Последние статьи
Домой / Материалы / Сказка «Ссора предлогов со всеми словами. Предлоги в стихах, картинках, заданиях и играх для детей Для чего нужен предлог из сказка

Сказка «Ссора предлогов со всеми словами. Предлоги в стихах, картинках, заданиях и играх для детей Для чего нужен предлог из сказка

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида»

г. Ногинска Московской области

ШМО УЧИТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ПЕДАГОГИКИ

Логопедическое занятие по коррекции дисграфии 3 класс

«Предлоги»

Свищева Е.М ., учитель-логопед

Зима в лесу.

Тема «Предлоги (обобщение)».

ЦЕЛИ:

Уточнять понимание предлогов из, с, над, из-за, через, между, от, к, на.

- упражняться в употреблении их с существительными в разных падежах

Дифферненцировать предлоги из-с, над-под, из – из-за.

- Учить составлять предложения с предлогами с опорой на схемы, по опорным картинкам и заданному предлогу.

Обучать анализировать предложения и составлять его схему. Развивать внимание, воображение, логическое мышление.

Обобщать и автоматизировать знания о зиме.

Воспитывать любовь и заботливое отношение к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Демонстрационный материал: наборное полотно; схемы предлогов; картина «Дерево»; предметные картинки на магнитах «Зимующие птицы»; кормушка, кормушка разрезная, схемы предложения (домики); картина «Зимовье зверей», картина «Зимний лес», аудизапись метели.

Раздаточный материал: схемы предложений; схемы предлогов; карточки-схемы «Составь предложение»; сюжетные картинки-сказки, карточки «вставь пропущенный предлог».

Организационный момент:

Гимнастика для мозга:

Восьмерки, написание букв в воздухе З, И, М, А

Зима в этом году выдалась очень снежная, холодная. Посмотрите на фотографии зимнего леса: как он красив! Волшебница зима заколдовала, запорошила его.

Маленькие елки,

И большие ели

Что-то приумолкли,

Что-то присмирели.

Снег с утра до ночи

Всё засыпать хочет,

А в лесу всё тише,

Снег всё выше-выше.

Ёлочки подружки

говорят друг дружке:

«Слишком много снега,

Тяжело макушке!»

Психогимнастика: Зима – холодное время года. Мы радуемся первому снегу, (включить звук метели) ёжимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до костей в морозную погоду. Нам нужно согреться, дуем на ладошки, потрём их, потрём щёчки, разотрём уши – вот мы и согрелись! Нам не страшен мороз!

Логопед:

Сегодня мы представим с вами, что оказались в зимнем лесу.

Рассматривают картину «Зима в лесу». Составление предложений.

Кого мы можем увидеть в лесу? (Лесных зверей и птиц )

Откуда спустилась пушистая белка? (Пушистая белка спустилась с ёлки )

Где лежит снег? (на деревьях )

Где прячется заяц? (под кустом)

От кого прячется заяц? (от лисы)

Что делает клёст? (клёст склонился над птенцом)

Откуда выглядывает птенец? (из гнезда)

Где застряла шишка? (в стволе дерева)

Повторение пройденного

В каждом предложении вы использовали маленькие слова-помощники. Как они называются? (ПРЕДЛОГИ)

- Для чего нужны предлоги в предложении? (предлоги служат для связи слов в предложении)

- Что вы знаете о правописании предлогов? (предлоги пишутся отдельно от других слов)

Между предлогом и словом можно вставить другое слово.

Логопед:

Вот их схемы (прил.1)

Логопед . Но прежде чем выполнить следующее задание мы разомнём наши пальчики.

(Пальчиковая гимнастика)

Мальчик с пальчик,

Где ты был?

(четыре раза сгибать большой палец левой руки)

Долго по лесу бродил.

(четыре раза сгибать большой палец правой руки)

Встретил я медведя, волка,

Зайку, ёжика в иголках.

(Большой палец правой руки поочерёдно соприкасаются со всеми другими)

Встретил белочку, синичку,

Встретил лося и лисичку

(Большой палец левой руки поочерёдно соприкасаются со всеми другими)

Всем подарки подарил

(сделать замок из ладоней)

Всяк меня благодарил

(четыре пальца последовательно сгибаются, благодарят-кланяются)

Я буду называть ряд слов, а вы как только услышите предлог – запишите его.

Стол, над, под, окно, береза. по, стоит, в, с, белый, на, около, перед, школа, бежит, к, друг.

Проверка.

Логопед: Так для чего нужны предлоги, и можно ли обойтись без них?

Ученик

Чудесный выдался денёк,

А я учу предлоги….

Я должен твёрдо знать урок:

У нас учитель строгий.

А я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

«Что значит- «ПО»?

что значит - «ЗА»?

И «ЗА» и «ПО» - предлоги…»

А хорошо бы ЗА порог

И мчаться ПО дороге!..

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить уроки.

Логопед:

Вот сейчас мы и представим нашу речь без предлогов (на доске текст без предлогов):

(За) ночь сильно похолодало . Удивительные узоры появились (на) окнах. Они сверкают (в) лучах солнца. Окна стали похожи (на) волшебную сказку.

Работа на индивидуальных досках (дети пишут и показывают нужный предлог)

Логопед:

Физкультминутка

Дети, как вы думаете, мы можем в лесу покататься на лыжах и на санках? Идите все сюда.

Мы катались на коньках,

Даже жарко стало!

В снежки играли на поляне,

Всё нам было мало!

Дружно мы на лыжи встали

И по снегу побежали,

А потом на санки сели,

Смело с горки мы слетели!

