Игра «Скажи по-другому» (с волшебной палочкой).
Цель: ввести в речь детей синонимы разных частей речи.
Дети вставали по кругу и, отвечая, передавали друг другу волшебную палочку.
Бой - битва, сражение.
Буря - ураган, шторм.
Доктор - врач.
Детвора - дети, ребята.
Холод - стужа, мороз.
Вежливый - любезный.
Дремучий - густой, глухой.
Жаркий - знойный, горяч
Интересный - занимательный, увлекательный.
Мокрый - сырой, влажный.
Пожилой - старый, дряхлый.
Игра «Кто скажет иначе?» (с мячом).
Цель: учить детей понимать и запоминать слова синонимы.
Детям предлагалось слово, ребёнку, который находил к нему синоним, давался мяч. Этот ребёнок отдавал мяч следующему, кто правильно подбирал слово. Всем детям хотелось быть с мячом в руках, поэтому дети старались быстрей подобрать нужное слово (синоним). Бежать - мчаться, нестись. Беспокоиться- волноваться, переживать. Бороться - биться, сражаться, воевать. Бояться - пугаться, страшиться, робеть. Горевать - печалиться, грустить. Заглядеться - залюбоваться, засмотреться.
Игра «Упрямые дети»
Детям сообщалось, что они вдруг стали упрямыми и должны говорить всё наоборот. Например, если они услышат слово «открыл», то должны сказать «закрыл».
отъехал – приехал вылетел - залетел
въехал – съехал взлетел - приземлился
выехал – заехал укатил - прикатил
заплыл – выплыл уплыл - приплыл AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA
Игра «Скажи наоборот»
Цель: учить понимать и подбирать слова с противоположным значением.
Взрослый произносил фразу с эпитетом, ребёнок повторял её, называя антоним эпитета. Например, взрослый говорил: «Я вижу высокий дом». Ребёнок отвечал: «Я вижу низкий дом». (У меня острый нож. - У меня тупой нож).
Упражнение «Угадай слово» Образование антонимов.
Цель: научить детей подбирать прилагательные с противоположным значением.
Детям предлагалось закончить предложение, а затем повторить его полностью. Дуб большой, а рябина.
Сосна высокая, а куст.
Пчела летает, а гусеница.
Дорога широкая, а тропинка.
Опёнок съедобный, а мухомор.
Упражнение «Подбери правильно»
Цель: развивать пассивный словарь детей, уточнить значения слов с помощью синонимов; развивать умение подбирать подходящее по смыслу слово к словосочетанию.
Образец: Густой туман. Дремучий лес.
Густой, дремучий (лес, туман); Старый, пожилой (человек, пар);
Коричневый, карие (костюм, глаза); Смуглый, тёмный (лицо, волосы);
Горячий, знойный (чай, воздух).
3. Развитие словообразования
Игра «Назови ласково
Цель: научить детей образовывать существительные с ласкательным значением.
коса- сумка - шапка -
Игра «Большой - маленький»
Цель: научить детей образовывать существительные с уменьшительным и ласкательным значением.
замок - мяч -
стул - заяц -
ключ - яблоко -
сын - апельсин -
колокол - банан -
Игра «Кузовок»
Цель: развивать интерес к игре, учить детей образовывать существительные с ласкательным значением.
Детям сообщалось: «Вот кузовок (показывает на корзинку), кладите в него всё, что на - ок». Дошкольники подбирали слова на – ок. Выигрывал тот, кто больше называл слов (комок, теремок и т.д.).
Упражнение « Что приготовим?»
Из яблока - яблочное повидло;
Из банана - банановое повидло;
Из лимона - лимонный сок;
Из груши - грушевый компот;
Из малины - малиновое варенье;
Из грибов - грибной суп и т.д.
Упражнение «Какой?»
Цель: научить детей образовывать качественные прилагательные. Огурец зелёный, а помидор (какой?) .
Стул низкий, а стол (какой?) .
Слон большой, а муравей (какой?) .
Упражнение «Что из чего?»
Цель: научить детей образовывать относительные прилагательные от существительных.
из соломы -
из шерсти –
из меха –
из глины -
из стекла-
из картона-
из бумаги-
из снега-
из металла-
из железа-
Упражнение «Чей хвост?» (Чья лапа. Чьё ухо.)
Цель: научить детей образовывать притяжательные прилагательные от существительных.
