Домой / Водоснабжение / Чем отличается приход от церкви. Что такое приход? Просветительская деятельность приходов

Чем отличается приход от церкви. Что такое приход? Просветительская деятельность приходов

1

В статье с социально-исторических позиций анализируется церковный приход как микросоциальная группа. Этот социальный феномен рассматривается как минимум в трех аспектах: церковно-каноническом, юридическом и социально-историческом. Статья написана на материале, отражающем развитие прихода в дореволюционный период. Анализируется структура прихода, его разнообразные религиозные и социальные функции (морально-этическая, религиозно-мировоззренческая, культурно-просветительская, социально-политическая, благотворительная). Взаимоотношения духовенства (причта) и прихожан (мирян) также обсуждаются в статье. В работе уделено внимание взаимоотношениям прихода и государства, прихода и инославных верующих. Поставлен вопрос о необходимости дальнейшего социально-философского изучения этого феномена в связи с тем, что сегодня в России происходит активизация церковно-приходской жизни, что естественно не может не влиять на общественное сознание ее граждан.

социология

христианство

просвещение

благотворительность

1. Бердников И.С. Что нужно для обновления православного русского прихода. – СПб., 1907. – 156 с.

2. Бернштам Т. А. Приходская жизнь русской деревни: очерки по церковной этнографии. – СПб.: Петербург. Востоковедение: СПбГУ, 2007. – 415 с.

4. Добрускин М.Е. О социальных функциях церкви (на материалах Русской Православной Церкви). / М. Е. Добрускин. – 2002 // Социологические исследования (СОЦИС) : Ежемесячный научный и общественно-политический журнал. – 04/2002 . – N4 . С. 76-86.

5. Добровольская Т.А., Мастеропуло А.П., Поддубный M.B. О перспективах возрождения христианской благо¬творительности Т.А. Добровольская, А.П. Мастеропуло. М.В. Поддубный // На пути к свободе совести / сост. и общ. ред. Д.Е. Фурмана и О. Марка. – М. : Прогресс, 1989. – С. 274-293.

6. Духовный регламент, тщанием и повелением Всепресветлейшего. Державнейшего Государя Петра Первого. Императора и Самодержца Всероссийского, по соизволению и приго¬вору Всероссийского Духовного Чина и Правительствующего Сената в царствующем Санкт-Петербурге, в лето от Рождества Христова 1721 сочиненный. – М., 1856. – Ч. 2. Ст. 8. – 198 с.

7. Заозерский, Н.А. Что есть православный приход и чем он должен быть? / Н.Заозерский. – Сергиев Посад: Склад изд. в кн. маг. М.С. Елова, 1912. – 114 с.

8. Знаменский П.В. Приходское духовенство на Руси. Приходское духовенство в России со времен реформ Петра. – СПб., 2003. – 800 с.

9. Инструкция церковным старостам (Высо¬чайше утвержденная 17 апреля 1808 года) и последовавшие с того времени законоположения, от¬носящиеся к обязанностям их. с приложением положений: о приходских попечительствах и| церковных братствах / сост. прот. И. Чижевский. – Харьков, 1883. – 73 с.

10. Михайлов А. Ю. Дискуссия о реформе православного прихода в начале XX в.: альтернативный проект И. С. Бердникова // Макарьевские чтения: материалы четвертой международной конференции. – Горно-Алтайск, 2005. – С. 111-119.

11. Папков А.А. Жизнь и деятельность братств во второй половине XVII и в XVIII веках // Богословский вестник. – 1898. – Т. 4, № 12. – С. 291-323.

12. Певцов В.Г. Лекции по церковному праву / [Соч.] засл. проф. прот. В.Г. Певцова; Имп. уч-ще правоведения. – СПб. : Типолитогр. СПб. одиночной тюрьмы, 1914. – 249 с.

13. Положение о приходских попечительствах при православных церквах: [(высочайше утверждено 2 августа 1864 г.)]. – Томск: Тип. Дома трудолюбия, 1910. – 16 с.

14. Преображенский И.В. Духовенство и народное образование / И. В. Преображенский. – М.: Книга по. Требованию, 2011. – 97 с.

15. Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по ведомству православно¬го исповедания. Т. 1 / сост. Т. Барсов. – СПб., 1885. – 663 с.

16. Стефанович П. С. Приход и приходское духовенство в России в XVI–XVII веках. – М.: «Индрик», 2002. – 352 с.

17. Устав духовных консисторий. – СПб.: В Синодальной типографии, 1883. – 200 с.

С момента появления человеческой цивилизации функционируют общины и другие всевозможные виды ассоциаций людей, которым присуща самостоятельность действий и решений. Каждый исторический этап характеризуется своим уровнем развития общества с характерными для него базовыми элементами, структурой и формами самоорганизации, которые обусловлены имеющимися на тот момент степенями свободы, реализующихся обществом. Так, традиционный аграрный мир отличался наличием самоуправляемых, хорошо организованных локальных общин, которые, между тем, кардинально отличались от того, что мы сегодня называем гражданским обществом.

