Домой / Внутренняя отделка / Словарь изобразительных терминов. Краткий справочник художественных терминов

Словарь изобразительных терминов. Краткий справочник художественных терминов

абрис (от нем. abriß - чертеж, контур) - линейные очертания изображаемой фигуры или предмета.

акцент - прием подчеркивания цветом, светом, линией или расположением в пространстве некоторой фигуры, лица, предмета, детали изображения, на которую нужно обратить особое внимание зрителя.

аэрограф - прибор для тонкого распыления краски сжатым воздухом при нанесении её на бумагу, ткань и др.

багет (от фр. baguette, букв. палочка) - деревянная или пластиковая планка для изготовления рамок для картин и украшения стен.

валёр (от франц. valeur - ценность, достоинство) - оттенок тона, выражающий (в соотношении с др. оттенками) какое-либо количество света и тени.

вернисаж (от франц. vernissage, буквально - покрытие лаком) - торжественное открытие выставки, в котором участвуют специально приглашенные лица: художники, критики, люди, связанные с искусством и т.д.

граттаж (от франц. grattage, от gratter - скрести, царапать) - способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью по воску.

грунт (от нем. grund - основа) - тонкий слой специального состава, наносимый поверх основы с целью придать ее поверхности нужные художнику цветовые или фактурные свойства и ограничить чрезмерное впитывание связующего вещества.

деформация - художественный прием, усиливающий выразительность образа, состоящий в изменении видимой формы изображения.

декоративность - совокупность художественных свойств, усиливающих эмоционально-выразительную и художественно-организующую роль изобразительного искусства.

диптих (от греч. diptychos - двойной, сложенный вдвое) - две картины, связанные единым замыслом.

детализация - тщательная проработка деталей изображения.

дублирование - в реставрации - укрепление поврежденной или обветшавшей основы живописного произведения наклеиванием ее на другую основу. Обычно дублирование применяется в области масляной живописи.

жанр (от франц. genre, от лат. genus - род, вид) - исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства.

жухлость - изменения в красочном слое, из-за которых часть поверхности картины или этюда делается матовой, теряет блеск и звучность красок.

карнация - живописные приемы многослойного наложения красок, применяемые при изображении кожи человека, его лица и других обнаженных частей тела.

колорит (от итал. colorito, от латинского color - цвет, окраска) - система соотношений цветовых тонов, образующая определенное единство и являющаяся эстетическим претворением красочного многообразия действительности.

коллаж (от французское collage, буквально - наклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре.

композиция (от латин. compositio - составление) - построение художественного произведения, обусловленное его содержанием и характером. Композиция является важнейшим элементом художественной формы, придающим произведению единство и целостность.

контрапост (от итал. contrapposto - противоположность) - прием изображения, при котором положение одной части тела контрастно противопоставлено положению другой части.

корпусное письмо - технический прием в ; работа масляными, темперными и другими красками, накладываемыми уплотненным, непрозрачным слоем.

коропластика - изготовление женских фигурок из обожженной глины, воска, гипса и пр.

кракелюр (от франц. craquelure - мелкая трещина) - трещина красочного слоя в произведениях живописи.

кракле (от франц. craquele) - сеть тонких трещинок на глазурованной поверхности керамических изделий, созданная для декоративного эффекта.

лессировка (от нем. lasierung - покрытие глазурью) - прием живописной техники, состоящей в нанесении очень тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок поверх высохшего красочного слоя.

люстр - тонкая прозрачная пленка, наносимая на глазурованную поверхность фарфоровых и фаянсовых изделий для придания им после обжига радужного металлического блеска.

мастихин (с итал. mestichino - шпатель) - инструмент из гибкой стали в виде ножа или лопатки. Мастихин применяется художниками для очистки палитры или для частичного удаления незасохшей краски с картины. Также мастихин используется вместо кисти для нанесения краски ровным слоем или рельефным мазком на картину.

миниатюра - произведение изобразительного искусства, отличающееся небольшими размерами и тонкостью художественных приемов.

моделировка (от франц. modeler - лепить) - передача рельефа, формы изображаемых предметов и фигур в условиях того или иного освещения. В рисунке моделировка осуществляется светотенью с учетом перспективного изменения форм.

мольберт (от нем. не употребляемого более malbrett - полка для живописи) - деревянный или металлический станок для живописи, на котором на различной высоте и с разными наклонами укрепляются подрамник с холстом, картон или доска.

монохромия (от греч. моно - один и chroma - цвет) - одноцветность произведений декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры.

Живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях. Основные техники монументальной живописи - фреска, мозаика, витраж. Монументальная живопись - древнейший вид живописи, известен с палеолита (росписи в пещерах, и др.). Благодаря долговечности, произведения монументальной живописи остались практически от всех культур.

муштабель (от нем. Maßstab) - деревянная палочка, с помощью которой поддерживается правая рука живописца при работе над мелкими деталями картины.

набросок - произведение живописи, графики или скульптуры небольших размеров, бегло и быстро исполненное художником.

нюанс (от франц. nuance - оттенок) - очень тонкий оттенок цвета или очень легкий переход от света к тени.

обскура (от лат. obscurans - темный) - известная со средних веков темная камера с одним миниатюрным отверстием. Камера-обскура способна проецировать на стену перевернутое уменьшенное изображение предметов, на которые направлено отверстие. Камера-обскура использовалась художниками 18 века при подготовке эскизов.

основа - холст, доска, фанера, картон, бумага, шелк и т.д., на который наносят грунт и красочный слой живописи.

палитра (от франц. palette) - 1) небольшая тонкая деревянная доска для смешения красок; 2) характер цветовых сочетаний, типичных для данной картины, для произведений данного художника или художественной школы.

панно (от фр. panneau - плоскость, от лат. pannus - кусок ткани) - 1) часть стены, выделенная обрамлением (лепной рамой, лентой орнамента и т. п.) и заполненная живописным или скульптурным изображением; 2) картины больших размеров на холсте, заполняющая пространство (обычно в простенках).

панорама (от греч. pan - всё и horama - зрелище) - 1) синтетический вид искусства, рассчитанный на создание зрительной иллюзии, эффекта присутствия при изображенном событии; 2) круговая лента-картина и расположенный перед ней предметный план.

паспарту (от франц. passe-partout) - картонная рамка для рисунка, гравюры, фотографии, акварели или гравюры.

пастозность (от итал. pastoso - тестообразный) - качество красочного слоя, которое возникает благодаря неровному нанесению на грунт густой пасты-краски.

перспектива (от франц. perspective, от лат. perspicio - ясно вижу) - система изображения объемных тел на плоскости, передающая их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве, в том числе удаленность от наблюдателя.

пинакотека (от греч. pinax - картина и theke - вместилище) - собрание произведений живописи, картинная галерея.

пинакс (от греч. pinax - картина) - древнегреческая станковая живопись на досках.

пластические искусства - виды искусства, произведения которых: существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени; имеют предметный характер; выполняются путем обработки вещественного материала; воспринимаются зрителями непосредственно и визуально.

пластичность (от греч. plastikos - податливый, пластичный) - качество, присущее скульптуре, художественная выразительность объёмной формы.

пленэр (от франц. plein air, буквально - открытый воздух) - 1) передача в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы; 2) живопись на открытом воздухе.

подмалевок - подготовительная стадия работы над картиной, выполняемой в технике многослойной масляной живописи.

подрамник - деревянный прямоугольный каркас, на который натягивается холст, на котором затем пишется картина. Законченная картина на подрамнике вставляется в багет.

полихромия (от греч. поли - много и chroa - цвет) - многоцветность (не менее 2 цветов) произведений декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры.

полутень - элемент светотени; градация светотени на поверхности предмета, занимающая промежуточное положение между светом и глубокой тенью.

прием - отличительные черты художественного творчества, отражающие индивидуальность художника, его стиль.

профиль (от франц. profil, от итал. profile - очертание) - вид лица или предмета сбоку.

размывка - техника работы кистью с обильным применением воды, дающая возможность достигать сложных и богатых живописных эффектов в рисунках сепией, тушью, акварелью и др.

ракурс (от франц. raccourci - сокращение, укорачивание) - перспективное сокращение изображенных предметов. Применяется для наиболее эффектной передачи движения и пространства.

растушевка - растирание на листе бумаги линий и штрихов, проведенных карандашом, сангиной, пастелью и т.д. Растушевка выполняется растушкой, резинкой, хлебным мякишем или пальцем.

растушка - короткая палочка из бумаги или замши с конусообразными концами для растирки штриха в пятно при рисовании пастелью и другими мягкими материалами.

