Последние статьи
Домой / Материалы / Презентация на тему: морфологические нормы русского литературного языка употребление форм. Презентация "Морфологические нормы: образование форм слова" по русскому языку – проект, доклад 6 вопрос морфологические нормы презентация

Презентация на тему: морфологические нормы русского литературного языка употребление форм. Презентация "Морфологические нормы: образование форм слова" по русскому языку – проект, доклад 6 вопрос морфологические нормы презентация

Слайд 2

Задание А3 проверяет знание выпускниками норм формообразования различных частей речи. При выполнении задания следует обратить особое внимание на образование и склонение форм числительных, образование степеней сравнения прилагательных, существительных И.п. и Р.п. множественного числа

Слайд 3

Степени сравнения прилагательных

Сравнительная степень ПРОСТАЯ = основа начальной формы + суффикс -ЕЕ- (светл + ее = светлее) СОСТАВНАЯ = более (менее) + начальная форма (более (менее) светлый)

Слайд 4

Превосходная степень ПРОСТАЯ = основа начальной формы + суффикс -ЕЙШ- (светл + ейш = светлейший) СОСТАВНАЯ = самый. наиболее, + начальная форма (самый светлый, наиболее светлый); Сравнительная простая степень + всех (светлее всех) НЕЛЬЗЯ: БОЛЕЕ КРАСИВЕЕ ПРАВИЛЬНО: КРАСИВЕЕ или БОЛЕЕ КРАСИВЫЙ

Слайд 5

Образование числительных

При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово (двадцать шестой, две тысячи восьмой) При склонении сложных и составных количественных числительных изменяется КАЖДАЯ составляющая часть (с тысяЧЬЮ пяТЬЮстАМИ шесТЬЮдесяТЬЮ треМЯ) 3. Числительные полтора, полтораста, сорок, девяносто, сто при склонении имеют только две падежные формы: И.п. и В.п. – полтора, полтораста, сорок, девяносто, сто Остальные падежи – полутора, полутораста, сорока, девяноста, ста

Слайд 6

Если числительное сто входит в состав сложного числительного, то оно изменяется особым образом (по аналогии со словом ОКНА): И.п. (В.п) пятьсот окон Р.п. около пятисот окон – нулевое окончание Д.п. к пятистАМ окнАМ Т.п, пятьюстАМИ окнАМИ П.п. о пятистАХ окнАХ

Слайд 7

Числительноеобаупотребляется с существительными мужского рода и среднего рода (оба друга, обоих друзей, оба окна, обоих окон) Числительное обе употребляется с существительными женского рода (обе студентки, обеих студенток) !!! Числительные оба и обе НЕ УПОТРЕБЛЯЮТСЯ с существительными, имеющими только форму множественного числа (ворота, брюки, сани…), т.е. нельзя говорить у обоих ворот, обоих саней (здесь нужно использовать оборот у тех и других: у тех и других ворот)

Слайд 8

Собирательные числительные (двое, трое, четверо и другие) не сочетаются с именами существительными, обозначающими лиц женского пола, и с существительными мужского и женского рода, обозначающими названия взрослых животных. Правильно: двое друзей, трое суток, нас пятеро. Четверо лосят, шестеро ребят, семеро людей НО: три женщины, четыре медведя, две кошки

Слайд 9

Склонение местоимений

1. К личным местоимениям 3 лица прибавляется начальное Н, если они стоят после простых предлогов (в, без, до…) или после наречных предлогов. Управляющих Р.п. (вокруг, впереди, возле, мимо…) Например: без него. вокруг них 2. После наречных предлогов, управляющих Д.п. (вопреки. Согласно, наперекор, навстречу…) начальное Н к личным местоимениям 3 лица не прибавляется Например: вопреки ему 3. После формы сравнительной степени прилагательных и наречий местоимения 3 лица употребляются без Н: старше его, больше её

Слайд 10

Притяжательное местоимение ИХ ИХ КНИГИ НЕЛЬЗЯ: ИХНИЕ (грубая ошибка)

Слайд 11

При некоторых глаголах, выражающих душевные переживания (скучать, тосковать, плакать, соскучиться) предлог ПО сочетается с двумя падежами – Д.п. и П.п. В дательном падеже обычно употребляются существительные: скучать по (чему?) по дому В предложном падеже употребляются личные местоимения ТОЛЬКО 1 и 2 лица множественного числа: тоскуют (о ком?) о нас, скучают (по ком?) по вас При других глаголах с предлогом ПО употребляется форма Д.п. этих местоимений: из-за пригорка стреляли по (кому?0 по нам

Слайд 12

Образование имён существительных

Формы множественного числа И.п. и В.п. имён существительных Окончание –ы(-и): бухгалтеры, возы, выборы, выпуски, договоры, инженеры, конструкторы, контейнеры, лекторы, порты, приговоры, ректоры, слоги, снайперы, торты, шофёры Окончание –а(-я): адреса, борта, веера, века (кроие: во веки веков. В кои веки), векселя, вензеля, директора, доктора, егеря, жемчуга, катера, клевера, корма, купола, округа, ордера, паспорта, перепела, сторожа, стога, терема, тетерева, хлева, хутора, якоря

Слайд 13

Различайте слова - омонимы

Боровы (кабаны) Колени (часть ноги) Корпусы (туловища) Лагери (политические) Образы (художественно-литературные) Ордены (рыцарские) Поводы (причины) Поясы (географические) Борова (части печной трубы) Колена (изгибы) Корпуса (военные части) Лагеря (туристские) Образа (иконы) Ордена (знаки отличия) Повода (упряжь) Пояса (части одежды)