Одной из многочисленных исторических форм самоорганизации общества являлись христианские общины. Это было не что иное, как то, что сегодня мы называем микросоциальной группой, то есть первичные организации макросоциальных структур. В сложной иерархической системе христианской Церкви таковыми являлись общины, которые позже получили наименование «приход».

Термин «приход» впервые встречается в письменных русских источниках, датируемых концом XV века. Ранее взаимоотношения между священником и паствой описывались не в категориях территориальной общности, а в рамках «покаяльной семьи», состоящей из людей, регулярно исповедующихся у конкретного духовного отца.

Современный исследователь прихода П.С. Стефанович считает, что первоначально на Руси приход совпадал с погостом - светским объединением, выполняющем функции одновременно религиозного и административно-фискального округа, с кладбищем и церковью в центре . И только конец XV - начало XVI веков ознаменовались выделением прихода из объединения, выполняющего религиозную, хозяйственную и административную функции в чисто религиозное объединение.

Приход представлял собой совокупность людей, приходящих в определенную церковь, то есть религиозную общину, взаимодействующую со служителями церкви и сформированную по территориальному принципу. По решению Стоглавого Собора 1551 года приход уже в своем чисто религиозном плане стал объектом канонического церковного права. Немалое значение для упорядочения приходской жизни имела «Инструкция благочинным иереям, или протоиереям» 1775 года под редакцией митрополита Платона (Левшина), с внесенными в нее Синодом исправлениями . Позже, в 1841 году «Устав духовных консисторий» стал официальным документом, определяющим устройство православных приходов российской Церкви. С течением времени в документ вносились изменения рядом указов Святейшего Синода.

Приход являлся низовой единицей церковной организации. Письменные источники XVIII-XIX вв. свидетельствуют, что этот термин в данный период употреблялся в таких значениях: 1) церковное сообщество прихода - прихожане и причт, возглавляемые настоятелем приходской церкви; 2) низовой церковно-административный округ (как с храмом, так и без него); 3) прихожане - население, приписанное к округу; 4) только клир (наименее употребляемая дефиниция из указанных) .

Сложно дать всеобъемлющее и однозначное определение этому понятию, поскольку приход можно рассматривать как минимум в трех ракурсах: церковно-каноническое толкование, толкование в контексте действующего законодательства и его фактическое состояние в тот или иной исторический период. Выбранный ракурс и обуславливает детерминацию понятия.

С церковно-канонической точки зрения приходом является церковь, состоящая из мирян и клира, канонически зависящая от епископа и управляемая поставленным им пресвитером. Слово «церковь» в данном определении употребляется в его изначальном значении, то есть как «общество верующих». Другими словами, в православной церкви понятие приход имеет и церковно-социальное значение: миряне или прихожане являются такими же членами церкви, как и ее служители. Приход немыслим без пастыря и имеет прямую связь с епархиальным архиереем (епископом) .

«Устав духовных консисторий» в условиях юридической неразделенности церкви и государства рассматривал приход как первичную структурную и статистическую единицу церковно-государственной организации общества, в которой литургическая составляющая стояла как бы особняком. С одной стороны, это совокупность прихожан, с другой - это определенные населенные пункты, причисленные к конкретной церкви, составляющие территориальное образование как часть епархии.

Согласно сложившимся к 60-м годам XIX века законодательным нормам и приходской реальности, приход определялся как структурная часть епархии (церковный округ), которая имела свой храм с назначенным епископом причтом. Храм объединял на определенной территории прихожан православной церкви для удовлетворения нравственных и религиозных потребностей .

В Синодальный период, как, впрочем, и теперь, приход характеризовался следующими отличительными чертами: 1) привязка к территории; 2) определяющая роль здания-храма в приходской организации; 3) назначаемость священно- и церковнослужителей при необязательности учета мнения прихожан, хотя древние церковные каноны требуют его учитывать; 4) приход и прихожане живут по двум «законам» - древнему церковно-каноническому праву и действующему государственному законодательству; 5) регламентированный состав причта; 6) ведение церковно-приходского хозяйства в смысле руководства является монополией духовенства - миряне самостоятельности в этой сфере не имеют, их роль чисто исполнительская и вспомогательная; 7) наличие настоятеля, причта и церковного старосты, как раньше, так и теперь, является обязательным условием деятельности церкви как учреждения.

Вместе с тем церковь как храм могла функционировать и при отсутствии постоянно приписанного состава прихожан (бесприходная церковь, собор). Право создавать и закрывать приходы принадлежало Святейшему Синоду, однако границы между приходами устанавливал епархиальный архиерей . В настоящее время это право принадлежит архиерею. Синод обычно в этот вопрос не вмешивается.

