Последние статьи
Домой / Строительные работы / А.И. Тарасов: «Острой проблемой приходов является привлечение и воспитание молодого поколения

А.И. Тарасов: «Острой проблемой приходов является привлечение и воспитание молодого поколения

Старообрядцы в своем противостоянии с духовенством и стремлении чтить традиции древнего православия нередко доходили до крайностей. Они не подчинялись властям, обвиняли Церковь в ереси и убивали себя в надежде на спасение.

Поповцы и беспоповцы

Раскол в Русской православной церкви в 1650-60-х гг., связанный с реформами патриарха Никона, поставил приверженцев старого обряда в трудное положение – в их рядах не оказалось ни одного епископа. Последним был Павел Коломенский, умерший в 1656 году и не оставивший после себя преемников.

По канонам Православная церковь без епископа существовать не может, ведь только он уполномочен назначать священников и диаконов. Когда из жизни ушли последние священники и диаконы дореформенного поставления, пути старообрядцев разошлись. Одна часть староверов решила, что можно прибегать к помощи священников отрекшихся от никоновской веры. Они стали охотно принимать покинувших своего епархиального епископа священников. Так появились «поповцы».

Другая часть староверов была убеждена, что после Раскола благодать полностью покинула Православную церковь и всё, что им осталось, так это смиренно ожидать Страшного суда. Отвергнувших священство старообрядцев стали называть «беспоповцами». Он селились преимущественно на необжитых берегах Белого моря, в Карелии, Нижегородских землях. Именно в среде беспоповцев впоследствии и появляются самые радикальные старообрядческие согласия и толки.

В ожидании Апокалипсиса

Ключевым элементом в идеологии старообрядчества стали эсхатологические мотивы. Многие толки староверов, ограждая себя от «антихристовой власти», из поколения в поколение существовали в ожидании скорого конца света. Наиболее радикальные течения и вовсе пытались его приблизить. Готовясь к последним дням, они копали пещеры, ложились в гробы, умирали голодной смертью, кидались в омут, сжигали себя целыми семьями и общинами.

За всю свою историю старообрядчество истребило десятки тысяч своих приверженцев. Знаток старообрядчества и сектантства Александр Пругавин попытался определить число раскольников погибших в огне. По его подсчетам только до 1772 года сгорели заживо около 10 000 человек.

Нетовцы (Спасово согласие)

Это одно из самых больших беспоповских согласий. Общая численность нетовцев на конец XX века достигала 100 тыс. человек, преимущественно проживающих в Саратовской, Нижегородской, Владимирской областях, а также в Среднем Поволжье.

Нетовцы (слово говорит само за себя) отрицают православные святыни, обряды и многие таинства, уповают исключительно на Спасителя, который «сам ведает как нас бедных спасти». На протяжении своего существования они старались избегать любых контактов с Православной церковью, особенно если это касалось обряда погребения. Покойников хоронили в лесу, овраге или за оградой кладбища.

Таинство крещения нетовцы все же не отвергли. Они признают возможным совершать обряд крещения в Православной церкви, толкуя это весьма своеобразно: «хотя и еретик крестил, да поп в ризах, а не простой мужик». Впрочем, более строгие течения обходятся самокрещением, а некоторые заменяют этот обряд простым надеванием креста на новорожденного.

Спасово согласие требует от своих последователей достаточно сурового аскетизма в быту. К примеру, под запретом употребление продуктов на дрожжах, с хмелем, не едят они и картофель. Существует табу на яркую и пеструю одежду. Поговорка гласит: «на ком рубаха пестра, значит, душа его антихристова сестра», или «что не пестринка, то слуга бесинка».

Среди нетовцев были широко распространены самоубийства в виде самосожжений.

Ды́рники

Это одно из наиболее радикальных ответвлений в спасовом согласии, не признающее никаких духовных наставников. Они не почитают «новописные» иконы потому, что без священства их некому освятить, а «старописные» – потому, что они были осквернены от обладания еретиками. Дырники не имеют специальных богослужебных помещений. Молитва происходит либо под открытым небом, либо в помещении через специальное отверстие строго на восток. Молиться через окно или стену для них грех. Небольшая группа дырников сейчас проживает в Центральной Сибири.

Поморское согласие

История поморского согласия берет свое начало в 1694 году, когда была основана мужская община на реке Выг. В 1723 году Выговская обитель прославилась составлением «Поморских ответов». Эта полемическая книга впоследствии стала апологетической основой для защиты всего старообрядчества.

Поморцы требуют от своих последователей полного разрыва с официальной церковью, а всех приходящих к ним из православия обязательно перекрещивают. От таинств не отказываются, но делят их на необходимые для спасения (крещение, покаяние и причащение) и остальные, без которых можно обойтись.

Серьезные разногласия в среде поморцев возникали по поводу брака. Со временем практичность восторжествовала. Благодаря введению брачного чина поморцы узаконили супружеские отношения, что привело к возможности законной передачи имущества по наследству.

В советские времена поморцы были самым многочисленным среди беспоповских согласий. Сегодня большие группы их последователей проживают в Вильнюсе, Риге и Москве.

Федосеевцы

В конце XVIII века в результате споров о надписи на кресте и о браке от поморского согласия отделились федосеевцы. В 1781 году Илья Ковылин (бывший крепостной князя Голицына) основал в Москве общину в районе Преображенского кладбища. Федосеевская община отличалась строгой дисциплиной и безоговорочным подчинением наставнику. Ее члены были обязаны соблюдать безбрачие и целомудрие.

Как и многие другие беспоповцы федосеевцы считают, что в мире больше нет благодати. «Всякую современную государственную власть мы расцениваем как сатанинскую, как ловушку антихриста», – говорят они. Из церковных таинств сохранены лишь крещение и евхаристия, которые совершаются мирянами. В силу непризнания православного священства федосеевцы практикуют сожитие без венчания.

Во время Великой Отечественной войны большое число федосеевцев сотрудничали с немецкими властями и активно противостояли Красной армии и партизанам.

Наиболее многочисленные группы федосеевцев проживают в Псковской, Новгородской, Ульяновской и Тюменской областях. Их общая численность около 200 тысяч человек.

Пастухово согласие

Зародилось в недрах поморского согласия, его основателем стал пастух Василий Степанов. В отличие от поморцев пастуховцы избегали всяческого общения с гражданскими властями. Отвергали деньги, паспорта и другие предметы с изображением государственного герба. Но во избежание разврата вынуждены были признать брак.

Крайняя степень неприятия внешнего мира накладывала на пастуховцев запрет на проживание в населенных пунктах, где находился хотя бы один государственный служащий, сторонник Православной церкви или представитель другого старообрядческого толка. Их нога никогда не ступала на каменные мостовые, как изобретения «века Антихриста».

Бегуны

В 1772 году в селе Сопелки близ Ярославля возник бегунский толк, как течение противостоящее «антихристовой власти». Основа учения бегунов – спасение от Антихриста, которого в отличие от большинства беспоповцев они воспринимали не как духовное явление, а как персонифицированную личность в облике Петра I.

Бегуны живут в ожидании «первого воскресения», когда Христос сразится с Антихристом. И «тогда наступит тысячелетнее царство Христа, Новый Иерусалим для жилища странников будет спущен с неба в то место, где моря несть к тому». Свою новую обитель бегуны видят около Каспийского моря, куда регулярно совершают паломничество.

