Последние статьи
Домой / Внутренняя отделка / Что такое власть кратко. Значение слова «власть

Что такое власть кратко. Значение слова «власть

любая закрепленная социальными отношениями возможность настаивать на своем даже при наличии сопротивления, независимо от того, в чем эта возможность выражается.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВЛАСТЬ

POWER) Существуют различные взгляды на проблему власти. Согласно Веберу, власть - это вероятность того, что индивид в рамках социальных отношений сможет осуществлять свою волю в преследовании целей действия, несмотря на оказываемое сопротивление. Схожим образом Вебер определял «господство» как вероятность того, что тот или иной приказ встретит повиновение у данной группы людей. Из этого определения следует, что (1) власть осуществляется индивидами и таким образом предполагает выбор, деятельность (agency) и намерение; (2) идея власти связана с представлением о деятельности, то есть о достижении индивидом желаемых целей; (3) власть осуществляется по отношению к другим индивидам и может порождать сопротивление и конфликты; (4) власть подразумевает существование различий в интересах между теми, кто обладает ею, и теми, кто ее лишен; (5) власть негативна, она приводит к ограничениям и депривации подчиненных. Вебер утверждал, что власть приобретает качества авторитета тогда, когда люди считают ее осуществление легитимным. Одно из критических замечаний относительно веберовского подхода состоит в том, что при свойственном ему акценте на деятельности и принятии решений из виду упускается то, что непринятие решений также может быть осуществлением власти. Например, неспособность действовать или отказ от действия могут свидетельствовать о неравной власти. Носители власти могут также формировать потребности или интересы подчиненных. Так, в случае с рекламными кампаниями осуществление власти проявляется в искусственном создании потребностей. Веберовское определение власти позволяет сформулировать проблему противоположности «реальных» и «субъективных» интересов. В марксистской социологии власть рассматривалась как структурное отношение, существующее независимо от воли индивидов. Представления о деятельности и намерениях не являются существенными для такого определения, поскольку существование власти рассматривается как следствие классовой структуры обществ. Так, Н. Пулантцас (Poulantzas, 1978) определял власть как способность одного класса реализовывать свои интересы в противостоянии с другими классами. С этой точки зрения власть характеризуется следующим: (1) она не может быть отделена от экономических и классовых отношений; (2) она предполагает классовую борьбу, а не просто конфликты между индивидами; (3) анализ власти невозможен без рассмотрения способа производства. Принятие теми, кто лишен власти, господства тех, кто ею обладает, объясняется в рамках марксистской традиции с помощью понятия гегемонии, разработанного Грамши. Одним из аспектов гегемонии является способность господствующего класса навязывать классу подчиненному определенную идеологию (или мировоззрение), поддерживающую его господство. Идеи, распространяемые средствами массовой коммуникации, системой образования и другими организациями гражданского общества (например, церковью и профсоюзами), интернализуются подчиненными и формируют их взгляды на общество, в результате чего вырабатывается ложное классовое сознание. Дальнейшее развитие эта концепция получила в работах Альтюссера. В американской социологии власть не рассматривалась с точки зрения неизбежного конфликта и принуждения. Т. Парсонс определяет власть как позитивную социальную способность к достижению целей сообщества; таким образом, власть рассматривается по аналогии с деньгами в экономике как обобщенная способность обеспечивать достижение общих целей социальной системы. Однако с этой точки зрения трудно провести различие между властью и влиянием. Действительно, Р. Дал (Dahl, 1970) определяет «власть», «авторитет» и «влияние» как «отношения влияния», при этом влияние рассматривается как способность одного индивида изменять поведение другого. Таким образом, власть не сконцентрирована в рамках правящей элиты, она широко распространена во всем обществе. При этом считается, что политическая система является открытой и плюралистической, предоставляя возможность всем членам сообщества участвовать в определенной степени в политическом процессе. Общепринятым является проведение различий между плюралистическим, марксистским и веберовским подходами к власти. Предполагается, что плюралистические теории рассматривают власть как нечто рассеянное в пространстве всей политической системы, тогда как, согласно марксистской социологии, власть сконцентрирована в пределах правящего класса. Вебер же подчеркивал значение силы и определял государство в качестве института, обладающего монополией на ее применение. Тем не менее, данные различия являются упрощенными. Например, Дал отмечал, что власть сконцентрирована в руках меньшинства, называемого им «политическим классом», однако он защищал либеральную демократию от нападок со стороны марксистов, которые подчеркивали, что экономически правящий класс управляет обществом в целом. Он также неявно поддерживал веберовский взгляд на государство как на легитимную монополию на применение силы. Современные подходы к власти испытали значительное влияние Фуко, который сосредоточивался на осуществлении власти посредством дискурса и экспертного знания, а также на ее локальных проявлениях и проявлениях на микроуровне. Он подчеркивал как созидательный, так и негативный эффекты власти. Все попытки определить власть подтверждают трудность соотношения понятий деятельности и структуры в социологии. Существуют серьезные разногласия относительно того, следует считать власть чем-то интенциональным или структурно обусловленным или и тем, и другим. Кроме того, существующие определения оказываются неспособными соотнести противоречивые взгляды на власть, с одной стороны, как на нечто репрессивное и принудительное, с другой - как на нечто созидательное и предоставляющее определенные возможности. Власть - это спорное понятие, использование которого неизбежно вызывает критические вопросы о ценности и точке зрения. См. также: Конфликта теория; Лидерство; Плюрализм; Санкция. Лит.: Clegg (1989)

