Домой / Утепление жилища / Всё, что вы хотели знать про древнеегипетских богов и религию Древнего Египта. В каких богов верили древние египтяне? Почему египтяне верили в богов

Всё, что вы хотели знать про древнеегипетских богов и религию Древнего Египта. В каких богов верили древние египтяне? Почему египтяне верили в богов

Мифология Древнего Египта интересна и связана это в большей степени с многочисленными богами. Люди для каждого важного события или природного явления придумывали своего покровителя, а отличались они внешними признаками и .

Главные боги Древнего Египта

Религия страны отличается наличием многочисленных верований, что непосредственно отразилось на внешнем виде богов, которые в большинстве случаев представлены в виде гибрида человека и животного. Египетские боги и их значение имели для людей огромное значение, что подтверждают многочисленные храмы, статуи и изображения. Среди них можно выделить главных божеств, которые отвечали за важные аспекты жизни египтян.

Египетский бог Амон Ра

В древние времена изображали это божество мужчиной с головой барана или же полностью в виде животного. В руках он держит крест с петлей, который символизирует собой жизнь и бессмертие. В нем соединились боги Древнего Египта Амон и Ра, поэтому он обладает силой и влиянием обоих. Он был благосклонен к людям, оказывая им помощь в сложных ситуациях, поэтому и был представлен заботливым и справедливым создателем всего сущего.

И Амон освещали землю, передвигаясь по небу по реке, а ночью пересаживаясь на подземный Нил, чтобы вернуться в свой дом. Люди верили, что каждый день ровно в полночь он сражается с огромным змеем. Считали Амон Ра главным покровителем фараонов. В мифологии можно заметить, что культ этого бога постоянно менял свою значимость, то падая, то поднимаясь.


Египетский бог Осирис

В Древнем Египте божество представляли в образе человека, закутанного в саван, что добавляло схожесть с мумией. Осирис был правителем загробного мира, поэтому голову всегда венчала корона. Согласно мифологии Древнего Египта это был первый царь этой страны, поэтому в руках находятся символы власти – плетка и скипетр. Кожа у него черная и этот цвет символизирует возрождение и новую жизнь. Осириса всегда сопровождает растение, например, лотос, виноградная лоза и дерево.

Египетский бог плодородия является многогранным, то есть Осирис выполнял много обязанностей. Его почитали как покровителя растительности и производительных сил природы. Осириса считали главным покровителем и защитником людей, а еще владыкой загробного мира, который судил умерших людей. Осирис научил людей обрабатывать землю, выращивать виноград, лечить разные болезни и выполнять другую важную работу.


Египетский бог Анубис

Основная черта этого божества – тело человека с головой черной собаки или шакала. Это животное было выбрано совсем не случайно, все дело в том, что египтяне часто видели его на кладбищах, поэтому их и связывали с загробным миром. На некоторых изображениях Анубиса представляют полностью в образе волка или шакала, который лежит на сундуке. В Древнем Египте бог мертвых с головой шакала имел несколько важных обязанностей.

  1. Защищал могилы, поэтому люди часто высекали молитвы Анубису на гробницах.
  2. Принимал участие в бальзамировании богов и фараонов. На многих изображениях процессах мумификации присутствовал жрец в маске собаки.
  3. Проводник умерших душ в загробную жизнь. В Древнем Египте считали, что Анубис провожает людей на суд Осириса.

Взвешивал сердце умершего человека, чтобы определить, достойна ли душа попасть в загробное царство. На чаши весов с одной стороны кладется сердце, а с другой – богиня Маат в виде страусового пера.


Египетский бог Сет

Представляли божество с телом человека и головой мифического животного, в котором сочетается собака и тапир. Еще одна отличительная черта – тяжелый парик. Сет приходится Осирису братом и в понимании древних египтян это бог зла. Его часто изображали с головой священного животного – осла. Считали Сета олицетворением войны, засухи и смерти. Все беды и напасти приписывались этому богу Древнего Египта. От него не отрекались только из-за того, что считали главным защитником Ра во время ночной схватки со змеем.