Слайд 14

Окончания существительных Р.п. мн.числа

НУЛЕВОЕ ОКОНЧАНИЕ: Названия большинства парных предметов (сапог, кед, чулок). НО: носков Названия многих единиц измерения (ватт, вольт) Названия некоторых национальностей (чаще с основой на Н или Р): англичан, болгар, грузин Названия лиц по принадлежности к воинским соединениям (полк гренадер, рота солдат). НО: минёров, сапёров Некоторые существительные, употребляющиеся только во мн.числе: барж, кочерёг, свадеб, басен Большинство существительных ср.рода: зимовий, кушаний, селений

Слайд 15

ОКОНЧАНИЕ –ОВ: Некоторые названия единиц измерения: акров, гектаров, граммов, килограммов Названия многих народов: монголов, таджиков, калмыков Некоторые существительные, употребляющиеся только во мн.ч., и отдельные названия парных и составных предметов: бронхов, кандалов, заморозков Названия овощей и фруктов: апельсинов, помидоров, НО: гранат, яблок

Слайд 16

Окончание –ЕЙ: Некоторые существительные женского рода: антресолей, гантелей, ведомостей, ладоней, постелей, саженей… - Некоторые существительные, не имеющие формы ед.ч.: яслей, будней

Слайд 17

1. Существительные женского рода, оканчивающиеся на –ья (безударное положение) , в Р.п. мн.ч. оканчиваются на -ий: шалунья – шалуний 2. Сущ. ж.р, оканчивающиеся на –ья (ударное положение). В Р.п. мн.ч. оканчиваются на –ей: полынья – полыней 3. Сущ. ср.р., оканчивающиеся на –ье (безударное положение), в Р.п. мн.ч. оканчиваются на –ий: гулянье – гуляний 4. Сущ. ср.р., оканчивающиеся на –ье (ударное положение), в Р.п. мн.ч. оканчиваются на –ей: ружьё - ружей, НО: платье – платьев, устье- устий ЗАПОМНИТЕ: копьё - копий

Слайд 18

Существительные среднего рода, имеющие уменьшительно-ласкательное значение и оканчивающиеся в И.п. ед.ч. На –це. Как правило, в Р.п. мн.ч. Оканчиваются на –ец: зеркальце – зеркалец, копытце – копытец, НО: болотце – болотцев, деревце – деревцев, оконце – оконцев, кружевце - кружевцев

Слайд 19

Несклоняемые имена существительные

Мужской род: - существительные, обозначающие лиц мужского пола (атташе, маэстро, кутюрье) существительные, обозначающие названия животных (кенгуру, шимпанзе). Исключение: цеце (муха), киви (птица) – ж.р. Существительное КОФЕ, ВИСКИ Женский род: существительные, обозначающие лиц женского пола, - преимущественно обращения к женщинам в разных странах (мадам, мисс, фрау) Средний род: сущ., обозначающие неодушевлённые предметы (портмоне, кашпо, ситро) В именах собственных и некоторых нарицательных род определяется по грамматическому роду нарицательного существительного, выступающего в роли видового понятия: Тбилиси (город) – м.р., Онтарио (озеро) – ср.р, Арагви (река) – ж.р., салями (колбаса) – ж.р., кольраби (капуста) – ж.р.

Слайд 20

Употребление форм глагола

Распространённые ошибки: Употребление диалектно-просторечных глагольных форм: мы игрались (правильно: играли) в лесу очень долго. Мама в этот день меня дожидала (правильно дожидалась) долго-долго и не дождала (дождалась) Ошибочное образование формы 1 лица ед.ч. настоящего или будущего простого времени от ряда глаголов: едь, бежи, ляжь, ложи (правильно: поезжай, беги, ляг, положи) Ошибочное образование причастных форм на –щий от глаголов совершенного вида: вздумающий (так нельзя) Образование деепричастий от тех глаголов, от которых они не образуются: ждя, пиша, шья Неправильное образование особых глагольных форм – причастий и деепричастий, например. Образование причастий с постфиксом –ся от невозвратных глаголов: играющиеся дети (правильно: играющие дети)

Слайд 21

Зависимое слово ставится при причастии и деепричастии в том же падеже, что и при глаголе, от которого они образованы: заведовать (чем?) лабораторией – заведующий, заведуя (чем?) лабораторией

Слайд 22

Успехов на ЕГЭ!

Посмотреть все слайды

Морфологические нормы регулируют употребление слова в соответствии со свойственными ему грамматическими категориями, правильное образование форм слова.

При нарушении морфологических норм возникают грамматические ошибки.

Род неизменяемых имен

1. Неодушевлённые

2. Одушевлённые

3. Обозначающие животных, птиц

4. Географические наименования, названия печатных изданий

5. Аббревиатуры

Средний род

Пальто, кашне,

Исключения:

такси, эскимо

1) мужской род: хинди, эсперанто,

сирокко, торнадо, сулугуни, евро.

2) женский род: кольраби, салями,

Род сущ., обозначающих леди, пани, мадам и

авеню и др.

лицо, соотносится с

др. - ж. р.;

жюри – среднего рода;

п о л о м данного лица

рефери, портье и др. протеже, замдекана, зампредседателя,

завполиклиникой, завотделом и т. п. –

Мужской род

пони, ш и м п а н з е,

мужского и женского рода.

Если подчёркивается, что речь идет об

фламинго;

особи женского пола, данные слова

исключения: иваси, употребляются как сущ. женского рода:

цеце и др. - ж. р.

Молодая ш и м п а н зе, очень заботилась

о своём детёныше.

Определяется по роду

Тбилиси (город) –

того нарицательного

м.р., Капри

сущ., с которым

(остров) – м.р.,

соотносится данное

Миссисипи (река)

название

– ж.р., «Таймс»

(газета) – ж.р.

