Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учетом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка. В процессе коррекционно-логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала.
На начальном этапе работы проводятся нормирование словоизменения в диалогической речи (на уровне словосочетания, предложения), в дальнейшем - закрепление словоизменения в связной речи.
Программа формирования словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи
Формирование словоизменения существительных.
1. Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа:
Формы множественного числа с окончаниями -ы, -и, -а, -йа.
2. Формирование беспредложных конструкций существительных единственного числа:
- винительный падеж;
- родительный падеж;
- дательный падеж;
- творительный падеж.
3.Овладение предложно-падежными конструкциями единственного числа.
4.Закрепление беспредложных форм множественного числа:
- дательный падеж;
- творительный падеж;
- родительный падеж;
- винительный падеж.
5. Предложно-падежные конструкции множественного числа.
Формирование словоизменения существительных
1. Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа.
Закрепление формы множественного числа проводится в такой последовательности:
- с окончанием -ы (стол - столы);
- с окончанием -и (мяч - мячи);
- с окончанием -а (дом - дома);
- с окончанием -йа (стул - стулья).
Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа проводится на основе игры «Один - много». В этой игре ребенок должен обязательно сопровождать речь жестом.
- Это рот, а это … (рты).
- Это ухо, а это … (уши).
- Это пень, а это … (пни).
- Это лев, а это … (львы).
- Это брат, а это … (братья).
- Это дом, а это … (дома).
2. Формирование беспредложных конструкций существительных единственного числа.
С учетом появления косвенных падежей существительных в онтогенезе рекомендуется такая последовательность: именительный, винительный, родительный, дательный, творительный падежи.
В процессе работы с существительными в именительном падеже следует обратить внимание на дифференциацию значений одушевленности - неодушевленности. Одни слова могут называть живые предметы и поэтому к этим словам ставится вопрос: Кто? Другие слова обозначают неживые предметы и отвечают на вопрос: Что?
Игра «Живые - неживые слова»
Детям предлагается поставить к предметным картинкам соответствующий вопрос.
Что? (Солнце, цветок, ручей…)
Кто? (Ежик, дедушка, бабушка…)
Игра «Кто? Что?»
Стоит кто? (Мальчик, бабушка, мама, корова.)
Стоит что? (Деревня, дом, дерево.)
Игра «Будь внимателен» - для образования форм винительного падежа
Гладил что? (Юбку.)
Гладил кого? (Котенка.)
Мыл что? (Руки.)
Мыл кого? (Щенка.)
В работе над формами родительного падежа рекомендуется такая последовательность:
- существительные м.р. с окончанием -а, -я (мяча, моста, карандаша, стола);
- существительные ср.р. с окончанием -а,-я (яйца, кольца, ведра);
- существительные ж.р. с окончанием -и,-ы (луны, парты, девочки).
Игра «Нет кого?»
Детям предлагается отвечать на вопросы, употребляя существительные в родительном падеже.
Хозяйка кормила кого? (Щенка, котенка, утенка…)
В лесу волк напугал кого? (Ежа, лисицу, зайца…)
При формировании системы словоизменения существительных дательного падежа рекомендуется такая последовательность:
- существительные м.р. с окончанием -у, -ю (ежу, петуху, коню);
- существительные ср.р. с окончанием -у, -ю (окну, ведру, кольцу);
- существительные м.р. с окончанием -е и ж.р. с окончанием -а, -я (лисе, козе, пчеле).
Игра «Бюро находок»
Кому дать лисью шубу? Гриву и хвост? Пятна и клыки? Рога и копыта?
Наиболее продуктивным окончанием творительного падежа является -ом, окончание -ой появляется позже, поэтому существует такая последовательность:
- существительные м.р. с окончанием -ом, -ем (ключом, ножом, топором, зноем);
- существительные ср.р. с окончанием -ом, -ем (яйцом, кольцом, солнцем);
- существительные м.р. с окончанием -а, -я в в.п. и ж.р. с окончанием -ой, -ей (пилой, косой, лапой, тучей);
- существительные ж.р. с окончанием -ъю (дверью, тетрадью, кроватью).
Игра «Чем я могу помочь?»
Я могу пилить чем? (Пилой.)
Ем котлеты чем? (Вилкой.)
Рисую чем? (Карандашом.)
Вещи я глажу чем? (Утюгом.)
3. Овладение предложно-падежными конструкциями существительных единственного числа.
