Последние статьи
Домой / Утепление жилища / Организация публичной политической власти господствующей социальной. Политическая власть как форма организации и развития общества

Организация публичной политической власти господствующей социальной. Политическая власть как форма организации и развития общества

Тема: Государство, политическая власть, политическая система общества .

План.

1. Государство.

2. Политическая власть.

3. Политическая система общества

·1· Государство

Определяя подходы к освещению вопроса о государстве, на наш взгляд, следует акцентировать внимание на таких аспектах, как проблема понимания государства, его сущность и закономерности развития. Прежде всего, подчеркнем, что государство – это сложное и исторически развивающиеся общественно-политическое явление.

Государство обеспечивает целостность и управляемость общества. Оно является политической организацией всего населения страны общества. Без государства невозможен общественный прогресс. Существование и развитие цивилизационного общества. Государство

обеспечивает организованность и реализует народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности – считает С.С.Алексеев , с сем трудно не согласиться. Все это в значительной степени актуализирует проблему темы.

Среди рассматриваемых в научной литературе вопросов, обращает на себя внимание множество теорий происхождения государства. К наиболее относятся: теологическая (Ф.Аквинский); патриахальная (Аристотель, Филлер, Михайловский); патримониальная (Галлер); договорная (Т. Гоббс, Д. Люкк, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах); теория насилия (Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский), психологическая (Л.И. Петражицкий); марксистская (К.Маркс, Ф.Энгельс). В.И. Ленин,Г.В.Плеханов . Существуют и иные, менее известные теории. Но все они являются ступенями к познанию истины.

Столь же противоречивой проблемой остается определение государства. Многие ученые характеризовали государство, как организацию Правопорядка (порядка), усматривая в том его суть и главное назначение .

В буржуазную эпоху распространилось определение государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Однако данное понимание государства послужило поводом для различных упрощений. Так одни авторы отождествляли государство со страной, другие – с обществом, третьи – с кругом лиц, осуществляющих власть (правительством) .

Трудности выработки дефиниции анализируемого явления породили неверие в возможность его формулирования вообще .

Определения государства, данные классиками марксизма-ленинизма , которые казалось были незыблемы, ныне подвергаются критике. Так исследователи подчеркивают, что они применимы только к таким государствам, в которых возникает высокая классовая напряженность и политическое противоборство. Выводя на первый план насильственную сторону в определении государства, подчеркивают современные исследователи, не дает возможности увидеть в государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка .

В современной научной литературе нет недостатка в определении государства. До недавнего времени оно определялось как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны . Однако в данном определении слабо отражена связь государства и общества.

""Государство, - подчеркивается в учебнике под редакцией В.В. Назарова, - это особая организация публичной политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая представляя общество, осуществляет его интеграцию"" .

Существуют такие определения государства, которые носят абстрактный характер: ""Государство – это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из пирамиды всякого общества"" .

Наконец, тему определения государства завершим определением, данным в учебнике под редакцией В.М. Корельского и В.Д. Перевалова: ""государство­ – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управления делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок"" . Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству.

Существенным компонентом при анализе проблемы государства является раскрытие его признаков. Они, собственно, и отличают государство от других организаций, входящих в политическую систему общества. Каковы же они?

1. Государство в пределах своих границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества и населения объединяемого гражданством.

2. Государство является единственным носителем суверенной власти, т.е. ему принадлежит верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.

3. Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права. Они обязательны для всех органов, объединений, организаций, должностных лиц и граждан.

4. Государство есть механизм (аппарат) управления обществом, представляющий собой систему государственных органов и материальных средств, необходимых для выполнения его задач и функций.

5. Государство – единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными органами, призванными стоять на страже законности и правопорядка.

6. Государство, в отличие от других составляющих политической системы, располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими оборону, суверенитет и безопасность.

7. Государство тесно и органически связано с правом, которое является нормативным выражением государственной воли общества .

Понятие государства включает в себя характеристику его сущности, т.е. главного, определяющего, устойчивого, закономерного в данном явлении. Среди теорий, относящихся сущности государства, можно выделить следующие

Теория элит , сформированная вначале ХХ в. в работах В.Парето, Г.Моски и развита в средине века Х.Лассуэлом, Д.Сартори и др. Суть ее в том, что управляют государством элиты, поскольку, народные массы не способны выполнять эту функцию.

Технократическая теория , возникшая в 20-х гг. ХХст. и распространившаяся в 60–70х гг. Сторонниками ее были Т.Веблен, Д.Барнхейм, Д.Белл и др. Суть ее в том, что управляют обществом – специалисты, которые способны определять оптимальные пути развития.

Теория плюрастической демократии , которая появилась в ХХст. Ее представителями были Г.Ласки, М.Дюверже, Р.Даль и др. Смысл ее в том, что власть утратила классовый характер. Общество состоит из совокупности объединений людей (стратов). На их основе создаются различные организации, оказывающие давление на органы государства.

Указанные нормы внесли определенный вклад в определение сущности государства. В то же время в большинстве изданных в прошлые годы работ/его сущность рассматривалась однозначно с классовых позиций как орудие неограниченной власти/ диктатуры господствующего класса. Напротив, в западных теориях государство показывается как надклассовое образование, инструмент примирения противоречий, представляющий интересы всего общества.

Ныне признана ошибочной трактовка государства исключительно с классовых позиций . Такой подход обеднял в известной степени, искажал представление о государстве, содержал упрощенное, одностороннее понимание его сущности, ориентировал на приоритет насильственной сторон в данного явления и обострение классовых противоречий.

Как односторонний представляется подход, на котором базируется немарксистские учения . Правильно было бы вкладывать в понимание государства, отмечается в литературе, и классовый и общегосударственный подход .

Общечеловеческое предназначение государства состоит в том, чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоев населения и общественных сил, обеспечения общесоциальной направленности осуществляемых им функций.

В современных условиях отдается приоритет общечеловеческим ценностям. Таким образом, государство соответствует уровню развития демократии и характеризуется развитием идеологического плюрализма, гласности, верховенства закона, охраны прав и свобод личности, наличием независимого суда и т.д.

Важно также подчеркнуть, что значение общесоциальной стороны государственной деятельности будет возрастать. одновременно с развитием данной тенденции будет сжиматься доля классового содержания.

Кроме всего вышеизложенного, наконец, на сущность государства влияет конкретно-исторические условия развития отдельных стран, религиозный и национальный факторы .

Важным пунктом работы, на наш взгляд, является освещение экономической, социальной и научной основы государства. Государство не может не существовать, нормально функционировать и развиваться без экономического фундамента, базиса, под которым обычно понимается система экономических (производственных) отношений данного общества, существующие в нем формы собственности . От базиса во многом зависит и собственно государственная финансово-экономическая основа (государственный бюджет). Мировая история свидетельствует, что на различных этапах развития государство имело различную экономическую основу и по-разному относилось к экономике.

Государство от стихийной рыночной экономики трансформировалось в сторону государственно-правового регулирования экономики, планирования и прогнозирования.

Наряду с экономической государство стало выполнять и социальную функцию – пенсионное законодательство, пособия безработным, минимальная заработная плата и др.

Советское государство опиралось на плановую экономику и общенародную собственность, которая превратилась в ничейную, что т привело к кризису.

Исторический опыт свидетельствует, что оптимальной экономической основой могут служить социально ориентированная рыночная экономика, опирающаяся на конкурирующие между собой различные формы собственности.

