Последние статьи
Домой / Утепление жилища / Креативные качества. Что значит креативный человек? Кто эти люди

Креативные качества. Что значит креативный человек? Кто эти люди

Если верить вакансиям, творческих людей везде ждут с распростертыми объятиями. Им «открыты двери» для работы или сотрудничества. Но, как ни странно, к этому критерию в резюме наибольшее недоверие со стороны работодателей. Выходит так, что они сами не знают, что значит креативный? Зачем требовать от претендентов то, в чем сомневаешься? Как распознать творческие задатки? Как понять, что перед нами креативный человек?

Кто такой креативный человек?

Креативный человек - это личность, способная принимать креативные идеи, благодаря развитому . Не стоит думать, что такой человек «с другой планеты». Не обязательно он будет выглядеть вызывающе. Не всегда разукрашенный панк, от которого с воплями разбегаются дети и крестятся старушки, оказывается креативным человеком. Совершенно нет. выражается в поступках и умении генерировать креативные идеи – нестандартные решения.

Креативные люди — кто они?

1. Пренебрежение стереотипами и правилами.

Что такое креативный? Прежде всего, креативный – это свободомыслящий. Такой человек будет в душе бунтарем или революционером. Не обязательно он будет верхом на танке агитировать против власти. Нет, революции бывают менее кровавые. Например, в определенной сфере знаний, направлении творчества и т.д. Креативный человек всегда будет идти против системы, догм, распорядков. Если собеседник лояльно относится к бюрократии или многотомным правилам, то, скорее всего, он способен к не в полной мере.

2. Способность фантазировать.

Важная черта всех творческих личностей – умение придумывать свои миры, закрытые для окружающих. Это не означает, что их фантазии оторваны от реальности. Просто, из-за умения абстрагироваться, они могут находить неожиданные решения, либо черпать , как бы подзаряжая свой творческий . В этом креативный человек очень похож на ребенка. Умение фантазировать – тот элемент детства, который полезно сохранить во взрослые годы.

3. Наблюдательность.

Нестандартные идеи очень часто посещают наблюдательных людей, склонных уделять внимание мелочам. Благодаря этой особенности, творческие личности способны обратить внимание на любой пустяк, который в итоге станет ключом к решению задания. Но их внимательность избирательна. Это означает, что они порой не замечают очевидных вещей, при этом акцентируя внимание на том, чего не видят все остальные.

4. Невосприятие рутины.

Креативный человек, в силу своей творческой природы, очень плохо переносит обыденность и серость. Поэтому рутина – главнейший враг нестандартных идей. Если речь идет о творческой личности, то такой человек не уйдет «по уши» в выполнение монотонных и однообразных заданий. Скорее он возьмет отгул, уволится, либо попросит о помощи кого-то другого.

5. Умение видеть возможности в неожиданных направлениях.

Это умение можно считать производным от наблюдательности и способности фантазировать. Креативный человек в любой ситуации умеет действовать нестандартно. Там, где другие столкнутся с непреодолимым препятствием, творческий человек обязательно придумает, как его преодолеть. Поэтому наличие подобного сотрудника в коллективе практически всегда гарантирует обилие оригинальных идей и решений.

6. Ранимость перед критикой.

У каждой медали есть своя обратная сторона. Так и у творчества имеются свои недостатки. Например, излишняя ранимость творческих людей. Мало кто из них способен спокойно переносить критику своих идей или творений. Творческая личность может даже на конструктивные замечания. Данную особенность необходимо учитывать при общении с такими людьми, ведь одно неосторожное слово может вызвать настоящий шквал эмоций, временно перекрыть поток креативных идей.

7. Поиск новых эмоций и впечатлений.

Творческие люди ищут новые эмоции. Это одна из основных причин, из-за которой они так нетерпимы к обыденности. Ведь рутина не дает им возможности вдохновиться на создание очередного шедевра. Поэтому, если человек креативный, то он, скорее всего, склонен к путешествиям, оригинальным . Также, творческие личности отличаются повышенной любознательностью. Они хотят все узнать и попробовать. Склонны они и к различным видам зависимости, например от алкоголя или азартных игр. Безусловно, далеко не каждый креативный человек отличается вредной , но в любом случае, у него имеется источник вдохновения.

Можно сделать вывод, что креативный человек – это реформатор в лучшем смысле данного слова. Всегда идет против стандартов и правил. В связи с этим он и генерирует время от времени креативные идеи. Универсальной формулы творчества не существует. Каждый черпает вдохновение по своему. Важен итог – абсолютно новое решение, которое позволяет выполнить определенное задание в необычный способ.

Креативность – это одно из самых востребованных качеств личности в современном мире. Наличие этого качества приветствуется у молодых специалистов, с ним связывают надежды на успех и карьеру. Креативность требуется и в бизнесе, и в учебе, и в любой сфере профессиональной деятельности.

Однако, постоянно оперируя этим понятием, люди часто смутно понимают его значение, зная только, что креативность как-то связана с . Давайте разберемся в этом явлении и в возможностях его развития.

Явление это психическое, и психология давно и успешно его изучает. Начнем с того, что понятие «креативность» дословно можно перевести несколько корявым русским словом «творческость». Но креативность, хоть и связана с творчеством, не является его синонимом.

Под творчеством обычно понимают особый вид активности, направленной на создание чего-либо нового: новых вещей, идей, способов деятельности и т. д. Термин «креативность» ввел известный психолог, исследователь творчества Дж. Гилфорд в 50-х годах XX века. Он объединил под этим понятием качества , обеспечивающие человеку возможность создавать новое, оригинальное, нестандартное.

Креативность и творчество: в чем их различие

Если говорить кратко, то творчество – это особый вид , а креативность – к этой деятельности. Причем не только некий внутренний потенциал и готовность творить, но и совокупность психических качеств, обеспечивающих внешнюю активность, целеустремленность, решительность, в креативной деятельности.

Поэтому далеко не всех людей, обладающих высоким , можно отнести к креативам, а только тех, кто достаточно активен, чтобы воплощать свои идеи в жизнь, организовывать и вести проекты, отстаивать свою точку зрения.

Креативность включает в себя не только качества личности, связанные непосредственно с творческим процессом, но и такие особенности, которые обеспечивают человеку высокий уровень активности: , и .

Креативность и интеллект

Долгое время считался (да и сейчас считается) важнейшим качеством профессионала. Как способность к умственной деятельности, он необходим в любой сфере, но его недостаточно для успеха и тем более для творчества. Довольно долго коэффициент интеллекта – IQ – был определяющим фактором при приеме на работу специалиста. Иметь высокий IQ было престижно, и это открывало перед человеком широкие возможности.

