Последние статьи
Домой / Комфорт и уют / Славянская Богиня Девана — Богиня Охоты. Славянская богиня девана

Славянская Богиня Девана — Богиня Охоты. Славянская богиня девана

Девана часто изображается в обществе белого волка. Было поверье, если повстречался белый волк. охотиться в этот день нельзя.

Древнеславянская богиня Девана почиталась как покровительница охоты. Дар ей приносили охотники перед охотой в капищах что в чаще ставили. Считалось что богиня не терпит пустого убийства зверья, если не ради пищи охотник убивал животное, а ради забавы или удаль молодецкую показать, кара ждала его.

Помимо покровительства охоте в сфере влияния Деваны все звери лесные находились. Учила их богиня охотиться да выживать в стужу лютую.

Если охотники убивали зверей ради развлечения а не от нужды карала их Девана, насылала змей ядовитых от укуса которых провинившийся умирал мучительной смертью.

Девана в пантеоне славянских богов

Славянская богиня Давана является внучкой , дочерью Перуна да Дадолы, женой Святобора – покровителя лесов заповедных да рощ.

Требы покровительнице охоты приносят в чащах, где и строят ей капище.

Образ богини

Покровительница охоты Девана изображалась молодой красивой девой с глазами цвета листвы зеленными, волосами в косы заплетенными цвета медного да с луком в руках. Одежды на ней из шкур волка либо медведя где капюшон представлен головой убитого животного. Образ Деваны пересекается с греческой богиней охоты - Артемидой. Где помимо внешнего облика наблюдаются и общие черты характера.

У отца богиня унаследовала силу, смелость, стремление к первенству. У матери Додолы - богини влаги небесной она взяла гордость да красоту. Умеет богиня охоты стрелять из лука, обращаться зверем разным, да птицей лесной.

Охотится любит богиня в лунные ночи, в это время охотники в лес не ходили.

Атрибуты богини охоты

Подношение Деване делали все входящие в лес. Охотники делились частью добычи: кусочком шкуры, немного мяса, а девушки несли продукты своего труда, например пирожки. Также принимала в дар богиня лесной охоты ленты, бусины и прочие девичьи атрибуты.

    Животное: белые волки;

    предметы: плащ с волчьей или медвежьей головой.

Обережный символ

Обережным символом славянской богини охоты считается звезда 7 лучей с обращенным острым лучом вверх.

Сила оберега Деваны или как влияет ношение талисмана:

    человек приобретает уверенность в своих силах;

    предупреждает свершение ошибок;

    привлекает успех в работе;

    сберегает и укрепляет здоровье.

Праздники в честь богини охоты

Упоминание даты чествования дочери Перуна не сохранилось, охотники ее славили перед началом и по окончанию охоты.

Легенда о Деване

Девана могла обращаться в зверей или птиц.

По мифологии Девана решила что она лучшая среди богов и должна управлять и решать все споры между мирами. Захотела она свергнуть небесного кузнеца - Сварога и занять его место. Однако узнал Перун об этом и предотвратил переворот. После того как уговорить своенравную красавицу не удалось Перун сразился с дочерью и победил.

Сначала они бились на копьях да мечах, потом в образе львов, после в облике орлов, не удалось одолеть Перуна. Обратилась тогда Девана в белорыбицу да притаилась на дне морском. Изготовила богиня Макошь волшебные сети и поймали боги волшебную рыбу. После этого Девана дала обещание оставить идею занять верховное место.

Проиграв битву богиня поселилась в чаще где заманивала путников в дом. После того как они ложились на кровать, переворачивала Девана ее и человек оказывался в мире нави, а от туда выход смертным закрыт. Узнал отец об этих злодеяниях, попросил доставить дочь к нему и выдал замуж за Святобора - хранителя лесов дабы характер смягчить ее тяжелый.

Много событий описано в разных легендах. Со временем богиня стала мудрее и спокойнее. Следит теперь за лесными жителями да охотниками, чтобы баланс не нарушался.

Другие боги покровители охоты

Муж Деваны - Святобор был хранителем лесов и лесных жителей. Следил чтобы охотники уважали зверей и без надобности не убивали. За убийство животных с детенышами и ловлю рыб в период нереста мог жестоко покарать.

Дар солнца - свет Луны во теми...