Социальную основу государства составляют те слои, классы и группы общества, которые в нем заинтересованы, активно его поддерживают . Таким образом, от широты социальной базы государства, активной поддержки его обществом зависит устойчивость, сил аи мощь государства, способность решать встающие перед ним задачи. Государство, имеющее узкую социальную основу неустойчиво.

Развитые государства, что особенно актуально для Украины в современных условиях, должно осуществляться на научной основе, которая исключает метод проб и ошибок. Поэтому необходимы научные экспертизы, оптимальные варианты, согласованность решений и результаты поступательного развития.

Одной из основных закономерностей эволюции государства на пути поступательного развития является то, что по мере совершенствования цивилизации и развития демократии оно превращается в политическую организацию общества, где активно функционирует весь комплекс институтов государства в соответствии с принципом разделения властей.

Ученые акцентируют внимание на возрастании роли государства в жизни общества . Аргументом тому служит распространение своей организующей деятельности на все сферы жизни общества через вновь создаваемые учреждения и органы.

Под воздействием научно-технической революции и процесса мировой интеграции, создания мирового рынка в развитии государства появилась новая закономерность – сближение государств, их взаимообращение в результате взаимодействия.

Таким образом, проблемы понимания государства, его сущности и закономерности развития позволяют определить его как сложное и исторически развивающееся общественно-политическое явление; подтвердить наличие плюрализма в понимании и определении государства; Определить его признаки, сущность, основы и закономерности развития.

·2· Политическая Власть

Чтобы разобраться в проблеме политической власти, необходимо знать, что такое власть вообще. В связи с этим М.И. Байтин предлагает рассмотреть власть как общесоциологическую категорию .

Известно, подчеркивает упомянутый автор, что политическая власть является не единственным видом общественной власти. Власть присуща любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей. Она характерна как для классового, так и бесклассового общества, как для общества в целом, так и различных составных его образований.

При всем многообразии взглядов на власть многим из представителей различных течений общественной мысли присуща ее характеристика как авторитета, обладающего возможностью заставить повиноваться, подчинить своей воле других людей.

Власть вообще, будучи непосредственным порождением разносторонних связей между людьми, их интересов и смягчения при этом противоречий, возможных компромиссов, представляет собой объективно необходимое условие для участия членов общества в производстве и воспроизводстве жизни.

На основе вышеизложенного, власть как категорию можно определить как соответствующее характеру и уровню общественной жизни средство функционирования всякой социальной общности, заключающееся в отношении подчинения воли отдельных лиц и их объединений руководящей в данном обществе воле .

Политическая власть представляет собой особую разновидность общественной власти. Характерно, что в научной и учебной литературе термины ""политическая власть"" и ""государственная власть"" обычно отождествляются. Такое отождествление, хотя и не бесспорно, допустимо, читаем в учебнике под редакцией В.М. Корельского и В.Д. Перевалова .Во всяком случае, подчеркивается в указанном источнике, государственная власть всегда является политической и содержит элемент классовости.

Основоположники марксизма характеризовали государственную (политическую) власть как ""организованное насилие одного класса для подавления другого"" . Для классово-антагонистичесткого общества такая характеристика может быть и приемлема. Однако применение данного тезиса к государственной власти, тем более демократической, вряд ли допустимо, поскольку с неизбежностью приведет к негативному к ней, и к лицам, ее олицетворяющих, отношению.

Кроме того, при демократическом режиме вряд ли целесообразно делить общество на только властвующих и только подвластных. Ведь даже высшие органы государства и высшие должностные лица имеют над собой верховную власть народа, являясь одновременно объектом и субъектом власти. Однако полного совпадения между этими категориями нет даже в демократическом обществе. Если такое тождество наступит, то государственная власть утратит политический характер и превратится в непосредственно общественную, без государственных органов управления.

Часто государственная власть отождествляется с органами государства, особенно высшими. С научной точки зрения такое отождествление недопустимо, поскольку политическая власть изначально принадлежит не государству и его органам, а либо элите, либо классу, либо народу. Считаем правильным подчеркнуть, что властвующий субъект не передает органам государства свою власть, а наделяет их властными полномочиями .

Важно обратить внимание на то, что в специальной юридической и политологической литературе ряд ученых выступают за различение категорий политической и государственной власти . Такие ученые как Ф.М. Бурлацкий, Н.М. Кайзеров и др. понятие ""политическая власть"" употребляют в более широком смысле, нежели ""государственная власть"". Это власть, подчеркивают они, осуществляемая не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: партиями, массовыми общественными организациями .

Однако употребление термина ""политическая власть"" в широком смысле весьма широком смысле весьма условно, ибо сама политическая власть и степень участия в ней, в том числе со стороны различных политических партий – не одно и тоже.

Таким образом, политическая власть является, разновидностью общественной власти, которая осуществляется либо непосредственно самим государством, либо делегирована санкционирована им, то есть проводится от его имени, по его уполномочию и при его поддержке .

Рассматривая такую власть в качестве важнейшего, определяющего признака государства, исследователи обращают внимание на ее публичный характер .

Характерные черты этой публичной или политической власти, заключаются в следующем:

1. При родовом устройстве общественная власть выражала интересы всего бесклассового общества. Государственная же власть носит классовый характер.

2. Политическая публичная власть в отличие от родовой, которая не знала какого-либо особого аппарата управления и сливалась с населением, не совпадает непосредственно с насулением, осуществляется аппаратом управления, состоящим из людей, которые управляют другими.

3. В отличие от родового строя, где общественное мнение служило фактором подчинения власти старейшин и соблюдению обычаев, политическая власть опирается на возможность государственного принуждения и специально приспособленный для этой цели аппарат.

5. При родовой организации общества люди подразделялись по принципу кровного родства; учреждение политической власти, знаменующее возникновение государства, сообразуется с разделением населения по территориальному признаку.

6. С точки зрения соотношения публичной власти с обществом при первобытнообщинном строе имело место ""власть авторитета"", тогда как политическая, государственная власть есть ""авторитет власти.

Таковы основные признаки политической власти, отличающей ее от общественной власти родового строя .

весьма важной и очень любопытной остается проблема методов осуществления политической власти. Это, на наш взгляд, делегирование представителей политических партий в представительные и административные органы власти; разработка и реализация политических программ; это метод политической дискуссии; политических компромиссов; морального стимулирования и, ставший традиционным, метод убеждения.

Относительно последнего, обратим внимание на то, что механизм убеждения включает совокупность идеологических социально-психологческих средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определенных социальных ценностей.

В литературе подчеркивается, что убеждение это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-направленными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее целей и функций .

Отметим, что с развитием процесса демократизации, роль и значение метода убеждения в осуществлении политической власти закономерно возрастают.

В литературе выделяют исследователи еще один метод – метод государственного принуждения . он ограничивает свободу человека. Ставит его в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью.

При этом посредством принуждения подавляются интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно-полезное поведение.

Государственное принуждение бывает правовым и неправовым.

Чем выше уровень правовой организации государственного принуждения, тем оно в большей мере выполняет функции позитивного фактора развития общества.

Автор все же полагает, что относительно к проблеме политической (государственной) власти более приемлем метод убеждения. В реализации метода принуждения политическая власть, на наш взгляд, в определенной мере теряет политический характер.

Политическая власть детерминируется властью экономической. Но между этими понятиями существует и обратная связь. Именно от политической власти и ее решений во многом зависит уровень и темпы экономического развития.