Обычно определяется

Это правило не касается изменяемых

по роду опорного

(университет) –

аббревиатур, род которых

м.р. АТС

определяется не по опорному слову, а

(станция) – ж.р.

по характеру основы и окончанию

Им.п. ед.ч.: вуз (в вузе, вузом) – м.р.,

загс (у загса) – м.р.

Род сложных существительных,

пишущихся через дефис

Род сложных существительных, пишущихся через дефис, обычно определяется:

а) по первой части, если изменяются обе части:

автомобиль-цистерна - м. р., кресло-кровать - ср. р., школа -интернат -ж. р.,

б) по изменяемой части, если другая является неизменяемой: кафе-клуб (м. р.), альфа-излучение

(ср. р.), альфа-частица (ж. р.).

В роли неизменяемой части могут выступать и изменяемые имена существительные: плащ-

палатка, к плащпалатке, с плащ-палаткой; вакуум

охлаждение, при вакуум- охлаждении и т. д. Изменяемость-неизменяемость одной из частей подобных слов необходимо запоминать либо проверять по словарю.

1) Двусложные слова с ударением на 1-м слоге, как правило, имеют окончание -а/-я: в е чер - вечер а , п а спорт - паспорт а , голос - голос а ,

ве ксель – векселя .

2) Многосложные слова с ударением на 2-м, 3-м и т.д. слоге обычно образуют формы на -ы/-и: апт е карь - аптекар и , библиот е карь -

библиотекари , компью тер - компьютеры , инжене р - инженеры . Исключения: рукав - рукава , ме сяц - месяцы.

3) Слова с элементами -ер/-ёр имеют окончание -ы/-и: актёр - актёр ы ,

шофёр - шофёры , режиссёр - режиссёры , дирижёр - дирижёры и др.

Это слова французского происхождения.

4) Слова латинского происхождения с элементом -тор - неодушевленные (предметы) имеют окончание -ы: рефлектор ы , детектор ы ,

рефрижераторы , конденсаторы

5) Слова с -тор одушевленные (лица) имеют окончание -ы : автор ы , лектор ы , ректор ы , конструктор ы и окончание -а: доктор а , директор а , профессор а . Почему же мы говорим лекторы , но профессора ? Выбор объясняется традицией.

Запомните, что просторечные формы бухгалтер а , инженер а ,

выбора , договора , приговора , должностя , шофера , почерка , крема , супа

и подобные рассматриваются как грубое нарушение языковой нормы.

множественного числа имен существительных

6) Различие в значение слов

В ряде случаев окончания –ы,и -а служат для различения смысла слова:

образы (художественные) - образа (иконы); проводы (при отъезде) - провода (электрические); цветы (растения) - цвета (окраска); пропуски (недосмотры) - пропуска (документы);

поясы (географические) - пояса (одежды) и др.

Подобных пар в русском языке достаточно: листы - листья, зубы - зубья и др.

7) Существуют нормативные вариантные формы (т.е. обе формы являются правильными):

бункеры - бункера годы - года

инструкторы - инструктора клапаны - клапана (технический термин) кители - кителя прожекторы - прожектора

секторы – сектора, цехи - цеха

имен существительных

Мужской род

1. Все названия парных предметов имеют нулевое окончание:

ботинок, сапог, чулок, брюк, погон, ножниц. Исключение: носков.

2. Названия национальностей подчиняются следующим

правилам:

а) слова с основой на -н, -р имеют нулевые окончания: англичан,

армян, грузин, лезгин, осетин, румын, туркмен, цыган, башкир, болгар.

Исключение: негров.

б) слова с основой на другие буквы имеют окончание -ов: киргизов, калмыков, таджиков, узбеков, монголов, якутов. Исключение:

турок, бурят.

3. Названия воинских групп и прежних родов войск требуют

следующих окончаний:

10 гусаров, 5 гардемаринов, 6 гусаров, 7 уланов.

4. Названия единиц измерений вариативны:

а) ампер, ватт, грамм, килограмм, рентген, кулон; б) амперов , ваттов , граммов , килограммов , рентгенов , кулонов .

5.Имена группы "овощи - фрукты" имеют окончания -ов:

Родительный падеж множественного числа

имен существительных

Женский род

1. Существительные на -ля, -ня имеют нулевое окончание: вафель, кровель, сплетен, нянь, вишен, яблонь.

2. Некоторые существительные имеют окончание -ей: свечей, граблей, простыней.

Есть и вариантные формы: Игра стоит свеч, но: В доме нет свечей.

Однако слово свеча здесь употреблено в прямом и переносном (фразеологическом) значениях (укажите, где какое).

3. Существительные на -ия имеют окончание –ий: аудиторий, академий, консерваторий.

Средний род

1. Ряд имен имеют нулевое окончание: яблок, плеч, блюдец полотенец, зеркал. Обратите внимание на форму плеч (Платье с плечами и без плеч!)

2. Нормативными являются формы на –ии: побережий, захолустий, снадобий.

3 . Существуют также формы на -ев: устьев, болотцев, верховьев, низовьев.

Имя прилагательное

Недопустимо соединение в одной конструкции простой и

сложной форм сравнительной степени:

Мой брат более старше меня.

В качестве однородных членов предложения нельзя

употреблять простые и сложные формы степеней сравнения:

Он более способный и умнее меня.

От слов хороший, плохой образуются супплетивные формы степеней - лучше, хуже: Он учится лучше меня.

Местоимение

Речевые ошибки могут быть связаны с образованием ненормативных местоимений: Ихняя школа победила в соревновании.

