Последние статьи
Домой / Дизайн / Какие они наши эмоциональные дети? Эмоциональное самочувствие ребёнка в группе сверстников Какое бывает эмоциональное состояние ребенка.

Какие они наши эмоциональные дети? Эмоциональное самочувствие ребёнка в группе сверстников Какое бывает эмоциональное состояние ребенка.

Ребенок уже с первых лет своей жизни встречается с многообразием объектов окружающей среды, событий, отношений, настроений, мыслей. что отражается, конечно же, на эмоциональное состояние ребенка.

Дети и окружающий мир

Контакты с окружающим миром, бесспорно, влияют на малыша положительно, расширяя его кругозор, давая первые уроки общения с природой, сверстниками, родителями и другими взрослыми.

Однако они могут содержать в себе полную опасность для физического и психического здоровья дошкольника, поскольку у него еще не сформированы механизмы регуляции и критическое отношение к действительности, нет достаточного объема представлений о хорошем и плохом, полезном и вредном, обязательном и желательном, дозволенном и запретном и тому подобное.

Жизнь и детские эмоции

К сожалению, современная жизнь вокруг ребенка насыщена именно негативными проявлениями.

Он может их почувствовать в семье, на детской площадке, в дошкольном учреждении, транспорте, магазине, других общественных местах.

Как следствие, уже в недалеком будущем это может вызвать различные нарушения нервно-психического состояния (тревожность, капризы, плаксивость, расстройства сна и аппетита, чрезмерная возбудимость или заторможенность в поведении, даже — ранние неврозы, депрессивные или агрессивные состояния), а впоследствии наложить негативный ребенка, характер его личности, мировосприятия.

Какими мы хотим видеть наших детей?

Никто из родителей не хочет, чтобы их ребенок вырос пессимистом, постоянно недовольным всем и всеми, склонным к критиканству, обвинениям, скуке и неспособным видеть светлое в жизни, вносить в бытие радость, красоту, оптимизм.

Как же научить малыша радоваться жизни и воспитать из него позитивно настроенную личность?

Готовых рецептов не существует. Хотя основное решение этой проблемы лежит в психологической плоскости, и это вовсе не означает необходимости непременно обращаться за консультациями к психологам.

Родители и сами могут ему помочь. Здесь главное — любить своего ребенка, проявлять постоянное внимание и заботу не только о его физическом, но и о психическом состоянии, своевременно замечать положительные и отрицательные изменения этих состояний и реагировать на них адекватными способами.

Эмоциональные потребности детей

Детские психологи утверждают, что в каждом ребенке от рождения заложены определенные эмоциональные потребности, и для того, чтобы ребенок был эмоционально устойчивым, выносливым, жизнерадостным, эти потребности необходимо удовлетворять.

Потребность в любви

Среди них важнейшая — потребность в любви и внимании. Когда ребенок чувствует, что его действительно любят, что он желанный, его развитие будет проходить нормально, в оптимальном темпе, в оптимальные сроки, под защитой и руководством родительской любви.

Без этой любви могут случаться тревожное эмоциональное состояние ребенка, нарушения, задержки социального развития личности, для коррекции которых иногда маловато педагогических усилий, а нужна помощь врача-психиатра, психолога.

Родительская ласка

Конечно, родители считают, что любят своих детей, но понимание родительской любви у разных людей разное. К сожалению, не всегда оно совпадает с эмоциональной потребностью самих детей.

Для них главное — ласковое слово, доверительный разговор, своевременный совет или предостережение, теплый взгляд, родительские объятия, поцелуй, а вовсе не формальное удовлетворение их физических, материальных потребностей.

Осознавая важность решения поставленной проблемы для личностного роста дошкольника, родители должны делать определенные шаги в данном направлении.

Начните с себя!

Какие бы сюрпризы не приготовила Вам жизнь, старайтесь сдерживать свои эмоции, скрывать плохое настроение, контролируйте собственные высказывания и действия в проблемных ситуациях.

Не переносите негатив своего состояния на близких людей, в первую очередь, на детей, но и не устраивайте демонстративной изоляции от мира, когда Вам плохо.

Помните: свидетелями таких сцен чаще всего становятся беззащитные дети, которые не способны адекватно оценить ситуацию, сделать правильные выводы, а тем более — Вам помочь.

Если же Вы чувствуете потребность снять напряжение, сделайте это не в присутствии ребенка и в приемлемом способе (без грубых слов, крика, табака и алкоголя).

Только родители, которые владеют собой, способны к следующему шагу.

Наблюдайте за малышом

Фиксируйте для себя эмоциональное состояние ребенка. его достижения и неудачи, изучайте особенности общения, поведенческих реакций ребенка и их причины: что именно вызывает у него недовольство, грусть, смену настроения, радость, эмоциональный подъем, чем любит заниматься, где бывать, с кем охотнее общается или избегает контактов и тому подобное.

Учитывайте эмоциональное состояние ребенка, врожденные психологические проявления нервной системы, то есть специфику его темперамента, и опирайтесь на наиболее положительные из них в воспитании жизнерадостности дошкольника.

