Домой / Внутренняя отделка / Государственная дума год создания. Государственная дума российской империи

Государственная дума год создания. Государственная дума российской империи

Для сдерживания революционного движения правительство применило такое средство, как создание Государственной Думы , которая могла стать основой российского парламентаризма. Однако Дума не обладала реальной властью, её деятельность полностью контролировалась царским правительством и непосредственно Николаем II, который оставался абсолютным монархом.

Выборы в I Думу не были всеобщими и равными, по партийному представительству большинство мест принадлежало кадетам и трудовикам. Либеральный состав I Государственной Думы, начавшей работу в апреле 1906 г., определил остроту развернувшейся в ней борьбы. В мае 1906 г. правительство отвергло пожелание кадетов о создании кабинета министров, ответственного перед Думой, о расширении законодательных прав Думы и политической амнистии.

Кульминационным пунктом деятельности Думы было обсуждение вопроса о земле. Правительством были полностью отвергнуты проекты всех партий, посягнувших на помещичью землю.

В июле 1906 г . Николай II распустил Думу, обвинив её в посягательстве на права монарха.

II Государственная Дума (январь-февраль 1907 г.) была ещё радикальнее, чем предыдущая, почти половину депутатов составляли представители левых партий.

Консервативные партии объединились, чтобы не допустить принятия аграрного закона, направленного против помещичьей собственности. Тактика кадетов определялась лозунгом «берегите Думу» и означала на деле поддержку царизма. В свою аграрную программу кадеты внесли ряд изменений и приблизили её к столыпинской.

Трудовики выступили за полную отмену аграрного законодательства П.А. Столыпина, за национализацию всей земли и передачу её крестьянам фактически без выкупа. Как и в I Думе, трудовики требовали создания местных земельных комитетов на основе всеобщего избирательного права, обеспечивающих защиту интересов народа.

Большевики в Думе защищали дело крестьянской революции, что и решило судьбу социал-демократической думской фракции, которая в ночь на 3 июня 1907 г. была арестована по ложному обвинению в подготовке государственного переворота. Дума была распущена и опубликован новый избирательный закон. Закон 3 июня внёс изменения, в результате которых избирательным правом пользовалось не более 15 % населения России.

Роспуск II Думы и новый избирательный закон явились фактически государственным переворотом, который в полной мере отразил временную победу существующего консервативного строя. Новая система политической организации государства получила название Третьеиюньская монархия. Несмотря на поражение революции, её исходом явилась частичная буржуазная модернизация государственного строя.



4. Россия между двумя революциями (1907-1917 гг.): внутренняя политика.

После поражения революции, процесс развития парламентаризма продолжился. В составе III Государственной Думы (1907-1912 гг.) были октябристы, монархисты и кадеты. Это была единственная Дума, которая проработала полный срок.

Правительство П.А. Столыпина балансировало между либералами и монархистами, то есть между буржуазией и помещиками. Объективный процесс капиталистического развития вынуждал власть делать уступки буржуазии и тем самым способствовать превращению царской помещичьей монархии в буржуазную монархию.

Государственный переворот, создание 3-июньской политической системы стали попыткой царизма предотвратить свой крах. Для этого требовалось не только решительное подавление рабочего движения, но и сохранение спокойствия. П.А. Столыпин заявил, что для осуществления его программы ему нужны «20 лет покоя внутреннего и внешнего». Однако уже в 1910 г. начался новый революционный подъём, который к 1912 г. вылился в открытые массовые выступления крестьянства.

Не были реально осуществлены реформы местного и волостного судов, административного управления, народного образования, страхования рабочих от несчастных случаев и на случай болезни.

Произошло поражение царизма в главном вопросе экономической и социальной жизни страны – в области аграрной политики. Оказалась невыполненной центральная задача нового курса – разрушение крестьянской общины. Политика Столыпина, направленная на создание в деревне слоя «крепких хозяйств», потерпела крушение. Основная причина провала аграрной политики заключалась в том, что не было разрешено главное противоречие между капитализмом и крепостничеством, большая часть земли осталась у помещиков.