В первой половине XIX века толкование понятия «приход» с помощью терминов «община», «общество» в значительной мере отражало не реальное состояние, а некий желаемый образец. В реальности большая часть прихожан не принимала активного участия в приходской жизни. Единство во взаимоотношениях с клиром не всегда было тесным. Вместе с тем попытки сформировать из прихожан при церкви реальную общину, которая была бы инициативной, сплоченной, активно способствующей просветительской и благотворительной деятельности в приходе общностью, особенно активно предпринимались со второй половины XIX века.

Сначала это происходило по инициативе «снизу» - как стихийно сформированные инициативные группы (к примеру, так называемые «попечители», которые благодаря своей активности выдвигались из жителей и самими жителями того или иного села). Именно из таких лиц складывались церковные советы, которые под руководством причта вовлекались в решение и реализацию общеприходских вопросов. Cпустя какое-то время и на общероссийском уровне эта идея была воплощена в документах. Основным среди них стало «Положение о приходских попечительствах при православных церквах» .

Выполняя функцию первичной единицы церковной организации, приход и его структура с течением времени усложнялись. Составными элементами прихода к 70-м гг. XIX века являлись: храм (а также иные сооружения для осуществления нравственно-религиозной общественной деятельности), кладбище (хотя не обязательно при храме), прихожане, причт, а также факультативные элементы: богадельня, церковно-приходская школа, церковно-общественные организации (например, братства, общества трезвости), приходская больница и тому подобные приходские учреждения.

Храм, являясь местом собрания прихожан и местом общественного богослужения, выполнял приходообразующую функцию. В него назначались священно и церковнослужители. Вокруг храма объединялись прихожане. При нем находился церковный староста, избираемый на общем собрании прихода. Таким образом, приходская община являлась элементом церкви-учреждения. По отношению к храму как сакральной территории (храм всегда освящался архиереем и с этого времени считалось, что здесь присутствие Бога на земле особенно реально) прихожане представляли собой вторичную составляющую. Они приходили сюда за освящением через молитвы Церкви. В данном контексте приход, не имеющий храма-здания, был бы немыслимым явлением, в то время как существование храма без приходской общины и прихода было возможно.

Помимо причта и храма, структурным элементом прихода, как уже было сказано, являлся институт церковных старост. Появление этой должности связано с древнерусским церковным правом. Объем полномочий и круг обязанностей церковного старосты определялись практическими нуждами конкретного прихода. Старосты управляли под контролем настоятеля приходскими делами, могли представлять приход в суде, в сделках и так далее.

Официальный статус приходская должность старосты получила в указах Петра I (1718 и 1721 гг.), согласно которым на приходского старосту возлагалась обязанность осуществлять надзор за продажей свечей и церковным имуществом. Утвержденная в 1808 г. Александром I «Инструкция церковным старостам» регламентировала их деятельность на протяжении всего XIX века . Церковного старосту избирали на общем собрании прихода из числа прихожан для каждой приходской церкви с целью приобретения, использования, хранения церковного имущества и денежных средств под руководством и надзором настоятеля, благочинного и епархиального руководства.

Особенности положения старосты в приходе ярче всего проявлялись в его полномочиях, касающихся церковных доходов. Причт нес ответственность за расходование церковных средств. Церковный же староста, не имеющий права распоряжаться таковыми непосредственно, присутствовал при их свидетельствовании (наряду с имеющими на это право другими «почтеннейшими» прихожанами), выполняя функцию поручителя в целости средств, принадлежащих церкви .

Приход выполнял многочисленные функции. В качестве основных среди них следует отметить следующие: морально-этическая, религиозно-мировоззренческая, культурно-просветительская, социально-политическая, благотворительная и так далее. Именно приход, являющийся низовой структурой церкви, являлся местом осуществления непосредственного контакта населения с представителями церковной организации. Вышеперечисленные функции церкви реализовались в процессе взаимодействия служителей клира с прихожанами в ходе выполнения ими конкретных обязанностей, как закрепленных законодательно (например, в законах Российской империи имеется немало положений, которые направлены на охрану и углубление православной религиозности ее граждан). Немало среди этих обязанностей было и тех, которые по умолчанию считались неотъемлемым элементом церковного служения .

Под морально-этической функцией церкви подразумевалась проповедь нравственных ценностей, осуждение поведения, противоречащего христианской морали, одобрение и освящение через благословение священника поведенческих моделей, соответствующих морально-этическим принципам христианства. Данная функция реализовалась через публично произносимые поучения и проповеди, личный пример духовенства, церковное наказание (епитимья), исповедь, индивидуальные наставления, общие беседы и так далее.

Реализация религиозно-мировоззренческой функции заключалась в формировании у людей православного мировоззрения, повышении авторитета Православной Церкви, обращении неверующих или верующих иных исповеданий в православную веру, то есть миссионерство и тому подобное.

