Домой / Отопление / Урок на тему «Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Ь после шипящих на конце наречий Ь после шипящих на конце наречий

Урок на тему «Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Ь после шипящих на конце наречий Ь после шипящих на конце наречий

2 МаршрутМаршрутМаршрутМаршрут Правило Опорный конспект Распределительный диктант 1 Распределительный диктант 2 Объяснительный диктант Лексическая работа 1 Лексическая работа 2 Творческая работа Комментированное письмо Аббревиатурный диктант Зрительный диктант Самостоятельная работа Контрольный диктант














9 Свеж?, сторож?, хорош?, проч?, обжеч?ся, прибираеш?ся, не мороч? голову, с плеч?, замуж?, сплош?, настеж?, навзнич?, наотмаш?, невтерпёж?, плющ?, замуж?, сплош?, плюш?, линюч?, пустош?, мимо дач?, трескуч?, из-за туч?, уж?(сущ.), уж?(нар.), полноч?, стрич?, ключ?, нареж?, ткач?, бреш?, пилиш?, горяч?, училищ?, обознач?те, чуш?, удач?, богач?, неуч?, с куч?, завуч?, живуч?, могуч?, жеч?, подстрич?ся, решиш?ся, среж?те, леч?, смаж?те, передач?, задач?. Объяснительный диктант












15 Издалек? пр?летевший скворец заглядывает в открытую настеж? дверь. Дача еще н?кем (не) занята. Скворцу невтерпеж? занять ее. Дно домика сплош? усыпа(н, нн)о пухом. Дача в хорошем месте: поблизости пруд. Есть и соседи. Сообща ле?че гнать проч? ворон. Лиш? подумал об этом, а вороны летят к домику. Но дружная семья соседей (не) допустила н?кого к домику скворца. Комментирование


16 Издалека прилетевший скворец заглядывает в летное отверстие, словно в открытую настежь дверь. Дача еще никем не занята. Скворцу невтерпеж занять ее. Дно домика сплошь усыпано пухом. Дача в хорошем месте: поблизости пруд. Есть и соседи. Сообща легче гнать прочь ворон. Лишь подумал об этом, а вороны летят к домику. Но дружная семья соседей не допустила никого к домику скворца. Проверка






19 Мелькнуло солнце из-за туч?, И был горяч? последний луч?. Стал вечер ясен и хорош?. Чуть-чуть заметна листьев дрож?. Бил под горой студеный ключ?. Цвел ландыш?, нежен и пахуч?. Вдруг вышел на поляну еж. Спросить его мне невтерпеж?: «Кому спешиш? ты, еж?, помоч?..» Зрительный диктант


20 Мелькнуло солнце из-за туч_, И был горяч_ последний луч_. Стал вечер ясен и хорош_. Чуть-чуть заметна листьев дрож ь. Бил под горой студеный ключ_. Цвел ландыш_, нежен и пахуч_. Вдруг вышел на поляну еж_. Спросить его мне невтерпеж_: «Кому спе шишь ты, еж_, помочь?..» Проверка


21 1 вариант. Вскач? умчаться, гора с плеч?, грезиш? и мечтаеш?, иш? ты, наотмаш? удариш?, проч? от пожарищ?, уж? смерклось, устроиш?ся в экипаж?. 2 вариант. Выйдеш? замуж, залеч? обоч?, назнач?те вернисаж?, не хватает пастбищ?, расстроиш?ся от неудач?, становится невмоч?, упасть навзнич?, щелоч? Прольеш?, как биш? его? 3 вариант. Блестящ?, вручаеш? брош?, испеч? кулич?, настеж? отворяеш?, невмоч? стереч?, невтерпеж? дожидаться, роскош? не утаиш?, спряч?те ключ?. Самостоятельная работа


22 Расставьте знаки, объясните правописание Ь. Черныш? лёг навзнич? подставил обетре/н,нн/ое лицо под пр?ятные удары дождевых кап?ль. Двери комнаты были открыты /на/стеж? Обе собаки разом поднялись с судорожным лаем ринулись проч? от коня и?чезли в темн?те. Он изо всей силы /на/отмаш? ударил рукой лош.дь по крупу она пов?рнулась и брос?лась /в/скач? назад. Контрольный диктант

Мягкий знак на конце наречий всегда пишется после шипящих ч и ш .

После ж мягкий знак не пишется. Исключение: настежь .