Но к 50-м годам прошлого века стало ясно, что в тех сферах, которые требуют творческого подхода, специалисты-интеллектуалы далеко не всегда эффективны. Психологи Дж. Гилфорд и Э. Торренс (США) провели масштабные многолетние исследования, которые продемонстрировали, что, оказывается, способность к творчеству напрямую не связана с уровнем интеллекта. И нередко люди с высоким IQ (более 150 %) оказывались слишком рациональны для творчества, слишком прагматичны, расчетливы и… логичны. Но и низкий уровень интеллекта - менее 100 % - тоже не способствовал креативности.

Чтобы установить критерии креативности и связь этого качества с интеллектом, Дж. Гилфорд и Э. Торренс разработали специальные тесты, определяющие уровень творческой активности, и ввели понятие «коэффициента креативности» (Cr), аналогичного IQ. Как показали исследования, в которых принимали участие более 150 тыс. человек, наиболее оптимальным для творчества является уровень интеллекта чуть выше среднего. Но обязательное условие креативности – склонность человека к особому типу мышления, которое Дж. Гилфорд назвал – разнонаправленным.

Структура креативности

Как и любая другая способность, креативность представляет собой совокупность качеств личности. Можно выделить три группы индивидуально-психологических особенностей, которые обеспечивают успех в творческой деятельности: когнитивные, эмоциональные и волевые.

Когнитивный компонент

Cognito с латинского переводится как «познание», а когнитивные способности связаны с развитием познавательных процессов, которые в структуре креативности занимают основное место. К ним в первую очередь относится особый тип мышления, характерный для творческих людей.

Творческое мышление

Дж. Гилфорд называл мышление, лежащее в основе творческих способностей, дивергентным (направленным в разные стороны), Э. де Боно – латеральным (боковым) или нешаблонным, Т. Бьюзен – радиантным. Несмотря на различие терминов, суть этого типа мышления одна – оно нелинейное, в отличие от однонаправленного, строгого и упорядоченного логического.

Творческое мышление отличается также рядом особенностей, которые позволяют обладающим им людям принимать нестандартные решения и рождать оригинальные идеи.

  • Оригинальность – не просто способность находить новые решения и создавать новые образы, но и потребность в этом, а также спонтанность нестандартного мышления.
  • Дивергентность – умение видеть разные варианты развития событий и пути решения задач.
  • Гибкость – способность переключаться с одной проблемы на другую, искать ответы в разных областях знания, тем самым делая мыслительный процесс более эффективным.
  • Быстрота – высокая скорость мышления и психических реакций в целом.
  • Ассоциативность – способность создавать связи-ассоциации между различными блоками информации и сферами знаний, включать в мыслительный процесс неожиданно возникающие образы и идеи.
  • Образность – преобладание и развитость образного мышления; в творчестве доминируют не логические понятия, а образы, именно в такой форме возникают новые идеи.

Сочетание этих качеств создает совершенно особый тип мышления, который присущ креативам. Оно кажется странным, нелогичным, но эффективно, когда стоит сложная проблема, требующая творческого подхода. Именно поэтому творческие люди часто затрудняются в решении тестовых заданий на уровень интеллекта, так как эти задания предполагают одно, единственно верное решения. А креатив видит несколько вариантов решения и сталкивается с проблемой выбора.

Другим важным познавательным процессом в структуре когнитивного компонента творческих способностей является . Как процесс создания новых образов, оно считается основой творчества, его внутренним ядром. Воображение позволяет человеку комбинировать элементы своего опыта, создавая совершенно новые конструкции, наделенные оригинальными свойствами и качествами. Ни один вид творческой деятельности невозможен без хорошо развитого воображения.

Восприятие, внимание и память

Другие познавательные процессы также играют важную роль, потому что они обеспечивают получение и сохранение информации – необходимого материала для творчества. Можно говорить даже об особом типе творческого , которое позволяет креативу видеть в окружающем мире то, что не замечают люди с низким уровнем креативности.

В психологии есть такое понятие, как сензитивность, то есть чувствительность к внешним раздражителям или воздействиям. Высокий уровень сензитивности является частью творческих способностей. Креативы способны почувствовать мельчайшие изменения в окружающем мире – они видят множество оттенков цвета, слышат нюансы звуков, замечают смену настроения окружающих людей. Творческие люди открыты любому новому знанию, поступающему из внешнего мира или рожденному собственным мышлением. Такая чувствительность во многом врожденная и связана с особенностями процессов высшей нервной деятельности. Но при желании сензитивность можно развить, если знать, что и как развивать.

Эмоциональный компонент

Творческие способности не ограничиваются познавательной сферой. Креативность – это не только творческое мышление, особое восприятие мира и развитое воображение. Когнитивные процессы создают потенциал, возможность для творчества, а вот добьется ли человек успеха в каком-то виде творческой деятельности, во многом зависит от его эмоциональных и качеств.

С точки зрения эмоциональной сферы творческих людей отличают следующие индивидуальные особенности:

  • высокий эмоциональный тонус и позитивный настрой;
  • яркость и сила эмоций, что позволяет говорить о креативах как о людях с горящими сердцами;
  • мира и себя в этом мире, что в свою очередь обуславливает высокую самооценку;
  • способность использовать творческую деятельность как «лекарство» от плохого настроения, хандры и упадка сил;
  • активная жизненная позиция, непримиримость в отстаивании своей точки зрения, упорство и даже упрямство.

Сильные эмоции поддерживают высокий уровень активности творческих личностей, позволяют им выделяться на фоне толпы, делают их жизнь яркой, живой, разнообразной. Но с другой стороны, постоянная высокая активность и накал эмоций создают опасность « », перегрузки нервной системы и своеобразного отката, который нередко выражается в и даже . Такое, увы, случается с творческими личностями, если они не владеют , снятия эмоционального напряжения.

Очень важно и развитие волевых качеств, которые играют значительную роль в регуляции творческой активности.

Волевой компонент

Волевые качества личности в структуре креативности выполняю две функции: побуждающую и тормозящую. Побуждающая проявляется в поддержании активности, которая необходима для реализации творческого замысла. Недостаточно найти оригинальное решение, нужно его еще воплотить в жизнь.

Какой бы «шедевральной» ни была задумка художника или скульптора, она станет произведением искусства только в результате упорной работы творца. Гениальная книга рождается в голове, но она станет доступна читателям только после многих дней и ночей напряженной работы, после того, как писатель докажет издателю необходимость публикации своего шедевра и книга будет отредактирована, сверстана, а тираж отпечатан. Как бы ни было важно изобретение, оно не станет реальностью и не будет доступно людям, если ученый или конструктор не приложит к этому усилий.

Никто никогда не узнает, сколько великих изобретений и гениальных произведений искусства так и остались «на диване», не став реальностью, потому что их творец был для этого слишком ленив.