у кита -у волка -
у барсука -у белки -
у кошки -у утки -
у льва -у кота -
у гуся -у лисы -
у петуха -у собаки -
Упражнение «Доскажи слово»
Цель: научить детей образовывать существительные и прилагательные разными способами.
Детям читались стихи (И.Лапухина), а они догадывась, какими словами, похожими на слово «дом», надо закончить каждую вторую строчку.
Жил да был весёлый гном
Он в лесу построил. (дом).
Рядом жил поменьше гномик
Под кустом он сделал. (домик).
Самый маленький гномишко
Под грибом сложил. (домишко).
Старый, мудрый гном - гномище
Выстроил большой. (домище).
Был он стар и был он сед
И большой был. (домосед).
А за печкой за трубой Жил у гнома. (домовой).
Очень строгий, деловитый, Аккуратный, . (домовитый).
Мох, калину, зверобой -
Всё из леса нёс. (домой).
Есть любил он суп вчерашний
Пил он только квас.(домашний).
Каждый день соседи - гномы
Навещали деда. (дома).
Всех встречал радушно гном,
Все любили этот. (дом).
В комплекс упражнений можно включать литературные произведения разного жанра: поговорки, пословицы, стихи, загадки, сказки.
4. Усвоение лексической сочетаемости слов
Упражнение «Запомни и измени слово по образцу»
Цель: учить изменять существительные по числам.
тетрадь тетради тетрадей
Упражнение «Один - много»
Цель: научить детей образовывать множественное число существительных и правильно употреблять их в предложении.
Это лимон, а это … лимоны.
Это груша, а это груши.
Это яблоко, а это … яблоки.
Упражнение «Какого цвета»
Цель: учить правильно согласовывать название предмета с названием признака. Образец: яблоко красное.
Яблоко, майка, флажок, мяч, полотенце, тарелка.
По окончанию формирующего эксперимента было проведено повторное исследование словарного запаса детей контрольной и экспериментальной групп. В качестве диагностической методики использовались аналогичные задания, описанные в разделе 2.1. Их содержание было обновлено подобным речевым материалом, но суть заданий осталась прежней.
В результате анализа данных, полученных при контрольном эксперименте, было выявлено, что дети обеих групп допускали ошибки, но экспериментальная группа делала их меньше, чем контрольная.
Тема: Синонимы
Цели: Развитие чувства языка, соотнесение слова и понятия, заключённого в нём;
Обогащение словарного запаса словами с разнообразными смысловыми оттенками;
Учить подбирать удачное и точное слово для выражения мысли.
Закрепление правильного произношения.
Ход занятия:
- Орг. момент. Игра « Скажи иначе». Дети называют слова и садятся: грустный - …, уродливый - …, мизер - …, приятный - …, шоссе - …, автомобиль - …, ходики - …, колун - …, месяц - …, кобылка - …, бестолковый - ….
- Логопед объявляет детям, что в гости к ним опять пришли слова – «приятели», которые говорят об одном и том же, но по-разному. Читает детям стихотворение: Мы с приятелем вдвоём
Дружно, весело живём...
Я иду… и он шагает,
Я смеюсь – хохочет он.
Если грустно мне бывает,
Он печалится со мной.
Логопед предлагает найти в стихотворении слова – « приятелей».
3. Игра « Скажи по-другому».
У детей на столах предметные картинки (дорога, дом, машина, доктор, труд, актёр, мороз, метель, еда, конь).
Логопед предлагает к стихотворению подобрать подходящую картинку и назвать её другими словами.
В языке родном, богатом,
Много сходных слов, ребята.
Как врача назвать иначе?
Я желаю вам удачи! (доктор, лекарь)
* * *
Много, много окон в нём.
Мы живём там. Это... (дом, жилище)
* * *
Ясен здесь ответ любому.
Пища, только по-другому.
Не составит вам труда
Отгадать, что то…(еда)
* * *
С подстриженной гривой
Скачет ретиво
Чуть шпорами тронь.
Кто же это? (Конь, лошадь)
* * *
Здесь придётся подумать немного,
И назвать по-другому дорогу.
Про шоссе и тропинку забудь!
Слово очень обычное… (путь, дорога)
* * *
С весёлой звонкой песней
Мы идём на снежный кросс.
Воздух чистый, день чудесный.