Все бегуны «самокрещенцы», обязуются вести целомудренную жизнь, питаться только постной пищей. Они полностью отвергают брак, но при этом допускают блуд, считая его меньшим грехом.

Народная молва рассказывает о странном обычае бегунов, именуемом «красной смертью». Суть его в удушении умирающего красной подушкой с тем, чтобы он мученической смертью искупил не только свои грехи, но и грехи братьев по вере.

На протяжении столетий бегуны, преследуемые властью как «вредная секта» оставались малочисленной, разбросанной по глухим местам Сибири и Северного Урала группой.

Водяники

Водяники или старопоповцы принадлежат тем толкам, где полностью не отвергается священство. Они обличают староверов, принимающих священников за деньги, но признают переход духовного лица из православия в старообрядчество в случае, если священник отречется от «еретической веры».

Если член старопоповской общины заболел ему запрещено принимать лекарства. Суть лечения сводится исключительно к причащению богоявленской водой.

Воздыханцы

В 1870 году в Калуге башмачник Иван Ахлебинин основал общину, получившую позднее название воздыханцев. Члены данного толка отвергают любое внешнее поклонение богу, иконы, таинства и церковную иерархию, однако признают «толковые книги» – Евангелие, Деяния апостолов и Псалтырь.

Согласно верованиям воздыханцев сначала было царство Бога-отца, затем наступило царство Бога-сына, а спустя 8 тыс. лет от сотворения мира пришло царство Духа Святого. Эта доктрина нашла отражение в обрядах воздыханцев. На молитвенных собраниях они вместо крестного знамения воздыхают, поднимая глаза к небу и проводя по своему лицу рукой или платком.

Многие другие радикальные согласия и толки беспоповских староверов, существенно не отличаясь друг от друга, имеют лишь им присущие особенности. Так, последователи согласия разиней собравшись на молитву в день евхаристии, стоят раскрыв рот в ожидании, что их будут причащать ангелы.

Потемщики относятся к тем, кто признает обряд крещения, но совершают его только по ночам, как бы подражая Христу.

В Акулиновом согласии принято общежитие и безбрачие. Это служило неоднократным поводом для обвинения акулиновцев в разврате и свальном грехе.

Капитоновцы кшарского устава – сторонники радикальных подходов в самоубийстве за веру, участники массовых актов самосожжения.

Рябиновцы считают, что крест Христа состоял из кипариса, кедра и певга. Последнее дерево они связывают именно с рябиной, из которой и следует изготавливать крест.


Гонения ревнителей древнего благочестия побуждали их переселяться в отдаленные, необжитые края, в том числе приволжские леса, и к началу XVIII в. они твердо обосновались на территории сегодняшнего Хвалынского района. Образованные ими селения Сосновый Остров (сейчас Хвалынск), Акатная и Сосновая Мазы, Апалиха, Самодуровка (Белогорное Вольского района) постепенно становились центрами старообрядчества. В 1765 г. они выстроили моленную в Сосновой Мазе, около 1780 г. - в Апалихе и Ершовке, немного позже - в Елшанке и Селитьбе. В Хвалынске, Апалихе и Сосновой Мазе служили старообрядческие священники, разъезжавшие с требами по всему уезду.
Первые 25 лет XIX в. были временем относительной свободы и расцвета старообрядчества в Хвалынском уезде. Число беглопоповцев стремительно росло. Они в 1814 г. построили часовню в Хвалынске, между 1824-1825 гг. открыли моленные в Акатной Мазе и Широком Буераке. В приходе их часовни в Сосновой Мазе в 1824 г. уже числилось 542 человека. Даже в храмах господствующей церкви многие священники отправляли требы по-старообрядчески. Многочисленным было и поморское согласие. В 1826 г. в Хвалынске из господствующей церкви в него перешло 26 семей, а в Самодуровке из примерно 1800 жителей села около 100 человек принадлежали к господствующей церкви, 18 - к беглопоповцам, а остальные - к поморцам, имевшим 2 моленные. Поморское согласие стремительно распространялось по уезду: в 1827 г. в него перешло 3173 человека.
Нравственный и материальный подъем старообрядчества в Хвалынском уезде показался опасным для власти, и в конце 1820-х гг. она начала систематическую борьбу против него, увенчавшуюся около 1838 г. обращением в единоверие беглопоповского священника и часовни в Хвалынске. В 1840 г. старообрядцы построили в городе новую церковь и стали проводить в ней службы тайно, но вскоре новый священник был схвачен и посажен в тюрьму. После 1841 г. началось усиленное обращение старообрядцев в единоверие. Из-за закрытия их часовен в Хвалынске, Апалихе и Селитьбе приняли единоверие 2640 человек, но спустя 3-4 г. подавляющее большинство из них вернулось в старообрядчество. Продолжался переход в старообрядчество и из господствующей церкви: к 1836 г. 255 человек в Апалихе и Демкине, к началу 1850-х гг. 120 человек в Поповке.
После закрытия Иргизских монастырей жившие там иноки переселились главным образом в Хвалынский уезд, дав новый всплеск развития старообрядчества. Вблизи Хвалынска, на Черемшане, стали возникать старообрядческие монастыри. В это время в Хвалынске появились первые белокриничники (Иерархия возникла в 1846 г. в Белой Кринице - Буковина, на территории Австро-Венгрии. Отсюда можно встретить и другое ее название - Австрийское согласие). В 1858 г. у них уже была тайная церковь. Больше половины хвалынских беглопоповцев и многие единоверцы перешли в это согласие. В 1880 г. в городе насчитывалось 2117, а в уезде - 12928 старообрядцев разных согласий.
В начале XX в. численный рост старообрядчества немного замедлился но старообрядцы по-прежнему составляли значительную часть общества. На Черемшане в 1909 г. было 8 монастырей: 1 мужской белокриницкий (он имел храм и 60 монахов, в нем проходили епархиальные соборы, с 1911 г. он стал резиденцией епископа саратовского и астраханского), 5 женских белокриницких (к 1911 г. в них было 2 храма и более 350 сестер), 1 женский беглопоповский и 1 женский федосеевский (в них храмов не было, обитало по 10-12 сестер). В 1911 г. в уезде насчитывалось 43648 старообрядцев и 59 моленных. В Хвалынске из 15000 жителей более половины придерживалось старой веры. В 1914 г. здесь стояли белокриницкий храм, беглопоповская церковь и поморская моленная.

«Международные связи в современном старообрядчестве ». Впервые участвовавший в подобной встрече представитель спасова согласия Александр Иванович Тарасов рассказал о положении спасовцев на территории Российской Федерации.

Добрый день, духовные отцы и участники сегодняшнего заседания.Цель моего доклада заключается в рассмотрении современного положения старообрядческих приходов спасова согласия большого начала.