Эмоциональное состояние ребенка — сангвиника

Легче всего с ребенком-сангвиником, которая благодаря природной уравновешенности, силе и подвижности нервных процессов отличается эмоциональной восприимчивостью, открытостью для контактов с миром людей, предметов, природы, несклонностью к длительному безделью, недовольству, веселости и тому подобное.

Поддерживайте его оптимистическую настроенность, скорректируйте детскую активность так, чтобы любая деятельность разворачивалась на мотивированном интересе, доводилась до конца и приносила удовлетворение результатами.

Поскольку такой ребенок легко поддается постороннему влиянию, избегайте чрезмерной регламентации, диктата, дайте ему возможность выразить собственную позицию, взгляд на вещи и ситуации, не лишайте его самодостаточности.

Флегматичный ребенок

Такой малыш через малоподвижность процессов возбуждения и торможения в нервной системе иногда кажется равнодушным, неэмоциональным, замкнутым и печальным. И на самом деле он активно переживает события, впечатления «внутри себя».

Пусть Вас не удивляет отсутствие открытого проявления эмоций, например, на долгожданный подарок, встреча с близким человеком, приятное предложение или оскорбление, неудачу.

Такой ребенок не будет постоянно улыбаться, прыгать от радости, на глазах у всех надрываться плачем, однако изредка способен и на такие бурные реакции.

Как понять ребенка?

Чтобы понять его настроение, душевное состояние, определить характер мировосприятия, важно на основе доверительных отношений чаще разговаривать с ним на разные темы, учить проявлять свое отношение адекватными его натуре способами (словом, рисунками, музыкой, пением и др.).

Сформировать радостную, жизнеутверждающую позицию, уверенность в собственных силах поможет ненавязчивое привлечение такого ребенка к активным видам деятельности (пляскам, подвижным, спортивным играм и упражнениям, развлечениям, труду по хозяйству, в природе и т.д.), в которых он преодолеет нерешительность, замкнутость и настроится на достижение успеха путем публичного проявления своих возможностей.

Дети холерики

Особые хлопоты причиняют дети-холерики, гиперактивные, гиперэмоциональные, «неуправляемые».

Их мировосприятию свойственен резкий перепад отношений, оценок, настроений от восхищения, возвышения до отрицания, протеста, подавленности.

Опираясь на эмоциональное состояние ребенка и врожденную склонность холериков радоваться жизни, взрослые должны удерживать стабильность положительных психических состояний у них и обучать эмоциональной регуляции поведения, деятельности.

А для этого попутно упражнять их в умении быть эмоционально уравновешенными, соответствующими ситуации или событиям, состоянию окружающих людей, сдерживать негативные эмоции.

Дети — лидеры

Помните, что дети-холерики являются лидерами, организаторами от природы и комфортно себя чувствуют, когда находятся в центре внимания и признаны окружением.

Позволяйте им самореализовываться в лидерстве, но держите под контролем взаимоотношения со сверстниками, помогайте в гармонизации этих отношений для избежания конфликтов, используйте присущую им чуткость и неравнодушие к окружающему, корректируйте их инициативы в позитивное русло.

Меланхоличные дети

Наименее жизнерадостными есть дети с меланхолическим типом нервной системы. Они склонны к длительному безделью, тревожности, пессимизму, неуверенные в себе, обидчивые, воспринимают мир как сквозь темные очки, боятся даже незначительных трудностей и неудач, опасностей.

Опираясь на уязвимость, способность таких детей глубоко переживать и понимать чувства как свои, так и других людей, родители должны окружить их особой любовью, атмосферой покоя, уюта, защищенности и наполнять их бытие положительными эмоциями, впечатлениями.

Как исправить настрой ребенка?

Например, во время прогулок обращайте внимание детей на красивые, интересные, необычные вещи, события (на клумбе расцвели оранжевые тюльпаны, а среди них несколько красных — какое красивое сочетание цветов; а вот кот охотится на воробья, но мы не дадим обидеть беззащитную птичку; поздней осенью зацвели каштаны и рябина, а среди зимы — барвинок и др.).

Положение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От этого зависит, на сколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворительным, в какой мере он усваивает нормы поведения со сверстниками.

«Звезда» (как и «предпочитаемые») находится в группе в атмосфере чистосердечного и искреннего обожания. «Звездой» ребенок становится за красоту, обаяние, способность быстро оценивать ситуацию и быть лояльным (беспристрастным, выполняющим все требования), за то, что он знает, чего он хочет, за способность, не колеблясь, брать на себя ответственность и прочее. Однако дети с особенно самой высокой популярностью могут «заразиться» излишней самоуверенностью, зазнайством.

«Пренебрегаемые», «изолированные» дети часто ощущают в отношении к себе незаинтересованность ровесников или пренебрежительную снисходительность. Таких принимают в игру на посредственные роли. У этих детей копиться обида и готовность восстать против навязанных условий жизни в группе. В других случаях эти дети ищут пути установления отношений со «звездой» через заискивание, подарки, беспрекословное подчинение.

«Изолированный» испытывает эмоциональный голод по общению со сверстниками. Чувство его остры: он может обожать кого-то из группы за его доблести или ненавидеть за пренебрежение к своей персоне.