Птицы на дереве.

.. Согрелись? А кого мы можем еще встретить в зимнем лесу? (зимующих птиц)

Логопед:

Расположите у дерева птиц в следующем порядке:

Синичка летит над деревом.

Дятел стучит по дереву.

Воробей слетел с дерева.

Ворона ходит под деревом

Сорока подлетела к дереву.

Между воробьём и синичкой сидит снегирь.

А если сорока зайдёт ЗА дерево, откуда она будет выглядывать? (из-за дерева)

Если воробей будет под ёлочкой, откуда он вылетит? (из-под елочки)

Как вы думаете, что мы могли бы предложить птицам в такую холодную пору? (кормушку и корм)

Давайте на наше дерево повесим кормушку. Но сначала соберём её (собрать из разрезной картинки кормушку и прикрепить на дереве ).

Чтение стихотворения «Покормите птиц!» (ученик)

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Прослушивание аудиозаписи голосов зимующих птиц

Составление предложений по картинке, заданной схеме и опорному слову.

Лиса (прыгнула через) пенёк

Белка (живёт в) дупле

Волк (гонится за) зайцем

Заяц (спрятался под) кустом

Работа на карточках индивидуальных (вставь нужный предлог)

Прочитайте предложения из сказки, впишите недостающие предлоги:

В маленькой избушке тепло и уютно. Дым идет из трубы. Дружно живут звери на лесной полянке. Под крышей сидит кот. Свинья и баран выглядывают из окошка. Над ними ходит петушок. К зимовью подкрался волк.

Что хочется волку (съесть зверей). Удастся ему это? (дружные звери дадут отпор незваному гостю ) Хорошо жить в мире и согласии!

Итак, мы с вами прогулялись по зимнему лесу, увидели разных лесных зверей, помогли зимующим птицам. А повторили мы сегодня ПРЕДЛОГИ.

Задание 1. Прослушайте словосочетания, назовите предлог. С каждым словосочетанием придумайте предложение.

Спрятался за дерево. Скрылся за поворотом. Скрылось за тучами. Стояла за домом. Гнались за лисой.

Держала за руку. Бежала за Алешей. Дернула за рукав. Подросли за лето. Держалась за брата.

Задание 2. Вставьте в словосочетание пропущенный предлог за. Придумайте предложение с каждым словосочетанием.

Пошла... ягодами. Наблюдал … муравьями. Пошел... орехами. Следить... собой. Пошли... грибами. Получил... работу. Выполнил ….полчаса. Сидел ….столом. Скрылось …горизонтом.

Задание 3. Вспомните сказку «Репка». Расскажите, кто за кого держался. Какой предлог повторяется?

Образец ответа: Бабка за дедку. Внучка за бабку. И т. Д

Задание 4. Рассмотрите картинки и составьте по ним предложения.

(Логопед обращает внимание учеников на то, что есть такие предлоги, которые состоят из двух слов, просит выделить из второго предложения такой предлог.) (Мальчик выбегает из-за дерева.)

Задание 5. Прослушайте предложение, назовите сложный предлог, затем этот предлог со словом, к которому он относится.

Образец: из-за, из-за туч.

Солнышко выглянуло из-за туч. Из-за куста выскочил зайчик. Гости встали из-за стола. Из-за поворота выехала машина. Ученик встал из-за парты. Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор. Из-за шторы виднелись цветы. Дороги раскисли из-за дождей.

Задание 6 . Составьте предложения, используя слова со сложными предлогами.

из-за дома, из-за горы, из-за стола, из-за конуры, из-за машины, из-за поворота, из-за непогоды, из-за ветра, из-за болезни, из-за шкафа, из-за плохой оценки, из-за забора

Задание 7. Вставьте в предложение пропущенный предлог из-за. Произнесите предложение целиком.

Ребята не пошли в поход... плохой погоды. ... леса показалось солнце. Лена не пошла в театр... болезни. ... холодного ветра нельзя было продолжать путешествие. Маленькая обезьянка выглядывала... плеча дрессировщика.

Предлоги в стихах, картинках и играх для детей : материалы для речевых игр и занятий с детьми дошкольного возраста.

Предлоги в стихах, картинках, заданиях и играх для детей.

По данным исследований, предлоги появляются в речи детей позже, чем другие части речи. Сначала дети начинают употреблять в своей речи существительные, прилагательные и глаголы, затем – метоимения, наречия, числительные. И только после них – предлоги. Первые предлоги появляются у детей на третьем году жизни – в возрасте 2 лет 3 месяцев – 2 лет 6 месяцев (А.Н. Гвоздев).

Сначала малыши начинают использовать предлоги «у», «с», «из» («из дома», «с папой», «у окна». Затем – в возрасте от 2 лет 6 месяцев до 3 лет появляются слова «для», «после», «через», «под».

На пятом году жизни (данные Г.М. Ляминой) дети наиболее активно используют в быту предлоги «у», «в», «на», «с». В этом в возрасте редко употребляются предлоги, обозначающие точное местонахождение предмета («над», «между», «через», «до»). И практически не используются детьми пятого года жизни в повседневном общении предлоги «под», «перед», «около», «о». Дети в обычном общении в быту вместо предлогов предпочитают использовать словами «там», «тут» (наречиями места).