реплика (от фр. replique - отпечаток, повторение) - авторская копия художественного произведения, отличающаяся от оригинала размерами или отдельными деталями изображения.

ретушь (от франц. retouche, от retoucher - подрисовывать, подправлять) - исправление изображений.

рефлекс (от лат. reflexus - обращенный, повёрнутый назад, отражённый) - в живописи (реже в графике) - отсвет цвета и света от какого-либо предмета, возникающий в тех случаях, когда на этот предмет падает отсвет от окружающих объектов (соседних предметов, неба и т.д.).

ритм - особенность композиционного построения произведений, представляющая собой чередование или повторение каких-либо частей. Ритм усиливает выразительность художественного образа.

розетка (от франц. rosette, буквально - розочка) - орнаментальный мотив в виде стилизованного распустившегося цветка (например, розы).

Материал подготовлен художественной галереей Арт СПб
При полном или частичном копировании прямая ссылка на сайт - www.!

Выберете из списка интересующее вас слово:


Абстракционизм - одернистское течение в искусстве 20 века, принципиально отказавшееся от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике.

Произведения абстракционизма основаны исключительно на формальных элементах: линия, цветовое пятно, отвлеченная конфигурация. Различают геометрический и лирический абстракционизм.
Abstractionnisme
Gegenstandslose kunst
лат.Abstractus - отвлеченный


Авангардизм - Совокупность экспериментальных, модернистских, подчеркнуто необычных, поисковых начинаний в искусстве 20 века.
Авангардными направлениями являются: фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм, акционизм, поп-арт, концептуальное искусство.
фр.Avant-garde - передовой отряд


Акварель - Краска, для изготовления которой используется водорастворимые связующие, например гуимиарабик. Обычно акварель растворяется водой до прозрачного состояния и наносится на бумагу широкими пятнами, известными под названием размывками. Незакрашеная поверхность белой бумаги вызывает впечатление просвечивания, а затекающие друг на друга акварельные пятна создают градации тона (Джон Мэрин). Aкварель быстро вьсыхает и компактна, поэтому она традиционно используется как техника эскизов на пленэре.


Акварельная краска - Это краски с растительным клеем в качестве связующего вещества. Их отличает чрезвычайно тонкая растирка пигмента и большой процент клеющих веществ (к клею добавляют мед, сахар, глицерин). Акварель бывает
- твердая (в плитках)
- полумягкая (в керамических чашечках)
- мягкая (в тюбиках).


Акварельная техника - Техника живописи акварельными красками. Обычно акварель исполняют на бумаге круглыми волосяными кистями, растворяя краски водою. Характерными свойствами акварельной живописи являются прозрачность и мягкость тончайшего красочного слоя.

Акварельной краской можно создавать различные типы рисунков:
- прозрачные, основанные на лессировках, без применения белил, и
- кроющие, с применением белил (корпусная техника).

Главное отличительное свойство акварели - прозрачность краски, сквозь которую просвечивает фактура бумаги.

При этом художник использует выразительность размывок и затеков, что создает эффект трепетности, легкости и воздушности изображения.

Известно несколько приемов акварельной техники:
"акварелированный рисунок" - соединение легкого, прозрачного слоя с рисунком карандашом или пером
"итальянская акварель" - работа по сухой бумаге, нанесение кистью контурного рисунка и разработка ею теней
"английская акварель" - работа по сырой бумаге, для чего под бумагу подкладывают сукно или фланель, используют стиратор. Бумагу натягивают на подрамник и увлажняют снизу горячим паром. Этот способ дает акварели глубину и создает ощущение солнечного света и воздушной перспективы.


Акватинта - Изобретена во Франции в середине 18 века для воспроизведения в гравюре тонового рисунка тушью. При этой технике подогретая доска равномерно покрывается смолистым порошком, отдельные зерна которого пристают к теплому металлу и друг к другу. При травлении кислота проникает лишь в поры между порошинками, оставляя на доске след в виде массы отдельных точечных углублений. Те места, которые на оттиске должны быть темнее, травят дольше, светлые места после кратковременного травления прикрывают жидким лаком. Акватинта дает от 500 до 1000 оттисков.


Акриловая краска, акрил - Синтетический краситель, впервые примененный в 194O-е годы соединивший свойства масла и акварели Может быть использован для получения разных эффектов - от прозроч-ных размывок до пастозных мазков.


Ампир - Стиль позднего классицизма в архитектуре и прикладном искусстве Западной Европы, для которого:
- характерны строгие архитектурные формы: дорический и тосканский ордера; и
- обращение к дрепнеегипетским декоративным формам: военные трофеи, крылатые сфинксы и т.д.
фр.Empire - империя


Антиискусство - Считается, что этот термин, обозначающий новые революционные формы искусства, впервые применил около 1914 года Mаpceль Дюшан. Примером антиискуства может служить сделанная им непристойная надпись и усы добавленные к репродукции картины Мона Лиза Леонардо до Винчи. Термин включает также большинство анархических экспериментов дадаистов. Впоследствии термин использовали концептуалисты 1960-х годов для обозначений творчества художников отказавшихся от традиционной практики искусства или по крайней мере, от создания произведении, предназначенных на продажу. Выставка Джона Балдессари, на которой экспонировался пепел сожженных полотен, воспринималась как типичное проявление антиискусства.


Арт брют, искусство аутсайдеров - Французский термин Аrt Brut, придуманный Жаном Дюбюффе, переводится как грубое искусство, но часто применяется в отношении искусства аутсайдеров. Он используется для обозначения искусства, созданного непрофессиональными авторами, но связанными с художественной средой - детьми, душевнобольными или преступниками (Алфред Уоллис, Адольф Вельфли). Иногда считается, что подобное искусство более подлинно и непосредственно выражает чувства, чем многие музейные произведения.


Ассамбляж - Включение в произаедение искусства трехмерных нехудожественных материалов и найденных объектов, берущее свое начало в технике коллажа. Ассамбляж уходит корнями в искусство начала XX века, когда Пабло Пикассо начал использовать в куфисткческих конструкциях реальные предметы -например, добавил в свою остроумную скульптуру Рюмка абсента настоящую ложку. Одним из наиболее ранних и известных примеров ассамбляжа было велосипедное колесо на табуретке Марселя Дюшана, которое он назвал термином реди-мейд. Позднее дадаисты и сюрреалисты строили свое искусство на удивительных сопоставлениях не связаных между собой предметов и образов. Техника ассамбляжа стала особенно популярна в конце 1950-х годов когда художники, например Арман и Джим Дайн, широко включали в живопись и скульптуру посторонние материалы, в том числе еду и разнообразные отходы. Распространение асамбляжа в XX веке свидетельсьвуют о росте бунтарских настроений по отношению к традиционным техникам искусства.


Аэрограф - Прибор для тонкого распыления краски сжатым воздухом при нанесении её на бумагу, ткань и др. А. различных размеров и конструкций применяют для разрисовки тканей, при изготовлении театральных декораций и крупноформатных настенных плакатов, для ретуширования фотонегативов, фотоотпечатков и иллюстраций и т. д


Аэрография - Техника живописного письма аэрографом по трафарету. Аэрография используется: - в декорировании керамики; - в разрисовке тканей и театральных декораций; - в книжной графике; - в изготовлении крупноформатных плакатов. Трафарет для аэрографии: - изготовляется в виде пластинки из свинцовой фольги или картона с отверстиями, воспроизводящими рисунок; и - размещается на поверхности предмета.

АБРИС - линейный (контурный) рисунок вспомогательного назначения (при колорировании, в процессе работы нал цветной литографией).
АКВАРЕЛЬ - водяные краски с растительным клеем в качестве связующего вещества и живопись ими.
АНАТОМИЯ ПЛАСТИЧЕСКАЯ - вспомогательная дисциплина в системе специального художественного образования; отрасль анатомии, изучающая свойства человеческого тела в зависимости от его внутреннего строения, основывающаяся на анализе мускулатуры и скелета.
AНФАС , фас - изображение портретируемого лицом к зрителю,
спереди.

