Последние статьи
Домой / Дизайн / Вызов на дуэль отцы и дети. Дуэль в произведении и.с

Вызов на дуэль отцы и дети. Дуэль в произведении и.с

Произведение “Отцы и дети” является своеобразной темой для споров либеральной половины населения с половиной демократической, у которых рознятся взгляды. Когда автор писал данный роман тема человеческой свободы, либерализма, и демократии была очень актуальна на нашей родине, что собственно и поспособствовало развитию сюжетной линии романа.

В романе нам повествуют историю двух друзей Базарова, который является демократом, и Кирсанове, который приверженец либерализма. Их дружба складывается весьма странно. Они постоянно спорят на политические темы, и иногда их споры заканчиваются чуть - ли не лёгкой потасовкой. Но в большинстве своём данные споры заканчивались на мирной ноте, пока не настал роковой день. В один из таких споров друзья решают разрешить свои извечные споры дуэлью, аргументируя это тем, что бог их рассудит.

Перед дуэлью Базаров изрядно нервничает, из-за чего ему снятся плохие сны, и он приходит на дуэль не выспавшимся. Далее по ходу дуэли он ранит своего друга Кирсанова, но к его счастью, не смертельно. После дуэли Базаров покидает дом Кирсанова и уезжает.

Из данного отрезка произведения автор показывает нам столкновение двух различных мнений. Так как Базаров является приверженцем демократии, а его друг Кирсанов либерализма, у них разгорается конфликт мнений, из-за чего позже Кирсанов и получает ранение. Хотя, несмотря на это, каждый остался в хорошем расположении духа, так как оба добились чего хотели, а именно Кирсанов добился уезда Базарова, а второй в свою очередь отстоял своё мнение и убеждения. Из данного эпизода автор старался сказать нам, что различные мнения могут заставить людей пойти на убийство, ведь каждый из них был готов к смерти своего оппонента, и каждый из них был готов умереть за свои убеждения. Из этого мы видим, что политические предпочтения и дружба почти всегда идут врознь, а если соединять два этих понятия, то ничего хорошего не выйдет.

В данном произведении я проанализировал эпизод из романа “Отцы и дети”, и из которого сделал вывод, связанный с политическими взглядами, и их влиянием на дружбу. Всё о чём я рассуждал в произведении описано выше, и имеет под собой чётко структурированные и аргументированные основания, но, несмотря на это моё мнение всё-таки субъективное, основанное на личных убеждениях, и оно, как и любое другое, может быть ошибочным.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ произведения Флобера Госпожа Бовари сочинение

    Известное произведение Флобера «Госпожа Бовари» относится к психологической драме, в которой изображается жизнь французской провинции 20 столетия. Сама идея, для написания такого романа

  • Согласны ли Вы со словами Пушкина: «Мечтам и годам нет возврата» (Итоговое сочинение)

    Проживая свою жизнь, длинную или не очень, каждый человек предаётся мечтаниям. Он мечтает всегда, всё время. И это считается вполне нормальным явлением и поведением человека, нормальным состоянием человеческой души.

  • Анализ Рождественской сказки Салтыкова-Щедрина

    Это очень грустная сказка, в ней нет счастливого финала… С самого начала события нагнетаются. Кажется, что в сказке с таким названием обязательно произойдёт чудо, хотя бы в завершении

  • Сочинение Образ жизни Обломова в романе Обломов

    Фигура Обломова в одноименном романе является главенствующей и самой яркой среди остальных персонажей. Через описание судьбы главного героя Гончаров поднимает проблему поиска смысла жизни и другие не менее важные вопросы философии.

  • Особенности композиции романа Лермонтова Герой нашего времени

    Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» увидел свет в 1840-м году. Произведение написано в пяти частях. Пять отдельных повестей объединяет главный герой - Печорин

"Средняя общеобразовательная школа № 109"

Урок литературы в 10 классе

Тема урока: Роль эпизода дуэли в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Цели урока:

1. Определение композиционной и идейной роли эпизода: дуэль как завершение идеологических споров, победа человеческого начала над идейными убеждениями.

    Формирование у учащихся нравственных качеств личности, взглядов и убеждений.

Ход урока:

Слово учителя.

Ребята, продолжаем разговор о героях романа «Отцы и дети». Сегодня дуэль между двумя идейными противниками: Евгением Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым. Слайд 1.

Какие задачи мы будем решать в течение нашего разговора?

