативных, а также в области компьютерного программирования.

Великобритания импортирует в 6 раз больше промышленных товаров, чем сырья. Самым значительным экспортёром Великобритании являются США. Семь из десяти ведущих поставщиков товаров в Великобританию - это страны ЕС. Ведущим сектором британской экономики является сфера услуг (74% ВВП), темпы роста которой в 2006г. (3,6%) превышали темпы роста ВВП в целом (2,8%). Лидирующее положение в ней занимает её финансовая составляющая (27,7% ВВП), определяющая специализацию страны в системе международных экономических отношений. На транспорте (7,8% ВВП) рост составил 2,9%. Вторая по значимости отрасль британского хозяйства - промышленность (18,6% от ВВП, сокращение объёма выпуска продукции в 2006г. на 0,1%) представлена двумя подотраслями: горнодобывающим производством (2,2% ВВП, сокращение на 9,2%) и обрабатывающей промышленностью (14,7% ВВП, прирост на 1,4%). На сельское хозяйство, которое удовлетворяет порядка двух третей внутренних потребностей в продуктах питания, приходится всего лишь 1% ВВП (объём производства сократился на 1,8%), строительство (6,1%, рост на 1,1%).

Промышленность Великобритании

Промышленность играет ведущую роль в экономике страны (почти треть ВВП). Она создает 26,5% ВВП и 84% экспорта страны. В ней занято около 18% экономически активного населения. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение (доля в общем объеме промышленного производства - 25%), химическая и фармацевтическая (10%), горнодобывающая (10%), пищевая и табачная (10%), металлургическая (9%).

Объемы годового производства важнейших видов продукции: нефти - 138,2 млн.т, природного газа – 108,5 млн.т (в нефтяном эквиваленте), угля – 21,9 млн.т (в нефтяном эквиваленте), электроэнергии - 345,3 млрд.квт/час, автомобилей – 1,79 млн.шт.(1,14 млн.шт. экспортировано), аэрокосмической продукции – 37,4 млрд.долл. (16,5 млрд.долл. экспортировано), продукции электронной промышленности – 133,8 млрд.долл. (67,1 млрд.долл. экспортировано).

В течение последнего десятилетия в промышленности произошла существенная структурная перестройка. Основными секторами промышленности стали химическая, аэрокосмическая, электронная, электротехническая, автомобильная, швейная, обувная и пищевая А в таких отраслях, как химия и нефтехимия, приборостроение, транспорт (железнодорожный, авиа-, трубопроводный), нефте- и газодобыча, лёгкая промышленность, Великобритания занимает передовые позиции в мире. Относительно высокими темпами росли объемы производства в обрабатывающей промышленности за счет опережающего развития химической и нефтеперерабатывающей промышленности и машиностроения. Так, темпы роста объемов производства в химической промышленности составили 104,6%, в машиностроении – 104,1%.

Статистические показатели Великобритании
(по состоянию на 2012 год)

В условиях замедления общемировой экономической активности физический объем промышленного производства в первом полугодии 2001 г. (по сравнению с аналогичным периодом 2000 г.) снизился на 0,5% (в 2000 г. на фоне благоприятной мировой общехозяйственной конъюнктуры темпы прироста составили 1,6%). Объемы производства сократились в текстильной, швейной и кожевенной промышленности (на 10,5%), а также в добывающей промышленности (на 6,5%), что произошло, в первую очередь, за счет резкого сокращения объемов нефте- и газодобычи (на 7,1%).

Снижение объемов производства в обрабатывающей промышленности составило 0,1%. При этом возросли объемы производства в химической промышленности и общем машиностроении, а снизились в транспортном и электротехническом машиностроении, металлургии.

С 2000 г. наметилась тенденция снижения рентабельности в обрабатывающей промышленности. В условиях жесткой ценовой конкуренции и при росте затрат на сырье и энергоресурсы британские товаропроизводители вынуждены сдерживать рост цен на готовую продукцию. Так, в первом полугодии 2001 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года затраты на топливо и сырье увеличились на 4,7%, а прирост цен на готовую продукцию составил 1%.

Энергетический сектор экономики страны даёт 5% ВВП. Для электроэнергетики Великобритании в последнее десятилетие характерен переход от использования традиционных энергоносителей (уголь, нефть) к природному газу, применяемому в газотурбинных установках комбинированного цикла. В настоящее время в стране эксплуатируется около 20 таких электростанций, на них вырабатывается 28% всей электроэнергии. Эффективность станций такого типа равняется 70% и превышает аналогичный показатель для традиционных электростанций почти в 2 раза. Значительной остаётся и доля электроэнергии, вырабатываемой на АЭС – 27,3%. В планах правительства Великобритании предусматривается постепенное снижение доли АЭС в производстве электроэнергии к 2005 г. до 18,5% и к 2010 г. - до 13,1%.