Довольно распространенная ошибка - неудачный выбор

б) дремет, сыпет, трепаешь,

2. Неправильное

образование форм

настоящего времени

разноспрягаемых глаголов

З. Неправильное

замерзнул

образование форм

охрипнули

прошедшего времени глаголов

с суффиксом -ну-

утихнула

4. Неправильное образование

лечь - ляжь

испечь - испечите

форм повелительного

наклонения глаголов

Правильный

Литературная норма:

а) колышет, машу, плещется, полощет; б) дремлет, сыплет, треплешь, щиплют

Литературная норма:

Лечь - ляг испечь - испеките

Слайд 2

Что такое грамматика

Грамматика изучает формоизменение и оформление мысли по законам русского языка, т.е. построение фразы, выраженной различными единицами речи. Грамматика подразделяется на морфологию – учение о формах слова и синтаксис – учение о законах построения словосочетания, предложения, сложного синтаксического целого (ССЦ).

Слайд 3

Ответьте на вопросы:

Что такое часть речи? По каким признакам выделяются части речи? Перечислите все части речи. На какие группы подразделяются все части речи? Какие части речи относятся к изменяемым, какие – к неизменяемым? Какие части речи обладают следующими грамматическими категориями: склонение, спряжение, наклонение, вид, время? Какие еще грамматические категории у разных частей речи вы можете вспомнить? Что такое грамматическое значение слова?

Слайд 5

Имя существительное.

Морфологические нормы, связанные с употреблением имени существительного

Слайд 6

Род имен существительных

Составьте словосочетания прил.+сущ., определите род данных сущ.: шампунь, мигрень, бандероль, картофель, рояль, виолончель, вуаль, табель, тюль, мозоль, фамилия, пеня, уик-энд, бюллетень. Как правильно? Георгин или георгина Плацкарт или плацкарта Рельс или рельса Туфля или туфель Расценка или расценок Туш или тушь; карьер или карьера

Слайд 7

Существительные общего рода

Какие существительные относятся к этой группе? Как определить род данных существительных? «Кто больше?» Запишите как можно больше существительных общего рода.

Слайд 8

Бедняжка, бродяга, бука, бяка, вояка, выскочка, горемыка, грязнуля, дылда, егоза, забияка, злюка, калека, лежебока, молодчина, мямля, невежа, невежда, недотрога, недоучка, непоседа, обжора, плакса, работяга, разиня, самоучка, сирота, соня, тёзка, умница, ханжа, ябеда и др. Верзила, воевода, воротила, вышибала, дурачина, детина, заинька (серенький) – только мужского рода.

Слайд 9

Род сущ., обозначающих профессии

Федеральный (м.р.)канцлер Германии Ангела Меркель посетила (ж.р.) Москву. Высококвалифицированный(м.р.) архитектор Петров подготовил (м.р.) эскизный проект здания. Составьте с сущ. врач, директор, тренер предложения так, чтобы было понятно, о женщине или мужчине идет речь.

Слайд 10

Являются нарушением нормы слова: Врачиха, докторша, доцентша, парикмахерша, ректорша и др. Допустимо наличие как мужского, так и женского варианта: Дворник – дворничиха Санитар – санитарка Учитель – учительница Проводник – проводница Жираф - жирафа Лебедь (белый) - царевна-лебедь (в поэзии; о самке лебедя нужно говорить лебёдка)

Слайд 11

Род несклоняемых существительных

М.р.:сущ., обозначающие лиц муж пола (портье, маэстро), названия животных и птиц (какаду, пони, фламинго). Ж.р.: сущ., обозначающие лиц женского пола (мисс, фрау) Ср.р.: сущ., обозначающие названия неодушевленных предметов (пальто, кино, метро)

Слайд 12

Определите род несклоняемых нарицательных имен сущ.: шансонье, кенгуру, пани, инженю (сценическая роль молодой простодушной девушки), янки, кофе, коала, вамп, рефери, оливье, авеню Определите род несклоняемых собственных имен сущ.: Баку, Миссури, Конго, АМК,Онтарио, МИД

Слайд 13

Число имен существительных

Образуйте форму мн.ч. И.п. от сущ.: аптекарь, кондитер, директор, инженер, бухгалтер, доктор, лектор, слесарь, шофер, выбор, договор, якорь, кочерга. Зуб (человека, механизма) Корень (растения, сушеная приправа) Лист (бумаги, растения) Соболь (мех, животное) Орден (награда, рыцарский) Хлеб (злак на корню, печеное изделие) Пропуск (документ, отсутствие) Дно (бочки, океана)

Слайд 14

Запомните!!!

Окончание -и (-ы) имеют слова: бухгалтеры, выборы, договоры, инженеры, инструкторы, кондукторы, конструкторы, лекторы, офицеры, рапорты, редакторы, ректоры, секторы, слесари, торты, фронты, шоферы Окончание –а (-я) имеют слова: адреса, векселя, директора, доктора, катера, кителя, колокола, кузова, купола, округа, ордера, отпуска, паспорта, повара, погреба, профессора, сорта, штемпеля Равноправные варианты: тракторы – трактора, прожекторы – прожектора, крейсеры – крейсера, годы – года и некот. др.

Слайд 15

Употребление формы Р.п. мн.ч.

