Домой / Строительные работы / Синонимы для детей 6 7 лет примеры. Картотека дидактических игр по развитию речи картотека по развитию речи (старшая группа) на тему

Синонимы для детей 6 7 лет примеры. Картотека дидактических игр по развитию речи картотека по развитию речи (старшая группа) на тему

Игра «Скажи по-другому» (с волшебной палочкой).

Цель: ввести в речь детей синонимы разных частей речи.

Дети вставали по кругу и, отвечая, передавали друг другу волшебную палочку.

Бой - битва, сражение.

Буря - ураган, шторм.

Доктор - врач.

Детвора - дети, ребята.

Холод - стужа, мороз.

Вежливый - любезный.

Дремучий - густой, глухой.

Жаркий - знойный, горяч

Интересный - занимательный, увлекательный.

Мокрый - сырой, влажный.

Пожилой - старый, дряхлый.

Игра «Кто скажет иначе?» (с мячом).

Цель: учить детей понимать и запоминать слова синонимы.

Детям предлагалось слово, ребёнку, который находил к нему синоним, давался мяч. Этот ребёнок отдавал мяч следующему, кто правильно подбирал слово. Всем детям хотелось быть с мячом в руках, поэтому дети старались быстрей подобрать нужное слово (синоним). Бежать - мчаться, нестись. Беспокоиться- волноваться, переживать. Бороться - биться, сражаться, воевать. Бояться - пугаться, страшиться, робеть. Горевать - печалиться, грустить. Заглядеться - залюбоваться, засмотреться.

Игра «Упрямые дети»

Детям сообщалось, что они вдруг стали упрямыми и должны говорить всё наоборот. Например, если они услышат слово «открыл», то должны сказать «закрыл».

отъехал – приехал вылетел - залетел

въехал – съехал взлетел - приземлился

выехал – заехал укатил - прикатил

заплыл – выплыл уплыл - приплыл AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

Игра «Скажи наоборот»

Цель: учить понимать и подбирать слова с противоположным значением.

Взрослый произносил фразу с эпитетом, ребёнок повторял её, называя антоним эпитета. Например, взрослый говорил: «Я вижу высокий дом». Ребёнок отвечал: «Я вижу низкий дом». (У меня острый нож. - У меня тупой нож).

Упражнение «Угадай слово» Образование антонимов.

Цель: научить детей подбирать прилагательные с противоположным значением.

Детям предлагалось закончить предложение, а затем повторить его полностью. Дуб большой, а рябина.

Сосна высокая, а куст.

Пчела летает, а гусеница.

Дорога широкая, а тропинка.

Опёнок съедобный, а мухомор.

Упражнение «Подбери правильно»

Цель: развивать пассивный словарь детей, уточнить значения слов с помощью синонимов; развивать умение подбирать подходящее по смыслу слово к словосочетанию.

Образец: Густой туман. Дремучий лес.

Густой, дремучий (лес, туман); Старый, пожилой (человек, пар);

Коричневый, карие (костюм, глаза); Смуглый, тёмный (лицо, волосы);

Горячий, знойный (чай, воздух).

3. Развитие словообразования

Игра «Назови ласково

Цель: научить детей образовывать существительные с ласкательным значением.

коса- сумка - шапка -

Игра «Большой - маленький»

Цель: научить детей образовывать существительные с уменьшительным и ласкательным значением.

замок - мяч -

стул - заяц -

ключ - яблоко -

сын - апельсин -

колокол - банан -

Игра «Кузовок»

Цель: развивать интерес к игре, учить детей образовывать существительные с ласкательным значением.

Детям сообщалось: «Вот кузовок (показывает на корзинку), кладите в него всё, что на - ок». Дошкольники подбирали слова на – ок. Выигрывал тот, кто больше называл слов (комок, теремок и т.д.).

Упражнение « Что приготовим?»