Относительно последнего положения должно сказать, что вопросу миссионерства придавалось особое значение. В так называемых «метрических книгах» (фактически это были книги записей церковно-гражданского состояния - крещение, брак, погребение) имелся специальный раздел «О присоединившихся». Сюда вносились данные о лицах, которые перешли из того или иного исповедания или конфессии в православие. В послужных списках духовенства такие случаи отмечались как особо важная заслуга того или иного священника.

Реализация религиозно-мировоззренческой функции на уровне прихода всегда подразумевала религиозную пропаганду посредством личных бесед, проповедей, воскресных чтений, преподавание Закона Божия в дореволюционных учебных заведениях различных типов (как правило, этот предмет вел священник местного прихода), работу воскресных и церковно-приходских школ.

Под культурной функцией Церкви понимается создание духовных ценностей, которые обогащают как религиозную, так и светскую культуру. Эта функция на уровне прихода включает в себя: содействие доступу прихожан к культурным ценностям, пропаганда образования, распространение грамотности через сеть воскресных и церковно-приходских школ, проведение среди прихожан просветительских чтений, создание церковных библиотек, выставок и многое другое в этом направлении.

Развитие благотворительности в приходе во многом зависело от активности клира. Для этого проводилась следующая работа: различные формы проповеди, убеждение народа в необходимости милосердия по отношению к страждущим, организация приютов, богаделен, больниц при участии прихожан, выявление людей, нуждающихся в помощи, и посильное оказание ее, организация благотворительных мероприятий.

Священник-настоятель являлся центральной фигурой в приходе. Другие члены причта помогали ему в церковном управлении и при богослужениях. В качестве священнослужителя приходской священник был обязан в праздничные и воскресные дни совершать общественные богослужения. В рамках своего прихода он должен был совершать христианские требы и таинства, проводить частные богослужения

Приходской причт проводил свою деятельность строго на территории прихода. За исключением отдельных случаев запрещалось отправлять требы на территориях других приходов. Например, священник не имел права отказаться от причастия тяжело больного (при отсутствии местного священника), отказать в крещении младенца, находящегося под угрозой смерти. Разрешалось совершать погребение, причащение больных или крещение над лицами, которые проездом находились на территории прихода или временно проживали на ней. Священник мог совершать требы вне своего прихода по просьбе настоятеля местной церкви или по распоряжению архиерея . При этом священник обязан был сделать в своей метрической книге соответствующую запись о требе, а священнику прихода, где она была проведена, передать письменное свидетельство, а так же, как это имело место на практике, и доход от этого требоисправления.

По отношению к инославным при отсутствии соответствующего духовного лица священник был обязан отправлять требы по их просьбе (католики, протестанты и т.д.). Конечно, это могло иметь место, если проситель был согласен с условиями, установленными для соответствующего богослужения. В метрическую книгу вносилась соответствующая запись .

В идеале священник должен был выполнять не только функцию требоисправителя, но также быть духовным учителем, пастырем, руководителем своего прихода - как в церкви, так и за ее пределами. Он был обязан наставлять прихожан в истинах веры и принципах христианского образа жизни, искоренять суеверия, вразумлять заблуждающихся, наблюдать за нравственной и религиозной жизнью прихожан. В случае необходимости налагать епитимьи (духовные наказания) для искоренения негативных привычек прихожан.

Согласно библейским текстам проповедь является одним из важнейших средств духовного воздействия на народ. Духовенство было обязано проповедовать Слово Божие в храмах, а также при любой другой удобной возможности наставлять прихожан в вере и благочестии, в послушании властям и благонравии. Священнослужители были обязаны регулярно произносить катехизические поучения и проповеди, направленные на разрешение многоразличных проблем прихожан .

Кроме этого, священник-настоятель имел право учреждать богадельни, школы, братства, попечительства, занимая в этих учреждениях пост непременного члена. Приходской священник контролировал церковный порядок, благоустроенность храма, хранил документы и церковную печать, сакральные предметы, следил за поведением членов причта. Совместно со старостой и причтом вел учет приходских средств, управлял имуществом прихода.

Кроме непосредственно религиозных функций, приходские причты исполняли немало обязанностей гражданского и чуть ли не полицейского характера. Со времен Петра I светские власти стремились использовать исповедь для контроля за настроениями подданных, хотя им это далеко не всегда удавалось - препятствовала тайна исповеди. В светском законодательстве была закреплена обязательность регулярной исповеди. Для этой цели велись специальные исповедные ведомости (в первую очередь это касалось исповеди в Великий пост). В нее заносились не только фамилия, имя и отчество исповедника, дата исповеди и место его жительства, но и сумма жертвы, которую вносил кающийся.

Приходские священники в XIX веке были обязаны в своих отчетах архиерею указывать данные о причастниках и исповедниках, отмечая тех, которые не причащались и не исповедовались в течение двух и более лет даже после увещеваний. Священники по распоряжению гражданской власти или по указанию духовного руководства были обязаны объявлять в приходских храмах государственные указы и императорские манифесты.