Образуйте форму Р. П. мн.ч. от сущ.: томат, яблоко, мандарин, вишня, армянин, молдаванин, якут, чукча, ботинок, колготки, шорты, носок, чулок, пустыня, монахиня, басня, песня, селенье, раздумье, кочевье, платье, сапер, стажер, партизан, солдат, килограмм, гектар, центнер, рентген, училище, кочерга, мечта, мольба, копытце

Слайд 17

Морфологические нормы, связанные с употреблением имени прилагательного

Слайд 18

Степени сравнения имен прилагательных

Вспомните, как образуются степени сравнения имен прилагательных. Образуйте от данных ниже прилагательных все возможные формы степеней сравнения: сильный, красивый, деловой, твердый, ловкий, сухой, широкий, горький, мелкий, легкий, хромой

Слайд 19

Запомните:

соединение в одной конструкции простой и составной форм сравнительной и превосходной степени не соответствует нормам литературного языка и является грубой ошибкой. Недопустимы выражения: более интереснее, более худшее, несколько поподробнее, самый строжайший и т. д. Исключением является лишь несколько конструкций, традиционно закрепивших сочетание слова «самый» с формой превосходной степени прилагательного: самое ближайшее (время), самый кратчайший (путь), самым теснейшим образом и т. д.

Слайд 20

Употребление краткой и полной формы имени прилагательного.

Зависимые слова могут быть только при краткой форме имен прилагательных: В течение месяца сестра была больна (чем?) гриппом. Нельзя: «больная гриппом». Полная и краткая форма не употребляются одновременно в качестве однородных членов предложения. Нельзя говорить и писать: Молодой человек солидный и весьма умен. Исправьте ошибку.

Слайд 21

Краткая форма на –ен (а не –енен)!!!

Бессмысленный – бессмыслен Бездейственный – бездействен Бесчисленный – бесчислен Величественный – величествен Двусмысленный – двусмыслен Злокачественный – злокачествен Искусственный – искусствен Мужественный – мужествен Невежественный – невежествен и др.

Посмотреть все слайды

Морфологические нормы русского языка Презентация подготовлена студентами 473 группы Брицова А. Васильева А. Мельникова Д. Хуснутдинова Э. .

Великие о речи… Для интеллигентного Неправильное человека дурно употребление слов говорить должно бы ведет за собой ошибки считаться таким же в области мысли и неприличием, как не потом в практике уметь читать и жизни. писать. Д. И. Писарев А. П. Чехов

Качества хорошей речи Правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство речи, её уместность, соответствие стилевому назначению

О речи и её нормах Правильная речь - это речь, в которой соблюдаются все нормы литературного языка. Нормалитературного языка - это единообразное, образцовое общепризнанное употребление элементов языка. Языковые нормы речи: орфоэпические, нормы словообразования, морфологические, синтаксические, лексические, стилистические, орфографические, пунктуационные.

Морфологические нормы. Что это такое? Морфологические нормы – это правила образования слов разных частей речи. Сравни: Правильно: Неправильно: их слезай красивее ихний слазь красивше или более красивее трое студенток три студентки

существительных опасность представляют вариантные формы. 6 В форме И. п. мн. ч. существительные могут иметь вариантные окончания; - ы(-и) и –а(-я). -Ы(-И) -А(-Я) адреса, директора, инспектора, паспорта, отпуска, терема, шелка, купола, штемпеля, якоря, борта, буфера, векселя, вечера, вороха, желоба, жернова, инспектора, катера, кителя, клевера, колокола, кузова, купола, окорока, округа, ордера, паспорта, перепела, повара, погреба, профессора, сторожа, тенора, фельдшера, флюгера, штабеля, штемпеля. Акушеры, бухгалтеры, библиотекари, вы΄боры, грифели, драйверы, диспетчеры, договоры, инструкторы, инженеры, корректоры, лекари, лифты, офицеры, плееры, полисы, порты, принтеры, ре΄кторы, редакторы, склады, слесари, снайперы, то΄кари, то΄рты, тренеры, флигели, флоты, фронты΄, шоферы. слайд № 1 12. 02. 2018

Образование некоторых форм имен существительных: При образовании форм имен существительных трудности связаны с выбором вариантов падежных окончаний. Нулевые окончания закрепились в форме Р. п. мн. ч. слов, являющихся: названиями единиц измерения: сто ампер, аршин, бит, бон, ватт, гектар, карат, рентген; названиями национальностей: много армян, башкир, румын, цыган, грузин, осетин, туркмен, молдаван: НО: бедуинов, казахов, калмыков, киргизов, коряков, монголов, мордвинов, негров, таджиков, тюрков, тунгусов, узбеков, хакасов, хорватов, чукчей, эскимосов, эфиопов, якутов и др. ;

Образование некоторых форм имен существительных: Названиями парных предметов: несколько ботинок, бот, брюк, бутс, валенок, галош, кед, лат, манжет, мокасин, погон, сапог, чулок, шпор, штиблет, шорт, эполет; НО: носков, гольфов, клипсов; А также у существительных жен. р. на –НЯ: пустыня – пустынь, голубятня – голубятен, монахиня – монахинь, басня – басен, простыня – простынь, башня – башен; У слов барж, клавиш, кладбищ, координат, макарон, оладий, отметок, туфель. Окончания –ОВ/-ЕВ закрепились в форме Р. п. мн. ч. слов, являющихся названиями овощей и фруктов: килограмм ананасов, бананов, томатов, НО: яблок. Существительные ср. р. на –ЬЕ в большинстве своем оканчиваются на –ИЙ: побережье – побережий, раздумье – раздумий, НО: платьев, устьев и др.