Вот для активизации продуктивной деятельности, направленной на реализацию замысла, и необходимы волевые качества:

  • самостоятельность;
  • инициативность;
  • решительность;
  • уверенность в себе;
  • упорство;
  • настойчивость.

Способность и желание идти к успеху, невзирая на трудности, недоверие и скептицизм окружающих – это то, что отличает креативов и без чего невозможна продуктивная творческая деятельность. Ведь творчество – это создание нового, а новое всегда воспринимается с недоверием. Такова консервативная природа общества, и этот консерватизм и косность вполне обоснованы, так как не всегда новое безопасно.

Развитие креативности

Вопрос развития долгое время вообще не рассматривался, так как эти способности считались особым даром, врожденным или данным Богом. И действительно, в силу особенностей психики есть люди, в большей степени предрасположенные к творчеству. Однако в настоящее время психологи доказали, что креативность в той или иной мере присуща всем людям. Можно сказать, что способность к творчеству – одна из базовых характеристик человека как вида. И именно она обеспечивает поступательное развитие цивилизации.

Но все же творческий потенциал у всех разный, да и не все оказались в детстве в благоприятных условиях для его реализации. Поэтому развитие креативности является довольно актуальной проблемой.

Начиная с середины XX века, в психологии активно разрабатываются методики развития творческих способностей. Большинство тренингов направлены на формирование творческого мышления, развитие воображения и способности поиска оригинальных решений.

Нестандартность, нешаблонность творческого мышления обусловила и своеобразие упражнений по его развитию, которые часто напоминают игры. С несколькими подобными упражнениями я вас познакомлю. Приступая к их выполнению, помните, что творчество лежит за пределами строгой классической логики. Задача этих упражнений - освободить наши мысли, направить их в сторону от проторенной дороги обыденности.

Упражнение «Увидеть необычное»

Это упражнение можно выполнять дома на диване, у компьютера, по дороге на работу и в свободную минутку в офисе – где угодно. Посмотрите вокруг. На первый взгляд, вас окружают привычные вещи, примелькавшиеся люди и обычные детали интерьера. А на второй или на третий?

Сосредоточьтесь, посмотрите внимательнее и обязательно заметите что-то необычное или интересное. Вот на рабочем столе небрежно брошенные ручки и карандаши сложились в какую-то букву, знак, руну. Что она значит, как вы думаете? А вот по луже плывет осенний лист. Куда он плывет, какие приключения его ждут?

Вы считаете, что ничего необычного вокруг вас не происходит? Зря. Отпустите свои мысли, запертые в клетке рационального, дайте свободу фантазии, присмотритесь - и вы обязательно увидите много удивительного.

Упражнение «Дизайнер»

Представьте, что вам нужно оригинально оформить интерьер квартиры. Где взять идеи? Они буквально разбросаны вокруг нас, только нужно отпустить на свободу мысли, сойти с протоптанной и скучной тропы логического мышления.

Выберите несколько самых обычных предметов, например, лимон, карандаш, веточка сосны, мобильный телефон. А теперь вычлените из этих объектов их свойства - цвет, материал, запах, функции и т. д. Затем подумайте, как эти свойства можно использовать в оформлении интерьера.

Например, стены детской можно окрасить в лимонно-желтый цвет, а в гостиной – в зеленый цвет сосновой хвои. Стеновые панели кухни сделать деревянными и ребристыми, как рубашка карандаша, а в гостиной разместить сенсорную панель, с помощью которой можно регулировать освещение и включать музыку (мобильный телефон). Подумайте, какие еще свойства этих предметов можно использовать, или выберите другие предметы.

Упражнение «Любимая мелодия»

Думаю, у всех нас есть музыка, которая нам нравится, которую мы слушаем в минуты грусти или радости. Вспомните эту мелодию и опишите ее. Проще всего описывать музыку языком эмоций, ведь она передает настроение в чистом виде. Есть веселые мелодии и грустные, бодрые и спокойные.

Но мы же хотим развить нестандартное мышление, поэтому будем описывать мелодию другим языком. Например, скажите какого цвета ваша любимая мелодия. Наверное, в ней много оттенков. Какие они? Как сливаются, переплетаются, создавая цветовое полотно. Полотно… Из какого материала создана ваша мелодия. Возможно, это весенняя трава и струйки талой воды? Или серое полотно дороги, ведущей в сказочную страну? Или разноцветная новогодняя мишура?

Не бойтесь фантазировать, фантазия освобождает наше мышление, позволяет видеть мир шире, многообразнее, фееричнее.

Попробуйте выполнить эти упражнения, а затем придумайте свои, и вы поймете, что развитие креативности - не только полезное, но и очень увлекательное занятие, позволяющее расслабиться, отдохнуть от повседневной рутины и слишком рациональных дел.

татьяна долгова (иванова)
Семинар-практикум для воспитателей «Креативность как профессионально значимое качество личности педагога»

Семинар-практикум

"Креативность как профессионально значимое качество личности педагога "

старший воспитатель МБДОУ «Детский сад «Теремок»

г. Уварово, Тамбовская область

Цель : развитие креативности как путь реализации творческого потенциала педагога .

Задачи :

1. Провести краткий анализ терминов «творчество» , «креативность » , ТРИЗ.

2. Научить педагогов практическим приемам реализации творческого потенциала.

3. Сформировать у воспитателей потребность к нестандартным решениям задач образования и воспитания дошкольников .

4. Определить важнейшие ступеньки и факторы творчества.

Форма проведения : семинар-практикум .

Участники : воспитатели ДОУ города Уварово .

Подготовительная работа : изучение литературы по данной теме, анкетирование и опрос педагогов , подготовка вопросов педагогу-психологу по теме семинара , подготовка презентационных материалов.

План проведения :

1. Вступительное слово ведущего семинара-практикума .

2. Сообщение теоретического материала, показ презентации на тему «Как стать креативным или педагог сам выбирает свой путь».

3. Просмотр НОД с детьми старшей группы «Аленький цветочек» .

4. Выступление педагога-психолога Пашке Л . В. «Креативность детей »

5. Выполнение практических занятий с педагогами в рамках мастер-классов.

6. Выступления педагогов ДОУ города (чтение докладов)

7. Итоговая рефлексия.

Ход семинара-практикума .

Вступительное слово

Уважаемые коллеги! Мы не раз встречались с вами и говорили о синдроме эмоционального выгорания. Этот спутник профессиональной деятельности воспитателя может проявляться по разному, однако в той или иной степени присутствует в каждом из нас.

К решению проблемы профессионального выгорания подходят разными способами. Кто-то осваивает дыхательные упражнения, другие навыки саморегуляции … А я хочу напомнить вам о том, что творчество, гибкость, нестандартность мышления также являются одним из способов преодоления СЭВ.