В обязанности приходского духовенства также входила регистрация актов гражданского состояния. В метрических книгах фиксировались факты рождения, бракосочетания и смерти. В них вносились записи о населении, относящегося к конкретной церкви. Записи могли производиться как самим священником, так и дьяконами или причетниками , но настоятель должен был их обязательно подписывать.

Перед тем, как совершить обряд бракосочетания, священнослужители были обязаны убедиться в отсутствии каких-либо обстоятельств, делавших невозможным этот брак. Осуществлялось это посредством так называемого «оглашения» (обычно это было повторяемое несколько раз публичное объявление в конце богослужений о желании пары вступить в брак). Прихожанам задавался вопрос о том, известны ли им обстоятельства, препятствующие бракосочетанию. Велись также «брачные обыски». Они представляли собой опрос поручителей и свидетелей самих брачующихся, а также рассмотрение соответствующих документов: метрических книг, исповедных росписей, формулярных списков, указов об отставке, паспортов и так далее .

Приходской священник был обязан ежегодно отсылать в присутствия, отвечающие за воинскую повинность, списки лиц, достигших призывного возраста. Выдача выписок о рождении, браке, смерти (зачастую эти документы именовались «выпись из...») также производилась на уровне прихода. Для получения полной юридической силы эти «выписи» подлежали заверению в консистории, то есть в канцелярии епархиального управления.

В конце XIX - начале XX вв. русские ученые активно изучали православный приход. Он также оживленно обсуждался и в церковной среде . В советское время по известным причинам тема приходской жизни редко появлялась на страницах научной литературы, да и то чаще всего в искаженном виде.

Современные ученые начинают интересоваться этой темой. Это тем более необходимо, что сегодня руководство Русской Православной Церкви прикладывает колоссальные усилия не только для организации новых приходов, но и для активизации приходской жизни как таковой. Церковью издано и издается множество нормативных документов в этом направлении.

Социально-философский анализ этого явления, имеющего глубокие социально-исторические корни, крайне необходим, так как он затрагивает немалую часть населения России и активно влияет на формирование национального менталитета ее граждан.

Рецензенты:

Аринин Е.И., д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой философии и религиоведения Гуманитарного института ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Владимир;

Катунина Н.С., д.ф.н., профессор кафедры философии и религиоведения Гуманитарного института ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Владимир.

Библиографическая ссылка

Горбачук Г.Н. ЦЕРКОВНЫЙ ПРИХОД КАК МИКРОСОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ И ТЕНДЕНЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21670 (дата обращения: 14.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Интересуясь вопросом, что такое церковный приход, для начала разберемся, чем он отличается от храма. В народе зачастую слова «приход» и «храм» употребляются как синонимы, однако разница между ними все же существует. Считается, что храм - это просто строение культового назначения, а приход - это приходящие в храм люди, которые так и называются - прихожане. И они составляют целую приход, очень хорошо объясняет Евангелие, в котором есть такие слова, произнесенные самим Иисусом: «Там, где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них». Это говорит о том, что люди идут в храм на богослужение, чтобы пообщаться с Господом и друг с другом.

Что такое приходы?

Определение надо искать в истории. Попробуем разобраться, как возникали приходы, и что этому способствовало. Начнем с того, что до 313 года христианство на территории Римской империи было под запретом. Истинно верующие собирались тайком на богослужения в отдельных местах - в пещерах или домах.

После прекращения гонений для своих служб древние христиане стали переоборудовать и освящать бывшие языческие храмы. Вот таким образом постепенно возникает само понятие прихода как первичной структуры Церкви и формы самоорганизации церковной жизни.

Кто такой прихожанин?

В Библии говорится, что Церковь - это мистическое тело Иисуса Христа, а приход составляет клеточку одного большого организма. По-настоящему верующий человек должен чувствовать свою причастность к Вселенской Церкви как раз через такую общность. Эта причастность, главным образом, осуществляется через таинство евхаристии, где происходит претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа (через эти святые дары православные соединяются с Господом), а уже через Него идет объединение со всей Вселенской Церковью. Само понимание «быть христианином», в первую очередь, включает в себя участие в таинстве евхаристии.

Миссия и благотворительность

Однако приходская жизнь - это не только богослужение, она включает в себя и внецерковные формы деятельности - миссию и благотворительность. Миссионерская деятельность подразумевает под собой образование и воспитание новых членов общины. За ней идет благотворительность: это помощь больным и немощным, старикам, инвалидам, сиротам и вдовам.

Богослужение

Можно каждый день приходить в храм, стоять на службе и участвовать в таинствах, не забывая о себе и своем спасении, а также о спасении своей родни, однако при этом нельзя оставаться равнодушным и не интересоваться тем, что происходит в твоей общине.

