Последние статьи
Домой / Отопление / «С природой одной он жизнью дышал…»: литературный портрет М.М. Пришвина

«С природой одной он жизнью дышал…»: литературный портрет М.М. Пришвина

20.01.2018

19 января в МБОУ «Средняя школа №1 им. М.М.Пришвина» состоялось очередное заседание клуба «Краевед» детской библиотеки-филиала №1 им. А.С. Пушкина, которое было посвящено 145-летию со дня рождения нашего земляка – Михаила Михайловича Пришвина . Участниками литературного портрета-знакомства М.М. Пришвина «С природой одной он жизнью дышал…» стали учащиеся 10 класса МБОУ «Средняя школа №1 им. М.М. Пришвина».
Михаил Михайлович был писателем, ученым, путешественником, поэтом, который воспевал красоту родной природы и про которого писатель В. Песков сказал: «Открывая книги Пришвина, мы идем по волшебному мосту между Природой и Человеком…».

Заседание началось с выступления руководителя клуба Таравковой Е.И., которая прочла стихотворение Дмитрия Тихонова «Памяти Пришвина». Затем перед ребятами выступила Т.А. Семенец (старший научный сотрудник краеведческого музея), которая была приглашена на заседание. Она познакомила ребят с презентацией «М.М.Пришвин. 145 лет со дня рождения», из которой дети узнали интересные биографические факты о М.М.Пришвине.
Вспомнила Татьяна Александровна и путешествия Михаила Михайловича по Русскому Северу или Поморью. Именно по его территориям совершил поездку Пришвин в 1906 году, и о которой, вернувшись в Петербург, написал книгу «В краю непуганых птиц», за которую был награждён серебряной медалью Русского географического общества и избран его действительным членом. А в 1907 году Михаил Михайлович вновь отправился на Север, и по возвращению создал книгу «За волшебным колобком», в которой восхищённо описал северную природу.

Учащиеся ознакомились и с главной, как считал сам писатель книгой — «Дневники», которую Михаил Михайлович писал в течение почти полувека (1905-54 гг.) и в которой также описывал свои путешествия.
Все мероприятие сопровождалось показом слайдов с фотографиями, автором которых стал сам писатель, а также чтением отрывков из «Дневников», «В краю непуганых птиц» и «За волшебным колобком». Т.А. Семенец загадывала ребятам загадки о животных, растениях и птицах, которые часто становились героями произведений Михаила Михайловича.
К мероприятию была оформлена книжная выставка «На той земле, где Пришвин жил…» .

На заседании ребята совершили путешествие в мир книг Пришвина, и почувствовали красоту, точность и живописность языка его произведений. В конце мероприятия учащиеся зачитали рассказы – миниатюры М.М. Пришвина («Старая липа», «Бал на реке», «Первый цветок», «Осинкам холодно» и др.)





А завершилось мероприятие словами М. Пришвина: «Я расту из земли, как трава, цвету, как трава, меня косят, меня едят лошади, а я опять с весной зеленею и летом к Петрову дню цвету. Ничего с этим не сделаешь, и меня уничтожат только, если русский народ кончится, но он не кончается, а может быть, только что начинается».

.












Есть писатели, чьи книги становятся друзьями человека с самых ранних лет. К ним относится Михаил Михайлович Пришвин. Это писатель-труженик, писатель-патриот, писатель-путешественник.