Египетский бог Гор

У этого божества есть несколько воплощений, но самое известное – человек с головой сокола, на которой непременно находится корона. Его символом является солнце с распростертыми крыльями. Египетский бог солнца во время схватки потерял свой глаз, который стал важным знаком в мифологии. Он является символом мудрости, ясновидения и вечной жизни. В Древнем Египте носили Око Гора в качестве амулета.

Согласно древним представлениям, почитали Гора, как хищное божество, которое впивалось в свою жертву соколиными когтями. Есть и другой миф, где он передвигается по небу на лодке. Бог солнца Гор помог воскреснуть Осирису, за что получил в благодарность трон и стал правителем. Ему покровительствовали многие боги, обучая магией и разными премудростями.


Египетский бог Геб

До наших дней дошло несколько оригинальных изображений, найденных археологами. Геб является покровителем земли, что египтяне стремились передать и во внешнем образе: тело вытянутое, как равнина, руки, поднятые вверх – олицетворение склонов. В Древнем Египте представляли его с женой Нут – покровительницей неба. Хоть есть много рисунков, информации о силах и предназначениях Геба не там много. Бог земли в Египте был отцом Осириса и Исиды. Существовал целый культ, в который входили люди, работающие на полях, чтобы обезопасить себя от голода и обеспечить хороший урожай.


Египетский бог Тот

Божество представляли в двух обличьях и в древние времена, это была птица ибис с длинным загнутым клювом. Его считали символом рассвета и предвестником изобилия. В поздний период Тота представляли в виде павиана. Есть боги Древнего Египта, которые обитают среди людей к ним и относится Тот, который был покровителем мудрости и помогал всем познавать науку. Считали, что он обучил египтян письму, счету, а также создал календарь.

Тот – бог Луны и через ее фазы его связывали с различными астрономическими и астрологическими наблюдениями. Это и стало причиной превращения в божество мудрости и магии. Тота считали учредителем многочисленных обрядов религиозного содержания. В некоторых источниках он причислен к божествам времени. В пантеоне богов Древнего Египта Тот занимал место писца, визиря Ра и секретаря судебных дел.


Египетский бог Атон

Божество солнечного диска, которого представляли с лучами в виде ладоней, тянущимися к земле и людям. Это и отличало его от других человекообразных богов. Самое известное изображение представлено на спинке трона Тутанхамона. Существует мнение, что культ этого божества оказал влияние на формирование и развитие иудейского монотеизма. Этот бог солнца в Египте сочетает в себе мужские и женские черты одновременно. Использовали в древности еще такой термин – «серебро Атона», который обозначал Луну.


Египетский бог Птах

Божество представляли в виде человека, который в отличие от других не носил короны, а его голова была покрыта головным убором, который похож на шлем. Как и другие боги Древнего Египта, связанные с землей (Осирис и Сокар), Птах облечен в саван, который обнажал только кисти и голову. Внешняя схожесть привела к тому, что произошло слияние в одно общее божество Птах-Сокар-Осирис. Египтяне считали его красивым богом, но многие археологические находки опровергают это мнение, поскольку были найдены портреты, где он представлен в образе карлика, попирающего ногами животных.

Птах является покровителем города Мемфиса, где существовал миф, что он создал все на земле силой мысли и словом, поэтому его считали творцом. Имел он связь с землей, местом погребения мертвых и источников плодородия. Еще одно предназначение Птаха – египетский бог искусства, поэтому и считался он кузнецом и скульптором человечества, а еще покровителем ремесленников.


Египетский бог Апис

У египтян было много священных животных, но самым почитаемым был бык – Апис. Он имел реальное воплощение и ему приписывали 29 признаков, которые были известны только жрецам. По ним определяли рождение нового бога в образе черного быка, и это был известный праздник Древнего Египта. Быка поселяли в храме и в течение всей жизни окружали божескими почестями. Раз в год перед началом сельскохозяйственных работ, Аписа запрягали, и фараон вспахивал борозду. Это обеспечивало хороший урожай в будущем. После смерти быка торжественно хоронили.