Например: (уйти) прочь ; (ударить) наотмашь ; (выйти) замуж ; (открыть окно) настежь (искл.).

Таблица. Наречия, оканчивающиеся на шипящую

Повторение. Мягкий знак после шипящих на конце разных частей речи

Глагол

На конце глаголов после шипящих всегда пишется мягкий знак. Это касается всех глагольных форм:

Глаголов во 2-м лице единственного числа настоящего времени: читаешь , смотришь ;

Глаголов в повелительном наклонении: режь , ешь , мажь ;

Глаголов в неопределённой форме: жечь , печь , стеречь .

Имя прилагательное

Прилагательные в краткой форме, оканчивающиеся на шипящие, никогда не имеют мягкого знака на конце. Например: могуч , свеж , хорош .

Имя существительное

Мягкий знак на конце существительных после шипящих пишется только в словах женского рода 3-го склонения. Например: дочь , ложь , вещь .

Все остальные существительные, оканчивающиеся на шипящие, пишутся без мягкого знака:

Существительные мужского рода 2-го склонения в именительном падеже.

Например: камыш, товарищ, ландыш;

Существительные женского рода 1-го склонения во множественном числе в родительном падеже: (много) груш, туч, луж .

Список литературы

  1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
  3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой - 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. - 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
  1. Дидактические материалы. Раздел «Наречие» ().
  2. Наречие как часть речи ().
  3. Наречие как часть речи ().
  4. Части речи в русском языке ().
  5. Культура письменной речи. Наречие ().

Домашнее задание

Упражнение № 265. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание № 1. Определите, к какой части речи (в какой форме) относятся слова; вставьте, где это необходимо, мягкий знак.

1. Линюч.., горяч.., свеж.., пахуч.., хорош...

2. Дач.., задач.., туч.., рощ...

3. Назнач.., умнож.., намаж...

4. Стрич.., печ.., жечь, убереч...

5. Муж.., пейзаж.., камыш...

6. Мелоч.., тиш.., глуш...

7. Едеш.., спиш.., молчиш...

8. Вскач.., настеж.., замуж.., невтерпеж...

Задание № 2. Перепишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы.

1. Настеж... ворота тяжелые (Бл.). 2. Уж... сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, да только все не впрок (Крыл.). 3. Ты напроч... уходишь, чужая (Нар.). 4. Под гору вскач..., а как на гору - хоть плачь (Посл.). 5. Офицер ударил Остапа наотмаш... хлыстом поперек лица (Пауст.). 6. До горизонта, до самого края, сизая, серо-зеленая, сплош... ходит, крутыми валами играя, июньская рожь (В. Бок.). 7. Какой-то зверь одним прыжком из чащи выскочил и лег, играя, навзнич... на песок (Л.). 8. Мы шли дорогой, сплош... покрытой бурыми прошлогодними листьями (Купр.). 9. Как ни часто приходилось молодице невтерпеж..., под косой трава валилась, под серпом горела рожь (Н.).

Цель урока:

Познакомиться с новой орфограммой «Буква Ь после шипящих на конце наречий»

Повторение написания Ь после шипящих в различных частях речи ;

развитие устной и письменной речи ;

воспитание интереса к предмету .

Оборудование и материал :

Учебник , раздаточный материал (карточки и кроссворд ), компьютер с медиа - проектором и презентация ).

Ход урока :

1. Орг . момент .

2. Разминка

Встречаеш рассвет, золотая рож, шалаш сторожа, интересная вещ, достич цели, лес дремуч,

кустарник колюч, зажеч костер, назнач дежурного.

Разминка (ответ)

Встречаешь рассвет, золотая рожь, шалаш сторожа, интересная вещь, достичь цели, лес дремуч,

кустарник колюч, зажечь костер, назначь дежурного.

3. Осложненное списывание

Помощ(?), стереч(?), горяч(?), спряч(?), много туч(?), съёжиш(?)ся, дремуч(?), пустош(?), съеш(?)те, разденеш(?)ся, шалаш(?), плющ(?), запряч(?), полноч(?), отреж(?)те, чертеж(?), улыбнёш(?)ся, береч(?), мимо рощ(?), свеж(?), кирпич(?), из груш(?), ландыш(?), пахуч(?), замаж(?)те, монтаж(?), меч(?), стрич(?), много луж(?), удилищ(?), с плеч(?).

