Последние статьи
Домой / Комфорт и уют / Обама исключительность американской нации. Вера американцев в свою исключительность: от Обамы до Маккейна

Обама исключительность американской нации. Вера американцев в свою исключительность: от Обамы до Маккейна

Выступая в военной академии Вест-Поинт, Обама сорвал аплодисменты местных курсантов заявлением о том, что «американская исключительность» оправдывает все действия Вашингтона.

Если Вашингтон нарушает американские или международные законы, пытая «подозреваемых», не соблюдая пункты Нюренбергского соглашения или вторгаясь в страны, не проявлявшие агрессии по отношению к США или их союзникам, то «исключительность» выступает в роли священника, благословляющего и отпускающего Вашингтону все грехи против законов и международных норм. Преступления Вашингтона превратились в новую правовую норму. Вот собственные слова Обамы:

«Я верю в американскую исключительность всеми фибрами своей души. Но исключительными делает нас не наша способность попирать международное право, а готовность утверждать его действием».

Конечно «действием»! Уже в 21 веке «американская исключительность» разрушила семь стран, целиком или частично. Миллионы людей погибли, искалечены, остались без крова. И все эти преступные деяния свидетельствуют о видении Вашингтоном международных законов и норм.

«Американская исключительность» также означает, что президенты США могут оболгать и представить в ложном свете любого, кого им заблагорассудится демонизировать. Вот что Обама говорит о правительствах Путина и Асада:

«Агрессия России по отношению к странам бывшего Советского Союза ставит под удар основы Европы… Недавние действия России на Украине напоминают дни, когда советские танки колесили по Восточной Европе».

А Асад, по словам Обамы — это «диктатор, который бомбит и морит голодом собственный народ».

Задумался хоть один из сидящих в зале курсантов, почему сирийцы поддерживают именно Асада, если он такой жестокий диктатор, который забрасывает бомбами и морит голодом своё население? Почему они не поддерживают финансируемые американцами «силы освобождения», представляющие собой смесь приезжих джихадистов и боевиков Аль-Каиды, которые сражаются с «чересчур светским» по их мнению, правительством Асада?

Упоминание времени, когда советские танки колесили по Европе — это отсылка к «революциям» в Венгрии (1956) и Чехословакии (1968), когда лидеры венгерских и чешских коммунистов попытались обрести независимость от Москвы. Очень сомнительно, что ответ Вашингтона тем странам, которые попытались бы выйти из НАТО, был бы другим. Несколько месяцев назад в ответ на политические разговоры в Германии и Англии о возможном выходе из состава Евросоюза был получен ответ, что выход этих стран из ЕС противоречит интересам Вашингтона.

Обама использовал образ советских танков, чтобы красочнее обрисовать коварную Россию с её советской угрозой, преподать в ложном свете реакцию российского руководства на вторжение Грузии в Южную Осетию и представить голосование населения Крыма в пользу присоединения к России как «вторжение и аннексию территории полуострова». Эта ложь до сих пор выдаётся за единственную правду в американских СМИ и официальной пропаганде Вашингтона.

Эту речь Обамы, пожалуй, можно назвать самым лицемерным выступлением вашингтонского политика. После всех преступлений, совершённых американским правительством, его гневная риторика, направленная на других, звучит как полный абсурд. Особенно умиляют слова Обамы о том, что «недопустимо убивать людей из-за их политических убеждений».

Ещё одна отличительная особенность этой речи заключается в том, с какой лёгкостью Обама лишает Конституцию её истинного смысла. Он сказал, имея в виду доставленных в Америку узников Гуантанамо, что «американские ценности и традиции не допускают возможности удерживания людей в наших границах на протяжении неопределённого времени».

Нет, Обама! Американская Конституция запрещает американскому правительству содержать под стражей американских граждан неограниченное время в любом месте земного шара, и особенно в пределах своих границ.

Допустив удержание под стражей и убийство американских граждан без должных правовых процедур, Обама нарушил клятву, данную при вступлении на свой пост и должен быть подвергнут импичменту. Не так давно Палата Представителей одобрила объявление импичмента президенту Биллу Клинтону (которого спас Сенат) за ложь о своих любовных похождениях со стажёркой Белого дома. Как изменились времена! Сегодня президент, нарушивший клятву защищать Конституцию от внутренних и внешних врагов, получает зелёный свет.