Окончания родительного падежа множественного числа имен существительных 9 -нулевое окончание -ов Ботинок, валенок, чулок, погон, лампас, эполет. Носков, гольфов, клипсов, брело΄ков Армян, башкир, болгар, бурят, грузин, осетин, лезгин, румын, татар, туркмен, турок, цыган. Калмыков, киргизов, монголов, таджиков, узбеков, якутов, хорватов. Яблок, слив. Апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов, гранатов. Ампер, аршин, бит, ватт, вольт, радиан, рентген Акров, байтов, граммов, каратов, килограммов, гектаров, рельсов. Гренадер, гусар, драгун, улан, партизан. Минеров, саперов, мичманов. слайд № 1 12. 02. 2018

Образование некоторых форм имен существительных: В некоторых случаях окончания существительных в И. п. мн. ч. служат для разграничения лексического значения слов: рыцарские ордены – нагрудные ордена, пропуски занятий – предъявить пропуска. Не допускайте «скопления одинаковых падежей» («нанизывание падежей»): Приступили к подготовке к выборам; Вопрос будет рассмотрен назначенной директором комиссией. Правильно определяйте род склоняемых существительных, например: импортный шампунь, красивый тюль, старый рояль, полезный овощ, мой день рождения, просторный зал, стальной рельс, одна плацкарта, левая туфля, тапка, тапочка, кроссовка.

Существительные среднего рода без ударения -ье Р. п. мн. ч. -ья 11 -ИЙ Р. п. мн. ч. Побережье - побережий, соленье - солений - ИЙ Оладья - оладий Плясунья- плясуний Слова-исключения Верховье - верховьев, низовье - низовьев, платье - платьев, устьев, подмастерье -подмастерьев: Коренья - кореньев, лохмотья –лохмотьев, отрепья- отрепьев, хлопья- хлопьев Существительные среднего рода под ударением -ье Р. п. мн. ч. Ружье - ру΄жей -ья - ЕЙ Ладья- ладе΄й Слова-исключения: копьё - копий. слайд № 1 12. 02. 2018

Сущ. ср. р. в И. п. на –ЦЕ в Р. п. мн. ч. на -ЕЦ Блюдце - блюдец, зеркальце - зеркалец, полотенце 12 полотенец, сердце – сердец, Исключение: солнце - солнц В Р. п. мн. ч. у ряда сущ. ж. р. и общего рода окончание - нулевое или - ЕЙ Вафля - вафель, петля - петель, туфля - туфель, баржа-барж, серьга - серег, манжета-манжет, скатерть- скатертей. Если у сущ. перед -НЯ стоит гласная окончание мягкое: богинябогинь Если у сущ. перед –НЯ стоит согласная окончание твердое: баснябасен слайд № 1 12. 02. 2018

Способы образования сравнительной степени прилагательных Простая форма Сложная (составная) форма Образуется путём - при помощи суффикса –ЕЕ (- прибавления к прилагательному слов более или менее: более сильный, более красивый, менее значительный, менее чёткий. ЕЙ): красивее – красивей; - при помощи суффикса –Е: высокий – выше, дорогой – дороже; - при помощи суффикса –ШЕ: тонкий – тоньше; - от других основ: хороший – лучше.

Превосходная степень Простая форма Сложная (составная) форма Образуется - при помощи суффиксов – - прибавлением к ЕЙШ (-АЙШ): красивейший, высочайший; - при помощи суффикса –Ш: высший, низший; - иногда к названным суффиксам добавляется приставка НАИ-: наивысочайший; - от других основ: хороший – лучший прилагательному слов самый, наиболее, наименее: самый красивый, наиболее сильный; - прибавлением к простой сравнительной степени прилагательного слов всех, всего: всех милее, всего красивее

Обратите внимание! НЕЛЬЗЯ самый тончайший, более умнее, наименее красивее. МОЖНО самый тонкий или тончайший, более умный или умнее, наименее красивый или красивее. Недопустимо соединение в одной конструкции простой и сложной форм сравнительной и превосходной степени:

Запомни! Бойкий – бойчее и бойче, Гибкий – гибче, Глубокий – глубже, Горький (опыт) – горше, Горький (мед) – горче, Мелкий – мельче, Узкий – уже, Плохой – хуже, Хороший – лучше.

О формах кратких прилагательных Из вариантных форм кратких прилагательных на -ЕН и на -ЕНЕН в современном литературном языке чаще употребляются формы на -ЕН. Например: безнравствен, бессмыслен, бесчувствен, болезнен, двусмыслен, естествен, искусствен, легкомыслен, медлен, могуществен, мужествен, невежествен, свойствен.

Потренируемся! Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при употреблении степеней сравнения прилагательных. Устно исправьте предложения. 1) Речь бабушки более ярче и выразительнее, чем речь других героев повести. 2) Слова Луки производят на обитателей ночлежки самое сильнейшее впечатление. 3) Ольга была более моложе Татьяны. 4) Из-за ливней экспедиция работала в более труднейших условиях. 5) Домой мы возвращались коротчайшей дорогой.

Имя числительное – часть речи, в которую входят слова, обозначающие число, количество предметов или порядок предметов при счёте и отвечающие на вопросы сколько? который? Количественные Порядковые -обозначают количество предметов: пять тысяч шестьдесят два; -различают 1) целые (десять, сто), 2) дробные (две пятых, пять целых семь сотых), 3) собирательные (двое, пятеро) - числительные, обозначающие порядок при счёте: первый, десятый, сто шестидесятый

Склонение количественных числительных (сколько?) Составные: склоняются все слова, все части: Р. п. (нет) семисот восьмидесяти двух Т. п. (чем?) семьюстами восьмьюдесятью двумя полтора: полтораста И. , В. – полтора (м. , ср. р.), полторы (ж. р.) полтораста Р. , Д. , Т. , П. – полутора, полутораста сорок, девяносто, сто: И. , В. – сорок, девяносто, сто Р. , Д. , Т. , П. – окончание –а.

