Домой / Освещение / Учителя, изменившие мир. У кого учились русские гении? Учитель

Учителя, изменившие мир. У кого учились русские гении? Учитель

Кто будет учителем?

ождь пошёл. Пойдёмте переждём его в нашей беседке. Тучка небольшая - скоро пройдёт, - сказала Зина.

Они сели на скамейки и смотрели сквозь листья и сквозь струйки дождя на свой школьный участок.

Задумались, а о чём? - спросил Мохов.

Да вот думаю, что все старшеклассники только и говорят: надо раньше выбирать профессию. Уже после восьмого надо идти в ПТУ, а в какое? Какую профессию выбрать? Выберешь, а потом не понравится, - рассуждал Серёжа.

Нам о профессии говорить раненько, - усмехнулся Базыкин.

Всё-таки хоть мы только в шестом классе, - рассуждал Мохов, - но у нас уже могут быть интересы, увлечения. Я твёрдо решил - буду ботаником. Не физиологом растений - они уж слишком захимичились и заматематичились, - а флористом-экологом. И не столько по защите и охране природы, а как влиять, улучшать природу самими растениями. Как бы сказать, не влиять средой на растения, а растениями создавать среду.

Обстоятельно рассуждаешь, - перебил Базыкин. - Но вот вопрос: а если ты потом не найдёшь по сердцу работы? Куда ты пойдёшь? Станешь учителем ботаники?

Ну, это видно будет.

А я вот хочу быть методистом. Такое слово есть, означающее учи-и-тель учи-и-телей, - пропела Зина.

Ого, хватила как далеко! - крякнул Мохов.

Учит учителей - методист. Моя тётя учит студентов и учителей. А что? Для артистки нужен талант, для инженера - способности в математике и по конструкциям и для хорошего учителя тоже должны быть способности и даже талант. Вот Николай Павлович сначала ко мне плохо относился, а потом сказал, что у меня пе-да-го-ги-чес-кий талант.

Ну ты, Зинка, и задаёшься. Надо же, ни более ни менее - учитель учителей, - пробурчал Серёжа.

Ничего не задаюсь. Ведь вот у Николая Павловича талант учителя. Ты, Серёжа, умеешь рассуждать. Обсудим, что хорошего как у педагога у нашего Николая Павловича? Пусть каждый скажет, что ему нравится в его преподавании.

Нет, сначала мы обсудим, можешь ли ты быть учительницей.

Почему нет?

А потому, что ты, Зинка, злая.

Ничего подобного, что я, к Базыкину или к Кате злая?

Ты подзуживаешь, а это всех обижает. Поучаешь всех, когда надо и не надо. Кроме того, ты первая ученица.

Ну разве плохо для учителя на отлично знать предмет?

Первые - это у них в крови - они всегда и везде выхваляются, завидуют успехам других и презирают неуспевающих, - сказал Мохов.

Что правда, то правда, - сказал Базыкин, - а вот Николай Павлович, наоборот, больше внимания обращает на отстающих и всегда хотит… хочет им помочь…

Он справедлив и ко всем равно хорошо относится. Вон Зинке, зная её норов, сначала ходу не давал, а потом стал поощрять, - сказал Егор.

Всё дело в том, что каждый учитель, как и Николай Павлович, старается заинтересовать нас наукой, знает, что нам интересно. Открывает нам неизвестное. Он сам любит науку и природу, - раздумчиво высказался Николаев.

Умеет привлечь всех ребят к работе, хороший организатор. Он боец, всегда отстаивает свою ботанику.

Он фантазёр, твой Николай Павлович, - усмехнулся Мохов, - но он осуществляет свои фантазии.

Во-первых, он не мой, не твой. Это наш учитель. Во-вторых, всё это не фантазия, а методика - такая наука, чему и как учить. Я смотрела книги у моей тёти-методиста.

И он наверняка методику хорошо знает.

Мы столько наговорили о качествах нашего учителя ботаники, и получается, что таким учителем быть трудно. Ответственная работа. Отвечай за знания и воспитание таких оболтусов, как мы. Кто решится стать учителем? - спросил Мохов.

Ну конечно, ты хочешь быть просто ботаником. Значит, Николай Павлович как пример учителя на тебя не повлиял.