Конституция утратила силу защищать граждан от произвола властей. А без Конституции страна прекращает своё существование, становится тиранией, направленной как на людей внутри страны, так и за её пределами. Сегодня США — это тирания, прикрывающаяся плащом и маской «свобода и демократия».

К концу своей речи Обама приходит к следующему заключению:

«Америка должна всегда лидировать на мировой арене… А вооружённые силы всегда будут главной опорой нашего лидерства».

Другими словами, Вашингтону не нужна дипломатия. Вашингтон использует принуждение. Его любимая угроза звучит примерно так: «Делайте так, как мы говорим, иначе мы сбросим бомбы и ввергнем вашу страну в Каменный век». Речь Обамы — не что иное, как оправдание преступлений Вашингтона на том основании, что он действует в интересах исключительных американцев, чья исключительность ставит и их, и, следовательно, их правительство над законом и международным правом.

То есть, следуя логике Обамы, американцы — это новая высшая раса. Тех, кого они считают ниже себя, можно бомбить, оккупировать и наказывать при помощи санкций.

Речь Обамы в Вест-Пойнт — это декларация превосходства американцев над остальным миром и намерений Вашингтона продолжать утверждать это превосходство, не позволяя подняться другим державам.

Однако даже эти спесивые заявления кажутся редакции Washington Post недостаточными. Они обвиняют Обаму за его слова об ограничениях, допускающих использование военной силы только в случае прямой угрозы в отношении США.

Американские «либеральные СМИ» негодуют, что представление Обамы об американской исключительности трактуется недостаточно широко, чтобы служить всем надобностям Вашингтона. Обама, пишет Washington Post, связывает Америке руки и «создаёт недостаточно комфортные условия» для тех милитаристов, которые хотели бы добиваться низвержения правительств Сирии, Ирана, России и Китая.

Миру стоит обратить внимание на то, что самого агрессивного в истории президента США американские СМИ единодушно считают бесхарактерным. СМИ разжигают войны, а американские СМИ, в союзничестве со своим военным комплексом толкают мир к последней войне.

Мы уже привыкли к тому, что любое упоминание с высоких трибун о том, что Россия – православная страна у прогрессивной российской общественности и прочих проамериканских агентов влияния, например на Украине, вызывает стойкое отторжение. Особое негодование традиционно вызывают слова об уникальности российской цивилизации, «русском мире» и внешнеполитических задачах России. Любая апелляция к Богу и напоминания о великом прошлом и больших задачах, стоящих перед страной, воспринимаются не иначе как проявление сектантства.

В этой связи интересно напомнить об опыте США, чьи политики на протяжении уже сотен лет формируют образ исключительности государства и его божественной избранности. собрал 17 цитат американских политиков, уверенных в том, что задача США – «спасти мир», а жители страны «благословлены Богом».

Президент США Джон Адамс (1789 г.): «Я всегда с благоговением рассматриваю образование Америки как открытие поля деятельности и замысла Провидения для просвещения невежественных и освобождения порабощенной части человечества повсюду на земле».

Президент США Авраам Линкольн (1863 г.): «Мы должны торжественно постановить, что эти смерти не будут напрасными, и наша нация под покровительством Бога получит новый источник свободы, и это правительство из народа, созданное народом и для народа, не умрёт на земле».

Президент США Ульям Мак-Кинли (1897 г.): «Наша вера учит, что нет опоры более надежной, чем Бог наших предков, который так недвусмысленно оказывал содействие американскому народу во всех его испытаниях и который никогда не покинет нас, если мы будем поступать согласно его заповедям и смиренно будем идти за ним след в след».

Сенатор Альберт Беверидж (1900 г.): «…Бог сделал своим избранным народом американцев, которым Он предназначил вести к возрождению весь мир. Это о нас сказал Господь Бог: „В малом вы были верны, над многими вас поставлю“.

Президент США Вудро Вильсон (1919 г.): » Я, например, верю в судьбу Соединенных Штатов глубже, чем в любое иное из дел человеческих. Я верю, что она содержит в себе духовную энергию, которую ни одна другая нация не в состоянии направить на освобождение человечества. Америка обладала неограниченной привилегией исполнить предначертанную судьбу и спасти мир».

Президент США Дуайт Эйзенхауэр (1954 г.): «Прежде всего, мы стремимся воплотить наши общие усилия как нация, благословленная Всемогущим Богом».