Винительный падеж
Игра «Закончи предложение»
Продавец встал за … (прилавок).
Солнце спряталось за … (тучи).
Мальчик входит в … (автобус).
Девочка поставила книги на … (полку).
Дательный падеж
Игра «Сказка»
Необходимо закончить предложение, правильно употребив существительное в дательном падеже.
Пятачок пришел в гости к …
Старик пришел к …
Принц торопится к …
Творительный падеж
Игра «Кто с кем? Кто с чем?»
Мальчик идет с … (папой).
Девочка идет с … (мамой).
Девочка играет с … (котом).
Мальчик играет с … (машиной).
Предложный падеж
Игра «Еда для животных»
Медведь мечтает о … (рыбе).
Кошка мечтает о … (молоке).
Собака мечтает о … (косточке) и т.д.
4. Закрепление беспредложных форм существительных множественного числа.
Дательный падеж
Игра «Угости зверей»
Морковку дадим… (зайцу).
Косточку предложим … (щенку).
Молоко нальем … (котенку).
Зерна насыплем … (курице).
Творительный падеж
Игра «Путешествие»
В Австралию мы отправимся за … (крокодилами, кенгуру…).
В Евразию мы поедем за … (слонами, тиграми…).
В Арктику мы поедем за … (белыми медведями, тюленями…).
Родительный падеж
Игра «Кто где живет?»
На севере много … (медведей, тюленей, моржей).
В тайге много …
В степи много …
Винительный падеж
Игра «Здравствуйте!»
Здравствуйте, я вижу … (Колю).
Привет, я вижу … (Лену).
Добрый день, я вижу … (Тамару).
5. Формирование предложно-падежных конструкций существительных множественного числа.
Предложно-падежные конструкции с существительными множественного числа представляют собой мало употребительные формы и являются очень сложными для дошкольников с ОНР, их усвоение происходит в течение длительного времени по тем же закономерностям, что и усвоение предложно-падежных конструкций существительных единственного числа.
1. Согласование глаголов 3-го лица настоящего времени с существительными:
Дифференциация глаголов 3-го лица единственного и множественного числа.
2.Дифференциация глаголов настоящего времени 1-, 2-, 3-го лица:
дифференциация в единственном числе;
дифференциация во множественном числе;
дифференциация 1-, 2-, 3-го лица единственного и множественного числа.
3.Согласование глаголов прошедшего времени с существительным в роде, числе:
- согласование глаголов и существительных в мужском роде;
- согласование глаголов и существительных в женском роде;
- согласование глаголов и существительных в среднем роде.
Формирование словоизменения глаголов
Формированию словоизменения глагола и его согласованию с существительным уделяется большое внимание, так как глагол в предложении чаще всего выступает сказуемым. В связи с этим в работе по формированию словоизменения глагола у дошкольников с ОНР используется следующий речевой материал.
1. Согласование глаголов 3-го лица настоящего времени с существительными в числе.
Дифференциация глагола 3-го лица единственного и множественного числа
Речевой материал: идет - идут, стоит - стоят, говорит - говорят, молчит - молчат, поет - поют.
2. Дифференциация глаголов настоящего времени 1-, 2-, 3-го лица.
Дифференциация глаголов в единственном числе
Игра «Послушный ребенок» (1-е лицо, единственное число)
Логопед. Сейчас я попрошу тебя что-то сделать, а ты - послушный ребенок - отвечаешь, что делаешь, показывая картинку.
Иди! - Я иду!
Стой! - Я стою!
Беги! - Я бегу!
Читай! - Я читаю! и т.д.
Игра «Что спросила мама?» (1-2-е лицо, единственное число)
Логопед задает вопросы, а ребенок отвечает.
Ты бежишь? (Я бегу.)
Ты несешь? (Я несу.)
Ты ешь? (Я ем) и т.д.
Игра «Расскажи о нем» (1-3-е лицо, единственное число)
Логопед читает детям первое двустишие и показывает, как его надо изменить, затем произносит лишь двустишие из первого столбика, предлагая ребенку самому его изменить.
Я бегу, бегу, бегу,
Я на месте не стою.
Он бежит, бежит, бежит,
Он на месте не стоит и т.д.
Дифференциация глаголов во множественном числе
Игра «Дружные ребята» (1-2-е лицо, множественное число)
Мы идем, и вы идете …
Мы поем, и вы … (поете).
Мы берем, и вы … (берете).
Мы несем, и вы … (несете).
3. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе.