«Изолированными» становятся по многим причинам. Один ребенок часто болеет, редко ходит в детсад, и дети не успевают присмотреться к нему, да и сам он никого не знает, он всегда новенький. Другой имеет какие-либо физические недостатки. И его тоже не принимают в детское общество, отвергают.

Причин, в силу которых ребенок оказывается «изолированным», много, а следствие одно - социальное развитие осуществляется неполноценно. Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, замкнутым, отчужденным. Такой ребенок будет обижаться и жаловаться, хвастать и подавлять других, фальшивить и обманывать. Такому ребенку плохо, и другим с ним тоже плохо.

Эта болезнь социализации не должна превратится в хроническое состояние, не должна сформировать асоциальные свойства личности. Непопулярному ребенку нужно помочь реализовать притязание среди ровесников. Необходимо проводить своего рода социальную терапию, чтобы предотвратить неправильную ориентацию ребенка, способствовать развитию у него активности. Социальная терапия в данном случае должна исходить из двух основных положений. Во-первых, необходимо создать определенный социальный микроклимат в детском коллективе, подобрать разнообразные занятия, в которых каждый ребенок мог бы реализовать свое притязание на призвание. Это все успешно реализовывается в нашей группе. Малоактивные дети привлекаются в такие виды деятельности, где они могут проявить свои лучшие качества, «выделиться» среди других. Часто отмечаются их успехи, пусть даже маленькие, детям постоянно говорят об их достоинствах.

Во-вторых, у непопулярных детей следует специально развивать социальные навыки общения и настойчиво поощрять даже небольшие их успехи не только в детском саду, но и в семье.

Наталья Пылаева
Эмоциональное самочувствие ребенка - задача общая педагога и семьи

Что такое эмоция ? Какая она? Как она влияет на ребенка ? Мир эмоций – это особый класс психологических процессов, которые человек (взрослый или ребенок ) выражает по отношению к предметам и окружающей действительности. Если взрослые могут справиться со своими эмоциями , то ребенку (подростку) трудно это сделать. Они беззащитны перед потоком любого рода воздействия со стороны окружающего мира. И это сказывается на развитие личности ребенка .

Из своего опыта работы в воспитании детей и их развитии, я заметила, что в ходе бесед с родителями, доминантными вопросами являются те, которые связаны с питанием : как ест ребенок , что ест ребенок ); дружеским взаимодействием (с кем играет? как играет) . Порой родители даже не знают, что от пробуждения ребенка утром дома , зависит его настроение, его эмоциональное состояние на несколько часов. Если во время пробуждения мама, которая улыбается ребенку , говорит что-то приятное, спокойным голосом, то и ребенку передается их эмоциональное состояние , малыш чувствует себя комфортно.

На своих встречах с родителями, мы, воспитатели, стараемся донести до родителей, чтобы они были более приветливы, отзывчивы к окружающим людям, к своим детям. Всем вместе нам необходимо замечать улыбки детей, не игнорировать детские слезы, разделять с ребенком его радости и печали.

Для того, чтобы люди понимали друг друга необходимо каждому человеку выразить и проявить себя. Поэтому ребенка надо подводить к тому, как адекватно вести себя в обществе. И в таких ситуациях только мы взрослые, родители и педагоги можем помочь нашим детям. Мы должны быть для них образцом, примером, ведь дети, как «губки» все впитывают из окружающей их среды.

На первом месте всегда стоит образец семьи . Какие традиции заложены в семье , какое общение между членами семьи , какие правила поведения, этикета, что видит ребенок , тому он и подражает. Если в семье царит любовь и взаимоуважение, забота друг о друге, то и у малыша это видно. По его счастливой улыбке, по его доброжелательному отношению к сверстникам, к взрослым. И поэтому наша задача помочь родителям понять значимость эмоционального состояния ребенка , его комфорта с окружающим нас социумом.

Публикации по теме:

Влияние педагога на эмоциональное самочувствие ребенка «Эмоциональное развитие детей –одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном».

Консультация для воспитателей «Эмоциональное благополучие ребенка» ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В дошкольном детстве соблюдение права ребенка на охрану здоровья имеет особое значение. Как вы знаете,.

В дошкольных учреждениях педагоги проводят большую работу по воспитанию личности ребенка: интеллектуально развивают дошкольников, формируют.

Почему происходит эмоциональное выгорание педагога 25.09.2017. авторы Евстафьева С. А. Кушнерева Г. Ю. Проскурникова Е. А. Эмоциональное выгорание - это состояние физического, эмоционального,.

Практикум «Эмоциональное благополучие для ребенка в ДОУ» Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем практикуме. Мне очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию,.

Протокол № 2 родительского собрания в подготовительной группе от 24. 11. 2017года. Присутствовало – 17чел. Отсутствовало – 8 чел. Тема:.

Родительское собрание в подготовительной группе «Эмоциональное благополучие ребенка» Родительское собрание на тему «Эмоциональное благополучие ребенка» в подготовительной группе. МБДОУ «Детский сад№14 «Светлячок» Пермский.