Не пугает нас …(мороз, холод)
* * *
В прошлый раз был педагогом,
После завтра – машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он …(артист, актёр).
* * *
Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, верчу
Знать ничего не хочу. (Метель, пурга, вьюга)
* * *
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины.
И тогда, поднявши пыль
Побежит…(автомобиль, машина)
* * *
Я трудился не напрасно
И запомню навсегда:
Хлеб вкуснее не от масла,
Хлеб вкуснее от … (труда, работы).
- «Подбери точное слово».
Если бы не было таких слов-приятелей, нам было бы очень скучно говорить одними и теми же словами. В гости пришёл Незнайка и хочет позаниматься с нами. Поможем ему?
Логопед предлагает рассмотреть сюжетные картинки и составить предложения по ним.
Незнайка: Самолёт сел. Солнце село. Дедушка сел.
Дети: Самолёт приземлился. Солнце закатилось. Дедушка сел.
Незнайка : Девочка бежит. Река бежит. Вода (в фонтане) бежит. Кошка бежит.
Дети: Человек несётся (мчится, торопится). Река бурлит (течёт, журчит). Конь скачет. Кошка догоняет мышку.
Незнайка: Дедушка ест суп. Медведь ест малину. Заяц ест морковку. Волк грызёт кость. Цыплята едят зёрнышки.
Дети: Дедушка обедает. Заяц жуёт морковку. Медведь лакомится малиной. Волк грызёт кость. Цыплята клюют зёрнышки.
- Логопед предлагает посмотреть на сюжетную картинку «Угадай настроение ».
Кого видим на картинке? (Детей, малышей, ребят.)
- Где они находятся? (Во дворе, на площадке, в песочнице).
Что произошло? (Сломал, разрушил куличики, обидел карапуза)
Расскажите о настроении детей. Подберите по 2 разных слова – « приятеля».
Мальчик с меётся-хохочет (он злой, недобрый, жестокий)
Девочка грустит-печалится (она добрая, хорошая)
Ребёнок злится – сердится (он защитник, заступник)
Малыш плачет-рыдает (он беспомощный, слабый)
Даётся нравственная оценка действиям детей.
5. Физкультминутка.
А теперь мы разомнёмся,
Улыбнёмся, посмеёмся.
Наклоняйтесь ниже, ниже.
Головой к коленям ближе.
А теперь вы не ленитесь,
Хорошо назад прогнитесь.
Головою покрутите.
Потянитесь, потянитесь.
Вы, ребята, не устали?
Сели-встали! Сели-встали!
Все руками помахали
И на место побежали.
6. Игра « Что мы делаем - не скажем, а что делаем – покажем»
Логопед предлагает детям По-очереди показывать действия, остальные их называют.
Действия:
думает (размышляет, соображает)
вертится (крутится, вьётся)
бросает (кидает)
опасается (боится, остерегается)
скачет (прыгает)
ест (кушает, питается)
глядит (смотрит, любуется, разглядывает)
спешит (торопится).
7. «Опиши предмет»
Ребёнку предлагается описать предмет и при этом употребит как можно больше слов – синонимов. Логопед может помочь с выбором точных слов, дав варианты – синонимы. .На картинках: медведь, снежинка, иголка.
Медведь – большой, здоровый, лохматый, косматый, неуклюжий, неловкий, неповоротливый. По лесу ходит, бродит. Его многие звери боятся, опасаются, страшатся.
Снежинка – маленькая, крохотная, белая, лёгкая, невесомая, красивая, резная, блестящая, сверкающая, холодная…Она падает, летит, кружится.
Иголка – маленькая, тоненькая, лёгкая, острая, колючая, колкая, твёрдая, крепкая, прямая, ровная. Ею шьют, штопают, зашивают, пришивают, вышивают…
8. Логопед предлагает рассказать сказку про ёжика и его друзей, постараться вспомнить все – все подходящие слова, чтобы хорошенько описать своих героев.
Жил-был один маленьки й (небольшой) ёжик. Он был очень вежливый (воспитанный). Ёжик трудился не покладая рук (усердно) и у него было много приятелей (друзей)
. Жизнь у зверей была нелёгкая (тяжёлая), и поэтом все ходили какие-то невесёлые (грустные). И тогда в один прекрасный день (однажды) зверюшки решили устроить себе веселье (праздник). Все пришли красивые (нарядные), начали скакать (прыгать), крутиться (вертеться), плясать (танцевать), хохотать (смеяться) – и всем стало хорошо (чудесно).