140-летию М.Пришвина было посвящено заседание в экологическом агентстве «Лесовичок и К» детской библиотеки Октябрьского микрорайона. Юные «лесовички» к юбилейному знакомству готовились заранее: прочли все книги автора, список которых им был дан заранее, подготовили ответы на вопросы и задания по творчеству М.Пришвина.
В библиотеке на медиауроке школьники познакомились с биографией писателя, узнали, что великая любовь Пришвина к природе родилась благодаря его любви к человеку: «Пишу о природе, сам же о людях думаю». Ученый, путешественник, мастер художественного слова – Пришвин описывал жизнь природы в различные времена года, открывал читателю мир удивительных явлений, учил бережно, по-хозяйски относиться к природным богатствам страны. Михаил Михайлович знал о природе всё, понимал её язык. Этот необыкновенный дар достался ему от матери, которая научила его вставать рано, до восхода солнца. Всю свою жизнь писатель хранил в себе этого ребенка, смотревшего на прекрасный мир широко открытыми, радостными и удивительными глазами. Книги Пришвина – это азбука природы, которая учит людей быть бережливыми.
За Пришвиным прочно закрепилось определение «певца природы».
Действительно, природа – это творческая лаборатория писателя, его рабочий кабинет. Здесь он черпал поэтическое вдохновение и «записывал» многие удивительные явления прямо с натуры. А человек – часть природы. Вырубит он леса, загрязнит реки и воздух, уничтожит зверей и птиц – и сам не сможет прожить на мертвой планете. Поэтому и обращался Пришвин к детям: «Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни…
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину».
Любил Михаил Михайлович лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и может быть, и никто ещё в своей жизни с этим не встречался», – писал Пришвин.
Пусть для юных экологов агентства и для всех читателей детской библиотеки каждая встреча с природой станет чудесным открытием. А помогать совершать эти открытия будут книги Михаила Михайловича Пришвина!
В конце заседания школьники с интересом слушали стихотворение моряка-поэта Д. Тихонова «Памяти Пришвина», перелистали страницы его книг на юбилейной книжной выставке «Певец природы» и получили в подарок от библиотеки закладки для книг с обращением писателя к детям.

1 марта в Смоленской областной библиотеке для детей и молодёжи сотрудники сектора по работе с молодёжью провели мероприятие «С природой одною он жизнью дышал…», посвящённое 145 – летию со дня рождения М.Пришвина. На нём присутствовали учащиеся младших классов средней школы №2. Ведущая рассказала детям о том, каким удивительным человеком был М.М. Пришвин, как умел он видеть красоту в самых обыденных вещах и показывать её своему читателю. Говорили о биографии писателя: о его нелегком детстве, юности, о том, как он стал писателем.

Михаил Михайлович Пришвин родился 4 февраля 1873 года в родовом имении Хрущево-Левшино Орловской губернии.

Отец будущего писателя Михаил Дмитриевич Пришвин занимался разведением орловских рысаков, был страстным охотником. Он проигрался в карты, продал конный завод и заложил имение. Мать будущего писателя, оставшись после смерти мужа с пятью детьми на руках, дала всем детям достойное образование.

В 1893 г. Михаил Пришвин закончил обучение в Тюменском Александровском реальном училище, а затем продолжил образование в Рижском политехникуме. В 1897 он уехал за границу, где учился на агрономическом отделении Лейпцигского университета. Вернувшись в Россию, до 1905 года служил агрономом.

Первый рассказ Пришвина «Сашок» был напечатан в журнале «Родник» в 1906 году. Оставив свою профессию агронома, он становится корреспондентом различных газет. Увлечение этнографией и фольклором приводит к решению путешествовать по северу. М.Пришвин знакомится с бытом и речью северян, записывает сказы, передавая их в своеобразной форме путевых очерков («В краю непуганых птиц», 1907; «За волшебным колобком», 1908).

Книга «У стен града невидимого» появилась в результате путешествия писателя в Заволжье. Очерки «Адам и Ева» и «Черный араб» были написаны после поездки по Крыму и Казахстану. В годы первой мировой войны М.Пришвин был военным корреспондентом, печатая свои очерки в различных газетах.

После Октябрьской революции некоторое время учительствовал на Смоленщине. Страстное увлечение охотой и краеведением отразилось в написанной в 1920-е годы серии охотничьих и детских рассказов, которые впоследствии вошли в книгу «Календарь природы», прославившую его как повествователя о жизни природы, певца средней России.

В эти же годы он писал автобиографический роман «Кащеева цепь», начатый им в 1923 году, над которым работал до последних дней.

В начале 1930-х годов М.Пришвин побывал на Дальнем Востоке, в результате появилась книга «Дорогие звери», послужившая основой для повести «Жень-шень» («Корень жизни», 1930). О путешествии по Костромской и Ярославской земле он написал в повести «Неодетая весна». В годы Отечественной войны писатель создает «Рассказы о ленинградских детях», «Повесть нашего времени», сказку-быль «Кладовая солнца». В последние годы жизни много сил и времени писатель отдавал дневникам.