В возрасте 5-7 лет ребенок пользуется уже большим количеством разнообразных предлогов, правильно употребляя их в своей речи: на, в, за, под, к, от, по, около, из, с, над, из-за, из-под, через, между. Дети знают, что предлог – это отдельное слово. И могут посчитать, сколько слов в предложении с предлогом и выложить палочками схему предложения. Одна палочка – это одно слово. Например, в предложении «Мы идем в лес» — 4 слова. Соответственно, схема этого предложения будет выглядеть как ряд из 4 палочек, и дети в 6 лет уже понимают, что «в» — это отдельное слово в предложении

Освоение предлогов не так просто для детей, как это может показаться. Малыши часто пропускают предлоги в своей речи или путают их, допуская речевые ошибки. В занимательных речевых играх и игровых речевых упражнениях можно помочь малышам освоить предлоги и научиться точно и правильно, без ошибок употреблять их в своей речи.

Игры с предлогами для детей.

Перед тем, как проводить речевые игры с предлогами нужно выяснить, какие предлоги уже использует Ваш малыш и правильно ли он их употребляет.

Шаг первый.

Вам понадобится: мягкая игрушка – собачка, кошка, попугай или другой персонаж, который любит играть в прятки.

Пусть игрушка прячется в разных местах комнаты, а ребенок ищет, где она спряталась и называет ее местонахождение словами. Например: «Собачка в шкафу! А сейчас она под столом! На столе! За диваном! У окна! Между куклой и мишкой на полке!» В этой игре мы можем определить, правильно ли ребенок употребляет предлоги в своей речи.

Если Вы играете с игрушкой – кошкой, то используйте стихотворение — считалочку Н. Пикулевой:

Слышу, слышу, слышу, слышу,
Кто потопал и куда!
Кошка прыгнула на крышу
И пропала без следа!
Раз-два-три, четыре, пять,
Я иду её искать!

Пока говорятся слова считалочки, Вы прячете игрушку. На слова «я иду искать» ребенок открывает глаза и отправляется на поиски. Выигрыш присуждается, если малыш не просто нашел игрушку, но и назвал, где она пряталась. Если малышу трудно и он не справляется с заданием, то подскажите ему правильный ответ, при этом отметив для себя, что данный предлог еще не усвоен ребенком. В любом случае игра должна доставлять радость!

Очень важно, чтобы данная игра велась от лица игрушки – чтобы именно игрушка попросила поиграть с ней в прятки. Именно она задавала вопросы малышу и хвалила его, а в случае необходимости поправляла: «Где я спрятался? Назови! Точно, отгадал! Или: А вот и не отгадал. А не НА стуле была, а ЗА стулом!»

Шаг второй.

Вам понадобится: ящик или коробка (в которую можно положить игрушки), а также несколько игрушек.

Сначала вместе с ребенком договоритесь, где можно прятать игрушки в этой игре – проведите «тренировку». Попросите ребенка спрятать игрушку в коробку, на коробку, под коробку, за коробку, у (около) коробки, между коробкой и мишкой, перед коробкой. Так Вы проверите, понимает ли малыш значения разных предлогов, не путает ли он их.

Затем предложите малышу спрятать игрушку от Вас в одном из мест, которые Вы уже определили вместе с ним. А Вы будете отгадывать, где она.

Отвернитесь от ребенка, дайте ему время спрятать игрушку и задайте вопросы: «Собачка на коробке? Под коробкой? У коробки? За коробкой? В коробке?». Когда ребенок радостно скажет в подтверждении Вашей отгадки «Да, собачка … (например, в коробке)» повернитесь и проверьте, действительно ли игрушка в коробке. Если допущена ошибка, то исправьте – «Ой, собачки нет в коробке. Где же она? Вот она! За коробкой! Посади собачку в коробку, а теперь – за коробку. Где она сейчас спряталась? Правильно, за коробкой!»

Если ребенку 4-6 лет, то предложите ему спрятать от Вас несколько игрушек в разные места (в коробку, у коробки, за коробкой, под коробкой, на коробку и т.д.) и попробуйте отгадать, где что лежит. Затем повернитесь и вместе с малышом опишите правильное место расположения предметов: «Уточка в коробке. Бегемотик – за коробкой. Машинка – перед коробкой. Собачка – на коробке. Змейка – под коробкой». Посчитайте, сколько очков Вы получили в игре (1 очко – это одна отгадка). Потом поменяйтесь ролями.

В этой игре Вы сможете понять, насколько точно, правильно, свободно Ваш малыш употребляет предлоги и в чем ему нужна Ваша помощь.

Если ребенок неправильно употребляет предлоги, то нужно ему помочь серией увлекательных речевых игр, которые помогут уточнить и закрепить значения разных предлогов. Выберите игры из списка ниже в соответствии с теми проблемами, которые есть именно у Вашего ребенка (какие предлоги им не освоены).

Как проводить игры с предлогами?

Если ребенок путается во всех предлогах, то лучше всего игры проводить по этапам – от простого к сложному.

Этап 1 – игры с предлогами на, в, под, около – Вы их найдете в статье

Этап 2 – игры с предлогами между, за, перед – серию обучающих игр Вы можете прочитать в статье

Этап 3 – это речевые игры – путаницы с разными предлогами из этой статьи. К этим играм следует переходить тогда, когда ребенок уже знаком с предлогами и активно употребляет их в своей речи, но еще допускает ошибки.

Если ребенок достаточно хорошо освоил предлоги на, в, под, около, между, за, перед, то можно сразу же переходить к третьему этапу – то есть к играм из этой статьи.