Апис – бог Египта, покровительствующий плодородию, изображался с белоснежной шкурой с несколькими черными пятнами и их количество строго определялось. Представлен он с разными ожерельями, которые соответствовали разным праздничным обрядам. Между рогами расположен солнечный диск бога Ра. Еще Апис мог принимать человеческое обличие с головой быка, но такое представление было распространено в Поздний период.


Пантеон египетских богов

С момента зарождения древней цивилизации возникло и верование в Высшие силы. Пантеон был заселен богами, которые обладали разными способностями. Они не всегда относились к людям благосклонно, поэтому египтяне строили храмы в их честь, приносили дары и молились. Пантеон богов Египта насчитывает больше двух тысяч имен, но к основной группе можно отнести меньше ста из них. Некоторым божествам поклонялись только в отдельных регионах или племенах. Еще один важный момент – иерархия могла меняться в зависимости от главенствующей политической силы.


Страны и народы. Вопросы и ответы Куканова Ю. В.

В каких богов верили древние египтяне?

В Древнем Египте не было одной общей религии, однако существовало довольно большое количество местных культов, которые были посвящены тем или иным божествам.

Одним из главных богов Египта был Ра – бог Солнца. Его изображали в виде существа с головой ястреба и с солнечным диском.

Бога письменности Тота египтяне рисовали с головой ибиса (птица, похожая на аиста).

Бога неба Хора изображали с головой ястреба, а бога загробного мира Осириса – в виде человека, но похожим на мумию, с символами власти в руках и короной на голове.

Египетские боги, изображённые на папирусе

Данный текст является ознакомительным фрагментом. автора

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Японская мифология. Энциклопедия автора Ильина Н

Имена богов А Адзисикитака-хиконэ-но ками (Юноша-Высокий Бог Плугов) - сын бога Оо-кунинуси и богини Такири-бимэ.Аматэрасу оо-ми-ками (Богиня Солнца). Она была также известна как «Великая Священная Богиня Сияющая на Небе» - старшая дочь бога Идзанаги, Богиня Солнца, по

Из книги Все обо всем. Том 1 автора Ликум Аркадий

Как египтяне научились сохранять мумии? Мумия, как вы знаете, это мертвое тело, которое сумели сохранить. Слово «мумия» - арабского происхождения и означает «тело, сохраненное воском или смолой». С какой же целью египтяне захотели сохранять тело умершего? Причина в том,

Из книги 100 великих курьезов истории автора Веденеев Василий Владимирович

Суэцкий канал и Древние египтяне В 1798 году, когда Наполеон завоевал Египет, он вознамерился построить канал, который соединял бы Средиземное море с Красным. Это открыло бы ему прямой путь к богатствам Индии и Дальнего Востока. Но этот план вряд ли было возможно претворить

Из книги Страны и народы. Вопросы и ответы автора Куканова Ю. В.

В кого верили майя? Народ майя процветал в Центральной Америке в течение 2500 лет. В 600 году до нашей эры они начали строить огромные пирамиды с небольшими храмами наверху. Там в жертву богам часто приносили оленей, собак, индеек и даже людей.Одного из верховных божеств майя

автора Ситников Виталий Павлович

Как египтяне научились сохранять мумии? Мумия, как вы знаете, это мертвое тело, которое сумели сохранить. Слово «мумия» – арабского происхождения и означает «тело, сохраненное воском или смолой». С какой же целью египтяне хотели сохранять тела умерших?Причина в том, что

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

Как древние египтяне возводили свои храмы? Современного человека поражают масштабы храмового строительства египтян, возводивших огромные каменные сооружения, которые восхищали своими размерами и высотой самих древних. Некоторые из них, например египетские пирамиды