( анализ эпизода дуэли; выявление композиционной и идейной роли эпизода дуэли в романе, возможно ли полное взаимопонимание идейных противников). Слайд 2.

Как вы думаете, почему этой стоит уделить особое внимание? (предполагаемые ответы: именно дуэль поставила точку в идеологических спорах Базарова и Павла Петровича; это часть дворянской жизни, быта, той эпохи; дуэль использована как литературный прием - необходимость постановки точки в отношениях героев; в конце эпизода дуэли мы видим ЛЮДЕЙ, человеческие отношения.)

2. Определение «дуэли». Из истории дуэли.

Ребята как вы понимаете слово «дуэль»? (ответы детей) А теперь, прежде, чем начать исследование роли дуэли в жизни общества и в русской литературе XIX века, необходимо выяснить значение этого слова по толковому словарю. Слайд 3.

1. Д.Н. Ушаков Большой толковый словарь современного русского языка:

    ДУЭ́ЛЬ , дуэли, ·жен. (·франц. duel). Поединок, происходящий по определенным правилам, сражение между двумя противниками по вызову одного из них. Дуэль между кем-нибудь и кем-нибудь. Дуэль Пушкина с Дантесом. Драться с кем-нибудь на дуэли. Вызвать кого-нибудь на дуэль.

    || перен. Состязание, борьба двух каких-нибудь сторон (·книж. ·газет.). Словесная дуэль между защитником и прокурором. Англо-американская дуэль.

2. Толковый словарь В. Даля:

ДУЭЛЬ ж. единоборство, поединок; вообще принято называть дуэлью условный поединок, с известными уже обрядами, по вызову. Дуэльный, к поединку относящийся. Дуэлист м. единоборец, поединщик, более в знач. задиры, драчуна; бретер. ( Бретё́р - заядлый, «профессиональный» дуэлянт, готовый драться на дуэли по любому, даже самому ничтожному поводу. Чаще всего дуэль намеренно провоцировалась бретёром .)

Дуэль - сословно-дворянский обычай, получивший распространение в России в ХVIII-ХIХ вв. (Онегинская энциклопедия).

*В дворянской, особенно в офицерской среде дуэли рассматривались как поединки в защиту чести, поэтому по негласному внутреннему дворянскому кодексу, отказ от вызова на дуэль считался проявлением трусости и означал бесчестие. Дворянин, отказавшийся от дуэли, терял уважение, и ему отказывали от общества.

Дуэль начиналась с вызова. Этому, как правило, предшествовало столкновение, в результате которого какая-либо сторона считает себя оскорбленной, и в качестве таковой требовала удовлетворения. С этого момента противники уже не должны были вступать в общение - это брали на себя их представители - секунданты. Выбрав себе секунданта, оскорбленный обсуждал с ними тяжесть нанесенной ему обиды, от чего зависел и характер будущей дуэли – от формального обмена выстрелами до гибели одного или обоих участников. После этого секундант направлял противнику письменный вызов (картель).

Роль секундантов сводилась к следующему: как посредники между противниками, они, прежде всего, обязаны были приложить максимальные усилия к примирению. Даже на поле боя секунданты обязаны были предпринять последнюю попытку к примирению. Если примирение оказывалось невозможным, они составляли письменные условия и тщательно следили за строгим исполнением всей процедуры.

Кто из авторов включал сцены дуэли в свои произведения? С какой целью? (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» - дуэль как итог противостояния Печорина и Грушницкого , А.С. Пушкин «Евгений Онегин».

(просмотр эпизода из фильма "Герой нашего времени", сцена дуэли, эпизод из оперы "Евгений Онегин, сцена дуэли.)

Дуэль способствует более полному раскрытию характеров Онегина и Ленского. Оба героя понимают ошибочность принятого решения и горько сожалеют о содеянном, но избежать кровавого столкновения не оказывается возможным. Читателю ясно, что случайная ссора - только повод для дуэли, но причина ее, причина гибели Ленского гораздо глубже. В ссору Онегина и Ленского вступает сила, которую уже нельзя повернуть вспять. Это сила общественного мнения. ). В чем заключается отличие этих дуэлей от дуэли Базарова с Павлом Петровичем? (эти две дуэли - трагичны, заканчиваются гибелью одного из героев, а дуэль в романе «Отцы и дети» глупа, бессмысленна и иронична). Слайды 4, 5, 6, 7.

3. Работа с текстом.