9. «Расскажи и покажи». Речь с движениями.
Вролшебник-маг,
Знамя-флаг,
Щум-грохот,
Смех-хохот.
Хвала-одобренье,
Удача-везенье.
Силач-отлет.
Тайна-секрет.
Идти-шагать,
Плясать-танцевать.
Внезапно – вдруг
Товарищ-друг.
Здесь-тут.
Работа-труд.
10 Итог занятия.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Составление предложений по 2 -3 опорным предметным картинкам.
Картинки: турист – автомобиль – страна; школьник – доктор;
Малыш – штаны – дыра; метель – дорожка – дом и т.п.
Как приятно видеть и слушать интересно рассказывающего человека. Я всегда восхищаюсь людьми, владеющими словом. Надеюсь, вы разделяете моё мнение.
Сейчас в окружающей наших детей среде очень мало источников качественного языка. Просто крайне мало.
Какой выход? Эту среду надо создать. Я уже говорила об этом в статье о театрализованной деятельности детей. Хороший результат для ума и речи дают словесные игры , например, когда ищем слово, противоположное по смыслу данному, ускоряется мышление.
Антоним – это слово, противоположное данному по смыслу.
Для дошкольников более понятно выражение "слова-неприятели". Но можно ввести понятие "антонимы к слову". Я обычно говорю малышу: "Сейчас будем искать "слова-неприятели". Их еще называют "антонимы". Ты будешь учить это слово в школе. Так что запомни, оно тебе ещё пригодится".
Поверьте опыту, дошкольник обязательно постарается запомнить и щегольнуть перед товарищами и родителями. Иногда так можно пояснить и школьникам, если поиск антонимов, для них новость. Причем это ученики не только первого класса.
Слова-неприятели для дошкольников
Игра. Закончи предложение и назови "слова-неприятели"
Инструкция. "Мы с тобой будем придумывать предложения: я придумаю начало, а ты - конец".
- комар маленький, а слон...;
- пушинка легкая, а камень...;
- горчица горькая, а сахар...;
- куст низкий, а дерево...;
- компот холодный, а суп...;
- сметана густая, а молоко...;
- ручеек узкий, река...;
- ночью темно, а днем...;
- сахар сладкий, а лимон…;
- ходят ногами, а бросают…;
- детский сад близко, а школа…;
- лента узкая, а пояс…;
- ручей мелкий, а озеро…;
- жаворонок поет, а ворона…;
- самолет летает высоко, а вертолет…;
- черепаха ползает медленно, заяц скачет...;
- в кастрюле воды много, а в стакане…;
- покупатель покупает, а продавец...;
- летом жарко, а зимой …;
- утром завтракают, а в полдень …;
- соль солят, а сахаром …;
- дети отвечают, а воспитатель...;
- вечером дети уходят из детского сада, а утром...;
- на дереве растут фрукты, а на грядке…;
- весной на деревьях появляются цветы, а осенью …;
- утром встают с кровати, а вечером...;
- небоскреб высокий, а избушка…;
- птицы летают, а змеи…;
- в полдень обедают, а вечером …;
- кино смотрит зритель, а книгу читает …;
- на улице грязь, а в доме…;
- ствол у дерева толстый, а веточка….
- карандаш рисует, а резинка...
Игра. Скажи наоборот
Инструкция. "Я скажу тебе слово, а ты скажи наоборот" (привести пример)
ночь -...; завтрак -…; вечер -...; враг -...; чистота -...; холод -...; война -...; трава - …; земля - …; движение - …; говорун - …; здоровье - ….; ум - ... |
войти -...; молчать -...; отдал -...; вставать -...; раздеться -...; поднимать -...; смеяться - …; включать-...; закрывать -...; приходить - …; появляться -…; есть - …. |
большой - ...; черный - ...; низкий -...; плохой - …; больной -...; старый -...; молодой - …; широкий -...; толстый -...; узкий - …; сложный - …; сухой-….; горький - ... |
Слова с противоположным значением отсутствуют в словаре даже старшеклассников. Поэтому поиск антонимов на данный момент актуален до выпускного класса.
