Домой / Утепление жилища / Был подписан договор о дружбе. Порошенко разорвал договор о дружбе с РФ

Был подписан договор о дружбе. Порошенко разорвал договор о дружбе с РФ

28 сентября 1939 года – после 20 дней сопротивления был подписан акт о капитуляции Варшавы, в этот же день в результате переговоров между наркомом иностранных дел СССР В. М. Молотовым и министром иностранных дел Германии И. фон Риббентропом был подписан «Договор о дружбе и границе между СССР и Германией». Секретные дополнительные протоколы к которому фиксировали новый раздел сфер влияния Советского Союза и Третьего рейха: Литва переходила в советскую «зону», а западные земли Польши превращены в немецкое генерал-губернаторство, а также координировали недопущение «польской агитации» на территории захваченной Польши.

Описание

К договору прилагалось три секретных протокола — один конфиденциальный и два секретных. Конфиденциальный протокол определял порядок совершения обмена советскими и германскими гражданами между обеими частями разделённой Польши, а секретные корректировали зоны восточноевропейских «сфер интересов» в связи с разделом Польши и предстоящих «специальных мерах на литовской территории для защиты интересов советской стороны», а также устанавливали обязательство сторон пресекать любую «польскую агитацию», затрагивающую интересы сторон.

В ходе вторжения в Польшу немцы заняли Люблинское воеводство и восточную часть Варшавского воеводства, территории которых, в соответствии с Пактом Молотова-Риббентропа, находились в сфере интересов Советского Союза. Для того, чтобы компенсировать Советскому Союзу эти потери, был составлен секретный протокол к этому договору, в соответствии с которым Литва, за исключением небольшой территории Сувалкского района, переходила в сферу влияния СССР. Этот обмен обеспечил Советскому Союзу невмешательство Германии во взаимоотношениях с Литвой, что в результате привело к учреждению Литовской ССР 15 июня 1940 года.


Договор о дружбе и границе между СССР и Германией

Правительство СССР и Германское Правительство после распада бывшего Польского государства рассматривают исключительно как свою задачу восстановить мир и порядок на этой территории и обеспечить народам, живущим там, мирное существование, соответствующее их национальным особенностям. С этой целью они пришли к соглашению в следующем:
  1. Правительство СССР и Германское Правительство устанавливают в качестве границы между обоюдными государственными интересами на территории бывшего Польского государства линию, которая нанесена на прилагаемую при сем карту и более подробно будет описана в дополнительном протоколе.
  2. Обе Стороны признают установленную в статье 1 границу, обоюдных государственных интересов окончательной, и устраняют всякое вмешательство третьих держав в это решение.
  3. Необходимое государственное переустройство на территории западнее указанной в статье линии производит Германское Правительство, на территории восточнее этой линии - Правительство СССР.
  4. Правительство СССР и Германское Правительство рассматривают вышеприведенное переустройство как надежный фундамент для дальнейшего развития дружественных отношений между своими народами.
  5. Этот договор подлежит ратификации. Обмен ратификационными грамотами должен произойти возможно скорее в Берлине. Договор вступает в силу с момента его подписания. Составлен в двух оригиналах, на немецком и русском языках.

Секретный дополнительный протокол

Нижеподписавшиеся полномочные представители заявляют о соглашении Правительства Германии и Правительства СССР в следующем:

Секретный дополнительный протокол, подписанный 23 августа 1939 года, должен быть исправлен в пункте 1, отражая тот факт, что территория Литовского государства отошла в сферу влияния СССР, в то время когда, с другой стороны, Люблинское воеводство и часть Варшавского воеводства отошли в сферу влияния Германии (см. карту, приложенную к Договору о Дружбе и Границе, подписанному сегодня).

Как только Правительство СССР примет специальные меры на Литовской территории для защиты своих интересов, настоящая Германо-Литовская граница, с целью установления естественного и простого пограничного описания, должна быть исправлена таким образом, чтобы Литовская территория, расположенная к юго-западу от линии, обозначенной на приложенной карте, отошла к Германии.

Нижеподписавшиеся полномочные представители, по заключении Договора о Дружбе и Границе, заявляют о своем согласии в следующем:

Обе Стороны не будут допускать на своих территориях никакой польской агитации, затрагивающей территорию другой стороны. Они будут подавлять на своих территориях все источники подобной агитации и информировать друг друга о мерах, предпринимаемых с этой целью.