Учитель:

Почему Павел Петрович не объяснил истинную причину дуэли? * Вспомните сцену с Фенечкой. (предполагаемые ответы учащихся: Павел Петрович был тайно влюблён в Фенечку, она была похожа на книгиню Р.., любовь всей её жизни, ради которой он пожертвовал всем).

А как вы думаете, почему эта дуэль не произошла в 10 главе? (предполагаемые ответы учащихся: в 10 главе они не могли слышать и слушать друг друга, потому что оба считали себя правыми. А в сцене дуэли они «договорились», потому что на смену идеологическим отношениям пришли человеческие отношения. Не время еще было для этой дуэли.)

А возможно ли полное взаимопонимание между людьми? (Да, если человек готов выслушать противника. В сцене дуэли они поняли, что не так уж они далеки друг от друга.)

Прокомментируем сцену вызова Павлом Петровичем Базарова. Рассмотрим детали. (Один ученик читает отрывок из текста: «- Вот моё мнение, - начал он... <...> ...я вас презираю и если вам этого недовольно...»). Какого отношение Базарова к вызову его на дуэль? (1. Крайне удивлён: «Базаров вытаращил глаза: -Со мной?», Базаров - разночинец, а Кирсанов - дворянин, дуэль должна быть между людьми одного сословия; 2. Иронично относится к вызову: «- Прекрасно, - промолвил Павел Петрович... <...> - Можно; отчего же!», лексические повторы со стороны Базарова, что показывает ироничность ситуации).

Как Базаров относится к дуэли мы увидели. А как вы относитесь к такому способу выяснения отношений? А как И.С.Тургенев? (предполагаемые ответы учащихся: как всегда через описание природы.) Дано ли описание природы в сцене дуэли? Как? (предполагаемые ответы учащихся: автор начинает описание утра поединка изображением природы. В этом эпизоде проявляется контраст между пейзажем, появлением мужика с лошадьми и предстоящей дуэлью: мужика рано встать заставила работа, а Базарова и Павла Петровича – их собственная глупость. )

В чем еще заключается ирония сцены дуэли? (предполагаемые ответы учащихся: обмениваясь репликами, участники дуэли произносят фразы на разных иностранных языках, в этом проявляется их желание противопоставить себя друг другу. Автор во время дуэли подробно изображает психологическое состояние Базарова, потому что дуэль – критический момент – момент истины, в который проявляется сущность человека. В кульминационный момент дуэли Базаров продолжает иронизировать: «Он прямо в нос целит, …, и как щурится старательно, разбойник!», «- А согласитесь, Павел Петрович, что поединок наш необычаен до смешного...». Павел Петрович серьёзен как никогда, он ведёт себя, как истинный дуэлянт: старательно целится и щурится. Фраза: «Струйка крови потекла по его белым панталонам» производит эффект сцены из красивого, романтичного французского романа. Обморок Павла Петровича и поведение «усовершенствованного» лакея придаёт иронический характер развязке дуэли. Оба героя после дуэли, во время ожидания дрожек, чувствуют себя подавленными. Они понимают бессмысленность своего поединка. Второе появление мужика с лошадьми подчеркивает глупость дуэли Базарова и Павла Петровича. )

Чем и как заканчивается дуэль ? (предполагаемые ответы учащихся: ранив Кирсанова, Базаров, как настоящий врач, тут же оказывает ему помощь. В результате пережитого до дуэли и на ней, они стали другими людьми. После дуэли в поведении героев появились сдержанность и подчеркнутая вежливость по отношению друг к другу. При отъезде из имения Кирсановых Базаров чувствует себя скверно. Отъезд Базарова – развязка в конфликте «отцов» и «детей». Сцена дуэли важна еще и тем, что она показывает, что какими бы не были разногласия между поколениями, либералами и демократами, прежде всего - они люди. А это значит, что они смогут в трудную минуту найти общий язык и существовать вместе.)

Слайд 8,9.

4. Итоги урока.

Подведем итог урока. Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Достигли ли мы их? (предполагаемые ответы учащихся: мы поняли, что эпизод дуэли стал точкой в отношениях нигилиста-разночинца и либерала-аристократа, в чем заключается композиционная роль сцены дуэли; в эпизоде дуэли идейные противоречия между героями уступили место человеческим отношениям - это идейная роль сцены дуэли.) Слайд 10.

А теперь мы посмотрим, как выступают перед нами экранные герои. (просмотр эпизода фильма со сценой дуэли).

Сумел ли режиссёр фильма реализовать авторский замысел?