Склонение количественных имен числительных Десятки: обе части оканчиваются одинаково пятидесяти, пятьюдесятью. Сотни: склоняются обе части, в случае затруднения подставь вместо слова сот – нота И. , В. пять нот – пять сот. Р. пяти нот - пятисот. Д. пяти нотам – пятистам Т. пятью нотами – пятьюстами П. о пяти нотах – о пятистах

Склонение порядковых имен числительных (который?) Склоняется только последнее слово до тысяча шестьсот восемьдесят шестого (года) в две тысячи пятьсот девяноста седьмом (году) При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в родительном падеже: к пятому января, перед первым сентября

Потренируемся! Прочтите вслух предложения, правильно образуя окончания числительных и согласующихся ними существительных. 1. В реферате имеется приложение с 25 схем. . . 2. Студенту не хватает 9 книг. 3. К 247 абитуриентам добавились ещё 11 человек.

Сочетание собирательных числительных с существительными Собирательные числительные (от 2 до 10): двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро. 1) с существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое друзей, трое братьев); с существительными дети, люди, а также с существительными, обозначающими названия детёнышей животных (четверо детей, семеро козлят); с существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов (двое саней, четверо ворот); с личными местоимениями (двое из нас, пятеро из них).

Следует запомнить обе оба обоих, обоими только с существительными мужского, среднего рода Обоим братьям, на обоих полотнах, обеих, обеими только с существительными женского рода обе сестры, по обеим сторонам

Потренируемся! Составьте словосочетания числительных, ОБА, ОБЕ со следующими словами в формах именительного и дательного падежей. Образец: Оба студента; обоим студентам. Институт, сессия, речь, декан, подпись, экзамен, заявление, студентка, лицо.

Особенности употребления глаголов Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов Инфинитив Ед. число Множ. число глядеть глядите ехать поезжайте лазать лазайте лезть полезай, лезь полезайте, лезьте лечь лягте трогать трогайте класть кладите Глагол ПОЛОЖИТЬ – только с приставкой! Положи, положите

Особенности употребления местоимений Притяжательное местоимение их, её имеет только эту форму. НЕЛЬЗЯ: Ихний, ейный Запомнить: Скучать, грустить по вас, по нас после простых предлогов типа в, без, к, до и после наречных предлогов возле, мимо, после, около к личным местоимениям 3 лица прибавляется начальное Н: к нему, у неё, за ней, около них. После наречных предлогов вопреки, благодаря, согласно, наперекор, навстречу, которые употребляются только с Дат. падежом, начальное Н НЕ прибавляется: навстречу ему, вопреки ей.

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) клади портфель 2) более семиста студентов 3) до две тысячи пятого года 4) её диплом Ответ: 2) более сем. Исот студентов 1) полутораста книгам 2) трое жеребят 3) ихний кабинет 4) наименее удобный. Ответ: 3) ИХ кабинет

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) с шестьюдесятью миллионами 2) более трехсот заданий 3) положи на полку 4) скучаю по вам Ответ: 4) скучаю по ВАС 1) обеим старушкам 2) семеро нас 3) свойственен им 4) более модный. Ответ: 3) свойств. ЕН им

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) ляжьте на пол 2) более мудрый старец 1) о ста странах 3) до одна тысяча 2) три аспирантки девятьсот семнадцатого года 4) шире реки Ответ: 1) ля. Гте на пол 3) к семидесяти двум 4) прибавить к девяностам трем. Ответ: 4) прибавить к девяност. А трем

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) самый скучный день 2) едь быстрее 1) о полтора тоннах 3) клади на стол 2) обоих друзей 4) грущу по вас 3) мокла под дождем Ответ: 2) ПОЕЗЖАЙ быстрее 4) легче всего. Ответ: 1) о пол. Утора тоннах

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) обеими руками 2) четверо ножниц 1) о трех поросятах 3) не лазейте по 2) наиболее деревьям 4) к их мнению Ответ: 3) не лаз. Айте по деревьям. ответственный пост 3) положи ручку 4) чудю на уроке. Ответ: 4) нельзя образовать!

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) около пятиста снимков 2) в течение тридцати семи минут 3) выложи на парту 4) самый яркий Ответ: 2) около пяти. СОТ снимков 1) семьюдесятью процентами 2) ехай вперёд 3) высох быстро 4) быстрейший спортсмен. Ответ: 2) ПОЕЗЖАЙ вперед

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) разрежь батон 2) попробуем 1) на обоих берегах 3) красивше всех 2) лягте на кушетку 4) более резкий крик 3) ответ медлен Ответ: 3) краси. ВЕЕ всех 4) более выше. Ответ: 4) ВЫШЕ, более ВЫСОКИЙ

Д. С. Лихачев Наш язык-это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело…Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно- это надо.

1 слайд

2 слайд

Морфологические нормы. Что это такое? Морфологические нормы – это правила образования слов разных частей речи. Сравни:

3 слайд

Типология заданий Укажите ошибку в образовании формы слова: 1) лягте на пол; 2) самый красивейший; 3) пара носков; 4) пятисот лет. Укажите номер предложения, в котором есть действительное причастие (деепричастие, подчинительный союз и т.п.). Укажите правильную морфологическую характеристику слова ясно из предложения: 1) краткое прилагательное; 2) глагол; 3) краткое причастие; 4) наречие.

4 слайд

Типология заданий Из предложения (предложений) выпишите краткое причастие (прилагательное в превосходной степени, все наречия, частицы, производные предлоги, притяжательные местоимения и т.п.). Из предложения (предложений) выпишите причастие, перешедшее в имя существительное. Укажите номер предложения, в котором местоимение употреблено в функции частицы.