Обучение поиску антонимов к слову и дошкольников, и школьников надо начинать с простого. Школьники могут возмутиться простоте. Объясните, что надо разогреться. Усложните: отвечай прямо "в лёт". Как правило, ребята с ограниченным словарем уже имеют комплекс неудачника . Предложив сразу сложные (например, абстрактные) слова, можно получить полный отказ от занятий.
Смысловые противоположности в стихах
Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово
Высоко,
А ты ответишь:
Низко.
Скажу я слово
Далеко,
А ты ответишь:
… (близко).
Скажу я слово
Потолок,
А ты ответишь:
… (пол).
Скажу я слово
Потерял.
И скажешь ты:
… (нашёл).
Скажу тебе я слово
Трус,
Ответишь ты:
… (храбрец).
Теперь
Начало
Я скажу, -
Ну, отвечай:
… (конец) (Д. Чиарди)
Не люблю я слово «зной»,
Я в реке, в тени густой
И в бутылках лимонада,
А зовут меня?
(Прохлада)
Неприятель слова «смех».
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
И от счастья, и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? – Это…<
(Плач)
Не люблю я слово «лето».
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама!
Потому, что я – …?
(Зима)
Я противник шума, стука.
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха,
Для сна,
Да и в школе я нужна,
Называюсь? –
(Тишина)
Не бываю без начала,
Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
Называюсь я – …?
(Конец) (А. О. Белобрыкина)
Поиск антонимов для школьников
- Источники противоположных по смыслу слов, конечно же, словари. Работу начинаем с поиска Словаря антонимов русского языка (автор М. Р. Львов). Есть также отличный информационно-справочный ресурс _http://bravica.ws/ru/antonims.htm. Загрузив эту ссылку в поисковую строку (без черточки вначале ссылки), попадете прямо на нужную страницу. С каждой страницей работайте не один день. Каждый раз берите 10-20 пар слов (в зависимости от возраста и развития речи).
- Прочитайте сами внимательно все словарные пары "слово – его противоположность".
- Предложите подростку тоже прочитать.
- Пусть он назовет слово, а вы – противоположное по смыслу.
- Меняетесь ролями.
- Следующее занятие начните с повторения: вы называете слово, он – слово наоборот.
- Затем следующие 10-20 пар слов (по пунктам 2-5).
- Выбрать противоположное слово поможет Word. Наведите курсор на слово и нажмите правую клавишу мышки. В нижней части выпавшего меню будет пункт "Синонимы". От него перейдите по стрелке вправо и в новом меню вниз до пункта "Антонимы".
- Некоторые слова русского языка не имеют не имеют своей смысловой противоположности. Если ваш поиск антонима к слову не удался, на ресурсе грамота.ру это можно сделать в режиме реального времени.
Дети любят учить родителей в любом возрасте, поэтому изредка "ошибитесь" где-нибудь. Похвалите подростка, но не "в лоб", потому что это может быть воспринято как заискивание, а как бы между делом. Похвалите его кому-нибудь третьему, например, в телефонном разговоре с бабушкой, пришедшему с работы отцу и т. д., но так, чтобы подросток это слышал.
Упражняя дошкольника или школьника в поиске антонимов, вы значительно расширяете его словарный запас и уже только этим ускоряете мышление. Это как минимум. Не жалейте времени на полезное дело. Возможно, сначала будет трудно. Но дорогу осилит идущий! Сайт Нестандартные дети желает успехов своим читателям.
Разделы: Логопедия
Тема: Синонимы и антонимы.
Цель: обогащение, уточнение и активизация словарного запаса учащихся путем использования синонимов и антонимов в собственной речи.
Задачи урока:
коррекционно-образовательные:
Расширение у учащихся понятия синоним и синонимичный ряд, формирование у учащихся умения по преобразованию текста путем замены синонимов из синонимичного ряда;
коррекционно-развивающие:
Обогащение и активизация словарного запаса путем использования синонимов и антонимов в собственной речи, в работе с текстом;
коррекционно-воспитательные:
Воспитание у учащихся потребности в использовании синонимов в собственной речи.
ЗАНЯТИЕ №1.
Организационный момент.
Повторение.
На уроках русского языка вы знакомились со словами одной и той же части речи, обозначающие одно и тоже, но отличающиеся друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.
Вопрос: Вспомните, пожалуйста, как называются эти слова?
Ответ: Эти слова называются синонимы.
Актуализация внимания.
Игра "Подбери синоним".
Имя существительное - ребенок, пища, друг, сражение.