Наоборот, он заставил меня полюбить ботанику. И я ему за это благодарен.

А ты, Базыкин? - спросила Зина.

Что мне сказать, какой из меня учитель был бы. Если бы мне одолеть эту математику да физику, я подался бы, пожалуй, в технику. Интересно конструкциями заниматься. Может быть, бионикой? Здорово эта вся техника у растений, как говорил Николай Павлович, заимствуется.

Я, пожалуй, хочу быть учителем, - заявил Серёжа. - Что растения или что конструкции, машины, разная продукция, сходящая с конвейеров, в сравнении с воспитанием живых детей, растущих на глазах учителя. Воспитание людей в школе, самое значительное, замечательное в человеческом обществе…

Ну, зафилософствовал наш Серёже-е-енька, - запела Зина.

Я буду простым учителем. Учительство - нужнейшая из всех профессий, - закончил Николаев.

Я не хочу быть учительницей в школе, - сказала Катя. - Я люблю самых маленьких. Где мне справиться с пятиклассниками? Шумные, не слушаются, не успевают, дерутся. Я лучше пойду в детский сад малышей воспитывать.

Ну эти, маленькие, дадут там тебе жизни, - пробасил Базыкин.

С ними-то как-нибудь справлюсь.

Дождь перестал…

В беседке стемнело. А ребята всё ещё оживлённо обсуждали свои взгляды, сомнения и мечты.

Учитель Николай Павлович сидел за письменным столом у окна и размышлял. Окно упиралось в зелёную листву деревьев. Они забирали солнечные лучи, и в комнате было темно. На столе горела лампа. Вокруг света лежали бумажки с записями: «План преподавания», «Варианты уроков», «Сделанные ошибки». За пределами светлого круга - штабеля книг и тетрадей. Учитель размышлял.

«Доволен ли я своей работой, что я - учитель?

Да, несомненно. Что может быть радостней работы с детьми. Видеть, как они растут на глазах, словно растения, и не физически только, но умственно, как личности.

Своим радостным восприятием, своими вопросами они обновляют меня. Я начинаю жить их интересами и сам становлюсь моложе, бодрее, и для меня… открываются двери в неизведанное.

Почему я обратил такое внимание на ботанику в пятом классе и потратил столько сил на её преподавание в таком многообразии различных форм?

Ботаникой начинается целый цикл последующих биологических курсов: зоологии, анатомии и физиологии человека, общей биологии. Но в других курсах уже нет такого богатства возможностей многообразного общения с живой природой: экскурсий, опытов в школьном саду, в уголке живой природы.

И опытов, и наблюдений, общения с живыми организмами и природой в старших классах постепенно становится всё меньше. И запас впечатлений и практическое умение в процессе изучения всей биологии основывается на том, как была изучена ботаника. Ботаника - фундамент для всей школьной биологии».

Затем снова стал себя допытывать.

«Конечно, легче преподавать биологию в малокомплектной школе на селе. Детей мало, параллельных классов нет, старшие классы тоже не везде есть. Всех ребят можно знать наизусть. И природа рядом, и сельское хозяйство. Главное же, в сельских школах часто нет оборудования и тут открывается такое широкое поле творческой деятельности учителя. Всё нужно создавать самому с помощью учащихся… Мечтать, планировать и осуществлять. В этом смысл, радость и счастье жизни.

Я доволен своей деятельностью учителя. Но вот кто из учащихся пойдёт на эту трудную и сложную работу? Скажут, какая радость быть учителем?!»

Николай Павлович долго сидел, размышляя у светлого круга от лампы. За окном шёл дождь.

Он не знал, что в беседке сидели его ученики, с любовью обсуждавшие его уроки и его отношение к ним, к науке, к природе. А любовь учеников - это самая большая награда учителю.

Учителей нередко сравнивают с ювелирами, создающими из негранёных камней произведения искусства. Так и талантливые педагоги шаг за шагом превращают неопытных учеников в настоящих профессионалов. АиФ.ru вспоминает истории русских гениев и их любимых учителей.

Михаил Ломоносов и Христиан Вольф

Один из первых российских учёных мировой величины Михаил Ломоносов с ранних лет проявлял свои исключительные способности. Поэтому в 1736 году в числе самых выдающихся учеников Петербургской Академии был отправлен в Германию для дальнейшего обучения, где и встретился со своим главным «благодетелем и учителем» Христианом Вольфом.