Великобритания обладает развитым нефтегазовым комплексом, который создан, главным образом, благодаря освоению крупных месторождений нефти и газа на британской части шельфа Северного моря. Согласно последним данным, Великобритания располагает разведанными запасами нефти в объёме 1,39 млрд.т и газа - от 0,76 до 1,4 трлн.куб.м. С начала 90-х гг. она входит в первую десятку крупнейших нефте- и газодобывающих стран мира и полностью удовлетворяет свои потребности в энергоносителях за счёт собственной добычи.

В британской зоне Северного моря обнаружено более 80 газовых месторождений с разведанными запасами 2 трлн. м? и извлекаемыми – 0,8 трлн. м?. Добыча газа на них началась в середине 60-х годов, сейчас эксплуатируется 37 месторождений, 1/2 добычи дают 7, среди них – Леман-Бенк, Брент, Моркэм. Объем добычи за 1990–2003 гг. возрос до 103 млрд м?. Внешняя торговля газом незначительна; в 2003 г. его экспорт составил 15, а импорт – 8 млрд м?. По проложенному на дне Северного моря газопроводу газ достигает восточного побережья острова Великобритания в районе Исингтона и Йоркшире.

Электроэнергетика Великобритании

Серьёзным достижением британской экономики является то, что весь производственный и потребительский сектор полностью обеспечены электроэнергией. 86 % электроэнергии производится тепловыми электростанциями, 12 % - атомными и 2 % - гидроэлектростанциями. Подавляющее число ТЭС работает на угле, однако в последние годы часть из них переходит на нефть. Наиболее крупные ТЭС (мощностью более 1 млн кВт) находятся на реке Трент и около Лондона. Гидростанции, как правило, небольшие, расположены они в основном на Шотландском нагорье.

Транспорт Великобритании

Территория Великобритании покрыта густой сетью железных и автомобильных дорог. Несмотря на сокращение за последнее десятилетие тоннажа британского торгового флота (почти на 33%), на морской транспорт ныне приходится около 95% (по весу) и 75% (по стоимости) перевозок внешнеторговых грузов Великобритании. Железнодорожный транспорт - один из старейших видов транспорта имеет среднегодовой объём транспортных перевозок свыше 650 тыс.тонно-километров.

Страна является крупным авиаперевозчиком (140 аэропортов). Авиационные перевозки, в первую очередь пассажирские, являются важным направлением в транспортной политике правительства страны. В июне 1998 г. принято решение об открытии практически всех британских гражданских аэропортов для иностранных авиакомпаний, страны которых заключили соответствующие двусторонние соглашения. Крупнейшим авиаперевозчиком страны является компания “Бритиш Эрвейз”, в которой занято около 60 тыс. служащих.

Автомобильный транспорт в Великобритании играет основную роль во внутренних перевозках. Ежегодный объём грузооборота превышает 650 тыс.тонно-километров.

Сельское хозяйство Великобритании

Великобритания занимает шестое место среди стран-членов ЕС по объему производства сельхозпродукции. В среднем на одного работника с полной занятостью здесь производится продукции на 25,7 тыс. евро (в валовом исчислении). Сельскохозяйственные земли в Великобритании насчитывают 18,5 млн. га, что составляет около 77% территории страны. Общая динамика развития сельского хозяйства Великобритании в 2006 году по стоимости производства основных видов сельхозпродукции в рыночных ценах имела следующие показатели: производство пшеницы увеличилось на 16% и составило 1,2 млрд.ф.ст.; ячменя - на 9,8% до 412 млн.ф.ст.; рапса для производства растительного масла - на 17% до 307 млн.ф.ст.; сахарной свеклы снизилось на 37% до 168 млн.ф.ст.; свежих овощей увеличилось на 9,1% и достигло 986 млн.ф.ст.; растений и цветов снизилось на 4,4% до 744 млн.ф.ст.; картофеля увеличилось на 24% до 625 млн.ф.ст.; свежих фруктов снизилось на 1,2% до 377 млн.ф.ст.; свинины увеличилось на 1,3% до 687 млн.ф.ст.; говядины - на 13% до 1,6 млрд.ф.ст.; баранины - на 2,7% до 702 млн.ф.ст.; мяса птицы - на 1% до 1,3 млн.ф.ст.; молока снизилось на 3,6% до 2,5 млн.ф.ст.; яиц увеличилось на 2,0% до 357 млн.ф.ст.