Сегодняшняя встреча будет полностью посвящена это теме. Надеюсь, Вы, ещё раз убедитесь в том, что все мы – люди позитивные, спонтанные, креативные , умеющие решать нестандартные задачи и творчески подходить к любым ситуациям.

Итак, начинаем…

2. Педагог -психолог нашего детского сада Пашке Людмила Валентиновна расскажет Вам о развитии креативности у детей . (выступление психолога)

3. Чтобы разобраться, что такое креативность предлагаю вашему вниманию презентацию на тему «Как стать креативным или педагог сам выбирает свой путь».

Если рассматривать научные труды педагогов и психологов можно увидеть небольшие различия в оценке качеств креативности , но в одном есть схожесть : креативность – это творческая компетентность педагога .

Например, В. Н. Дружинин (1999) считает, что креативность является свойством , которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Для формирования креативности необходимы следующие условия :

1. Отсутствие образца регламентированного поведения.

2. Наличие позитивного образца творческого поведения.

3. Создание условий для подражания творческому поведению.

4. Социальное подкрепление творческого поведения.

Л. Б. Ермолаева-Томина (1995, 2003) определила пять важнейших характеристик креативности :

1. Наличие интеллектуальной, творческой инициативы, способность выходить за рамки задач и требований непосредственной действительности.

2. Способность к широким обобщениям явлений, не связанных между собой наглядной, очевидной категориальной связью.

3. Беглость мышления, определяющаяся богатством и разнообразием идей, ассоциаций, возникающих по поводу даже самого незначительного стимула .

4. Гибкость мышления – способность переходить достаточно быстро от одной категории к другой, от одного способа решения к другому.

5. Оригинальность мышления – самостоятельность, необычность, остроумность решения.

В ходе исследования дивергентного мышления Дж. Гилфорд (1965, 2006) остановился на таких параметрах креативности :

1. Беглость мысли – количество идей, возникающих за некоторую единицу времени.

2. Гибкость мысли – способность переключаться с одной идеи на другую.

3. Оригинальность – способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых.

4. Любознательность – чувствительность к проблемам, к окружающим ситуациям.

5. Способность к разработке гипотезы. Гипотеза – это смелая идея, которая потом нуждается в обстоятельной эмпирической проверке.

6. Иррелевантность – то есть логическая независимость реакций от стимулов.

Рассмотрев сущность понятий «компетентность» и «креативность » , можно представить понятие «креативная компетентность » .

Под креативной компетентностью понимается «свойство личности , как явление многофакторное, объединяющее мотивационный, когнитивный, операциональный, аксиологический, рефлексивный компоненты, обуславливающие умение продуктивно решать профессиональные задачи , достигая при этом максимальной эффективности, результативности, успешности»

Креативная компетентность педагога обеспечивает эффективную педагогическую и научно-исследовательскую работу, в том числе с обучающимися, совершенствование методов обучения, накопление плодотворной научной и учебной информации, систематическое изучение, анализ и оценку учебно-познавательной деятельности и поведения обучающихся.

5. Предлагаю пройти в старшую группу общеразвивающей направленности «Пчелки» , в которой посмотрим НОД направленную на развитие креативности у дошкольников «Аленький цветочек» .

6. Уважаемые коллеги, предлагаю немного отдохнуть и поучаствовать в играх-упражнениях.

1. Упражнение «Оригинальное использование»

Описание упражнения.

Данное упражнение подразумевает как можно большего количества разнообразных принципиально осуществимых способов оригинального использования обычных предметов, например таких :

Перегоревших лампочек;

Использованных жёстких дисков;

Алюминиевых банок из-под напитков;

Бутылочных пробок;

Старых газет;

Старых зубных щёток;

Старых пластинок и т. п.

Работа выполняется в командах по 4-5 человек, время- 10 минут. Затем идёт представление работ.

Выигрывает группа, предложившая наибольшее количество оригинальных способов использования различных предметов .

Упражнение даёт наглядный материал для обсуждения качеств творческого мышления (беглость, оригинальность, гибкость) .

Когда эта часть обсуждения завершена, целесообразно рассказать о принятых в психологии критериях оценки эффективности выполнения подобных творческих заданий.

- Беглость : число идей, выдвинутых каждым из участников;

-Оригинальность : количество идей, не повторяющихся в других микрогруппах;

- Гибкость : разнообразие смысловых категорий, к которым относятся идеи.

Обсуждение.

Участники самостоятельно оценивают эффективность работы своих групп по этим параметрам.

2. Упражнение «Рифмовки»

Описание упражнения.

Участникам предлагается завершить в рифму несколько фраз, касающихся прошедшего тренинга. Можно предложить такие фразы :

Мы встречались, мы играли, креативность развивали .

Мы на тренинг приходили, где нас с вами научили.

- Креативность - что за птица ?

Нам запомнилось так ярко.

Завершается наш тренинг.

Время для размышлений даётся исходя из расчёта 2-3 мин на фразу. Нет смысла настаивать, чтобы каждый участник обязательно предложил завершение каждой из них.

Психологический смысл упражнения.

Такое задание даёт возможность, с одной стороны, задуматься над содержанием и результатами прошедшего тренинга, а с другой стороны - выразить результаты этих раздумий в творческой форме.

Обсуждение.

Какие варианты рифмовок лучше всего запомнились, чем именно?

3. Упражнение "Одно из двух".

Описание упражнения.

Ведущий задаёт вопрос, участники отвечают по кругу (или по желанию - свободно) . При этом необходимо аргументировать свой выбор.

Например :

– Чёрное или белое?

– Чёрное, потому что эффектнее…

– День или ночь?

– Ночь, романтичнее…

Круг или зигзаг?

Прямая или поворот?

Кислое или сладкое?

Пропасть или небо?

Свобода или необходимость?

Простота или сложность?

Ум или чувство?

Теория или практика?

Можно один и тот же вопрос задать нескольким участникам.

Психологический смысл упражнения.

Если есть необходимость, обсудите пользу данного упражнения для группы. Не будет лишним, я думаю, поговорить о мышлении "от противного", привести примеры жизненных ситуаций, где может пригодиться подход к решению проблем, задач "от противного".

7. А сейчас я приглашаю Вас, уважаемые коллеги, принять участие в небольших мастер-классах по развитию креативной компетентности . Мастер-классы проводят педагоги нашего ДОУ Филитова М. А. (квиллинг, Еловикова Е. Г. (цветы-казадаши, Федорова Н. Е. (оригами) . Сенаторова И. С. (нетрадиционное рисование,

8. Итоговая рефлексия "Солнце и туча".