Христиан Вольф. Фото: Public Domain

К этому времени немецкий профессор уже оказал огромное влияние на европейское образование, изложив систематическое видение практически всех известных на тот момент наук. Ломоносов же стал самым талантливым наследником его знаний и в области научного мировоззрения даже пошёл дальше своего учителя.

С первых дней Вольф разглядел в Ломоносове настоящий талант и стал уделять ему больше внимания, чем другим русским ученикам. В своих отчётах он называл Ломоносова «самой светлой головой» и «молодым человеком с прекрасными способностями», который сделал особенные успехи в науках. На протяжении трёх лет Вольф с присущей немцам педантичностью развивал природный талант юноши: учил его сосредотачиваться на самом важном и систематизировать собственные знания. И в результате воспитал не только настоящего учёного, но и тактичного человека (спустя годы Ломоносов понял, что его взгляды вошли в противоречие с тезисами Вольфа, и на протяжении нескольких лет не решался публиковать результаты некоторых своих наблюдений).

По окончании курса в Марбургском университете Вольф дал русскому ученику блестящую характеристику: «Молодой человек с прекрасными способностями, Михаил Ломоносов со времени своего прибытия в Марбург прилежно посещал мои лекции математики и философии, а преимущественно физики и с особенностью старался приобретать основательные познания. Нисколько не сомневаюсь, что если он с таким же прилежанием будет продолжать свои занятия, то он со временем, по возвращению в отечество, может принести пользу государству, чего от души и желаю». А позже внимательно следил за его успехами: «С великим удовольствием я увидел, что вы в академических „Комментариях“ себя ученому свету показали, чем вы великую честь принесли вашему народу».

Ломоносова же восхищала не только энциклопедическая образованность своего учителя, но и его доброе отношение к другим. Вольф помогал русским ученикам, оказавшимся в чужой стране расплачиваться с кредиторами, в числе которых были портные, учителя танцев и фехтования, башмачники и книгопродавцы. Есть легенда, что в день отъезда русских студентов Вольф пригласил к себе всех их кредиторов и на глазах у изумлённых учеников расплатился с их долгами, что до слёз растрогало Ломоносова.

Святослав Рихтер и Генрих Нейгауз

Отец Святослава Рихтера, одного из крупнейших пианистов XX века, сам был известным музыкантом и преподавал в консерватории. Он же и дал первые уроки музыки своему талантливому сыну, но как это часто бывает в семье музыкантов-профессионалов, у Теофила Рихтера не было времени на занятия с собственным сыном — всё своё время он тратил на обучение других детей.

Генрих Нейгауз. Фото: РИА Новости / Пашин

Несмотря на то, что Рихтер очень рано начал выступать с концертами на публике, а с 1930 по 1932 год и вовсе работал пианистом-концертмейстером в одесском Доме моряка, лишь в возрасте 22 лет он решил получить профессиональное музыкальное образование и поступил в Московскую консерваторию. Там он и познакомился со своим первым учителем, знаменитым пианистом Генрихом Нейгаузом, который об этой встрече вспоминал так: «Студенты попросили прослушать молодого человека из Одессы, который хотел бы поступить в консерваторию в мой класс. — Он уже окончил музыкальную школу? — спросил я. — Нет, он нигде не учился. Признаюсь, ответ этот несколько озадачивал. Человек, не получивший музыкального образования, собирался в консерваторию!.. Интересно было посмотреть на смельчака». Но как только Рихтер сел за рояль, он покорил Нейгауза своим талантом: «Играл он очень сдержанно, я бы сказал, даже подчеркнуто просто и строго. Его исполнение сразу захватило меня каким-то удивительным проникновением в музыку. Я шепнул своей ученице: „По-моему, он гениальный музыкант“. После Двадцать восьмой сонаты Бетховена юноша сыграл несколько своих сочинений, читал с листа. И всем присутствующим хотелось, чтобы он играл ещё и ещё...».

Нейгауз, конечно же, принял Рихтера в свой класс. Он сам был сыном директора частной музыкальной школы и отвергал многие педагогические методы, поэтому никогда не учил Рихтера в общепринятом смысле этого слова, по его признанию, учить его было нечему — нужно было только развивать его талант.