Из книги Странники Вселенной автора Непомнящий Николай Николаевич

Колесницы богов В Перуанских Андах в Южной Америке лежит знойная равнина Наска, полоса земли в милю шириной и миль 27 длиной. Необычная черта этой местности состоит в том, что она покрыта странными геометрическими чертежами, которые образованы глубокими, прямыми

Из книги Все обо всем. Том 3 автора Ликум Аркадий

Почему люди верили в существование ведьм? Человек боится многих вещей. Когда он не может понять происходящее, особенно если это его пугает или наносит вред, он пытается объяснить это явление каким-то таинственным способом. Вера в колдовство была единственным способом

Из книги Универсальный энциклопедический справочник автора Исаева Е. Л.

автора Кондрашов Анатолий Павлович

Почему люди не верили пророчествам троянской царевны Кассандры? В древнегреческой мифологии Кассандра – дочь троянского царя Приама и Гекубы. Уснувшей однажды в храме Кассандре явился Аполлон и обещал научить ее искусству ясновидения, если она разделит с ним ложе.

Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович

Почему древние римляне опасались добрых богов манов? В римской мифологии маны – боги загробного мира, затем обожествленные духи предков. Римляне верили, что маны их предков появляются из своих гробниц на несколько дней в феврале, и в эти дни совершали торжественные

Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович

Почему древние египтяне считали скарабеев священными? Скарабеи – род жуков подсемейства навозников. Наиболее известен распространенный на юге Европы, в Северной Африке, Передней и Средней Азии скарабей священный (Scarabaeus sacer), питающийся пометом животных, из которого он

Состояла в теснейшей связи с природою. В Нильской долине, где так близко соприкасались жизнь и смерть, важнейшею потребностью человека естественно было ослабить влияние смерти, подкрепить и возвеличить силы природы, дарующие жизнь.

Оттого египетская религия исключительно обращалась к той естественной силе, которая в круговом своем течении давала стране жизнь и плодородие, – к солнцу . Как ни разнообразно сложились формы божеств и религиозные обряды в Древнем Египте , где почти каждый город имел своих особенных богов и только немногим божествам поклонялся народ повсеместно, все показывает, что поклонение солнцу было первоначальным зерном и самым общим началом египетских верований, национальным культом египтян. Не только множество божеств, имеющих особенные имена, обряды и святилища, состоят, по существу своему, в родственной связи с солнцем, его разнообразными действиями и явлениями, или относительно своего происхождения, или относительно соединенных с ними символических представлений; но даже большинству чисто местных и родовых божеств в религии Древнего Египта, для возвеличения их могущества, приписывалась связь с солнцем. Эти божества или признавались тождественными с ним, или же имена их дополнялись придаточным именем Ра, которое считалось древнейшим обозначением бога солнца.

Ра - бог солнца в религии Древнего Египта

Таким образом, не только фиванское местное божество Амон превратилось в сильнейшего национального бога, под именем Амон-Ра, но и большинство других местных богов Древнего Египта: Монту , Атум, Тот и др., с присоединением слова «ра», перешли в область бога солнца. Этому Ра или Фра (отсюда фараон), отцу и царю богов, восседающему в солнечном круге и правящему всем небесным пространством, особенно поклонялись в Мемфисе и в «Солнечном городе» (Гелиополисе). Здесь находилось высокочтимое святилище, куда, по сказанию египтян, каждые 500 лет прилетала с востока птица Феникс и сгорала в благовонном фимиаме, чтобы потом выйти юною из пепла и на третий день возвратиться на восток, в свою родину: то было символическое выражение солнечного течения в определенные, вечно неизменные промежутки времени. Сильным стражем неба был Сфинкс, которого изображали львом с головою бога солнца.

Вместе с Ра самыми почитаемыми богам религии Древнего Египта были Пта и Осирис . Подле храма Пта , «отца света», в Мемфисе, содержался на великолепном дворе священный бык Апис, который, как символ производительной силы солнца, пользовался таким почитанием в египетском народе, что по смерти его вся страна погружалась в печаль, пока жрецы не находили нового быка с известными внешними приметами. Тогда наступало семидневное празднество, возвещавшее об этом счастливом событии процессиями и пиршествами. Бык Апис был черный с белым пятном на лбу, двойною шерстью на хвосте и наростом под языком; нарост должен был иметь форму священного жука.