Всякая власть, в том числе политическая, по-настоящему устойчива и сильна прежде всего за счет своей социальной основы. Политическая власть функционирует в обществе, разделенном на классы, различные социальные группы и противоречивыми, частью непримиримыми интересами.

Для разрешения социальных противоречий, для межличностных, межгрупповых, межклассовых, и общенациональных отношений, гармонизации различных интересов и существует политическая (государственная) власть. Решить такие задачи способна только демократическая власть.

Политическая власть стремиться создать в обществе о себе представление как об образцово-нравственный, даже если это не соответствует действительности. Вот почему власть, преследующая цели и использующая методы, противоречащие нравственным идеалам и ценностям, призывалась и признается аморальный, лишенный нравственного авторитета.

Для политической власти большое значение имеют исторические, социально-культурные и национальные традиции. Если власть опирается на традиции, то они укрепляют ее в обществе, делают ее более прочной и стабильной.

Политическая власть объективно нуждается в идеологии, т.е. системы идей, тесно связанных с интересами властвующего субъекта . С помощью идеологии, власть объясняет свои цели и задачи, методы и способы их достижения. Идеология обеспечивает власти определенный авторитет, доказывает тождественность ее целей народным интересам и целям.

В то же время необходимо учитывать, что общественная жизнь в Украине основывается на политическом, экономическом идеологическом разнообразии. "" Ни одна из идеологий не может быть признана государством как обязательная"" .

Важной проблемой при анализе политической власти является ее легитимность. В литературе разработаны типология и источники легитимности власти. К последним относятся:

Идеологические принципы и убеждения граждан в политическом строе как самом справедливом;

Преданность власти, благодаря положительной оценке личных качеств субъектов власти;

Политическая (или государственная) принуждение .

Следует учитывать, что легитимность властвующего субъекта находит отражение и юридическое закрепление в Конституции Украины. Так в ст. 5 гласит: ""Носитель суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ"" .

Таким образом, политическая власть представляет прежде всего корпоративные интересы определенной части, социальной группы, класса; ее реализация осуществляется особым аппаратом, который отделен от общества и выполняет управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение; обеспечение решений политической власти осуществляется с помощью созданного аппарата управления; политическая власть имеет в своем арсенале соответствующие методы деятельности; она также имеет экономические, социальные и нравственно-идеологические основы.

·3· Политическая система общества

В научной и учебной литературе существуют различные определения политической системы . Более удобным, на наш взгляд, является определение, данное К.С. Гаджиев: "" Политическая система – это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства . Основным ее назначением является обеспечение целостности, единство действий людей в политике.

Компонентами политической системы являются:

А) совокупность политических объединений (государство, политические партии общественно-политические организации и движения);

Б) политические отношения складывающиеся между структурными элементами системы;

В) политические нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь страны;

Г) политическое сознание, отражающее идеологические и психологические характеристики системы;

Д) политическая деятельность .

Политическая система представляет собой диалектическое единство четырех сторон: и институциональной, регулятивной, функциональной и идеологической .

В связи с этим целесообразно отметить, что политические нормы и возникающие на их основе отношения называются политическими институтами. Процесс воплощения идей в нормы, правила, принципы существования политических организаций называется институциализацией, так происходит формирование элементов политической организации общества.

В политическую систему входят не все учреждения, а только такие, которые берут на себя выполнение ее специфических функций в обществе. Особенность государства состоит в том,что оно представляет собой совокупность органов, осуществляющих властные управленческие функции общества.

Организационные отношения в сфере политики наделены некоторыми чертами:

Общая цель для всех участников организации;

Иерархичность структуры отношений внутри организации;

Дифференцированность норм для руководителей и руководимых .

Разнообразные виды действий людей, направленных на обеспечение функционирования, преобразование и защиту системы осуществления политической власти в обществе составляет суть политической деятельности.

Политическая деятельность неоднородна, в ее структуре можно выделить несколько состояний – политическая активность и пассивность. При этом критерием активной деятельности служит стремление и возможность, воздействуя на политическую власть или непосредственно используя ее реализовывать свои интересы.

Политическая пассивность – это вид политической деятельности, в рамках которой субъект не реализует своих собственных интересов и находиться под влиянием другой социальной группы.

Под политическим сознанием имеется в виду многообразие проявлений духовности, отражающих деятельность механизмов политической власти и направляющих поведение людей в сфере политических отношений. В политическом сознании выделяются два уровня: концептуальный и обыденный.

В характеристику политической системы входит политическая культура. Это система ценностей, политических идей, символов, убеждений, принятых членами политической общности используемых для регуляции деятельности и отношений .

Поскольку в сфере политических отношений люди имеют дело с выбором порядка действий, ценности играют огромную роль в становлении характера, направленности политических действий и процессов. В значительной степени они определяют тип политических систем, приоритетных государственных механизмов. Отражением их эволюции служит смена господствующих в политической системе ценностей.

Центральным элементом политической системы является государство. Государство выполняет такую политическую функцию, как авторитарное распределение ценностей, в качестве которых могут выступать материальные блага, социальные преимущества, культурные достижения и др.

Следующей функции политической системы является интеграция общества, обеспечение взаимосвязи единство действий различных компонентов его структуры.

Очередной функцией политической системы является упорядочивание политических процессов. Как вид деятельности она направлена на реализацию целей обновления и стабилизации.

В литературе выделяют и другие функции политической системы . Неспособность реализации политической системой своих важнейших функций вызывают ее кризис.

В зависимости от факторов и господствующего политического режима, формируются различные типологии политических систем:

Командную – ориентированную на использование принудительных, силовых методов управления;

Соревновательную – основанную на противостоянии, противоборстве различных политических и социальных сил;

Социопримерительная – нацеленная на поддержание социального консенсуса и преодоление конфликтов .

Очередной проблемой, требующей рассмотрения является характеристика основных субъектов политической системы. Одним из них является политическая партия. Она осуществляет функцию представительства интересов различных социальных групп; Интегрирует социальную группу, входящую в сферу политических отношений; в снятие ее внутренних противоречий.

Партии имеют свою программу, систему целей, более или менее разветвленную организационную, накладывают на своих членов определенные обязанности и формируют нормы поведения.

Партии могут быть классовыми, национальными, религиозными, проблемными, государственно-патриотическими, формирующимися вокруг популярной политической фигуры, так называемые ""----------- партии"" .

Другим субъектом политической системы выступает движение. В них отсутствует жесткая централизованная организация, нет фиксированного членства. Программу и доктрину заменяет цель или система политических целей. Доминирующая тенденция в современных условиях предпочтение движениям перед партиями.

Очередным субъектом политической системы выступают группы давления. Для них характерны строгая конспирация, сокрытие целей, жесткая иерархичность построения, строгая дозировка о структуре и деятельности организации .

Политическая система состоит из противоположных сторон, находящихся в отношениях противория. Разрушение таких противоречий и составляет внутренний источник ее саморазвития.

Важное значение для процесса развития имеют внутренние противоречия объективного плана. Разрушение такого рода противоречий означает обретение качественно новой, более высокой формы движения. Примером может служить деятельность демократического государства по преодолению одного из основных противоречий между государством и гражданином.

Противоречия субъективного плана, вызванные несовпадением идейно-политических, психологических и правовых установок господствующей в обществе моралью, законностью и правопорядком, разрешается или путем искоренения негативных проявлений, или путем достижения консенсуса.