Буржуазия, рабочий класс и крестьянство были недовольны отсутствием реформ. Назрело противоречие между либералами и монархистами – кадеты и левые октябристы считали, что избежать новой революции можно путём реформ, а правительство всё больше отходило от этого курса.

Осенью 1912 г . состоялись выборы в IV Государственную Думу . Особенностью выборов стало поражение октябристов и усиление черносотенцев, прогрессистов и кадетов. Либералы пытались проявлять самостоятельную законодательную инициативу.

Левая оппозиция, представленная трудовиками, эсерами и социал-демократами, провозглашала социал-демократические требования. Радикализм IV Думы означал, что социальные противоречия вновь обострились, надвигались новые революции.

Российский парламентаризм берёт своё начало с 1906 г. (парламентские традиции многих европейских стран складывались веками). Дважды Думу разгоняло правительство, она имела четыре созыва и просуществовала 12 лет, вплоть до падения самодержавия. За такой короткий срок Дума не могла реализоваться как традиционная парламентская структура. Дума была далека от совершенства. Она сковывалась антидемократическими нормами, регулирующими порядок её работы. Однако в Думе сложилась своя традиция, утвердился открытый и гласный порядок обсуждения и принятия законов. Дума стала центром легальной политической борьбы.

Российский парламентаризм сыграл свою положительную роль в демократизации российского общества, но не остановил назревавшего революционного взрыва. К 1914 г. в стране вновь стала складываться революционная ситуация. Таким образом, революция 1905-1907 гг., последовавшие за ней реформы не разрешили имевшихся глубинных противоречий. Россия оказалась средоточием таких острейших противоречий, как противоречия между феодализмом и капитализмом, между буржуазией и рабочим классом.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие отрасли экономики получили развитие в России на рубеже XIX-XX вв.?

2. Какой была социальная структура общества в конце XIX-начале XX вв.

3. Какие политические партии появились в России в начале XX века?

4. Каковы причины и результаты Первой русской революции?

5. Какая политическая система сложилась в России после Первой русской революции?

6. Какие основные положения аграрной реформы П. А. Столыпина вы можете выделить?

7. Каковы результаты деятельности III и IV Государственных Дум?

Тестовые задания для самоконтроля

1. Курс С.Ю. Витте на индустриализацию страны не предусматривал:

а) Введение государственной винной монополии.

б) Проведение денежной реформы.

в) Государственное субсидирование частных и государственных промышленных предприятий.

г) Введение низких таможенных тарифов для импортных товаров.

2. Где впервые возникли Советы - органы власти трудящихся?

А) В Иваново-Вознесенске.

Б) В Петербурге.

В) В Москве.

Г) В Воронеже.

3. Какая политическая партия была первой в России?

А) РСДРП (социал-демократы).

Б) Эсеры (социалисты-революционеры).

В) Союз русского народа (черносотенцы).

А) Свобода слова.

Б) Свобода собраний, союзов.

В) Провозглашение России республикой.

Г) Введение Законодательной Думы.

5. Какое название получила новая система политической организации государства в 1907-1914 гг.?

а) Полицейская система.

Б) Распутинщина.

В) Столыпинская политическая система.

Г) Третьеиюньская монархия.

6. Какие изменения произошли в России после революции 1905-1907 гг.?

а) Революция потерпела поражение, и поэтому не привела ни к каким изменениям в обществе.

Б) Были созданы позитивные социальные программы для рабочих и крестьян.

В) Несмотря на поражение революции, её исходом явилась частичная буржуазная модернизация государственного строя.

Г) Был решён аграрный вопрос – крестьяне получили землю в собственность.

7. Какой документ содержал положение о праве свободного выхода крестьянина из общины с передачей ему его части земли в частную собственность?

А) «Манифест о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

Б) Программа эсеров.

В) Указ о вольных хлебопашцах.

Г) Указ от 9.11.1906 г. о выходе крестьян из общины.

8. Какая Государственная Дума проработала полный срок?

А) I Государственная Дума.

Б) II Государственная Дума.

В) III Государственная Дума.

Г) IV Государственная Дума.

9. Почему Государственная Дума не смогла в полной мере реализовать законодательные функции и ограничить абсолютную монархию?

