Последние статьи
Домой / Отопление / Бетон как материал для монументальной скульптуры. Процесс создания скульптуры

Бетон как материал для монументальной скульптуры. Процесс создания скульптуры

Большинство профессиональных скульпторов скептически относятся к бетону. Работать с ним непросто, смесь требует длительной подготовки и замешивания, придавать тонкие линии ей затруднительно. Но этот материал отлично подходит для украшения приусадебного участка, т. к. получить незамысловатые, красивые фигуры по силам даже начинающему ремесленнику. Сделать скульптуры из бетона своими руками можно при помощи нескольких вспомогательных элементов.

Необходимые материалы

Набор дополнительных инструментов и предметов во многом зависит от сложности изделия. Изготовление абсолютного большинства скульптур не требует специального образования, особых навыков и многочисленных дорогостоящих инструментов. Тем не менее, для успешной реализации проекта предварительная подготовка необходима. Чтобы не упустить важных деталей, стоит придерживаться следующего плана:

Перечень подготовительных работ может показаться длинным и затратным в финансовом и временном отношении. Но это не совсем так.

Большинство инструментов являются стандартными, и обойтись без них при работе с цементом невозможно. Кроме того, многие предметы всегда находятся на дачных участках.

Технологии производства

При выборе макета будущей скульптуры стоит учитывать не только габариты, дизайн и эстетическую составляющую, но и сложность производства. На сегодняшний день можно выделить три основных способа изготовления скульптуры из бетона:

  • каркасная технология;
  • заливка в готовые формы;
  • лепка вручную.

Последняя техника практически не имеет нюансов, а процесс работы можно сравнить с лепкой макета из глины или пластилина. Единственным условием является консистенция цемента. Состав должен быть не слишком жидким, чтобы лепка не доставляла много хлопот. Такая техника подойдет для создания только самых простых и небольших поделок. Хорошим применением станет создание множества небольших фигурок, которые могут украсить фасад дома, горшочные цветки, приусадебный участок с плиткой.

Тонкости каркасного способа

Такая техника считается самой сложной. Для создания скульптуры требуется предварительная конструкция из проволоки, которая послужит основой будущего изделия. Проволочная модель необязательно должна повторять все элементы конструкции. Главное ее предназначение - получение основы, что позволит скульптору облепить каркас с приданием формы. Универсального рецепта производства нет. Для изделия подойдут любые ненужные вещи: древесина, тряпки, ящики. Но лучше всего создавать основу из алюминиевой или стальной проволоки.

Изготовить модель можно несколькими способами. Фигуры среднего или маленького размера могут получиться из алюминиевой проволоки. В таком случае достаточно использовать обычную связку, т к. материал эластичный. Стальная проволока потребует комбинированного метода. Некоторые части будущего каркаса можно связать при помощи плоскогубцев или иного инструмента, другие элементы придется сварить.

Большинство экспертов предлагают производить скульптуры пустотелыми. Такой вариант считается предпочтительным и имеет несколько преимуществ:

  • Экономия материалов. Скульптура большого размера потребует заливки приличного объема цемента, а материал является недешевым.
  • Легкость. Не стоит забывать о том, что может возникнуть необходимость перенести или передвинуть статую. Вес заполненной цементом фигуры может быть внушительным.
  • Пустотелая модель изготавливается при помощи строительной сетки. Каркас из сетки аккуратно и тщательно обтягивается этим материалом, после чего создание скульптуры из бетона осуществляется просто.

Наносить цемент на каркас стоит при помощи шпателя и мастерка. Каждый новый слой можно добавлять после высыхания предыдущего. Движения должны быть легкими и аккуратными. После завершения работы не стоит ждать полного высыхания бетона.

Когда раствор схватился, но не застыл окончательно, важно исправить все недочеты: устранить неровности и подтеки.

Заливка в готовые формы

Успех реализации задуманного проекта при помощи технологии заливки в формы зависит от приготовления раствора и наличия формы. Основу можно приобрести в магазине или изготовить самостоятельно. Из-за трудностей с ассортиментом в точках продаж последний вариант остается предпочтительным. Необязательно выполнять сложные элементы в точном соответствии с размерами будущей скульптуры. Вполне подойдут подручные средства.

Например, небольшой и аккуратный гриб может быть выполнен при помощи старого тазика, мяча и пластиковой бутылки. Шапка получается при заливке цемента в таз. Ножка получается еще проще: достаточно залить раствор в пластиковую бутылку и разрезать материал после затвердевания материала.