АППЛИКАЦИЯ - способ создания орнаментов и изображений путем нашивания, наклеивания на бумагу, ткань и т. п. разноцветных кусочков различных материалов другого цвета и выделки.
АРХЕТИП - в средневековой христианской эстетике исходный, начальный образ (священное лицо, событие), к которому восходит содержание образов христианского искусства (икон, росписей, миниатюр).
А СЕККО , секко - разновидность техники стенных росписей; выполняется по высохшей штукатурке красками, растертыми на растительном клее, яйце или смешанными с известью
АССИСТ - В средневековой живописи линии или орнаментальные молитвы, исполненные листовым золотом по высохшему красочному слою.
АСФАЛЬТ , битум - темно-коричневая прозрачная краска.
АТРИБУЦИЯ - установление в ходе комплексной научной экспертизы авторства произведения, места и времени его создания.
БЛИК - отблеск света, в шкале градаций светотени самое яркое световое пятно, лежащее на блестящих, выпуклых и выступающих поверхностях предметов.
ВАЗОПИСЬ - декоративная роспись керамических сосудов, выполняемая специальными красками и закрепляемая обжигом.
ВАРИАНТ - художественное произведение, сходное с другим произведением того же автора на ту же тему.
ВАЛЕР - оттенок тона, выражающий в соотношении с другими оттенками определенное количество света и тени.
ВЕНЗЕЛЬ - переплетенные между собой, как правило, прописные начальные буквы имени и фамилии, образующие своеобразный узор.
ВИНЬЕТКА - в книжной графике небольшая композиция декоративного назначения (орнаментальная или изобразительная, часто символического характера) в начале или в конце текста в качестве заставки или концовки.
ВИТРАЖ - произведение декоративного искусства, выполненное из цветного стекла или другого пропускающего свет материала, изобразительная или орнаментальная композиция, рассчитанная на сквозное освещение.
ВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА — метод передачи удаления предметов на основе зрительного опыта, путем смягчения очертаний, ослабления детальности изображений, уменьшения яркости цвета и т. п.
ВОСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ - техника живописи, где в качестве связующего вещества используется воск.
ВОХРЕНИЕ , охрение - в древнерусской живописи процесс постепенного высветления деталей лица или открытых частей тела.
ВЫРАЖЕНИЕ - воспроизведение средствами искусства внутреннего содержания явлений действительности (чувств, психологического состояния человека и др.); раскрывается через изображение и его декоративную структуру.
ГАММА - ряд взаимосвязанных оттенков цвета, создающих гармоническое целое и используемых при создании художественного произведения.
ГАРМОНИЯ - согласованность, соразмерность, единство частей и целого в художественном произведении.
ГОРИЗОНТ - в теории перспективы условная прямая, соответствующая видимому горизонту; может располагаться художником близ верхнего или нижнего края картины и быть соответственно высоким или низким.
ГОХУА , чжонгохуа - китайская национальная живопись минеральными и растительными водяными красками и черной тушью на шелковых и бумажных свитках, веерах, экранах, альбомных листах.
ГРАВИРОВАНИЕ - вырезание изображений, орнаментов, надписей на поверхности твердых материалов (металла, дерева, камня, стекла, линолеума, пластиков) резцами и другими инструментами; может создавать как углубленный, так и выпуклый рисунок.
ГРАВЮРА - раздел графики, включающий произведения (гравюры), исполненные посредством печатания с доски, обработанной различными способами гравирования. Разновидностями гравюры являются акватинта, ксилография, литография, офорт, политипаж, резерваж.
ГРАДАЦИЯ - последовательное, постепенное чередование, изменение цвета, тона, светотени; согласованное следование оттенков, вместе создающих гармоническое целое.
ГРАФИКА - вид изобразительных пространственных (пластических) искусств; связанный с изображением на плоскости: рисунок или отпечаток наносится на лист бумаги, иногда картона; различают станковую и книжную графику, по целевому назначению - прикладную (промышленную), экслибрис, плакат, по способу исполнения и возможностям воспроизведения - уникальную и печатную. Разновидностью графики является лубок - народная картинка.
ГРАФИЧНОСГЬ - художественное качество в пластических искусствах, связанное с использованием возможностей графики; лаконичная выразительность линии и
светотени.