Итоги

В результате этих событий под контроль СССР перешла территория в 196 тыс. км² с населением около 13 млн человек.

После нападения Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года договор, так же как и все остальные советско-германские договоры, утратил силу. При заключении Соглашения Сикорского-Майского 30 июля 1941 года советское правительство признавало советско-германские договоры 1939 г. утратившими силу в части территориальных изменений в Польше.

Правообладатель иллюстрации UNIAN Image caption Руководство Украины не пошло на разрыв дипломатических отношений с Россией, однако послов стран в обеих столицах нет

Несмотря на нарушение Россией положений договора о дружбе и сотрудничестве с Украиной, Киев пока не планирует его разрывать.

31 мая исполняется двадцать лет со времени подписания президентами России и Украины "Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве", который назвали "Большим договором".

Страны официально признали границы друг друга и закрепили принципы стратегического партнерства и уважения территориальной целостности.

После аннексии Крыма и начала конфликта на Донбассе в Украине неоднократно звучали призывы разорвать этот договор из-за нарушения Россией территориальной целостности Украины.

Может ли Украина пойти на это, или же будет судиться с Россией из-за нарушения "Большого договора"?

Нерушимость границ

31 мая 1997 года в Киеве, как тогда казалось, поставили точку в возможных территориальных спорах между Украиной и Россией.

Тем более, что за несколько дней до этого страны также подписали окончательное соглашение о разделе Черноморского флота бывшего СССР в Крыму.

Одной из важнейших статей "Большого договора" стала вторая, в которой говорится о взаимном признании границ стран.

"Высокие Договаривающиеся Стороны в соответствии с положениями Устава ООН и обязательствами по Заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе уважают территориальную целостность друг друга и подтверждают нерушимость существующих между ними границ", - говорится в документе.

Впоследствии, в 2003 году Леонид Кучма и Владимир Путин подписали договор о государственной границе между странами, полностью согласовав ее на карте.

В этом документе Россия также признала принадлежность Крыма Украине.

Еще в 2014 году украинские политики заговорили как о расторжении дипломатических отношений между странами в целом, так и о денонсации "Большого договора" в частности.

Правообладатель иллюстрации UKRINFORM Image caption "Большой договор" подписали президенты Леонид Кучма и Борис Ельцин

Однако эту инициативу украинская власть так и не поддержала.

С другой стороны, в самом договоре указано, что его заключили на десять лет.

После этого каждый раз он автоматически продлевается еще на десятилетие, если одна из сторон за полгода до истечения срока письменно не заявит о выходе.

Десять лет назад действие договора автоматически продолжилось, и пока нет признаков, чтобы Украина инициировала выход из него.

Будет ли судебный иск?

В конце 2016 года заместитель министра иностранных дел Украины Вадим Пристайко назвал инициативы расторгнуть договор "эмоциями политиков", которых себе не могут позволить дипломаты.

А "Большой договор" он назвал крючком, который позволяет Украине подать на Россию в суд за нарушение статьи о территориальной целостности.

"Мы берем эту статью и несем в Международный суд. В течение года готовили соответствующий иск, теперь эта подготовка закончилась", - сказал тогда Пристайко.

В случае разрыва, по словам дипломата, Россия получит возможность "соскочить с крючка".

В январе 2017 года Украина подала против России иск в Международный суд ООН в Гааге "за совершение актов терроризма и дискриминации во время ее незаконной агрессии против Украины".

Иск был направлен по обвинению в нарушении Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма и Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption В начале года Украина подала в Международный суд ООН иск, однако не из-за нарушения "Большого договора"

Правда, обещанной подачи в суд из-за нарушения "Большого договора" так и не произошло.

Собеседники ВВС Украина в МИД рассказали, что иск о нарушении "Большого договора" пока не актуален.

Один из собеседников в МИД отметил, что даже юридическая возможность такого судебного обращения под вопросом.

Хотя "Большой договор" зарегистрирован в секретариате ООН, в нем указано, что "споры относительно толкования и применения положений настоящего Договора подлежат урегулированию путем консультаций и переговоров между Высокими Договаривающимися Сторонами".