В настоящее время старообрядцев спасова согласия большого начала насчитывается около трех тысяч человек. Приходы распространены в таких областях, как Нижегородская, Вологодская, Владимирская, Ульяновская, Ярославская, Костромская, Саратовская, Самарская, Оренбургская, Пензенская и Республика Башкортостан. Существуют зарегистрированные общины в Салавате и Саратове. На протяжении многих лет проводятся духовные заседания как на региональном, так и на областном уровнях. Роль таких заседаний способствует интеграции приходов спасова согласия и решению вопросов религиозного характера и проблем, возникающих в них. Летом прошлого года лично возглавил проведение духовного заседания в Димитровградском приходе Ульяновской области, приуроченного к 50-летию съезда спасовцев, которое состоялось там в далеком 1966 году. Многие приходы заинтересованы в проведении Всероссийского съезда старообрядцев спасова согласия большого начала. Последний Всероссийский съезд состоялся в 1927 году в Самаре, на котором приняли участие свыше 500 человек, среди которых были настоятели более 30 приходов, представители общин, а также присутствовали иночествующие. Информация о проведении духовных заседаний и о жизни спасова согласия в целом часто освещается в газете «Старообрядец». Несколько лет назад мною была выпущена книга под названием «Догматические основы Спасова согласия Большого начала».

Острой проблемой приходов является привлечение и воспитание молодого поколения , ибо возрастной контингент прихожан составляет 70 лет и старше. Хотелось, чтобы подрастающее поколение разных приходов познакомилось и сплотилось между собой. К сожалению, сегодняшняя молодежь утратила традиции и морально-нравственный потенциал христианства. У многих людей жизненные цели и принципы их достижения весьма далеки от христианских. Ведь наша жизнь должна быть наполнена духовностью и любовью, а не быть просто фактором биологического существования. Если мы научим молодых традициям нашей Церкви, то они будут принимать активное участие в деятельности приходов, что сейчас является необходимым, так как именно на молодом поколении базируется существование и процветание приходов в дальнейшем.

В минувшем году многие приходы на территории Нижегородской области понесли невосполнимый урон — в большинстве приходов умерли настоятели. В связи с этим стоит очень важная проблема, заключающаяся в дальнейшем существовании этих приходов. По этой причине в Нижнем Новгороде в настоящее время прихожане не определились с местом проведения богослужений. Последнее богослужение состоялось на Светлое Христово Воскресение Пасхи. Приход достаточно большой, но нет места для совершения служб. Существование Нижегородского прихода весьма важно, так как Нижний Новгород является областным центром. Уповая на милость Божию, надеюсь, что в ближайшее время место для проведения богослужений будет найденным. Призываю вас помочь нам в решении этой проблемы.

Выражаю большую благодарность организаторам сегодняшней встречи. Несмотря на наши с вами различия в сфере церковных взглядов, возлагаю надежду, что подобного рода сотрудничество будет способствовать укреплению межстарообрядческих связей в базисе ценностей духовной идеологии и светлых перспектив будущего. Миссия Церкви во все времена была сопряжена с немалыми сложностями и испытаниями . Мы по апостолу и евангелисту Матфею призваны Спасителем нашим быть «солью земли» (Мф. 5.13), а по апостолу Иоанну Богослову возвещать ближним и дальним «глаголы вечной жизни» (Ин. 6.68). Ведь наша с вами задача заключается в отстаивании и сохранении истинной спасительной веры наших предков. И пусть наши скромные труды и усилия на почве христианской нивы обретут милость и благоволение в очах нашего Создателя. Пусть Промыслитель мира дарует нам крепость душевных и телесных сил и неоскудеваемую помощь в совершении начатых нами дел на пользу Христовой Церкви.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 113 Ю.В. Муртаева, г. Владимир Старообрядцы Спасова согласия Ковровского уезда (середина XIX в г.) Как большинство направлений старообрядчества, согласие спасовцев строит свои воззрения на неприятии реформ Русской Православной церкви середины XVII столетия. Однако в сравнении с другими старообрядческими направлениями, Спасово согласие изучено слабо, история спасовцев во многом загадочна и ставит перед его исследователем немало вопросов. Во многом это связано с тем, что «первичные» документы редко сохранялись в самих религиозных обществах, и в семейных архивах, даже часто уничтожались по соображениям безопасности или по небрежению. Также нетовщина превосходит другие согласия наружной строгостью жизни, здесь запрещается есть картофель, любую пищу, приготовленную с хмелем и на дрожжах, также запрещается «сообщение в пище» с иноверными, «а наипаче заповедуют не носить ничего пестрого, не только цветистого, но и простой сельской пестряди, или выбойки» 1. «Нетовщиной» это беспоповское согласие называется потому, что последователи его учили, что не осталось в мире ни священников, ни монашества, ни таинств, ни храмов: «нет ныне в мире ни православного священства, ни таинства, ни благодати, нет средств ко спасению, ибо антихрист истребил все таинства, благодать улетела на небо» 2. Поэтому «остается только прибегать к Спасу, который сам ведает, как спасти нас бедных» 3. В конце XIX в. в Ковровском уезде было зарегистрировано 395 беспоповцев-спасовцев или 0,35% населения. По числу старообрядцев Ковровский уезд был на последнем месте среди «раскольничьих» уездов губернии. Тем не менее, старообрядческие традиции в уезде были весьма прочными 4. До конца XIX в. значительная часть последователей Спасовского толка признавала возможным принимать крещение в

2 православной («послениконовской») Церкви, объясняя это тем, что «хоть и сатана крестит, да в ризах, а не простой мужик, дорого три погружения». Брак совершали также в официальной Церкви, не придавая, однако, обряду силы таинства, так как считали Церковь еретической. Погребение же совершали только сами, не допуская священников, исповедь вычитывали перед иконами по Скитскому покаянию, службы не пели 5. Из-за всей этой скрытности и изолированности от внешнего мира таких спасовцев называли «глухими нетовцами», и их было очень трудно выделить из православной массы населения. Лишь в 1864 году ковровские купцы Першины по настоянию матери, заявили о своем выходе из православия 6. Их приверженность к синодальной церкви была лишь внешней. Першины выходцы из дер. Ильина Гора Мало-Всегодичского прихода поселились на берегу Клязьмы в северной части Коврова, где выстроили свой собственный квартал почти с десяток добротных деревянных домов и амбаров. Здесь же ими была открыта на собственные средства богадельня для инвалидов. С давних пор Першины занимались хлебной, мучной и дровяной торговлей, им принадлежала целая эскадра речных судов 6 мощных буксирных пароходов и несколько десятков барж и барок. Торговый дом «Александр и сыновья Дмитрия Иван и Севериан Першины» производил торговлю в городах по Клязьме, Оке, Волге и Каме с годовым оборотом до 10 тысяч рублей 7. Они же создали едва ли не первый частный флот во Владимирской губернии 8. Першины поддерживали усиление влияния спасовцев своими нередкими значительными денежными пожертвованиями. Они содержали спасовскую моленную (причем, в моленную ходили «не только нетовцы, но и православные, которые скоро тоже стали в свою очередь нетовцами») 9. Першины (в первую очередь Федор Андреевич Першин) содержали в Коврове на Подьяческой улице (ныне ул. К. Маркса) женский скит, который пользовался большой известностью. Аналогичный женскому мужской нетовский скит также содержался за счет Федора Андреевича. Располагался он в глухом месте, в лесу, в низкой ложбине, в двух верстах к югу от станции Новки Московско-Нижегородской железной дороги, со всех сторон был окружен густыми елями. Вообще информация о новкинском ските очень скудная, потому что «таинственность этого места настолько велика, что и старожилы наши о том ничего не знают», писал современник событий священник с. Плесца Евлампий Либеровский 10. В Новкинском скиту одно время проживал известный пропагандист рас- 114