Эффективнее всего малышами осваиваются предлоги в активных действиях самого ребенка (в таких заданиях, как спрятать, показать действие, найти), а не в занятиях по книжкам («покажи, где …»). Это означает, что малыш скорее усвоит предлог «на», посадив игрушечную собачку на будку, чем рассматривая картинку в книжке, на которой собачка сидит на будке. Путь здесь такой:

  • от игры с игрушками и предметами (ребенок сам активно действует предметами, расставляя их в нужное место и называя предлог)
  • к рассматриванию картинок (где? назови)
  • к решению задач без наглядной опоры – словесных задач без картинок и игрушек.

Буквально несколько активных речевых игр могут принести намного больше пользы в занятиях с трехлетним ребенком, чем долгое штудирование с ребенком книжки о предлогах. Ведь ребенок лучше всего познает мир и развивается, играя и активно действуя сам!

Игры с предлогами: идеи для занятий с дошкольниками.

Игра с предлогами «Живые картинки».

Одно из любимых упражнений детей с предлогами – это «живые картинки». Игра может проводиться в двух вариантах:

А) Дети (ребенок) разыгрывают сценки – пантомимы, изображая действия Ведущий отгадывает, что это за действие (ты поливаешь цветы ИЗ лейки, ты положил ложку НА стол, ты спрятал что-то ПОД стол и т.д.) Потом они меняются ролями в игре. Можно разыгрывать как отдельные действия, так и целостные сюжеты.

Б) Картинка – иллюстрация рассказа или стихотворения выкладывается ребенком на магнитной доске, фланелеграфе или коврографе. Можно инсценировать ситуации на столе с помощью реальных предметов под строчки стихов или небылиц. Ребенок выкладывает изображения – «живые картинки» в соответствии с текстом стихотворения или рассказа.

Предлоги в стихах и играх с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года)

Стихи с предлогами для детей 3-4 лет. З. Александрова. Что взяла – клади на место!

Прочитайте стихотворение З. Александровой и предложите ребенку разыграть его с помощью реальных предметов и игрушек – кукольной обуви и кроватки, настоящей кружки, буфета, подушки. В соответствии с текстом стихотворения малышу нужно будет разместить предметы.

Можно провести игру и так, чтобы задания из стихотворения выполняла кукла Оля, а потом малыш исправил ее ошибки и помог кукле справиться с заданиями мамы.

Шаг 1. Прочитайте стихотворение. Перед чтением объясните малышу, что слово «ботики» в стихе обозначает «ботинки». Инсценируйте стихотворение.

Шаг 2. Исправьте вместе с ребенком ошибки Оли – помогите ей всё расставить по местам. Расскажите вместе с ребенком, куда нужно было положить кружку (В буфет), подушку (НА кровать), ботинки (ПОД кровать).

«Это Оленьке известно:
Что взяла, клади на место!
Только девочка мала:
Забывает, где взяла.

На кроватку ставит кружку,
На паркет кладет подушку,
Прячет ботики в буфет.
Всё на месте или нет?

Если мама промолчала,
Надо делать всё сначала:
На буфет нести подушку,
На паркет поставить кружку,
Сунуть ботики в кровать…
Кажется, не так опять?

Оля смотрит виновато:
Нет, стояло всё не там…
Помогите ей, ребята,
Всё расставить по местам. (З. Александрова)»

Игра – путаница с предлогами для детей 3-5 лет. А.Валасина. Пирог.

Дети очень любят учиться увлекательно, любят юмор и неожиданные моменты. Именно поэтому я сочинила для речевых занятий с детьми юмористический стишок о предлогах. Это стихотворение – путаница, веселая игра со словами. Попробуйте и Вы поиграть в эту веселую и полезную для развития речи ребенка игру!

Для игры Вам понадобятся игрушки (картинки или предметы): кошка, корзина, картина.

Прочитайте с малышом стихотворение и выложите с помощью предметов или картинок то, о чем рассказал мальчик (по тексту стиховторения). Затем выложите те путаницы, которые у него получились. Спросите ребенка, что перепутал мальчик? Пусть он исправит его ошибки. В конце стихотворения расставьте все вещи на свои места и назовите с ребенком, где они находятся (на стене, под картиной, в корзине, у корзины)

Текст стихотворения:

Как-то раз я ждал гостей — много взрослых и детей.
Вкусный яблочный пирог очень ловко я испёк.
Вытер пыль и пол помыл. И цветы везде полил.
Вот я посмотрел вокруг, сочинились строчки вдруг:
«На стене висит картина, а под ней стоит корзина.
В той корзине кошка спит. Рядом с ней клубок лежит».
Вот и рифма получилась, очень складно всё сложилось.
Чтобы строчки не забыть я решил их повторить:
«У стены стоит картина, а под нею спит корзина.
На стене клубок висит, кошка на клубке лежит».
Ой, слова все заблудились и стихи не получились!
Что ж, придётся мне опять эти строчки повторять:
«На стене висит корзина, а в корзине той картина.
У корзины кошка спит, а под ней клубок лежит».


Что-то перепутал я. Помогите мне, друзья!
Вместе будем мы опять эти строчки повторять:
« На стене висит…(картина). А под ней стоит …(корзина).
В той корзине кошка спит. Рядом с ней…(клубок лежит)».
Вот теперь порядок полный! Ждёт всех нас пирог огромный!

Рассмотрите картинки и найдите на них путаницы – небылицы. Назовите вместе с ребенком, где находятся предметы и где они должны быть нарисованы.

Игра с предлогами для малышей. «Курочка и цыплята».

Для игры Вам понадобятся игрушки или картинки: курочка и цыплята. Аналогичную игру можно провести и с другими игрушками – например, коза и козлята, кошка и котята, утка и утята, овечка и ягнята (в зависимости от того, что есть у Вас дома).