5 слайд

Следует повторить следующие темы: I. Род имен существительных. II. Формообразование имен существительных и прилагательных. III. Склонение и особенности сочетаемости имен числительных. IV. Функциональные омонимы. Разграничение функциональных омонимов.

6 слайд

самостоятельные служебные Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Местоимение Глагол Наречие Предлог Частица Союз Морфологические нормы. Части речи.

7 слайд

Особенности употребления имён существительных Употребление форм рода Все существительные, за незначительным исключением, относятся к одному из трёх родов: дом, страна, село. Трудности при определении рода имён существительных возникают при определении рода таких существительных, как толь, тюль, шампунь; при определении рода несклоняемых существительных (собственных и нарицательных); при определении рода существительных, являющихся наименованиями лиц по профессии, должности.

8 слайд

Род несклоняемых существитель- ных иноязычного происхождения К мужскому роду относятся существительные, являющиеся: наименованием лиц мужского пола: атташе, кутюрье, денди; названиями животных: пони, кенгуру, шимпанзе, исключения: цеце (ж.р.), колибри (ж.р.): существительное кофе. К женскому роду относятся: существительные, обозначающие лиц женского пола: леди, мадам, фрау. К среднему роду относятся: существительные-названия предметов: пальто, кино, меню, такси.

9 слайд

Род имён существительных Род имён собственных и некоторых нарицательных существительных определяется по общему наименованию: Тбилиси (город) – м.р., Миссисипи (река) – ж.р., Онтарио (озеро) – ср.р. Род сложносокращённых слов определяется по роду ведущего слова: РОО – районный отдел образования (м.р.). Род имён существительных, являющихся наименованиями лиц по профессии: менеджер Елисеев – менеджер Елисеева; певец-певица, студент-студентка; секретарь Иванова, инженер Родионова.

10 слайд

Употребление форм числа имён существительных Большинство существительных в русском языке способно иметь формы единственного и множественного числа: стол – столы. Существительные мужского рода, оканчивающиеся на согласный, в именительном падеже множественного числа имеют, как правило, имеют окончания –И(-Ы): юристы, ключи, заводы. Однако целый ряд подобных существительных в именительном падеже множественного числа оканчивается на ударное –А (-Я): дома, вечера.

11 слайд

Запомните Окончание -Ы (-И) имеют слова: аптекари лекари ораторы сваты библиотекари инструкторы приговоры секторы бункеры кондукторы рапорты слесари бухгалтеры конструкторы ревизоры торты выборы консулы редакторы фронты договоры лекторы режиссёры шофёры инженеры офицеры ректоры штурманы

12 слайд

Запомните Окончание -А (-Я) имеют слова: адреса (но во веки веков) директора жемчуга бока векселя доктора жернова века мастера желоба сторожа катера номера паспорта тенора кителя округа повара фельдшера колокола ордера погреба хутора корма отпуска поезда шелка кузова паруса профессора закрома купола сорта штемпеля

13 слайд

Употребление падежных форм имён существительных Пара ботинок, валенок, погон, сапог, чулок Пара носков Купить ананасов, апельсинов, мандаринов, персиков, баклажанов, помидоров, томатов. Несколько ампер, аршин, герц, микрон, ватт, вольт, ом, рентген. Несколько гектаров, граммов, килограммов, километров, метров, ньютонов, центнеров. Жить среди англичан, армян, башкир, болгар, бурят, грузин, турок, лезгин, мордвин, осетин, румын, татар, туркмен, цыган. Жить среди бедуинов, калмыков, киргизов, монголов, негров, таджиков, узбеков, якутов. Отряд гусар, драгун, партизан, солдат. Отряд гардемаринов, минёров, сапёров.

14 слайд

Несколько басен, барж, вафель, свадеб, сплетен, цапель, нянь, простынь, туфель Несколько долей, кеглей, пригоршней, свечей (но игра стоит свеч) нет блюдец, полотенец, яблок нет коленей нет нападок, потёмок, будней, заморозков нет граблей, сумерек, лохмотьев, яслей

15 слайд

ОБРАЗОВАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ Особенности употребления имён прилагательных

16 слайд

Простая форма Сложная (составная) форма Образуется при помощи суффикса –ЕЕ (-ЕЙ): красивее – красивей; при помощи суффикса –Е: высокий – выше, дорогой – дороже; при помощи суффикса –ШЕ: тонкий – тоньше; - от других основ: хороший – лучше. Образуется путём прибавления к прилагательному слов более или менее: более сильный, более красивый, менее значительный, менее чёткий. Способы образования сравнительной степени прилагательных

17 слайд

Простая форма Сложная (составная) форма Образуется при помощи суффиксов –ЕЙШ (-АЙШ): красивейший, высочайший; при помощи суффикса –Ш: высший, низший; иногда к названным суффиксам добавляется приставка НАИ-: наивысочайший; от других основ: хороший – лучший Образуется прибавлением к прилагательному слов самый, наиболее, наименее: самый красивый, наиболее сильный; прибавлением к простой сравнительной степени прилагательного слов всех, всего: всех милее, всего красивее Превосходная степень

18 слайд

Следует помнить Недопустимо соединение в одной конструкции простой и сложной форм сравнительной и превосходной степени: более интереснее, самый строжайший, более хуже. Исключением является несколько конструкций, закрепивших сочетание слова самый с формой превосходной степени прилагательного: самое ближайшее (время), самый кратчайший (путь), самым теснейшим (образом). Из вариантных форм кратких прилагательных на -ЕН и на -ЕНЕН в современном литературном языке чаще употребляются формы на -ЕН. Например: безнравствен, бессмыслен, бесчувствен, болезнен, двусмыслен, естествен, искусствен, легкомыслен, медлен, могуществен, мужествен, невежествен, свойствен и др.