Из яблока - яблочное повидло;

Из банана - банановое повидло;

Из лимона - лимонный сок;

Из груши - грушевый компот;

Из малины - малиновое варенье;

Из грибов - грибной суп и т.д.

Упражнение «Какой?»

Цель: научить детей образовывать качественные прилагательные. Огурец зелёный, а помидор (какой?) .

Стул низкий, а стол (какой?) .

Слон большой, а муравей (какой?) .

Упражнение «Что из чего?»

Цель: научить детей образовывать относительные прилагательные от существительных.

из соломы -

из шерсти –

из меха –

из глины -

из стекла-

из картона-

из бумаги-

из снега-

из металла-

из железа-

Упражнение «Чей хвост?» (Чья лапа. Чьё ухо.)

Цель: научить детей образовывать притяжательные прилагательные от существительных.

у кита -у волка -

у барсука -у белки -

у кошки -у утки -

у льва -у кота -

у гуся -у лисы -

у петуха -у собаки -

Упражнение «Доскажи слово»

Цель: научить детей образовывать существительные и прилагательные разными способами.

Детям читались стихи (И.Лапухина), а они догадывась, какими словами, похожими на слово «дом», надо закончить каждую вторую строчку.

Жил да был весёлый гном

Он в лесу построил. (дом).

Рядом жил поменьше гномик

Под кустом он сделал. (домик).

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил. (домишко).

Старый, мудрый гном - гномище

Выстроил большой. (домище).

Был он стар и был он сед

И большой был. (домосед).

А за печкой за трубой Жил у гнома. (домовой).

Очень строгий, деловитый, Аккуратный, . (домовитый).

Мох, калину, зверобой -

Всё из леса нёс. (домой).

Есть любил он суп вчерашний

Пил он только квас.(домашний).

Каждый день соседи - гномы

Навещали деда. (дома).

Всех встречал радушно гном,

Все любили этот. (дом).

В комплекс упражнений можно включать литературные произведения разного жанра: поговорки, пословицы, стихи, загадки, сказки.

4. Усвоение лексической сочетаемости слов

Упражнение «Запомни и измени слово по образцу»

Цель: учить изменять существительные по числам.

тетрадь тетради тетрадей

Упражнение «Один - много»

Цель: научить детей образовывать множественное число существительных и правильно употреблять их в предложении.

Это лимон, а это … лимоны.

Это груша, а это груши.

Это яблоко, а это … яблоки.

Упражнение «Какого цвета»

Цель: учить правильно согласовывать название предмета с названием признака. Образец: яблоко красное.

Яблоко, майка, флажок, мяч, полотенце, тарелка.

По окончанию формирующего эксперимента было проведено повторное исследование словарного запаса детей контрольной и экспериментальной групп. В качестве диагностической методики использовались аналогичные задания, описанные в разделе 2.1. Их содержание было обновлено подобным речевым материалом, но суть заданий осталась прежней.

В результате анализа данных, полученных при контрольном эксперименте, было выявлено, что дети обеих групп допускали ошибки, но экспериментальная группа делала их меньше, чем контрольная.

Тема: Синонимы

Цели: Развитие чувства языка, соотнесение слова и понятия, заключённого в нём;

Обогащение словарного запаса словами с разнообразными смысловыми оттенками;

Учить подбирать удачное и точное слово для выражения мысли.

Закрепление правильного произношения.

Ход занятия:

  1. Орг. момент. Игра « Скажи иначе». Дети называют слова и садятся: грустный - …, уродливый - …, мизер - …, приятный - …, шоссе - …, автомобиль - …, ходики - …, колун - …, месяц - …, кобылка - …, бестолковый - ….
  1. Логопед объявляет детям, что в гости к ним опять пришли слова – «приятели», которые говорят об одном и том же, но по-разному. Читает детям стихотворение: Мы с приятелем вдвоём

Дружно, весело живём...

Я иду… и он шагает,

Я смеюсь – хохочет он.

Если грустно мне бывает,

Он печалится со мной.