Отличное определение

Неполное определение ↓

Лекция:


Власть, её источники и виды

Мы переходим к изучению политики – деятельности, направленной на завоевание, утверждение и использование власти.

Властью называется возможность управлять людьми и навязывать им свою волю.

Власть является инструментом господства одних людей над другими. Зародилась она вместе с человеческим обществом, поскольку возникла необходимость организации общественной деятельности и регулирования отношений между людьми.

Макс Вебер – нем. социолог выделил три источника власти: авторитет, насилие и право.

    Насилие – власть, основанная на применении физической или психологической силы.

    Право – власть, закреплённая в общеобязательных нормах, выработанных и охраняемых государством.

Управление обществом осуществляется властью государственных органов, опирающихся на законы. В демократических государствах государственная власть делится на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть в нашей стране осуществляется Федеральным собрание РФ (парламент), состоящим из двух палат: Государственной думы и Совета Федерации. Главное предназначение этого органа – издание законов. Исполнительная власть осуществляется Правительством РФ, министерствами, комитетами и ведомствами и направлена на реализацию законов. Судебная власть осуществляется судами и заключается в отправлении правосудия, привлечении нарушителей закона к наказанию. Если государственная власть заключается в управлении обществом и государством, то политическая власть заключается в выборе и осуществлении методов и способов этого управления. Государственная власть отличается от политической власти. Во - первых, тем, что государственная власть распространяется на всё население страны, а политическая власть только на членов партии. Во - вторых, государственная власть опирается только на законы, а политическая власть может использовать насилие, террор и прочие методы, соответствующие идеологии. Существуют и другие виды власти. К примеру, верховная – согласно нашей Конституции это власть народа, избирающего своих представителей на руководящие посты органов государственной власти; экономическая – власть олигархов, банкиров и бизнесменов, оказывающих влияние через использование денег; социальная – к примеру, власть директора фирмы, который добивается повиновения подчиненных, повышая или понижая их в должности; информационная власть – власть СМИ, которые называют «четвертой властью» и т.д.


Легитимность власти


Для того, чтобы политическая власть получила признание народа, она должна быть легитимной.

Чем выше правовая культура граждан, тем выше легитимность власти, потому что люди осознают последствия ненадлежащего исполнения политических решений. Какие могут быть последствия? К примеру, возрастание коррупции – власть, стремящаяся исправить «дурное» положение «любой ценой» будет использовать теневые механизмы. Уровень легитимности власти зависит и от действий местной политической элиты (городской или сельской администрации). Если политические деятели на местах искажают решения центральной власти в своих интересах, общество перестанет доверять, легитимность снизится. А чем ниже легитимность власти, тем выше силовое принуждение граждан к выполнению государственных положений и требований. Порочный круг получается. Решение данной проблемы заключается в строгом подчинении и соблюдении законов всеми гражданами и должностными лицами государства.