3 кола и автор объемистой подпольно изданной книги «Вечная правда» Аввакум Комиссаров, раскольник из Вологодской губернии 11. С фамилией Першиных связан возникший в конце XIX в. раскол спасовщины. У истоков течения «большого начала» (или новоспасовщины) стоят известный ковровский купец Николай Андреевич Першин и упомянутый выше начетчик Аввакум Анисимович Комиссаров. С возникновением новоспасского течения в жизни принявших его общин произошли огромные изменения: были основаны самостоятельные молитвенные дома (именуемые нередко церквами), появилась исповедь наставнику, в этих молитвенных домах стали совершать брак и обряд погребения, постригать в иночество, из «глухой» и молчащей «нетовщина» стала поющей в молитвенных домах появилось церковное пение. При этом не меньшую строгость новоспасовцы сохранили в запрете любых форм общения с иноверными, вплоть до запрещения молиться иконам, писанным представителями других согласий. Самый ранний из известных нам съездов новоспасовцев собрался в 1887 году в городе Коврове Владимирской губернии при участии уже упоминавшихся Н.А. Першина и А. Комиссарова и в весьма категоричной форме потребовал отлучать «от сообщества» всех мужчин, бреющих усы и бороды, женщин ходящих с непокрытой головой, всех, сообщающихся «с еретиками в едении и питии и разных увеселительных кампаниях, курящих и нюхающих табак» 12. Успешную предпринимательскую деятельность приверженцы старообрядческой веры в Коврове сочетали с активной работой на поприще городского самоуправления. Николай Дмитриевич Першин, еще до официального ухода семьи в раскол, в гг. занимал пост ковровского городского головы, был много лет попечителем городской больницы 13, прославился своими крупными пожертвованиями во время Крымской войны, и единственный из ковровчан был награжден шейной медалью на Аннинской ленте в память войны гг. 14 Его племянник купец 1-ой гильдии Першин Николай Андреевич также был избран на пост городского главы 26 февраля 1874 года. Но так и не стал им, несмотря на усиленные ходатайства жителей Коврова. К тому времени братья Першины постоянно избирались в гласные как городской думы, так и уездного земского собрания. Но иметь на посту городского головы старообрядца «при большинстве православного населения, по мнению губернатора, было бы вряд ли удобно» 15. Другой представитель семьи Першиных Федор Андреевич с 1874 по 1883 гг. был директором Ковровского общественного банка

4 Известно, что семейству Першиных принадлежала одна из лучших библиотек в Коврове 17. Книжное собрание было необходимым фундаментом знаний в полемике старообрядцев Спасова согласия с поморцами и с синодальной церковью. Древние книги и рукописи приобретали они в разных городах, но преимущественно на Нижегородской ярмарке. В собрании имелись не только уникальные церковные издания первой половины XVII в., но и светские книги, в том числе редкие издания XVIII века. Причем, современные антиквары без труда определяют першинские книги, выделяя их характерные особенности: переплет из ярко-красной или рыжей кожи, характерный рисунок на переплете (ромб в центре и выдавленный витиеватый узор по периметру). На некоторых изданиях сохранились владельческие пометы и штемпели: «братьев Першиных», «Братья Першины в Коврове», «из книг (далее следуют инициалы) Першина» 18. Першины собрали не только большую фамильную библиотеку, но и были известны как собиратели предметов церковного антиквариата (дониконианских книг и образов). Одному из последних руководителей семейного клана купцу 1-ой гильдии Севериану Першину приписывают организацию похищения чудотворного образа Казанской Божией Матери из Богородичного монастыря в Казани в 1904 году 19. К середине 1904 г. в Коврове и 35 селениях уезда проживало 260 душ раскольников Спасова согласия и не было ни одного официально разрешенного молитвенного здания 20. До принятия закона о веротерпимости в 1905 году, официальные данные намеренно принижались, да и сами спасовцы вели настолько закрытый образ жизни, что не поддавались подсчету, а многие вообще были записаны прихожанами синодальной церкви. Постепенное снятие ограничений в области вероисповедания (особенно после 1905 г.) заметно изменило положение старообрядцев. Пользуясь введенной свободой, спасовцы, уже не ограничивались устными прениями и полемикой в литературном жанре. Именно в этот период выходит труд А.О. Комиссарова «Вечная правда». В начале ХХ столетия Александр Андреевич Першин с сыновьями Петром, Глебом, Геннадием и Александром переселился в село Старую Майну Ставропольского уезда Самарской губернии 21. И владельцем всей першинской библиотеки стал племянник Севериана Матвей Федорович Першин. В 1905 году он получил звание потомственного почётного гражданина и избирался членом Ковровской городской управы. В годы Первой мировой войны служил офицером царской армии. 116

5 В последние годы существования Российской империи ковровские старообрядцы очень неплохо уживались с властями. Так, в августе 1914 г. Николай II передал свою высочайшую благодарность «старообрядцам Спасова согласия, проживающим в Коврове, за верноподданические чувства, выраженные по поводу открытия военных действий» 22. Вскоре после октября 1917 г. имущество Першиных было по большей части конфисковано новой властью. Часть их уникальной библиотеки погибла. Ряд книг оказались у новых владельцев. Впечатляющий след оставило семейство Першиных не только в истории края, но и благодаря своему природному уму, широкой начитанности и щедрой благотворительности вечную память о своем благочестивом роде. В стенах их дома довелось работать судовым приказчиком Анисиму Швецову 23. Их серьезные книги воспитали в нем епископа Русской православной старообрядческой церкви начала ХХ в., который в 2011 году был прославлен в лике святых Русской православной старообрядческой церковью. Примечания: 1 Агеева Е.А., Робсон В.Р., Смилянская Е.Б. Старообрядцы-спасовцы: Пути народного богословия и формы самосохранения традиционных обществ в России ХХ столетия // Revue des études slaves. P., Vol. 69. Fasc. 1-2; Памяти А.А. Антипина: Первый съезд старообрядцев Спасова согласия (малоначальных) // Старообрядец Ноябрь. 7. С Кабанов А.Е. Судьба книжного собрания ковровских купцов Першиных // Рождественский сборник. Вып. XV. Ковров, С Фролов Н. Ковровские раскольники // Знамя труда (Ковров) Март С Иванов Ю.А. Старообрядцы Ковровского и Шуйского уездов в конце XIXначале XX вв. // Рождественский сборник. Вып. IV. Ковров, С Агеева Е.А., Робсон В.Р., Смилянская Е.Б. Указ. соч. С Фролов Н. Указ. соч. С Монякова О.А. Ковровские староверы и их роль в социальноэкономическом развитии города в XIX - начале XX вв. // Ковровский музейный сборник. Вып. 1. Ковров, С Фролов Н. Указ. соч. 9 Кабанов А.Е. Указ. соч. 10 Кабанов А.Е. Старообрядцы Владимирских и Костромких земель. Иваново, С Там же. С Агеева Е.А., Робсон В.Р., Смилянская Е.Б. Указ. соч. С Монякова О.А. Указ. соч. С Кабанов А.Е. Судьба книжного собрания С Фролов Н. Указ. соч. С Монякова О.А. Указ. соч. С Фролов Н. Из истории библиотеки купца Першина // Призыв (Владимир) февраля. 18 Кабанов А.Е. Судьба книжного собрания С Фролов Н. Из истории библиотеки купца Першина 20 ГАВО. Ф. 40. Оп. 1. Д Л Фролов Н. Ковровские раскольники С. 7. Там же. Урушев Д. Подвижники // 117