Игра «Он, она, они»
Согласование глаголов прошедшего времени в роде и числе. Задавая вопрос, например, «Что делал мишка?» или «Что делала кукла?», логопед указывает на соответствующую картинку. Когда же задается вопрос с местоимениями он, она они, логопед жестом показывает сразу две картинки.
Что делал мишка? - Он спал.
Что делала кукла? - Она спала.
Что они делали? - Они спали.
Что делал автобус? - Он ехал.
Что делала машина? - Она ехала.
Что они делали? - Они ехали и т.д.
Формирование словоизменения прилагательных
1. Соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода единственного числа и существительных множественного числа с местоимениями он, она, оно, они.
2. Обучение правильному согласованию слов.
Автоматизация речевого навыка, т.е. закрепление умения правильно согласовывать слова.
Формирование словоизменения прилагательных
Отсутствие правильного согласования прилагательных с существительными в роде и числе прослеживается у всех детей с ОНР без исключения. При этом согласование слов женского рода единственного числа обычно нарушается редко, но заметно страдает согласование с существительными среднего рода («небо голу-боя»), мужского рода («зайчик белы» вместо белый), множественного числа («флажки белы» или «шарики воздушны»).
Формирование словоизменения прилагательных у дошкольников с ОНР осуществляется в более поздние сроки, когда дети в основном овладели системой словоизменения существительных, так как прилагательные «принимают» то или иное грамматическое значение, ту или иную форму в зависимости от формы существительного.
Трудности усвоения системы словоизменения прилагательных связаны с поздним их появлением в речи детей. Работу по обучению детей правильному согласованию слов-признаков с существительными в роде и числе можно разделить на три этапа:
1) подготовительный - учить соотносить существительные мужского, женского, среднего рода единственного числа с местоимениями он, она, оно, они; закрепить слитное произнесение сочетаний типа -ный, -мый и др.;
2) основной - обучать детей правильному согласованию слов;
3) заключительный - закреплять умение правильно согласовывать слова.
На подготовительном этапе работа ведется с помощью предметов и игрушек в такой последовательности.
1. Логопед. Дети, все названия предметов можно разделить на несколько групп, для этого нужно научиться подбирать к названиям подходящее слово: он, она, оно или они.
Сначала разложим картинки на две группы. (Показывает образец.) Вот груша. Слово «груша» можно заменить словом она. Предметы, о которых мы говорим она, будут составлять первую группу. А вот мяч. Это слово можно заменить словом он. Предметы, о которых мы говорим он, будут составлять вторую группу.
Далее делятся на две эти группы существительные женского и мужского рода единственного числа. Первоначально, чтобы помочь детям в правильном соотнесении существительных с местоимениями он, она, можно обратить внимание на то, что если слово как бы «обрывается» (мяч, зайчик, шкаф и т.д), то его можно заменить словом он (которое тоже как будто «обрывается»). Если же слово можно «тянуть» (мама-а-а, крыша-а-а), то его заменяем словом она.
2. Когда дети усвоят соотнесение существительных женского и мужского рода со словами он, она, подобная работа проводится с существительными среднего рода (оно), т.е. образуется третья группа названий. Для начала следует подбирать картинки, в названиях которых окончание стоит под ударением (колесо, ведро, окно), а затем добавлять и остальные.
3. После того как дети будут без ошибок делить предметы на эти три группы (он, она, оно), логопед объясняет, что, когда предметов два и больше, про них можно сказать они.
Последовательность работы на основном этапе.
1. Перед детьми сначала поставляют две группы картинок (он, она). Логопед берет картинку из группы предметов она (например, тарелку) и спрашивает, выделяя голосом окончание -йа: «Тарелка. Она какая?» В целях зрительного подкрепления нужно использовать условно-графическую запись ____я, объясняя,
что полоса - это слово, а в конце написана буква я, так как в слове какая слышится йа. Логопед просит запомнить эту букву, затем помещает полоску бумаги с буквой я под картинками группы она.
2.Такая же работа проводится с группой предметов он и буквой й (___ й) с теми детьми, которые не запомнили используемые буквы. Вне занятий необходима специальная работа по их быстрому узнаванию (чтению). Важно отметить, что на каждом занятии сначала отрабатывается весь ряд картинок одной группы, например, он, затем ряд картинок группы она. Только после этого дети научатся быстро находить нужную форму прилагательного. Картинки этих двух групп можно показывать вперемешку. Такой прием позволяет, лучите освоить систему согласования.