Некоторые особенности существуют при технологии приготовления бетонного раствора. Рекомендуется придерживаться следующих правил:

  1. Песок необходимо тщательно просеять, чтобы в будущий раствор не попали крупные частицы камней или другого мусора.
  2. Смешивать песок с цементом стоит в соотношении 3:1, а при выборе между белым и серым портландцементом стоит учитывать будущий цвет: краски на белой основе выглядят ярче. Но стоимость серого варианта существенно ниже.
  3. В полученный раствор нужно постепенно добавлять обычную чистую воду и пластификатор в количестве 200 мл на 50 кг цемента.
  4. Перемешивание нужно производить очень тщательно. Готовая смесь по консистенции должна получаться в виде густой сметаны.

После завершения всех работ нужно накрыть скульптуру пленкой и оставить до полного высыхания на 10−12 часов. Защита от дождя и влаги позволит избежать неприятных последствий при попадании жидкости на незатвердевшую основу. После полного застывания можно покрывать изделие грунтовкой и красками нужных цветов.

Идеи поделок для начинающих

Без необходимого опыта приступать к созданию сложных статуй из бетона не стоит. Масштабные, крупные изделия потребуют применения каркасной технологии, что может существенно осложнить жизнь. На сегодняшний день существует множество вариантов поделок, которые смотрятся великолепно, но не требуют особых навыков при производстве.

Бетонный грибок

Яркий мухомор, боровик или любой другой гриб создается просто. Стараться получить из бетона точную копию любой модели гриба не стоит, добиться нужного сходства можно при помощи красок. Для такой скульптуры лучше всего использовать бетон, который по своему агрегатному состоянию должен напоминать подтаявшее сливочное масло. Пошаговых инструкций существует множество, одним из вариантов является такой набор действий:

Для создания полноценных композиций можно изготовить несколько грибов разного размера и разместить их на основе. Таким образом, на участке появятся настоящие грибные поляны, которые выглядят очень гармонично на зеленом газоне.

Использование листьев

При помощи лопухов, мальвы, ревеня или других растений можно получить изумительные бетонные заготовки. Процесс производства прост. Раствор получается при помощи смешивания 1 части портландцемента и 3 частей песка и воды. Добавлять жидкость нужно постепенно, тщательно замешивая смесь. В итоге должна получиться консистенция наподобие творожной массы. Сверху стоит насыпать небольшую горку песка и положить цельный лист растения. Остается лишь залить всю поверхность цементной смесью. После высыхания отделяется лист с великолепной рельефной формой. Раскрашивать такие детали можно любыми красками.

Похожими способами можно получать имитации валунов, бетонные шары и фигурки-полусферы. Важным этапом является окраска. Благодаря хорошему сочетанию цветов и осторожной работе изделие приобретает окончательный вид и становится украшением любого участка.

Смысл, идея, задача задуманного произведения определяют и выбор материала. Из фарфора не выпол­нишь монументальной скульптуры, а гранит вряд ли удачный мате­риал для настольного украшения.

Техника скульптуры разделяется на три вида - лепка, т. е. собст­венно пластика, в мягком материале (глина, воск), ваяние - обработ­ка твердых материалов (дерево, камень, слоновая кость), отливка и чеканка в металле.

Обычно процесс работы скульптора начинается с рисунка, набро­ска, затем он переходит к созданию модели в мягком материале (глина, пластилин, воск).

Мягкие мате­риалы считаются временными, при работе с ними обычно предпо­лагается дальнейшая отливка в более долговечные - чугун, бронзу. В наше время расширилось количество материалов, пригодных для скульптуры: возникли произведения из стали, бетона, пласт­массы.

Широко известны слова Микеланджело о том, что работая он просто удаляет из камня все лишнее. «Всякая статуя должна быть задумана, чтобы ее можно было скатить с горы и ни один кусочек не отломился».

Глина - один из основных скульптурных материалов. Это оса­дочная порода, основу которой составляет каолин. Важнейшее каче­ство глины - пластичность, а также способность длительное время сохранять обеспечивающую пластичность насыщенность влагой. Обжиг придает глине не только механическую прочность, но и определенную завершенность, ощущаемую зрителем.