Римский-Корсаков Кунин Иосиф Филиппович

«С ПРИРОДОЙ ОДНОЮ ОН ЖИЗНЬЮ ДЫШАЛ…»

На своем веку Римский-Корсаков несколько раз испытывал прилив какого-то особенно восторженного преклонения перед красотой и мудростью природы. Так было в разгар увлечения сюжетом «Снегурочки», потом во время работы над оперой «Садко». Он готов был молиться кривому, вывороченному из земли пню, вековому дубу, лесному ручью, озеру и даже большому кочану капусты, черному барану, петушиному звонкому крику. Ему чудилось тогда, что животные, птицы, даже просто деревья и цветы более сведущи, чем люди, что им понятнее язык природы. В эти минуты восторга мир казался ему ближе.

Он был великим сказочником. Не только потому, что умел музыкой пересказывать смешные или грустные сказки, создавать музыкальные былины и сказания, строить небывалые чертоги. Римский-Корсаков был сказочником, потому что в сказке видел целый мир народной выдумки, в старинном обряде - забытый смысл, в забытом поверье - красоту. Он был поэтом и живописцем в звуках.

И еще одно поразительное явление: музыкальные тональности он воспринимал зрительно. Одна была темно-синей, сапфировой. Другая - розовой, цвета утренней зари. Третья приводила на память зеленый вешний наряд берез. Одна напоминала ясный свет дня, другая - багряный отсвет пожара. Были тональности мрачные, серо-свинцовые, были серовато-зеленые и серовато-фиолетовые. Определенные представления связывались с последовательностью аккордов. Река, лес, город имели как бы своих выразителей в мире звуков. «Все тональности, строи и аккорды для меня лично встречаются в самой природе», - однажды сказал он. В изменении цвета закатных облаков, в игре лучей и световых столбов северного сияния он слышал двойную музыку: звука и цвета. Невнятный для иных язык становился ему внятен. Как поэту и мыслителю Гёте, по слову Баратынского,

Была ему звездная книга ясна,

И с ним говорила морская волна.

Из книги Сенека, или Совесть Империи автора Грималь Пьер

Следуя за Природой Центральное место в философии Сенеки, как и во всем классическом стоицизме, занимает Природа. Сам Сенека так говорит об этом в трактате «О счастливой жизни»: «Впрочем, есть пункт, по которому все стоики сходятся между собой, и этот пункт - согласие с

Из книги Вежі і кулемети. Спогади з Дивізії і большевицького полону автора Грицак Павел Евгеньевич

автора

Из книги Пути, которые мы избираем автора Поповский Александр Данилович

Глава седьмая Лицом к лицу с природой

Из книги Густав Лаваль автора Гумилевский Лев Иванович

Борьба с природой и полная победа Лаваль возвратился к работам над осуществлением своей турбины в полной уверенности, что решение труднейшей задачи им найдено.Опыт сепаратора приводил к убеждению, что следует расположить вращение всей системы вокруг центра тяжести

Из книги Плеханов автора Иовчук Михаил

3. «Он слился с природой» В это время Плеханов снова почувствовал себя плохо. Трудный переезд на родину, переживания из-за революционных событий в России, которые развивались по пути, который он считал неправильным, наступление сырой петроградской осени привели к

Из книги Игорь Тальков. Стихи и песни автора Талькова Татьяна

ТЫ С ЖИЗНЬЮ НА «ТЫ» Я рассыпаю всем сегодня комплименты, Вокруг меня улыбки и аплодисменты, Кому-то что-то говорю, Кого-то в ком-то узнаю И вот уже в который раз Танцую с кем-то. И, растворившись в этом звонком окруженья, Ищу спасения в шальном головокруженьи... Но все ясней

Из книги Рудольф Дизель автора Гумилевский Лев Иванович

Борьба с природой Первый мотор, строившийся по указаниям изобретателя, уже значительно отличался от дизельмотора, проектировавшегося им в его книге. Основная идея раннего Дизеля сводилась к тому, что он хотел усовершенствовать паровую машину уничтожением котла и более

Из книги Андрей Тимофеевич Болотов автора Бердышев Александр Петрович

Глава 5 ХОЗЯЙСТВОВАТЬ НА ЗЕМЛЕ В СОДРУЖЕСТВЕ С ПРИРОДОЙ РУБИТЬ ЛЕСА И ВОССТАНАВЛИВАТЬ ИХВопросам лесоводства А. Т. Болотов посвятил серию статей в «Экономическом магазине», а также замечательный трактат «О рублении, поправлении и заведении лесов».Необходимость

Из книги Мозаика еврейских судеб. XX век автора Фрезинский Борис Яковлевич

Он дышал воздухом истории (А. И. Добкин)