3. Работа с группой картинок оно проводится по прежнему образцу (_____ е). Логопед, убирает слово-полоску и продолжает работу на материале одних картинок.
4. Аналогичная работа проводится и с картинками группы они.
Автоматизация навыка правильного согласования прилагательных с существительными в роде и числе составляет задачу заключительного этапа.
1.Сначала отрабатываются названия цветов.
Игра «Разложи картинки»
Дети складывают разные предметные картинки соответственно цвету на игровом поле.
2. С помощью специальных речевых упражнений отрабатываются относительные прилагательные.
Игра «Поваренок»
Из вермишели сварим суп какой? - вермишелевый, из гороха - гороховый, из риса - рисовый и т.д. Далее отрабатывается употребление прилагательных с противоположным значением (игра «Все наоборот»).
3. Отрабатываются притяжательные прилагательные с использованием для образования словосочетаний существительных: хвост (мужской род), морда (женский род), ухо, перышко (средний род), следы (множественное число).
4. Закрепляется навык согласования существительных с прилагательными в связной речи. Например, детям дается схема описания яблока:
«Это яблоко. Оно красное. Маленькое. Круглое. Твердое. Вкусное. Ароматное».
Наглядный материал для формирования словоизменения подбирается с учетом лексико-грамматической темы, грамматические блоки распределяются от простого к сложному и по принципу концентричности.
Пособие «Волшебный кубик» (для детей 5-6 лет).
Игра «Кто больше?»
Цели: обогащать глагольный и предикативный словарь; закреплять умение согласовывать слова в роде и числе.
Оборудование: кубик, предметные картинки.
Игра «Подбери предмет по форме»
Цель: закреплять умение согласовывать имя существительное с прилагательным.
Оборудование: кубик, карточки с изображением геометрических фигур.
Игра «Составь предложение»
Цели: закреплять умение строить предложения, правильно употреблять предлоги.
Оборудование: кубик, сюжетные картинки.
Игра «Кто в домике живет?» (для детей 5-6 лет).
Вот стоит домик.
Кто в нем живет? Гномик?
А может в нем живет игра?
Нам заглянуть сюда пора.
Какие здесь дара!
Слушай правила игры!
Варианты игр:
Игра «Чья голова? Чей хвост?» (оранжевый, большой кубик)
Цель: совершенствовать навык образования притяжательных прилагательных.
Игра «Скажи правильно» (желтый, большой кубик)
Цель: учить правильно, согласовывать существительные с числительными.
Игра «Придумай слова-действия» (розовый, большой кубик)
Цель: учить образовывать глаголы от существительных.
Игра «Расскажи сказку» (красный, большой кубик)
Цель: развивать связную речь.
Игра «Кто что делает?» (малиновый, большой кубик)
Цель: расширять глагольный словарь по теме «Профессии».
Игра «Кто как передвигается?» (синий, большой кубик)
Цель: расширять глагольный словарь по теме «Транспорт».
Игра «Ромашка» (для детей 5-6 лет)
Цель: закреплять обобщающие понятия - овощи, фрукты.
Игра «Поваренок» (для детей 4-6 лет)
Цели: формировать навык словообразования; активизировать словарный запас; расширять представления об окружающем мире.
Содержание: логопед раздает «кастрюли», дети рассматривают различные виды круп, уточняют названия продуктов и блюд, которые можно из них приготовить; сравнивают, чем вермишель отличается от макарон, горох - от фасоли и т.д., затем образуют прилагательные, например: вермишелевый, пшенная, рисовая, гороховый. Эти прилагательные вводятся в предложения различных моделей: «Из гороха можно сварить гороховый суп», «Я положу рис в кастрюлю и сварю рисовую кашу» и т.п.
Игра «Разложи по цвету»
Цели: закрепить название цветов; учить согласовывать существительные с прилагательными.
Игра «Умный поезд»
Цель: учить заменять существительные словами он, она, оно; различать слова женского, мужского и среднего рода.
Шамсутдинова Л.А.,
учитель-логопед
Конспект логопедического занятия
по развитию лексико-грамматических средств языка
у детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи
Тема «Творительный падеж множественного числа существительных»
Цель: развитие лексико-грамматических средств языка.