Сельское хозяйство Великобритании в настоящее время - одно из самых продуктивных и механизированных в мире. Доля занятости в отрасли составляет 2% от общей занятости в стране. Общая площадь сельскохозяйственных угодий - 58,3 млн. га (76% всех земель страны). В структуре сельскохозяйственного производства преобладает - животноводство. Молочное и мясомолочное скотоводство, развито также свиноводство (беконный откорм), мясное овцеводство и птицеводство. Англия является одним из самых крупных мировых поставщиков овечьей шерсти. Традиционно животноводство концентрируется в бассейнах рек. В растениеводстве почти 60% пашни занято многолетними травами, свыше 28% – под зерновыми культурами (в том числе 15%– пшеницей, 11% – ячменем); 12% – под техническими (рапсом, сахарной свеклой, льном) и кормовыми культурами (включая картофель), а также огородами и ягодниками. Основные земледельческие районы – Восточная Англия и Юго-Восток. В стране много фруктовых садов. Сельское хозяйство пользуется большой поддержкой государства и получает дотации из бюджета ЕС. По таким продуктам, как пшеница, ячмень, овёс и свинина, объёмы производства превышают объём потребления; по таким, как картофель, говядина, баранина, шерсть, сахар и яйцо, объём производства ниже объёма потребления.

Таким образом, многие необходимые продукты Великобритании приходится ввозить из других стран. Они импортирует 4/5 сливочного масла, 2/3 сахара, половину пшеницы и бекона, 1/4 потребляемых в стране говядины и телятины.

Великобритания в системе международных экономических отношений

Великобритания (население – менее 1% от мира в целом) сохраняет важную роль в мировой экономике. Страна входит в пятёрку наиболее развитых стран мира и производит порядка 3% (2000г. – 3,2%) общемирового ВВП (по паритету покупательной способности национальной валюты). В экспорте товаров и услуг её доля равна 4,6% (2000г. – 5,2%), в их импорте - 5,1% (5,6%). При этом имеет место сокращение удельного веса страны в мировой торговле. Макроэкономическая ситуация в Великобритании в последнее десятилетие оставалась стабильной. Рост реального ВВП на душу населения в среднем был выше, чем в других странах «семёрки», безработица и инфляция - ниже.

В 2006 году прирост ВВП Великобритании повысился до 2,8%, что соответствует уровню экономического роста в странах «семёрки». При этом уровень инфляции в Великобритании был ниже (2,3% против 2,5%). С 2001/2002 финансового года в Великобритании ухудшалась ситуация с размером дефицита государственного бюджета, и в 2004/2005 финансовом году его величина достигла 3,3% ВВП. Однако в 2006/2007 финансовом году этот показатель снизился до 2,8% ВВП. Страна продолжает сохранять доминирующее положение на мировом рынке финансовых услуг. В Великобритании сосредоточено три пятых мировой торговли международными облигациями (1-ое место в мире, первичный рынок), две пятых - иностранными активами (1-ое место) и деривативами (1-ое место, т.н. «торговля через прилавок»), немногим менее трети валютных операций (2-ое место после США), осуществляется пятая часть международных заимствований (1-ое место).На Великобританию приходится две пятых мирового рынка авиастрахования (1-ое место) и одна пятая - морского страхования (2-ое место). Лондон также лидирует в области управления активами состоятельных людей мира.

В Великобритании расположены важнейшие товарные и фондовые биржи мира: Лондонская фондовая биржа, Лондонская биржа металлов, Международная нефтяная биржа, Балтийская биржа (торговля морскими судами).

Великобритания - член ООН, постоянный член её Совета безопасности (общие выплаты страны по линии ООН равны 0,4 млрд. долл.), НАТО, «восьмёрки», Британского Содружества (добровольная ассоциация Великобритании и 53 других государств, которые в прошлом находились под управлением Великобритании), Организации за безопасность и сотрудничество в Европе. Великобритания - один из ведущих членов Европейского союза (вступила в 1973г.). Великобритания является членом Организации экономического сотрудничества и развития, Всемирной торговой организации, Международного валютного фонда и Всемирного банка, а также ряда региональных банков реконструкции и развития (африканского, европейского, стран Карибского бассейна, латиноамериканского, азиатского), Европейского инвестиционного банка, Парижского и Лондонского клубов-кредиторов. Она играет ключевую роль в принятии различных коллективных решений в рамках этих международных экономических и финансовых организаций и соглашений. Великобритания активно участвует в деятельности Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force on Money Laundering - “FATF”), “G20” или “Egmont Group of Financial Intelligence Units”, насчитывающей 58 государств-участниц.