Логопед предлагает найти в стихотворении слова – « приятелей».

3. Игра « Скажи по-другому».

У детей на столах предметные картинки (дорога, дом, машина, доктор, труд, актёр, мороз, метель, еда, конь).

Логопед предлагает к стихотворению подобрать подходящую картинку и назвать её другими словами.

В языке родном, богатом,

Много сходных слов, ребята.

Как врача назвать иначе?

Я желаю вам удачи! (доктор, лекарь)

* * *

Много, много окон в нём.

Мы живём там. Это... (дом, жилище)

* * *

Ясен здесь ответ любому.

Пища, только по-другому.

Не составит вам труда

Отгадать, что то…(еда)

* * *

С подстриженной гривой

Скачет ретиво

Чуть шпорами тронь.

Кто же это? (Конь, лошадь)

* * *

Здесь придётся подумать немного,

И назвать по-другому дорогу.

Про шоссе и тропинку забудь!

Слово очень обычное… (путь, дорога)

* * *

С весёлой звонкой песней

Мы идём на снежный кросс.

Воздух чистый, день чудесный.

Не пугает нас …(мороз, холод)

* * *

В прошлый раз был педагогом,

После завтра – машинист.

Должен знать он очень много,

Потому что он …(артист, актёр).

* * *

Гуляю в поле,

Летаю на воле,

Кручу, верчу

Знать ничего не хочу. (Метель, пурга, вьюга)

* * *

Накорми меня бензином,

На копытца дай резины.

И тогда, поднявши пыль

Побежит…(автомобиль, машина)

* * *

Я трудился не напрасно

И запомню навсегда:

Хлеб вкуснее не от масла,

Хлеб вкуснее от … (труда, работы).

  1. «Подбери точное слово».

Если бы не было таких слов-приятелей, нам было бы очень скучно говорить одними и теми же словами. В гости пришёл Незнайка и хочет позаниматься с нами. Поможем ему?

Логопед предлагает рассмотреть сюжетные картинки и составить предложения по ним.

Незнайка: Самолёт сел. Солнце село. Дедушка сел.

Дети: Самолёт приземлился. Солнце закатилось. Дедушка сел.

Незнайка : Девочка бежит. Река бежит. Вода (в фонтане) бежит. Кошка бежит.

Дети: Человек несётся (мчится, торопится). Река бурлит (течёт, журчит). Конь скачет. Кошка догоняет мышку.

Незнайка: Дедушка ест суп. Медведь ест малину. Заяц ест морковку. Волк грызёт кость. Цыплята едят зёрнышки.

Дети: Дедушка обедает. Заяц жуёт морковку. Медведь лакомится малиной. Волк грызёт кость. Цыплята клюют зёрнышки.

  1. Логопед предлагает посмотреть на сюжетную картинку «Угадай настроение ».

Кого видим на картинке? (Детей, малышей, ребят.)

- Где они находятся? (Во дворе, на площадке, в песочнице).

Что произошло? (Сломал, разрушил куличики, обидел карапуза)

Расскажите о настроении детей. Подберите по 2 разных слова – « приятеля».

Мальчик с меётся-хохочет (он злой, недобрый, жестокий)

Девочка грустит-печалится (она добрая, хорошая)

Ребёнок злится – сердится (он защитник, заступник)

Малыш плачет-рыдает (он беспомощный, слабый)

Даётся нравственная оценка действиям детей.

5. Физкультминутка.

А теперь мы разомнёмся,

Улыбнёмся, посмеёмся.

Наклоняйтесь ниже, ниже.

Головой к коленям ближе.

А теперь вы не ленитесь,

Хорошо назад прогнитесь.

Головою покрутите.

Потянитесь, потянитесь.

Вы, ребята, не устали?

Сели-встали! Сели-встали!

Все руками помахали

И на место побежали.

6. Игра « Что мы делаем - не скажем, а что делаем – покажем»

Логопед предлагает детям По-очереди показывать действия, остальные их называют.