Цель : получение обратной связи от участников занятия, подведение итогов встречи.

Материалы : нарисованные на листе ватмана солнце и туча. Можно вырезать изображения из цветной бумаги. Главное, чтобы их размер позволил вместить все листики (стикеры) с впечатлениями участников.

листочки цветной бумаги (жёлтой и голубой) или стикеры, ручки, клей.

Участникам по очереди предлагается написать положительные и отрицательные впечатления от занятия и приклеить их к солнышку и тучке соответственно.

Желающие могут познакомиться с отзывами других.

Литература

1. Анастази, А. Психологическое тестирование. Кн. 2 : Пер. с англ. /Под ред. Туревича К. М., Лубовского В. И. – М.: Педагогика , 1982.

2. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей /Д. Б. Богоявленская. - М.: Издательский центр Академия, 2002.

3. Богоявленская, Д. Б. Проблемы диагностики креативности/ Д . Б. Богоявленская / Журнал практического психолога. -2007.-№3.- с. 133-148.

4. Бука Т. Л., Митрофанова М. Л. Психологический тренинг в группе : Учебное пособие. – М.: Институт психотерапии, 2008

5. Венгер, Л. А. Педагогика способностей / Л . А. Венгер. – М.: Знание, 1973.

6. Гальперин, П. Я. К психологии творческого мышления/ П. Я. Гальперин // Вопросы психологии. – 1982. - №5.

7. Готсдинер, А. Л, К проблеме многосторонних способностей/ А. Л. Готсдинер /Вопросы психологии. – 1991. - №4.

8. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008.

9. Дружинин, В. Н. Экспериментальное наследование формирующего влияния микросреды на креативность/ В . Н. Дружинин // Психологический журнал. - 1994, №4

10. Имаметдинова, Р. Я. Креативные способности детей /Р. Я. Имаметдинова //Одаренный ребенок. - 2006.№6. с. 99-101.

11. Красило, Т. А. Взаимосвязь уровня креативности и отношения к продуктам творческой деятельности/ Т. А. Красило // Психологическая наука и образование. -2005. -№3- с. 56-67.

12. Кипнис М. Ш. Тренинг креативности . – М.: Ось – 89, 2006 (третье издание) .

13. Кыштымова, И. М. Психосемиотика креативности /И . М. Кыштымова - Иркутск.: Наука, 2008.

14. Лубовский, Д. В. Диагностика креативности дошкольников/ Д . В. Лубовский //Психология обучения. 2005.- №8, с. 82-87

15. Малахова, И. А. Развитие личности : в 2 ч. / И. А. Малахова. Минск, 2002.

16. Пономарев, Я. А. Психология творческого мышления /Я. А. Понамарев – М.: Академия пед. наук, 1960.

17. Пономарёв, Я. А. Психология творчества : перспективы развития/ Я. А. Пономарёв // Психологический журнал. - 1994 - № 6. – С. 38-50.

18. Практический интеллект / под. ред. Р. Дж. Стернберга. - СПб.: Питер, 2002.

19. Рождественская, Н. В. Креативность : пути развития /Н. В. Рождественская - СПб.: Питер, 2006.

20. Стрейнберг, Р., Григоренко, В. Инвестиционная теория креативности //Психологический журнал. Том 19. – 1998. - №2

21. Туник, Е. Е. Диагностика творческого мышления /Е. Е. Туник - М.: Парус,2006.

↓↓↓↓↓

Мы долго жили в эпоху декларируемой креативности, неотъемлемой характеристикой которой являлось признание несомненной значимости как самой креативности, так и ее развития. Креативность добросовестно включалась в непомерно солидный перечень качеств современного управленца. Необходимость создания творческих команд, их развития и мотивации последовательно провозглашались непременным условием успешной деятельности современной организации или ее отдела. В то же время креативность понималась весьма однобоко, и дальше декларирования этих истин дело обычно не шло. Нельзя отрицать, что креативность в принятии управленческих решений самых различных уровней все-таки существовала. Мало того, она имела место всегда – как в эпоху декларируемой креативности, так и до нее. Но только как отдельно взятое явление! И обеспечивалась эта креативность исключительно творческим потенциалом отдельных очень талантливых менеджеров либо отдельных не менее талантливых сотрудников, которых никто специально этому не обучал и тем более креативность которых никто специально не развивал. В подавляющем большинстве учебных пособий по деловому общению и менеджменту некоторые методы и методики развития креативности перечислялись, иногда очень кратко и весьма невнятно характеризовались, но в силу этой своей невнятности крайне редко применялись на практике. Чуда в данном случае не произошло и не могло произойти, потому что втиснутое в несколько абзацев описание ряда методик развития креативности без дальнейшего углубленного практического обучения (а ведь это самое главное!) не может дать желаемого результата: научить применять их на практике. В лучшем случае можно запомнить названия и иметь самое общее представление, но это только что лучше, чем ничего. Не говоря уже о том, что управленец, креативность которого столь долго провозглашалась, имел, как правило, только самое поверхностное представление о сущностных характеристиках творческой деятельности и креативного мышления. А можно ли развивать то, чего не знаешь? Как создавать условия для деятельности, о сущности которой только догадываешься? И реально ли, наконец, управлять тем, чего не понимаешь?


Пожалуй, исключения в плане обучения креативности составляли и составляют рекламные и всевозможные PR-компании, а также ряд преуспевающих западных и японских фирм, опыт которых может изучаться лишь в той степени, в какой они это нам позволяют. Информация, которую они готовы предоставить о себе, должна восприниматься скорее как PR-акция, а не как дружественный обмен опытом, который невозможен в сегодняшнем мире крайне жесткой конкуренции. Не для того эти фирмы тратят огромные средства на оснащенные по последнему слову техники службы безопасности, чтобы потом делиться истинными секретами своего преуспевания. И все-таки мы должны по возможности изучать этот опыт, ибо пренебрегать им было бы крайне непредусмотрительно. Но при этом необходимо отдавать себе отчет в том, что зачастую это всего лишь та информацию, которая большой ценности уже не представляет, возможно, является неполной либо устаревшей, а потому с легкостью может превратиться в дезинформацию.

Чтобы преуспеть в современном динамичном мире, явно недостаточно копировать вчерашний опыт конкурентов. Кроме того, нельзя забывать, что нужна серьезная работа специалистов (не только экономистов, но и психологов, педагогов, социологов, экологов и др.) для адаптации опыта работы ведущих западных и японских фирм к отечественным условиям. В данном случае речь не идет об эффективных управленческих методах работы, которые давно уже перестали быть коммерческой тайной и являются аксиомой для многих преуспевающих организаций мирового уровня и которыми настойчиво пренебрегают отечественные экономисты и предприниматели.