Макс Вебер также выделил три типа легитимности власти:

  • Традиционная легитимность – власть, передаваемая по наследству.
  • Харизматическая легитимность – власть, основанная на преданности и доверии народа за исключительные качества обладателя власти (лидера).
  • Рационально – легальная легитимность – власть, избранная народом.

Структура политической власти


Структурными компонентами политической власти являются субъект, объект и ресурсы. Субъекты власти называются политическими акторами , среди них: индивиды (Президент РФ издал указ о весеннем призыве граждан РФ на военную службу); группы (Правительство РФ вынесло постановление о федеральном бюджете на 2017 год); нации (16 марта 2014 года жители республики Крым и города Севастополь провели референдум по вопросу государственной принадлежности, по результатам которого перешли в состав РФ); государство, партии, институты гражданского общества.

Объектами власти являются исполнители решений или требований субъектов власти. Это также индивиды (гражданин Иванов выплатил штраф, наложенный сотрудником ГИБДД за парковку автомобиля в неположенном месте); группы (согласно распоряжению Правительства РФ, все работодатели оплачивают медосмотры своих работников); общество в целом (согласно Конституции РФ, на каждого гражданина РФ возложена обязанность платить налоги).

Для осуществления власти необходимы ресурсы , помогающие оказывать воздействие на граждан. Среди них экономические (финансы, собственность), силовые (полиция и другие правоохранительные органы), социальные (образование, высокие посты и привилегии), информация и др.

Функции политической власти

Политическая власть имеет важное значение для нормальной жизнедеятельности общества и государства и выполняет ряд функций:

  • Организационно-координирующая (формирование политической системы общества в целом, создание органов государственного аппарата и координация их деятельности).
  • Управленческая (управление делами общества, принятие государственных решений).
  • Контрольная (прослеживание результатов управленческих решений).
  • Коммуникативная (формирование и укрепление отношений общества и государства).
  • Стабилизирующая (м ирное разрешение конфликтов, поддержание общественного порядка и стабильности).

Что такое власть?



Власть во все времена привлекала многих людей. Что это такое и на чем она основана? В широком понимании власть — это способность и возможность навязывать свою волю, воздействовать на других людей даже вопреки их нежеланию. Власть достигается различными методами, как положительными, так и отрицательными: завоевание авторитета, обещания, провокации, шантаж и т. д.

Политическая власть: определение

Политическая власть заключается в возможности той или иной социальной группы (например, партии) оказывать свое влияние на жизнь широких социальных классов или групп. Политическая власть реализуется через систему государственных органов.

Что является источником власти?

Любая власть проистекает из чего-то, имеет исходное начало, что и является ее источником. Вопрос об источниках власти сложный и неоднозначный, зависит от политического режима в том или ином государстве, типа общества, времени. Можно привести следующие примеры источников власти:


Ветви государственной власти

Традиционное разделение властей на три ветви — теория, предложенная Д. Локком. Термин "разделение властей" был введен Шарлем-Луи де Монтескьё. Если рассматривать эту теорию в общем виде, то можно выделить следующие ветви власти:


Есть также органы власти, не относящиеся ни к одной из ветвей. В России это, например, Центральный Банк РФ, Счетная Палата, Академия Наук РФ и т. д.

Иные виды государственной власти

Помимо трех основных властных ветвей, которые также являются ее видами, в качестве примеров можно рассмотреть и другие виды власти:

  • Верховная власть — высшая власть, источник полномочий для всех органов государства. Исторически выделяют три вида верховной власти: аристократическую, монархическую и демократическую.
  • Управленческая власть — возможность и право субъекта управленческих отношений (это может быть группа или индивид) воздействовать на другого субъекта данных отношений, контролировать и менять его поведение.
  • Публичная власть — выделена из общества, не совпадает с населением страны. Наличие такой власти — признак, отличающий государство от общественного строя.
  • Символическая власть — означает возможность изменять или формировать восприятие и оценочность социального мира, которые влияют на его организацию.