Собственно национальным божеством египтян был бог солнца Осирис со своею супругой и сестрою Исидой и сыном Гором . О нем одном жрецы религии Древнего Египта сложили сказания, аллегорическим содержанием которых служат круговое течение солнца и сопровождающие ход его явления природы. Осирис, благодетель страны, убит своим завистливым братом Сетом и 72-мя его сообщниками; труп его положен в ящик и погружен в реку. Сокрушаясь и сетуя ищет Исида утраченного мужа, и нашедши труп, приказывает похоронить его на священном речном острове Филе. Из царства мертвых, где с того времени властвует Осирис, является он сыну своему Гору, возбуждая его к отмщению. Сын собирает своих приверженцев, побеждает Сета и прогоняет его с черными сообщниками в пустыню. Затем Гор вступает на престол отца и властвует над Египтом.

Древнеегипетский бог Сет

В этом знаменательном древнеегипетском мифе представлена символически вся естественная жизнь Нильской долины. Сет и его сообщники означают 72 дня томительного зноя и засухи. Исида, земля египетская, сетует о благословенной влаге и призывает ее; Осирис, та плодотворная сила природы, которая обнаруживается в разлитии Нила, удален или покоится в теснине каменных скал у водопадов Филе и Элефантины, во все время владычества своего враждебного брата. Но сын его Гор, свежая весна, прогоняет, в избытке юношеских сил, «темно-красного, огненного» Сета и возвращает стране закон и плодородие. Смерть Осириса только кажущаяся; он живет и действует, как на земле через сына своего Гора, мстителя за отца (давшего об отце «откровение»), так и в подземном царстве, где он судит души умерших и пробуждает их к новой жизни.

Древнеегипетская богиня Исида

К числу солнечных божеств религии Древнего Египта принадлежал также, по существу своему, греко-египетский местный бог позднейшей столицы Александрии, Серапис, обожанию которого так благоприятствовали Птолемеи , что в III м столетии до Р. X. он имел в Египте 42 храма. Рядом с этими божествами стояла Нейт – таинственное олицетворение начала зачатия и рождения в природе, покровительница («занавешенный образ») Саиса в Нижнем Египте. В честь её совершался ежегодно особенный праздник светильников, подобный бегу с факелами, установленному в Афинах в честь девственной Паллады Афины , с которою ее не раз сравнивали.

Религия Древнего Египта чтила также священных животных, и это обожание до того преобладало в народной вере, что еще в древности возбудило усиленное внимание и некоторые указания на причины и смысл такого явления. Не только бык Апис, но и коровы, кошки, ибисы, кобчики, собаки, крокодилы и многие другие животные пользовались почетом, как боги. Тот, кто умышленно убивал священное животное, подвергался смерти. Во время пожара, говорит Геродот , Египтяне гораздо больше заботятся о спасении кошек, чем о тушении огня, и когда кошка погибала в пламени, в народе поднимался сильный вопль. В этом поклонении животным грубое суеверие, по-видимому, соединялось с высшими чаяниями и представлениями.

Между тем как масса народа, вероятно, предавалась самому дикому фетишизму, принимавшему чувственный предмет поклонения за самое божество, посвященные в тайны религии руководились более духовными воззрениями, созерцая и почитая в инстинкте животных чудесный, непостижимый дух природы во всей его непосредственности, в том могуществе, с каким является он, еще не прошедши сквозь пытливую мысль человека. Или животным поклонялись как символам тех божеств, которым они были посвящены, поскольку эти божества считались в религии Древнего Египта представителями преобладающих природных сил или тел небесных.