И именно сейчас, в начале ХХI века, эпоха декларируемой креативности в конце концов сменяется эпохой ее реального развития. И здесь нельзя полагаться только на ставшие столь популярными тренинги креативности, которые, несомненно, очень полезны при условии их профессионального проведения, однако не решают и не должны решать те проблемы, которые под силу только компетентному креативному менеджеру, владеющему самыми современными методами активизации творческой деятельности своих сотрудников. Сегодня организациям гораздо больше, чем когда-либо ранее нужны люди, которые обладают способностями к творчеству. Каждой организации, желающей быть конкурентоспособной, нужны сотрудники, готовые к смелому стремительному творческому движению вперед.

Спрос на креативные решения в силу ужесточения конкуренции растет. Многие предприниматели видят успех своей компании именно в креативности, которая позволит их продукту сразу выделиться из среды рыночных предложений. Для этого мало создать конкурентоспособный бизнес – нужно эффектно его преподнести: создать обычное необычным способом, прийти к традиционному нетрадиционным путем.


Как считают исследователи, ключ к конкурентоспособности человека, организации, экономики и страны в целом – это непрерывное творческое развитие (Лепский, 2007; Шевырев, 2007 и др.).

Мы живем в мире, постоянно изменяющемся с такой безумной скоростью, что многие изменения мы сами планировать не можем. Но именно от этих изменений зависит наша жизнь и наш бизнес. Невозможность делать достоверные прогнозы не позволяет, в свою очередь, планировать действия конкурентов и других участников рынка, политические и социальные изменения. Именно потому среди массы людей особенно эффективными становятся те, которые способны быстро адаптироваться к новым условиям деятельности, нестандартно решать возникающие перед ними задачи, находить неожиданные выходы из неразрешимых, на первый взгляд, ситуаций и изобретать новые, уникальные способы достижения поставленных перед собой целей.

Ярче всего творческие способности людей проявляются в переходные периоды. Исследователи считают, что это похоже на многоуровневую компьютерную игру, где для перехода на более высокие уровни нужно постоянно обучаться новым сложным приемам и адаптироваться к новым сложным условиям. При этом одна группа людей, не отличающаяся креативностью, достаточно быстро сдается, ругая авторов игры за излишнюю сложность. Другая же группа не только упорно проходит все уровни, но и сожалеет о том, сложности было недостаточно. Опыт общения с людьми второй группы показывает, что они склонны предпринимать попытки написания собственных сложных сценариев компьютерных игр повышенной сложности. Отметим, мы не рассматриваем людей, психологически зависящих от игр.

8.2. В какую эпоху мы живем?


Считается общепризнанным, что живем в постиндустриальном мире , основой существования и развития которого является информация. Нашу эпоху принято называть информационной. И именно сейчас базовым элементом и условием развития информационного пространства становится креативность. Более того, наблюдается тенденция называть нашу эпоху креативным миром. И это имеет свое логическое объяснение.

Постиндустриальное пространство в такой степени перенасыщено информацией, что человечество уже не способно с ним справиться. Информационные потоки возникают, перемещаются и трансформируются с колоссальной скоростью. На современных финансовых рынках скорость движения капитала практически равна скорости движения информации, поэтому движение капитала в мировом масштабе начинает все больше зависеть от креативной составляющей информации (креативного продукта), ориентированной на настроения, ожидания и сознательные и подсознательные реакции участников рынка.

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что мышление управленцев всех уровней должно отвечать вызову времени и позволять творчески решать проблемы экономического развития как на уровне страны, предприятия, отдела, так и на уровне отдельной личности.

Знаменитый канадский ученый, профессор Маршалл Маклюэн (1911 – 1980), предвосхитивший вхождение человечества в информационную эпоху и всего несколько лет не доживший до всеобщего признания глобальности информации, высказал мысль, пренебрегать которой было бы крайне недальновидно.


Именно потому развитие креативности деловых людей на всех уровнях обоснованно считается требованием современного креативного мира.

Соотношение понятий

Креативность и творчество


Понятие творчества всегда привлекало к себе внимание мыслителей, ученых и деятелей искусства. Приведем несколько ярких и образных толкований, которые не претендуют на исчерпывающие научные определения.

Древнегреческий философ Платон (427 – 347 до н.э.) считал: «Все, что вызывает переход из небытия в бытие, – творчество».

Французский писатель Жюль Ренар (1864 – 1910) писал: «Всегда оставаться неудовлетворенным – в этом суть творчества».

Другой французский писатель Ромен Роллан (1866 – 1944) высказал мысль, созвучную идее Платона: «Творить – значит убивать смерть».

Русский писатель Константин Паустовский (1892 – 1968) размышлял о предназначении творчества: «Наше творчество предназначается для того, чтобы красота земли, призыв к борьбе за счастье, радость и свободу, широта человеческого сердца и сила разума преобладали над тьмой и сверкали, как незаходящее солнце».

В современной научной литературе понятия творчество и креативность толкуются достаточно неоднозначно. Наблюдается неоправданная и недопустимая тенденция отождествления указанных понятий.

Понятие творчество в отечественных источниках имеет гораздо более солидную историю. Сложность и многогранность этого понятия отразились в различных его определениях. Сопоставим некоторые из них.

«Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей" (Психология. Словарь. – М., 1990, с.393).

«Творчество – деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающая общественной значимостью» (Большая советская энциклопедия, т.42. – М., 1956, с.54) .

Креативность – термин латинского происхождения, который переводится как «творчество» или «сотворение из ничего». Креативность обычно понимается как уровень творческой одаренности, уровень способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Первоначально креативность рассматривалась как функция интеллекта, При этом уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем креативности. Впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта соотносится с креативностью до определенного предела, а слишком высокий интеллект даже препятствует креативности. В настоящее время креативность обычно рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависимая от целого комплекса ее психологических характеристик.

Нам представляется наиболее целесообразной следующая точка зрения.


При этом исследователи настаивают на том, что это «новое» должно быть не просто значимым, но и обязательно полезным, обладать общественной ценностью. Именно потому мы употребляем слово «творчество» в переносном смысле, когда говорим о деструктивных «деяниях» весьма изобретательных и даже талантливых преступников.


Иначе говоря, креативность – это способность к творчеству.

Американский ученый Дж.Гилфорд (1897 – 1987), знаменитый исследователь интеллекта и творческого мышления, понимает креативность прежде всего как способность человека отказаться от стереотипных способов мышления (Guilford, 1967). Другой известный американский ученый К.Роджерс (1902 – 1987) считает, что креативность – это способность человека обнаруживать новые способы решения проблем (Роджерс, 1990).