Действия:

думает (размышляет, соображает)

вертится (крутится, вьётся)

бросает (кидает)

опасается (боится, остерегается)

скачет (прыгает)

ест (кушает, питается)

глядит (смотрит, любуется, разглядывает)

спешит (торопится).

7. «Опиши предмет»

Ребёнку предлагается описать предмет и при этом употребит как можно больше слов – синонимов. Логопед может помочь с выбором точных слов, дав варианты – синонимы. .На картинках: медведь, снежинка, иголка.

Медведь – большой, здоровый, лохматый, косматый, неуклюжий, неловкий, неповоротливый. По лесу ходит, бродит. Его многие звери боятся, опасаются, страшатся.

Снежинка – маленькая, крохотная, белая, лёгкая, невесомая, красивая, резная, блестящая, сверкающая, холодная…Она падает, летит, кружится.

Иголка – маленькая, тоненькая, лёгкая, острая, колючая, колкая, твёрдая, крепкая, прямая, ровная. Ею шьют, штопают, зашивают, пришивают, вышивают…

8. Логопед предлагает рассказать сказку про ёжика и его друзей, постараться вспомнить все – все подходящие слова, чтобы хорошенько описать своих героев.

Жил-был один маленьки й (небольшой) ёжик. Он был очень вежливый (воспитанный). Ёжик трудился не покладая рук (усердно) и у него было много приятелей (друзей)

. Жизнь у зверей была нелёгкая (тяжёлая), и поэтом все ходили какие-то невесёлые (грустные). И тогда в один прекрасный день (однажды) зверюшки решили устроить себе веселье (праздник). Все пришли красивые (нарядные), начали скакать (прыгать), крутиться (вертеться), плясать (танцевать), хохотать (смеяться) – и всем стало хорошо (чудесно).

9. «Расскажи и покажи». Речь с движениями.

Вролшебник-маг,

Знамя-флаг,

Щум-грохот,

Смех-хохот.

Хвала-одобренье,

Удача-везенье.

Силач-отлет.

Тайна-секрет.

Идти-шагать,

Плясать-танцевать.

Внезапно – вдруг

Товарищ-друг.

Здесь-тут.

Работа-труд.

10 Итог занятия.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

Составление предложений по 2 -3 опорным предметным картинкам.

Картинки: турист – автомобиль – страна; школьник – доктор;

Малыш – штаны – дыра; метель – дорожка – дом и т.п.


Как приятно видеть и слушать интересно рассказывающего человека. Я всегда восхищаюсь людьми, владеющими словом. Надеюсь, вы разделяете моё мнение.

Сейчас в окружающей наших детей среде очень мало источников качественного языка. Просто крайне мало.

Какой выход? Эту среду надо создать. Я уже говорила об этом в статье о театрализованной деятельности детей. Хороший результат для ума и речи дают словесные игры , например, когда ищем слово, противоположное по смыслу данному, ускоряется мышление.

Антоним – это слово, противоположное данному по смыслу.

Для дошкольников более понятно выражение "слова-неприятели". Но можно ввести понятие "антонимы к слову". Я обычно говорю малышу: "Сейчас будем искать "слова-неприятели". Их еще называют "антонимы". Ты будешь учить это слово в школе. Так что запомни, оно тебе ещё пригодится".

Поверьте опыту, дошкольник обязательно постарается запомнить и щегольнуть перед товарищами и родителями. Иногда так можно пояснить и школьникам, если поиск антонимов, для них новость. Причем это ученики не только первого класса.

Слова-неприятели для дошкольников

Игра. Закончи предложение и назови "слова-неприятели"

Инструкция. "Мы с тобой будем придумывать предложения: я придумаю начало, а ты - конец".