8 августа 2017 783 Институт Африки РАН исследует феномен старообрядчества в Африке Фото: Институт Африки Российской академии наук Русское старообрядчество появилось в Уганде в 2013 году. Столицу Уганды

Ê èñòîðèè ñòàðîâåðèÿ íà Ïóñòîøêèíñêîé çåìëå Ò. È. ßêîâëåâà Яковлева Тамара Ивановна - главный библиограф Пустошкинской районной библиотеки Псковской области Расположенную на востоке Пустошкинского района

Жизнь старообрядцев в прошлом и настоящем 1. Староверы! вечно гонимые, вечно ссыльные так Александр Солженицын в своей книге Архипелаг Гулаг характеризует старообрядцев. Потомков тех, кто в 1654 году,

Осьмакова О.Н. аспирант кафедры теории и истории государства и права Белгородского университета кооперации, экономики и права ИССЛЕДОВАНИЕ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ

Министерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКИЙ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК» Из истории народного

ВАСИЛИЙ ФЁДОРОВИЧ ЛАПШИН Род деятельности: предприниматель, меценат, политик Дата рождения: 1844 Место рождения: Подданство: Супруга: Российская империя Российская империя Парасковия Ивановна Один из наиболее

2 декабря 2016 548 Глава Молдавской митрополии крестил младенцевтройняшек Фото: Пермская епархия Таинство было совершено в кафедральном соборе Рождества Христова в Кишиневе. Как сообщает официальный сайт

Программа преподавания Закона Божия и метод ее реализации Воскресная школа при храме Богоявления Господня б. Богоявленского монастыря Действует с 1991 года Директор настоятель храма протоиерей Геннадий

Знаменитые купцы Самары Подготовила ученица 6 «А» Сударикова Ольга В России до революции 1917-1929 гг. предприниматели назывались купцами - лицо, официально занимавшееся торговлей, купли - продажей или

Сергей Решетов Дом на Пушкинской, 66 Интересна история дома по улице Пушкинской, 66, расположенного между Большой и Малой Арнаутскими улицами. В документах XIX века он фигурировал как «дом во 2-й части

Об обязанностях крестных В книге протоиерея Павла Гумерова «Крещение и воцерковление. Подготовка к таинству Крещения и первые шаги в Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря, в доступной

18 мая - день иконы «Неупиваемая Чаша»» Церковь против питейных домов (1810-1820-е годы) Виртуальная выставка документов ГУ ГАТО Явление иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 г. Как гласит

О порядке организации обучения Православию учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений* В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального Закона «О свободе совести и религиозных объединениях»

Ягудина О.В. ст. преподаватель кафедры отечественной истории ГОУ ОГУ, к.и.н. Возникновение и причины распространения старообрядчества в среде уральских и оренбургских казаков в XVII XIX вв. Зарождение

НАШ ХРАМ Выполнил: Пасько Серафим, обучающийся МБОУ лицей г.зернограда Руководитель:Новикова М.П. «Благочестивые наши предки не могли жить без храма он был так же необходим для души народа, как дом и пища

Тема урока Тип урока Основные элементы содержания образования Требования к уровню подготовки учащихся Виды деятельности Виды контроля Домашне е задание Дата проведения план Факт 1 2 Принятие Русью православия

28 февраля 2017 1310 На дне Рыбинского водохранилища обнаружены остатки затопленного храма Фото: Taso Viglas (CC by 2.0) Исторические артефакты были найдены в рамках исследовательского проекта, посвященного

ГУЛЬ В июне 2009 года в Государственный архив Пензенской области пришло письмо из далекого французского города Бон-Анконтр от Михаила Сергеевича Гуля, племянника известного русского писателя Романа Борисовича

Поход в Рогожскую слободу Сегодня будет репортаж о месте, куда я давно собирался сходить, но дошел совсем недавно - о Р огожской слободе, центре московского старообрядчества Белокриницкого согласия. Р

Исторический архив.. Положения о Единоверческом приходе (запись правил, коими руководятся (единоверцы) православные старообрядцы, согласно преданию и Высочайшему указу 5-го Апреля 1845 года в своих приходах).

Шулепова А. В. Студентка Тарского филиала Омского Государственного Педагогического университета в г. Таре Научный руководитель: доцент, к.и.н. Седельникова Н.А. ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ

29 июня 2017 2922 Первая за сто лет архиерейская литургия прошла в храме при госпитале им. Бурденко Фото: A.Savin (CC by-sa) До революции в госпитальном храме помимо литургий совершались венчание, крещение

Воронин И.Б. Этюды по вологдоведению История домов по ул. Чернышевского 15, 17 Дом на углу нынешних улиц Чернышевского и Гоголя фиксируется впервые Окладными книгами 1875-78 гг. (ГАВО ф. 475 оп. 1 дд.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ, МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ Сборник материалов X Международной молодежной научной

Введение В последнее время в отечественной исторической науке все больший интерес проявляется к демографическому исследованию прошлого. Это не удивительно, поскольку без истории собственно народонаселения

Ю.М. Гончаров Алтайский государственный университет МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОРОДСКОГО ДУХОВЕНСТВА СИБИРИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX НАЧАЛЕ XX в. * В последние годы история православного духовенства России

15 мая 2017 1460 В Вологодской области найден бесхозный монастырь XV века Фото: Шпак В. В. (temples.ru) Руины монастыря, основанного преподобным Корнилием Комельским (1457 1537), обнаружили сотрудники

Скит Успения Пресвятой Богородицы Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря 2013 г. ИСТОРИЯ ХРАМА В начале XX века в Некрасово стараниями местных помещиков Волжиных, была построена каменная церковь,

1 Экспертное заключение заведующего кафедрой истории государства и права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова доктора юридических наук профессора В.А. Томсинова Передо мною были поставлены

Нисходящая роспись: Милованов Илларион Поколение 1 1. Милованов Илларион Род: Сын: Милованов Демид (Диомид) Илларионов (Около?(1833)-?) (2) Родился Демид (Диомид): Около?(1833). Родился: Милованов Демид

Л.Б. Ус Институт истории СО РАН (Новосибирск) О ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В НАЧАЛЕ XX в. (на примере общественного самоуправления г. Новониколаевска) В последнее время возрос интерес

Развитие науки в россии в 18 19 веках реферат Бесплатный реферат на тему с 1 века тюрьма 18 век казанская икона годов 20 века газеты россии 19 века социологическое измерение науки 21 века. Происходит становление

Христианство Христианство крупнейшая мировая религия: христиан около 2 млрд, почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община Христианство возникло в I веке в Палестине, находившейся под

НАУЧНО-СПРАВОЧНЫЕ ПОСОБИЯ. 425 С. Романова НАУЧНО-СПРАВОЧНЫЕ ПОСОБИЯ К АРХИВНЫМ ДОКУМЕНТАМ, СОДЕРЖАЩИМ ПЕРСОНАЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ О ДУХОВЕНСТВЕ Отечественное архивоведение накопило большой опыт работы с персональной

Воронин И.Б. Этюды по вологдоведению О формировании застройки по ул. Марии Ульяновой 10, 12, 12а, 14, 16 «Первопроходцем» в застройке этого участка берега р. Золотухи явился мещанин В.К. Беляев (ГАВО ф.