Помощь, стеречь, горяч, спрячь, много туч, съёжишься, дремуч, пустошь, съешьте, разденешься, шалаш, плющ, запрячь, полночь, отрежьте, чертеж, улыбнёшься, беречь, мимо рощ, свеж, кирпич, из груш, ландыш, пахуч, замажьте, монтаж, меч, стричь, много луж, удилищ, с плеч.

4. Правило по теме

На конце наречий Ь пишется после Ч и Ш.

После буквы Ж мягкий знак пишется только в слове настежь.

Например: сплошь, навзничь, уж, замуж, невтерпёж

Известно, что после шипящих,

В конце наречия стоящих,

Как правило мы пишем мягкий знак.

К примеру:

«Темень сплошь».

К примеру:

«Навзничь ляг».

А если кто запамятовал всё ж,

Пока точки не поставил,

Что случай: «уж».., «замуж»…, «невтерпёж»

Есть жизнеисключение из правил.

Работа с учебником страницы 33-34

5. Закрепление.

Мчатся вскач(?), открывается настеж(?), сплош(?) усыпано, выйти замуж(?), уйти проч(?), ударить наотмаш(?), упасть навзнич(?).

Мчатся вскачь, открывается настежь, сплошь усыпано, выйти замуж, уйти прочь, ударить наотмашь, упасть навзничь.

6. Работа по карточкам.

Карточка 1

десять тысяч (Р. п. мн. ч.);

оставшаяся мелочь (ж. р.);

ждать невтерпёж (нар., искл.);

пресечь (глагол) попытку;

ответ исчерпывающ (кр. прил.);

известный скрипач(м. р.);

отрежьте по линии (глагол);

место стрельбищ (Р. п. мн. ч.);

обнаружена течь (ж. р.);

рухнул навзничь (нареч.);

добрый чуваш (м. р.);

обеспечьте (глагол) охрану.

Карточка 2

раскрытие краж(Р. п. мн. ч.);

материал линюч (кр. прил.);

никогда не забудешь (глагол);

вернулся за полночь (нареч.);

хорошо смажьте (глагол);

не купить калош (Р. п. мн. ч.);

деревянный гараж (м. р);

какая-то блажь (ж. р.);

выйти замуж (нареч.,искл.);

сведущ (кр. прил.) в данном вопросе;

смышленая мышь (ж. р.);

последний матч (м. р.);

оплату отсрочьте (глагол);

залечь (глагол) в засаде.

1. Оставшаяся мелочь, пресечь попытку, отрежьте по линии, обнаружена течь, рухнул навзничь, радуешься, обеспечьте охрану – 7.

2. Никогда не забудешь, вернулся за полночь, хорошо смажьте, какая-то блажь, смышленая мышь, оплату отсрочьте, залечь в засаде – 7.

7. Физминутка

Раз - подняться, подтянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - за стол тихонько сесть.

8. Заполните кроссворд, вписав в него наречия

1. Проучишь, хранилищ, наотмашь, угрожающ;

2. Замуж, тягач, задач, могуч;

3. Прочь, страж, тягуч, льешь;

4. Наследуешь, перережьте, заискивающ, невтерпеж;

5. Училищ, вскачь, толочь, помощь;

6. Молодежь, забудешь, отрежьте, навзничь;

7. Настежь, передач, блестящ, бородач.

Ответ на кроссворд


9. Найдите пару:


Проверка

1. Настежь

3. Бег галопом

4. Навзничь

4. Вверх лицом

5. Наотмашь

5. Размахнувшись

6. Невтерпеж

6. Невыносимо

7. Стать чьей - нибудь женой

10. Домашнее задание

Творческое задание:

Составить 8 предложений с изученной орфограммой «Мягкий знак после шипящих на конце наречий»

11. Подведение итогов.

Цели урока:

I. Образовательные:

1. Формирование навыка написания мягкого знака после шипящих на конце наречий.

2. Повторение орфограмм, связанных с написанием мягкого знака после шипящих в различных частях речи.

3. Повторение орфограмм, связанных с дефисным, слитным написанием наречий.

4. Употребление наречий в тексте.

5. Активизация словаря учащихся.

6. Повторение фразеологизмов.

II. Воспитательные:

1. Воспитание любви к русскому языку.

2. Формирование навыков контроля и самоконтроля.

3. Формирование познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

III. Развивающие:

1. Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык.

2. Развитие умения аргументировать, доказывать.

3. Расширение кругозора, познавательного интереса.

4. Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

Оборудование урока:

1. На рабочем столе учащихся: учебник, тетради, ручки и карандаши.