ГРИЗАЙЛЬ - однотонная, монохромная живопись, обычно имитирующая скульптурный рельеф, выполняет роль декоративной росписи или панно.
ГРОТЕСК - тип художественной образности, основанный на контрастном, причудливом сочетании фантастики и реальности, прекрасного и безобразного, трагического и комического.
ГРУНТ - 1) в живописи тонкий слой специального состава, наносимый поверх холста или дерева как основы с целью прилать поверхности нужные художнику технологические качества; бывает клеевым, масляным или эмульсионным; 2) в технике углубленной гравюры - слой кислотоупорного состава, которым покрывают металлическую доску перед началом работы
ГУАШЬ - краски для живописи, разводимые водой, от акварели отличаются наличием в составе белил, большей плотностью красочного слоя.
ДВИЖЕНИЕ - перемещение в пространстве; пластические искусства находят возможность внести движение в неподвижные композиции.
ДВИЖКИ , оживки, отметины - в технике древнерусской живописи белильные блики, завершающие пробелку и вохрение.
ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ — является частью архитектурного ансамбля или произведения декоративно-прикладного искусства, предназначена для украшения или подчеркивания конструкции и функции здания или предмета.
ДЕКОРАТИВНОСТЬ - качественная особенность произведения искусства, определяемая его композиционно-пластическим и колористическим строем, форма выражения красоты.
ДЕТАЛЬ - значащая подробность, характеризующая героя или среду бытия, может быть исполнена символического смысла.
ДЕФОРМАЦИЯ - отступление от воспринимаемой глазом натуральной формы, преобразование видимой формы.
ДИОРАМА - лентообразная, изогнутая в плане полукругом картина передним предметным планом.
ДОЛИЧНОЕ ПИСЬМО - в русской иконе предшествующее изображению лица и открытых частей тела изображение пейзажа, архитектуры, одежды.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА - при сопоставлении усиливают друг друга, при смешении обесцвечиваются.
ДОСКА - пластина или плита из металла, дерева и др., на поверхности которой выполняется гравюра перед процессом печатания.
ДОСКА ИКОННАЯ , лузга - специальным образом обработанная доска с углубленным средним полем - ковчегом, на котором писалась икона.
ДРАПИРОВКА - изображение ткани, свободно падающей или собранной в красивые складки.
ЖАНР - в теории изобразительного искусства область искусства, ограниченная кругом тем, предметов изображения, авторским отношением к предмету.
ЖИВОПИСНОСТЬ - яркость, выразительность; свойства художественного исполнения, характерные прежде всего для станковой живописи.
ЖИВОПИСЬ - вид изобразительных искусств, ее произведения создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность; явление мировой культуры, прошедшее на протяжении тысячелетий эволюцию от наскальных росписей палеолита до новейших течений, объединяющие разные этнические и культурно-конфессиональные миры; основные разновидности - станковая и монументальная.
ЖИВОПИСЬ НA ШЕЛКЕ - распространена главным образом в искусстве стран Дальнего Востока, ей присуща особая фактурно-пространственная выразительность.
ЖИВОПИСЬ ПО-СЫРОМУ , алла прима - разновидность масляной живописи, требующая окончания работы до подсыхания красок.
ЖУХЛОСТЬ - в масляной живописи ненормальные изменения в высыхающем красочном слое.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ КРАСОЧНОГО СЛОЯ - в масляной живописи работа по восстановлению прочности красочного слоя, начавшего отделяться от грунта или основы.
ЗАМЫСЕЛ - целостное представление художника об основных чертах содержания и формы художественного произведения до начала практической работы над ним.
ЗАРИСОВКА - рисунок с натуры, выполненный, как правило, вне мастерской с целью собирания материала для более значительной работы или упражнения.
ЗНАТОЧЕСТВО - направление в искусствознании, поставило главной целью совершенствование методики атрибуции произведений искусства.
ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ - пропорция, при которой одна из двух составных частей во столько раз больше другой, во сколько сама меньше целого; пропорции золотого сечения отражают фундаментальные закономерности образования и строения форм природы.
ИДЕАЛ - в пластических искусствах высший образец духовной и физической красоты, истины и добра, воплощенный в человеческом образе.
ИДЕАЛИЗАЦИЯ - метод художественного обобщения, заключающийся в обработке натуральных наблюдений путем приближения их к идеальным прообразам.
ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ - мысль, концепция художника, выражающая его отношение к миру и человеку.
ИЕРАТИЗМ - специфика канонических выразительно-стилевых приемов искусства древнего мира и средневековья; застылостъ изображений и т. п.
ИЗОБРАЖЕНИЕ - воспроизведение средствами искусства внешнего, чувственно-конкретного облика явлений действительности; в изобразительных искусствах основа художественного образа.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО — раздел пластических искусств, выросших на основе зрительного восприятия и создающих изображения мира на плоскости и в пространстве: живопись, скульптура, графика.
ИКОНА - живописное (реже рельефное) изображение Христа, Богоматери, святых, сцен из Священного писания, являющееся предметом поклонения в христианстве.
ИКОНОГРАФИЯ - система вариантов изображения определенного персонажа, лица и события, трактовки какого-либо сюжета.
ИКОНОПИСЬ - вид станковой религиозной (главным образом православной) живописи, обладающей специфическим сюжетным составом, материальной основой, техникой, приемами и методами исполнения; главной ее функцией было создание молельных образов, воплощающих сверхчувствительные представления в чувственно воспринимаемых формах.
ИЛЛЮМИНИРОВАНИЕ - украшение рукописной книги миниатюрами.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ - разновидность искусства, в основном художественной графики, имеющая целью сопровождение и образное пояснение текста.
ИНСТАЛЛЯЦИЯ - пространственная композиция, созданная художником из различных элементов: предметов быта, промышленных изделий и др.
ИСКУССТВОЗНАНИЕ - 1) комплекс наук о всех видах художественного творчества; 2) наука о пластических искусствах.
КАЛЛИГРАФИЯ - искусство красивого и четкого письма, сообщает ему декоративную красоту и образную графическую выразительность.
КАНОН - 1) совокупность твердо установленных правил, определяющих нормы иконографии, пропорций, композиции, рисунка, колорита для данною типа произведений; 2) произведение, служащее нормативным образцом.
КАРАНДАШ - инструмент для рисования и письма; по материалу различаются графитный, свинцовый, серебряный, итальянский; сангина, пастель, уголь не имеют оболочки; чертежные, маркировочные, копировальные и т. д. имеют разное назначение.
КАРТИНА , холст, полотно - станковое произведение живописи, имеющее самостоятельное значение и предназначенное для сосредоточенного восприятия, относительно изолирующегося от окружения; законченное произведение, в котором последовательно воплощен замысел автора; состоит из основы (холст, доска, картон и др.), на которую наносят грунт и красочный слой. Европейский тип имеет раму и подрамник, дальневосточный сохраняет форму свободно висящего развернутого свитка.
КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ - художественный музей, в котором экспонируются в основном произведения живописи.
КАРТОН - вспомогательный рисунок, точно воспроизводящий задуманную композицию или ее деталь.
КИСТЬ - основной инструмент для живописи, изготовляется из волоса или шерсти.
КЛЕЕВАЯ ЖИВОПИСЬ - живопись, в которой связующим веществом служит животный или растительный клей.
КЛЕЙМО иконное - небольшая законченная композиция с самостоятельным сюжетом, являющаяся частью общего замысла иконы.
КОЛЕР - окраска, цвет.
КОЛЛАЖ - техника создания картины, при которой используются детали из плоских и объемных материалов.
КОЛОРИТ - система колоритных тонов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении искусства, образующая эстетическое единство.
КОМПОЗИЦИЯ - построение художественного произведения, взаимное расположение его частей.
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА - изображения, выполняемые из одинаковых мелких элементов, составляются набором на пульте компьютера.
КОНТРАПОСТ - контрастное расположение симметричных или противостоящих друг Другу частей человеческого тела.
КОНТРАСТ - противопоставление и взаимное усиление двух соотносящихся качеств, важное выразительное средство пластических искусств.
КОНТУР - линия, очерчивающая предмет или его детали, средство художественной выразительности.
КОПИЯ - точное воспроизведение художественного произведения,
КОРПУСНАЯ ЖИВОПИСЬ - письмо плотным, непрозрачным, сравнительно толстым слоем краски.
КРАКЕЛЮР - растрескивание фунта, красочного слоя или лака картины.
КРАСКИ - жидкие, тестообразные или твердые вещества и составы, обладающие хорошей окрашивающей способностью. Известны бистр, охра, сепия и др.
КРУГЛАЯ СКУЛЬПТУРА - один из двух основных видов скульптуры.
ЛАК - раствор бесцветных природных смол в высыхающих растительных маслах, скипидаре и др., на разных этапах создания произведения используемый художником.
ЛЕВКАС - грунт иконы и фрески.
ЛЕПКА - процесс создания скульптурного произведения из пластически податливого материала - глины, пластилина, воска.
ЛЕССИРОВКА - нанесение тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок поверх просохшего плотного слоя.
ЛИНИЯ - одно из важнейших выразительных и изобразительных средств в пластических искусствах.
ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА — прямая, научная перспектива, изображение объемного предмета на плоскости геометрическим методом центральной проекции.
ЛИЧНОЕ ПИСЬМО - в иконописи совокупность приемов изображения и самоизображения ликов и других открытых частей тела.
ЛОКАЛЬНЫЙ ЦВЕТ - основной и неизменный, характеризующий окраску самого предмета.
МАЗОК - след кисти на поверхности красочного слоя.
МАНЕРА - совокупность индивидуальных стилистических и технических особенностей в творчестве художника.
МАРИНА - картина, на которой изображен морской пейзаж.
МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ - живописная техника, основанная на применении растительного масла в качестве связующего вещества.
МАСТЕРСКАЯ - 1) помещение для работы художника; 2) состав учеников, занимающихся у одного художника.
МАСТЕРСТВО - высокая степень художественного совершенства в создании произведений искусства.
МЕЛКАЯ ПЛАСТИКА - самый распространенный вид скульптуры, отличается малыми размерами.
МЕТОД ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ - исторически сложившаяся совокупность принципов художественно-образного мышления в искусстве.
МИНЕРАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ - техника монументально-декоративной живописи, в которой связующим веществом служит растворимое стекло.
МИНИАТЮРА - художественное произведение малых размеров, отличающееся богатством и декоративностью форм, фактуры, орнаментальностью, тонкостью технических
приемов.

МНОГОСЛОЙНАЯ ЖИВОПИСЬ - техническая разновидность масляной живописи, требующая расчленения работы на ряд последовательных этапов (подмалевок, прописки, лессировка), разделенными перерывами для полного просыхания краски.
МОДЕЛИРОВКА - выявление объемно-пластических и пространственных свойств предметного мира в произведении искусства посредством светотеневых градаций (в живописи, графике) или пластической обработки трехмерных форм (в скульптуре).
МОДЕЛЬ - 1) человек, позирующий художнику; 2) скульптурный оригинал (из гипса или воска), с которого снимается форма (слепок) для перевода оригинала в твердый материал, для отливки или увеличения.
МОЗАИКА - разновидность монументальной живописи; изображения и орнамент составляются из простейших цветовых элементов — кусочков разноцветных натуральных камней и стекла (смальты), керамики, дерева и других материалов.
МОЛЬБЕРТ - деревянный или металлический станок для живописи, на котором укрепляется подрамник с холстом, картон, доска и др. на различной высоте и часто с различным наклоном.
МОНОХРОМИЯ - использование одного цвета.
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ - ряд живописи, непосредственно связанный с архитектурными сооружениями или специальными конструкциями. К ней относят фрески, мозаики, панно, витражи, сграффито и т. п.
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА - род скульптуры, первоначально имевший культовое, затем мемориальное назначение, памятники, мемориальные ансамбли, монументы, статуи, бюсты, рельефы, рассчитанные на восприятие с больших расстояний.
МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ СКУЛЬПТУРА - оформляет фасады и интерьеры зданий, композицию мостов, триумфальных арок, фонтанов, беседок и др.
МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ - качество произведений искусства, достигаемое высокой мерой художественного обобщения, придающей им величие, общественную значимость.
МОТИВ - элемент художественного произведения как носитель определенного характера, образа, содержания.
МУШТАБЕЛЬ - легкая длинная деревянная палочка с шариком на конце, служащая опорой для руки, держащей кисть.
НАБРОСОК - рисунок, живопись или скульптура небольших размеров, быстро исполненные, чтобы зафиксировать наблюдение или замысел художника.
НАПРАВЛЕНИЕ в искусстве - эстетическая категория, обозначающая принципиальную общность художественных явлений на протяжении длительного времени.
НАСКАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ - знаки или изображения, выполненные древними людьми на скалах, в пещерах, на отдельных камнях. Их разновидности - петроглифы, писаницы.
НАСЛЕДИЕ - произведения искусства прошлых эпох, изучение и критическое освоение которых служат исходным пунктом для дальнейшего развития искусства.
НАТУРА - предметы и явления окружающего мира, живые существа, которые изображает или может изобразить художник, наблюдая их как модель.
НАТУРЩИК , натурщица - модель, позирующая художнику; профессиональное занятие.
НИМБ - в христианском и буддийском искусстве условное изображение в виде круга сияния вокруг человеческой головы, символ святости.
НОВАТОРСТВО - коренное изменение образной системы, ведущих идей, содержания и формы искусства.
НОРМАТИВНОСТЬ - ориентация на непреложное правило, норму; присуща любой художественной культуре, устанавливающей канон религиозного, социального, идеологического характера.
НЮАНС, ОТТЕНОК - тонкое различие, градация цветового или светотеневого тона.
ОБРАЗ художественный - способ и форма освоения действительности в искусстве, характеризующиеся нераздельным единством субъективных и объективных начал художественного творчества, его чувственных и смысловых аспектов; результат художественного обобщения.
ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА - вид линейной перспективы; условная система построения пространства, в которой изображение распластывается на плоскости, предметы представлены видимыми с нескольких точек зрения и увеличиваются по мере их отдаления от зрителя, а пространство разделяется на самостоятельную зону.
ОЛЕОГРАФИЯ - многоцветная литография, рассчитанная на воспроизведение масляной живописи.
ОПИСЬ - в иконе и фреске очерчивающие формы тонкие коричневые или красные линии, завершающие работу.
ОРИГИНАЛ - 1) подлинное художественное произведение; 2) образец для копии.
ОРНАМЕНТ - узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении геометрических или изобразительных элементов. Видами орнамента являются гротески, меандр, арабеска и др. Широко распространены орнаментальные ленты, розетты, сетчатые
орнаменты.