Задачи:
образовательная:
Учить детей правильно образовывать существительные в творительном падеже множественного числа, используя различные типы окончаний данной падежной формы;
коррекционно-развивающие:
Продолжать учить отвечать на вопрос педагога полным предложением,
Развивать умение согласовывать слова в предложениях,
Развивать языковое чутье;
воспитательная:
Воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Оборудование: наборное полотно, сюжетная картинка «Тигренок-строитель», предметные картинки с изображением орудий труда, животных, овощей, фруктов, природы.
Словарный материал : активизировать словарь детей по теме «Профессии» и другим лексическим темам.
Предварительная работа: чтение с последующим обсуждением сказки Д.Родари «Чем пахнут ремесла» и стихотворения С.Маршака «Почта», обучение правильному употреблению формы творительного падежа существительных в единственном числе.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Логопед предлагает детям ответить на вопрос «Кем ты будешь?» (Каждый ребенок высказывается и садится на место.)
2.Объявление темы.
Люди разговаривают и произносят …(слова). Слова согласуются, дружат и получается …(предложение). Сегодня снова будем учиться составлять предложения.
3.Этап обучения на фронтальном наглядном материале.
Игра «Тигренок-строитель».
(Логопед выставляет на наборное полотно картинку с изображением тигренка-строителя.) Сейчас вы сами придумаете сказку, а я вам помогу. Это тигренок. Рассмотрите картинку и скажите, кем работает тигренок? (Дети отвечают.) Правильно! Тигренок работает строителем. С кем он работает? (Выставляется картинка, изображающая мышат /или любых других животных/) (Ответы детей полным предложением.) Кем работают мышата? (Ответы детей полным предложением). Верно, мышата работают строителями. (Логопед проговаривает предложения, выделяя голосом окончания существительных в творительном падеже и просит детей произносить так же.) Решил он построить в лесу школу и позвал на помощь друзей. (Логопед рядом выставляет предметные картинки, изображающие других животных и задает вопросы для составления предложений детьми.) С кем стал работать тигренок? (Ответы детей полным предложением.) Чтобы строение не разрушилось, за работой надо наблюдать. За кем наблюдал тигренок? (Ответы детей полным предложением.) Чем забивали гвозди строители? Чем пилили? Чем рубили? (Ответы детей полным предложением.) Лосята не могли рубить топорами, и тигренок стал над ними смеяться. Над кем смеялся тигренок? Перед кем извинился? (Ответы детей полным предложением.) Наконец школа построена. Вокруг много мусора. Чем звери убирали мусор? (Ответы детей полным предложением.)
Игра «Добрые гномы».
(На наборное полотно выставляется изображение гномов, а также фрукты и овощи.) В этом же лесу жили добрые гномы. Они пришли полюбоваться на школу и принесли угощение для работников – фрукты и овощи. (Показывая картинки с угощениями, логопед просит детей ответить: чем угощали добрые гномы зверей? Дети отвечают на вопрос полным предложением. Например, «Добрые гномы угощали зверей яблоками»)
Игра с мячом.
Поработали звери, получили угощение и решили поиграть мячом. И мы поиграем. (Логопед задает вопрос и бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает на вопрос одним-двумя словами и бросает мяч педагогу.)
Чем смотрят? Чем топают?
Чем слушают? Чем хлопают?
Чем кусаются? Чем пожимают?
Чем царапаются? Чем улыбаются?
Чем ходят? Чем хмурятся?
Чем прикрываются глаза? Чем видят?
4. Физкультминутка.
Выполнение движение по тексту стихотворения.
5. Этап закрепления полученных навыков в работе с индивидуальным наглядным материалом.
(Логопед выставляет на наборное полотно изображение пилота.) Назовите кем управляются самолеты. (Ответы детей. Например, «Самолеты управляются летчиками и пилотами».) Наш самолет летел высоко-высоко. Сейчас мы узнаем, над чем пролетал самолет? (У детей на столах картинки, на которых нарисованы дома, люди, горы, лес и т.д.) Будьте внимательны и послушайте задание. Рассмотрите картинки. Тот, кого я назову, выйдет со своей картинкой и правильно скажет, над чем пролетал наш самолет? (Ребенок выходит, выставляет картинку на доску и отвечает полным предложением).
6. Итог.
Как вы думаете, что нужно для того, чтобы стать пилотом, водителем, строителем, портным …? (Высказывания детей.) Правильно! Чтобы получить профессию нужно учиться.
Конспект лексико-грамматического занятия в подготовительной группе по теме: «Словоизменение. Образование существительных во множественном числе с использованием лексической темы «Профессии»
Цели:
- Расширение и активизация предметного словаря по теме «Профессии».