2. Таблица "Буква Ь после шипящих на конце слова".

3. Портрет Царя, Царевны, Царевича (работы учащихся).

4. Материал для самостоятельной работы.

5. СD-ROM "Уроки русского языка Кирилла и Мефодия.7 класс."

6. Презентация урока.

Структура урока:

I. Организационный этап.(2мин.)

II. Этап проверки домашнего задания.(8 мин.)

1. Выполнение упражнения в учебнике (3 мин.)

2. Тренировочные упражнения:

В)Употребление фразеологизмов, содержащих наречия (3 мин.).

Д) Использование наречий в речи (3 мин).

3. Самостоятельная работа (3 мин.)

V. Подведение итогов урока, домашнее задание.(3 мин.)

I. Организационный этап. (2 мин.)

Добрый день, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке мы побываем в тридевятом царстве, тридесятом государстве, в котором жил-был Царь. (Показать портрет Царя). Он очень любил свой язык, иногда сочинял стихи. Послушайте одно из них:

Открываешь настежь двери.
Прогоняешь скуку прочь.
Вскачь пускаешься и веришь,
Что напишешь всё точь-в-точь.
Так, как надо: вот шипящий,
Вот за ним есть настоящий,
Без подделки мягкий знак-
Без него нельзя никак.
Так в конце он засияет,
Что кому-то "пять" поставят.

Ребята, сегодня нам предстоит изучить новую тему: "Мягкий знак после шипящих на конце наречий". Найдите в данном стихотворении наречия с мягким знаком на конце после шипящих (настежь, прочь, вскачь, точь-в-точь). На уроке мы познакомимся с правописанием таких слов.

II. Этап проверки домашнего задания. (8 мин.)

Царь в тридевятом царстве, тридесятом государстве в свободное от чтения книг и сочинения стихов время любил ловить рыбу, да необычную. Сегодня нам придётся помочь Царю в этом деле. Проверяем домашнее задание. Вам необходимо поймать рыбу. Положив её в ведро, где написан "Ь" или не написан "Ь". Объясните свой выбор. (Один из учеников объясняет правописание слова. Другие должны "поймать" рыбу на эту же орфограмму.)

Самостоятельно сформулируйте правила написания Ь после шипящих на конце слова.

(Во время проверки домашнего задания учащимися составляется таблица.)

Слова для "рыбной ловли".

1. Линюч, горяч, свеж, пахуч, хорош.

2. Дач, задач, туч, рощ.

3. Назначь, умножь, намажь.

4. Стричь, печь, жечь, уберечь.

5. Муж, пейзаж, камыш.

6. Мелочь, тишь, глушь.

7. Едешь, спишь, молчишь.

Буква Ь после шипящих на конце слова

Часть речи

Не пишется

Имя существительное

женский род, единственное число, 3-е склонение: рож ь, ноч ь, глуш ь, вещ ь мужской род, единственное число: нож , врач , шалаш , товарищ
множественное число: много дач

Краткие имена прилагательные

свеж , пахуч, хорош
2-е лицо, единственное число: умываеш ь - умываеш ься ;
повелительное наклонение: спряч ь - спряч ьте ;
неопределенная форма: испеч ь, зажеч ь
настеж ь, навзнич ь, сплош ь уж , замуж , невтерпеж

Когда пишется Ь после шипящих на конце имён существительных? (Ь пишется на конце имён существительных женского рода 3 склонения).

Когда пишется Ь на конце имён прилагательных и глаголов? (Ь пишется в неопределённой форме глагола, в окончании глаголов 2 лица единственного числа, в повелительном наклонении. На конце имён прилагательных Ь не пишется.)

III. Объяснение нового материала.(5 мин.)

Молодцы, помогли Царю столько много рыбы поймать на очень красивом озере, которое находится не так далеко от владений Царя. Но Царю пришлось спускаться с небольшой горы, а подниматься с тяжёлой ношей нелегко. И всегда, поднимаясь в гору, он вспоминает пословицу:

С горы вскачь, а в гору хоть плачь.

Объясните в данной пословице правописание слова "плачь". (Глагол повелительного наклонения, пишем Ь). В каком случае в данном слове не будет писаться Ь? (Если это будет существительное мужского рода.)

Скажите, ребята, какой частью речи является слово "вскачь"? (Наречие, обозначает признак действия и отвечает на вопрос как?.) Это слово содержит орфограмму, с которой мы должны познакомиться на уроке.