  1. комар маленький, а слон...;
  2. пушинка легкая, а камень...;
  3. горчица горькая, а сахар...;
  4. куст низкий, а дерево...;
  5. компот холодный, а суп...;
  6. сметана густая, а молоко...;
  7. ручеек узкий, река...;
  8. ночью темно, а днем...;
  9. сахар сладкий, а лимон…;
  10. ходят ногами, а бросают…;
  11. детский сад близко, а школа…;
  12. лента узкая, а пояс…;
  13. ручей мелкий, а озеро…;
  14. жаворонок поет, а ворона…;
  15. самолет летает высоко, а вертолет…;
  16. черепаха ползает медленно, заяц скачет...;
  17. в кастрюле воды много, а в стакане…;
  18. покупатель покупает, а продавец...;
  19. летом жарко, а зимой …;
  20. утром завтракают, а в полдень …;
  21. соль солят, а сахаром …;
  22. дети отвечают, а воспитатель...;
  23. вечером дети уходят из детского сада, а утром...;
  24. на дереве растут фрукты, а на грядке…;
  25. весной на деревьях появляются цветы, а осенью …;
  26. утром встают с кровати, а вечером...;
  27. небоскреб высокий, а избушка…;
  28. птицы летают, а змеи…;
  29. в полдень обедают, а вечером …;
  30. кино смотрит зритель, а книгу читает …;
  31. на улице грязь, а в доме…;
  32. ствол у дерева толстый, а веточка….
  33. карандаш рисует, а резинка...

Игра. Скажи наоборот

Инструкция. "Я скажу тебе слово, а ты скажи наоборот" (привести пример)

ночь -...;

завтрак -…;

вечер -...;

враг -...;

чистота -...;

холод -...;

война -...;

трава - …;

земля - …;

движение - …;

говорун - …;

здоровье - ….;

ум - ...

войти -...;

молчать -...;

отдал -...;

вставать -...;

раздеться -...;

поднимать -...;

смеяться - …;

включать-...;

закрывать -...;

приходить - …;

появляться -…;

есть - ….

большой - ...;

черный - ...;

низкий -...;

плохой - …;

больной -...;

старый -...;

молодой - …;

широкий -...;

толстый -...;

узкий - …;

сложный - …;

сухой-….;

горький - ...

Слова с противоположным значением отсутствуют в словаре даже старшеклассников. Поэтому поиск антонимов на данный момент актуален до выпускного класса.

Обучение поиску антонимов к слову и дошкольников, и школьников надо начинать с простого. Школьники могут возмутиться простоте. Объясните, что надо разогреться. Усложните: отвечай прямо "в лёт". Как правило, ребята с ограниченным словарем уже имеют комплекс неудачника . Предложив сразу сложные (например, абстрактные) слова, можно получить полный отказ от занятий.

Смысловые противоположности в стихах

Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово
Высоко,
А ты ответишь:
Низко.

Скажу я слово
Далеко,
А ты ответишь:
… (близко).

Скажу я слово
Потолок,
А ты ответишь:
… (пол).

Скажу я слово
Потерял.
И скажешь ты:
… (нашёл).

Скажу тебе я слово
Трус,
Ответишь ты:
… (храбрец).

Теперь
Начало
Я скажу, -
Ну, отвечай:
… (конец) (Д. Чиарди)

Не люблю я слово «зной»,
Я в реке, в тени густой
И в бутылках лимонада,
А зовут меня?
(Прохлада)

Неприятель слова «смех».
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
И от счастья, и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? – Это…<
(Плач)

Не люблю я слово «лето».
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама!
Потому, что я – …?
(Зима)

Я противник шума, стука.
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха,
Для сна,
Да и в школе я нужна,
Называюсь? –
(Тишина)

Не бываю без начала,
Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
Называюсь я – …?
(Конец) (А. О. Белобрыкина)