Президент США Ричард Никсон (1973 г.): «Бог хранит Америку, и Бог хранит всех и каждого из нас».

Президент США Рональд Рейган (1990 г): «Если лишить американцев веры в наше великое будущее, нельзя будет объяснить, почему мы так убеждены в том, что Америка – земля обетованная, а наш народ избран самим Богом для того, что трудиться над созданием лучшего мира».

Президент Джордж Буш-младший (2004 г.): «Мы призваны Небом стоять за свободу».

Экс-губернатор штата Аляска Сара Пейлин (2008 г.): «Молитесь за постройку газопровода, ибо этот 30-миллиардный проект создаст новые рабочие места. Молитесь за наших солдат за границей, которые были посланы туда нашей властью, чтобы исполнять замысел Божий…».

Кандидат в президенты, республиканец Ньют Гингрич (2009 г.): «Американская исключительность отличается тем, что, мы - единственный народ в истории, заявивший, что власть идет прямо от Бога к каждому из нас».

Экс-губернатор Арканзаса и кандидат в президенты Майк Хаккаби (2010 г.): «Отрицать исключительность американцев – значит, по сути, отрицать саму душу нашей нации».

Кандидат в президенты, республиканец Митт Ромни (2011 г.): «Бог создал эту страну не для того, чтобы наша нация следовала за другими. Судьба Америки - не в том, чтобы быть одной из нескольких одинаково сбалансированных мировых держав“.

Сенатор от Республиканской партии Марко Рубио (сентябрь 2013 г.): » История учит нас, что сильная Америка - источник добра в мире. Ни одна страна не освободила больше людей и не сделала так много для того, чтобы повысить уровень жизни во всем мире… как Соединенные Штаты. Мы остаемся маяком надежды для людей во всем мире».

Президент США Барак Обама (2013 г.): «Бог хранит вас, и Бог хранит Соединенные Штаты Америки».

Экс-мэр Нью-Йорка Руди Джулиани (2015 г.): «Со всеми нашими недостатками, мы самая исключительная страна в мире. Я бы хотел видеть кандидатом в президенты того, кто сможет выразить эту исключительность».

Кандидат в президенты Тед Круз (2015 г.): «Наши революционные идеи были основаны на правах, которые исходят не от людей, но от Бога Всемогущего… Американская исключительность сделала эту страну … сияющим городом на холме…Божье благословение лежало на Америке с момента зарождения нации, и я верю, что Бог все еще с Америкой».

Президент Обама, выступая во вторник в ООН с речью, посвященной в основном дипломатическим усилиям США на Ближнем Востоке, высказался в защиту американской исключительности. «Некоторые могут не согласиться, но я верю в исключительность Америки — частично потому, что мы показали свою готовность, через принесение в жертву своей крови и достатка, защищать не только наши собственные узкие интересы, но и интересы всех».

Российский президент Владимир Путин недавно , в которой подверг критике такую самонадеянную позицию, заявив: «Считаю очень опасным закладывать в головы людей идею об их исключительности, чем бы это ни мотивировалось». Путинское заявление явно задело кое-кого за живое. Президент фонда Heritage Джим Деминт (Jim DeMint) ответил Путину напрямую («все люди созданы равными, но не все страны созданы равными»), а сенатор Джон Маккейн в газете «Правда» — но не в той. Высказывание Обамы стало совершенно очевидным ответом на замечание Путина. Он предупредил о недопустимости «вакуума руководства», который возникнет в случае ухода США со своих позиций глобального лидера. Он заявил, что «мир лучше» благодаря активному лидерству США.

Получается, что американская «исключительность» складывается на основе ее глобалистской внешней политики? Ричард Гэмбл (Richard Gamble) (американский священник, доктор наук, профессор — прим. перев .) так не считает. В своей статье, опубликованной на страницах этого журнала в 2012 году, он заявил, что Америку приводит в движение «старая» и «новая» американская исключительность. Гэмбл ссылается на речь социолога из Йельского университета Уильяма Грэма Самнера (William Graham Sumner), написанную в 1899 году, когда у Америки начинали формироваться империалистические наклонности.