В русском языке существует не так много наречий, оканчивающихся на шипящую. Чтобы запомнить, как они пишутся, нужно выучить любое из двух правил.

Первое. На конце наречий после шипящих пишется Ь, кроме трёх исключений: уж, замуж, невтерпёж. Предположим, нам надо решить нужен или не нужен Ь на конце слова "вскачь". Мы должны лишь проверить, нет ли нашего слова среди исключений. Если нет - поставить Ь.

Рассуждение по второму правилу. Мы должны посмотреть, какая шипящая на конце. Если это буквы Ш или Ч, то Ь нужен, если это буква Ж (кроме настежь), то не нужен.

Оба правила приводят к одному и тому же результату, давайте проверим.

IV. Закрепление нового материала:

1. Выполнение упражнения в учебнике.(2 мин.)

Ребята, сейчас мы выполним упражнение 263 на странице 120.

Мчатся вскачь, открывается настежь, сплошь усыпано, выйти замуж, уйти прочь, ударить наотмашь, упасть навзничь.

Объясните орфограммы в словах мчатся, усыпано. Объясните лексическое значение слов "наотмашь" (сильно размахнувшись), "навзничь"(опрокинувшись на спину, вверх лицом ).

2. Тренировочные упражнения (18 мин.).

А) Запись слов в соответствующий столбик (5 мин.).

Царя дома с рыбалки ждала единственная дочь, которая выросла на его глазах и очень часто стала повторять отцу: "Уж, замуж, невтерпёж". Он ждала приезда заморского царевича, чтобы побыстрее выйти за него замуж. Но Царь решил устроить Царевичу испытания, прежде чем тот станет мужем её дочери. Нам нужно будет помочь Царевичу, чтобы соединились любящие сердца.

Царевич отправил Царевне письмо, в котором сообщал о своём ближайшем приезде. Но Царь перепутал все конверты. Поможем Царевне разобрать конверты и прочитать письмо Царевича.

(Учащиеся заполняют таблицу в тетради).

1. Тягуч, колюч, скрипуч.

2. Настежь, невмочь, уж, точь- в- точь.

3. Смерч, врач, брошь, полночь, сторож.

4. Срежь, уберечься, стеречь, удивляешь.

Б) Объяснение орфограмм в стихотворении (2 мин.).

Молодцы. Справились с заданием. Помогли Царевне найти письмо Царевича. А в конверте оказалось ещё и такое вот стихотворение:

Ты мне снишься в несбыточном сне
про весенний Париж:
по-кошачьи сидишь на окне
и по-рыбьи молчишь.
(М.Алексеева)

Объясните орфограммы в данном стихотворении: снишься, несбыточном, по-кошачьи, по-рыбьи, молчишь. Царевна прочитала письмо Царевича.

В) Употребление фразеологизмов, содержащих наречия (2 мин.).

Какое было настроение у Царя, вы можете узнать, отгадав изображённые на рисунке фразеологизмы, в которых есть наречия:

1. Волосы встают дыбом - становится невыносимо страшно.

2. Голова идёт кругом - кто-либо теряет способность соображать от множества дел, забот, переживаний.

4. Жить припеваючи - вести беззаботный образ жизни.

Г) Вставьте в предложение нужное по смыслу наречие (2 мин.).

Даже ночью Царю снились кошмарные сны.

Царю приснилось, что он был Дон Кихотом. Он вскочил на своего деревянного коня и вскачь понёсся по царству. Ему было невтерпёж сразиться со злыми волшебниками, которые убегали от него прочь и прятались в зарослях крапивы. Он наотмашь рубил крапиву, пока не споткнулся и не упал навзничь .

Д) Использование наречий в речи (2 мин).

Царь был грустным, выдавал царевну замуж, она должна была уехать заграницу (иностранное государство, зарубежные страны). Какой частью речи является слово "заграницу"? (Наречие .) Царевич примчался в тридевятое царство, чтобы просить руки Царевны у её отца.

Давайте послушаем разговор Царя и Царевича. (Двое учащихся читают диалог. На голове одного из них корона, у другого - сабля.) Как называется разговор двух лиц? (Диалог)

Как живёте?

Нормально.

А с царством как?

Нормально.

Вы, говорят, болели простудой? Теперь всё в порядке?

Нормально.

Хорошо, значит?

Ну, я же говорю - нормально.