Среди всех многообразных оснований классификации политических закономерностей, наиболее общее значение имеют такие критерии, как институционность, глубина и универсальность их исторического действия, классовая сущность .

Совокупность приемов, методов, способов, средств осуществления политической власти называется политическим режимом .

Выделяют следующие их типы:

Демократические – когда обеспечивается право на участие народа в решении государственных дел, уважаются и охраняются права человека;

Тоталитарные – когда отрицаются или значительно ограничиваются права и свободы личности, жестко контролируются авторитарным государством все стороны жизни общества.

Политическая система правового государства базируется на:

во-первых, изменении истолкования источника права, когда им становится не государство, а личность;

во-вторых, изменении представления о соотношении между государством и законом. Согласно концепции правового государства не любая возведенная в закон воля есть право, а только такая, которая не противоречит и не нарушает права человека, но укрепляет и защищает их;

в-третьих, утверждение в обществе и его политической системе такого политического качества, как уважение к закону, исходя из рассмотрения его как основного, доминирующего фактора .

Политические системы, действующие на основе принципов правового государства имеют существенные признаки, к которым следует отнести:

легитимность (принятием населением государственной власти, признание ее права управлять и согласия подчинятся);

легальность , т.е. нормативность, выражающаяся в способности оперировать и ограничиваться законом;

безопасность , важнейшими аспектами которой являются.


Государственный строй - система государственного устройства.

Государственный строй - система политико-правовых, административных, экономических и социальных отношений в государстве, которая устанавливается основными законами (Конституцией, декларациями о независимости и т. д.), а также структура государства, обусловленная социально-экономическим развитием общества и соотношением политических сил в стране.

Глава 1 Конституции «Основы конституционного строя» характеризует государственный строй России следующим образом:

Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления .

Для более полного ответа на этот вопрос можно использовать имеющиеся знания по билетам 7, 8, 11, 16.

Россия - демократическое государство. Провозглашаются народовластие, идеологическое и политическое многообразие, обеспечение местного самоуправления.

Россия - правовое государство. Обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип разделения властей, а также признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина.

Россия - федеративное государство. Оно состоит из равноправных субъектов Федерации - республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономной области и автономных округов.

Россия - государство с республиканской формой правления. Это означает, что граждане, согласно Конституции, имеют право участвовать в выборах Федерального Собрания.

Россию можно охарактеризовать как республику с сильной президентской властью. Президент России юридически обладает полномочиями главы государства, а фактически - и главы исполнительной власти. Но России присущи и некоторые черты парламентской республики, например, наличие Председателя Правительства, назначение которого происходит с согласия Государственной Думы.

Человек, его права и свободы - высшая ценность (статья 2). Это одна из фундаментальных основ конституционного строя России. Специальные государственные учреждения, которые должны обеспечивать охрану прав и свобод - это суды, органы охраны общественного правопорядка, прокуратуры и институт Уполномоченного по правам человека.

Россия - суверенное государство. Суверенитет предполагает независимость государства в области международных отношений и верховенство его решений в делах внутренних. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России признается ее многонациональный народ.

Суверенитет России был закреплен в Декларации «О государственном суверенитете РСФСР», принятой 12 июня 1990 г. первым Съездом народных депутатов РСФСР.

Россия - социальное государство. Особое значение имеет государственная помощь малообеспеченным слоям населения.

Статья 8 Конституции гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансов, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Россия - светское государство. Отделение церкви от государства проявляется, например, в государственной регистрации актов гражданского состояния, в отсутствии у государственных служащих обязанностей исповедовать определенную религию.

2. Инженер, закончивший вуз в середине позапрошлого века, мог не заботиться о повышении квалификации до конца своей трудовой биографии - институтского багажа было вполне достаточно. Знания выпускников начала прошлого века устаревали через 30 лет; современные инженеры должны переучиваться каждое десятилетие. О какой черте (тенденции) общественного развития говорят приведенные факты? Почему современные специалисты должны так часто обновлять свои знания?

Повышенные требования к росту квалификации можно рассматривать как черту, свидетельствующую о формировании постиндустриального общества в результате научно-технической революции.

Постиндустриальное общество основано на

  • наукоёмких технологиях,
  • информации и знаниях, как основном производственном ресурсе,
  • творческом аспекте деятельности человека, непрерывном самосовершенствовании и повышении квалификации в течение всей жизни.

Лучшие специалисты в наши дни должны часто обновлять свои знания по ряду причин:

  1. Бурное развитие цифровых технологий (а также и других) приводит к тому, что полученная информация быстро устаревает, требуется её обновление.
  2. В постиндустриальном обществе основным «средством производства» является квалификация сотрудников. Увеличиваются затраты на подготовку рабочей силы: расходы на обучение и образование, повышение квалификации и переквалификации работников.
  3. Для постиндустриального общества характерны рост сферы услуг и дальнейшее разделение труда. Если раньше повышение квалификации происходило постепенно, в процессе работы, без отрыва от производства, то сегодня этим занимаются специализированные фирмы и повышение квалификации осуществляется на специальных курсах.
  4. Для успешной конкуренции сегодня нужны инновации. Предприятиям приходится отказываться от выпуска прежних видов продукции и осваивать новые. Чтобы не увольнять работников, необходимо переучивать их в соответствии с новыми потребностями производства.

3. Вашему классу дали задание подготовить устный журнал «Экономические проблемы развития нашего региона». Предложите план подготовки журнала. Какие страницы можно включить в журнал? Где найти материал для их оформления?

Поскольку задание дано всему классу, правильнее будет распределить работу между одноклассниками. Можно взять за основу следующий план:

  1. Предложить всем одноклассникам и, отдельно, тем, кто интересуется экономикой, обдумать, какие проблемы должны быть представлены в журнале.
  2. Собраться и обсудить полученный список проблем, распределить вопросы между участниками.
  3. Заняться поиском информации и подготовкой выступлений.
  4. Источники материала : сайты в Интернете, региональная пресса, книги о вашем регионе (там могут быть очень красивые иллюстрации).
  5. Отдельно можно поручить кому-то подготовить иллюстрации в виде компьютерной презентации, карты, плакатов и пр.
  6. Прогон устного журнала нужно делать заранее, за несколько дней до выступления, когда еще есть время, чтобы исправить выявленные недостатки.

Какие страницы включить в журнал - нужно иметь представление об основных проблемах вашего региона. Назовите 3–4, которые у всех на слуху. Довольно распространены проблемы старения населения, износа оборудования на предприятиях, роста цен на энергоносители, проблемы с конкурентоспособностью и сбытом продукции, нехватки квалифицированных рабочих-станочников, нехватки средств для социальных программ из-за низкой доходности предприятий-налогоплательщиков, нехватки мест в детских садах, что затрудняет выход на работу для молодых мам.

Ни пуха, ни пера!

ОРГАНИЗАЦИЯ ПУБЛИЧНОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ

Особенности:

Ø Гос. власть не сливается с обществом, а выделяется из него.

Ø Гос. власть внешне и официально представляет все общество. (Чиновники служащие гос-ву, должностные лица представители гос-ва (президент))

Ø Гос. власть призвана обеспечивать правопорядок и нормальную жизнедеятельность людей.

Ø Наличие особого аппарата (гос. органы)

4. СУВЕРЕНИТЕТ - свободное, независимое от каких-либо внешних сил верховенство.

Не является безграничным (ограничен правом, обязательствами, в т.ч. международными)

Един (принадлежит одному субъекту – государству; В РФ не допускается суверенитет субъектов)

o Внешний – независимость государства во взаимоотношениях с иными гос-вами.