Эмоциональные состояния ребенка

Эмоциональные состояния ребенка второго года жизни

Эмоции детей второго года жизни тесно связаны с предметной деятельностью, ее успешностью и не успешностью. Они направлены на объекты, с которыми предстоит действовать, на ситуацию в целом, на действия самого ребёнка и взрослого, на получаемый самостоятельно результат, на игровые моменты. Интерес к объекту в сочетании с неумением действовать вызывает неудовольствие, гнев, злость, огорчение. Негативные реакции свидетельствуют о том, что способ действия малыша еще не сформирован. Значит, ребенку нужно помочь, подсказать, как действовать. Яркие, положительные эмоции, выражающиеся в улыбках, возгласах, частых обращениях ко взрослому, говорят о том, что ребенок освоил действие и хочет получить одобрение взрослого при каждом самостоятельном поступке.

Активность, протекающая на спокойно сосредоточенном фоне, указывает на освоение этого вида деятельности. Переживания теперь уже связаны именно с умениями и результатами, характерными для самостоятельности человека. Поэтому можно сказать, что происходит последовательное социальное развитие эмоций. К концу второго года жизни малыш получает удовлетворение от игры. Возникают переживания, связанные не только с действиями, но и с сюжетом. Ребенок радуется и самому действию, и тому, что оно происходит в организованной им игре.

Эмоциональные состояния ребенка третьего года жизни

К 3 годам переживания ребенка неразрывно связаны с сюжетной стороной игры. Он развивает сюжет. Упала кастрюлька: "Ох! Пролилось!" - восклицает малыш и вытирает тряпкой воображаемую лужу. Эмоциональный отклик на игровые события показывает не только высоко развитость игры, но и ее эмоциональную значимость для ребенка. В раннем возрасте развиваются высшие чувства, предпосылки которых сложились в младенчестве. К 3 годам отчетливо проявляются эстетические чувства. Малыш переживает характер музыки: веселой и грустной, плавной и бодрой. Он радуется украшениям, красивой одежде, цветущим растениям. Восторг, как и у младенца, вызывает все яркое и блестящее, но ребенок учится отличать красивое от некрасивого, гармоничное от дисгармоничного. На основе чувства удивления, которое наблюдалось еще у младенца, в раннем детстве возникает элементарная любознательность. Начинают появляться познавательные вопросы. Зарождаются новые чувства в отношении сверстников: соперничество, элементы зависти, ревность. Малыш стремится узурпировать внимание взрослого и протестует, когда оно делится между детьми или оказывается другому ребенку.

Развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении со взрослыми, а именно с воспитателями, преобладают мотивы сотрудничества. Кроме воспитательской любви, дети ждут от взрослого непосредственного участия во всех своих делах. Взрослые должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком - это жизненный источник формирования его чувств.

Ведь дети очень хорошо чувствуют эмоциональный настрой, отстраненность и пониженное настроение взрослых, они понимают, что что-то происходит, и отсутствие хорошего настроения у нас вселяет в детей ещё большую тревогу.

Особенности эмоционального развития в раннем возрасте

  • - эмоциональные переживания кратковременны, неустойчивы, выражаются бурно, дети очень впечатлительны, их поведение импульсивно, эмоции выступают мотивами поведения;
  • - происходит дальнейшая социализация эмоций, поскольку переживания связаны с результатами человеческой деятельности и ребенок осваивает способы их выражения;
  • - развиваются высшие чувства, среди которых особое место занимают симпатия, сочувствие, чувство гордости и стыда;
  • - включение слова в эмоциональные процессы перестраивает их протекание и в совокупности с установлением связи между чувством и представлением создает предпосылки для их регуляции.

Что поможет в развитии эмоций? Семья, ближайшее окружение и увлечения с развлечениями неоспоримо влияют на малыша и на раскрытие его эмоций. Для развития ребенка чрезвычайно важен физический контакт с родителями - ласка, объятия, беседы. Новые впечатления являются почвой, на которой произрастают ростки эмоций. Родителям важно разнообразить досуг ребенка: многочисленные прогулки, увлекательные поездки, посещение театров, цирка или музеев. Помощниками для мамы и папы выступают и детские книжки. Но всегда, когда очередная сказка дочитана, полезно обсудить с малышом сюжет или поступки героев. Взаимоотношения с другими детишками и игры также влияют на эмоциональное развитие ребенка, помогают подрастающему человечку легче осваиваться в окружающей реальности. Разнообразие ролевых игр со сказочными или необычными сюжетами дарит малышу яркие чувства и переживания. Немаловажным нюансом для обогащения эмоционального спектра является детское творчество. Рисование, занятия танцами и музыкой, лепка или оригами могут подарить подрастающему человечку множество чувств, как неприятных при неудаче, так и хороших при успешном результате. Кроме этого, например, творческая деятельность развивает и мелкую моторику. Грамотное сочетание родительского внимания, общения, игр и творчества дает шанс эмоциональной сфере дошкольника развиваться полноценно и правильно.

Этапы развития эмпатии в детском возрасте по М. Хофману в таблице 1

Таблица 1

Возраст появления

Характеристики

Глобальная эмпатия

На 1-м году

Другие не воспринимаются как отличные от себя, следовательно, страдания другого смешиваются с собственными неприятными переживаниями. Ребенок, таким образом, реагирует на происшедшее с другим ребенком, так же, как бы он реагировал на происшедшее с ним.