Взвешивание сердца писца Хунефера на загробном суде бога Осириса. "Книга мертвых"

В религии Древнего Египта существовала вера в загробную жизнь, в наказание злых и награждение добрых. Суд происходит в преддверии преисподней, в храмине «двойной справедливости», пред престолом Осириса, где сердце умершего взвешивается на весах правосудия. Души праведных, украшенные страусовым пером, переходят в обитель бога солнца, души грешников в царство мрака. Древние египтяне разделяли с индийцами веру в переселение душ . Тела праведных находили покой в могилах, жизнь в смерти, радость в восточной родине солнца, и только души нечистых, еще не совсем погибшие, подвергались переселениям, продолжавшимся вероятно до тех пор, пока они, таким образом очистившись, могли быть допущены к богу солнца.

Прежде чем кратко остановиться на деяниях Эхнатона - одного из самых удивительных людей в мировой истории - следует сказать несколько слов об египетской религии. Она являлась основной формой идеологии в Египте. Все стороны культуры были пронизаны религиозными представлениями и находились под их воздействием. Эти представления египтян, возникшие в доисторические времена, отражали беспомощность человека перед грозными и необъяснимыми для него явлениями природы и общественной жизни. Обоготворение предметов и поклонение им было одним из самых древних верований. Но, пожалуй, самым характерным явлением было приписывание животным и растениям сверхъестественных сил. Особенно был развит культ животных. Все животные без исключения почитались за божества. Каждый ном и каждое селение имели своих покровителей в образе того или иного животного, рыбы, насекомого. Крокодилу, например, поклонялись более чем в тридцати местах.

Боги Египта: Амон-Ра, Тот, Хонсу, Хатхор, Атум, Маат, Анубис, Геб, Сохмет, Нейт, Ра.

Обожествлялись с древнейших времен силы природы и небесные светила.
Божества, олицетворявшие эти силы, носили общеегипетский характер. Бог Солнца назывался Ра, Луны - Тот, Земли - Геб, Неба - Нут, Нила - Хапи и т. д. В дальнейшем о божествах складывались понятия как о носителях различных духовных и общественных сил: правды, войны, мудрости, царской власти и т. п. Но количество богов не уменьшалось. Предметы, животные, небесные светила остались как воплощение, материальная оболочка этих сил. Бог Луны Тот в виде павиана или ибиса считался олицетворением мудрости, звезда Сириус, по представлениям египтян, являлась «душой богини Исиды», в соколообразном божестве Хоре воплощалось представление о царской власти. Многие божества Хор убивает Сета.
мыслятся и в образе человека: богиню
Правды, например, изображали в виде женщины с пером на голове. В связи с «очеловечиванием» богов распространялись изображения божеств с телом человека и головой животного. Бога Луны и Мудрости - Тота - могли изображать в виде человека с головой ибиса.
С Древнего царства широко распространился по всему Египту культ Осириса - бога умирающей и воскресающей природы и бога мертвых. Согласно распространенному среди египтян мифу Осирис был сыном бога земли Геба и богини неба Нут. Осирис стал первым царем и научил людей земледелию. Его брат Сет, бог зла и разрушения, убил Осириса. Жена Осириса Исида бежала в болота Дельты. Там у нее родился сын Хор, который вступил в борьбу с Сетом. В конце концов боги оживили Осириса, но он делается царем мертвых, а царем живых становится Хор, олицетворением которого считался всякий фараон. Сперва лишь умершего фараона почитали за бессмертного Осириса. Но с конца Древнего царства идея бессмертия широко распространилась среди египтян. Каждый желал воскреснуть после смерти, как Осирис.
С идеей о бессмертии тесно связан заупокойный культ. По представлениям египтян, человек не мог существовать после смерти без тела. Поэтому труп старательно обрабатывали, мумифицировали. В основном способы мумификации, бальзамирования сводились к следующему: из тела покойника вынимали все внутренности и пропитывали его растворами различных солей, предохраняющих от тления. Далее покойника пеленали и укладывали в гроб. Мумификацией занимались специальные
мастера-бальзамировщики. Затем гроб переносили в гробницу, снабженную утварью и жертвенными дарами для существования покойника. По представлениям египтян, у человека было несколько душ. Душе Ка - «двойнику», изображавшейся в виде статуи покойного, приносились жертвы. Обычно этим занимались специальные жрецы - «рабы двойника». Но совершенно необязательным было принесение настоящей жертвы. Можно было ограничиться словесной формулой с пожеланием «тысячи быков, птиц, мер ладана» для Ка такого-то.
Гробницами царей Древнего царства являлись огромные пирамиды - «вечные жилища» умерших фараонов. На стенах внутренних