Выражается в возможности гос-ва определять внешнюю политику, выступать в качестве равноправного участника международных отношений

o Внутренний – верховенство гос. власти по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны.

Внутренний суверенитет выражается в:

§ Единство и распространение гос. власти на все население страны.

§ Общеобязательность решений органов государства на всех находящихся на территории гос-ва.

§ Возможность отмены антиконституционных действий общественных организаций.

§ Исключительная компетенция гос-ва на издание законов.

5. ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАЗНА (государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности, налоги)

6.Типы государства: различные подходы

Тип – наиболее общие признаки, присущие определенной группе государств и раскрывающие закономерности их развития.

Типология государства – специфическая форма классификации государств на основе общих признаков конкретных государств.

Основные положения типологии государств:

1. Развитие человеческого общества – непрерывный, длительный исторический процесс

2. Этот процесс связан с коренными изменениями основных принципов государства

3. Процесс перехода от одной ступени развития к другой происходит эволюционно революционно

Значимость типологии государства:

o Дает научную, глубокую почву для характеристики черт и особенностей государства.

o Предоставляет ученым возможность прослеживать логику в построении и развитии государств.

o Выделение групп государств по типам предоставляет ученым возможность выделить перспективы, прогнозировать развитие государств.

ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД – основывается на объединении государств в рамках конкретной общественно-экономической формации.

Главный критерийспособ производства (форма собственности, производственные силы и отношения)

Формации:

1. Первобытнообщинная (догосударственная)

2. Рабовладельческая

3. Феодальная

4. Капиталистическая

5. Социалистическая

Недостатки формационного подхода:

§ Построена на материале Европейских стран.

§ Не все цивилизации прошли эти формации

§ Не учитываются культурные факторы

Достоинства : Выявляет связи государства и права с другими соц. явлениями.

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД – предусматривает объединение государств по типам не только с учетом соц.экономического развития, но и с учетом духовных факторов. (Религия, традиции, обычаи, мировоззрение, общественное сознание)

Цивилизация – совокупность родственных культур.

Тойнби: Факторы влияющие на классификацию:

§ Образ мышления

§ Религия

§ Общность исторической судьбы

§ Материальная культура

Виды цивилизаций:

· Первичные цивилизации (эгейская, шумерская и др)

· Вторичные цивилизации (Европейская, Американская)

· Локальные (Египетская, Шумерская)

· Особенные (Исландская, Восточно-Европейская)

· Всемирная цивилизация

Достоинства: ориентирован на познание социальных ценностей, обращает внимание на культуру и нравственные ценности.

Классификация государств (по отношению к религии):

ü Светские (свободное вероисповедание, церковь отделена от государства, России)

ü Клерикальные (религия является государственной, Великобритания, Норвегия)

ü Теократическое (Пакистан, Марокко, Саудовская Аравия)

Ø Государственная власть принадлежит церкви

Ø Религиозные нормы – основной источник законодательства

Ø Глава государства и церкви в одном лице

ü Атеистическое (религиозные организации преследуются властями)

7.Понятие и классификация функций государства.

Функция государства – основное направление деятельности государства, раскрывающее его сущность и назначение в обществе.

Признаки функций гос-ва:

ü Устойчивая, важная деятельность государства в основных сферах.

ü Реализует связь между сущностью и назначением государства.

ü Направлены на решение основных целей и задач гос-ва.

ü Ф-и гос-ва предполагают особые формы и методы их реализации.

Классификация функций:

По принципу разделения власти:

· Законодательная

· Исполнительная

· Правоохранительная (Судебная)

По временным рамкам :

· Постоянная (оборона)

· Временная (Строительство олимпийских объектов)

По значимости:

· Главные(Оборона)

· Второстепенные (строительство ракетного комплекса)

Функции:

ВНУТРЕННИЕ

1. Политическая – обеспечение власти на всю территорию

2. Экономическая – устанавливать НПБ для рынка, управлять гос. собственностью

3. Социальная – обеспечить достойную жизнь человеку

4. Налогообложение

5. Правоохранительная

6. Финансового контроля

7. Экологическая

ВНЕШНИЕ

1. Внешнеполитическая – отношения между гос-вами

2. Внешнеэкономическая – торговые связи

3. Обороноспособность

4. Борьба с международной преступностью

Формы реализации функций:

Формы – внешнее выражение деятельности государства.

Правовые формы : (Связаны с изданием правовых актов)

· Правотворчество – издание НПА (регламентирует общественную жизнь)

· Правоприменение – рассмотрение конкретных дел и вынесение по ним решений

Организационные (Не связаны с изданием НПА)

· Создание органов

· Кадровая работа

· Делопроизводство

· Материально-техническое обеспечение

Методы реализации функций

1. Метод нормативного регулирования

4. Метод поощрения (стимулирующий)

5. Метод договорного регулирования

6. Метод контроля и надзора за деятельностью общ. Органов

7. Метод информационного влияния на общество

8.Понятие и элементы формы государства.

Форма государства – его устройство, которое выражается в характере политических отношений между обществом и государством, в способах организации органов гос. власти м территориальном делении гос-ва.

Факторы, влияющие на форму государства:

· Классовая сущность гос-ва

· Национальный состав

· Историческое развитие страны

· Идеология

Элементы формы государства:

v Форма правления

o Монархическая

§ Абсолютная

§ Ограниченная

ü Дуалистическая

ü Парламентарная

v Форма государственного устройства

o Унитарное

o Сложное

§ Федерация

§ Империя

§ Конфедерация

v Государственно-правовой режим

o Демократический

o Антидемократический

9.Форма государственного правления.

Форма правления – организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимодействие с населением.

ФП разъясняет:

§ Способ организации гос. органов(легитимный или нет)

§ Каким субъектом осуществляется власть (коллегиальный, единоличный)

§ Степень участия населения в формировании высших органов государственной власти

§ Как разграничена компетенция между высшими органами гос. власти

§ Степень ответственности государства перед населением.

МОНАРХИЯ – форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках главы государства.

Признаки :

1. Власть передается по наследству

2. Власть монарха бессрочна

3. Власть не зависит от населения и не несет ответственность перед ним

4. Власть монарха осуществляется единолично

Виды монархий:

· Абсолютная (власть ничем не ограничена)

Тема: Государство, политическая власть, политическая система общества .

План.

1. Государство.

2. Политическая власть.

3. Политическая система общества

·1· Государство

Определяя подходы к освещению вопроса о государстве, на наш взгляд, следует акцентировать внимание на таких аспектах, как проблема понимания государства, его сущность и закономерности развития. Прежде всего, подчеркнем, что государство – это сложное и исторически развивающиеся общественно-политическое явление.

Государство обеспечивает целостность и управляемость общества. Оно является политической организацией всего населения страны общества. Без государства невозможен общественный прогресс. Существование и развитие цивилизационного общества. Государство

обеспечивает организованность и реализует народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности – считает С.С.Алексеев , с сем трудно не согласиться. Все это в значительной степени актуализирует проблему темы.

Среди рассматриваемых в научной литературе вопросов, обращает на себя внимание множество теорий происхождения государства. К наиболее относятся: теологическая (Ф.Аквинский); патриахальная (Аристотель, Филлер, Михайловский); патримониальная (Галлер); договорная (Т. Гоббс, Д. Люкк, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах); теория насилия (Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский), психологическая (Л.И. Петражицкий); марксистская (К.Маркс, Ф.Энгельс). В.И. Ленин,Г.В.Плеханов . Существуют и иные, менее известные теории. Но все они являются ступенями к познанию истины.