Из книги Автопортрет: Роман моей жизни автора Войнович Владимир Николаевич

Борьба с природой Мы все были люди городские. Все, кроме бабушки, к борьбе с природой не привыкшие. Поэтому зима нас застала врасплох. Мало того, что не оказалось никаких припасов, кроме пшеницы. Вода в колодцах замерзла, да и с топливом получилось неладно. Местные жители

Из книги Гении эпохи Возрождения [Сборник статей] автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

Из книги Тропинка к Пушкину, или Думы о русском самостоянии автора Бухарин Анатолий

Из книги Письма. Дневники. Архив автора Сабаников Михаил Васильевич

«Первое знакомство с природой» (1902–1913) 19. Вып. 1. Львов В. Н. В поле и в лесу. Сост. по А. Беклей и др. М., 1902. 47 с. с ил. Изд. 2-е. М., 1910. 47 с. с ил.20. Вып. 2. Львов В. Н. Пруд и река. Сост. по А. Беклей и др. М., 1902. 40 с. с ил. То же. Изд. 2-е. М., 1910. 40 с. с ил.21. Вып. 3. Львов В. Н. Жизнь растений в поле

Из книги Эйнштейн. Его жизнь и его Вселенная автора Айзексон Уолтер

Схватка с природой за законы Когда он был более решителен и радикальные идеи теснились у него в голове, Эйнштейн не слишком обращал внимание на свое мировоззрение. Он тогда позиционировал себя как эмпирик или позитивист. Другими словами, работы Юма и Маха стали его

Из книги Тургенев без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

Наедине с природой Петр Алексеевич Васильчиков (1829–1898), камергер, мемуарист. Из дневника:10 декабря 1853 г. Тургенев, конечно, один из самых милых людей, которых я когда-либо встречал; какая у него должна быть душа, как он сочувствует природе: я помню один вчерашний рассказ,

КОСТИНА АЛЁНА , студентка 21 группы

ГОУ СПО «Старицкий колледж».

Научный руководитель АНДРЕЕВА Д. А .,

преподаватель ГОУ СПО «Старицкого колледжа».

(Творчество художника И. И. Левитана на Тверской земле)

В 70-80-е гг. основные тенденции развития русской живописи определяли молодые художники, объединившиеся в1870 г. под руководством И. Н. Крамского в «Товарищество передвижных художественных выставок». Большую роль играли критик В. В. Стасов и меценат П. Третьяков.

Пореформенный период, точкой отсчета которого стала отмена крепостного права, является уникальным этапом в развитии русской художественной культуры. Никогда ранее искусство не участвовало столь страстно и горячо в социальных и культурных событиях. Изобразительное искусство было непосредственно связано с общественной жизнью, влияло на нее, являясь проводником принципиально важных политических идей и нравственных установок.

Ко второй половине XIX в. функции живописи в российском обществе коренным образом изменились. Если ранее она служила идее украшения жизни и была призвана, прежде всего, радовать глаз гармонией форм и совершенством красочных решений, то в пореформенный период эстетический момент уже не считался главным. Художникам казалось более важным правдиво запечатлеть на холсте мир бедности, бесправия, нищеты, критически взглянуть на традиционную народную жизнь, глубоко выразить чувства и переживания самых разных сословий. Неприятие общественных порядков, способность “заболеть” несовершенством и несправедливостью жизни – все это становилось характерной чертой русской живописи пореформенного периода и говорило о сопричастности ее творцов судьбе России и русского народа. Вера в воспитательную миссию искусства и его социальную значимость способствовала рождению блестящей плеяды художников-мастеров классической реалистической живописи.

Эстетика нового реалистического пейзажа XIX в. слагается на путях критического переосмысления традиций академического и позднеромантического пейзажа. Предлагая художнику сумму готовых рецептов, как выбрать увлекательный вид и эффектно скомпоновать красивую картину, эти традиции учили видеть и изображать природу, очищенную от повседневности и тормозили развитие живого реалистического чувства природы. Не исключительные виды и явления, заведомо красивые, а поэзия, рождающаяся из прозы, из опыта обычного, повседневного общения с природой – такова задача реалистического пейзажа. Это был путь его демократизации, внесение в пейзажный образ эмоций, настроений и оценок, присущих широким массам народа.