Вот таких людей сложно назвать членами прихода или общины. Истинным членом будет тот, кто осознает общинную жизнь как общее дело. Это есть Литургия, которая является не только частью богослужебного круга, в нее входит все: церковное богослужение, миссионерство и благотворительность.

В вопросе, что такое приход, надо отметить еще и то, что приход - это не что-то отдельное и самодостаточное, он должен обязательно быть вплотную связан с Церковью.

Служба в церкви

Каждому верующему человеку надо постараться как можно глубже вникнуть в деятельность всей христианской Православной Церкви. Только тогда можно дать верный ответ на вопрос, что такое приход. И тут еще важно понять, что Церковь, как тело Христово, является в своем роде огромным живым организмом, у которого, помимо главного органа (сердца), должны работать и другие органы - голова руки, ноги, печень и т.д. И если священник не проповедует, то у общины отсутствует язык, если нет помощи близким, значит она безрукая, нет обучения основам христианской православной веры - она безголовая.

Подытожить тему «Что такое приход», можно следующим: церковная община, приход - это единое целое, некая полнота в своем роде. И если чего-то не хватает, приход не выполняет своих духовных функций.

Интересуясь вопросом, что такое церковный приход, для начала разберемся, чем он отличается от храма. В народе зачастую слова «приход» и «храм» употребляются как синонимы, однако разница между ними все же существует. Считается, что храм — это просто строение культового назначения, а приход — это приходящие в храм люди, которые так и называются — прихожане. И они составляют целую общину. Что такое приход, очень хорошо объясняет Евангелие, в котором есть такие слова, произнесенные самим Иисусом: «Там, где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них». Это говорит о том, что люди идут в храм на богослужение, чтобы пообщаться с Господом и друг с другом.

Определение надо искать в истории. Попробуем разобраться, как возникали приходы, и что этому способствовало. Начнем с того, что до 313 года христианство на территории Римской империи было под запретом. Истинно верующие собирались тайком на богослужения в отдельных местах — в пещерах или домах.

После прекращения гонений для своих служб древние христиане стали переоборудовать и освящать бывшие языческие храмы. Вот таким образом постепенно возникает само понятие прихода как первичной структуры Церкви и формы самоорганизации церковной жизни.

Кто такой прихожанин?

В Библии говорится, что Церковь — это мистическое тело Иисуса Христа, а приход составляет клеточку одного большого организма. По-настоящему верующий человек должен чувствовать свою причастность к Вселенской Церкви как раз через такую общность. Эта причастность, главным образом, осуществляется через таинство евхаристии, где происходит претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа (через эти святые дары православные соединяются с Господом), а уже через Него идет объединение со всей Вселенской Церковью. Само понимание «быть христианином», в первую очередь, включает в себя участие в таинстве евхаристии.

Миссия и благотворительность

Однако приходская жизнь — это не только богослужение, она включает в себя и внецерковные формы деятельности — миссию и благотворительность. Миссионерская деятельность подразумевает под собой образование и воспитание новых членов общины. За ней идет благотворительность: это помощь больным и немощным, старикам, инвалидам, сиротам и вдовам.

Богослужение

Можно каждый день приходить в храм, стоять на службе и участвовать в таинствах, не забывая о себе и своем спасении, а также о спасении своей родни, однако при этом нельзя оставаться равнодушным и не интересоваться тем, что происходит в твоей общине.

Вот таких людей сложно назвать членами прихода или общины. Истинным членом будет тот, кто осознает общинную жизнь как общее дело. Это есть Литургия, которая является не только частью богослужебного круга, в нее входит все: церковное богослужение, миссионерство и благотворительность.

В вопросе, что такое приход, надо отметить еще и то, что приход — это не что-то отдельное и самодостаточное, он должен обязательно быть вплотную связан с Церковью.

Служба в церкви

Каждому верующему человеку надо постараться как можно глубже вникнуть в деятельность всей христианской Православной Церкви. Только тогда можно дать верный ответ на вопрос, что такое приход. И тут еще важно понять, что Церковь, как тело Христово, является в своем роде огромным живым организмом, у которого, помимо главного органа (сердца), должны работать и другие органы — голова руки, ноги, печень и т.д. И если священник не проповедует, то у общины отсутствует язык, если нет помощи близким, значит она безрукая, нет обучения основам христианской православной веры — она безголовая.

Подытожить тему «Что такое приход», можно следующим: церковная община, приход — это единое целое, некая полнота в своем роде. И если чего-то не хватает, приход не выполняет своих духовных функций.

Дорогие братья и сестры! Здесь я хотел бы не предложить вам почитать что-то о нашей жизни, а наоборот — написать. А именно то, что вы думаете по поводу вопроса, вынесенного в заголовок. Достаточно ли того, чтобы то собрание, куда мы приходим (кто-то каждое воскресение, а кто-то раз в году), чтобы причаститься Святых Христовых Таин из одной Чаши, оставалось приходом, т.е. местом, куда можно незаметно «прийти», а значит и также незаметно «уйти»? Или чтобы оно постепенно превращалось в общину, т.е. место, где имеется общность людей, где каждый, стоящий в ожидании Причастия, знает не только как зовут соседа (чего очень часто не знают люди в «приходе»), но и как у него дела дома, как его дети, чем можно и нужно ему помочь?