- Закрепление умения образовывать форму множественного числа имен существительных мужского рода родительного падежа.
- Закрепить навык употребления слов сложной слоговой структуры (трехсложные слова с двумя стечениями, четырехсложные слова со стечением в середине, слова из шести слогов)
- Развитие слухового внимания (учить вслушиваться в речь логопеда), логического мышления (отгадывание загадок, нахождение лишнего предмета)
- Учить детей составлять распространенное предложение по схеме типа:
Предлог + обстоятельство места + частица не + предикат + существительное
Лексический материал:
1. Слова, сложные по семантике: пекарь (человек, который печет хлеб), спасатель (человек, который помогает людям, попавшим в беду)
2. Слова, сложные по слоговой структуре (строитель, милиционер, библиотекарь, отвертка, парикмахер)
Оборудование: предметные картинки по лексической теме «Профессии»
Ход занятия
1 Этап. Активизация предметного словаря по теме «Профессии». Развитие логического мышления.
Организационный момент
Логопед: Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
(Дети садятся на свои места).
Логопед: Отгадайте загадку:
Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные
Салаты, винегреты?
Дети: Повар (фотографии людей разных профессий лежат на столе перед детьми)
Логопед: Правильно. Паша, подойти ко мне, найди фотографию повара и размести её в левом верхнем углу доски.
Логопед: Следующая загадка:
Кто в дни болезней всех полезней?
И лечит нас от всех болезней?
Дети: Доктор
Логопед: Правильно. Галя, подойти ко мне, найди фотографию доктора и размести её в правом верхнем углу доски.
Логопед: Следующая загадка
В доме десять этажей,
В доме тысяча людей.
Кто построил этот дом,
Дом, в котором мы живем?
Дети: Строитель.
Логопед: Правильно. Артем, подойти ко мне, найди фотографию строителя и размести её между фотографиями повара и доктора.
(аналогично можно попросить других детей развесить другие фотографии на плоскости доски)
Логопед: Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить?
Дети: О профессиях.
2 Обучающий этап. Учить детей образовывать множественное число имен существительных мужского рода родительного падежа с окончанием «-ей».
Логопед размещает на доске картинки с изображением профессий людей в единственном и множественном числе и дает детям следующую инструкцию:
Логопед: Послушайте, как по разному звучит:
один врач, а много врачей;
один учитель, а много учителей
(логопед утрировано выделяет окончания слов)
Логопед: Что меняется в слове врач и врачей?
Дети: конец слова
Логопед: Давайте попробуем вместе - один воспитатель, а много кого?
Дети: воспитателей
Логопед: один спасатель, а много?
Дети: спасателей
(аналогично со словами писатель - писателей, пекарь - пекарей, водитель - водителей, строитель - строителей).
Физкультминутка (закрепление навыка употребления слов сложной слоговой структуры)
Детям предлагают выйти на ковер.
Логопед: Давайте поиграем с мячом. Я буду бросать вам мяч и называть инструменты столяра, а вы будете ловить мяч и делить слова на слоги. Молоток
1-й ребенок: Мо-ло-ток. Три слога
Логопед: Отвертка
2-й ребенок: От-верт-ка. Три слога
И так далее со словами: рубанок, дрель, топор, ножницы, шило.
(Логопед показывает детям картинки с изображением молотка, отвертки, рубанка, дрели, топора, ножниц, шила).
3 этап. Учить детей образовывать множественное число имен существительных мужского рода в родительном падеже с окончанием «-ов».
Игра « Путешествие с Незнайкой»
Логопед: (таинственно) Незнайка путешествовал с друзьями-коротышками в волшебной стране. Там они потерялись, и Незнайка решил найти их.
Логопед: Доктора Пилюлькина он нашел там, где много кого?
1-й ребенок: Докторов
Логопед: Где он?
Дети: в поликлинике, в больнице
Логопед: Музыканта Гуслю он нашел там, где много кого?»
2-й ребенок: Музыкантов
Логопед: Где он?
Дети: на празднике, на концерте
Логопед: Художника Тюбика он нашел там, где много кого?
3-й ребенок: Художников
Логопед: Где он?
Дети: на выставке
Логопед: Повара Сиропчика он нашел там, где много кого?
4-й ребенок: Поваров
Логопед: Поэта Цветика он нашел там, где много кого?»
5-й ребенок: поэтов
Логопед: Где он?