В реалистическом направлении работали многие выдающиеся художники того времени, такие как А. Саврасов, И. Шишкин, Ф. Васильев, А. Куинджи.

Именно на этот период приходится творчество Исаака Ильича Левитана.

Исаак Ильич Левитан родился 18 августа (30 августа по новому стилю)1860 г. в посаде Кибарты (ныне этот город находится в Литве) близ станции Вержболово в интеллигентной еврейской семье. Дед будущего художника был раввином. Его отец, Илья Абрамович, продолжая семейную традицию, тоже готовился стать раввином, но в конце концов выбрал для себя светскую службу. Служил на железной дороге - переводчиком, контролёром, кассиром. Был учителем иностранных языков. В последнем качестве он переехал в Москву, надеясь, что там дети (их было четверо) получат более достойное образование. Это случилось в1870 г.

Образование Исаак Левитан получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1873-1884 гг.).

Между тем жил он в эти годы очень тяжело. В1875 г. умерла его мать, а двумя годами позже - отец. Левитан остался без средств к существованию. Ему негде было приклонить голову, он в буквальном смысле слова голодал.

Жизнь началась лучше после знакомства с П. М. Третьяковым, который приобрел у Левитана картину «Осенний день. Сокольники». В это же время произошло сближение с С. Мамонтовым и основанным им абрамцевским художественным кружком.

Следующий,1887 г., оказался рубежным в судьбе живописца. Он впервые встретился с Волгой, ставшей огромной темой его творчества. Четыре лета подряд он провел на великой русской реке. Ездил Исаак Ильич на Волгу не один, а с С. П. Кувшинниковой. За годы проведенные с Софьей Петровной, Левитан создал множество своих знаменитых картин, утвердивших его в роли ведущего русского живописца.

Слава Левитана росла. В1891 г. художник стал членом «Товарищества передвижных художественных выставок».

Левитан пристально следил за новейшими художественными течениями, на склоне лет сблизился с «Миром искусства» и с его лидерами — С. Дягилевым и А. Бенуа.

В поисках вдохновения художник Исаак Ильич Левитан много путешествовал.

В Тверскую губернию, в имение Панафидиных-Вульфов Курово-Покровское, он впервые приехал весной1891 г. Рекомендацию на посещение усадьбы ему дала Лика Мизинова - знакомая Левитана, племянница Н.П. Панафидина.

В наших краях он появился в сопровождении Софьи Петровны Кувшинниковой.

В знак благодарности, Левитан написал портрет хозяина дома Н. П. Панафидина, изобразив его сидящим в кресле. Тем же летом появился второй портрет хозяина дома. Эти две работы — редкое исключение в творчестве Левитана, он был «чистым» пейзажистом и в его картинах человек не присутствовал.

Результатом пребывания Левитана в наших краях было рождение одного из значительных его полотен «У омута».

Омут — сквозной образ русской культуры. С ним всегда связана тайна — несчастной ли любви, страшного ли преступления, встречи ли с тем, что недоступно пониманию. Это мир русалок и леших, это мир неземных озарений и страшного отчаяния. «У каждого в жизни был свой омут», — говорил Левитан своей спутнице. Он уловил это тревожное настроение и выразил его живописными средствами. Это было его кредо: «Природу украшать не надо, — утверждал художник, — но надо почувствовать ее суть и освободить от случайностей».

Художник создал полотно редкой впечатляющей силы: общий сумеречный тон картины, таинственно спокойная гладь омута, хмурое вечернее небо, красноватые отсветы заката на воде, пустынная тропинка, словно прячущаяся среди темных кустов, – все это создает образ природы, полной тревожной настороженности, скрытого драматизма.

С отъездом из имения Панафидиных не закончились творческие связи Левитана с Тверским краем.

Следующий его приезд на тверскую землю состоялся весной1893 г. И в этой поездке его сопровождала С. П. Кувшинникова. Остановились они в старинном поместье Ушаковых в селе Островно.

Здесь, в озерном крае, зародилось центральное его полотно «Над вечным покоем», про которое художник писал П. М. Третьякову: «Я в нем весь со всей своей психикой, со всем своим содержанием…».

«Над вечным покоем» — одно из самых глубоких, философски насыщенных произведений Левитана. Написанная с большим увлечением, под вдохновляющие звуки героической симфонии Бетховена, она сама воспринимается, как торжественный реквием, воплотивший раздумья Левитана о кратковременности человеческого существования и величии неиссякаемо могучих сил природы.