Прочитайте ребенку стишок (или спойте песенку):

Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки —
Желтые цыплятки!

Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зернышки ищите!

Съели толстого жука,
Дождевого червяка,
Выпили водицы
Полное корытце!

Предложите ребенку закрыть глаза, а Вы в это время спрячете фигурки цыплят. Используйте для этого те картинки и предметы, которые есть у Вас дома (можно спрятать за книжку, за игрушечное дерево, под кукольной скамеечкой, на машине и т.д.).

Давайте поможем курочке собрать ее деток. Где они спрятались? (попросите малыша найти цыплят и назвать, где они находятся): «Где спрятались цыплята? Правильно, вот один – НА крыльце. А второй? Да, ЗА крыльцом. А третий цыпленок где? Под домом. На пруду. Под кустом. Откуда прибежал цыпленок к маме — курочке? Из-под дома. А этот откуда? Из-за куста. А этот цыпленок где спрятался? На травке у пруда и т.д.»

Речевая игра с предлогом «за». Отгадай, кто спрятался за домом?

Еще одно стихотворение, которое замечательно подходит для закрепления правильного употребления в речи детей предлога «за» — спрятались за домом (за кустом, за машиной, за забором и другие варианты).

Мы сейчас играем в прятки,
А в игре одни загадки.
Не могу найти я Сашу,
Настю, Диму и Наташу.
Никого нет за кустом,
За крыльцом и за столбом.
Мне немножечко обидно,
Что друзей совсем не видно.
Где теперь ребят искать?
Обойду весь двор опять.
Чьи же ноги за машиной?
Там присели Настя с Димой.
Сашу где искать с Наташей?
Вот они, в подъезде нашем.
Не скажу я даже вам,
Куда спрячусь после сам. (В. Пузырев)

После чтения стихотворения поиграйте с детьми в игру «Отгадай, кто спрятался за домом» (за деревом, за кустом и т.д.). Для этого возьмите картинку, изображающую дом, и картинки разных зверюшек и птиц. Прячьте по очереди картинки зверюшек и птиц за силуэтом дома так, чтобы была видна только одна часть изображения живоного. По этой части дети пытаются догадаться, кто спрятался за домом.

Аналогично можно провести игру «Отгадай, кто спрятался за кустом , (за забором, за деревом)»

Пример картинок для такой игры Вы найдете

Предлоги в играх и стихах с детьми старшего дошкольного возраста

(5-7 лет)

Стихи с предлогами для детей 5-7 лет. М. Яснов. Предлоги

Это юмористическое стихотворение лучше всего инсценировать с группой детей. Но если Вы занимаетесь с одним малышом, то можно использовать картинки и располагать их на доске или на листе бумаги в соответствии с текстом стихотворения. Либо разыграть сценку с игрушками на столе.

Сидел прохожий на скамье,
Держал в руках кулек.
А над скамьей сидел скворец,
А под - лежал бульдог.

И тот, в траве, сидящий под,
И тот, что над , в листве,
Глядели на того, кто на , -
Верней на то, что в.

Тогда прохожий взял кулек
И вынул пирожок.
Часть бросил над, часть кинул под,
А остальное - в рот.

И каждый принялся жевать,
Верней, один - клевать.
Пришлось для этого ему
Слететь и прыгать у .

Так теплый, мягкий пирожок
Был съеден от и до,
А смятый маленький кулек
Попал в карман пальто.

И полетел один по-над,
Другой полез из-под
И рядом с третьим побежал
За, перед -
И вперед! (Михаил Яснов)

Шаг 1. Прочитайте стихотворение целиком и предложите поиграть в него – сделать «живые картинки».

Шаг 2. Перечитайте первые два четверостишия и попросите малыша выложить картинку (прохожий на скамье, в его руках кулек, над скамьей на дереве скворец, под скамьей собака)

Шаг 4. Прочитайте последнее четверостишие и спросите малыша, отгадал ли он, кто это такие и что они делают. Кто «полетел по – над»? По – это по чему? (по небу) Над – это над чем? (над листвой, над деревьями) Кто полез из-под? Из-под чего он вылез? (из-под скамейки) С кем он побежал? За кем? Перед кем?» (перед прохожим). Разыграйте сценку с игрушками.

Шаг 5. Расскажите эту историю своими словами вместе с малышом, разыграв мини-спектакль — импровизацию. Помогайте ребенку началом фраз: «Однажды прохожий…. Он сел.. (куда?). Его бульдог… (что сделал?) и так далее»

Стихи с предлогами для детей 5-7 лет. У куста растет ромашка. Развиваем словотворчество и сочиняем небылицы – стихи с предлогами вместе с детьми.

Это стихотворение легко инсценировать с ребенком.

Идеи для этой игры с предлогами:

Вариант 1. Вырежете из бумаги простые силуэты — ромашку, букашку, куст, пташку, рубашку, речку, мост.

Вариант 2. Речкой может быть синяя атласная ленточка или полоса бумаги. Мостом – кирпичик из строительного набора. Кустом – зеленый полуовал из картона. Букашкой может стать красный маленький кружок, пташкой – серый овал среднего размера. Рубашкой – силуэт из бумаги в форме буквы Т. Используйте предметы – заместители, развивающие воображение малышей. И выложите картинку в соответствии с текстом стихотворения.

У куста растёт ромашка.
Под кустом сидит букашка.
Над кустом летает пташка.
На кусте висит рубашка.

Почему? Да потому!
Потому что за кустом —
Возле речки, за мостом —
Сохнет мокрый рыболов,
Без рубашки, без штанов.
Дома удочку забыл
И руками рыб ловил.
Так увлёкся, что споткнулся,
У реки в тоске сидит,
Сохнет, мёрзнет и грустит.