"Эгоцентрическая эмпатия"

На 2-м году

Ребенок уже осознает, что страдает не он, в другой, но внутреннее состояние другого предполагается точно таким же, как свое.

Эмпатия на чувства другого

Между 2-м и 3-м годом

Ребенок начинает осознавать, что другие испытывают и другие чувства, и реагируют на них не эгоцентричным образом.

Эмпатия на жизненную ситуацию другого

Позднее детство

Ребенок начинает воспринимать чувства других не только как ситуативные реакции, но и как выражение более общего отношения. Эмпатически вызванная реакция сочетается с представлением общей ситуацией другого, и ребенок по-разному реагирует в случае временного и длительного страдания.

Другие не воспринимаются как отличные от себя, следовательно, страдание другого смешивается с собственными неприятными переживаниями. Ребенок, таким образом, реагирует на произошедшее с другим ребенком так же, как бы он реагировал на произошедшее с ним. Ребенок уже осознает, что страдает не он, а другой, но внутреннее состояние другого предполагается точно таким же, как свое. Ребенок начинает осознавать, что другие испытывают и другие чувства, и реагирует на них неэгоцентрическим образом

Ребенок начинает воспринимать чувства других не только как ситуативные реакции, но и как выражение более общего отношения. Эмпатически вызванная реакция сочетается с представлением общей ситуации другого, и ребенок по-разному реагирует в случае временного и длительного страдания

Необходимость эмоционального развития:

  • - физическое и сенсорное развитие ребенка, активное созревание мозговых структур и внутрикорковых связей обеспечивают основу для реализации нейрофизиологических механизмов возникновения эмоциональных реакций;
  • - активное освоение окружающего мира вызывает у ребенка различные эмоции, расширяя и усложняя их диапазон, эмоции становятся мотивом и регулятором деятельности;
  • - эмоциональный отклик на предметные действия со взрослым и игровые события служат предпосылкой формирования игры - ведущей деятельности на последующем этапе возрастного развития;
  • - с формированием эмоциональной сферы детей раннего возраста связано развитие когнитивной сферы и речи: появление познавательных эмоций стимулирует познавательную активность ребенка, произвольность деятельности;
  • - для нормального речевого развития ребенка определяющую роль играет эмоционально значимое общение, при различных эмоциональных травмах (испуг, переживания разлуки с близкими и т.д.) увеличивается риск возникновения речевых нарушений;
  • - постепенно с развитием от года до трех чувства и эмоции детей становятся более устойчивыми, рациональными, приобретают большую глубину, что обусловлено положительным отношением окружающих и успешностью процесса психологического развития ребенка;
  • - с развитием личности ребенка, появлением собственного "Я" и ранним опытом социализации связано формирование эмоций самосознания, эмпатии и социальных эмоций;
  • - от характера эмоционального отношения взрослых к ребенку, адекватности их эмоциональных реакций на поступки ребенка и зависит обретение им чувства независимости, самостоятельности, как психологического новообразования раннего возраста, его эмоциональное благополучие, и даже соматическое здоровье;
  • - обострение кризиса трех лет приводит к проявлению таких негативных эмоций как тревога, негативизм, агрессия;- и, наконец, важное направление развития эмоциональной сферы детей -это появление способности управлять своими чувствами. Эмоциональное развитие детей раннего возраста особенно необходимо в период кризиса 3-х летнего возраста. В этот период у ребенка появляются элементы бунтарского поведения, желание манипуляции родителями, ревность к младшему (старшему)ребенку, агрессия к окружающим. Все это говорит о том, что малыш меняет свое отношение, как к себе, так и к окружающим. Нужно спокойно и уважительно относиться к ребенку, его запросам, без проявления агрессии объяснять и показывать на собственном примере, как надо вести себя в сложной ситуации. Понимание взрослыми эмоциональной жизни ребенка, соучастие в ней создает основу его психологического здоровья и зрелости.

Кризис трех лет. Так называемое семизвездие симптомов кризиса обнаруживает: новые черты всегда связаны с тем, что ребенок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми. Л.С. Выготский И.Ю. Кулагина (1998).отмечает, что у ребенка 3 лет появляются симптомы кризисного периода в связи с тем, что взрослые не заметили, не поняли необходимости перестройки своих отношений с ребенком, который стал более самостоятельным, активным. В результате произошел "взрыв" прежней ситуации (Элъконин Д.Б., 1995). Л. С. Выготский вслед за Э. Келер описывает основные симптомы, характерные для поведения ребенка в период кризиса 3 лет, составляющие так называемое семизвездие.

1. Негативизм. Именно негативизм "вынуждает ребенка поступать вопреки своему аффективному желанию {Выготский Л. С, 2000, с. 985). Ребенок отказывается делать то, что мы его просим, не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом. Если взрослый использует авторитарную модель взаимодействия в общении с ребенком, он может провоцировать приступы негативизма всякий раз, когда отдает строгий приказ, например: "Не трогай!", "Ешь быстро!" и др. В сложных ситуациях, при резком проявлении негативизма ребенком, взаимодействие с ним может дойти до абсурда: на любое высказывание ногами. Гнев и злость может быть направлен и на "непослушный" предмет, и на взрослого, внимания которого безуспешно добивался ребенок. Взаимодействие с детьми раннего возраста будет более эффективным в том случае, если взрослые смогут учитывать индивидуально-возрастные особенности начинающего свою жизнь человека. Развитие познавательных функций малыша тесно связано с его эмоционально-волевой сферой. А поскольку доминирующая функция - восприятие - аффективно окрашена, ребенок эмоционально реагирует только на то, что находится в данный момент в поле его зрения. Взрослые, помня об этом, могут избежать многих конфликтных ситуаций и эмоциональных вспышек.