Лично мне хотелось бы, чтобы приходя в храм, мы чувствовали себя как в семье, а не как в еще одном рабочем коллективе (отличия, надеюсь, всем понятны). Но может быть этого и не нужно? Может быть в наше время, когда времени катастрофически не хватает ни на что, нам и не нужна еще одна семья? Хоть бы со своей, одной справиться! Зачем нам лишние обязательства? Зачем растрачивать свою любовь, и без того скудную и порой еле теплющуюся в нас еще на каких-то людей, мне мало приятных, а порой и совсем не приятных (пусть даже мы и причащаемся из одной Чаши)? Может быть совершенно достаточно для спасения просто регулярно приходить в храм, ставить свечи, участвовать в Таинствах и убегать сразу после Креста, оставаясь равнодушным ко всему, кроме себя, своего личного спасения или жизни своей семьи, не интересуясь тем, что происходит в общине? Может быть действительно «Тот был умней, кто свой огонь сберёг…» (как пел в моем детстве некогда любимый мною, но потом разлюбивший сам себя исполнитель)?

Для начала дискуссии хотел бы привести высказывания двух священнослужителей, которых вы наверняка знаете, опубликованные на сайте «Пастырь» :

Когда мы обращаемся с амвона к нашим прихожанам, мы говорим: «братья и сёстры». Эти слова не просто установившаяся форма обращения, вроде «товарищ» в советское время или «господин» до революции, или «дамы и господа». Это обозначение сущностных отношений между прихожанами. А если они братья и сёстры - то предполагается, что они не просто люди, которые собираются в храме только на богослужение, а сразу после расходятся по домам и не имеют ничего общего. Братья и сёстры - это одна приходская семья, одна община.

Но в разных храмах церковная община может по-разному актуализироваться. Бывает, что в храме хранится какая-то значимая для многих святыня, или сам храм является местной достопримечательностью, или же это кафедральный собор города - в таких храмах, конечно, бывает очень много людей со стороны, и в них не всегда возникают общины. Хотя мы прекрасно знаем, что даже и на таких приходах создаются общины, если батюшки об этом думают и заботятся.

Поэтому, здесь речь идёт скорее о разных уровнях, как-бы вовлеченности человека в церковную жизнь. Есть ядро приходской общины; есть люди, которые находятся на её периферии; а есть те, кто приходят в храм, и даже не знают о существовании такой семьи в храме.

Приход от общины отличается примерно так же, как коллектив сотрудников отличается от семьи. В коллективе могут быть хорошие отношения; могут быть формальные. А в семье знают друг друга по имени; в семье заботятся друг о друге, переживают друг за друга. В семье есть связи, которые делают взаимоотношения тёплыми, живыми.

Приход - это место, куда люди приходят удовлетворить свои религиозные потребности, - я бы так сказал. Есть место, где удовлетворяются одни потребности, другие, третьи. У человека есть ещё религиозные потребности; и вот он приходит, и их в приходе удовлетворяет. Постоит в храме на службе, подумает, как-то свою душу в порядок приведет.

Это неплохо. Но, мне кажется, в общине, которая была у Христа - там всё-таки были другие взаимоотношения. Мы ведь всё равно должны искать образ. Вот, у Него была община: 12 ближайших учеников. Они вместе трудились, вместе ели, у них были общие праздники, общие горести. Наверное, как-то приходили люди в приход ко Христу. Пришёл человек: «У меня вот зрения нет», «У меня вот слуха нет», «У меня вот рука иссохла. Помоги!». Если они оставались в общине, и дальше вместе совершали общее дело - тогда человек становился частью общины. О нём узнавали: «Вот, это вот Закхей». Все помнят, кто такой Закхей, кем он был, кем он стал. Он стал частью этой общины. Потом он стал учеником Христовым, потом стал святым человеком.

А были люди, которые пришли, потребили, и ушли. И Христос, мне кажется, хотел бы, чтобы всё-таки между христианами были не формальные отношения, а чтобы люди друг о друге заботились; чтобы сильные немощи немощных носили; чтобы, если человек добраться не может самостоятельно до храма - рядом был бы прихожанин, который предложил бы свою машину и своё время, и привёз бы его в храм. Это характеристика общины. Потому что у прихожан есть навык заботы друг о друге.

Жду ваших рассуждений на эту тему!

Ваш свщ. АА

Д обрый день, дорогие наши посетители!

Ч то такое церковь, храм, приход, монастырь? Почему крест на куполе восьмиконечный? Почему люди крестятся? Как правильно перекреститься и что означает крест?