Девана (Зевана, Дзевана, Диивика)

Девана (Зевана, Дзевана , Диивика), в славянской мифологии девственная, всегда юная богиня охоты, растительного и животного мира, богиня плодородия, богиня женского целомудрия, покровительница всего живого на Земле, дающая счастье в браке и помощь при родах (одна из Рожениц), 1 образ девичьей стройности, олицетворение Луны , жена бога лесов Святобора. 2
У Деваны тройственный аспект - Мать созданий, 3
Охотница 3 и Разрушительница. 3 Возможно с Деваной связан культ амазонок у скифских племен. Девану древние славяне представляли в облике красавицы, одетой в богатую кунью шубу, отороченной белкою; с натянутым луком и стрелами. Вместо епанчи (верхней одежды) накинута медвежья шкура, 4 а голова зверя служила шапкою. У ног прекрасной богини Деваны лежала рогатина, с какой ходят на медведя и нож. Она опекала лесных зверей, учила их избегать опасности, переносить суровые зимы.

Девана не только охотница, но и медведица-оборотень. 5 Святилища Деваны часто находились вблизи источников, озер или болот, 6 символизируя плодородие растительного божества. Священные животные культа Деваны - собака (волк) и олень. 7 Металл - серебро.

Девану почитали охотники и звероловы, моля ее об удаче, а в благодарность приносили в ее святилище часть своей добычи. Именно она посылала удачу охотникам, 8 помогая им побеждать в схватке с медведем или волками.
Своим пристрастием охотиться именно в лунные ночи Девана отчасти напоминает греческую Артемиду и римскую Диану, богиню охоты.

Символ Богини Деваны.

Растение Солнца. Означает благодать, очищение, девственность. Отвращает злых духов.
Из руты делался мощный оберег известный в Риме как Cimaruta или "веточка руты". Дело в том, культ римской Дианы и Деваны очень схож и тем более римская Диана не была родным божеством римлян. В Риме ей больше поклонялись рабы. 9 Да и амулет "Веточка руты" очень похож на славянские амулеты подвески и наузы. А символ кукиша - давно известен на Руси как защитный символ. В "веточке руты" он присутсвует. Поэтому я приведу его изображение здесь.


Сноски-пояснения (Артемий Северин):

    1. « Животные из пещеры Колдуна . В пещере Колдуна можно видеть изображения различных животных на стенах. Остановимся пока на одном из них - на рисунках, « выполненных в "размашистом” стиле тонкими гравировками, явно относящихся к иному историко-хронологическому периоду, скорее к эпохе энеолита-бронзы. В пользу этого мнения свидетельствует изображение человека в скорченном положении, как бы иллюстрируя трупоположение в могиле, характерное для ямно-катакомбного времени », рис. 23 . Здесь, как видим, совершенно иной сюжет.

    Сопровождающих подписей как будто бы нет, однако изгибы оленя представляют собой слоговые знаки. Текст гласит: МАРАЛ (вид оленя) – БОГЪ ЖИВОЙ. ПОДИ, БОГЪ, ВЪ БЕГЕ!, рис. 23 (Последовательность чтения участков изображения оленя от 1 до 9 показана справа). Тем самым изображение служит одновременно обращением к богу-Маралу, который должен появиться в беге и, вероятно, способствовать охотничьей удаче. О существовании бога-оленя мы прежде ничего не слышали. Такой бог для нас выглядит весьма новым и неожиданным. К тому же это не просто ОЛЕНЬ ВООБЩЕ, а именно Марал. Изображение оленя не одиноко. Его сопровождают надписи, находящиеся на стене справа и слева (на рис. 23 я их все поместил слева, равно как и свое их чтение в пронумерованной последовательности). Попробуем прочитать сначала надписи, находящиеся справа. Первая из них в виде стопы означает слово БЕЧАДЬНЕ, то есть ПЕЧАТНЫЙ, второе – СОБОРЪ или СЪБОРЪ; вместе, как нам кажется, отражена идея коллекции изображений, удостоверенных печатью, то есть подлинных. Прежде нам неоднократно встречалось слово БЕЧАТА в смысле ПЕЧАТЬ, в том числе и на средневековых текстах, и это не озвончение первого слога, а его подлинное звучание, ибо слово БЕЧАТЬ происходит от глагола БИТЬ, БИЧЕВАТЬ, то есть ВЫСЕКАТЬ; тем самым слово БЕЧАТЬ означает ВЫБИТОЕ, ВЫСЕЧЕННОЕ.