Ягудина О.В., канд.ист.наук, ст. преподаватель каф. отечественной истории ГОУ ОГУ Миссионерская деятельность протоиерея Ксенофонта Крючкова на территории Оренбургской епархии в 80-х гг. XIX века Старообрядчество

ПРЕДИСЛОВИЕ Приступая к изучению истории и генеалогии регионального духовенства, исследователи, прежде чем обратиться к архивным источникам, как правило, прибегают вначале к помощи справочных изданий,

П/п УТВЕРЖДАЮ Директор государственного бюджетного учреждения «Государственный архив Оренбургской области» В.А. Ильина Тематический план выставки архивных документов и печатных изданий «Похвальные действия

8 ноября 2013 года Выпуск 1 Сайт «Никольский храм»» www.nikolskiyhram.ru 1 Сайт «Никольский храм»» www.nikolskiyhram.ru 2 Сайт «Никольский храм»» www.nikolskiyhram.ru 3 Сайт «Никольский храм»» www.nikolskiyhram.ru

Л. М. Климова Ярославль 4 Si, Дом памяти Некрасова: народная библиотека, музей, Общество содействия народному образованию. Проекты 1902-1903 гг. 17 октября 1899 г. на средства Общества содействия народному

1. Кто из вас хотел бы стать богатым? 2. А кто бы хотел открыть свое дело, стать предпринимателем? 3. Как вы считаете, может ли любой человек стать предпринимателем? 4.Как вы считаете, почему не каждый

15. ФОНДЫ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 15.1. ФОНДЫ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДИРЕКТОР НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ

ОТЗЫВ официального оппонента на диссертацию Д.В. Пополитова «Православная церковь в Области Войска Донского в системе правовых, религиозных, хозяйственных и социокультурных отношений второй половины ХIХ

Новый выставочный проект «История выборов выбор истории» в Тотьме В жизни человеку всегда приходится выбирать: друзей, профессию, спутника жизни, поступки и т. д. Сделать выбор своей судьбы очень трудно,

Икона «Собор Соловецких святых», кон. XX в. Из ризницы Соловецкого монастыря УДК 271.22 ББК 86.372 С60 C60 Соловецкий патерик (репринтное издание) Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской

Нисходящая роспись: Спицын Андрей Поколение 1 1. Спицын Андрей Род: Спицыны Сын: Спицын Иван Андреев (Около?(1763)-До?(1824)) (2) Сын: Спицын Егор Андреев (Между?(1767) и?(1776)-после?(07.1791)) (3) Сын:

ПИСЬМО ДРУГУ Колесников Денис, 2 класс МБУ ДО «ЦДЮТиЭ», объединение «Истоки» г. Старый Оскол, Старооскольский городской округ. Руководитель Васильева Нина Александровна, педагог дополнительного образования

Воронин И.Б. Этюды по вологдоведению История формирования комплекса зданий по ул. Чернышевского 55, 57 Старейшим из трёх зданий этого комплекса является несохранившийся дом по ул. Чернышевского 57: 19

ОПОРНЫЕ ЗНАНИЯ К ЗАНЯТИЮ 4 1. Основные даты и события 1682-1725 - царствование Петра I. 1700-1721 - Северная война (война России со Швецией). 1703 - основание Санкт-Петербурга. 1725 - создание Академии

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А.М. Горького» Исторический факультет Кафедра

Заключение по результатам исследования Исследование проведено на основании запроса 30.06.2016 за подписью директора муниципального бюджетного учреждения культуры Музей Погарского района "Радогощ" З.С.

ПРАВА НА СВОБОДУ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ СТАРООБРЯДЦЕВ: ЗАКОН И ОБЩЕСТВО Амирсеидова С.Ш.-студент, Арсенина О.В.-руководитель ВлГУ Владимир,Россия THE RIGHT TO FREEDOM OF SPIRITUAL LIFE OF OLD BELIEVERS: LAW AND

Дом Козицыных Микитюк В. П. научный сотрудник Института Истории и Археологии УрО РАН В октябре 1900 г. журнал «Уральское горное обозрение» сообщил о смерти старейшего из местных золотопромышленников Осипа

ОПОРНЫЕ ЗНАНИЯ К ЗАНЯТИЮ 2 1. Основные даты и события 1359-1389 - княжение в Москве Дмитрия Ивановича (Донского). 1380 - Куликовская битва. 1462-1505 - княжение великого князя Ивана III. 1480 - конец зависимости

Оводевичий монастырь - филиал Государственного ордена Ленина Исторического музея - один из наиболее значительных историко-художественных памятников средневековой Москвы. Его живописный архитектурный ансамбль,

9 августа 2016 2307 По Вятской земле в 15-й раз проходит Великорецкий крестный ход старообрядцев Фото: Старообрядческий сайт «Русская вера» Шествие началось сегодня, 9 августа, и продлится пять дней. Как

9 июня 2017 1092 В Москве обнаружены фундаменты четырех древних храмов Фото: Официальный портал Мэра и Правительства Москвы Их нашли в ходе работ по программе «Моя улица» в районе Большой Лубянки (площадь

АРЗАМАССКИЕКОРНИ БРАТЬЕВ ЛЯПУНОВЫХ: ОТ МИФОВ К РЕАЛЬНОСТИ Пакшина Н.А. Арзамасский политехнический институт (филиал) НГТУ им. Р.Е. Алексеева МИФ I. ВЛАДЕЛЕЦ ВОДОВАТОВА Об усадьбах помещиков Мессингов (Водоватово)

ПЛАН мероприятий по проведению Дней Славянской письменности и культуры памяти святых Кирилла и Мефодия 2012 год п/п Наименование мероприятий Время и место проведения Ответственные за подгото 1 1 / 23 2

Примечания 1 Пиндар. Десятая Пифийская песнь 29 30. Цит. по: Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 633. 2 Киреев С. В поисках вольной жизни. Откуда пришли старообрядцы Уймонской долины? // Мир

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ епископа Орского и Гайского ИРИНЕЯ пастырям, монашествующим и всем верным чадам Орской епархии Русской Православной Церкви 2013/2014 «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех

Рабочая программа учебного предмета «Основы мировых религиозных культур» 4А, 4Б, 4В класс Планируемые результаты освоения учебного предмета знание, понимание и принятие учащимися ценностей: Отечество,

Иерей Виктор Лисюнин, кандидат исторических наук, проректор Тамбовской Духовной семинарии, духовный наставник церковной общины храма мученицы царицы Александры ТГУ имени Г.Р. Державина Святое место, которое

Воронин И.Б. Этюды по вологдоведению О несохранившемся здании богадельни (Советский пр. 62) На углу Советского проспекта и ул. Первомайской, на месте нынешних домов 62 и 64 по Советскому проспекту, до

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 83 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории религий уровня среднего общего образования учителя Дягилева Анатолия Сергеевича