Также читайте подробнее.

система социально-политических отношений, выражающих способность, право и возможность кого-либо решающим образом влиять на действия и поведение других людей и их групп, опираясь на свои волю и авторитет, правовые и моральные нормы, угрозу принуждения и наказания, обычаи и традиции.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВЛАСТЬ

особые общественные отношения господства и подчинения, при которых воля и действия одних людей, организаций преобладает (доминирует) над волей и действиями других людей, организаций (подвластными). Властвующие имеют возможность повелевать. В первобытном обществе В. носила сугубо общественный характер. Такими властными структурами являлись родовые органы управления. Всякая В. реализуется в определенных отношениях - властных отношениях. Потребность в установлении властных отношений возникает в силу необходимости регулирования поведения людей. В. старейшин и вождей основывалась исключительно на авторитете, на глубоком уважении всех членов рода к старшим, их опыту, мудрости, храбрости охотников, воинов. Огромную роль в родовой общине играли обычаи, с помощью которых регулировалась жизнедеятельность рода и его членов. С появлением государства организация и осуществление В. сосредоточиваются в руках специальных органов, постоянно занимающихся управлением общественными делами, т.е. осуществляется через "аппарат власти" и основывается на институтах организованного, государственного принуждения. В. призвана служить обществу, обеспечивать его целостность, надлежащее функционирование, служить личности, обеспечивая и охраняя права и свободы граждан.

Отличное определение

Неполное определение ↓

power) В. определяется как способность или возможность оказывать влияние на др. при одновременном противодействии их влиянию и относится к важнейшим мотивам челов. деятельности и взаимоотношений. В сочетании с др. переменными (такими как аффилиация, торможение и аспекты зрелости), как утверждают Де Чармс и Мьюр, понятие В. позволяет объяснить значительную часть челов. поведения. Эти авторы в своем определении В. акцентировали мотивационные аспекты, описывая ее как потребность оказывать влияние и озабоченность влиянием др. Мак-Клелланд, напр., выдвинул гипотезу о существовании важного отношения между В. и соц. зрелостью. Он постулировал 4 стадии власти, к-рые, как он полагал, связаны с уровнями зрелости индивидуума. Помимо прочего, эти усилия помогли озвучить важное для объективной психологии мнение: такое понятие, как В., не является ни хорошей, ни плохой характеристикой. См. также Агрессия, Локус контроля, Насилие С. Берент

ВЛАСТЬ

1. Назначенная и законная власть, действующая внутри социальной системы. 2. Индивидуум, который наделен такой властью. Социологи и социальные психологи выделяют различные формы власти; некоторые основные типы приводятся ниже.

Власть

в социальной психологии) - соотнесение господства и подчинения в отношениях между людьми. В. является социально необходимым условием управления, сопровождается направленной передачей информации и реализуется в поведении. В. действительно эффективна лишь при постоянно функционирующей обратной связи, обеспечивающей поступление информации о том, насколько властные решения целесообразны и эффективны. В тоталитарном обществе этот информационный поток ограничен и В. функционирует при ослабленной или отсутствующей ее коррекции. В подобных обстоятельствах В. окружена ореолом гаранта социальной стабильности и ведущей силы политической жизни; ошибки В. обычно преуменьшаются, не замечаются или сохраняются в тайне. В социальной психологии исследования авторитарного руководства показывают, что многие психологические особенности индивида, наделенного В., трансформируются: его самоотношение характеризуется пониженной критичностью, а уровень притязаний неадекватно возрастает. Властные полномочия являются одним из трех факторов (наряду с аттракцией и авторитетом), характеризующих "значимого другого". А.А. Брудный