Столь же противоречивой проблемой остается определение государства. Многие ученые характеризовали государство, как организацию Правопорядка (порядка), усматривая в том его суть и главное назначение .

В буржуазную эпоху распространилось определение государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Однако данное понимание государства послужило поводом для различных упрощений. Так одни авторы отождествляли государство со страной, другие – с обществом, третьи – с кругом лиц, осуществляющих власть (правительством) .

Трудности выработки дефиниции анализируемого явления породили неверие в возможность его формулирования вообще .

Определения государства, данные классиками марксизма-ленинизма , которые казалось были незыблемы, ныне подвергаются критике. Так исследователи подчеркивают, что они применимы только к таким государствам, в которых возникает высокая классовая напряженность и политическое противоборство. Выводя на первый план насильственную сторону в определении государства, подчеркивают современные исследователи, не дает возможности увидеть в государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка .

В современной научной литературе нет недостатка в определении государства. До недавнего времени оно определялось как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны . Однако в данном определении слабо отражена связь государства и общества.

""Государство, - подчеркивается в учебнике под редакцией В.В. Назарова, - это особая организация публичной политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая представляя общество, осуществляет его интеграцию"" .

Существуют такие определения государства, которые носят абстрактный характер: ""Государство – это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из пирамиды всякого общества"" .

Наконец, тему определения государства завершим определением, данным в учебнике под редакцией В.М. Корельского и В.Д. Перевалова: ""государство­ – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управления делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок"" . Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству.

Существенным компонентом при анализе проблемы государства является раскрытие его признаков. Они, собственно, и отличают государство от других организаций, входящих в политическую систему общества. Каковы же они?

1. Государство в пределах своих границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества и населения объединяемого гражданством.

2. Государство является единственным носителем суверенной власти, т.е. ему принадлежит верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.

3. Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права. Они обязательны для всех органов, объединений, организаций, должностных лиц и граждан.

4. Государство есть механизм (аппарат) управления обществом, представляющий собой систему государственных органов и материальных средств, необходимых для выполнения его задач и функций.

5. Государство – единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными органами, призванными стоять на страже законности и правопорядка.

6. Государство, в отличие от других составляющих политической системы, располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими оборону, суверенитет и безопасность.

7. Государство тесно и органически связано с правом, которое является нормативным выражением государственной воли общества .

Понятие государства включает в себя характеристику его сущности, т.е. главного, определяющего, устойчивого, закономерного в данном явлении. Среди теорий, относящихся сущности государства, можно выделить следующие

Теория элит , сформированная вначале ХХ в. в работах В.Парето, Г.Моски и развита в средине века Х.Лассуэлом, Д.Сартори и др. Суть ее в том, что управляют государством элиты, поскольку, народные массы не способны выполнять эту функцию.

Технократическая теория , возникшая в 20-х гг. ХХст. и распространившаяся в 60–70х гг. Сторонниками ее были Т.Веблен, Д.Барнхейм, Д.Белл и др. Суть ее в том, что управляют обществом – специалисты, которые способны определять оптимальные пути развития.

Теория плюрастической демократии , которая появилась в ХХст. Ее представителями были Г.Ласки, М.Дюверже, Р.Даль и др. Смысл ее в том, что власть утратила классовый характер. Общество состоит из совокупности объединений людей (стратов). На их основе создаются различные организации, оказывающие давление на органы государства.

Указанные нормы внесли определенный вклад в определение сущности государства. В то же время в большинстве изданных в прошлые годы работ/его сущность рассматривалась однозначно с классовых позиций как орудие неограниченной власти/ диктатуры господствующего класса. Напротив, в западных теориях государство показывается как надклассовое образование, инструмент примирения противоречий, представляющий интересы всего общества.

Ныне признана ошибочной трактовка государства исключительно с классовых позиций . Такой подход обеднял в известной степени, искажал представление о государстве, содержал упрощенное, одностороннее понимание его сущности, ориентировал на приоритет насильственной сторон в данного явления и обострение классовых противоречий.

Как односторонний представляется подход, на котором базируется немарксистские учения . Правильно было бы вкладывать в понимание государства, отмечается в литературе, и классовый и общегосударственный подход .

Общечеловеческое предназначение государства состоит в том, чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоев населения и общественных сил, обеспечения общесоциальной направленности осуществляемых им функций.

В современных условиях отдается приоритет общечеловеческим ценностям. Таким образом, государство соответствует уровню развития демократии и характеризуется развитием идеологического плюрализма, гласности, верховенства закона, охраны прав и свобод личности, наличием независимого суда и т.д.

Важно также подчеркнуть, что значение общесоциальной стороны государственной деятельности будет возрастать. одновременно с развитием данной тенденции будет сжиматься доля классового содержания.

Кроме всего вышеизложенного, наконец, на сущность государства влияет конкретно-исторические условия развития отдельных стран, религиозный и национальный факторы .

Важным пунктом работы, на наш взгляд, является освещение экономической, социальной и научной основы государства. Государство не может не существовать, нормально функционировать и развиваться без экономического фундамента, базиса, под которым обычно понимается система экономических (производственных) отношений данного общества, существующие в нем формы собственности . От базиса во многом зависит и собственно государственная финансово-экономическая основа (государственный бюджет). Мировая история свидетельствует, что на различных этапах развития государство имело различную экономическую основу и по-разному относилось к экономике.

Если понятием социальной организации обозначается способ упо­рядочения социальных отношений в целом, то понятие социально-политической организации включает в себя в том числе определен­ный порядок социальных взаимодействий, возникающих в ходе осу­ществления политической власти.

Социально-политическая организация обеспечивает следующие основные функции: 1) устанавливая порядок социальных взаимодей­ствий, служит интегрированию общественных отношений на базе либо антагонистического (в эксплуататорском обществе), либо неантагонистического (в обществе социалистического типа) характера общественных отношений; 2) формирует и обеспечивает способы удовлетворения потребностей членов общества, дифференцируя по­нятия желаемого и допустимого по социально-классовым и иным признакам; 3) снабжает членов общества методами и способами ре­шения конфликтных проблем, с тем чтобы конфликты не выходили за пределы социальной организации данного типа,

Специфическими социальными структурами, обеспечивающими указанные функции, являются социальные институты, социальные позиции и роли, ценности и нормы, регулятивный аспект которых охватывается понятием социального контроля.

Социальный контроль - это способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного (в том числе правового регулирования

Понятие социального института. Специфическими образованиями, обеспечивающими относительную устойчивость связей и отно­шений в рамках социальной организации общества, являются соци­альные институты. Социальные институты могут быть охарактери­зованы как с точки зрения их внешней, формальной (материальной) структуры, так и с точки, зрения внутренней, содержательной структуры их деятельности.

Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средства-­ми и осуществляющих конкретную общественную функцию. С со­держательной стороны - это определенный набор целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в опреде­ленных ситуациях. Так, если юстиция как социальный институт внешне может быть охарактеризована как совокупность лиц, учреж­дений и материальных средств, осуществляющих правосудие, то с содержательной точки зрения юстиция - это совокупность стандар­тизованных образцов поведения у правомочных лиц, обеспечиваю­щих данную социальную функцию. Указанные стандарты поведения воплощаются в социальных ролях, характерных для системы юсти­ции (роль судьи, прокурора, адвоката и т. д.).