ОСНОВА - материал, на который наносятся грунт и красочный слой живописи: дерево, холст, металл, картон, бумага, стекло, линолеум и др.
ПАВОЛОКА - в иконе кусок холстины, приклеенный к поверхности доски, перед нанесением левкаса.
ПАЛИТРА - небольшая тонкая овальная или четырехугольная доска для смешения красок.
ПАННО - 1) живописное произведение, декоративного назначения, постоянно прикрепленное к стене архитектурного интерьера; 2) часть стены, выделенная обрамлением и заполненная живописью или рельефом.
ПАНОРАМА - синтетический вил искусства, рассчитанный на создание зрительной иллюзии, эффекта присутствия при изображенном событии; круговая лента-картина и расположенный перед ней предметный план.
ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА - вид перспективы, в котором параллельные линии изображаются как параллельные; точка их пересечения (центр проекции) перенесена в бесконечность. Характерна для дальневосточной живописи.
ПАСПАРТУ - лист бумаги, картона, оргалита и т. п. с вырезанным в его середине отверстием, создающий обрамление рисунка, акварели или гравюры.
ПАСТОЗНОСТЬ - в технике масляной живописи, темперы, живописи с синтетическими красками значительная толщина красочного слоя, использованная как художественное средство; проявляется в неровности красочного слоя, пластичном мазке.
ПЕРЕВОД - 1) перенос основных контуров изображения с подготовительного рисунка на холст, гравюрную доску, штукатурку; 2) в реставрации живописи перенесение красочного слоя на новую основу.
ПЕРО - инструмент для рисования жидким красящим веществом.
ПЕРСПЕКТИВА - системы изображения на плоскости пространства и объемных тел, их пространственной структуры, расположения в пространстве и удаления от наблюдателя.
ПИНАКОТЕКА - хранилище произведений искусства.
ПЛАКАТ - вид графики; изображение, рассчитанное на всеобщее внимание, выполненное в агитационных, рекламных и учебных целях.
ПЛАСТИКА - 1) то же, что скульптура; 2) определение объемно-пространственных достоинств скульптурных произведений.
ПЛАСТИЧНОСТЬ - художественная выразительность объемной формы, гармоническое соотношение ее частей и целого, эстетическое совершенство моделировки.
ПЛЕНЭР - живопись на открытом воздухе; отражение в живописи красочного богатства натуры, проявляющегося в естественных, природных условиях.
ПОВТОРЕНИЕ - авторская копия художественного произведения в размере оригинала.
ПОДДЕЛКА - произведение искусства, созданное с целью выдать его за ценное произведение прошлой эпохи или известного мастера.
ПОДЛИННИК - 1) оригинальное художественное произведение; 2) в иконописи - сборник образцовых рисунков (прорисей) или подробных наставлений иконописцу
ПОДРАЖАТЕЛЬНОСТЬ - имитация особенностей искусства ранее работавшего художника, стиля или направления в искусстве прошлого.
ПОЛИПТИХ - 1) несколько картин, связанных замыслом, единством композиционного и цветового строя; 2) складень из пяти и более частей с рельефными или живописными изображениями.
ПОЛИХРОМИЯ — многоцветность.
ПОНОВЛЕНИЯ - неавторские прописки, закрывающие подлинную живопись в отдельных местах ее поверхности.
ПОЧЕРНЕНИЕ - изменение цветовых свойств краски с ослаблением ее светосилы в результате физико-химических изменений в красочном слое.
ПРИЕМ - присущий художнику или художественной школе технический способ решения частной задачи.
ПРОМЫВКА - в реставрации живописи освобождение поверхности картины или рамы от пыли и копоти.
ПРОМЫШЛЕННАЯ ГРАФИКА - вид прикладной художественной графики; обслуживает сферу производства и сбыта промышленной продукции (товарные ярлыки, фирменные знаки, издательские марки, упаковка, рекламные издания) и сферу управления производства (бланки, конверты).
ПРОПОРЦИЯ - соотношение величин частей художественного произведения между собой, а также каждой части с произведением в целом.
ПРОФИЛЬ - в изображении боковое положение головы, фигуры в целом, предмета; в узком смысле слова - внешний контур лица при боковой точке зрения.
ПРЯМАЯ РУБКА - высекание скульптуры из мрамора или других пород камня непосредственно автором скульптуры.
ПУАНТИЛИЗМ - прием в живописи: письмо раздельными четкими мазками, наносящими на холст чистые краски в расчете на их оптическое смешение в глазу зрителя.
ПУТТИ - дополняющие и украшающие композицию изображения эротов (амуров), гениев или ангелов в виде обнаженных (часто крылатых) мальчиков; излюбленный мотив в искусстве Возрождения.
РАЗМЫВКА - 1) техника работы кистью с обильным применением воды; 2) вид литографии.
РАКУРС - сокращение реальных или изображаемых фигур, предметов по законам перспективы в соответствии с выбранной точкой зрения.
РАМА - оформление произведения живописи и графики, фотографии по периметру с целью выделить изображение из окружения.
РАСТВОРИТЕЛЬ - жидкость для разжижения красок и лаков и для смывки красочного слоя.
РАСТУШЕВКА - растирание на листе бумаги линий и штрихов, сделанных карандашом.
РЕЛЬЕФ - один из видов скульптуры; его объемные формы располагаются на плоскости и ориентируются на нее; может углубляться в плоскость фона - углубленный рельеф (его разновидности - контррельеф и койланоглиф) и выступать над нею - выпуклый рельеф (барельеф и горельеф).
РЕПЛИКА - копия художественного произведения, отличающаяся от оригинала размерами и второстепенными деталями, выполненная автором, при его участии и пол его наблюдением.
РЕСТАВРАЦИЯ - укрепление и восстановление поврежденных произведений искусства.
РЕТУШЬ - частичные исправления изображения.
РИСУНОК - изображение на какой-либо поверхности, сделанное от руки сухим или жидким красящим веществом с помощью графических средств - контурной линии, штриха, пятна.
РИТМ - чередование соизмеримых элементов целого, совершающееся с закономерной последовательностью и частотой; один из главных законов пластических искусств.
РОСПИСЬ - живопись (орнаментальная или сюжетная), украшающая архитектурные сооружения либо предметы, изделия народного искусства, художественного ремесла или художественной промышленности.
СВЕТ - наиболее освещенные части художественного произведения.
СВЕТОСИЛА - степень относительной светлоты единичного цветового тона; воспринимается через соотношение с другими тонами как элемент светотени.
СВЕТОТЕНЬ - распределение различных по яркости цветов, тональных и цветовых оттенков, позволяющее воспринимать объем фигуры или предмета и окружающую их световоздушную среду.
СВЯЗУЮЩЕЕ ВЕЩЕСТВО - входит в состав краски и определяет все ее специальные свойства, за исключением цвета.
СГРАФФИТО - способ монументальной живописи и декоративной отделки стен: рисунок, выполненный процарапыванием хорошо высохшей светлой краски, покрывающей темный штукатурный слой.
СЕАНС - время работы художника в пределах одного дня без длительного перерыва, перемены модели и задания.
СИГНАТУРА - подпись художника на картине
СИЛУЭТ - плоскостное однотонное изображение предмета на фоне другого цвета.
СИМВОЛ - разновидность художественного образа, указывает на смысл; слит с художественным образом, но не тождествен ему.
СКЛАДЕНЬ - створчатая икона или мощевик, выполненные в технике темперной живописи, резьбы по кости или дереву либо в металле. Двухчастный складень называется диптих, трехчастный - триптих.
СКУЛЬПТУРА - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют физически материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещаются в реальном пространстве.
СКУЛЬПТУРА МАЛЫХ ФОРМ , мелкая пластика - небольшие фигурки: статуэтки, игрушки. ОРМ
СЛЕПОК - точная копия скульптурного оригинала, выполненная механическим способом посредством холодной отливки, обычно из гипса.
СОУС - материал для рисования, состоящий из очень мелкого и мягкого черного порошка с примесью клея.
СТАНКОВОЕ ИСКУССТВО - произведения живописи, скульптуры и графики, имеющие самостоятельный характер, свободные от прямых утилитарных функций и не предназначенные для вхождения в ансамбль в качестве его составной неотъемлемой части.
СТАНОК скульптурный - приспособление для работы скульптора; представляет собой треножник с вращающейся круглой или квадратной доской-подставкой, на которой располагается создаваемое произведение круглой скульптуры.
СТАФФАЖ - небольшие фигуры людей и животных, включенные в пейзажную композицию.
СТИЛИЗАЦИЯ - 1) декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных приемов, упрощения рисунка и формы, цвета и объема; 2) имитация образной системы и формальных особенностей одного из стилей прошлого, использованных в новом художественном контексте.
СТИЛЬ - устойчивое единство художественной образной системы выразительных средств искусства.
СТУДИЯ - 1) помещение (мастерская, ателье) для работы художника, скульптора, фотографа; 2) самостоятельное учебное заведение для подготовки живописцев и скульпторов.
СФУМАТО - прием в живописи, мягкость моделировки.
ТАБЛЕТКА - икона Небольшого размера, обычно двусторонняя.
ТАНКА - тибетская и монгольская икона в форме свитка, выполненная на загрунтованном холсте.
ТЕМПЕРА - эмульсионные краски; картина, написанная такими красками.
ТЕНЬ - наименее освещенные части художественного произведения.
ТЕМА - в изобразительном искусстве объект художественного изображения, круг жизненных явлений, проблем, идей, положенных в основу художественного произведения.
ТЕХНИКА - совокупность навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение.
ТЕЧЕНИЕ - художественная общность, объединяющая приверженнее одного из вариантов стиля или направления.
ТИПАЖ - выбор модели по общим признакам, которые считаются присущими какой-либо группе людей.
ТОН - 1) исходный, простейший элемент светотени в натуре и в художественном произведении; 2) исходный простейший элемент цвета, колорита в действительности и в произведении искусства; 3) общий светотеневой строй художественного произведения или мотива, определяемый регистром светотени (шкалой светотеневых градаций); 4) общий цветовой строй художественного произведения или мотива, основной оттенок, обобщающий и подчиняющий себе все цвета картины и сообщающий единство колориту.
ТОНАЛЬНОСТЬ - общий строй колорита или светотени в произведениях живописи и графики.
ТОНДО - станковое живописное произведение или структурный рельеф, имеющие круглую форму.
ТОНИРОВАНИЕ - подцветка поверхности художественного
произведения.