Рихтер всю жизнь оставался благодарен своему учителю не только за бережное отношение к таланту, но и за то, что Нейгауз однажды вернул его к учёбе. В первый же год юноша отказался изучать общеобразовательные предметы и уехал в Одессу, но по настоянию Нейгауза вернулся в Москву и восстановился в консерватории.

Интересно, что, переиграв чуть ли не всю фортепианную классику, Рихтер никогда не включал в свою программу Пятый концерт Бетховена , так как считал, что не сможет сыграть его лучше своего наставника. Но не только для Рихтера Нейгауз стал любимым учителем. Среди его учеников было много известных музыкантов: Тихон Хренников, Теодор Гутман, Эммануил Гросман, Берта Маранц, Семён Бендицкий, Эмиль Гилельс . А знаменитый поэт Осип Мандельштам в 1931 году посвятил фортепианной игре Нейгауза стихотворение под названием «Рояль»:

Разве руки мои — кувалды?
Десять пальцев — мой табунок!
И вскочил, отряхая фалды,
Мастер Генрих — конек-горбунок.

Николай Лобачевский и Григорий Карташевский

Однажды знаменитый русский математик Николай Лобачевский заметил: «Гением быть нельзя, кто им не родился. В этом-то искусство воспитателей: открыть Гений, обогатить его познаниями и дать свободу следовать его внушениям». Ему повезло быть учеником Гения, который обладал энциклопедическими знаниями и с удовольствием ими делился с другими.

Григорий Карташевский. Фото: Public Domain

Лобачевский был сыном разночинца, поэтому попасть в императорское учебное заведение, куда его в девятилетнем возрасте привела мать, было непросто. Однако мальчику повезло: экзамены принимал педагог Казанского императорского университета Григорий Карташевский, который сразу разглядел талант мальчика. Он задал Лобачевскому задачу — бассейн получает воду из четырех труб; первая наполняет его в день, вторая — в два дня, третья — в три, а четвёртая — в четыре; требуется узнать, во сколько времени наполнится бассейн, если все четыре трубы открыть одновременно? — и Лобачевский быстро решил её в уме. Карташевский стал придумывать задачи ещё сложнее, но мальчик, не притрагиваясь к грифелю, и их решал в уме.

Так Лобачевский попал в Казанскую гимназию, где в течение трёх лет ему предстояло усвоить обширную программу: иностранные языки, русскую грамматику, арифметику, алгебру, геометрию, тригонометрию, механику, гидравлику, землемерие, историю, логику, практическую философию, гражданскую архитектуру, военное дело и многое другое. А так как официальных учебников почти не существовало, каждый преподаватель был обязан написать учебник по своей дисциплине. И Карташевский создал учебник чистой математики, который настолько увлёк Лобачевского, что он буквально ни на шаг не отходил от своего учителя. С первого дня талантливый педагог не только расширял кругозор юноши, но и развивал в нём критическое чутье, чтобы тот не боялся проявлять творческую смелость.

Их творческий союз ученик-учитель мог продолжаться и дальше: после гимназии Лобачевский поступил в Казанский императорский университет, где продолжал читать лекции Карташевский. Однако в декабре 1806 года последний был отстранён от должности, как «проявивший дух неповиновения и несогласия».

Как известно, у гениев бывают не только последователи, но и завистники — Карташевского незаслуженно обвинили в нарушении устава. Такая несправедливость произвела сильное впечатление на Лобачевского, который с тех пор возненавидел директора, его «сообщников» и нового учителя математики.

Наверное, отчасти - это верно, ведь когда мы слышим словосочетание «первый учитель» воображение тут же навевает ассоциации со школой. В памяти всплывает первое сентября , ты, такой маленький, забавный, но жутко важный стоишь на своей первой в жизни торжественной линейке, с восхищением разглядываешь здание школы, кажущееся таким загадочным и величественным и своих будущих одноклассников… Потом садишься за парту и внимательно, буквально раскрыв рот, слушаешь эту удивительную женщину или девушку (ведь в начальных классах учитель мужчина во все времена был неслыханной редкостью), ловишь каждое ее слово и поражаешься, какая же она умная и скольким интересным вещам может тебя научить…