    Изображение слева напоминает падающего человека с подогнутыми коленями. Изображение человека в палеолитических сюжетах вообще весьма редко, а в сочетании с изображением оленя-бога становится еще более интересным. Руки не показаны, зато ноги широко раздвинуты, как у рожающей женщины. Тем самым семантика рисунка отражает два принципиально важных для мифологии момента: наличие Рожаницы и ее связь с оленем. Невольно приходит на ум гипотеза Б.А. Рыбакова о том, что некогда Рожаницы были лосихами. То, что рисунок оленя символизирует марала, не должно удивлять. Марал входит в род оленей и относится к промысловым животным; однако его численность в настоящее время невелика; род лосей содержит всего один вид, который успешно сохранился до наших дней; поэтому небольшой семантический сдвиг с не сохранившегося марала на уцелевшего лося вполне допустим. Так что рожаницы-маралы со временем стали пониматься как рожаницы-лосихи.

    Еще более интересно чтение составных частей Рожаницы. Текст таков: ДЬВА БОГА: ВЬ ЛАДЕ, ЛЕЛИ. Таким образом, Рожаницы действительно являются богинями Ладой и Лелей. Поражает искусство, с которым слоговые знаки человек делал составными частями изображения, в данном случае Рожаницы. То, что их две, следует из текста. Но и из рисунка: одна богиня в антропоморфном облике рожает, другая, в зооморфном, бежит. Тем самым мы сталкиваемся с интересным объединением двух различных ипостасей божества: зооморфной и антропоморфной. Об этой дешифровке я уже сообщал в одной из публикаций , относя их к палеолиту. Сейчас у меня такой уверенности в столь древней атрибуции именно этого сюжета нет, но понимание человека как роженицы сохраняется, ибо трупы не хоронят в странной позе с широко разведенными ногами.»

    «Еще более интересно чтение составных частей Рожаницы. Текст таков: ДЬВА БОГА: ВЬ ЛАДЕ, ЛЕЛИ. Таким образом, Рожаницы действительно являются богинями Ладой и Лелей. Поражает искусство, с которым слоговые знаки человек делал составными частями изображения, в данном случае Рожаницы. То, что их две, следует из текста. Но и из рисунка: одна богиня в антропоморфном облике рожает, другая, в зооморфном, бежит.» )

    Таким образом, можно увидеть, что Рожаницы - это Лада и Леля, лосихи или оленихи. Но в дальнейшем одни боги сливались другими, в том числе Жива была и Дева, то есть, она же, Девана (думаю, достаточно простейшего языковедческого исследования, чтобы увидеть, что имя Девана появилось из Девы, так же как из Мары получилась Марена, Морана и, видимо, из Яра, как его жрица - Ярина, Арина, то есть, путем добавления: Имя + Она). Тогда ее закономерно назвать Рожаницей, видимо, в данном случае, получившейся из Лели и Живы. Хотя, в поздней мифологии это уже разные богини. Изначально-таки, по исследованиям Чудинова была лишь одна - Макошь. Она и мать, и богиня любви и все остальное.

    Артемий Северин

Девана – богиня охоты, жена бога лесов и дочь . Славяне представляли богиню в виде красивой девушки, одетой в нарядную кунью шубу, отороченную белкой. Поверх шубы красавица надевала медвежью шкуру, а голова зверя служила ей шапкою. С собой дочь носила превосходный лук со стрелами, острый нож и рогатину, с какой ходят на медведя.

Прекрасная богиня не только охотилась на лесных животных: она сама обучала их, как следует избегать опасностей и переносить суровые зимы.

Способности

Как и богиня охоты обладает нечеловеческой силой, но присущи Деване и другие магические способности: без труда она может оборотиться в любого зверя лесного, в рыбу морскую и в могучую птицу. Поэтому и стала богиня великой охотницей, не знающей себе равных. Имеются у Деваны верные спутники: пара страшных волков, везде сопровождающих богиню и покорно служащих своей хозяйке.

Сфера влияния

Девану в первую очередь почитали охотники и звероловы, они молили богиню даровать удачу в охоте, а в благодарность приносили часть своей добычи в ее святилище. Как считалось, именно она помогала отыскать в густом лесу тайные тропы животных, избегать стычек с волками и медведями, ну а если встреча все же состоялась, выйти человеку из нее победителем.