ТРАДИЦИЯ - исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение навыки, правила, обычаи.
ТРАФАРЕТ - приспособление для переноса изображения или орнамента, рассчитанное на многократное повторение одного и того же мотива: пластина с отверстиями, через которые красящая масса наносится на материал.
ТУШЬ - черная краска, не теряющая интенсивности тона со
временем.

УСЛОВНОСТЬ - свойство искусства, состоящее в неотождествленности его произведений явлениям изображаемой в них действительности.
ФАКТУРА - характер поверхности художественного произведения, ее обработки.
ФОН - глубинные, менее значимые части изобразительной или орнаментальной композиции.
ФОРМА - предназначенный для отливки копий, слепков, скульптур их объемный оттиск, обычно изготовляемый из гипса.
ФОРМОВКА - процесс изготовления форм.
ФРАГМЕНТ - элемент картины.
ФРЕСКА - живопись по сырой штукатурке водяными красками.
ФРОНТАЛЬНОСТЬ - изображение человека, животного, здания, предмета лицом, фасадом, передней плоскостью, прямо расположенными к зрителю; расположение композиции прямо перед зрителем, параллельно нижней линии картины, рельефа, листа.
ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ - 1) специфическая особенность отражения действительности в искусстве, отличающая его от других форм общественного сознания; 2) степень эстетического совершенства художестве иного произведения.
ХУДОЖНИК - 1) творческая личность, искусник, мастер; 2) человек, профессионально работающий в области изобразительных искусств.
ЦВЕТ - 1) свойство материальных объектов излучать и отражать световые волны определенной части спектра; 2) цветовой тон, определяющий своеобразие и природу каждого данного цветового оттенка вместе со светлотой, яркостью и насыщенностью цвета.
ШЕДЕВР - высшее достижение искусства, мастерства.
ШКОЛА - длительное художественное единство, преемственность принципов и методов.
ШЛИФОВКА - гладкая обработка поверхности, завершающая процесс высекания из камня скульптуры.
ШТРИХ - линия, выполняемая одним движением руки, основной элемент техники рисования.
ШТРИХОВКА - система штрихов, позволяющая передавать пространство, выявлять объем но пластические свойства предметов и их фактуру, создавать выразительные эффекты динамики, света и тени.
ЭКСПРЕССИЯ - выразительность произведения.
ЭСКИЗ - предварительный набросок картины, рисунка; художественное произведение вспомогательного характера.
ЭСТАМП - оттиск с печатной формы (гравюра, литография, шелкография, монотипия).
ЭТЮД - предварительное изображение предмета с натуры; художественное произведение вспомогательного характера.

К изобразительному искусству относится искусство, в котором художник выражает свои мысли и чувства через изображение человека, природы, предметов, явлений видимого мира и воспринимается оно зрителем при помощи зрения. Видами изобразительного искусства являются: живопись, скульптура, графика, декоративно - прикладное искусство, архитектура .

ЖИВОПИСЬ - один из основных видов изобразительного искусства. Художник воспроизводит на холсте, дереве, плоскости стены и т.п. предметы и явления реальной или фантастической действительности. Образы в живописи цветные, их создают, нанося на плоскость слой красок.

Живопись также подразделяется по технике исполнения: т е м п е р а, м а с л я н а я, ф р е с к а, а к в а р е л ь, п а с т е л ь, м о з а и к а.

Живопись также бывает: м о н у м е н т а л ь а я (больших размеров, связана с архитектурой - это фреска и мозаика); с т а н к о в а я (на картине, ограничена рамой, выполняется на мольберте масляными красками, акварелью. пастелью); д е к о р а т и в н а я (украшает предметы, архитектурные сооружения); т е а т р а л ь н а я (декорации для спектаклей); м и н и а т ю р а (очень малых размеров, на шкатулках, медальонах).

Цвет - основное средство выразительности в живописи. Цвет бывает чистым (локальным) и сложным, с оттенками. Способ наложения красок также бывает разным - эти осязаемые особенности поверхности живописных произведений называют ф а к т у р о й. Благодаря фактуре можно установить авторство картины, т.к. у каждого художника своя манера живописи, как и почерк.

Кроме того, живопись делится на жанры:

  • Бытовой (очень распространенный, изображение бытовых сцен, повседневной жизни)
  • Исторический (изображение реальных исторических событий)
  • Портрет (изображение человека; различают - п а р а д н ы й портрет, где главное - внешнее сходство и социальное положение человека и и н т и м н ы й, п с и х о л о г и ч е с к и й, где главное - передача внутреннего состояния человека, его душевных качеств; есть портреты обнаженных натур, которые называются н ю, но именно о б н а ж е н н ы х, а не голых, которые бывают только в бане или на пляже, а в искусстве всегда обнаженные или нагие).
  • Батальный (изображение военных действий, сражений)
  • Пейзаж (изображение картин природы, морской пейзаж называют " марина")
  • Натюрморт (в буквальном переводе с французского "мертвая природа", изображение неодушевленных предметов, домашней утвари, плодов, цветов, трофеев рыбалки и охоты и пр.)
  • Мифологический (изображение сказочных, фантастических сюжетов);
  • Анималистический (редкий жанр, изображение животных и птиц);
  • Интерьер (изображение помещений с мебелью. картинами и пр.).

Графика - рисунок на бумаге или картоне пером, карандашом, углем, а также рисунок, воспроизведенный с помощью специальных приспособлений и машин, печатающих рисунок в большом количестве. Произведения графики - это рисунки, гравюры, книжные иллюстрации, спичечные этикетки, плакаты, почтовые марки, карты, газетные карикатуры, товарные упаковки, афиши и т.п.