Странно вы говорите:

Почему? Нормально.

Вы считаете - нормально?

Нормально.

"Да-а,- грустно подумал я. - Странно:А ведь когда- то был вполне нормальный человек." (А.Шибаев)

Что значит слово "нормально"?(Нормально: соответствующий норме, обычный; психически здоровый). Почему его нельзя использовать так, как в диалоге Царя и Царевича?

3. Самостоятельная работа (3 мин.).

После данного разговора Царь подумал, что Царевич плохо владеет русским языком.Царь решил отдать Царевну за Царевича при одном условии: если тот сможет найти в задании строчку, в которой во всех словах пишется Ь и прочитать текст древней рукописи. Поможем Царевичу справиться с этим заданием.

Представьте, что вы нашли древнюю рукопись на забытом языке. Грамматика этого языка такая же, как у нас теперь, а смысл большинства слов утрачен. Попробуйте догадаться, где нужно поставить Ь.

Мелестная девеж.. притясла комейный боромож..

Лусый морош.. увертал чуленую велоч..

Молодцы. Вот и сказке конец, а Царевич ведёт Царевну под венец.

V. Подведение итогов урока, домашнее задание (3 мин.).

Поможет подвести итоги нашей работы на уроке тестирование на компьютере.

1. Какая часть речи в правиле написания Ь после шипящих имеет исключения? Наречие.

2. Какие согласные русского языка называются шипящими? Ш,Щ,Ч,Ж.

3. Почему в глаголах шипящая и Ь могут оказаться не на конце слова? Постфикс.

4. Сколько в русском языке частей речи, в которых на конце слова возможна шипящая?6 частей речи: имя сущ., имя прил., глаг., нар., местоим., частица.

(Программа выставляет оценку учащимся).

И нет у нас иного достояния!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страдания,
Наш дар бессмертный - речь. (И.Бунин)

Цели урока:

I. Образовательные:

1. Формирование навыка написания мягкого знака после шипящих на конце наречий.

2. Повторение орфограмм, связанных с написанием мягкого знака после шипящих в различных частях речи.

3. Повторение орфограмм, связанных с дефисным, слитным написанием наречий.

4. Употребление наречий в тексте.

5. Активизация словаря учащихся.

6. Повторение фразеологизмов.

II. Воспитательные:

1. Воспитание любви к русскому языку.

2. Формирование навыков контроля и самоконтроля.

3. Формирование познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

III. Развивающие:

1. Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык.

2. Развитие умения аргументировать, доказывать.

3. Расширение кругозора, познавательного интереса.

4. Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

Оборудование урока:

1. На рабочем столе учащихся: учебник, тетради, ручки и карандаши.

2. Таблица "Буква Ь после шипящих на конце слова".

3. Портрет Царя, Царевны, Царевича (работы учащихся).

4. Материал для самостоятельной работы.

5. СD-ROM "Уроки русского языка Кирилла и Мефодия.7 класс."

6. Презентация урока.

Структура урока:

I. Организационный этап.(2мин.)

II. Этап проверки домашнего задания.(8 мин.)

1. Выполнение упражнения в учебнике (3 мин.)

2. Тренировочные упражнения:

В)Употребление фразеологизмов, содержащих наречия (3 мин.).

Д) Использование наречий в речи (3 мин).

3. Самостоятельная работа (3 мин.)

V. Подведение итогов урока, домашнее задание.(3 мин.)

I. Организационный этап. (2 мин.)

Добрый день, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке мы побываем в тридевятом царстве, тридесятом государстве, в котором жил-был Царь. (Показать портрет Царя). Он очень любил свой язык, иногда сочинял стихи. Послушайте одно из них:

Открываешь настежь двери.
Прогоняешь скуку прочь.
Вскачь пускаешься и веришь,
Что напишешь всё точь-в-точь.
Так, как надо: вот шипящий,
Вот за ним есть настоящий,
Без подделки мягкий знак-
Без него нельзя никак.
Так в конце он засияет,
Что кому-то "пять" поставят.

Ребята, сегодня нам предстоит изучить новую тему: "Мягкий знак после шипящих на конце наречий". Найдите в данном стихотворении наречия с мягким знаком на конце после шипящих (настежь, прочь, вскачь, точь-в-точь). На уроке мы познакомимся с правописанием таких слов.