Поэтому бывший глава МИД Леонид Кожара называет перспективу иска в Международный суд ООН "сложным вопросом".

Правообладатель иллюстрации UNIAN

Он признает, что зарегистрированные в ООН договора подпадают под юрисдикцию суда.

"Однако в "Большом договоре" нет прописанной подсудности, а четко указано разрешение споров на двустороннем уровне. Поэтому вопрос очень сложный", - считает Кожара.

Бывший министр иностранных дел Украины и экс-посол в России Константин Грищенко также называет судебную перспективу дела о нарушении "Большого договора" проблемной.

"Основным судом иска является Международный суд ООН. Для того, чтобы там рассматривать, нужно, чтобы обе стороны фактически признавали обязательность его решений. Россия вряд ли на это согласится", - заявил ВВС Украина Грищенко.

Согласно уставу ООН и Международного суда, заставлять выполнять решение суда должен Совбез, где Россия имеет право вето.

Денонсация или... ничего

Несмотря на это, Грищенко считает нецелесообразным выход из договора, называя его "правовой основой для продвижения своей позиции на международной арене".

"Прекращение договоров должно быть частью четкой стратегии, которой пока нет", - добавил Грищенко.

Правообладатель иллюстрации Getty Images

Зато его коллега, экс-глава МИД Владимир Огрызко считает, что договор нужно денонсировать, независимо от судебных планов.

"Когда страна в состоянии фактической войны с другой, говорить о дружбе и стратегическом партнерстве невозможно. Соглашение или надо менять, или денонсировать", - заявил ВВС Украина Владимир Огрызко.

При этом он настаивает, что на момент аннексии и нарушения "Большого договора" документ действовал, поэтому "любой суд будет рассматривать ситуацию на тот конкретный момент".

Судя по настроениям в МИДе, пока судебного иска против России за нарушение "Большого договора" ждать не стоит.

О денонсации также пока на высоком уровне не говорят - поэтому, скорее всего, договор продолжит формально действовать со статьей об уважении территориальной целостности Украины со стороны России.

14 февраля 1950 года

Обе Договаривающиеся Стороны обязуются в порядке взаимного согласия добиваться заключения в возможно более короткий срок совместно с другими союзными во время второй мировой войны державами Мирного Договора с Японией.

Обе Договаривающиеся Стороны не будут заключать какого-либо союза, направленного против другой Стороны, а также не будут участвовать в каких-либо коалициях, а также в действиях или мероприятиях, направленных против другой Стороны.

Обе Договаривающиеся Стороны будут консультироваться друг с другом по всем важным международным вопросам, затрагивающим общие интересы Советского Союза и Китая, руководствуясь интересами укрепления мира и всеобщей безопасности.

Обе Договаривающиеся Стороны обязуются в духе дружбы и сотрудничества и в соответствии с принципами равноправия, взаимных интересов, а также взаимного уважения государственного суверенитета и территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела другой Стороны - развивать и укреплять экономические и культурные связи между Советским Союзом и Китаем, оказывать друг другу всякую возможную экономическую помощь и осуществлять необходимое экономическое сотрудничество.

Настоящий Договор вступает в силу немедленно со дня его ратификации; обмен ратификационными грамотами будет произведен в Пекине.

Настоящий Договор остается в силе в течение 30 лет, причем, если одна из Договаривающихся Сторон за год до истечения срока не заявит о желании денонсировать Договор, то он будет продолжать оставаться в силе в течение 5 лет и в соответствии с этим правилом будет пролонгироваться.

Составлено в г. Москве 14 февраля 1950 года в двух экземплярах, каждый на русском и китайском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

По уполномочию
Президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик
А. ВЫШИНСКИЙ

По уполномочию
Центрального Народного Правительства Китайской Народной Республики
ЧЖОУ ЭНЬ-ЛАЙ

Подписан «Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи» между СССР и Китаем

Советско-Китайский «Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи» сроком на тридцать лет был подписан в Москве 14 февраля 1950 года . Исторический документ явился результатом личной встречи и особо дружеских отношений Иосифа Сталина и Мао Цзэдуна. Однако сам договор был подписан министрами иностранных дел: от КНР Чжоу Эньлай, а от СССР Андрей Вышинский.