Тренинг общения с ребенком (период раннего детства) взрослого ребенок отвечает наперекор: "Это холодное" - "Нет, горячее", "Иди домой" - "Не пойду" и т. д. Причем ребенок отвечает отказом на просьбу, требование взрослого даже в том случае, если минуту назад он сам страстно желал именно это сделать. Негативизм отличается от непослушания (когда ребенок не следует указаниям взрослого потому, что занят другим делом, более интересующим его в данный момент. Он противится содержанию просьбы): - социальным отношением. Негативизм носит социальный характер, он адресован человеку, а непослушание - содержанию. Если ребенку предложили на выбор другое занятие, более интересное для него, чем то, которое у него есть в данный момент, и он согласился, то речь идет не о негативизме, а о непослушании; - отношением к аффекту. При негативизме ребенок поступает наперекор своему желанию, при непослушании же он следует своему желанию, которое идет вразрез с желанием взрослого. И.Ю. Кулагина (1998) отмечает, что негативизм избирателен: ребенок отказывается выполнять просьбы только определенных людей, например, только мамы или папы, или только одного из воспитателей группы. С остальными окружающими он может бьпь послушным и покладистым. Главный мотив, который движет ребенком, - сделать не так, как просят, а наоборот.

  • 2. Упрямство - это "такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал" {Выготский Л. С, 2000, с. 986), то есть это "реакция не на предложение, а на свое собственное решение" (Ермолаева М.В., 2000, с. 127). Например, ребенка, когда он уже проснулся, мама просит встать с постели. Ребенок в течение долгого времени не соглашается встать, хотя ему уже давно надоело лежать в постели и хочется поиграть с игрушками. Однако он заявляет: "Сказал - не встану, значит, не встану!" Зачастую родители, встав на позицию "кто - кого", тем самым усложняют, закрепляют проявления упрямства и загоняют ребенка "в угол", лишая возможности выйти с достоинством из возникшей конфликтной ситуации. Л.С. Выготский отмечает, что упрямство отличается от простого не послушания: - мотивом (если ребенок продолжает настаивать и не соглашается со взрослым, когда он хочет продолжать делать что-то свое, это будет не упрямство, а непослушание. Если же он противоречит только потому, что не хочет отступать от своего слова, это будет упрямство); - отношением к себе (ребенок делает наперекор другим потому, что это он так сказал, и это он не хочет менять своих решений).
  • 3. Строптивость отличается от негативизма тем, что она безлична, а не направлена против человека. Строптивость направлена против самого образа жизни, против тех правил, которые были в его жизни до 3 лет. Это "скрытый бунт против того, с чем ребенок имел дело раньше" (Вы готский Л. С, 2000, с. 986). Кроме того, Л.С. Выготский (2000) заостряет внимание на том, что при авторитарном воспитании строптивость является одной из главных черт кризиса 3 лет.
  • 4. Своеволие проявляется я в том, что малыш все хочет делать сам, даже если не умеет. В этом случае проявляется тенденция к самостоятельности. Следующие симптомы, описанные Л.С. Выготским (2000), относятся им к симптомам вторичного значения (2000, с. 986). 5.

Протест-бунт проявляется в том, что все поведение ребенка носит протестующий характер, ка к будто "ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликт е с ними" (там же, с. 987). Протест-бунт выливается в частые ссоры с родителями.

  • 6. Обесценившие. В этом случае обесцениваются старые привязанности ребенка к вещам, к людям, к правилам поведения. Ребенок может начать употреблять бранные слова, которые до сих пор было не принято произносить в доме. В его речи появляются выражения, которые означают все плохое, отрицательное, негативное. "И все это относится к тем вещам, которые сами по себе никакой неприятности не приносят" (там же, с. 987). Иногда дети обзывают любимых бабушек, мам грубыми словами. Кроме того, для трехлетнего ребенка могут вдруг потерять ценность еще совсем недавно обожаемые им игрушки, книги, и тогда он может бросать их, рвать, давать им негативные названия.
  • 7. Деспотизм чаще всего проявляется в семье с единственным ребенком. Он изо всех сил пытается проявить власть над окружающими, ему хочется добиться того положения, которое было в раннем детстве, когда исполнялись все его желания. По словам Выготского, (2000, с. 987), ребенок хочет стать "господином положения". Если в семье несколько детей, этот симптом можно назвать ревностью. Ребенок все так же стремится к власти и потому проявляет ревность к братьям или сестрам, с которыми он вынужден делить власть. Таким образом, кризис трех лет - это "бунт против авторитарного воспитания, это протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте" (Выготский. С, 2000, с. 987). Тренинг общения с ребенком (период раннего детства) Воспитатели, родители и другие близкие ребенку люди в период кризиса испытывают трудности во взаимодействии с ним, так ка к маленький забавный малыш "вдруг" превращается в упрямое, строптивое, деспотичное создание. Самостоятельность и активность ребенка возрастают, изменяется отношение ребенка и к собственному "Я", и к другим людям, окружающим его, продолжается процесс эмансипации ребенка. Следствием проявления перечисленных симптомов кризис, а трех лет могут стать внутренние и внешние конфликты, невротические проявления (энурез, ночные страхи, заикание и др.). Кризис трех лет - это, прежде всего "кризис социальных отношений ребенка, он происходит по оси перестройки социальных взаимоотношений личности - ребенка и окружающих людей" (там же, с. 989). Следует отметить, что кризис трех лет протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка тенденцию к самостоятельности, когда они стремятся во что бы то ни стало сохранить прежний тип взаимоотношений, устраивающий их, взрослых, когда они сдерживают самостоятельность и активность ребенка (Эльконин Д.Б., 1995). Если же взрослые реагируют на изменения, происходящие в ребенке, если они заменяют авторитарный стиль взаимодействия с ребенком, гиперопеку на партнерское общение с ним, предоставляют ему самостоятельность (в разумных пределах), конфликтов между ними и трудностей общения может и не возникнуть или они будут иметь временный, преходящий характер.