Поиграйте затем в небылицы – придумывайте необычные строчки с предлогами, которые малыш будет инсценировать – выкладывать из картинок в соответствии со значением предлога.

Здесь очень важно, что ребенок при выкладывании картинок будет ориентироваться именно на значение предлогов, а не на жизненную привычную логику. Это более трудная задача.

Варианты наших с детьми путаниц – небылиц по этому стихотворению для «живых картинок»:

Небылица – путаница с предлогами 1.

У куста летает пташка.
На кусте растет ромашка.
У реки сидит букашка.
На мосту висит рубашка.

Небылица – путаница с предлогами 2.

Под мостом висит рубашка,
На мосту растет ромашка.
За кустом сидит букашка,
Над кустом летает пташка.

Небылица – путаница с предлогами 3.

На кусте растут букашки,
Под мостом растут ромашки,
У реки летает пташка,
А в реке живет букашка.

Обычно дети в 4-5 лет охотно сочиняют в продолжение этой игры свои небылицы с предлогами. Например,

На сосне живет рубашка,
Под сосной висит букашка,
У сосны летает пташка
А в сосне растет ромашка!

Поощряйте такую игру детей со словами. Она свидетельствует о развитии языкового чутья у ребенка, помогает ему экспериментировать со словами, звуками, слогами, развивает его языковые и творческие способности. Записывайте небылицы – перевертыши и другие сочинения малышей. Дошкольный возраст – возраст лингвистической одаренности! Но он так быстро проходит! Используйте его возможности на 100%!

Игра с предлогами для детей 5-7 лет. «Котята».

Вам понадобятся: картинки «котята» (5 штук) или игрушечные котята (5 штук)

Прочитайте ребенку стихотворение и попросите его спрятать котяток (куда котята спрятались, малыш узнает из стиха). Затем спросите, откуда выбежал Снежок? (из сапожка) А Мурзик откуда выпрыгнул? (Из корзинки). Матрешка откуда спрыгнула? А Василинка? А откуда выбежал Гришка? (Из шкафа).

Предложите малышу придумать новые места в комнате, куда он спрятал бы котят и назвать (за шкафом, между столом и креслом, под диваном и т.д.)

Затем сыграйте с ребенком в прятки. Пусть ребенок спрячет котят, а Вы будете отгадывать и называть, где они находятся. Затем поменяйтесь ролями. Обязательное правило в игре – называть место, где находится котенок, словами. Только в этом случае считается, что котенок найден и можно поменяться ролями.

Стихотворение к игре с предлогами «Котята»

Как-то раз одни котятки
Поиграть решили в прятки :
Первый прыгнул в сапожок —
Котик маленький Снежок.
Мурзик спрятался в корзинке,
А под столик Василинка.
С синим бантиком Матрёшка
Притаилась у окошка.
Ну, а самый шустрый Гришка
В шкаф забрался, шалунишка!
Вот как малые котятки
Поиграть решили в прятки.
Очень долго их искали,
Только где они, не знали,
Лишь потом, к молочной миске
Прибежали быстро киски.
Раз, два, три, четыре, пять —
Вот и в сборе все опять! (Е. Горева)

Игра с предлогами «Прятки в лесу».

Это стихотворение очень хорошо подходит для инсценировки с группой детей старшего дошкольного возраста или для разыгрывания в театре игрушек или театре картинок. В нем встречаются предлоги «в», «за», «на», «до», «под». После инсценировки можно придумать новые места, в которые могли спрятаться лесные жители и назвать их (в берлоге, в дупле, под пнем, на ветке и т.д.)

Расскажу я вам, ребятки,
Как играли звери в прятки.
Собрались они в лесочке.
Кто попрятался за кочки,
Кто на дерево залез,
Кто ушел поглубже в лес,
А зеленый крокодил –
Он водил.
К кенгуру скакал сынок,
Добежал и в сумку скок!
Мишка косолапый
Спрятался за папой.
А бобрята, как всегда,
Добежали до пруда
И туда!
Вот жираф-акселерат
Росту своему не рад.
Где ж ему укрыться
С высотой пять тридцать.
Передумал он играть:
«Лучше буду наблюдать.
Мне с такого роста
Все увидеть просто».
Колючие ежата
Спрятались под елку.
Их там совсем не видно,
Они как ель – в иголках,
А крокодил в чащобу
Забраться не захочет.
И вот сидят ежата
И шепотом хохочут.
Обиделся Зеленый,
Под нос себе бормочет,
Что он устал и больше
Играть уже не хочет.
Играть сегодня в прятки
Мне больше нет охоты,
Теперь меня пусть ищут»
И плюхнулся в болото. (А. Прокофьев)

Игра «Как убегала белка от лисы»

В этой речевой игре малыш запоминает дорогу белки и повторяет ее по картинкам, используя предлоги.

Игра с предлогами «Найди ошибку» (для детей 5-7 лет).

Предложите ребенку найти, какие ошибки допустил Незнайка. Придумывая предложения с ошибками, включайте в них типичные ошибки Вашего малыша. Дополняйте эти сложные для ребенка случаи употребления предлогов просто веселыми и легкими примерами, чтобы ребенку нравилось играть в эту речевую игру и чтобы посмеяться вместе с ним. Например,

  • Мы пошли до магазина (мы пошли в магазин)
  • Я сорвал яблоко над дерева (я сорвал яблоко с дерева)
  • Птенчики выпали от гнезда (птенчики выпали из гнезда)
  • Я возьму игрушку у шкафа (я возьму игрушку из шкафа)
  • Кошка прыгнула от стула (кошка прыгнула со стула)

Стихи — загадка с предлогами для детей 6-8 лет.