Хнум на гончарном круге лепит фараона и его «двойника».

помещений и проходов пирамид к концу V и при VI династии появились так называемые «Тексты пирамид» - древнейший памятник религиозной литературы не только в Египте, но и во всем мире. Содержанием текстов является заупокойный ритуал, собрание изречений и магических заклинаний с целью обеспечить умершему фараону бессмертие и благополучное достижение потустороннего царства.
Уже в период Древнего царства, то есть в III тысячелетии до нашей эры, в Египте создались сложные философско-богословские концепции. На это указывает дошедший до нас «Мемфисский философско-богословский трактат». Этот трактат посвящен, собственно говоря, решению основного вопроса философии, то есть тому, что лежит в основе мироздания - дух, мысль или материальное начало.
Жрецы Гелиополя объявляли, например, первоосновой мира первобытные воды Нун. Из этих вод воссияло солнце Ра - Атум (бог солнца Ра, отождествленный с местным божеством Атумом). Ра-Атум породил бога Шу - воздух и богиню Тефнет - влагу; последние породили бога земли Геба и богиню неба Нут, а уж от них произошли четверо богов: Осирис и Исида, Сет и Нефтида. Таким образом, несмотря на общую
религиозную оболочку, гелиопольская концепция за первооснову мира принимала первобытные воды, то есть какое-то материальное начало. Мемфисская жреческая школа придерживалась иной точки зрения. В своем трактате она доказывает, что Птах, главный бог Мемфиса, является всебогом, чья мысль и речь создали Вселенную. Остальные боги - это лишь различные проявления сущности Птаха, исполнительные органы. Эта концепция подкрепляется ссылкой на то, что человеческие чувства (зрение, слух, обоняние) дают материал для мысли, мысль выводит суждение, а речь выполняет замысленное. Таким образом, перед нами явно идеалистическая концепция, считающая первоосновой

Воскресение Осириса.

мира мысль и приказание божества, то есть доказывающая первичность духовного, а не природного начала. Крайне любопытным представляется и сам факт борьбы философских школ в III тысячелетии до нашей эры.
Крах Древнего царства, выдвижение средних слоев населения, распад страны на отдельные номы изменили некоторые религиозные представления. Жречество полусамостоятельных номов в целях возвеличивания своих местных богов сблизило их с общеегипетскими богами. Скромный по своему значению бог Себек в образе крокодила отождествлялся с Хором, Ра, Анубисом и другими богами. Выдвинули и малозначащего до XII династии бога каких-то сокровенных подводных сил - Амона. Его отождествили с общеегипетским богом солнца - Ра. Новый бог становится покровителем и защитником средних слоев и государственным богом XII династий. Его роль особенно усилилась в начале Нового царства. Амон-Ра в качестве «отца» фараона ведет воинственных Тутмосидов на завоевания чужеземных территорий. Ему строятся огромные храмы, особенно в Фивах - столице государства.