Таким образом, характеризуя человека как креативного, мы лишь констатируем наличие у него творческих способностей, которые могут реализоваться, а могут и не реализоваться. Например, человек проявляет себя как креативный генератор идей, и хотя его идеи новы и оригинальны, они, возможно, еще «не созрели», чтобы стать значимыми и полезными не только для человечества, страны или отрасли, но даже для какой-либо маленькой фирмы. Если же мы характеризуем человека как творческого, то мы непременно должны иметь достоверную информацию об успешных результатах его деятельности, которая привела к созданию качественно нового, значимого и полезного. В то же время исследования подтверждают наличие прямо пропорциональной зависимости между уровнем креативности и творческой продуктивностью, поэтому развитие креативности является одной из важнейших задач психологии делового общения. Исходя из сказанного, обоснованной представляется, например, такая фраза: «Ты креативен, и это хорошо, но этого мало. Стань творческой личностью – это будет прекрасно!».

Существует и несколько иной подход, который ограничивает творчество сферой искусства, а изобретательство, техническое творчество, создание новых продуктов помещает в рамки креативности. Так, некоторые исследователи считают, что творческий процесс обычно основывается на вдохновении автора, его способностях, традициях, которым следует автор. Если же говорить о креативном процессе, то главной его составляющей становится прагматический элемент, то есть изначальное понимание, зачем нужно что-то создавать, для кого нужно что-то создавать, как нужно что-то создавать и, собственно, что именно нужно создавать. Знание ответов на эти вопросы и построение работы по соответствующим принципам обеспечивает максимальный эффект представления результата работы окружающим людям. Как правило, художники, композиторы, писатели и все остальные творческие люди не задают себе этих вопросов и творят, руководствуясь собственными настроениями и эмоциями. Креативный же продукт сравнивается иногда с картиной, которая будет помещена в заранее выбранную раму с заранее предназначенным местом в заранее выбранном музее. И эта картина призвана вызывать восторг у определенной группы посетителей.

Представленное выше толкование, хотя и не лишено смысла, но при этом, на наш взгляд, содержит в себе явное противоречие. Если исходить из такого понимания, то картина гениального художника, написанная на заказ и отражающая в какой-то степени пожелания заказчика, творчеством уже не является. С другой стороны, вдохновение присуще и изобретателю, и врачу, и менеджеру, несмотря на определенную их прагматичность. Мало того, гениальное техническое изобретение, талантливая хирургическая операция и просто новый банковский продукт, которые полезны и даже необходимы человечеству, могут отвергаться современниками по самым разным соображениям точно так же, как и произведения искусства. Например, они могут разрушать чей-то хорошо налаженный бизнес, противоречить концепциям каких-либо влиятельных ученых, существующим традициям, стереотипам или др. Но творящий человек часто не останавливается и с большим риском для жизни пытается внедрить новое, созданное им. И здесь вряд ли доминирует прагматизм. Кроме того, весьма спорным представляется вопрос о том, стремятся или не стремятся творцы талантливых произведений искусства понравиться своему окружению.

Существуют различные научные подходы, согласно которым нужно отказываться от употребления слов иностранного происхождения, Эти слова, согласно указанным подходам, часто являются всего лишь веянием моды, «засоряют» язык, а потому без них можно с легкостью обойтись. Этому дискуссионному вопросу посвящено множество работ специалистов по лингвистике и психолингвистике, и он не является непосредственным предметом изучения психологии, этики и культуры делового общения. В то же время хотя бы кратко коснуться этой проблемы необходимо не только в связи с анализом понятий креативности и творчества, но и в связи с актуальностью проблемы иноязычных заимствований для современного делового человека. Желание быть компетентным и успешным в сегодняшнем сверхскоростном креативном мире требует открытости всему новому, в том числе – новым понятиям и новым словам. Любовь к своему родному языку, которая всегда была достойна уважения, никогда не означала неприятие разумных заимствований. Мы считаем важным подчеркнуть, что невозможно пытаться повлиять на те естественные процессы, которые происходят в языке (в том числе, в научном стиле речи). Любой язык развивался, развивается и будет развиваться по своим очень сложным законам. Ему нельзя запретить и нельзя советовать. Потому, возвращаясь к анализируемым понятиям, мы вынуждены признать тот факт, что слово «креативный» становится все более частотным в славянских языках и постепенно расширяет свое значение. Происходит это в силу целого ряда причин, которые, как уже упоминалось, являются предметом изучения лингвистики и психолингвистики. Мы можем назвать такие факторы, как, например, большое влияние на отечественную научную литературу англоязычных научных источников по проблеме креативности, широкое распространение термина «creative» и его производных в мировой научной (и не только научной) литературе. Кроме того, эти слова оказались «удобными» для словообразовательной системы русского и украинского языков. Так, нам удобно склонять по падежам слова «креатив» и «креатор». Аналогичная ситуация происходит со многими частотными терминами иноязычного происхождения, например, «конструктивный», «деструктивный», «адаптивный» и многие другие, бороться с которыми по меньшей мере неразумно,

Не менее важным оказывается и тот факт, что язык, с одной стороны, «любит» обогащаться, а с другой – бережно относится к исконным значениям. В данном случае благодаря иноязычному термину «креативность» у языка появляется возможность сохранить термин «творчество» и его производные для более «высоких целей». В креативные отделы на работу сегодня приглашаются креаторы или креативщики, но не творцы. Специалисты по рекламе должны «выдать креатив», а не творческое произведение. Новый банковский продукт никто «творением», кроме как в шутку, не величает. Но при этом нельзя игнорировать тот факт, что во множестве словосочетаний прилагательные «креативный» и «творческий» давно воспринимаются как синонимичные, И это вряд ли следует оспаривать. Например, в качестве синонимичных рассматриваются словосочетания «творческое решение» и «креативное решение», «творческий подход» и «креативный подход» и т.п. Таким образом, мы настаиваем на разграничении указанных понятий в основном применительно к характеристике личности.


Похожая информация.


ЛИЧНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ

Обзор части I

Часть первая направлена на то, чтобы:

1. Создать обоснование для понимания креативного процесса в целом.

2. Помочь читателям научиться применять ряд определенных принципов и методов для повышения личной креативности.

Часть первая состоит из 4 глав:

Глава 1. Определение области действия креативности. Задает общие принципы, особенности и условия для определения и исследования креативного процесса.

Глава 2. Структура креативного процесса. Вводит ряд моделей и особенностей, позволяющих определять различные уровни когнитивных структур в ходе личного креативного процесса, а также креативные стратегии других индивидуумов.

Глава 3. Физиология и креативность. Представляет упражнения, которые помогают 1) экспериментально развивать интроспективное осознание собственных поведенческих паттернов, связанных с креативностью, и 2) выявлять и наблюдать эти процессы в других индивидуумах.