Девана (Зевана, Дзевана), в славянской мифологии богиня охоты, жена бога лесов Святобора. Девану древние славяне представляли в облике красавицы, одетой в богатую кунью шубу, отороченной белкою; с натянутым луком и стрелами.


Вместо епанчи (верхней одежды) накинута медвежья шкура, а голова зверя служила шапкою.
У ног прекрасной богини Деваны лежала рогатина, с какой ходят на медведя и нож.
Она опекала лесных зверей, учила их избегать опасности, переносить суровые зимы.
Зевану почитали охотники и звероловы, моля ее об удаче, а в благодарность приносили в ее святилище часть своей добычи.
Именно она посылала удачу охотникам, помогая им побеждать в схватке с медведем или волками.
Своим пристрастием охотиться именно в лунные ночи Зевана отчасти напоминает греческую Артемиду, богиню охоты.

Легенды - МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Перун и Девана

У Перуна и Дивы-Додолы родилась дочь Девана. Гордостью и красой Девана пошла в матушку Диву, а мощью - в батюшку Перуна.

Обучилась она разным премудростям: оборачиваться зверем лесным, рыбой плавать в реках и в морях, а в небесах летать грозной птицей Магур. И стала Девана -великой охотницей, ибо умела завораживать зверей, птиц и рыб.

Ехала как-то Девана чистым полюшком. Одной рукой она метала копье в поднебесье, а другой булаву, а потом подхватывала их за сотни верст от того места, где она их бросала.

Впереди ее бежали два больших страшных волка, на правом ее плече сидел сокол, на левом - белый кречет. Вслед за Деваной ехал Велес. Он кричал вслед Девано по-звериному, свистел по-соловьему. Но Деванушка не откликнулась на зов Велеса.

Та Деванушка будет не мне чета! - ужаснулся Велес.

Ехал навстречу Деване Дажьбог. Он заехал к ней с белого лица, слез с коня, раскланялся и вежливо спросил:

Ты куда, Деванушка, держишь путь?

Еще еду я в светлый Ирий! Я хочу съесть яблочки Ирия и на трон Сварога усесться!

Вскочил Дажьбог верхом на коня и поехал в Сваргу.

И приехал в Ирийский сад и сказал Перуну - так и так, что-то расшалилась дочка твоя, играет в ней Дыева кровь.

Разыгралось сердце Перуново. Поехал он навстречу дочке. Рыкнул по-звериному - и разбежались волки, что бежали перед Деваной. Свистнул по-соловьему - и улетели сокол и кречет. Поначалу хотел Перун дочку словами урезонить. Но Девана и не послушалась батюшку.

И тогда съехались Перун и Девана в чистом поле. Бились копьями и палицами, секлись мечами. Но поломались у них и копья, и мечи, и палицы. Обернулась Девана Львицею, а Пе- рун Львом. И поборол Лев мощную Львицу. Тогда Девана обернулась птицей Магур, а Перун - Орлом. И вновь поборол Орел птицу Магур. Тогда Девана обернулась Белорыбицей. Призвал Перун на помощь богиню судьбы Макошь, и та вместе с Долей и Недолей связали частый невод. И поймал Перун этим неводом Девану.

Тут Девана судьбе покорилась и Перуну поклонилась.

*Песнь о Деване восстановлена по былинам о дочери Ильи Муромца. Согласно древнечешскому словарю «Mater Verborum», Девана - дочь Перуна и Летеницы. Она же у римлян Диана Тривия - богиня охоты.

0 Эта богиня чаще всего ассоциируется с греческой Артемидой или римской Дианой. Ввиду того, что Девана и Диана - очень похожие имена, считается, что славяне переняли это божество от римлян. У неё есть более длинное имя, Дзевона или Дзэвана, как её называли поляки, ещё больше напоминают имя римской богини охоты, что является дополнительным аргументом в пользу теории о том, что Девану нельзя считать исконно славянским божеством. Тем не менее Devana - это имя арийского происхождения, что даёт возможность предположить, что Devana и Diana - это всего лишь два разных варианта с одним и тем же именем. Какое из них более верное?
Древние арийцы верили в Девасес (Devases), которые были сыновьями Дейуса, являвшегося отцом неба, а это значит, они были настоящими богами. Слова "deus" и "theos", под которыми понимают бога, заимствованы из санскритского термина "дэва" (deva). Названия многочисленных богов происходят из этого термина: Дионис, Зевс, Диона, Дана (кельтская верховная богиня) и, конечно же, Диана и Девана. Таким образом, Диана и Девана представляют собой изначальную высшую богиню, которая позже потеряла свою верховную власть и стала одной из простых богинь. Добавьте наш полезный сайт сайт к себе в закладки, чтобы всегда иметь доступ к нужной и полезной информации.
Однако, перед тем, как я продолжу, мне хотелось бы указать вам на парочку толковых публикаций по тематике религий и культов. Например, узнайте про Популярные суеверия , кто такая Русалка , кого называют Кикимора , кто такой Даждьбог и т. п.
Итак, продолжим, славянская богиня Девана, значение?