Какой ещё способ нашёл режиссёр, чтобы показать противостояние наших героев?

Обсуждение эпизода фильма.

Домашнее задание. Написать сочинение миниатюру, ответив на вопрос:"Какой нравственный урок даёт нам И.С.Тургенев?".

Сцена дуэли в романе «Отцы и дети» является одним из ключевых моментов всего произведения. Именно здесь находится кульминация и развязка главного конфликта произведения - конфликта отцов и детей.

Ни Евгений Васильевич, ни Павел Петрович не задумываются о реальных последствиях дуэли. Базаров же вообще называет её «нелепостью» с теоретической точки зрения, но, тем не менее, соглашается, так как не хочет быть оскорблённым старшим Кирсановым.

«Я сам так думаю. Полагаю также неуместным вникать в настоящие причины нашего столкновения. Мы друг друга терпеть не можем. Чего же больше?»- говорит Павел Петрович. Действительно, между Базаровым и старшим Кирсановым существовала взаимная неприязнь ещё с первой встречи. У них были разные взгляды на жизнь, отношение к искусству и природе. Но это не является единственной причиной их поединка.

Сцене дуэли предшествует увиденный Павлом Петровичем поцелуй Базарова и Фенечки. Именно он и стал одной из причин для поединка между старшим Кирсановым и Евгением Васильевичем. Павел Петрович желал сохранить благополучение и счастье в отношениях своего брата и Федосьи Николаевны, которое могло разрушиться в один миг из-за этого поцелуя. Также он видел некоторое сходство её и Княгини Р.- давней возлюбленной Павла Петровича, поэтому не хотел, чтобы её репутация пострадала:

А не правда ли, Николай, в Фенечке есть что-то общее с Нелли?

С какою Нелли, Паша?

Как это ты спрашиваешь? С княгинею Р… Особенно в верхней части лица.

Тургенев даёт подробную характеристику природы перед началом дуэли. Он показывает её спокойной и безмятежной, противопоставляя тем самым накалившейся обстановке перед дуэлью: Пётр «дрожал в лихорадке», Базаров и старший Кирсанов были взволнованы, ведь этот поединок мог стоить их жизни. Природа же спокойно пробуждалась от ночного сна. Этим Тургенев показывает величие природы над простыми мирскими невзгодами.

Если рассматривать именно саму дуэль с точки зрения дуэльного кодекса, то можно найти множество случаев несоблюдения правил: нельзя было вызывать на поединок человека более низкого социального статуса; должен был присутствовать врач; из пистолетов нельзя было до этого стрелять. Да и принимая вызов Павла Петровича на дуэль, Базаров нарушает свои принципы нигилизма, ведь дуэль также является пережитком прошлого. А Кирсанов старший вызывает на дуэль человека более низкого социального статуса, нарушая правила среди аристократов.

Дуэль проходит в жёстких условиях, ведь стреляют они с расстояния всего десять шагов. В ходе поединка Евгений Васильевич ранит в ногу Павла Петровича. Он поступает благородно, оказывая ему первую помощь и отказываясь продолжать дуэль. «Каждый из них сознавал, что другой его понимает. Друзьям это сознание приятно, и весьма неприятно недругам, особенно когда нельзя ни объясниться, ни разойтись»-говорится после разговора Базарова и старшего Кирсанова. Пройдя через дуэль, они смотрят друг на друга, как не на противника во взглядах, а обычного человека. Они понимают, что между ними нет такой огромной пропасти, как представлялось.

Сцена дуэли является кульминацией и развязкой главного конфликта романа «Отцы и дети».

ДУЭЛЬ В ПРОИЗВЕДЕНИИ И.С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»

Эпизод дуэли Базарова и Павла Петровича Кирсанова занимает важное место в романе. Дуэль происходит после возвращения Базарова от Одинцовой. После безответной любви к Анне Сергеевне Базаров вернулся другим человеком. Он выдержал это испытание любовью, заключающееся в том, что он отрицал это чувство, не верил, что оно так сильно влияет на человека и не зависит от его воли. Вернувшись в поместье Кирсановых, он сближается с Фенечкой и даже целует ее в беседке, не зная, что за ними наблюдает Павел Петрович. Это происшествие и является поводом для дуэли, потому что, оказывается, что Фенечка не безразлична Кирсанову. После дуэли Базаров вынужден уехать в поместье к родителям, где он умирает.