II. Этап проверки домашнего задания. (8 мин.)

Царь в тридевятом царстве, тридесятом государстве в свободное от чтения книг и сочинения стихов время любил ловить рыбу, да необычную. Сегодня нам придётся помочь Царю в этом деле. Проверяем домашнее задание. Вам необходимо поймать рыбу. Положив её в ведро, где написан "Ь" или не написан "Ь". Объясните свой выбор. (Один из учеников объясняет правописание слова. Другие должны "поймать" рыбу на эту же орфограмму.)

Самостоятельно сформулируйте правила написания Ь после шипящих на конце слова.

(Во время проверки домашнего задания учащимися составляется таблица.)

Слова для "рыбной ловли".

1. Линюч, горяч, свеж, пахуч, хорош.

2. Дач, задач, туч, рощ.

3. Назначь, умножь, намажь.

4. Стричь, печь, жечь, уберечь.

5. Муж, пейзаж, камыш.

6. Мелочь, тишь, глушь.

7. Едешь, спишь, молчишь.

Буква Ь после шипящих на конце слова

Часть речи

Не пишется

Имя существительное

женский род, единственное число, 3-е склонение: рож ь, ноч ь, глуш ь, вещ ь мужской род, единственное число: нож , врач , шалаш , товарищ
множественное число: много дач

Краткие имена прилагательные

свеж , пахуч, хорош
2-е лицо, единственное число: умываеш ь - умываеш ься ;
повелительное наклонение: спряч ь - спряч ьте ;
неопределенная форма: испеч ь, зажеч ь
настеж ь, навзнич ь, сплош ь уж , замуж , невтерпеж

Когда пишется Ь после шипящих на конце имён существительных? (Ь пишется на конце имён существительных женского рода 3 склонения).

Когда пишется Ь на конце имён прилагательных и глаголов? (Ь пишется в неопределённой форме глагола, в окончании глаголов 2 лица единственного числа, в повелительном наклонении. На конце имён прилагательных Ь не пишется.)

III. Объяснение нового материала.(5 мин.)

Молодцы, помогли Царю столько много рыбы поймать на очень красивом озере, которое находится не так далеко от владений Царя. Но Царю пришлось спускаться с небольшой горы, а подниматься с тяжёлой ношей нелегко. И всегда, поднимаясь в гору, он вспоминает пословицу:

С горы вскачь, а в гору хоть плачь.

Объясните в данной пословице правописание слова "плачь". (Глагол повелительного наклонения, пишем Ь). В каком случае в данном слове не будет писаться Ь? (Если это будет существительное мужского рода.)

Скажите, ребята, какой частью речи является слово "вскачь"? (Наречие, обозначает признак действия и отвечает на вопрос как?.) Это слово содержит орфограмму, с которой мы должны познакомиться на уроке.

В русском языке существует не так много наречий, оканчивающихся на шипящую. Чтобы запомнить, как они пишутся, нужно выучить любое из двух правил.

Первое. На конце наречий после шипящих пишется Ь, кроме трёх исключений: уж, замуж, невтерпёж. Предположим, нам надо решить нужен или не нужен Ь на конце слова "вскачь". Мы должны лишь проверить, нет ли нашего слова среди исключений. Если нет - поставить Ь.

Рассуждение по второму правилу. Мы должны посмотреть, какая шипящая на конце. Если это буквы Ш или Ч, то Ь нужен, если это буква Ж (кроме настежь), то не нужен.

Оба правила приводят к одному и тому же результату, давайте проверим.

IV. Закрепление нового материала:

1. Выполнение упражнения в учебнике.(2 мин.)

Ребята, сейчас мы выполним упражнение 263 на странице 120.

Мчатся вскачь, открывается настежь, сплошь усыпано, выйти замуж, уйти прочь, ударить наотмашь, упасть навзничь.

Объясните орфограммы в словах мчатся, усыпано. Объясните лексическое значение слов "наотмашь" (сильно размахнувшись), "навзничь"(опрокинувшись на спину, вверх лицом ).

2. Тренировочные упражнения (18 мин.).

А) Запись слов в соответствующий столбик (5 мин.).

Царя дома с рыбалки ждала единственная дочь, которая выросла на его глазах и очень часто стала повторять отцу: "Уж, замуж, невтерпёж". Он ждала приезда заморского царевича, чтобы побыстрее выйти за него замуж. Но Царь решил устроить Царевичу испытания, прежде чем тот станет мужем её дочери. Нам нужно будет помочь Царевичу, чтобы соединились любящие сердца.