В 6-7 лет детей знакомят с термином «предлог» и объясняют, что предлоги- это «маленькие слова». Поможет Вам в этом стихотворение:

У дороги кот сидит.
За дорогой дом стоит.
До дороги добегу,
Под дорогой перейду —
Там подземный переход.
От дороги пёс идет.
На дороге – постовой,
Над дорогой – облака.
Шли к дороге мы с тобой
Два часа издалека.
Нам в рассказе о дороге
Очень помогли… (предлоги )


Игры с предлогами всегда очень интересны и занимательны! Желаю Вам и Вашим малышам успехов в овладении родным языком! И еще хочу сказать, что почти все эти игры можно будет проводить и на иностранном языке, когда малыш подрастет.

Цели урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания о предлогах.
  2. Тренировать в умении согласовывать предлог с именем существительным.
  3. Развивать устную и письменную речь.
  4. Расширять активный словарный запас.
  5. Развивать интерес к предмету.
  6. Расширять знания о русском языке.

Оборудование:

  • Схема маршрута.
  • Рисунки: Иван-Царевич, Елена-Прекрасная, Баба-Яга в избушке на курьих ножках, ступа, Кащей Бессмертный, шкатулка с заданием, задания на карточках (шифровки), картинки с рисунками.

Ход урока

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

1 ученик:

Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я!
Она трудна, но без нее
Плохое было бы житье!

2 ученик:

Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!

II. Сообщение темы и цели урока:

Учитель: Сегодня, ребята, мы будем закреплять тему предлоги. На прошлом уроке вы учились выделять предлоги из речи и писать их раздельно с другими словами. Сегодня нам эти знания пригодятся, потому что мы попадем в сказку, где нас ждет много испытаний.

– Вы готовы к работе?

– Тогда сказка начинается !!!

III. Минутка чистописания.

Жили-были Иван-Царевич и Елена-Прекрасная. Однажды гуляли они в роще, и вдруг налетел вихрь и унес Елену. Опечалился Иван-царевич, упал на землю и залился горючими слезами. А березка над ним шелестит: “Не плачь, добрый молодец! Найдешь ты Елену-Прекрасную у Кащея Бессмертного в невиданной стране.”

Отправился Иван-Царевич в далекий путь. Долго ли, коротко ли шел он– на пути встретилась река, а моста нет. Только веревка с одного берега на другой протянута, а на веревке той задание.

Справится с ним Иван, значит, удержится на веревке и перейдет через реку.

– Поможем Ивану-Царевичу?

Учитель: Открыли тетради, записали число. Классная работа. Тему урока.

Задания на веревочке такие:

1. Какая часть речи повторяется в словах: на берегу, на веревочке, на мосту -на.

– Как пишутся предлоги со словами?

– Надо красиво прописать этот предлог – 1 строчку, с секретом.

на на на на на на на на на на на на на на на на на на на на на на

2. Надо прописать предлог “на” со словами:

2 строчка – на веревке на веревке на веревке на веревке на веревке на веревке на веревке

– Вспомните “правила написания секретика”.

– Что же надо знать о предлогах?

IV. Словарная работа.

Учитель: Итак, ребята, с вашей помощью Иван-Царевич благополучно миновал реку. А за ней – лес. Лесная тропинка привела Ивана к избушке на курьих ножках. Вошел он в избу и видит: сидит на лавке Баба-Яга.

Увидела царевича и говорит: “Знаю, зачем пришел Иван-Царевич. Но сначала помоги мне разобраться с этими словами”.

– Поможем, ребята?

На доске: (на) м... розе (в) ин.е (с) к...ньками (без) с...лазок (по) гол...леду

– Надо вставить пропущенную букву в словах и раскрыть скобки, в скобках записаны предлоги.

– Что надо помнить о предлогах?

К доске 1 ученик: Рядом записать правильно слова. Выделить ударную гласную, подчеркнуть безударную. Проверка, (с помощью сигналов)

– Для чего служат предлоги?

– Перед какой частью речи не бывает предлогов? (Перед глаголами.)

– Что можно сказать об этой группе слов? (оценить!)

V. Работа по теме.

Учитель: “Вот теперь” – говорит Баба-Яга, – “могу дать тебе волшебный клубочек, который укажет дорогу к Кашею”.

“Нет”, – говорит Иван-Царевич, – “Мне надо скорее”.

– Дай мне лучше ступу свою.

– Что же, бери. Да только, чтобы она взлетела, надо выполнить следующее задание:

– Найди ошибки, которые допустил при письме Незнайка.

Читает учитель (написано сзади ступы).

Наполянке, утропинки
Пробиваются травинки.
Сбугорка ручей бежит,
А поделкой снег лежит
Б. Заходер

– О каком времени года говорится?

– Какие же ошибки допустил Незнайка?

– Какое правило надо знать?

Задание: – Выпишите эти слова с предлогами правильно. Подчеркните орфограмму. Проверка с помощью сигналов. 1 ученик читает –

На поляне, у тропинки, с бугорка, под елкой.

VI. Индивидуальная работа.

Учитель: " Молодец! Иван-Царевич! Я открою тебе два секрета Кащея.

1) Игла, в которой заключена смерть его хранится в шкатулке под троном. Открыть эту шкатулку можно, выполнив задание написанное на ней.