Отвечает протоиерей Александр Лебедев:

«Церковь. Это слово употребляется в двух смыслах. Первое — это все мы, православные люди, независимо от места и времени жизни. Если мысленно собрать нас вместе, то это и будет Церковь.

Внешне Церковь может делиться. По занимаемой территории — Русская Православная Церковь, Американская Православная Церковь и т.д. По времени — православные, жившие до нас, а теперь (дай-то Бог) находящиеся в Царствии Небесном (Небесная Церковь), и мы, ныне живущие (Церковь земная). Есть и другие условные деления составляющих Церковь людей на группы, однако внутренне Церковь едина: всех нас объединяет одна вера. В этом смысле слово «Церковь» употребляется в богословии.

А в обиходе слово «церковь» чаще используется в другом значении: это здание, специально предназначенное для совершения богослужений. В этом значении у «церкви» есть синоним — «храм».

Приход храма — это община православных христиан, поддерживающих живую связь с этим храмом, то есть его прихожан. Духовенство храма тоже часть прихода, а возглавляет приход настоятель храма. Часто в сельских местностях приход имеет свои территориальные границы. Обозначенную ими площадь тоже принято называть приходом. В городах четкого разграничения приходов сейчас не существует.

Монастырь — это, так сказать, особое церковное учреждение, в котором проживает община православных людей, которые выбрали монашеский образ жизни. Монастыри по своему составу могут быть мужскими или женскими.

— Почему крест на куполе восьмиконечный?

— Не всегда это так. Мне приходилось видеть и четырехконечные кресты на куполах. Да и вообще существует не один десяток видов христианского креста. Восьмиконечный крест (я выскажу лишь собственные соображения) замечателен именно тем, что вызывает вопросы, пробуждает интерес: а действительно, почему?

Вертикальный столб и средняя перекладина вопросов не вызывают. Верхняя малая перекладина изображает табличку, на которой была написана вина, за которую казнили Спасителя. Об этом упоминает Евангелие. А вот о нижней перекладине в Евангелии не сказано, она — часть орудия казни. Когда в древности человека распинали, то его ступни опирали на специально приколоченный брусок, к нему их и пригвождали. Иначе гвозди не смогли бы удержать вес тела — страдалец просто сорвался бы с креста. Нижняя перекладина креста изображает как раз это приспособление. Ее символическая особенность в том, что она идет наперекос. Правый (по отношению к Распятому) конец показывает вверх, напоминая о том, что разбойник, распятый справа от Спасителя, успел раскаяться и попал в рай. Левый конец перекладины направлен вниз и указывает, куда попал второй разбойник, хуливший Христа. Таким образом, одного взгляда на крест достаточно (если, конечно, взглянуть не мельком), чтобы задуматься: а я-то каким путем иду? Поэтому, на мой взгляд, замечательно, что у нас на самых видных местах преобладают именно восьмиконечные кресты.

— Почему люди крестятся?

— Мысль сама по себе не материальна, но ее можно выразить звуком — то есть словами, а также буквами или другими символами. Передавать мысль может живопись, музыка, а может и жест. Подобным образом и молитва может быть выражена вслух, текстом, песнопением, иконой, а может — жестом. Крестное знамение, которое православные изображают на себе во время молитвы, — это как раз молитвенный жест. Он несет в себе определенный символический смысл.

Три пальца, которые мы собираем в «щепотку», указывают на Бога. Он — Троица, поэтому именно три пальца, но все же Он — Один Бог, поэтому пальцы собраны воедино. Как это Богу удается, лучше не спрашивайте, но что это так — бесспорно.

Два пальца тоже не бесцельно вместе прижимаются к ладони. Они указывают на то, что Христос был одновременно и Богом, и человеком, — еще одна непостижимая загадка.

Крестное знамение накладывается на лоб: мы прикасаемся к нему, чтобы наглядно выразить просьбу о том, чтобы Святая Троица просветила наш ум. Затем рука перемещается к нижней части груди: «Господи, укрепи наши жизненные силы», и на плечи: «Освяти все, что мы делаем». Если человек осознанно перекрестился, то он уже молится.

Символы многозначны. Например, один и тот же китайский иероглиф может означать несколько разных слов. Так и у крестного знамения есть еще одно значение. Во время церковной молитвы человек, перекрестившись, присоединяется тем самым к общей молитве, напоминает себе (к сожалению, мысли наши имеют свойство рассеиваться), что он не зритель, а участник общего дела».

Обсуждение: 4 комментария

    Батюшка! В подарок из Греции мне привезли ласкуток от башмачка Спиридонушки. Я купила себе мощевичек чтобы носить его на груди всегда с собой. Скажите, можно ли так делать, он может намокнуть, растрепаться, ходить с ним в душ и т.д. Либо его всегда снимать приходя домой? Может его закапать воском, чтобы ласкуток не поизносился?