В течение истории египетского общества не остается неизменным и заупокойный культ. Выдвижение средних слоев во время Среднего царства привело к тому, что «Тексты пирамид», которые писали на стенах проходов в пирамиды в конце Древнего царства, переселяются в измененном, конечно, виде на саркофаги (гробы) простых смертных. Культ Осириса также делается всеобщим достоянием.
Но изменения в социальной структуре общества, классовые противоречия во время становления Среднего царства порождали подчас взгляды, не совместимые с религиозной идеологией. В некоторых литературных произведениях этого времени ставится под сомнение вера в загробную жизнь.
В период Нового царства можно отметить дальнейшее развитие заупокойного культа. В саркофаг покойного клали свиток папируса с начертанным на нем текстом. Этот сборник или «Книга мертвых» представлял собрание заговоров, заклинаний, магических формул и всего того, что должен был произнести покойный, чтобы благополучно пройти через суд Осириса. Нужно было оправдаться в 42 грехах, и тогда он попадал в преисподнюю для вечной жизни; в противном же случае его съедали чудовища. «Книга мертвых», по сути дела, являлась «шпаргалкой» для состоятельного мертвеца, так как бедняк не мог, конечно, заказать себе списка «Книги мертвых».
В Новом царстве окончательно выработалось представление о потустороннем существовании. Загробный мир казался таким же Египтом, но еще более плодородным: среди полей протекал подземный Нил, по которому в ладьях плыли солнце, луна и звезды. От работы на полях загробного мира, так же как и от суда Осириса, можно было избавиться. Для этого в гробницу клали магические фигурки рабов - «ушебти» («ответчики»), которые на том свете должны были делать все за покойного.


Ключом к пониманию культуры древнего Египта служит система религиозных представлений, которая ясно отображена в мифологии. Источниками постижения мифологических представлений, как водится, становятся разные тексты религиозного нрава, гимны, молитвы и другое.

Множество всевышних египтяне представляли и почитали в виде звериных. Скажем, святой бык Апис являлся олицетворением силы эффективности и плодородия. А вокруг жука-скарабея вообще сложился целый культ. Его изображали на камнях, папирусе, ему поклонялись в храмах. Безоговорочно, это дюже древние верования, связанные с тотемизмом. Со временем, представление о богах у египтян изменилось. Всевышних стали изображать в виде человека, но с головой звериного, изредка напротив - звериных, с головами людей. Скажем, всевышний Амон изображался на камнях с рогами барана. Сфинкс-божество в виде льва с головой мужчины, оберегающего рубеж пустыни, охраняет Египет от Сета-по преданиям всевышнего гибели и жгучего ветра.

Высшим культом у египтян считался культ солнца. Неспроста Египет называли страной нерушимого солнца. Все вероятно помнят из школьной хрестоматии всевышнего солнца-Ра? Так вот, древние египтяне верили, что всевышний Ра в дневное время плыл по небу в лодке в стороны западных гор, и что, достигая их, пересаживался в так называемую «ночную лодку» и доплывал к восточным горам, где одержав победу с недругом-змеем вновь возникал в небе.

У всего старинного города был свой всевышний-заступник. Скажем, в Фивах почитали всевышнего Амона, когда-то культ его объединился с культом солнца и сложился цельный всевышний Амон-Ра.

Египтяне свято верили в то, что у человека сразу несколько душ: душа Ба - в образе птицы с головой человека, что в момент гибели покидала тело и для воскресения усопшего, Ба должна была возвратиться в тело. Именно с этих пор пришел традиция мумификации. Еще одной душой Ка стал призрачный двойник человека, живущий в гробнице. Душа эта тоже имела вероятность обнаружить свою земную обитель-для этого в гробницы клали скульптурные образы усопших. В совокупности, дабы усопший приобрел покой, он должен был иметь все то, чего не был лишен при жизни. Зачастую в гробницы клали изображения близких, родственников, слуг и невольников. Другими словами заупокойный культ имел место быть в египетской культуре.

Значимой спецификой в жизни египтян было поклонение царской власти. Ушедший из жизни фараон приравнивался к Осирису, что находил нерушимую жизнь. Правящего фараона ценили как всевышнего, сыном Ра и эти представления строились на реальных основах: власть предводителя была безусловной, ему принадлежали все и всё: земли государства, золотые и серебряные рудники. Простым бренным даже запрещалось произносить слух его имя и царский титул, порой люди верили, что власть и влияние великого фараона распространяется даже на силу природы…