2) А чтобы войти во дворец Кащея, надо справится с замком, на котором много цветных кнопок.

– Как с ним справится зашифровано на трех карточках

– Поможем Ивану-Царевичу?

(Учитель раздает 3 перфокарты ученикам). Ребята приступают к работе.

VIII. Физкультминутка.

Легкие прыжки – 1, 2, 3
Мелкие шажки – 1, 2, 3
Вот и вся зарядка – 1, 2, 3
Мягкая посадка – 1, 2, 3

IX. Упражнения на правописание предлогов.

Учитель собирает перфокарты у трех уч-ся, работавших индивидуально.

Учитель: Увидел Кащей Бессмертный, что идет к нему Иван-Царевич, и решил притвориться добреньким, а сам задумал дело хитрое.

Тем временем Иван-Царевич справился с шифровками, которые дала ему Баба-Яга, и разгадал секрет замка:

Нажать желтую кнопку. (Учитель демонстрирует перфокарты.)

Оценка учащихся за перфокарты.

Учитель: Иван-Царевич появился перед Кащеем, а тот говорит ему так ласково: “За Еленой-Прекрасной пришел, добрый молодец?

– Давай мирно договоримся. Выполни всего одно задание мое. Выполнишь – забирай Елену-Прекрасную, а не выполнишь – голова твоя с плеч долой!”

– Делать нечего, согласился Иван.

Задание такое, говорит Кащей:

– Посмотрите на предметы, которые здесь изображены. Надо записать их вместе с предлогами I вариант II вариант

– Какое правило надо помнить

– Что такое предлог?

X. Закрепление изученного.

Учитель: – Выполнил Иван-Царевич задание, но не захотел Кащей Бессмертный выполнить свое обещание. Выхватил тогда Иван меч, и стали они сражаться. Шаг за шагом все ближе подбирается Иван к трону. Вот уже и схватил он шкатулку с иглой. На шкатулке той – задание:

– В данном предложении указать изученные части речи. Подчеркнуть главные члены предложения.

Иван сделал доброе дело.

– Как вы понимаете это предложение? Оценка.

– Выполнил Иван-Царевич задание, в тот же миг шкатулка и открылась.

Иван взял в руки иглу и переломил ее. Кащей упал замертво, а в стене открылась потайная дверь и вышла Елена-Прекрасная.

Поблагодарила его Елена-Прекрасная, и отправились они в свое царство. Сыграли свадьбу и стали жить в мире и согласии.

XI. Подведение итогов

1) – Какую пользу принес вам этот урок?

– Достигли ли вы своей цели?

2) Оцени свою работу на уроке знаком “+” (у детей перфокарты с записанными словами) :

– внимательно слушал – активно работал,
– рассуждал,
– правильно отвечал,
– проявлял старание,
– красиво писал,
– усвоил тему урока.

3) Кто получил 4 плюса и меньше? 5, 6, 7?

4) А теперь найдите среднее арифметическое своих оценок, полученных в течение урока, и проверьте, подтвердилась ли ваша самооценка?

5) Кто на уроке работал на 5, 4, 3?

ХП. Награждение.

– Все сегодня на уроке старательно работали.

Иван-Царевич за активную помощь ему награждает вас своим орденом – орденом своего царства.

– Спасибо вам, ребята за урок!

XIII. Домашнее задание.

Из любимой сказки выписать 5 слов с предлогами.

Чтобы грамоте учиться,
Очень нужно потрудиться,
И, добиваясь всех похвал,
Надо, чтобы ты все знал!

112. Рассмотрите записи. Какие предлоги здесь "спрятались"? Запишите их.

На, по, до, за, из, в, с, у, о, к, об, над.
Около, без, для, под, про.

Упражнение 113, с. 52

113. Рассмотрите рисунки. Прочитайте предлоги.

Под, на, над, за, около, по, с, в.

  • Составьте предложение по любому рисунку. Запишите его.

На ветке щебечет птичка .
Под деревом растут грибы .
Над нами пролетела ласточка .
За конурой прячется кошка .
Около собаки стоит миска с косточкой.
По небу плывут облака .
В небе светит солнце .
Курочка с цыплятами гуляет по двору.

  • Подчеркните в предложении грамматическую основу.

Упражнение 114, с. 53

114. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы, а в сочетания слов подходящие по смыслу предлоги.

Сок из зе мля ники, приехал из Мо сквы, ра ботал в ма га зине, катался на ко ньках, жи л в де ревне, чай с саха ром, пришё л из школы, гулял на ули це, листь я берёзы.

Упражнение 115, с. 53

115. Прочитайте. Вставьте в предложения пропущенные предлоги.

Путешествие паучка

Паучок спустился со стебля на листок, с листка на цветок. Собрал свои восемь ног вместе к голове, брюшко повернул к небу. Ветерок оторвал паучка от цветка. Летит паучок над травой на паутинке. Зацепилась паутинка за травинку, порвалась.
сущ. гл. пр. прил. сущ.
Паучок отлетел в зелёную траву.

В. Бианки.

  • Придумайте и запишите к тексту заголовок.
  • Укажите, какой частью речи является каждое слово в последнем предложении.

Упражнение 116, с. 54

116. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы. Под каждым именем существительным запишите другое, но с тем же предлогом.

в па льто над бе рёзой
в море над городом

без па льто около де ревни
без перчаток около леса

из ме тро для мальчи ка
из школы для мамы

Упражнение 117, с. 54

117. Прочитайте. Чем интересны выделенные слова?

Раз приснился Коле сом ,
Он катился колесом
И среди травы сухой
Угодил в котёл с ухой .