Визит Мао Цзэдуна в Москву затянулся на два месяца. Пекин ожидал от договора мощную политическую и военно-экономическую поддержку новой китайской государственности. Москва надеялась на усиление своих позиций в Азии, на укрепление социалистического блока в мировом масштабе. В те же дни было принято решение о предоставлении Китаю советского льготного кредита на сумму 300 миллионов долларов США. Москва выразила готовность оказывать КНР экономическую, военную и научно-техническую поддержку.

Тесные отношения между СССР и Китайской Народной Республикой во главе с Мао Цзэдуном установились раньше - когда СССР оказывал помощь компартии Китая в борьбе за власть. Так что само подписание договора просто констатировало положение вещей и было приурочено к визиту Мао Цзэдуна в Москву. Однако после смерти Сталина и началом в 1956 году десталинизации в СССР отношения между странами начинают ухудшаться.

Речь Никиты Хрущева на закрытом заседании XX съезда КПСС была воспринята Мао Цзэдуном резко негативно. Также КНР отрицательно относится к новому внешнеполитическому курсу СССР - на выход из изоляции и установление деловых отношений со странами Запада, известный как курс на «мирное сосуществование двух систем». КНР обвиняет советское руководство в ревизионизме и уступках Западу. Во время Карибского кризиса КНР поддерживала идею вооруженной конфронтации СССР и США и была недовольна мирным разрешением кризиса.

Не оправдались и надежды Мао Цзэдуна получить от СССР ядерное оружие. Наконец, в 1962 году Советский Союз поддержал Индию в войне с Китаем. В 1963 году КНР и СССР обменялись письмами, в которых высказали свои идеологические позиции и таким образом формально признали наличие разногласий между государствами.

В 1964 году происходит фактически полный разрыв отношений между КПСС и КПК, КНР отзывает своих студентов из СССР, а Советский Союз - своих специалистов из КНР. Вскоре между СССР и КНР вспыхивает вооруженный конфликт на острове Даманский. Договор о дружбе тем не менее расторгнут не был. В 1979 году КНР воевала с Вьетнамом, и СССР выступил на стороне Вьетнама.

Советско-китайский договор о дружбе, союзе и взаимной помощи

ДОГОВОР о дружбе, союзе и взаимной помощи между Союзом Советских Социалистических Республик и Китайской Народной Республикой

Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик и Центральное Народное Правительство Китайской. Народной Республики,

исполненные решимости путем укрепления дружбы и сотрудничества между Союзом Советских Социалистических Республик н Китайской Народной Республикой совместно воспрепятствовать возрождению японского империализма и повторению агрессии со стороны Японии или какого-либо другого государства, которое объединилось бы в любой форме с Японией в актах агрессии,

исполненные желания укреплять длительный мир и всеобщую безопасность на Дальнем Востоке и во всем мире в соответствии с целями и принципами Организации Объединенных Наций,

глубоко уверенные, что укрепление отношений доброго соседства и дружбы между Союзом Советских Социалистических Республик и Китайской Народной Республикой отвечает коренным интересам народов Советского Союза и Китая, решили с этой целью заключить настоящий Договор и назначили в качестве своих Уполномоченных:

Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик - Андрея Януарьевича Вышинского, Министра Иностранных Дел Союза ССР, Центральное Народное Правительство Китайской Народной Республики - Чжоу Энь-лая, Премьера Государственного Административного Совета и Министра Иностранных Дел Китая.

Оба полномочных представителя после обмена своими полномочиями, найденными в должной форме и полном порядке, согласились о нижеследующем:

Обе Договаривающиеся Стороны обязуются, что ими совместно будут предприниматься все имеющиеся в их распоряжении необходимые меры в целях недопущения повторения агрессии и нарушения мира со стороны Японии или любого другого государства, которое прямо или косвенно объединилось бы с Японией в актах агрессии. В случае, если одна из Договаривающихся Сторон подвергнется нападению со стороны Японии или союзных с ней государств, и она окажется, таким образом, в состоянии войны, то другая Договаривающаяся Сторона немедленно окажет военную и иную помощь всеми имеющимися в ее распоряжении средствами.

Договаривающиеся Стороны также заявляют о своей готовности в духе искреннего сотрудничества участвовать во всех международных действиях, имеющих своей целью обеспечение мира и безопасности во всем мире, и будут полностью отдавать свои силы скорейшему осуществлению этих целей.