10.2. ФОНДЫ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 10.2.1. Фонды учреждений лесозаготовительной промышленности ЛЕСОПИЛЬНЫЕ ЗАВОДЫ Вологодский уезд Лесопильный завод купца А.П. Беляева, ф. 662, 51 ед. хр., 1904-1917

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СБОРНИКА ДОКУМЕНТОВ «ИСТОРИЯ СТАРООБРЯДЦЕВ (СЕМЕЙСКИХ) В ДОКУМЕНТАХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АРХИВОВ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА (1766-1917 гг.)» Авторство идеи сборника документов по истории старообрядцев

27 июля 2015 1050 Патриарх Кирилл освятил князь-владимирский храм Свято- Тихоновского университета Фото: rublev.com Домовый храм в честь святого равноапостольного князя Владимира восстановлен в здании

КАЛЕНДАРЬ ПАМЯТНЫХ ДАТ КОХОМСКОЙ ЗЕМЛИ на 2014 год (дополненный на 15.11.2013) КАЛЕНДАРЬ ПАМЯТНЫХ ДАТ на 2014 15 февраля 1719 г. 295 лет Село Кохма с деревнями перешла в фактическое распоряжение промышленной

Церковь в села Шиньша. История Казанско-Богородицкой церкви в с. Шиньша. В давние времена село отличалось от деревни именно тем, что в нем стояла церковь. В селе Шиньша первоначально деревянная церковь

Синельников С.П. ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ОБ ОБСУЖДЕНИИ ВОПРОСОВ ПРАВОСЛАВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ВСЕРОССИЙСКОМ СЪЕЗДЕ ДУХОВЕНСТВА И МИРЯН В МОСКВЕ (1 12 ИЮНЯ 1917 г.) Самым значительным и масштабным по числу


В Нижегородской губернии, в Семеновском уезде, в Осиновском скиту, у некоей престарелой инокини, именем Сигклитикии, которая за содержание древняго благочестия изгнана из скиту единоверцами. И сию историю зде предлагаем, имеющую в себе содержание сицевое:
От лета 7166-го, во время жестокаго, мучительства воздвигшагося наревностных хранителей древняго благочестия, от великаго государя царя Алексия Михайловича; такоже и от сына его Петра 1-го; тогда вси опаснии хранителие древлеотеческого предания сокрывахуся, кому где было возможно, утаитися. Нецыи отних в поморских лесах скрывались и тии последи в Олонинской губернии, в Повенецком уезде построили Ладожский скит, окотором будет показано ниже, что современный Данилову монастырю. Овииже в Нижегородской губернии, инииже в Костромской.
Егдаже от лета 1722 открылась от высочайшей власти некая свобода, тогда в Макарьевском уезде, построен скит иноком Иоанникием, нареченный Жаравишинской. Иоанникий инок был сего скита строитель, и наставник даже до самыя своея кончины. Последиже его представления последова на его место наставником, от него постриженный ученик его инок Иона. От Ионы постриженихей сей трудолюбивый старец переселися в Нижегородскую губерню в Семеновский уезд, и построил с поможением братии новый скит, нареченный Осиновский; от Михея же пострижееся инок Манасий сей житель пустынный бысть. Попреставлениюже инока Михея, последова на его место скита строитель, иже от него постриженный инок Дорофей. По скончанию инока Дорофея, наставником бысть инок Иринарх попреставлениюже инока Иринарха, в лето 7350 сей Осиновский скит обращен в единоверческий девичий монастырь, а которыи непоследоваша единоверию, тех всех изгнаша вон по своим отечествам, и тако разрушен бысть нашея християнския веры сей Осиновский скит. А инок Манасий онемже выше речеся, который пострижен во иночество от инока Михея сей бысть пустынный житель на Галических лесах. От сегоже Манасии пострижен бысть инок Иезекиль, иже препроводи во иночестве лет 47, и за три лета прежде своея кончины в 1857 году постриже инока Иону. Так и до настоящего времени в нашем християнском обществе Божественным промыслом иноческий чин сохраняется, и четыре надесять человек иноков в разных местах проживает.

И еще в достоверное свидетельство приведу вам указание от внешней гражданской истории, в которой очень ясно показано, что в Петрозаводской губернии, в Повенеком уезде, построен был Ладожский скит.
Смотри в книге раскольничьи дела, 18 столетия, извлечение из дел Преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии, господин Есиповым. Издание Кожанчикова в Петербурге. 1861 года. Страница 378. Сказано так: В пятидесяти верстах от Выгорецкого поморского монастыря находится Ладожский раскольников скит, в котором главный учитель старец Феодосий монах (инок) выходец из Ладоги. Особенность етого скита состоит в том что в нем никого неперекрещивают. Но ето было предметом спора и ссор между Ладожским и прочими скитами. Пение отправляет в часовне старец Феодосий, он же погребает и умерших. Дозде из истории господина Есипова.
И ета история служит самым главным и верным доказательством для нашего оправдания, и она Яве ведати дает, что християнское наше общество, от самого благочестия существует непрерывно. И Ладожский наш скит с Выгорецким монастырем построен был единовременно. Так же и наставник оного скита, инок Феодосий пострижен был непременно истинным и православным пастырем правильно и законно. Так же и инок Иоанникий который в Макарьевском уезде был Жаравишинского скита, тоже от древних православных благочестивых пастырей пострижен был во иноческий образ святый.
«Вечная Правда» Аввакум Анисимович Комиссаров.

Ответить С цитатой В цитатник

- "В первых числах Сентября 1713 г., в Керженском лесу, дорогою к селу Пафнутьеву... шел нищий...

Страшны и заманчивы были тогда русскому человеку простолюдину, леса Керженские. Непроходимые болота... а молва народная разносила во все концы России разсказы о Керженских раскольниках; у них находил безопасное убежище, тот кого преследовало горемычное житье, холод и голод, тот, кто не имел для себя ни крова, ни рода, ни племени. Раскольники принимали к себе и беглых преступников и спасавших свою душу от новой Никонианской веры...

День темнел, а до Пафнутьева еще было не близко...

Дорога поворачивала круто направо. Нищий приостановился: послышались шаги... и вдруг, как из земли, выросли возле него два старика - мужика...

Куда идешь Божий человек? спросил один из стариков.

В Пафнутьево.

Отколь?

С Москвы.

Все трое пошли рядом, познакомились и разговор оживился разсказом нищаго.

Он был Тобольский казак, по прозванию Григорий Левшутин...

Поразсказали о себе Левшутину и старики.

Они были два брата - раскольники, Кузьма да Обросим Панфиловы. Разсказывал все старший Кузьма: они жили прежде, давно, крестьянами графа Бориса Петровича Шереметьева, в Ярославском уезде, Пошехонской волости, в деревне Воронове...

А как ты молитву творишь и крест держишь? - спросил Кузьма Левшутина.

Левшутин перекрестился тремя первыми перстами и сотворил вслух молитву.

Ты молитву говоришь не по нашему и не так крестишься. У нас таковых проклинают и пить и есть с ними не велено... станешь ты по нашему молитву творить и креститься и с нами положисся в согласие и мы станем с тобою и пить и есть". (Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченныя из дел Преображенскаго приказа и тайной розыскных дел канцелярии. Раскольники в Керженских лесах, издан. Д. Е. Кожанчикова 1861 г. стр. 557-58-559-560).