Дети: на кухне
(аналогично с профессиями космонавт, рыбак, дворник, машинист, тракторист)
4а этап (практическое закрепление умения образовывать множественное число имен существительных мужского рода родительного падежа с окончанием «-ей» и «-ов».
Игра «Закончи предложение»
Логопед: Ребята, сегодня утром почтальон прислал мне письмо, но оно в дороге промокло и последние слова исчезли. Давайте попробуем назвать их.
Логопед: В парикмахерской работает много…
1-й ребенок: парикмахеров
Логопед: На стройке работает много…
2-й ребенок: строителей
Логопед: В магазине работает много…
3-й ребенок: продавцов
Логопед: За порядком в городе следит много…
4-й ребенок: милиционеров
Логопед: Завод охраняет много…
5-й ребенок: сторожей
Логопед: В библиотеке работает много…
6-й ребенок: библиотекарей
4 б этап. Учить детей составлять предложение по схеме типа:
(Предлог + обстоятельство места + частица не + предикат + существительное)
Логопед: Придумайте предложение по схеме. Первой задание выполняю я. Например, На стройке не встретишь учителей, врачей.
В библиотеке не встретишь милиционеров, поваров и т.д.
Итог занятия
Логопед: Ребята о чем мы сегодня говорили. Что вам больше всего понравилось на занятии. Выходит тот, кто вспомнит: в больнице много кого? и т.д.
Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме: «Фрукты. Родительный падеж существительных множественного числа»
Цель: расширение и активизация словаря.
Учить образовывать существительные Р.п. множественного числа.
Развивать связную речь, учить составлять описательные рассказы о фруктах.
Развивать фонематическое восприятие, мышление.
Развивать мелкую моторику.
Развивать зрительно-предметный гнозис.
Оборудование: картинки с изображением фруктов, альбом, карандаши.
Ход занятия.
Организационный момент:
Логопед: Сядет тот, кто назовет фрукты.
Тема нашего занятия «Фрукты»
Сейчас я буду выставлять на панно по одной картинке, а вы будете отвечать на вопросы какой? какая? какое?
Лимон – желтый, сочный, кислый, овальный;
Апельсин – оранжевый, круглый, сладкий, сочный;
Груша – сладкая, желтая, сочная, твердая;
Яблоко – сладкое, красное, сочное, круглое;
Слива – синяя, овальная, сладкая, сочная;
Персик – круглый, сочный, розовый, сладкий;
Логопед: Молодцы!
Логопед: Ребята, как одним словом назвать яблоки, апельсины, арбузы, сливы?
Что это? (фрукты)
Ребята, где растут фрукты? (на деревьях).
Как называют деревья, на которых растут фрукты? (фруктовые).
Где растут фруктовые деревья? (в саду).
Как называется сад в котором растет много фруктовых деревьев? (фруктовый сад).
Логопед: - Ребята, хорошо выполнили задание. Возьмите по одному фрукту и назовите его. Теперь возьмите его за ниточку и подуйте. Ветерок легкий поднялся и фрукты на веточках тихонько закачались. А теперь подул сильный ветер, фрукты на ветках сильно качаются.
(Дети дуют на фрукты, вырезанные из цветной бумаги на ниточках.)
Логопед: Молодцы!
Логопед: Ребята, скажите, чего много в фруктовом саду? (фруктов)
Чего много на яблоне? (яблок).
Чего много на грушевом дереве? (груш).
Чего много на сливовом дереве? (слив).
Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами»
Палец толстый и большой (Поочередно загибать пальцы)
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога (а затем разгибать)
Указал ему дорогу.
Средний пальчик – самый меткий:
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает
Игра «Посчитаем фрукты»
Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.
Один банан, два банана, три банана, четыре банана, пять бананов.
Одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш.
Логопед: Все фрукты сосчитали, молодцы.
«Отгадывание загадок про фрукты, ягоды»
Сам алый, сахарный.
Кафтан зелёный, бархатный.
Весит на ветке колобок,
Блестит его румяный бок.
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт.
Но на вкус кислейший он,
А зовут его...
Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет...
Этот фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож.
Игра «Что мы приготовим из фруктов»
Логопед: Сейчас я буду называть фрукт, а вы будете отвечать, что из него можно приготовить:
яблоко – яблочный сок, пирог, компот;
слива – сливовый сок, варенье, компот;
груша – грушевый сок, компот;
ананас – ананасовый сок;
апельсин – (апельсиновый сок.);
виноград - (виноградный сок);
персик – (персиковый сок, персиковое варенье).