Три стихии представлены на холсте – темная вода, промокшая земля и беснующееся небо; именно они, составляясь и пересоставляясь в непонятном человеку стремлении, формируют грозный образ природы, характерный для этой работы.

Картина представляет зрителю очевидную оппозицию вечности торжественной жизни природы и бренности человеческого существования.

Картину «Над вечным покоем» Левитан считал самой значительной из своих работ.

В марте1894 г. Левитан третий раз приезжает в наши края. Остановился он в Горке - имении своих знакомых Турчаниновых.

Шедевром стала картина «Март».

Левитан всегда очеловечивал природу, прежде всего своим лирическим восприятием ее красоты.Все в «Марте» находится в борьбе: зима с весной, теплый солнечный свет с холодной лазурью, темные сосны со светлыми извилистыми осинами, ослепительные пятна снега с синими тенями, большой купол ярко-синего неба и большой кусок ярко-желтой стены. Казалось бы, что такие контрасты должны были «спорить» между собой, однако они гениально примирены великим художником. В холодную синеву неба неуловимо проникает тепло золотистого солнца, а желтизну стены окутывают голубые рефлексы неба, — и ничего не «кричит», не раздражает глаз зрителя, а, наоборот, создается гармоничная мелодия красок.

В этом полотне Левитан изображает природу как бы крупным планом, без ненужных подробностей.

Картина «Весна. Большая вода» так же принадлежит к числу значительнейших произведений Левитана.

«Весна. Большая вода » — одна из самых тонких, лирических картин Левитана. Она исполнена поистине весенней светлой и тихой радости, удивительно «песенна» и «музыкальна» во всем своем и внутреннем и внешнем композиционном ритме. Беспечальная, светлая радость, какая-то ее спокойная полнота исходит от картины. Сюжет весеннего воскресения природы, оптимистический, светлый и радостный, является основой, на которой развертывается светлое, лирическое содержание картины.

Осенью1895 г. Левитан приступил к работе над одним из самых пронзительных по тонкости чувств произведений – «Золотая осень».

«Золотую осень», свое известнейшее произведение, художник написал в тверском имении Горка, принадлежавшем А. Н. Турчаниновой, и построил его на смелых цветовых контрастах. Промытое до прозрачной голубизны небо, золото листвы, зелень пожухлой травы сливаются в нечто неотменимое и вечное — в красоту мира, очаровывающую и просветляющую человека. Левитан «понял, — писал А. Головин, — как никто, нежную, прозрачную прелесть русской природы….»

Картина «Золотая осень» — самая популярная картина Левитана, посвящённая русской осени. Эта картина отличается яркостью, повышенной декоративностью.

В это время он задумал свою заключительную картину, которую хотел назвать «Русь». Смерть оборвет работу над этим полотном. Неоконченная, она появится в Русском музее Петербурга под названием «Озеро».

1896 г. — период последнего приезда Левитана в Горку, в Тверской край. Дома в Удомле, где жил художник, не сохранились.

Левитан возвращается в Москву. К нему пришло великое признание. Тем временем, у художника развивается жестокая сердечная болезнь. Умер Левитан 4 августа1900 г.

«С природой одною он жизнью дышал» — эту строчку из Баратынского привел Левитан в письме к В. Гольцеву. Все начинается у него с любви к природе. С нею нерасторжимо связан весь мир Левитана. Он уходил в природу, и она давала ему все, помогала забыть горечь и усталость, обиды и неудачи, тяжесть потерь и болезнь. Сколько раз она дарила ему минуты, когда он был всего счастливее, добрее, чище!

Картины Левитана безлюдны, но человечны. Они несут в себе высокое нравственное содержание. Он умел говорить о человеке через пейзаж, умел «искать и открывать в природе – по выражению М. М. Пришвина – прекрасные стороны души человеческой».

Грустно, что жизнь художника промелькнула так быстро и безвозвратно. Сколько людей могли бы стать счастливыми, увидев его новые полотна, печалиться, радоваться, страдать, потому что за этими картинами любовь и горечь, боль и радость жизни, за ними Родина и собственная жизнь художника.

Уходят художники, но картины хранят биение их сердец. Пройдут годы, придут другие художники, они сменят ушедших. Сменят, но не заменят. «Шедевр искусства рождается навеки. Данте не перечеркивает Гомера», — сказал Гюго.