Имя прилагательное - смелый, старый, мокрый.
Глагол - говорить, бежать, думать.
Сообщение нового материала.
Мы уже выяснили, что синонимы различаются употреблением в речи и оттенками значения.
Например, слова дорога и тропинка имеют значение узкой полосы земли, устроенной или протоптанной для ходьбы. Но в предложении для уточнения значения они используются в зависимости от смысла предложения.
Составьте предложения со словами дорога и тропинка.
Например:
Дорога привела нас в поле.
На лесной тропинке мы встретили белку.
Закрепление.
Определите, сколько значений имеет слово завести в словосочетаниях.
(Учащиеся с помощью учителя определяют значение слова).
Из данных справа слов подобрать синоним к глаголу ЗАВЕСТИ, который дается в словосочетаниях:
Завести собаку. приобрести Завести песню. затеять Завести игру. привести в движение Завести порядок. начать Завести часы. установить
То же задание к прилагательному КРЕПКИЙ.
Итог занятия.
- Что нового вы узнали сегодня на занятии?
- Чему научились во время занятия?
ЗАНЯТИЕ №2.
Организационный момент.
Приветствие детей. Разминка:
- Сядьте, пожалуйста, те ученики, имя которых состоит из четырех букв.
- Сядьте, пожалуйста, те ученики, имя которых начинается на букву "И".
- Сядьте, пожалуйста, те, которые считают, что сегодня среда.
- Сядьте, пожалуйста, те, кто считает, что после осени наступит зима.
Повторение.
На предыдущих занятиях мы говорили с вами о синонимах.
Вопрос: Какие слова называются синонимами?
Синонимы - это слова одной и той же части речи, которые имеют одинаковое значение, но отличаются оттенками значения и употреблением в речи.
Вопрос: Для чего служат синонимы?
Синонимы служат для того, чтобы мы точно и образно могли выражать свои мысли.
Актуализация внимания.
Слова груда, ворох, кипа имеют одинаковое значение - горка чего-либо, сваленного в кучу. Но в предложении эти слова могут использоваться только со словами, походящими по смыслу.
Задание: Подберите к словам из правого столбика слова из левого столбика, подходящие по смыслу.
Например:
Закрепление.
Вставьте в словосочетание одно из слов, подходящих по смыслу:
Дружный - дружеский
:. коллектив
Дождевой - дождливый
Приготовить - сделать
: зарядку
: прическу
Итог занятия.
Сегодня мы с вами учились правильно употреблять синонимы в речи, подбирать к ним слова, подходящие по смыслу. Эта работа поможет вам при написании сочинений, изложений, где нужно правильно и точно выражать свои мысли.
ЗАНЯТИЕ №3.
Организационный момент.
Приветствие детей, проверка готовности к занятию.
Актуализация внимания.
Сегодня на занятии мы с вами будем работать с текстом. Вы будете учиться находить в тексте синонимы, заменять в тексте слова синонимами.
Подберите, пожалуйста, синонимы к следующим словам:
Друг - товарищ, приятель.
Буря - ураган, метель.
Красный - алый, пурпурный.
Открыть - отворить
Крепкий - прочный.
Упражнение (на карточках).
Прочитайте текст. Замените выделенное в тексте слово синонимами. Прочитайте полученный текст.
Был холодный зимний день. Дул холодный ветер. Пошел снег. Он падал на холодную землю. Озеро еще не замерзло, хотя вода в нем была холодной.
Какое слово выделено?
Слова для справок: прохладный, студеный, ледяной, морозный.
Упражнение (на карточках).
Вставьте пропущенные однокоренные синонимы.
1. В лесу стояли: (высотные - высокие) столетние сосны. В нашем городе много: (высоких - высотных) зданий.
2. К нам подошел: (соседний - соседский) мальчик. Мой друг живет в: (соседском - соседнем) доме.
3. Мальчик потерял на прогулке свою: (единую - единственную) пару перчаток. На стройке работал: (единственный - единый) дружный коллектив.
4. Работа в тетради
Задание (можно выполнять как группой, так и индивидуально): составьте и запишите в тетрадь предложения с синонимами:
Длинный - долгий
Подняться - встать
Малыши - ребята
Тайный - секретный
Свежий - чистый
Итог занятия.
Чему научились вы сегодня на занятии?