Придавая важное значение борьбе с изменениями климата, британское правительство выработало меры по охране окружающей среды, которые предполагают: - поддержку разработки альтернативных источников энергии, а также реализацию мер по утилизации вредных выбросов; - развитие энергосберегающих технологий, в т.ч. путём внедрения схемы «Green Landlord Scheme» и создание фонда «Carbon Trust» с целью предоставления беспроцентных кредитов национальным компаниям для внедрения указанных технологий; - предоставление льгот предприятиям, внедряющим технологии, основанные на «чистом» топливе.

Великобритания — высокоразвитая индустриальная страна, которая в международном разделении труда выступает как поставщик промышленной продукции, банковской, судофрахтовой и другой коммерческой деятельности. Промышленность дает 1/3 валового национального продукта, на нее приходится более 1/3 всех занятых, 90% экспорта. Она использует в основном привозное сырье и все более ориентируется на внешний рынок. Особенностью промышленности является ее высокий уровень развития, концентрация и монополизация. Доля промышленности в структуре ВВП (1991 г.) — 21%. По объему промышленного производства страна занимает 7-е место в мире.

В 1959 г, в были открыты месторождения , которые дают 1/6 потребляемой в стране энергии.

В последние годы Великобритания возобновила разработку оловянных руд.

Потребности страны в электроэнергии удовлетворяются на 80% за счет внутренних источников. В стране 8 крупных ТЭС, работающих на собственных и привозных энергоресурсах, и 14 АЭС. ГЭС играют в Англии вспомогательную роль, но в Шотландии — главную. ВЭС построены на морских побережьях. В настоящее время их работает — 18. Производство электроэнергии в 1991 г. составило 301,2 млрд. кВт.

Больше всего энергии потребляет . Почти вся сталь страны выплавляется государственной корпорацией «Бритиш стил». Угольные и железорудные бассейны, вблизи которых развиваются металлургические центры, расположены недалеко друг от друга. Главные старые центры металлургии — Глазго, Шеффилд, Бирмингем, Манчестер.

Так как большинство металлургических предприятий работает теперь на привозной руде из , металлургические центры сместились в сторону побережий — Кардифф, Мидлсбро, Барроу и др.

Британская цветная металлургия работает почти целиком на привозном сырье, поэтому выплавка цветных металлов тяготеет к портовым городам. Великобритания — поставщик на внешний рынок цветных металлов. Главные покупатели цветных металлов — и . Главные районы цветной металлургии — Западный Мидленд, Южный Уэльс, Лондон и . Две огромные фирмы концентрируют 2/3 производства алюминия, это — «Алкан ивдастриз» и «Бритиш алю-миниум».

В работает 1/4 всех занятых в обрабатывающей промышленности. Районы автомобилестроения -Западный Мидленд (Бирмингем), юго-восток Англии (Лондон, Оксфорд, Лутон) и др. В самолетостроении доминирует одна государственная крупнейшая фирма — «Бритиш эйрс-пейс». Вертолеты выпускаются фирмой «Уэстленд эркрафт». Почти все производство авиамоторов в стране сосредоточено в руках национализированной компании «Роллс-Ройс», которая имеет заводы в Дерби, Бристоле, Ковентри, а также в Шотландии. По выпуску самолетов Великобритания уступает в зарубежном мире лишь США.

Великобритания в прошлом была крупнейшим в мире поставщиком судов. Центры — устье р. Клайд в Шотландии, Беркенхед, Белфаст, Сандерленд и др.

Продукция тяжелой электроники производится одной крупнейшей монополией — «Дженерал электрик» (Большой Лондон).

Около 1/3 продукции основной химии - серная кислота и окислы металлов. Более 4/5 продуктов дает органическая химия. 90% всей продукции основной химии контролирует транснациональный концерн «ИКИ». Центры: Фоли, Большой Лондон, Милфорд-Хейвен.

Старейшая традиционная отрасль Великобритании — текстильная промышленность. Однако с ростом текстильной промышленности в конкурирующих странах рынки сбыта британских текстильных изделий сузились. Шерстяные ткани производятся в Западном Йоркшире, производство искусственного шелка — в Йоркширском городе Силсдене, а хлопчатобумажных тканей — в Ланкашире. Шерстяные изделия британских текстильщиков высоко ценятся на внешних рынках.