Скульптура - объемный вид изобразительного искусства. Объём - главное средство выразительности в скульптуре. Скульптура бывает к р у г л а я и р е л е ф. Круглую скульптуру можно посмотреть и обойти со всех сторон. А рельеф - это выпуклое изображение, частично выступающее на плоскости. Скульпторы используют разные материалы и соответственно, разные техники исполнения: из глины - лепка, из камня - высекание, из дерева - вырезание, из металла - отливка.

Декоративно - Прикладное искусство (сюда относятся предметы, в основном,бытовые, исполненные по законам красоты. Это одежда, мебель, посуда, украшения и т.д.).

Архитектура - не является напрямую изобразительным искусством, однако, условно ее все же относят к нему. Архитектура - это искусство создавать здания и сооружения по законам красоты. Главное в архитектуре - "Прочность. Польза. Красота." И все это взаимосвязано.

ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ.

Автопортрет - портрет художника, выполненный им самим.

Абстракционизм - направление модернизма

Алебастр - гипсовый камень , употребляемый для различных поделок.

Ампир - ("империя") , художественный стиль, возник в эпоху Наполеона, как поздний классицизм. Он предполагает помпезность, использование военной символики.

Амфора - античный глиняный сосуд с узким горлышком и двумя ручками ; обычно использовался для хранения вина и растительного масла.

Ансамбль - оформленная как целое группа зданий, сооружений.

Антитчность - культура Древней Греции и Древнего Рима.

Арабески - арабский орнамент

Акварель - живопись водяными красками, водяная краска.

Арка - дугообразное перекрытие проемов в стене (окон, дверей, ворот).

Аркада - ряд опирающихся на колонны или столбы дугообразных проемов в стене.

Архаика, Классика, Эллинизм - периоды в искусстве Древней Греции.

Архаический - древний.

Анималистический - жанр живописи, изображение животных, птиц.

Аппликация - украшение, узор или рисунок,созданный путем наложения цветных кусочковткани или бумаги.

Бюст - скульптурное изображение человека: голова или верхняя часть тела без рук.

Биеннале - выставка через каждые два года.

База - основание, нижняя часть колонны.

Базилика - продолговатое здание из трех и более нефов, причем средняя - выше других.

Барельеф - скульптурное изображение, слегка выступающее на плоскости.

Барокко - художественный стиль, буквально с итальянского "причудливый, вычурный". Художественная задача - ослепить, поразить роскошью, пышностью, иногда в ущерб чувству меры.

Ведута - сельский или городской пейзаж, точно воспроизведенный.

Витраж - выполненная из кусочков цветного стекла декоративная плоскость, вставленная в окна, двери.

Возрождение (с ит. РЕНЕССАНС) - величайший прогрессивный переворот в историии человечества.

Волюта - средняя часть капители с закрученными углами в виде завитков.

Высокий ренессанс - расцвет эпохи Возрождения.

Галерея - длинный торжественный проход, соединяющий отдельные дворцовые помещения; художественная галерея - место расположения произведений искусства

Гармония - созвучие

Глазурь - стекловидное покрытие на керамических изделиях.

Гемма - камень с вырезанным углубленным изображением.

Готический стиль - средневековый стиль в архитектуре, здания легкие, с устремленными вверх остроконечными башнями.

Графика

Гравюра - печатная графика, рисунок наносится ножом или иглой на деревянную (ксилография) или металлическую (офорт) доску, на камень (литография), линолеум (линогравюра).

Дорический, Ионический, Коринфский - ордера, стили Древней Греции.

Драпировка - ткань, художественно уложенная в складки

Живопись - вид изобразительного искусства.

Импрессионизм (в переводе с французского "впечатление") - художественное направление в искусстве. Художник изображает первое впечатление с помощью точек и мелких мазков наподобие запятых.

Инталья - резной камень с врезанным изображением.

Интарсия - мозаика, орнамент или картина из деревянных пластинок разного цвета, используемая главным образом для украшения мебели

Камея - резной драгоценный или полудрагоценный камень с выпуклым изображением.

Классицизм - художественный стиль, в переводе с латинского "образцовый", взявший за идеал традиции античности и Эпохи Возрождени я. Классицизм возвышает героическое, высокую гражданственность, чувство долга, осуждает пороки.

Карниз - выступ по краю крыши.

Капитель - верхняя часть колонны.

Капелла - небольшое строение для молитвы и других религиозных обрядов в католических соборах

Кватроченто - период раннего Возрождения.

Кубизм - направление модернизма

Лессировка - наложение слоя прозрачных или полупрозрачных красок один на другой после высыхания для углубления колорита.

Масло, Масляная живопись - живопись масляными красками.

Мозаика - техника в живописи, изображение из мелких кусочков камня, стекла (смальты).

Нэцке -японская миниатюрная скульптура.

натюрморт - жанр живописи, изображение неодушевленных предметов.

Пагода - буддийский храм.

Пастель - живопись специальными цветными мелками.

Пилоны - мощные столбы , поддерживающие перекрытие.

Псевдоготика - ложная готика, возрождавшая архитектурные формы готики.

Поп - Арт - направление модернизма

Рельеф - скульптурное изображение, частично выступающее на плоскости.

Романский стиль - средневековый стиль в архитектуре, здания тяжеловесные, массивные.

Романтизм - европейский художественный стиль, предполагает изображение переживаний сильной личности, отвергающей обывательское существование, проявляющей наивысшее напряжение творческих и душевных сил.

Свод - полукруглый потолок.

Скульптура - объемный вид изобразительного искусства.

Символизм - направление в живописи модерна

Сюрреализм - направление модернизма

Темпера - краска, разведенная на яичном желтке.

Треченто -Предвозрождение.

Фронтон - треугольная деталь под крышей с двух сторон.

Фриз - полоса украшения вдоль перекрытия.

Фреска - живопись на сырой штукатурке

Фовизм - направление модернизма

Футуризм - направление модернизма

Холст - ткань, натянутая на подрамник, прогрунтованная, для масляной живописи.

Икона - священная картина в православных странах.

Нимб - круг над головой святых, символ света вечности.

Лемех (чешуя) - тонкие деревянные дощечки , подобно чешуйкам, покрывают купола деревянных храмов.

Парсуна (персона) - портреты в начале 18-го века , схожие с иконописью.

Пастораль - идиллическая картинка, связанная с природой, с сельской жизнью.

Эстетика - наука о красоте

Экспрессионизм - направление модернизма

Акварель - водяные краски, красящие вещества с добавлением для связи растительного клея, меда, сахара и глицерина. Акварель бывает твердая - в плитках, полумягкая - в фарфоровых или металлических чашечках-корытцах и мягкая - в тюбиках.

Важнейшее свойство акварельной живописи - прозрачность красоч­ного слоя. Акварельными красками обычно рисуют на бумаге, разводят их водой; инструментами служат круглые кисти с мягким и упругим во­лосом.

Аппликация - орнамент (узор) или изображение, полученные путем наклейки или нашивки на бумагу (или на ткань) кусочков цветной бу­маги (или ткани) определенной формы.

Бордюр - кромка или полоска, составленная из декоративных эле­ментов (узоров). Применяется в декоративно-оформительской работе и служит для обрамления рисунка или какого-либо текста.

Глазурь - тонкий стекловидный слой, которым покрывают поверхность керамического изделия, увеличивая его прочность. Глазурь бывает цвет­ной и бесцветной, прозрачной и матовой. Кристаллическая глазурь от­личается особым рисунком, напоминающим морозные узоры на стекле.

Гуашь - водяная краска, применяемая для выполнения живопис­ных, а также декоративно-оформительских работ и плакатов. Примесь некоторого количества белил обеспечивает плотность и непрозрачность красочного слоя. Плотность частиц гуаши дает возможность перекрывать темные краски светлыми, что существенно отличает ее от акварели. Ок­рашенная гуашевыми красками поверхность матовая и всегда в различ­ной степени белесоватая по тону. Чаще всего гуашью работают на бума­ге, растворяя краску водой. Инструментом для работы служат круглые и плоские кисти, как жесткие (щетинные), так и мягкие (беличьи и ко­лонковые).

Декоративно-прикладное искусство - искусство изготовления быто­вых предметов, обладающих художественными, эстетическими качествами и предназначенных не только для удовлетворения прямых практических потребностей, но и для украшения жилищ, парков и т.д. К произведе­ниям декоративно-прикладного искусства относятся художественно вы­полненные мебель, посуда, одежда, ковры, вышивка, ювелирные изде­лия, игрушки, а также орнаментальные росписи и скульптурно-декора­тивная отделка интерьеров и фасадов зданий.

Дизайн - художественное конструирование предметов; проектирова­ние эстетического облика промышленных изделий.

Дизайнер - художник-конструктор, специалист по дизайну.