Власть

а) система соотнесенности господства и подчинения в различных системах отношений между людьми, группами, организациями; б) в «узком» смысле, реализация своего права или возможности глобально социального и конкретно межличностного давления. В рамках социальных систем власть выступает в качестве обязательного условия выполнения управленческих функций руководства и выражается, прежде всего, в организации направленного информационного потока и принудительной системы контролирующих, санкционирующих, принудительных руководящих действий «по вертикали». В рамках социальной психологии в качестве самоценного предмета исследования рассматривается феномен не только формальной, официальной, по сути дела, институализированной власти, но и власти неформальной, не заданной и не поддерживаемой специально извне, а являющейся порождением непосредственных и опосредствованных межличностных взаимосвязей, достаточно спонтанно, стихийно возникших и упрочившихся в конкретном сообществе, идет ли речь о больших или малых группах. В любом случае эффективность и развивающий общность характер исполнения властных полномочий практически в решающей степени зависит от стилевых особенностей «руководящей» активности. Авторитарный способ воздействия носителей власти на подчиненных и его абсолютизация применительно к широкому социуму, как правило, обозначается термином «тоталитаризм», а применительно к малым группам - термином «автократизм». И в тоталитарном обществе, и в авторитарном, а тем более автократически управляемом контактном сообществе, взаимосвязи, членов группы выстроены таким образом, что и информационные потоки ограничены, и сама контролирующая и санкционирующая инстанция, другими словами, власть, реализует свои полномочия так, что не подлежит корректирующему воздействию со стороны подчиненных или, если говорить о власти неформальной - лидерской, то ведомых, или последователей. Более того, в этих условиях, как правило, формируется своего рода «культ роли», «культ власти». Здесь было бы нелишним учитывать, что системы отношений «руководитель - подчиненный», «лидер - ведомый» в случае их описания как эффективных чаще всего обозначаются через использование понятия «авторитет». Правда, в только что указанной ситуации правомерно упоминать не авторитет личности, а авторитет роли, не власть авторитета, а авторитет власти. В условиях господства тактики невмешательства при руководстве той или иной общностью носитель властных полномочий не только сам пытается блокировать информационный поток «вниз» по иерархической властной лестнице, но и стремится отгородится от идущих «снизу» запросов. Практически единственная схема эффективной реализации властного управления общностью осуществляется в случае господства демократического руководства, построенного в логике подлинного сотрудничества, «задающего» условия и свободного обмена информацией «снизу вверх» и «сверху вниз», и столь же двунаправленной коррекции и взаимовлияния высокостатусных, среднестатусных и низкостатусных членов сообщества. Следует подчеркнуть, что демократический стиль реализации властных полномочий в сообществе, как правило, складывается лишь в группах высокого уровня социально-психологического развития. Помимо всего прочего не следует забывать, что властные полномочия являются одним из трех факторов (наряду с аттракцией и референтностью), выступающих в качестве принципиальных оснований значимости одной личности для другой.

В силу очевидных причин наибольшее внимание проблеме власти уделяется в таких прикладных отраслях социальной психологии, как организационная психология и психология менеджмента. При этом эмпирические исследования власти в той или иной социальной структуре представляют собой весьма сложную задачу, поскольку, как совершенно справедливо отмечает Э. Донелон, «власть - это сложный феномен, который достаточно трудно понять, в том числе и потому, что она очень динамична»1. На основании анализа результатов целого ряда исследований он выделил шесть источников власти, позволяющих достаточно оперативно оценить реальный ресурс, складывающийся из формальной и неформальной власти, того или иного члена сообщества, а именно: позицию, ресурсы, информацию, знание предмета, успешность и личную привлекательность. При этом первые три источника обусловлены, главным образом, положением субъекта в официальной иерархии, а три завершающих - его личностными качествами, т. е. в большей степени связаны с неформальным статусом.