Социальный институт - определенная организация общественной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему предопределены содержанием решаемой социальным институтом определенной задачи.

Осуществляя свои функции, социальные институты поощряют действия входящих в них лиц, согласующиеся с соответствующими стандартами поведения, и подавляют отклонения в поведении от требований этих стандартов, т. е. контролируют, упорядочивают по­ведение индивидов.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института, системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

Важнейшими социальными институтами являются политические институты, обеспечивающие установление и поддержание политической власти, а также институты экономические, обеспечивающие процесс производства и распределения благ и услуг. Семья также является социальным институтом, деятельность которого (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т. д.) определяется системой правовых и иных социальных норм. Наряду с этими институтами существенное значение имеет функционирование иных социально-культурных институтов (система образования, здравоохранения, культурно-воспитательные учреждения, системы права и правосудия и т. д.).

Социология права. Представляя собой по форме совокупностью юридических актов, предписывающих иди запрещающих от имений государства определенные виды поведения, право по своему существу является важнейшим социальным институтом, вносящим реальный вклад в социально-политическую организацию общества.

Право (как и иные надстроечные категории) находится в прямой зависимости от характера господствующих общественных, прежде всего производственных, отношений, от социальной реальности и соотношения классовых сил. Основой и материальным источником права является социальная реальность, тогда как само право - инструмент регулирования реальных отношений, закрепления и раз­вития соответствующих форм общественной жизни. Императив нор­мы-это ее форма (должен, а не то...). Содержание нормы-кон-кратное правило поведения, рассчитанное на многократное повто­рение (должен это, а не это и не то...). Содержание нормы-от­ражение и воплощение социальной реальности, объекта правового регулирования. Форма нормы - отражение и воплощение отношения к этой социальной реальности законодателя, субъекта правового регулирования (его воли).

Социальная сущность права проявляется в его реальном дей­ствии. Социальное действие права направлено, во-первых, на при­способление общественных институтов к процессам объективных изменений в социальной среде, прежде всего изменений в характере материальных условий существования общества, в сфере экономики, происходящих в связи с развитием производительных сил, и, во-вторых, на обеспечение правовыми средствами изменения и усовер­шенствования указанных социальных институтов применительно к сознательно сформулированным целям общественного развития, находящим свое выражение прежде всего в рамках государственной политики.

Связь с государственной политикой - важнейшая социальная характеристика права. Взаимодействие права с государственной политикой протекает как на уровне законодательной деятельности (принятие, изменение, отмена законов и иных подзаконных актов), так и в ходе правоприменительной деятельности (применение права судом, арбитражем, иными управомоченными органами). Стержнем этого процесса является законодательное определение политически обусловленных целей развития общества и обеспечение соответ­ствующих этим целям средств.

Социальное действие права выражается в укреплении и поддер­жании средствами правового регулирования политического господ­ства экономически доминирующих классов, в стремлении обеспечить социальную интеграцию индивидов, групп, социальных институтов в рамках классовой структуры и тем самым обеспечить сохранение, воспроизводство и развитие этой структуры.

В соотнесении категорий должного и сущего - суть социологиче­ских исследований в праве и сфере государственного управления. Это же относится и к области трудовых, семейных, имущественных отношений и т. д.

Выявление социальной сущности права требует сравнения двух моментов, а именно цели правовой нормы и реально достигаемого результата, сопоставления реального поведения людей с правовыми предписаниями, с той мерой возможного и должного поведения, которую очерчивает закон.

Если основная задача правовой науки - изучение соответствующей отрасли права, воплощенной в системе законодательства, то задача социологии права - изучение социальных закономерностей становления и развития правовых норм, регулирующих деятельности социальных институтов, закономерностей взаимодействия социальных норм и социального поведения людей, проявляющихся в содержании и характере деятельности социальных институтов.

Для социологии права важна прежде всего реальность права. В жизни реальное существование правовых норм проявляется в наличии постоянно повторяющихся актов поведения, социальных действий, воплощающих в своем содержании суть правовой нормы; 3 В свою очередь, установить механизм такого поведения - значит выявить характеристики двух переменных: а) содержания правовой нормы: б) содержания мотивов; целей, установок лиц, чье поведений связано с реальным функционированием нормы права. Из взаимодействия этих переменных можно вывести содержание и направление соответствующих актов социального действия. Для социальных исследований в праве важны реальные действия реальных личностей.

Принятие закона (его отмена, изменение и т. д.) - это социальный факт, результат общественных действий личности. То же самоед составляет сущность акта применения закона, его исполнения. Социальным фактом является и деятельность, идущая вразрез с за коном, нарушая его. Собственно в этом и проявляется социальность, т, е. общественно значимый характер права.

Механизм воздействия правовых норм на социальное поведена не сводится к одностороннему процессу, где на стороне законода­теля-активное, направляющее поведение (формулирование правого предписания, требование его исполнения), в то время как на стороне того, кому адресовано предписание или запрет, - лишьпассивное воплощение предписания или выполнение запрета.

Стабильность системы личность - социальная среда (или индивидуальное поведение - правовая норма) есть лишь один упоказателей ее нормального функционирования. Другим важны показателем устойчивости системы служит способность к своевременному изменению отдельных структурных характеристик, что позволяет обеим взаимозависимым переменным (правовой системе и индивидуумам, социальным группам) взаимно учитывать происходящие изменения.

Динамический характер взаимодействия между элементами социальных структур подсказывает, что для сохранения равновесия социальные системы с помощью социальных компенсирующих механизмов должны восстанавливать возникающие нарушения всоциальном взаимодействии.

К таким механизмам относятся те виды социальной деятельности, цель которых - обеспечить развитие, эволюцию данной правовой системы при сохранении в относительно постоянном состояв ее принципиальных характеристик. Стремление к достижению цели воплощается в двух тенденциях: а) гасить стихийно возникающие отклонения в поведении индивидуумов (или групп) от правовых норм; б) тенденций приводить систему в состояние устойчивого равновесия путем своевременного исправления самих правовых норм в сторону, их приближения к требованиям социальной реаль­ности.

Социология политики. Важное место в функционировании и раз­витии любого классового общества занимают явления и процессы политической жизни, к которой относится все, что связано с осу­ществлением политической власти и в определенных условиях - борьбой за овладение ею.

Политика есть область отношений между классами, причем тех отношений, которые складываются по поводу государственной вла­сти, ее завоевания, удержания и использования. Любая обществен­ная проблема приобретает политический характер, если ее решение прямо или опосредованно связано с классовыми интересами и проб­лемами власти.

Предмет социологии политики - закономерности становления и развития политических институтов и их взаимодействия с другими социальными институтами, формы проявления этих закономерностей в содержании и характере взаимодействия социальных классов и социальных групп, в содержании и характере социально-политиче­ских действий личности.

Политическая сфера общественной жизни может быть представ­лена следующими элементами.

1. Государственная власть, являющаяся концентрированным вы­ражением воли и интересов господствующего класса и характери­зующаяся определенной структурой и функциональной направлен­ностью. Власть порождает особую разновидность социальной деятельности - политическую. Это прежде всего деятельность самой власти, политика, осуществляемая каким-либо государством, пра­вящими силами в той или иной стране. Поскольку государственная власть - наиболее мощное средство, способное обеспечить интересы той или иной социальной общности (класса, слоя, группы, а в межнациональных отношениях - интересы нации, народности), по­литическая деятельность выступает необходимым и важнейшим проявлением жизнедеятельности каждой из этих социальных общностей. Смысл этой деятельности заключается в том, чтобы посред­ством государственной власти обеспечить свои интересы.