Этого качества лишен пластилин, обладающий как промежуточ­ный скульптурный материал рядом преимуществ по сравнению с гли­ной. Являясь продуктом смешения очищенной глины с воском, жиром и другими компонентами, он не высыхает, допускает тончайшую, не всегда доступную глине моделировку поверхности, но недостаточно пластичен для работы с крупной скульптурной формой, неудобен для длительного хранения и экспонирования. Пластилин используется обычно для лепки эскизов, исполнения миниатюрных и медальерных работ, впоследствии переводимых в другие скульптурные материалы.

Лепка в мягком материале осуществляется на специальном кар­касе, составляющем основу и остов будущего произведения. Он дол­жен соответствовать ему по своим размерам и форме. В переводе с французского языка carcasse - буквально означает - скелет, ос­тов. Его непосредственная задача - гарантировать конструктивную прочность изображения, не давать глине или пластилину оседать под собственной тяжестью, деформируя скульптурный объем.

Глина может быть и самостоятельным материалом, тогда она тре­бует обжига и называется терракотой.

Из Ис­пании техника цветной глазури (по-видимому, от острова Майорки возникло название «майолика») перешла в Италию.


В XVIII в. майолику сменяет открытый китайцами еще в VII в. фар­фор.

Гипс больше служит как вспомогательный материал для отливок с глины и воска, но и как отлив с живой модели он известен очень давно.

Из твердых материалов скульптуры древнейшим было дерево, из­вестное в Египте и архаической Греции, совсем забытое в эпоху зрелой античности в классической Греции и в Риме. Дерево можно легко окрашивать, чем широко пользовались как египетские мастера, так и западноевропейские в эпоху Средневековья и барокко.

Скульпторы итальянского Возрождения прибегали к дереву очень редко, его вытеснили мрамор и бронза.

Другой крепкий материал - слоновая кость, известная еще с ка­менного века. Слоновая кость используется чаще всего для мелкой скульптуры.

Камень - самый распространенный из твердых материалов, который может быть разных цветов и разной степени твердости. Наиболее твердый - обсидиан, черный или темно-зеленый базальт, красный или фиолетовый порфир, черный диорит. Все это - излюбленные материалы египтян, высекающих из них свои огромные, мрачные, застывшие в вечной статике статуи. Хрупкий и прозрачный алебастр, известный еще шумерам, употреблялся как для монумен­тальной скульптуры, так и для мелкой пластики.

Более мягкий (но и более ломкий) камень - известняк, широко при­менялся в скульптуре Древней Греции. Мрамор, собственно, - особая порода известняка, только наиболее твердая и разных, очень красивых цветов - от ярко-белого до черного, дающая сложнейшую игру светотени. Этим и объясняется его успех у скульпто­ров.

Из металлов , применяемых для отливки скульптуры, наиболее рас­пространена бронза, - смесь олова с медью, известная на Востоке еще в III тысячелетии до н. э. Новое время знает и отливку из чугуна, алюминия, формование из бетона и т. д. Приемы отливки, чеканки, ковки, естественно, отличны от приемов работы в камне. Прежде все­го бронза легче камня, ибо она полая внутри. Поэтому она дает возможность для более разнообразных решений: просветы, сложные по­вороты, большие ответвления от основной массы, - чего нельзя вы­полнить в камне. В бронзе более четкий, темный силуэт, большая игра светотени. Наконец, бронза менее мрамора поддается атмосферным влияниям, воздействию сырого воздуха, а патина (зеленоватый на­лет), возникающая от сырости, иногда даже придает ей благородный «оттенок времени».

Литье из бронзы было знакомо еще древним египтянам, от них пе­решло к грекам. Скульптор IV в. до н. э. (так называемой поздней классики) Лисипп работал в основном в бронзе и, как говорят источ­ники, оставил более 1500 статуй. Раннее Средневековье предпочита­ло бронзу в отличие от позднего, любившего дерево и особенно ка­мень. С эпохи Возрождения история литья из бронзы практически уже не прерывалась.

Холодная ковка металла (необязательно бронзы, это может быть и золото, и серебро) известна была и в древности - в Вавилоне и Египте, где металлическими пластинами с выкованными на них рельефами (они ковались изнутри) обкладывались большие статуи, основа которых была деревянной или глиняной.

Бетон или цементный раствор может быть использован не только как строительный материал, в том числе как отличный материал для реализации творческих идей – изготовления садово-парковых скульптур.