Сегодня мы с вами работали с текстом. Вы учились находить в тексте синонимы, заменять их синонимами, подходящими по смыслу. Эта работа поможет вам правильно и точно выражать свои мысли при общении, при написании сочинений и изложений.
ЗАНЯТИЕ №4.
Организационный момент.
Приветствие детей, разминка:
Игра "Наоборот" (можно использовать мяч).
А нам с тобой пришел черед
Играть в игру "Наоборот".
- Скажу я слово "высоко", а ты ответишь: (низко),
- Скажу я слово "далеко", а ты ответишь:(близко),
- Скажу я слово "потолок", а ты ответишь: (пол),
- Скажу я слово "потерял" и скажешь ты: (нашел).
- Скажу тебе я слово "сытый", ответишь ты: (голодный),
- Скажу "горячий" я тебе, ответишь ты: (холодный).
- Скажу тебе я слово "лечь", ты мне ответишь: (встать).
- Скажу потом тебе "отец", ты мне ответишь:(мать).
- Скажу тебе я слово "грязный", ты мне ответишь (чистый),
- Скажу я "медленный" тебе, ты мне ответишь:(быстрый).
- Скажу тебе я слово "трус", ответишь ты:(храбрец).
- Теперь "начало" я скажу, ты отвечай:(конец).
Сообщение нового материала.
На предыдущих занятиях мы с вами работали с синонимами. Мы учились подбирать синонимы к словам, правильно употреблять их в речи, составлять с ними предложения.
Сегодня мы с вами поработаем со словами, которые относятся к одной и той же части речи, но имеют противоположное значение.
Вспомните, пожалуйста, как называются эти слова?
Антонимы - это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
Чтобы подобрать антоним к слову, обозначающему предмет, нужно этот предмет сравнить с другим предметом и выбрать признак, по которому эти предметы будут различаться.
Вопрос: По каким признакам мы можем различать предметы?
- по времени: ранний - поздний, тогда - теперь, утро - ночь.
- по цвету: белый - черный, яркий - тусклый, бледный - румяный.
- по размеру: широкий - узкий, короткий - длинный, высокий - низкий.
- по месту: близко - далеко, подземный - надземный, вверх - вниз.
- по температуре: жара - холод, горячий - холодный, нагреть - остудить.
Закрепление.
Учитель читает детям отрывок из поэмы "Руслан и Людмила", делая логические ударения на словах - антонимах. Далее идет совместное объяснение и уточнение значения слов. И днем и ночью , то есть на протяжении суток (имеет временное значение), можно было бы сказать так: все время ходит кот ученый, но в таком случае трудно представить ученого кота в светлое время дня и темной ночью. Направо и налево (пространственное значение) - кот совершает движение по кругу сначала в одну сторону, а затем в другую. Антонимы использованы для выразительности.
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Работа в тетради.
Задание. Вставьте в предложениях пропущенные антонимы.
1. Осенью ночи длинные, а дни _______________.
2. Шкаф выше тумбочки, а тумбочка _________ шкафа.
3. Я пришел в школу раньше Насти, а Настя пришла ___________ меня.
4. Сегодня на улице теплее, чем вчера. Вчера было ________________, чем сегодня.
За маленьким погнался, а ________________ потерял.
Итог занятия.
Сегодня вы научились подбирать антонимы к словам, находить антонимы в тексте и составлять предложения, используя антонимы.
Список литературы.
- Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе / А.К.Аксенова. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 320 с.
- Воронкова, В.В. Русский язык: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / В.В. Воронкова. - М.: Просвещение, 2004. - 270 с.
- Гнездилов, М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе / М.Ф.Гнездилов. М.: Просвещение, 1965. - 270 с.
- Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений: учеб. пособие. - М.: Академия, 2000. - 200 с.
- Зикеев, А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка: учеб-метод. пособие. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 160 с.
- Зикеев, А.Г. Специальная педагогика: Развитие речи учащихся: учеб. пособие / А.Г.Зикеев. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский цент "Академия", 2005. - 200 с.
- Петрова, В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы / В.Г.Петрова. - М. : Педагогика, 1977. - 200 с.
- Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников / В.Г. Петрова, И.В.Белякова. - 2-е изд. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 160 с.
- Свириденков, В.П. Сборник упражнений по русскому языку для старших классов вспомогательной школы / В.П. Свириденков. М. : Просвещение, 1969. - 222 с.