Царевич отправил Царевне письмо, в котором сообщал о своём ближайшем приезде. Но Царь перепутал все конверты. Поможем Царевне разобрать конверты и прочитать письмо Царевича.

(Учащиеся заполняют таблицу в тетради).

1. Тягуч, колюч, скрипуч.

2. Настежь, невмочь, уж, точь- в- точь.

3. Смерч, врач, брошь, полночь, сторож.

4. Срежь, уберечься, стеречь, удивляешь.

Б) Объяснение орфограмм в стихотворении (2 мин.).

Молодцы. Справились с заданием. Помогли Царевне найти письмо Царевича. А в конверте оказалось ещё и такое вот стихотворение:

Ты мне снишься в несбыточном сне
про весенний Париж:
по-кошачьи сидишь на окне
и по-рыбьи молчишь.
(М.Алексеева)

Объясните орфограммы в данном стихотворении: снишься, несбыточном, по-кошачьи, по-рыбьи, молчишь. Царевна прочитала письмо Царевича.

В) Употребление фразеологизмов, содержащих наречия (2 мин.).

Какое было настроение у Царя, вы можете узнать, отгадав изображённые на рисунке фразеологизмы, в которых есть наречия:

1. Волосы встают дыбом - становится невыносимо страшно.

2. Голова идёт кругом - кто-либо теряет способность соображать от множества дел, забот, переживаний.

4. Жить припеваючи - вести беззаботный образ жизни.

Г) Вставьте в предложение нужное по смыслу наречие (2 мин.).

Даже ночью Царю снились кошмарные сны.

Царю приснилось, что он был Дон Кихотом. Он вскочил на своего деревянного коня и вскачь понёсся по царству. Ему было невтерпёж сразиться со злыми волшебниками, которые убегали от него прочь и прятались в зарослях крапивы. Он наотмашь рубил крапиву, пока не споткнулся и не упал навзничь .

Д) Использование наречий в речи (2 мин).

Царь был грустным, выдавал царевну замуж, она должна была уехать заграницу (иностранное государство, зарубежные страны). Какой частью речи является слово "заграницу"? (Наречие .) Царевич примчался в тридевятое царство, чтобы просить руки Царевны у её отца.

Давайте послушаем разговор Царя и Царевича. (Двое учащихся читают диалог. На голове одного из них корона, у другого - сабля.) Как называется разговор двух лиц? (Диалог)

Как живёте?

Нормально.

А с царством как?

Нормально.

Вы, говорят, болели простудой? Теперь всё в порядке?

Нормально.

Хорошо, значит?

Ну, я же говорю - нормально.

Странно вы говорите:

Почему? Нормально.

Вы считаете - нормально?

Нормально.

"Да-а,- грустно подумал я. - Странно:А ведь когда- то был вполне нормальный человек." (А.Шибаев)

Что значит слово "нормально"?(Нормально: соответствующий норме, обычный; психически здоровый). Почему его нельзя использовать так, как в диалоге Царя и Царевича?

3. Самостоятельная работа (3 мин.).

После данного разговора Царь подумал, что Царевич плохо владеет русским языком.Царь решил отдать Царевну за Царевича при одном условии: если тот сможет найти в задании строчку, в которой во всех словах пишется Ь и прочитать текст древней рукописи. Поможем Царевичу справиться с этим заданием.

Представьте, что вы нашли древнюю рукопись на забытом языке. Грамматика этого языка такая же, как у нас теперь, а смысл большинства слов утрачен. Попробуйте догадаться, где нужно поставить Ь.

Мелестная девеж.. притясла комейный боромож..

Лусый морош.. увертал чуленую велоч..

Молодцы. Вот и сказке конец, а Царевич ведёт Царевну под венец.

V. Подведение итогов урока, домашнее задание (3 мин.).

Поможет подвести итоги нашей работы на уроке тестирование на компьютере.

1. Какая часть речи в правиле написания Ь после шипящих имеет исключения? Наречие.

2. Какие согласные русского языка называются шипящими? Ш,Щ,Ч,Ж.

3. Почему в глаголах шипящая и Ь могут оказаться не на конце слова? Постфикс.

4. Сколько в русском языке частей речи, в которых на конце слова возможна шипящая?6 частей речи: имя сущ., имя прил., глаг., нар., местоим., частица.

(Программа выставляет оценку учащимся).

И нет у нас иного достояния!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страдания,
Наш дар бессмертный - речь. (И.Бунин)