Живопись - один из основных видов изобразительного искусства; в узком смысле - художественное изображение предметного мира на плос­кости посредством цветных материалов.

Изразец - керамическая плитка, применяемая для облицовки стен или печей. Плитка может быть белой, цветной или орнаментально-росписной. Лицевая сторона плитки покрывается глазурью.

Интерьер (в декоративно-прикладном искусстве) - отделка, оформ­ление внутреннего помещения в здании.

Картина - художественное произведение, передающее творческий замысел с помощью красок. Относится к типу так называемого станко­вого искусства.

Керамика - различные художественно-декоративные изделия из обожженной глины специального состава и изготовления. Керамика на­ходит широкое применение в строительстве (наружная облицовка зда­ний, стен, печей) и в быту (глиняная, фаянсовая и фарфоровая посуда, различные статуэтки и игрушки).

Колорит - общий характер соотношения красок в картине (цветном рисунке) по тону, насыщенности цвета.

Композиция - в переводе с латинского означает «сочинение, состав­ление, расположение». Композиция - это структура, взаимосвязь важ­нейших элементов художественного произведения, от которой зависит его смысл.

Контур - внешние очертания какого-либо предмета, графическое изображение линии, очерчивающей предмет.

Лепка - одна из основных разновидностей скульптурной техники, связанная с обработкой мягкого материала - специальных сортов гли­ны, воска, пластилина.

Мозаика - особая разновидность техники, применяемая в изобрази­тельном искусстве, основанная на применении кусочков разноцветных твердых веществ, например цветных камней, окрашенного стекла и т.д. Кусочки твердого материала, плотно пригнанные друг к другу, укрепля­ются при помощи цемента, воска, специальной мастики, клея.

Мольберт - станок, подставка (чаще треножная), на которой поме­щается на нужной высоте и с соответствующим наклоном холст на под­рамнике, картон, доска и пр.

Мотив (в декоративно-прикладном искусстве) - расположенный определенным образом декоративный элемент, составляющий основу узора (орнамента).

Набросок - рисунок, живопись или скульптура небольших размеров, бегло и быстро исполненные художником.

Народные художественные промыслы - местные отрасли художествен­ного народного декоративно-прикладного искусства. К наиболее прослав­ленным народно-художественным промыслам России относятся: палех­ские, мстерские и федоскинские росписи по папье-маше, хохломская роспись по дереву, гжельская керамика, холмогорская резьба по кости, богородская резная деревянная игрушка, вологодское кружево. Эти из­делия широко распространены в быту и способствуют формированию эстетического вкуса.

Натура (в практике изобразительного искусства) - предметы (суще­ства, явления), которые наблюдаются и изображаются непосредственно в ходе работы.

Рисовать с натуры - рисовать непосредственно с действительности, с оригинала, а не с изображения.

Натюрморт - («мертвая натура») - род живописи, изображающей предметы обихода, снедь (овощи, фрукты, битая дичь и т.п.), цветы.

Орнамент - узор, построенный на ритмическом чередовании и соче­тании геометрических или изобразительных элементов. По закономерно­стям построения обычно выделяют три широко распространенные раз­новидности орнаментов: орнаментальные ленты (фризы, бордюры, окаймления), розеты (орнамент, вписанный в круг), сетчатые орнамен­ты (заполняющие поверхность предмета сплошным узором).

Палитра - 1) тонкая дощечка четырехугольной или овальной формы с отверстием для надевания на большой палец левой руки, предназна­ченная для разведения или смешивания красок; 2) подбор цветов, ха­рактерный для данной картины.

Панно - часть стены (потолка), обрамленная лепниной или орна­ментом и украшенная живописным или скульптурным изображением декоративного назначения.

Папье-маше - бумажная масса с добавлением гипса, клея и крахма­ла. Для изготовления предметов из папье-маше сначала делают форму из гипса, дерева, металла и т.п., в которую вдавливают мягкую бумажную массу. Последняя после высыхания и затвердевания подвергается соот­ветствующей отделке, окраске, лакировке.

Паспарту - картонная рамка или подклейка для рисунков или фото­графий.

Перспектива - один из способов изображения пространственных форм. Различают три вида перспективы. Линейная перспектива - способ изо­бражения, при котором предметы передаются на плоскости тем мень­шими, чем дальше они находятся от зрителя. Например, дорога, уходя­щая вдаль, изображается линиями, сходящимися в одной точке, там, где условно проводится линия горизонта. Воздушная перспектива - спо­соб изображения предметов на плоскости со всеми переменами света, тени и красок по мере удаления изображаемых предметов от зрителя. Воздушная перспектива последовательно смягчает контуры отдаленных предметов, тона делает менее яркими, тени - менее густыми. Обратная перспектива - способ изображения, при котором предметы уменьша­ются по мере их приближения к зрителю. Ею пользовались восточная живопись, русская иконопись и др.

Пластилин - пластическая масса, применяемая для скульптурной леп­ки. Состоит из очищенного, тщательно размельченного порошка глины с примесью воска и красящих веществ.

Пропорции - определенные соотношения форм (частей) предмета по величине. Понятие «пропорция» применимо как к изображению, так и к самой натуре.

Репродукция - воспроизведение картины, рисунка (оригинала) ти­пографским способом или средствами фотографии.

Ритм (в декоративно-прикладном искусстве) - строгая повторяемость или чередование элементов узора.

Роспись (в прикладном искусстве) - сюжетные и орнаментальные изображения, наносимые на предметы кистью или другим специаль­ным инструментом. Например, хохломская роспись по дереву, палех­ская роспись по папье-маше и др.

Сангина - материал для рисования, изготовленный в виде палочек красновато-коричневого цвета; техника рисунка, выполненного таким материалом.

Симметрия - соразмерность в расположении частей целого в про­странстве, полное соответствие по величине, форме и расположению одной половины целого другой половине. Примером осевой симметрии в природе может служить бабочка, у которой крылья симметричны относительно тельца, являющегося осью этой симметрии. Примером цент­ральной симметрии может быть цветок ромашки, лепестки которого симметричны относительно центра цветка.

Скульптура - художественное произведение, созданное путем резь­бы, лепки или отливки.

Материалом для скульптуры может быть: глина, воск, пластилин (мяг­кие вещества), дерево и камень (твердые вещества), расплавленная брон­за, чугун, гипс, бетон (затвердевающие жидкие вещества) и др.

Стилизация (в декоративно-прикладном искусстве) - декоративное обобщение природных форм путем упрощения их рисунка, уплощения объема.

Сюжет - совокупность действий, событий, явлений, которые со­ставляют основное содержание художественного произведения.

Трафарет - пластина (из бумаги, картона, пластмассы, дерева и пр.) с отверстиями в виде определенной формы, рисунка или надписи; слу­жит для многократного воспроизведения этих изображений и ускорения графических работ, а также для дидактических целей.

Уголь - материал для рисования в виде тонких палочек, приготов­ленных обжиганием дерева определенных сортов или же сформирован­ных из специальной угольной массы; техника рисунка, выполненного таким материалом. Рисунки обыкновенным древесным углем обладают бархатным тоном.

Фломастер - предмет для письма и рисования в виде карандаша (ав­торучки), в котором пишущим узлом является пористый или волокни­стый стержень (из лавсана, тефлона и др.), пропитанный специальным красителем - особыми водными чернилами, которые не закупоривают капилляры пишущего стержня; широко применяется для выполнения декоративно-оформительских работ.

Фон (в живописи) - основной цвет, тон, на котором пишется кар­тина или создается узор.

Фриз - изобразительная или орнаментальная композиция в виде горизонтальной полосы, расположенная на верхней части стены.

Шаблон - образец плоской фигуры, вырезанной по контуру из бума­ги, картона, пластмассы и других материалов; используется в дидактиче­ских целях, а также для воспроизведения повторяющихся изображений.

Шрифт - определенный рисунок букв, цифр и других знаков, имею­щий общие черты композиционного построения.

Штрих - линия, выполняемая одним движением руки. Основной простейший элемент техники рисования.

Эмблема - условное обозначение какой-либо идеи или понятия с помощью наглядного изображения или условного знака.

Эскиз - предварительный беглый набросок рисунка, картины.

Эстамп - печатный оттиск на бумаге с изображения, сделанного художником на металле, дереве, линолеуме или литографском камне. Ти­раж эстампа делается специалистом-печатником под наблюдением ав­тора по авторскому образцу и подвергается авторской корректуре. Каждый оттиск художник подписывает своим именем.

Этюд (в живописи) - произведение вспомогательного характера и ограниченного размера, выполненное целиком с натуры.

Предисловие....................................................................................................... 1