Из прочитаннаго следует подивиться на ревность и смелость этих двух старцев, которые несмотря на тяжкия времена гонения и преследования старообрядцев, вдруг предложили незнакомому человеку Григорию Левшутину присоединиться к своему обществу "Спасова согласия", в котором проклинали еретиков и ересь - троеперстие и другие ереси. Но как рожденный и воспитанный в этих ересях казак Левшутин не присоединился в этот момент, а решил подумать, как ниже и говорится: - "Два дня раздумывал Левшутин и все не знал, на что решиться... и попросил Панфилова свести его к учителю премудрому.

На третий день Панфилов почти на разсвете разбудил Левшутина.

Пойдем к учителю Кузьме Андрееву, он сам хочет с тобой видеться; он сам, как и ты, пришел с Москвы сюда, в леса, назад лет тридцать (именно в 1683 году)...

С час времени шли Левшутин с Панфиловым. Начало уже светать; лес редел. Левшутину послышалось невдалеке церковное пение мужских и женских голосов; оно становилось все громче и громче, и когда вышли на поляну, Левшутин ясно услышал хорное пение: "Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй". (стр. 560-561).

И это общество состояло из двух тысячь человек, как говорится ниже в доносе Левшутина: - "Они живут по кельям их, и туда их собрано мужеска пола и женска и девиц и стариц с две тысячи человек, с Москвы, из слобод, из городов, из сел, из деревень, и все едино имеют согласие". (стр. 56).

Из этих прочитанных слов видно, что в Керженских лесах было очень много православных христиан Спасова согласия, и к ним в 1683 году пришел Кузьма Андреев. О чем также свидетельствует и Смирнов: - "Около 1683 года, опять из Москвы, Козма ушел на Керженец. Поставив келию, Козма зажил здесь славою "учителя". Его возили по починкам и скитам, чтобы научиться у него вере, толпами стекались и к келье его"1 (Внутренние вопросы в приложении стр. 088).

Из всех вышеприведенных мной свидетельств очень ясно, что в Керженских лесах и до 1683 года были христианы "Спасова согласия и, имели скиты. И к этим изъдавна существующим православным христианам в 1683 году, как выше сказано, пришел Кузьма Андреев. И он был человек ученый и очень премудрый, как говорил казак Левшутин, который лично с ним беседовал. И за такую его премудрость уважали его народ и стали иметь как учителя. И он в последния лета царства царя Алексея Михайловича вместе с другими христианами за эту же истинную веру преследовался, и из них одиннадцать человек сожжены о чем пишет Есипов: - "Учитель Кузьма Андреевич вышел из кельи и сел у крыльца на прилавку; у него в руках были книги и тетрадки. Народ обступил учителя и он начал говорить, то смотря в книги, то в тетрадки. Вот что услышал Левшутин:

"Вот книги: "Кирилла Иерусалимскаго", "Апокалипсис", "Маргарит", говорил Кузьма, показывая книги народу. "Я шлюся на Божественное писание...

Проповедь кончилась... Скоро с поклонами все разошлись и Левшутин, по знаку учителя, пошел к нему в келью... Они вошли в молельню...

Кузьма Андреев потушил свечи, горевшия перед образами, и начал беседу с Левшутиным. Он расказал ему о их житье в лесах, о трудах, о лишениях, о спасении души и начал уговаривать Левшутина остаться жить у них.

Почто тебе назад идти? говорил Кузьма Андреев.

Здесь Вашей братии много, всяких чинов людей. Поживешь с нами, познаешь нынешнее время, истинную веру здесь, у нас, в лесу. Ныне царство антихристово...

Левшутин (после беседы) взял тетрадку, распростился с учителем поклонился образам и вышел с Кузьмою Панфиловым который присутствовал при этом разговоре.

Кто был Кузьма Андреев, откуда пришел он и где научился такой премудрости2, отчего так уважает его народ - вот вопросы, которые задал Левшутин своему хозяину, возвратясь домой.

Панфилов расказал ему:

"В прошлых годех, в последния лета царствования царя Алексея Михайловича была на него, Кузьму с братом причина; тот его брат с другими такими же премудрыми людьми, всего двенадцать человек, на Москве взяты были в патриарш приказ за эту же веру, как ныне веруют они, и за веру сожжено одиннадцать человек, а брат его, Кузьмин, не сожжен для того что принес вину; а он Кузьма в то время в оговоре был же, а не сыскан для того, что от сыску ушел". (Раскольничьи дела ХVIII стол. стр. 561- 562-563).

Таким образом, отсюда ясно видно, что наше общество православных христиан "Спасова согласия", и после падения пастырей имеет непрерывное существование; и в нем всегда принимали приходящих еретиков с проклятием ересей. И за эту же истинную веру в Москве при царе Алексее Михайловиче, который помер в 1676 году, сожжены одиннадцать человек. И в Керженских лесах до 1683 года как нами прочитано, были скиты Спасова согласия3.

О чем также свидетельствует и П. И. Мельников:

"Раскольничьи скиты завелись в России, в Заонежском крае и в нынешней Нижегородской губернии, в самом начале появления у нас раскола. В первые тридцать или сорок лет скитское общежительство до того усилилось в пределах Нижегородской и сопредельной Костромской губерниях в Заволжье, что всех скитов считалось до 94. В начале XVIII столетия скиты Нижегородскаго Заволжья сделались разсадниками и училищами раскола. Архиепископ Нижегородский, Питирим, уничтожил до 1737 года почти все скиты Керженские и Чернораменские, так что уцелели только бедные остатки двух из них, Оленевскаго и Шарпанскаго. Но после указа 16-го Октября 1762 года, дозволившаго заграничным раскольникам возвратиться в Россию, многие из них прибыли в Нижегородское Заволжье, где и завели скиты, которых чрез 26 лет было уже до 54 с 8,000 жителей. В начале XIX столетия, в Семеновском уезде их оставалось всего 35, из числа которых 22 принадлежали к поповщине, 8 к Спасову согласию, а 5 к поморскому". (полное собрание сочинений, т. 1, стр. 127-128, издан. 1897 г.).

Отсюда ясно, что в Керженских лесах с самаго появления старообрядчества, были скиты православных христиан Спасова согласия. А в начале 19 столетия их осталось всего только восемь; и из числа последних в 1849 году Осиновский скит был обращен в единоверие. (смотри тамже у Мельникова стр. 139).

Также и в Олонецкой губернии в Повенецком уезде, как говорится в доносе Ивана Круглова: "В пятидесятих верстах от Выгорецкой пустыни, которая была построена Данилом Викулиным в 1694 году. (см. полное историческое известие о древн. стригольн. А. И. Журавлева час. 2, стр. 92, изд. Москва 1890 г.), был современный ей Ладожеский скит, который также принадлежал к нашему обществу "Спасова согласия". (смотри Раскольничьи дела 18 ст. Есипова стр. 378)...

(БЕСЕДЫ СТАРООБРЯДЦА СПАСОВА СОГЛАСИЯ
Василия Антипова Войкина с Андреем Алексеевичем Антипиным, (он же и Самоварников). Общества малаго начала. Происходившия в Нижегор. ярмарке 16 августа 7419 г.)