Когда Самнер дошел до вопроса о том, что отличает Америку от других стран, он развенчал самую популярную и поверхностную концепцию исключительности и взглянул на историю, дабы поставить индивидуальность Америки на более основательный фундамент. Сначала Самнер отметил парадоксальность концепции исключительности, сказав, что Соединенные Штаты, заявляя о стоящей перед ними уникальной цивилизационной миссии, похожи на любую другую крупную державу конца 19-го века. «Нет ни одной цивилизованной страны, которая столь же напыщенно, как и мы, не говорила бы о своей цивилизационной миссии, — отметил он. — Англичане, французы, немцы, русские, турки-османы и испанцы говорили то же самое».

Америку отличает от остальных не «священная миссия», пишет Гэмбл. Старая идея исключительности «в большей степени заключалась в том, что Америка не делает, чем что она делает; она в большей мере гласила о национальном самоограничении и сдержанности, нежели о национальном самоутверждении».

На самом деле, нельзя не сравнить защитную реакцию Путина со знаменитым прощальным посланием Джорджа Вашингтона, написанным в 1796 году:

Свободному народу следует быть постоянно настороже ввиду опасности коварных уловок иностранного влияния (заклинаю вас верить мне, сограждане), поскольку история и опыт свидетельствуют, что иностранное влияние является одним из злейших врагов республиканского правительства. Но для того, чтобы эта настороженность приносила пользу, она должна быть непредвзятой, иначе она станет инструментом того самого влияния, которого следует избегать, вместо того чтобы быть защитой от него... Основополагающим правилом поведения для нас во взаимоотношениях с иностранными государствами является развитие наших торговых отношений с ними при минимально возможных политических связях. Поскольку у нас уже возникли обязательства, давайте будем их выполнять, проявляя добрую волю в полной мере. Но давайте тут и остановимся. Европа определила для себя ряд первостепенных интересов, которые либо не касаются нас, либо имеют к нам весьма отдаленное отношение. Поэтому ей приходится ввязываться в частые конфликты, причины которых, по сути, далеки от наших забот. Следовательно, неразумно для нас связывать себя искусственными узами с заурядными превратностями ее политики или со столь же заурядными коллизиями ее дружественных либо враждебных отношений.

Во время недавней официальной речи на церемонии вручения дипломов в Сент-Луисском университете Гарри Каспаров, говоря об американской исключительности, произнес следующую фразу: «Основополагающие американские ценности создали величайшую демократию и экономику в мире… [Выросши в СССР], я увидел эту Америку — этот «город на холме» — с другой стороны железного занавеса».

В России словосочетание «американская исключительность», как правило, вызывает крайне негативную реакцию — иногда вплоть до сравнения с гитлеровской теорией расового превосходства. Но тут имеет место некоторое «раздвоение личности». С одной стороны, россияне очень любят демонизировать американскую исключительность. А с другой стороны, не только Каспаров, но и миллионы россиян стремятся получать все блага этой же американской исключительности — то есть учиться, работать, жить и воспитывать своих детей в США.

Американская исключительность волнует и президента Владимира Путина. Вспомните его нашумевшую статью в «Нью-Йорк таймс» в сентябре 2013 года. «Это чрезвычайно опасно, когда какой-то народ считает себя исключительным, какая бы у него мотивация ни была», — написал он в этой статье. Однако, на мой взгляд, у российского президента не совсем верное представление об «американской исключительности». А кроме того, его позицию интересно рассматривать, имея в виду два важных момента: 1) у России своя богатая тысячелетняя история — со своей исключительностью; и 2) президент сам активно пропагандирует современную российскую исключительность.

Дело в том, что концепция американской исключительности ни в коем случае не относится к какой-то теории американского «расового» превосходства (тем более что нет такой «американской расы»). Она также не относится к фанатической, квазирелигиозной миссии «экспортировать демократию» другим странам. У США нет такой задачи или даже возможности, а уж тем более — в странах Ближнего Востока. На самом деле «американская исключительность» куда более банальна. Она сводится к историческому развитию США, которое действительно является уникальным — или, если угодно, «исключительным». И вот почему.

Пока другие страны развивались на общем этническом, расовом или религиозном основании, США образовались и развивались на основе демократических концепций и принципов — самыми главными из которых являются соблюдение прав человека, свободы слова, верховенства закона, а также защита частной собственности, сильного гражданского общества и системы сдержек и противовесов против любой формы автократии. Британский писатель Г.К.Честертон, пожалуй, лучше всех выразил смысл американской исключительности такими словами: «США являются единственной страной в мире, которая была основана на убеждениях».