Японское название Японии Nihon (日本) состоит из двух частей – ni (日) и hon (本), оба из которых являются китаизмами. Первое слово (日) в современном китайском произносится rì и обозначает, как и в японском, «солнце» (передаваясь на письме его идеограммой). Второе слово (本) в современном китайском произносится bӗn. Его первоначальное значение – «корень», и передающая его идеограмма представляет собой идеограмму дерева mù (木) с добавленной внизу чёрточкой, обозначающей корень. Из значения «корень» развилось значение «происхождение», и именно в этом значении оно вошло в название Японии Nihon (日本) – «происхождение солнца» > «страна восходящего солнца» (совр. кит. rì bӗn). В древнекитайском слово bӗn (本) имело ещё и значение «свиток, книга». В современном китайском оно в этом значении вытеснено словом shū (書), однако остаётся в нём в качестве счётного слова для книг. Китайское слово bӗn (本) было заимствовано в японский как в значении «корень, происхождение», так и в значении «свиток, книга», и в форме hon (本) означает книгу и в современном японском языке. Это же китайское слово bӗn (本) в значении «свиток, книга» было также заимствовано и в древнетюркский язык, где после добавления к нему тюркского суффикса -ig приобрело форму *küjnig. Тюрки принесли это слово в Европу, где оно из языка дунайских тюркоязычных булгар в форме кънига попало в язык славяноязычных болгар и через церковнославянский распространилось в другие славянские языки, включая русский.

Таким образом, русское слово книга и японское слово hon «книга» имеют общий корень китайского происхождения, и тот же самый корень входит в качестве второго компонента в японское название Японии Nihon.

Надеюсь, всё понятно?)))

Считается, что история отношений России с Турцией начинается с 1475 года — как раз в то время Османская империя завоевала Крым, а турки начали притеснять русских купцов в приобретенных владениях. Тогда Иван III отправил турецкому султану грамоту с просьбой не мешать купцам торговать. Лидер Османской империи пошел великому князю московскому навстречу — и торговля русских возобновилась.

Важное значение отношениям с турками придавал Василий III — сын Ивана III. Князь добился того, что турецкий султан Селим выразил готовность «быть всегда с Москвой в дружбе и братстве» и запретил своему народу присваивать имущество умерших на территории Турции русских купцов.

Однако, несмотря на первые успехи двусторонних контактов России и Турции, отношения между двумя странами были напряженными. Дело в том, что Османская империя постоянно поддерживала крымских татар в походах против России — а в 1568 году между державами начался первый военный конфликт. Страны сначала сражались за контроль над Северным Причерноморьем и Северным Кавказом, затем — за права христиан в пределах Османской империи и право судоходства в черноморских проливах.

Серия из 13 русско-турецких войн, которая во многом предопределила распад Османской империи, завершилась только в 1918 году.

Как переименовать остров

В том же 1918 году, потерпев поражение в Первой мировой войне, Турция вынуждена была заключить со странами Антанты Мудросское перемирие. Документ был подписан на Лемносе — острове в Эгейском море. Кстати, именно Лемнос был использован компанией - разработчиком игр Bohemia Interactive Studio в качестве основы для создания острова Алтис, на котором происходят действия популярной компьютерной игры «Arma III». Двое разработчиков просидели несколько месяцев в тюрьме на этом острове — местным властям не понравилось, что они вели топографическую съемку (по другой версии, мужчин подозревали в шпионаже в пользу Турции).

Для освобождения пленников потребовалось вмешательство чешского .

Согласно Мудросскому перемирию, страны Антанты имели право на военную оккупацию проливов Босфор и Дарданеллы, а Турция должна была немедленно демобилизовать армию и передать союзникам все военные суда, плавающие в водах, находящихся под турецким суверенитетом. А в конце января 1919 года Верховный совет Антанты постановил: Армения, Сирия, Палестина, Аравия и Месопотамия должны были отделиться от Османской империи.

И если до начала Первой мировой войны Турция владела территорией общей площадью 1 786 716 кв. км с населением до 21 млн человек, то после войны ее площадь снизилась до 732 000 кв. км, а население стало составлять лишь 13 млн человек.