Иногда привязанность к первому учителю оказывается настолько прочной, что бывшие школьники, будучи уже взрослыми, состоявшимися людьми продолжают общаться с ними. Устраивают всевозможные встречи одноклассников, на которых со светлой грустью вспоминают ушедшее школьное детство и с умилением слушают рассказы своей учительницы о том, какими они были проказниками и что вытворяли в стенах класса, по традиции, делятся с ней проблемами, спрашивают совета… Что ни говори, а право «первого учителя» весьма серьезное и ответственное и, чтобы овладеть этим искусством, мало окончить пединститут, пусть даже с самым красным дипломом. Необходим талант, стремление, призвание, в конце концов. А главное - искренне желание - не только помочь своим ученикам правильно выводить буквы и складывать цифры, но и стать для них мудрым и терпеливым наставником по жизни…

Впрочем, если рассматривать определение «первого учителя» именно в этом ключе, оказывается, что распространяется оно далеко за пределы школьных стен. Ведь к первым учителям справедливо будет отнести и родителей, которые с рождения закладывали в нас азы знаний и своей житейской мудрости. Именно они с самых первых дней помогали нам адаптироваться в этом мире и открывали нам тайны бытия, отвечая на все наши детские и бесконечные «Почему?». И старших братьев/сестер , которые всегда были самыми лучшими друзьями, которым можно было рассказать свои самые заветные секреты и попросить совета, будучи уверенным, что взрослые твоих переживаний просто не поймут.

Первым учителем может стать тренер спортивной секции или преподаватель в любимом кружке, умеющий не просто отдавать команды или демонстрировать технику, но и стать хорошим старшим другом (нередко даже лучшим, чем родители или школьные учителя)… Вообще, если задуматься, то «первые учителя» не обязательно связаны с детством. Так или иначе, они появляются на каждом этапе нашей жизни. Профессор университете, приоткрывающий для тебя дверь в будущую профессию; преподаватель на курсах по изучению чего бы то ни было нового и неизвестного; наставники или просто коллеги по работе, помогающие адаптироваться и почувствовать себя комфортно в новом коллективе. Даже муж или жена, которые вместе осваивали и преодолевали все тяготы и проблемы семейной жизни , учатся друг у друга терпению, понимаю, искусству любить и строить гармоничные отношения…

Наши настоящие учителя - это те люди, которые оказывали нам помощь и поддержку в тот или иной период нашей жизни, становясь для нас непоколебимым авторитетом, мудрым советчиком, примером для подражания или просто человеком, которому хочется доверять и доверяться. Те, кто помогал искать ответы на важные вопросы и справляться со страхом неизвестности. Кто указывал правильный путь в запутанном лабиринте жизни и позволял ежесекундно ощущать, что ты не одинок в этом мире , что у тебя рядом есть крепкое плечо, на которое всегда можно опереться.

Знаете, думаю учителем может стать и ваш ребенок, который только родился. Ведь благодаря ему вы тоже многому учитесь, по-другому начинаете смотреть на этот мир. Круг замкнулся. С праздником, дорогие наши учителя!

Нет какой-то установленной или хотя бы оговорённой даты. Она древна так же, как и сам мир.

Когда-то очень давно, еще малочисленным сообществом, людям приходилось добывать пропитание охотой и собирательством. Дети , едва начав ходить, тоже принимали в этом участие, и именно так, постепенно, наблюдая за жизнью взрослых , они и учились. Когда произошёл переход от преимущественной охоты к земледелию и относительной обеспеченности родов и племён пищей, пожилые люди смогли стать относительно свободными от непосредственного участия в сборе пищи, но зато – они стали первыми учителями . Относительный избыток свободного времени и богатый жизненный опыт способствовали укреплению их статуса. Тем более что стало заметно: при целенаправленном обучении детей польза от их труда была более очевидна.

Всем известны примеры того, как учителя, в период гонений на них, рискуя собой, обучали детей родной культуре, языку и религии; как в московском метро во время бомбёжек они давали детям уроки; как в партизанских отрядах между боями обучали подростков, с автоматом наперевес...

Не зря арабы говорят: «Сердце истинного ученика и истинного учителя связывает незримая нить ». Поистине, это нить – связующая поколения!

Фатима Манзур

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!