Вместе с тем ничего исключительного нет в том, что американцы считают себя в каких-то смыслах «исключительными». Ведь почти все страны считают себя уникальными в той или иной степени. Президент Барак Обама, на мой взгляд, правильно сказал в 2010 году: «Я верю в американскую исключительность точно так же, как британцы верят в свою исключительность или греки в свою». Но в этом высказывании Обама почему-то забыл упомянуть про русскую исключительность, которую можно запросто поставить в один ряд с британской и греческой — если не выше их. За тысячу лет русской истории представление о своей исключительности всегда было важнейшей составляющей российского национального самосознания.

В период существования Российской империи эта исключительность базировалась на «русской духовности», на концепции «особого пути» и на идее о том, что Россия в качестве «хранителя истинной веры» является «Третьим Римом» и правопреемником Византии.

Русская исключительность круто повернулась «влево» после большевистской революции, когда Россия стала мировым центром социализма, марксизма-ленинизма и «диктатуры пролетариата». В ранний советский период русская/советская исключительность сосредоточилась на вере в то, что Россия обречена стать единственной идеологической силой, которая способна одержать победу над «международной буржуазией», провоцируя коммунистические революции по всему миру. Советская пропаганда пыталась замкнуть исторический круг, проведя линию исключительности от Третьего Рима до Третьего интернационала.

После Второй мировой войны русская/советская исключительность приобрела форму укрепления — путем военной интервенции — социализма и коммунизма в Восточной Европе, Африке, Латинской и Центральной Америке и Азии. Она также базировалась на мифе об уникальности коммунистической системы, так как именно она, по версии КПСС, была способна генерировать самые передовые научные и промышленные достижения — «впереди планеты всей».

После распада СССР и во время политического и экономического хаоса почти всех 90-х годов у президента Бориса Ельцина было слишком много серьезных проблем в стране, чтобы пропагандировать «русскую исключительность». Ему — да и всей стране — было совсем не до этого. Но когда Владимир Путин пришел к власти в 2000 году, он начал поднимать идею исключительности из руин. Определяющая черта русской исключительности XXI века заключается в антиамериканизме. А сам российский лидер позиционирует себя как исключительного политика, единственного, кто умеет по-настоящему противостоять США — главному мировому злу. Противостоять американскому диктату, американским пресловутым двойным стандартам и агрессивной внешней политике.

Русская исключительность в виде противостояния США и Западу в целом особенно остро проявилась в Крыму и в Донбассе, где Владимир Путин провел «красную линию» — куда Америке и НАТО «вход» воспрещен. Другое дело, что в результате этой победы Россия де-факто потеряла остальную Украину на многие десятилетия и оказалась в мировой изоляции, но это, конечно же, отдельная тема.

Другой яркий пример декларирования русской исключительности — знаменитая речь президента Путина в Лужниках в феврале 2012 года, когда он сказал: «Мы с вами народ-победитель. Это у нас в генах, в нашем генном коде». Тут я как американец скромно признаю, что на фоне тезиса о российских победительных генах американская исключительность просто отдыхает.

Кроме того, за 15 лет во власти Владимиру Путину удалось реанимировать и монархическую версию русской исключительности, опираясь на тесные связи государства с Русской православной церковью, на концепцию «русского мира» и снова — на идеи русской духовности и «особого пути». Одновременно власть продвигает советскую идею невозможности для России вписаться в «тлетворные» западные ценности. В итоге получается такая «гибридная» исключительность: многовековая русская духовность находится под актуальной внешней угрозой. И понятно, что в таких обстоятельствах только сильный лидер может защитить Святую Русь от западного растления.

Но, на мой взгляд, наиболее примечательная разница между русской и американской «исключительностями» состоит в том, что американская версия определяется защитой прав человека и различными ограничениями государства. А русская исключительность определяется прямо противоположным: укреплением государства, причем обычно за счет сужения прав человека. Согласно данной модели, только когда государство сильное, оно способно быть гарантом русской исключительности и служить ее духовным хранителем. Иными словами, американская исключительность направлена на то, чтобы в стране не было «вертикали власти», а российская исключительность — на то, чтобы она существовала и укреплялась.

Хотя Кремль еще в прошлом году расторг контракт с американской PR-компанией Ketchum по продвижению имиджа России за рубежом, у меня есть один хороший совет, причем абсолютно бесплатный: учитывая столь богатую историю и современные достижения русской исключительности, про какую-то несчастную американскую исключительность можно уже не вспоминать.