Что потребуется для изготовления?

Для того чтобы украсить свою придомовую территорию, сад или ландшафтный дизайн бетонными скульптурами не требуется специального образования, специального оборудования и специальных навыков. Потребуется – желание, пространственное мышление, умение работать с бетоном и чувство прекрасного. Возможно, потребуется умение работать со сварочным аппаратом.

В зависимости от принятой технологии скульптур потребуются следующие материалы и инструменты:

  • Емкость для замешивания раствора или бетономешалка;
  • Шанцевый инструмент: лопаты, шпатель, мастерок;
  • Стальная или алюминиевая проволока;
  • Плоскогубцы и кусачки;
  • Портландцемент М400 (белый или серый), песок, вода, пластификатор для бетона (к примеру, моющее средство Фейри или клей ПВА);
  • Полиэтиленовая пленка;
  • Пластиковая строительная сетка;
  • Краска и грунтовка для наружных работ «по бетону»;
  • Формы для заливки (вариант изготовления скульптур с помощью заливки в формы).

Варианты и технологии

Перед тем как начать замешивать материал следует определиться с видом технологии изготовления скульптуры. Это зависит от формы и размера изделия. Простые скульптуры такие как: грибы, колобки, фигуры в виде сфер или полусфер можно изготовить по технологии заливки в формы, сложные «реалистичные» скульптуры в виде животных, цветов, деревьев, птиц, шаржей на людей и прочие подобные изделия изготавливаются по более сложной – каркасной технологии. Фигурки относительно небольших размеров можно вылепить из бетона вручную по аналогии с пластилином.

Каркасная технология

Это одна из самых сложных технологий, которая предусматривает изготовление каркаса будущей скульптуры из стальной или алюминиевой проволоки. Здесь нет стандартных рецептов, кроме рекомендаций использования за основу любых подходящих ненужных вещей: коробок, древесины, тряпок и т.п.

Каркас можно изготовить из алюминиевой проволоки методом вязки, из стальной проволоки метолом сварки, либо комбинированным методом – сварки основы скульптуры и вязки ее отдельных элементов.

Если скульптура планируется как пустотелая (предпочтительный вариант), каркас очень аккуратно и тщательно обтягивается строительной сеткой. При изготовлении пустотелой фигуры не только экономятся дорогостоящие компоненты бетона, но и отсутствует необходимость заказа грузоподъемных устройств для ее перемещения и установки на постоянное место.

Нанесение раствора на каркас производится слоями, шпателем и мастерком. Каждый новый слой наносится после начала схватывания предыдущего слоя. После того как будет нанесен последний слой, и бетон схватится, но еще не высохнет, следует исправить дефекты скульптуры (наплывы, потеки, заусенцы и т.п.). Это можно сделать шпателем, ножом или крупной наждачной бумагой.

Технология заливки в готовые формы

Технология предусматривает покупку или изготовление специальных форм по аналогии со строительной опалубкой. Например, для заливки шляпки гриба можно использовать миску, тазик или половинку мяча выстланные полиэтиленовой пленкой, а для ножки – пластиковую бутылку, которая после схватывания бетона разрезается и удаляется.

При изготовлении формы следует обеспечить отсутствие больших щелей, через которые возможно вытекание раствора. Также в целях экономии бетона внутрь формы можно положить пластиковую бутылку, или заполнить пространство ненужными тряпками.

Технология приготовления бетонного раствора для заливки скульптуры

  • Песок просеивается и смешивается с цементом в соотношении 3:1. Выбирая между белым и серым портландцементом следует учитывать что краски нанесенные на белый цемент будут выглядеть ярче, насыщеннее и естественнее. При этом белый цемент стоит значительно дороже обычного «серого» связующего;
  • В полученную однородную смесь небольшими порциями добавляется чистая вода и пластификатор в пропорции 200 мл жидкости на мешок цемента массой 50 кг. Производится перемешивание до однородной массы. Контроль консистенции «густая сметана». В случае если бетон слишком густой – добавляют воду и опять перемешивают.

После получения консистенции густой сметаны, раствор готов к нанесению на каркас или оболочковую форму.

Создание форэскиза является первой стадией по созданию скульптурного произведения, пластического и тематического предложения. Форэскиз выполняется в графическом или объемном решении. В отдельных случаях при создании монументальной и монументально-декоративной скульптуры разрабатывается художественная концепция проектируемого скульптурного произведения.