По мнению Э. Донелона, «официальная позиция (или должность) в организационной структуре определяет набор обязанностей человека, круг людей, с которыми он взаимодействует, чтобы выполнять свои обязанности, и полномочия действовать и направлять действия других людей. Позиция часто дает доступ к таким источникам власти и влияния, как ресурсы и информация. Например, позиция руководителя обычно предусматривает такие ресурсы, как возможность продвигать сотрудников по службе, увеличивать их зарплаты, распределять задания.... Позиции рядовых сотрудников также предоставляют возможность распоряжаться ресурсами и информацией. Так, работники отдела закупок порой располагают очень важной информацией о том, какие материальные ресурсы нужны людям и в какое время они доступны. У них есть и возможность выбирать источники поставок - это может помочь или, наоборот, помешать сотруднику, который использует их в работе. Сотрудники, которые управляют распределением помещений, имеют право решать, кому какие из них предоставить и как их использовать. Секретари влиятельных боссов контролируют их расписание и решают, кого из посетителей к ним пропустить. Даже временные работники - те, например, кто нанят по контракту для выполнения разовой работы, или секретари комитетов - могут предоставить информацию и доступ к тем, кто обладает более широкими полномочиями»2. При анализе позиции в ее взаимосвязи с доступом к ресурсам и информации Э. Донелон рекомендует обращать особое внимание на следующие ее характеристики: ключевой характер, значимость, заметность и гибкость.

Ключевой характер позиции определяется тем, «...насколько часто сотрудникам нужен тот, кто занимает данную позицию, многим ли людям приходится обращаться к нему, сколько подобных позиций есть в организации и насколько важную роль эта позиция играет в производственном процессе. Например, сотрудник, который отвечает за работу компьютерной сети в офисе, ...занимает ключевую позицию, особенно, если там нет (или мало) других людей, которые могут выполнять такую работу, а компьютеры регулярно выходят из строя. Значимость позиции определяется тем, насколько она важна для основной, приоритетной деятельности компании. ... Заметность - это то, в какой степени влиятельные люди в организации обращают внимание на данную позицию. ... Должность исполнительного секретаря при президенте может не быть значимой или ключевой в организации, но она очень заметна и поэтому дает некоторую власть тому, кто ее занимает. ...

Гибкость - это степень свободы действий, которую представляет данная позиция занимающему ее человеку. Если позиция обладает гибкостью и, следовательно, дает возможность предлагать новое и проявлять инициативу, это усиливает ее ключевой характер, значимость и заметность»1.

Несмотря на весьма распространенный стереотип, согласно которому именно перечисленные, напрямую связанные со статусом источники власти являются наиболее значимыми, определенные личностные качества индивида не только могут существенно усилить его персональную власть, но и в ряде случае компенсировать слабость позиции, ограниченный доступ к ресурсам и информации: «Знание предмета - это то, что человек приобретает благодаря учебе в высших учебных заведениях и опыту работы по специальности. Это особенно важный источник влияния в тех организациях, где знания в сфере основного бизнеса играют большую роль. ... Однако и знания в «периферийных областях» могут быть источником влияния: когда утверждается бюджет, финансовые аналитики становятся очень влиятельными людьми в любой организации. Знание предмета часто является основным источником влияния для новых сотрудников организации. Поскольку у них отсутствуют ресурсы, информация, опыт работы в организации и сеть контактов внутри компании им прежде всего придется полагаться исключительно на знание предмета, другие источники влияния появятся позже. Успешность может быть важным источником влияния опытных профессионалов. ... Хорошие результаты работы упрочивают... репутацию среди коллег, что дает возможность завязывать новые деловые контакты и получить доступ к дополнительным источникам влияния.

Личная привлекательность... - это не только приятная внешность. Это понятие включает и привлекательные личностные качества и располагающее к себе поведение. Исследователи обнаружили ряд особенностей поведения и личностных черт, которые повышают привлекательность индивида. Среди них такие качества, как честность, способность понимать и поддерживать других людей, способность вызывать восхищение, сходство ценностей и интересов, умение преодолевать трудности и решать проблемы так, чтобы сохранять позитивные взаимоотношения. Люди, которых считают привлекательными, умеют хорошо говорить, и, как правило, если возникают сомнения в успешности их действий, эти сомнения трактуются в их пользу, да и начальники чаще склонны их поощрять, чем наказывать»2.