Поиск антонимов для школьников

  1. Источники противоположных по смыслу слов, конечно же, словари. Работу начинаем с поиска Словаря антонимов русского языка (автор М. Р. Львов). Есть также отличный информационно-справочный ресурс _http://bravica.ws/ru/antonims.htm. Загрузив эту ссылку в поисковую строку (без черточки вначале ссылки), попадете прямо на нужную страницу. С каждой страницей работайте не один день. Каждый раз берите 10-20 пар слов (в зависимости от возраста и развития речи).
  2. Прочитайте сами внимательно все словарные пары "слово – его противоположность".
  3. Предложите подростку тоже прочитать.
  4. Пусть он назовет слово, а вы – противоположное по смыслу.
  5. Меняетесь ролями.
  6. Следующее занятие начните с повторения: вы называете слово, он – слово наоборот.
  7. Затем следующие 10-20 пар слов (по пунктам 2-5).
  8. Выбрать противоположное слово поможет Word. Наведите курсор на слово и нажмите правую клавишу мышки. В нижней части выпавшего меню будет пункт "Синонимы". От него перейдите по стрелке вправо и в новом меню вниз до пункта "Антонимы".
  9. Некоторые слова русского языка не имеют не имеют своей смысловой противоположности. Если ваш поиск антонима к слову не удался, на ресурсе грамота.ру это можно сделать в режиме реального времени.

Дети любят учить родителей в любом возрасте, поэтому изредка "ошибитесь" где-нибудь. Похвалите подростка, но не "в лоб", потому что это может быть воспринято как заискивание, а как бы между делом. Похвалите его кому-нибудь третьему, например, в телефонном разговоре с бабушкой, пришедшему с работы отцу и т. д., но так, чтобы подросток это слышал.

Упражняя дошкольника или школьника в поиске антонимов, вы значительно расширяете его словарный запас и уже только этим ускоряете мышление. Это как минимум. Не жалейте времени на полезное дело. Возможно, сначала будет трудно. Но дорогу осилит идущий! Сайт Нестандартные дети желает успехов своим читателям.

Разделы: Логопедия

Тема: Синонимы и антонимы.

Цель: обогащение, уточнение и активизация словарного запаса учащихся путем использования синонимов и антонимов в собственной речи.

Задачи урока:

коррекционно-образовательные:

Расширение у учащихся понятия синоним и синонимичный ряд, формирование у учащихся умения по преобразованию текста путем замены синонимов из синонимичного ряда;

коррекционно-развивающие:

Обогащение и активизация словарного запаса путем использования синонимов и антонимов в собственной речи, в работе с текстом;

коррекционно-воспитательные:

Воспитание у учащихся потребности в использовании синонимов в собственной речи.

ЗАНЯТИЕ №1.

Организационный момент.

Повторение.

На уроках русского языка вы знакомились со словами одной и той же части речи, обозначающие одно и тоже, но отличающиеся друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.

Вопрос: Вспомните, пожалуйста, как называются эти слова?

Ответ: Эти слова называются синонимы.

Актуализация внимания.

Игра "Подбери синоним".

Имя существительное - ребенок, пища, друг, сражение.

Имя прилагательное - смелый, старый, мокрый.

Глагол - говорить, бежать, думать.

Сообщение нового материала.

Мы уже выяснили, что синонимы различаются употреблением в речи и оттенками значения.

Например, слова дорога и тропинка имеют значение узкой полосы земли, устроенной или протоптанной для ходьбы. Но в предложении для уточнения значения они используются в зависимости от смысла предложения.

Составьте предложения со словами дорога и тропинка.

Например:

Дорога привела нас в поле.

На лесной тропинке мы встретили белку.

Закрепление.

Определите, сколько значений имеет слово завести в словосочетаниях.

(Учащиеся с помощью учителя определяют значение слова).

Из данных справа слов подобрать синоним к глаголу ЗАВЕСТИ, который дается в словосочетаниях:

Завести собаку. приобрести
Завести песню. затеять
Завести игру. привести в движение
Завести порядок. начать
Завести часы. установить

То же задание к прилагательному КРЕПКИЙ.

Итог занятия.