Политическая деятельность возникла с разделением общества на классы и породила такой социальный институт, как государ­ство - воплощение политической власти. Экономически господству­ющий класс становится и политически господствующим, образует социальную базу существующей в этом обществе государственной власти. В классово-антагонистическом обществе именно борьба раз­личных классов, социальных групп за власть, за придание ей же­лательных для определенного класса (социальной группы) содержа­ния и направленности - если не в полной мере, то хотя бы отча­сти - образует всю сферу политической жизни.

Государственная власть при социализме становится выражением воли и интересов всего народа, и, следовательно, здесь исчезают всякие объективные основы для борьбы за обладание ею. Однако государственная власть не утрачивает классового, следовательно, политического характера, поскольку сохраняется ведущая роль ра­бочего класса и необходимость учитывать при осуществлении власт­ных функций интересы различных классов и социальных групп которые еще имеются в этом обществе.

Рассматриваемая сфера включает в себя и особого вида обще­ственные отношения - политические, специфика которых заключа­ется в том, что они складываются по поводу государственной вла­сти - ее обладания, использования, придания ей нужной направлен­ности и т. п. Такие отношения возникают между классами и социальными группами, а также между нациями, народностями, между самой властью в ее институциональном оформлении и различнымиклассами общества, между властью и гражданами, что также оно опосредуется той или иной классовой принадлежностью последних.

2. Политическая сфера включает в себя, далее, систему учреждений особых социальных институтов, которые либо осуществляют государственную власть (органы государственной власти и управления, вооруженные силы, судебные и иные государственные органы) либо так или иначе связаны с ее функционированием - направляют деятельность власти, выражая интересы определенных классов, социальных групп, участвуют по воле государственной власти в осуществлении отдельных ее функций или, напротив, ведут борьбу за овладение властью, за ее ограничение, противодействие ей и т. д. Такими институтами являются политические партии и различные общественные и общественно-политические организации.

3. Наконец, сфера политической жизни охватывает определенные проявления жизнедеятельности, социального поведения масс, а именно борьбу - в той или иной степени и форме - за власть (революционная борьба, оппозиционная или, напротив, охранительная деятельность), формирование органов государственной власти путем выборов и определение программы их деятельности, участия в последней и контроль за ней, вообще все проявления массовки политических действий, политической активности.

Таким образом, политическая сфера общественной жизни охватывает систему особого вида общественных отношений, социальных институтов в их реальном функционировании, а также проявлений общественной деятельности, активности масс, связанной с их политическим сознанием.

Социальные проблемы международных отношений. Международные отношения как область человеческого общения слагаются из экономических, политических, правовых, дипломатических, идеологических, социально-психологических, культурных, научно-технических, торговых, военных и других связей и взаимоотношений между мировыми системами, государствами (однотипными и разнотипными), народами, классами, социальными группами, партиями, организациями и даже отдельными личностями, действующими на международной арене. Основным субъектом международных отношена в современном мире является государство, которое в этих отношениях реализует свою внешнеполитическую функцию.

Наиболее общие направления в области социологического иссле­дования международных отношений следующие:

общий анализ природы международных отношений, их основных закономерностей, главных тенденций, соотношения и роли объек­тивных и субъективных факторов и на этой основе экономических, научно-технических, политических, культурных, социально-психоло­гических и идеологических аспектов в международных отношениях, классовой борьбы, роли классов, социальных групп, роли мировых систем, государств, партий, вооруженных сил, народных масс и лич­ностей и т. д. в международных отношениях;

исследования центральных аспектов международных отношений (война и мир, внешнеполитическая концепция, внешнеполитическая доктрина, внешнеполитическая программа, стратегия и тактика, главные направления, задачи, цели, принципы внешней политики и т. д.);

изучение факторов, указывающих на положение государства на международной арене,- его классовой природы и экономической системы, государственных интересов, экономического, научно-тех­нического и военного потенциала, морального и идеологического сознания населения, связи и степени единства с другими государ­ствами (система, союз и т. д.);

исследование проблем, связанных с внешнеполитическими дей­ствиями: внешнеполитической ситуацией; внешнеполитическими ре­шениями и механизмами их подготовки, выработки и принятия;

внешнеполитической информацией и способами ее обобщения и использования; международными противоречиями, и конфликтами и способами их урегулирования; международными соглашениями и договоренностями и т. п.;

изучение тенденций развития международных отношений и внеш­неполитических событий и их прогнозирование.

В социологических исследованиях международных отношений разрабатывается соответствующий понятийный аппарат, создается ряд специальных методик, позволяющих проводить исследования в области международных событий, ситуаций, явлений, факторов к т. п. Эксперименты в международных отношениях ограничены в силу специфики этой сферы жизни, состоящей из взаимодействия большого числа государств, сбором информации и опросами экспер­тов и групп населения.

И иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Иначе, политическая система общества - система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. Эти социальные институты – государство, партии, профсоюзы и другие организации и движения, участвующие в сфере общественной жизни, где ядром является завоевание, удерживание и использование власти. Именно власть и отношения по ее поводу характеризуют политические функции различных социальных институтов, являются системо-образующими факторами, формирующими, образующими политическую систему.

Понятие "политическая система общества" показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.

Характерные черты политической системы:
    1. именно в ее рамках и с ее помощью осуществляется политическая власть;
    2. она зависит от характера общественной среды, социально-экономической структуры общества;
    3. она обладает относительной самостоятельностью.
Типы политических систем:
    • тоталитарные политические системы закрытого характера фор­мирует социальная среда распределительного типа. В таких поли­тических системах у власти находится одна господствующая партия (ядро системы), другие общественные организации (профсоюзные, молодежные и даже детские) выступают проводниками государст­венной идеологии. Индивид полностью подчинен коллективу. Государство в лице чиновников полностью распределяет резуль­таты коллективного труда в зависимости от места в системе рас­пределения. В тоталитарных политических системах господствуют идеи вождизма, культа лидера государства, происходит слияние государственного и партийного аппарата;
    • либерально-демократические политические системы как правило, являются открытыми: обмен идеями, знаниями, товарами, людьми, инвестициями становится их характерной чертой. В этих системах судебная власть, правовые установления приобретают определяющее значение. Государственная власть действует в организационно-правовых формах. Взаимоотношения государства, партий, профсоюзов и иных организаций в таких политических системах обеспечиваются, как правило, конституционным регулированием;
    • конвергенционная политическая системы (смешанная) . Характерна для периода реформ. В рамках такой системы которых плюрализм соседствует с реликтами политической нетерпимости, призывы к обновлению, реформам сопровождаются попытками реставрации старых порядков, прежней политической системы. Отличается нестабильностью, противоречивостью, эволюционирует, как правило, в иные системы.
Структура политической системы:
    1. государство,
    2. пар­тии,
    3. профсоюзы,
    4. молодежные организации,
    5. политические движе­ния и
    6. другие социальные институты.

Особая роль государства в политической системе общества:

    • именно через государство все остальные элементы данной системы приобщаются к власти;
    • государство высту­пает как единственная организация, объединяющая всех ;
    • государство обладает публичной властью и в необходимых слу­чаях может применять принуждение;
    • обладает моно­польным правом издания законов и установления правил поведе­ния;
    • обладает