Глава 4. Реализация личной креативности. Обеспечивает ряд стратегий и методов, позволяющих усилить и расширить личную креативность; эти стратегии основаны на креативном процессе Уолта Диснея.

Материал, рассматриваемый в части первой, основан на ряде допущений относительно креативности.

Допущения

Человеческая креативность представляет собой естественный непрерывный процесс, который обладает собственной структурой. Эта структура определяется взаимодействием между когнитивными картами и поведенческими паттернами.

Когнитивные карты содержат различные структурные уровни, одни элементы которых могут быть восприняты только через интроспекцию личных субъективных переживаний, другие же могут быть выявлены в процессе наблюдения за внешними проявлениями.

Субъективные когнитивные процессы сопровождаются микроповеденческими паттернами, которые поддерживают эти когнитивные процессы и обеспечивают связанные с ними внешние проявления.

Одного-единственного правильного способа проявлять креативность не существует. Напротив, есть множество стратегий, которые могут привести к креативным реакциям и результатам – в зависимости от характеристик конкретного индивидуума и контекста.

Личная креативность по существу является процессом обогащения и дополнения когнитивных карт, которыми каждый из нас пользуется в той или иной ситуации, а также процессом повышения степени поведенческой гибкости индивидуума, необходимой для того, чтобы поддерживать собственные мыслительные процессы и реакции на ограничивающие факторы окружающей среды.

Понимание структуры когнитивных карт и взаимосвязей между ними и микроповеденческими паттернами позволяет нам моделировать и совершенствовать техники и методы прагматического усиления личной креативности в ходе выполнения практических задач.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Как говорить правильно и без стеснения автора Полито Рейналдо

5. Креативность Вы просите людей уделить вам немного внимания, и… ничего не происходит. Затем вы просите еще раз: «Пожалуйста, уделите мне минутку внимания».В ответ вы увидите несколько приподнятых бровей и взгляды слушателей, весьма напоминающих снулых рыб, обращенные к

Из книги НЛП: управление креативностью автора Дилтс Роберт

Часть II СОВМЕСТНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ Обзор части IIЗадачи части II:1. Связать способности к креативному мышлению с контекстами решения проблем.2. Расширить способности к креативному решению проблем посредством исследования ряда интерактивных инструментов и стратегий

Из книги Счастья в личной жизни… Советы психолога автора Петрушин Сергей Владимирович

Часть 5. ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ НА РАБОТЕ Хотя большая часть вопросов связана с личной жизнью, иногда приходят вопросы по поводу рабочих отношений. Действительно, на работе мы проживаем значительную часть времени, общаемся с людьми, находясь в разных ролях и на разных позициях. Тут

Из книги Ваш персональный психолог. 44 практических совета на все случаи жизни автора Шабшин Илья

Личная печать В Древней Греции надписи на твердой поверхности (на камне, на черепке глины) делали, проводя по ней много раз твердым предметом – получался отпечаток, по-гречески???????? (charakter) – отсюда и возникло слово «характер».Уже из этимологии вытекает, что

Из книги Солнце и тень автора Келзер Кеннет

Часть I Мой эксперимент с осознаваемым сновидением: личная

Из книги Юридическая психология. Шпаргалки автора Соловьева Мария Александровна

59. Личная виктимность Личной, или антропологической, виктимностью именуется особая предрасположенность человека оказаться в силу определенных обстоятельствах жертвой преступления или его неспособность избежать опасности в случаях, когда опасность вполне

Из книги НЛП [Современные психотехнологии] автора Алдер Гарри

Часть четвертая Личная успешность

Из книги Психоаналитическая диагностика [Понимание структуры личности в клиническом процессе] автора Мак-Вильямс Нэнси

Личная история Где родился, вырос, количество детей в семье и место пациента среди них, главные переезды. Родители и сиблинги: получить объективные данные (живы ли, причины и время смерти, если умерли; возраст, здоровье, профессия) и субъективные данные (личность, природа

Из книги Философия бизнеса автора Рон Джим

ЛИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ Ключевой фактор, который определяет ваше финансовое будущее – не экономика; этот фактор – ваша личная философия.Не заимствуйте у кого-либо их планов. Развивайте свою собственную философию, и она будет вести вас к новому и своеобразному.Если вы научитесь

Из книги Анатомия глупости автора Линдхолм Марина

Креативность Я постоянно говорю о креативности, о способности создавать новое, о творчестве.Давайте посмотрим на это, потому что тема уж больно интересная.Меня очень умиляют женские журналы по рукоделию, где на вкладках с выкройками приложены не только выкройки блузок и

Из книги Зрелой женщине принадлежит мир [Как быть счастливой в мире мужчин] автора Лифшиц Галина Марковна

Личная жизнь Сейчас принято: не удался один роман или замужество, значит, надо быстро искать замену. Если и там что-то не удалось – тоже не беда. Найдется еще! Дети без отца – это ничего. Найдем отчима. Отчим не подошел? Кыш! Найдем другого отчима. И третьего… Вот интересно,

Из книги Похвалите меня [Как перестать зависеть от чужого мнения и обрести уверенность в себе] автора Рапсон Джеймс

1. Личная этика «Во что я верю? Каковы мои ценности? Как мне следует жить?» Этих трех вопросов славные люди избегают, если ответы противоречат их привычке подстраиваться под нужды окружающих. Хорошая новость в том, что всякий трансформирующийся человек, начавший

Из книги Не отступать и не сдаваться. Моя невероятная история автора Ренсин Дэвид

Моя личная награда Среди всех вознаграждений, которые я получил за то, что придумал лагеря для мальчиков, одно стало для меня полной неожиданностью. Как-то я выступал то ли в церкви, то ли на круизном лайнере, и вдруг в зале поднялся мужчина среднего возраста

Из книги Разумный мир [Как жить без лишних переживаний] автора Свияш Александр Григорьевич

Личная игра Игра может быть коллективной (типа «Чистого бизнеса»), и тогда вам нужно придерживаться общепринятых правил. Если вам это не нравится, вы можете придумать свою личную игру с известными только вам правилами. Люди могут не понимать или даже обижаться на ваши

Из книги Вторжение между ног. Правила съема автора Новиков Дмитрий

Б) Личная информация Постарайся, как можно больше о себе рассказать именно тут, а не в письмах. Простокогда смотришь на анкету, а из личной информации – только возраст, невольно кажется,что человек что-то скрывает. А мы же не хотим этого, ведь так? Мы же хотим

Из книги Опытный пастор автора Тейлор Чарлз У.

Личная практика Как мы уже говорили, личная практика - это практическое применение религиозных источников в качестве «орудия благодати», инструмента, который Бог использует для того, чтобы в нас было больше любви. Религиозные источники производят перемены в человеке по