Базаров считает, что «с теоретической точки зрения дуэль - нелепость; ну а с практической точки зрения - это дело другое», он не позволил бы «оскорбить себя, не потребовав удовлетворения». Это его отношение к дуэлям вообще, а к дуэли с Кирсановым он относится иронично.

В этом эпизоде, так же, как и в предыдущих, проявляется огромная гордость Базарова. Он не боится дуэли, усмешка слышна в его голосе.

Павел Петрович в этом эпизоде проявляет свой прирожденный аристократизм. Вызывая Базарова на дуэль, он говорил пафосно и официально, употребляя длинные пышные фразы. Павел Петрович, в отличие от Базарова, относится к дуэли серьезно. Он оговаривает все условия дуэли и даже готов прибегнуть к «насильственным мерам», чтобы, если понадобится, заставить Базарова принять вызов. Еще одна деталь, подтверждающая решительность намерений Кирсанова, - трость, с которой он пришел к Базарову. Тургенев замечает: «Он обыкновенно хаживал без трости». После дуэли Павел Петрович предстает перед нами не заносчивым аристократом, а страдающим физически и нравственно пожилым человеком.

Павел Петрович Кирсанов с самого начала не понравился другу его племянника Базарову. По мнению обоих, они принадлежали к разным сословным группам: Кирсанов даже не пожал руку Базарову, когда они в первый раз встретились. У них были разные взгляды на жизнь, они друг друга не понимали, противостояли друг другу во всём, презирали друг друга. Часто между ними происходили столкновения, ссоры. Через некоторое время общаться, а, следовательно, ссориться они стали меньше, но душевное противостояние оставалось, и оно неизбежно должно было привести к открытому столкновению. Поводом к нему стал случай с Фенечкой. Павел Петрович приревновал Фенечку к Базарову, когда увидел их целующимися в беседке, и на следующий день вызвал его на дуэль. Насчёт причины он сказал так: «Полагаю… неуместным вникать в настоящие причины нашего столкновения. Мы друг друга терпеть не можем. Чего больше?». Базаров согласился, но назвал дуэль «глупой», «необычайной». Происходит она на следующий же день рано утром. Секундантов у них не было, был только свидетель - Пётр. Пока Базаров отмерял шаги, Павел Петрович заряжал пистолеты. Они разошлись, прицелились, выстрелили. Базаров ранил Павла Петровича в ногу… Хотя они должны были по условию стрелять ещё раз, он подбежал к противнику и перевязал ему рану, послал Петра за дрожками. Приехавшему с Петром Николаю Петровичу решили сказать, что повздорили из-за политики.

Автор, так же, как и Базаров, относится к дуэли с иронией. Павел Петрович показан комически. Тургенев подчеркивает пустоту элегантно-дворянского рыцарства. Он показывает, что Кирсанов проиграл в этой дуэли: «Он стыдился своей заносчивости, своей неудачи, стыдился всего задуманного им дела…» И при этом автор нисколько не жалеет Павла Петровича и заставляет его терять сознание после ранения. «Экая глупая физиономия!» - проговорил с насильственной улыбкой раненый джентльмен». Базарова Тургенев вывел благородным победителем.

Автор описывает утреннюю природу, на фоне которой шли Базаров с Петром, как бы показывая, что они, дураки, рано встали, разбудили природу и пришли на поляну заниматься «глупостью», зная, что ничем хорошим это не закончится. Также автор показывает особое поведение Павла Петровича перед дуэлью: «Павел Петрович подавлял всех, даже Прокофьича, своею леденящею вежливостью», что говорит о том, что он хотел выиграть дуэль, очень надеялся на это, хотел поквитаться, наконец, с «нигилистами»: «Он мне прямо в нос целит, и как щурится старательно, разбойник!» - думал во время дуэли Базаров.

Сцена с дуэлью занимает одно из завершающих мест в романе. После неё герои стали хоть немножко, но по-другому относиться друг к другу: либо хорошо относиться, либо вообще никак не относиться. Дуэль является разрешением конфликта Павла Петровича и Базарова, завершение идеологических споров, приводящих к открытому столкновению. Этот эпизод является одним из кульминационных моментов романа.

Между идеологической дуэлью в Х главе и преддуэльным объяснением происходит целый ряд событий в жизни Базарова, существенно смягчающих жёсткий образ начала романа. Этому способствует следующее:

    спор с Аркадием в стоге сена, где Базаров, может быть, впервые остро почувствовал своё одиночество и признал свою самоломанность;

    посещение родителей, которое высветило новые, мягкие грани души героя, его бережное отношение к родителям, привычно скрытое под грубовато-ироничной маской;

    встреча с Одинцовой и нелепая сцена объяснения в любви, впервые показавшая Базарова до беспомощно страстным и не совсем понятым;

    сцена в беседке с Фенечкой, отразившая процесс усиления борьбы героя со своей натурой.