  • Что нового вы узнали сегодня на занятии?
  • Чему научились во время занятия?

ЗАНЯТИЕ №2.

Организационный момент.

Приветствие детей. Разминка:

  • Сядьте, пожалуйста, те ученики, имя которых состоит из четырех букв.
  • Сядьте, пожалуйста, те ученики, имя которых начинается на букву "И".
  • Сядьте, пожалуйста, те, которые считают, что сегодня среда.
  • Сядьте, пожалуйста, те, кто считает, что после осени наступит зима.

Повторение.

На предыдущих занятиях мы говорили с вами о синонимах.

Вопрос: Какие слова называются синонимами?

Синонимы - это слова одной и той же части речи, которые имеют одинаковое значение, но отличаются оттенками значения и употреблением в речи.

Вопрос: Для чего служат синонимы?

Синонимы служат для того, чтобы мы точно и образно могли выражать свои мысли.

Актуализация внимания.

Слова груда, ворох, кипа имеют одинаковое значение - горка чего-либо, сваленного в кучу. Но в предложении эти слова могут использоваться только со словами, походящими по смыслу.

Задание: Подберите к словам из правого столбика слова из левого столбика, подходящие по смыслу.

Например:

Закрепление.

Вставьте в словосочетание одно из слов, подходящих по смыслу:

Дружный - дружеский

:. коллектив

Дождевой - дождливый

Приготовить - сделать

: зарядку

: прическу

Итог занятия.

Сегодня мы с вами учились правильно употреблять синонимы в речи, подбирать к ним слова, подходящие по смыслу. Эта работа поможет вам при написании сочинений, изложений, где нужно правильно и точно выражать свои мысли.

ЗАНЯТИЕ №3.

Организационный момент.

Приветствие детей, проверка готовности к занятию.

Актуализация внимания.

Сегодня на занятии мы с вами будем работать с текстом. Вы будете учиться находить в тексте синонимы, заменять в тексте слова синонимами.

Подберите, пожалуйста, синонимы к следующим словам:

Друг - товарищ, приятель.

Буря - ураган, метель.

Красный - алый, пурпурный.

Открыть - отворить

Крепкий - прочный.

Упражнение (на карточках).

Прочитайте текст. Замените выделенное в тексте слово синонимами. Прочитайте полученный текст.

Был холодный зимний день. Дул холодный ветер. Пошел снег. Он падал на холодную землю. Озеро еще не замерзло, хотя вода в нем была холодной.

Какое слово выделено?

Слова для справок: прохладный, студеный, ледяной, морозный.

Упражнение (на карточках).

Вставьте пропущенные однокоренные синонимы.

1. В лесу стояли: (высотные - высокие) столетние сосны. В нашем городе много: (высоких - высотных) зданий.

2. К нам подошел: (соседний - соседский) мальчик. Мой друг живет в: (соседском - соседнем) доме.

3. Мальчик потерял на прогулке свою: (единую - единственную) пару перчаток. На стройке работал: (единственный - единый) дружный коллектив.

4. Работа в тетради

Задание (можно выполнять как группой, так и индивидуально): составьте и запишите в тетрадь предложения с синонимами:

Длинный - долгий

Подняться - встать

Малыши - ребята

Тайный - секретный

Свежий - чистый

Итог занятия.

Чему научились вы сегодня на занятии?

Сегодня мы с вами работали с текстом. Вы учились находить в тексте синонимы, заменять их синонимами, подходящими по смыслу. Эта работа поможет вам правильно и точно выражать свои мысли при общении, при написании сочинений и изложений.

ЗАНЯТИЕ №4.

Организационный момент.

Приветствие детей, разминка:

Игра "Наоборот" (можно использовать мяч).

А нам с тобой пришел черед
Играть в игру "Наоборот".