Девана - славянская богиня лесов, диких животных и охоты. Мы знаем ее как «Мать леса », дикую и безудержную. Она - жена Велеса , с которым у неё родился сын Ярило , а так же богиня войны, гнева, сексуальности и плодовитости.


Она изображается, как сильная молодая женщина, девственница, которая при необходимости берёт меч, чтобы сражаться на войне. Её животная форма - кобыла, которая является её священным животным. Девственность Деваны обновлялась каждую весну в ритуале, когда девушки купались в воде реки или озера. Обряд является символом женской сексуальной силы и свободы. Праздник, посвящённый Деване - «vrbopuc », отмечается ранней весной. Славянские легенды описывают Девану, как Василису Мудрую, которая помогает мужу Велесу преодолеть многочисленные проблемы.

Вера в исконную богиню, похожую на Девану, существовала на наших территориях с незапамятных времён. Жители Балкан поклонялись Лесной Матери, хозяйке лесов и её создателям. Диана и Девана - это богини леса, защитники диких животных и богини охоты. Многие воспринимают Девану, в качестве образа языческой Высшей Богини, которая появляется через три фазы Луны и три фазы женской жизни, как Богоматерь, олицетворяя собой одновременно Мать и Старуху. Однако некоторые исследователи полагают, что образ Богородицы совершенно не подходит для ассоциации с Деваной. Даже само название "Devana" говорит нам об этом, поскольку слово "deva ", по-английски: "maiden ", "девственница " или "молодая девушка " в зависимости от контекста . Эта лесная богиня, несомненно, олицетворяет женщину с чем-то диким и непокорным внутри неё, поскольку она так и не отдалась мужчине.

Сегодня эта триединая богиня у славян почти полностью забыта, по крайней мере, не в её первоначальном виде. Правда будет легче во всём разобраться, если славянскую систему связать с кельтской, и провести некоторые параллели между этими двумя видами язычества. Более подробную информацию о славянской верховной богине и её возможном тройном образе можно найти в книге Александры Баич "Великая богиня славян " (Aleksandra Bajić The Great Goddess of the Slavs).

Что ещё мы можем сказать о Деване? Её святое животное - это кобыла, причём сама Девана считается богиней - кобылой . На горе Девика (Devica), которая, очевидно, связана с Деваной, была обнаружена скала с изображением кобылы. Александра Баич считает, что Девана появляется в сербских эпических стихотворениях, как мать Милоча Обилича (Miloš Obilić ), чья фамилия - Обилич (Obilić ) происходит от Кобилич (Kobilić) (от сербской "kobila ", что означает кобыла; -"" - суффикс для сербских фамилий). Таким образом, Милоч (Miloš ) олицетворяет сына Ярило, Деваны и Велеса.
Каким был брак Девана и Велеса? В начале богиня была против этого брака, однако Велес нашёл способ задобрить её. Он превратился в цветок базилика и, таким образом, успокоил немного дикую Девану. Как жена Велеса, Девана появляется в русских сказках, как Василиса Прекрасная, мудрая женщина, которая помогает мужу выполнить множество очень сложных поручений. Помимо того, что Девана большей частью является богиней леса, так же она связана с реками и озёрами. Её деревья - ореховое дерево, а также ива. День Ивы, праздник, отмечаемый ранней весной, посвящён этой богине. Во всяком случае, Spasoje Vasiljev считает Девану богиней весны, поэтому мы со всей уверенностью можем полагать, что она напрямую связана с этим временем года.

Прочтя эту полезную статью, вы наконец выяснили, кто такая богиня Девана , и теперь не попадёте впросак , если вдруг снова обнаружите это интересное имя.

Узнайте больше про славянских богинь.