История изучения эмоций в российской психологии переживала периоды взлета и падения - большого интереса и фундаментальных трудов в конце 19-начале 20 в., с вязанных с такими именами И.А. Сикорского, Н.Я. Грота, Н.Н. Ланге, В.В. Зеленовского и забвения проблем внутреннего мира человека в 70-90 годах. Еще в 19 в. психиатр И.А. Сикорский писал в своей книге "Воспитание в возрасте первого детства" : " Достоверно только то, что чувства и аффекты появляются у детей значительно раньше, чем другие психологические функции (воля, рассудок), и в известную пору составляют самую выдающуюся сторону их душевной жизни. {1884. -c.28}.

Однако в 1914 г. Психолог Н.Н. Ланге называет эмоции Золушкиной психологии, считая, что они незаслуженно обойдены вниманием исследователей в пользу "сестер" - мышления и воли. В 1924 г. в книге "Психология детства" В.В. Зеньковский отводит эмоциональным явлениям одно из первых мест по значению в развитии ребенка: "Вопреки обычному порядку в изложении психической жизни ребенка в течение раннего детства мы ыдвинем на первый план изучение эмоциональной жизни его в это время, исходя из указанного уже принципа, что эмоциональная сфера имеет в это время центральное значение в системе психических сил"{1995.-C.123}. Психолог Л.С. Выготский писал: "Почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одаренность и талантливость применительно к интеллекту. Но ведь можно не только мыслить талантливо, но и талантливо чувствовать. Любовь может сделаться таким же талантом и даже гениальностью, как и открытие дифференцированного исчисления. И здесь, и там человеческое поведение принимает исключительные и грандиозные формы". {1991.-C.115}.

Как помочь ребенку улучшить эмоциональное состояние


Часто родители жалуются на то, что ребенок неуравновешен, плаксив, робок, тревожен, неуправляем, агрессивен. Конечно, все эти проявления могут иметь разные причины и требовать отдельных подходов в помощи. Но общим является то, что через негативные эмоции и поведение ребенок сигнализирует взрослым, что ему нехорошо, что с ним что-то не так, есть что-то, с чем он не может справиться, потому что для него это слишком тяжело.

Есть общие моменты, которые полезно знать и учитывать, чтобы предотвратить эмоциональные срывы и улучшить эмоциональное состояние ребенка.

Из-за чего эмоциональное состояние ребенка становится негативным, и что с этим делать:

1. Ребенок получает мало внимания «напрямую». Дети не могут по-взрослому оценить заботу родителей о себе в виде зарабатывания денег, уборки в доме, приготовления пищи. Они чувствуют любовь к себе, когда им уделяют время и внимание. При этом не нужно быть много времени с ребенком, нужно просто уделить ему время тогда, когда он этого хочет - в игре, рисовании, чтении. Ребенок насытится вниманием и отпустит вас к вашим делам.

«Поэтому включите в распорядок дня время, когда вы ничем больше не занимаетесь, а выполняете просьбу ребенка, играете с ним так, как он хочет, разговариваете, обнимаете, целуете. Это те формы любви, которые наиболее сильно насыщают ребенка . »

2. Ребенку предъявлены слишком высокие требования (к поведению, бытовым привычкам, дисциплине, обучению, его рассудительности). Современные дети активно демонстрируют взрослым, что УЖЕ являются способной и талантливой личностью! И это правда, и это важно учитывать - в уважении к ребенку. Вместе с тем, не стоит забывать, что даже умный, успешный, коммуникабельный ребенок (который иногда создает впечатление не по годам зрелого, мудрого, взрослого) - все же Ребенок, который не может мыслить, принимать решения и вести себя по стандартам взрослых.