1.Разработка эскизного проекта скульптуры

2.Создание рабочей модели скульптуры в мягком материале (глине или пластилине) в заданном масштабе.

4.Создание модели в мягком материале в величину скульптурного произведения:

5.Снятие формы с модели скульптуры (для последующего создания в твердом материале). Формы могут быть гипсовыми (одноразовыми) или резиновыми (для многократного использования и более точного литья)

6.Создание восковой модели скульптуры (для последующего литья скульптуры в бронзе или чугуне).

7.Создание скульптурного произведения в твердом материале.

С кульпторы не любят бетон. И положа руку на сердце, тому есть причины. Щебень, даже мелкий, усложняет проработку тонких деталей, для лепки бетон приспособлен плохо, ещё и долго схватывается.

Но, как ни странно, как материал скульптур для парка, дворика или детской площадки бетон вполне по плечу даже рядовому домашнему мастеру.

Конечно, материал сложный, зато по прочности и долговечности конкурент ему, разве что, гранит или бронза. Но с ними и работать куда труднее. К тому же и мелкие детали сделать есть способы, и приготовить пригодный для лепки скульптуры состав своими руками тоже можно. Но, начнём по порядку.

Содержание:
1.
1.1
1.2
1.3
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Видео-версия статьи

Три шага до скульптуры

Замысел

Сразу решим, где разместится наше будущее творение. Для украшения парка лучше что-то отдыхающее: фигуры людей, животных, либо абстрактные украшения. Для детской площадки подойдут персонажи из сказок или мультфильмов.

Если бетонную скульптуру можно задействовать в игре — замечательно!

Эскиз

Рисунок будущей скульптуры. Если получится сделать его точно и подробно - хорошо. Если ещё и в масштабе, совсем замечательно. Если же нет, хотя бы в самом общем виде, примитивно, лишь бы самому было понятно. Или подобрать готовый в интернете. Главное — определиться с размерами (рис. 1), хотя бы основными, это обязательно.

Масштабная модель

Эскиз сделали, но приступать к работе ещё рано. Следующий шаг - модель будущей скульптуры.

Модель делаем из глины или пластилина. В тонкие детали, скажем хвост и лапы кошки с рис. 1 вставим проволоку для жёсткости.

Если нет навыков лепки и желания их осваивать, подходящую модель подыскиваем в магазине игрушек, на «блошином» рынке или создаем на 3D принтере.

Совет. Порой элемент замечательно выглядит на крохотной модели, а увеличенным не смотрится. Чтобы такого избежать, старайтесь подбирать размер модели в масштабе порядка 1:5. Скажем, для метровой скульптуры модель в 20 см самое то.

Для чего нужна модель? Поясним на примере.

Чтобы скопировать готовый рисунок есть один из способов: оригинал расчерчивают сеткой из одинаковых клеточек, а затем маленькими простыми «кусочками» переносят в такую же или пропорционально увеличенную (уменьшенную) сетку (см. фото).

Похожим образом можно копировать и скульптуру. Единственно, переносить будем не плоскость, а объем, поэтому и оригинал нужен объёмный.

Декоративному бетону, прежде чем его шлифовать, дадим выстояться хотя бы неделю. Если начать раньше, частички щебня и песка будут выворачиваться, образуя раковины и борозды.

Крупные детали и плоские поверхности шлифуем «болгаркой» с насадкой в виде абразивной чашки. Мелкий рельеф - лепестковыми насадками из наждачной бумаги, насадками с мягкой основой и вручную - обычной шкуркой.

Полируем «мокрым» способом, смачивая водой и абразивы, и сам бетон.

Совсем уж крохотные детали или орнамент для бетонных скульптур требуются редко. Если все же ваш замысел требует «волосяной» точности, обработку делаем по схватившемуся бетону. Работаем режущими дисками маленькой «болгарки», перфоратором, молотком и тонкими зубилами разной формы.

Состав бетона

Для лепки нужна пластичная бетонная смесь, хорошо прилипающая к металлу каркаса и к уже уложенным слоям.

Основа её обычный либо декоративный → плюс добавки (по ссылке рассказано о приготовлении бетона своими руками). Декоративный бетон отличается тем, что вместо обычного серого цемента, используем белый, а в качестве щебня цветную крошку (мрамор, гранит, синтетические камни и т.д.).