Октябрьская революция для турок

В апреле 1920 года в Анкаре было провозглашено правительство во главе с политиком и будущим реформатором Мустафой Кемалем. Великое национальное собрание существовало параллельно с султанским правительством в Стамбуле. Кемаль был страшно возмущен, что султан подписал мирный Севрский договор, по которому часть турецких земель отходила к Греческому королевству, а часть — к Армении. В ответ на это Великое национальное собрание в союзе с большевистским правительством РСФСР объявили борьбу против Греции и Антанты, а также ввели войска в районы, являвшиеся спорными между Арменией и Азербайджаном (в частности — в Карабах).

Владимир Ленин не раз заявлял, что борьба турок за независимость во многом возникла под влиянием Октябрьской революции.

По просьбе Ульянова, кстати, кемалистам было отправлено из РСФСР 6 тыс. винтовок, свыше 5 млн винтовочных патронов, 17,6 тыс. снарядов и 200,6 кг золота в слитках.

Вскоре непризнанное правительство Кемаля подписало с Арменией Александропольский договор. Согласно документу, Армения теряла часть своих территорий, признавала аннулированным Севрский мирный договор, обязывалась отозвать из Европы и США свои делегации, передавала Турции право контролировать железные дороги и прочие пути сообщения, а также «принимать военные меры» на ее территории.

«Мирный договор между Турцией и Арменией» был подписан в ночь со 2 на 3 декабря 1920 года, а на следующий день в Ереван вступила Красная армия. Советское правительство Армении тут же объявило документ аннулированным и предложило туркам начать новые переговоры.

Вместе — против империализма

26 февраля 1921 года народный комиссар иностранных дел открыл Московскую конференцию, а в марте в рамках конференции был подписан российско-турецкий договор о «дружбе и братстве». «Благодаря активности советской дипломатии и реалистической позиции, занятой председателем Великого национального собрания и премьер-министром Турции Мустафой Кемалем, трудности в советско-турецких отношениях успешно преодолевались, — писал историк Павел Густерин. — В инструкции по ведению переговоров, полученной от председателя Совнаркома Владимира Ленина, говорилось, что необходимо положить «начало сближению и дружбе чрезвычайно прочно».

Георгий Васильевич Чичерин

Wikimedia Commons

«Все договоры, до сего времени заключенные между обеими странами, не соответствуют обоюдным интересам, — гласил текст документа. — Они соглашаются поэтому признать эти договоры отмененными и не имеющими силы».

Интересно, что в соглашении значилось: державы сближала «существующая между ними солидарность в борьбе против империализма».

По договору, Турция получила Карсскую область и некоторые другие районы Армении, однако по требованию советской стороны обязалась покинуть Александропольский район и Нахичеванскую область. Советское правительство аннулировало все долги Турции перед царским правительством, а также обещало, что будет поддерживать «турецкий суверенитет» и «национальные права турецкого народа».

Сталин предъявляет территориальные претензии

13 октября 1921 года при участии представителей РСФСР в Карсе (город на востоке современной Турции) был подписан договор между Армянской, Азербайджанской и Грузинской советскими социалистическими республиками, с одной стороны, и Турцией — с другой. Его положения практически повторили суть Московского договора. Кроме того, в документе прописывалось, что города Карс и Ардахан, а также гора Арарат отходят к Турции.

А 22 января 1922 года советский государственный и военный деятель подписал с Турцией договор о дружбе от имени Украины.

Советско-турецкие договоры имели огромное значение для укрепления политической власти Мустафы Кемаля. «Престиж и значение анатолийской Турции в Европе держатся исключительно благодаря России и нашей дружбе», — заявил турецкий комиссар по иностранным делам Юсуф Кемаль-бей в апреле 1922 года.

В 1945 году, кстати, Иосиф Сталин предъявил территориальные претензии к Турции и выступил за присоединение к СССР территорий в Закавказье, принадлежавших с 1878 года Российской империи и переданных Кемалю в 1921 году. Однако после смерти вождя Министерство иностранных дел СССР заявило: «Советское правительство считает возможным обеспечение безопасности СССР со стороны проливов на условиях, одинаково приемлемых как для СССР, так и для Турции. Таким образом, Советское правительство заявляет, что Советский Союз не имеет никаких территориальных претензий к Турции».