«Помните, сколько лет вашему ребенку. Проверяйте, не слишком ли ваши требования к нему завышены, предъявлены «не по годам», остается ли у ребенка при выполнении ваших требований пространство для игры , спонтанности, радости, движения. »

3. Ребенка мало хвалят и много критикуют. Это основной механизм, который ожесточает или запугивает не только ребенка, но и взрослого человека, портит отношения. Если ребенок делает что-то хорошее, но не получает похвалы, то, как минимум, он не узнает, что сделал что-то хорошее (а кто же ему подскажет это, если не вы?), как максимум - на его достижения, хорошее поведение не обращают внимания - то есть, обесценивают (((. Вспомните свое состояние, когда вы старались, а важный для вас человек или не обратил внимания на ваш вклад, или, промолчав о хорошем, обратил внимание на недостатки. Если это часто повторяется, то так возникает заниженная самооценка, неверие в себя, нежелание что-то делать.

«Отмечайте похвалой и благодарностью, поддержкой, уважением то, что ребенок делает хорошо, - это будет развивать в нем самоуважение и активность. Вместо критики, которая формулируется «ты не хорошо / плохо… », важно спокойно рассказать «лучше сделать …., потому что… ».

4. Ребенку трудно справляться с какой-то своей задачей, выполнять которую он не готов (сон в отдельной комнате, пребывание с родственниками без родителей, адаптация к детскому саду, занятия по интеллектуальному развитию, дополнительные кружки в школе). Иногда ребенок сначала справляется, а затем его силы сдают и эмоции показывают «сбой». Дайте себе ответ на вопрос, что может вызвать трудности в жизни вашего ребенка? Готов ли он к этому? Как вы можете смягчить ему адаптацию? Прямо спросите ребенка, что его беспокоит, что именно дается ему тяжело, что он не хочет делать.

«Предложите ему поддержку, исправьте нагрузку так, чтобы она происходила в тех порциях, с которыми ребенок справляется, обязательно хвалите его, когда у него это получается. Важно не только то, что ребенок справился с задачей, а и то, КАК он чувствует себя, когда с этим справляется

5. Вокруг ребенка слишком часто меняются люди, обстоятельства, правила поведения, он переживает слишком много событий .Это приводит к тому, что появляется ощущение непредсказуемости, а для ребенка это - момент хаоса. У него исчезает ощущение стабильности, повторяемости, а соответственно - безопасности и предсказуемости. Ему слишком часто приходится переадаптироваться. Иногда это возникает даже как следствие того, что близкие люди предъявляют разные требования, ожидания к ребенку: «то, что можно с бабушкой, то нельзя с мамой», «вчера папа разрешил это, потому что у него было хорошее настроение, а сегодня нет».

«Договоритесь о стабильности в распорядке, правилах поведения ребенка, так, чтобы «хорошо и плохо», «можно и нельзя» имели одинаковое содержание от всех окружающих. Сделайте распорядок дня ребенка стабильным, об изменениях в планах говорите с ним, готовя его к этому .»

6. Ребенок реагирует на сложный период, который проживает семья или кто-то из взрослых. Так бывает, когда семья адаптируется после рождения еще одного ребенка, изменений в трудоустройстве, места жительства, смерти в семье, изменений в отношениях с родственниками, любых решений, которые требуют перестройки в жизни. Важно понять, что такие события происходят вне желания ребенка и часто он не готов принимать их и изменяться в соответствии с их новыми обстоятельствами. В дошкольном возрасте ребенок вполне способен проговорить свои дискомфорты, просто важно задать вопрос и услышать ответ. Важно помочь ребенку проявить чувство к этим изменениям, спросить, что его тревожит или раздражает (утомляет), что сейчас ему больше всего нужно. Полезно избегать «взрослых тяжелых» разговоров при ребенке, где есть много сомнений, страхов или злости. А вот делиться с ребенком верой в то, что все будет хорошо - очень даже стоит.

«Ответы на вопросы о том, что происходит сейчас, давайте в доступной и успокаивающей форме согласно возрасту. Усилить чувство стабильности помогут ежедневные ритуалы (сказки, мультики, игры , прогулки). Еще чаще говорите ребенку, что вы его любите, обнимайте, высвобождайте время для того, чтобы побыть вместе с ним ».

7. Ребенок реагирует на ваше эмоциональное состояние или отражает его своим поведением. Ребенок действительно часто внешне отражает то, что происходит внутри у его близких людей, или то, что он замечает в отношениях вокруг. Прислушайтесь к себе - как чувствуете себя вы? Какие эмоции вы испытываете чаще всего? Насколько светлое и спокойное ваше внутреннее состояние? Какие трудности вы испытываете (в отношениях, отношении к себе, к жизни, в понимании того, чего вы хотите сейчас)? Если вы признаетесь себе в том, что и вам непросто, что внутри вас много сложных чувств, которые вы стараетесь не вылить на окружающих (но все равно это проявляется в мелочах, передается в атмосфере и ребенок это отражает, вбирает в себя), это означает, что:

«Сейчасстоит уделить время себе - выровнять свое состояние, жизненные процессы, избавиться от стрессовых факторов, дать ответы на волнующие вопросы. Ваш внутренний покой и радость придадут энергии в любви к ребенку, станут базой для его внутреннего спокойствия и благополучия. И ребенок , как зеркало, отобразит вместо мрачного состояния, светлые тона радости ».