При том, что не только в организациях, но и практически в любом социальном сообществе в той или иной степени оказываются, как правило, задействованы все перечисленные источники власти, нередко в силу традиций, особенностей корпоративной культуры и действия других факторов некоторые из них оказываются гипертрофированными, определяющими всю властную структуру. Кроме того, в зависимости от ситуационного контекста на первый план в одной и той же организации могут выдвигаться различные источники власти. В этой связи весьма удобной для практической работы представляется классификация форм власти, разработанная Френчем и Рэйвеном. В рамках данной классификации выделяются следующие позиции:

«1. Власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать таким образом, который помешает удовлетворению какой-то насущной потребности или вообще может сделать какие-то другие неприятности.

2. Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие.

3. Экспертная власть. Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность.

4. Эталонная власть (власть примера). Характеристики или свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же как влияющий.

5. Законная власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания и что его или ее долг - подчиняться им. Он или она исполняют приказания влияющего, так как традиция учит, что подчинение приведет к удовлетворению потребностей исполнителя. Поэтому законную власть очень часто называют традиционной властью»1.

Совершенна очевидна содержательная взаимосвязь перечисленных форм власти с источниками власти, выделенными Э. Донелоном. Не менее очевидно, что каждая из данных форм обладает определенными достоинствами (даже такая деструктивная в целом форма власти как власть основанная на принуждении, может оказаться крайне эффективной в ситуации, когда требуются быстрые изменения в организации, построенной по принципу иерархической пирамиды) и характерными недостатками. Это означает, что по-настоящему эффективная реализация властных полномочий возможна только при наличии и целенаправленном использовании всех источников власти как статусно-ролевого, так и личностного характера.

Это тем более справедливо, если принять во внимание, так называемые, парадоксы власти, все чаще проявляющиеся в современных условиях. Э. Донелон, сформулировал их следующим образом: «Хотя многие воспринимают власть в организации как необузданную и враждебную силу, на самом деле более распространенная и серьезная проблема в бизнесе - не избыток власти, а безвластие. ... Большинство организаций создавалось с упором на предсказуемость и надежность. В них существует масса правил и процедур, которые должны это обеспечивать. ... Работники чувствуют, что их возможности ограничены, и ревностно защищают те немногие ресурсы автономии и влияния, которыми обладают. Это может приводить к «политическим играм», местничеству и бюрократическим интригам, что существенно снижает эффективность труда.

Второй парадокс власти заключается в том, что чрезмерное ее применение может уменьшить возможности менеджера оказывать влияние. Исследования показали, что тактика угроз и манипуляций со временем вызывает сопротивление тех, кто стал объектом такого влияния.

Третий парадокс относится к изменениям, которые происходят с человеком, обладающим властью, по мере того, как он все чаще использует силу власти и влияние. Как известно, со временем это приводит к искажению его самооценки и неверному восприятию подчиненных - тех, на кого он влияет. ... Тенденция к собственному возвеличиванию и принижению других ведет к злоупотреблениям властью. А согласно второму парадоксу, чрезмерное использование власти вызывает сопротивление и в результате приводит к неудаче.

Теперь о четвертом парадоксе власти: чем больше человек готов делиться властью, тем больше он выигрывает. ... Менеджеры, которые делятся властью с подчиненными, усиливают, таким образом, их лояльность и укрепляют навыки принятия решений, чтобы повышать успешность работы всей группы. Прекрасные результаты работы обычно повышают авторитет менеджера и делают его более заметным в организации, в итоге он получает больше ресурсов и лучший доступ к информации, которые являются основой власти»1.

Заметим, что все сказанное справедливо в отношении не только организаций, но и практически любых социальных сообществ, за исключением абсолютно закрытых антисоциальных групп.

Практический социальный психолог, работающий с любой реально функционирующей общностью, должен иметь полное представление об иерархии властных отношений в группе, так как без учета реального «расклада» сил в логике универсально значимых интрагрупповых структур он не может адекватно решать свои профессиональные задачи.