  • Скажу я слово "высоко", а ты ответишь: (низко),
  • Скажу я слово "далеко", а ты ответишь:(близко),
  • Скажу я слово "потолок", а ты ответишь: (пол),
  • Скажу я слово "потерял" и скажешь ты: (нашел).
  • Скажу тебе я слово "сытый", ответишь ты: (голодный),
  • Скажу "горячий" я тебе, ответишь ты: (холодный).
  • Скажу тебе я слово "лечь", ты мне ответишь: (встать).
  • Скажу потом тебе "отец", ты мне ответишь:(мать).
  • Скажу тебе я слово "грязный", ты мне ответишь (чистый),
  • Скажу я "медленный" тебе, ты мне ответишь:(быстрый).
  • Скажу тебе я слово "трус", ответишь ты:(храбрец).
  • Теперь "начало" я скажу, ты отвечай:(конец).

Сообщение нового материала.

На предыдущих занятиях мы с вами работали с синонимами. Мы учились подбирать синонимы к словам, правильно употреблять их в речи, составлять с ними предложения.

Сегодня мы с вами поработаем со словами, которые относятся к одной и той же части речи, но имеют противоположное значение.

Вспомните, пожалуйста, как называются эти слова?

Антонимы - это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

Чтобы подобрать антоним к слову, обозначающему предмет, нужно этот предмет сравнить с другим предметом и выбрать признак, по которому эти предметы будут различаться.

Вопрос: По каким признакам мы можем различать предметы?

  • по времени: ранний - поздний, тогда - теперь, утро - ночь.
  • по цвету: белый - черный, яркий - тусклый, бледный - румяный.
  • по размеру: широкий - узкий, короткий - длинный, высокий - низкий.
  • по месту: близко - далеко, подземный - надземный, вверх - вниз.
  • по температуре: жара - холод, горячий - холодный, нагреть - остудить.

Закрепление.

Учитель читает детям отрывок из поэмы "Руслан и Людмила", делая логические ударения на словах - антонимах. Далее идет совместное объяснение и уточнение значения слов. И днем и ночью , то есть на протяжении суток (имеет временное значение), можно было бы сказать так: все время ходит кот ученый, но в таком случае трудно представить ученого кота в светлое время дня и темной ночью. Направо и налево (пространственное значение) - кот совершает движение по кругу сначала в одну сторону, а затем в другую. Антонимы использованы для выразительности.

У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.

Работа в тетради.

Задание. Вставьте в предложениях пропущенные антонимы.

1. Осенью ночи длинные, а дни _______________.

2. Шкаф выше тумбочки, а тумбочка _________ шкафа.

3. Я пришел в школу раньше Насти, а Настя пришла ___________ меня.

4. Сегодня на улице теплее, чем вчера. Вчера было ________________, чем сегодня.

За маленьким погнался, а ________________ потерял.

Итог занятия.

Сегодня вы научились подбирать антонимы к словам, находить антонимы в тексте и составлять предложения, используя антонимы.

Список литературы.

  1. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе / А.К.Аксенова. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 320 с.
  2. Воронкова, В.В. Русский язык: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / В.В. Воронкова. - М.: Просвещение, 2004. - 270 с.
  3. Гнездилов, М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе / М.Ф.Гнездилов. М.: Просвещение, 1965. - 270 с.
  4. Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений: учеб. пособие. - М.: Академия, 2000. - 200 с.
  5. Зикеев, А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка: учеб-метод. пособие. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 160 с.
  6. Зикеев, А.Г. Специальная педагогика: Развитие речи учащихся: учеб. пособие / А.Г.Зикеев. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский цент "Академия", 2005. - 200 с.
  7. Петрова, В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы / В.Г.Петрова. - М. : Педагогика, 1977. - 200 с.
  8. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников / В.Г. Петрова, И.В.Белякова. - 2-е изд. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 160 с.
  9. Свириденков, В.П. Сборник упражнений по русскому языку для старших классов вспомогательной школы / В.П. Свириденков. М. : Просвещение, 1969. - 222 с.