Составление описательного рассказа о фруктах по плану (картинки: апельсин, виноград, киви, вишня)
Какого цвета?
Где растет?
Какой формы
Какой на вкус?
Что из него можно приготовить?
Рисование фруктов.
Логопед: А теперь я предлагаю вам нарисовать ваши любимые фрукты.
Игра. «Четвертый лишний»
Логопед: Я буду называть слова, вы будете слушать и называть лишнее слово.
Груша, картошка, яблоко, персик.
Огурец, арбуз, кабачок, тыква.
Апельсин, мандарин, помидор, слива.
Яблоко, груша, лук, слива.
Итог занятия.
Логопед: Скажите, ребята, что мы делали сегодня на занятии?
Тема занятия : творительный падеж множественного числа существительных
(старшая группа для детей с ОНР)
Цели : Учить детей употреблять существительные в творительном падеже множественного числа, согласовывая существительные с глаголом; учить замечать и исправлять ошибки в падежном согласовании глагола и существительного; уточнять и активизировать словарь детей.
Ход занятия :
Организационный момент . Логопед просит детей ответить:
Чем мы слушаем (топаем, смотрим, жуем, держим карандаш)?
Чем мы закрываем глаза от пыли? (веками, ладонями), касаемся пола на физкультурном занятии? (ступнями). И т.п.
- Логопед выставляет на доску картинки с изображениями различных деревьев и цветов. Называет их. Напоминаетет о том, что в лесу растут разные грибы. Под чем растут грибы?
Показывая по очереди на выставленные картинки, логопед добивается преобразования существительного единственного числа именительного падежа в существительное множественного числа творительного падежа, например: береза – грибы растут под береза ми , елка - …под елка ми , сосна - … под сосна ми (под колокольчиками, под ромашками, под кустами, под дубами, под рябинами, под лютиками и пр.). Помимо грамматической задачи, упражнение содержит и лексическую – активно пополняется словарь детей по теме «Деревья, цветы, растения».
- Игра «В зоопарке».
На доске – картинка «Зоопарк» и портрет старичка. Логопед рассказывает, что в зоопарке много лет работает служителем дедушка Коля. Он очень любит зверей и птиц и ухаживает за ними. Логопед просит подумать и ответить, за кем ухаживает дедушка Коля? Ответы детей: Дедушка Коля ухаживает за лебедя ми (за слонами, за жирафами, за змеями, за кабанами, за косулями). В этом упражнении также активно пополняется словарь по теме «Животные».
- Динамическая пауза. Игра с мячом.
Перед тем как бросить мяч кому-то из детей, логопед просит их представить, с чем люди садятся в поезд, но говорить только про много предметов. Каждый ребенок, поймавший мяч, отвечает фразой, например: Пассажиры садятся в поезд с чемодана ми (с сумками, с пакетами, с портфелями, с рюкзаками, с продуктами и т.п.). Все малознакомые слова объясняются и проговариваются хором. Выделять окончания существительных в творительном падеже множественного числа обязательно.
- Работа с индивидуальным наглядным материалом.
Игра «Бабушкина корзинка».
У детей на столах картинки с «дарами леса» (грибы, ягоды и пр.). Логопед показывает детям красивую плетеную корзинку и рассказывает: «Когда я была маленькой, бабушка подарила мне эту корзинку. Бабушка сказала, что корзинка эта не простая и тому, кто пойдет в лес, обязательно повезет». Логопед просит детей посмотреть на свои картинки, представить, что все это собрали в лесу, и сказать, с чем была бабушкина корзинка? Ответы детей: Корзинка была с желудя ми (с сыроежками, с лисичками, с опятами, с ягодами, с шишками, с орехами и пр.).
- Итог занятия, оценка деятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических категорий "Согласование множественного числа существительных с числительными в родительном падеже"
Занятие проводилось в подготовительной к школе группе для детей с ОНР III ур. Закреплялась лексика по темам " домашние животные", "зимующие птицы", "фрукты", дети знакомились с согласованием у дете...
Конспект занятия для детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи по теме "Творительный падеж множественного числа существительных", целью которого является развитие лексико-грамматических средств языка....
Конспект логопедического занятия "Творительный падеж множественного числа имен существительных"
Цель занятия: формирование навыка образования существительных творительного падежа множественного числа, используя различные типы окончаний данной падежной формы....