Что отличает именно эту сцену? Она интересно построена композиционно: герои несколько раз словно перехватывают друг у друга инициативу. Кроме того, именно здесь после долгого перерыва схлёстываются с ещё большей остротой «отцы» и «дети». Более ярко, чем прежде, в этом эпизоде проявляются характеры двух героев. Не так, как раньше, заканчивается этот последний из психологических поединков, и герои неожиданно оказываются на грани настоящего, физического кровопролития.

Перед этим поединком герои чувствуют себя по-разному. Базаров находится в непривычном для него состоянии смятения, обычная работа не ладится. Он испытывает досаду на самого себя после двух подряд неуклюжих действий по отношению к двум женщинам – к Одинцовой в сцене признания в любви и к Фенечке в сцене с поцелуем в беседке. Однако, как и прежде, он вполне равнодушен к Павлу Петровичу и дальнейших ссор с ним не ищет. В то же время негодование Павла Петровича против Базарова достигло высшей точки, и последней каплей стал поцелуй в беседке.

Впрочем, в отличие от прошлых споров, возникших стихийно, к этому поединку Кирсанов готовится, и в этом его исходное преимущество.

В начале сцены Базаров непривычно неуверен в себе. После первой же реплики Базарова идут слова автора: «…ответил Базаров, у которого что-то пробежало по лицу, как только Павел Петрович переступил порог двери». Раньше неопределёнными местоимениями состояние Базарова (по законам «тайной психологии») Тургенев не характеризовал.

И далее – когда Павел Петрович сказал о дуэли, автор пишет: «Базаров, который встал было навстречу Павлу Петровичу, присел на край стола и скрестил руки». Полужесты «встал было», «присел» также не характерны для Евгения. Сразу после вызова на дуэль: «Базаров вытаращил глаза».

Смятение Базарова в этот момент отражается и на его речи. Обычно он говорил грубовато, резко, отрывисто. А здесь привычные обороты типа «да уж куда ни шло!» сопровождаются более присущими Кирсанову фразами: «Очень хорошо-с», «Вам пришла фантазия испытать на мне свой рыцарский дух».

В свою очередь Павел Петрович пытается сдержать своё волнение, во-первых, излишней подчёркнутой вежливостью и официальностью тона. Во-вторых, не сбросить эту маску и выдержать заданный тон ему помогает специально взятая для такого случая «красивая трость» - символ аристократического превосходства. Трость, как символическая деталь, прошла через весь эпизод. Базаров назвал её «палкой» - инструментом возможного насилия.

После признания Кирсанова «Я вас презираю» ссора достигла кульминации: «Глаза Павла Петровича засверкали… Они вспыхнули и у Базарова». Именно в этот момент Базаров овладевает собой и пускает в ход привычное оружие иронии, начиная словно передразнивать соперника, почти дословно повторяя окончания каждой реплики Кирсанова. Это не проходит незамеченным. Кирсанов говорит: «Вы продолжаете шутить…» Но на этот раз Павел Петрович не выйдет из себя, как это бывало прежде. Почему? Базаров, хоть и шутил, но не переходил границы дозволенного. Кроме того, помогла присутствовавшая рядом трость – своего рода напоминание об аристократизме, символ терпеливости, опора.

Каждый из героев на протяжении сцены старательно скрывает от другого свои подлинные чувства. Кирсанов за ширмой вежливости скрывает обиду, ревность, негодование, а Базаров за ширмой иронии – растерянность и раздражение на самого себя.

Похоже, что этот психологический поединок выигрывает Павел Петрович, добившийся своего практически по всем пунктам. А Базаров после его ухода ещё более потерял присущее ему внутреннее спокойствие, недоволен собой, испытывает не присущие ему угрызения совести и нравственные переживания, открыв для себя тайную влюблённость Павла Петровича в Фенечку.

Во время самой дуэли, после выстрелов, оба соперника ведут себя достойно. Базаров исполняет свой врачебный и человеческий долг, проявляя ещё недавно ненавистное им благородство, а Павел Петрович мужественно и даже с юмором переносит боль и теряет всякое негодование по отношению к Базарову.