А) Депутаты Государственной Думы всех созывов не были достаточно компетентными.

Б) Деятельность Государственной Думы полностью контролировалась Николаем II.

В) Депутаты Государственной Думы всех созывов не стремились к ограничению монархии.

Г) В Манифесте 17 октября 1905 г. объявлялось о создании Государственной Думы с законосовещательными функциями.

10. К партиям буржуазной направленности относились:

А) РСДРП и эсеры.

Б) Кадеты и октябристы.

В) Трудовики и «Союз русского народа».

Г) «Русский Народный союз имени Михаила Архангела» и «Русская монархическая партия».

Список литературы:

1. История России (Россия в мировой цивилизации) : курс лекций / под ред. А. А. Радугина. – М. : Центр, 2002. – С. 211-227.

2. Мунчаев, Ш. М., Устинов, В. М. История России / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – М. : ИНФРА. М – НОРМА, 2005. – С. 205-219, 230-234.

3. Отечественная история: учеб. Пособие / под ред. Р. В. Дегтярёвой, С. Н. Полторака. – 2-е изд., испр. И доп. – М. : Гардарики, 2005. – С. 193-222.

4. Фёдоров, В. А. История России. 1861-1917: учеб. Для вузов / В. А. Фёдоров. – М. : Высш. Шк., 2000. – С. 231, 289-305.

5. http://de.ifmo.ru/bk_netra/page.php?tutindex=16 / «Отечественная история». Электронный учебник.

6. http://lants.tellur.ru:8100/history/voronin / Воронин А.В. История Российской Государственности. Электронное учебное пособие.

7. http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.2.73.5.6 / Отечественная история с древнейших времен до XX в. Электронный учебник.

Лекция 13. РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА В РОССИИ. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА.

1. Участие России в Первой мировой войне (1914-1918 гг.)

4. Гражданская война 1918-1920 гг.

Главной задачей Первой российской революции 1905-1907 гг. являлось превращение неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию. Для этого в стране необходимо было принять Конституцию и избрать парламент. Россия резким скачком должна была преодолеть дистанцию к парламентской демократии. Другие страны тратили на это годы. Россия попыталась этот путь преодолеть за месяцы. Система представительных учреждений вводилась в России рядом государственных актов с августа 1905 по апрель 1906 г.

Еще в начале XIX века при Александре I трудами М.М. Сперанского и его соратников был разработан проект, в котором впервые появились названия «Государственный Совет» и «Государственная Дума». Вспомните, какова судьба этих проектов?

Манифестом царя от 6 августа 1905 г. Государственная Дума предполагалась законовещательной, избираемой на основе ценза от трех курий (категорий избираемой на основе ценза от трех курий ()апредполагалась законовещательной рвые появились названия " годы.), избирательное право не было всеобщим. Подумайте, чем отличается законовещательный орган от законодательного? Обострение политической ситуации потребовало пересмотра первоначального проекта. Для понимания темы необходимо знать основные события революции 1905-1907 гг. (нарастание революции, наивысший подъем революции, спад революционной активности, взгляды и требования основных социальных групп).

Власть оказывалась все более неспособной к противодействию революционному хаосу и анархии в стране. Осенью 1905 г. в ходе Октябрьской политической стачки, в которой приняли участие более 2 млн. человек, страна была парализована. Не работали промышленные предприятия, средства связи, учебные заведения.

17 октября 1905 г. царь подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Текст Манифеста 17 октября был составлен главой правительства С.Ю.Витте и членом Госсовета князем А.Д.Оболенским. Документ содержал обещания: 1) даровать народу незыблемые основы гражданских свобод; 2) привлечь к выборам в Государственную Думу все слои населения; 3) признать Думу законодательным органом, без одобрения которого ни один закон не мог вступить в силу.

Николай II писал: «…по совести я предпочитаю давать все сразу, нежели быть вынужденным в ближайшем будущем уступать по мелочам и все-таки прийти к тому же». Что имел в виду царь? Почему Манифест 17 октября называют большей уступкой, чем Манифест 6 августа?

Манифест 17 октября 1905 г. – переломный момент в политической истории России, крупнейший шаг по пути конституционной эволюции и ограничению самодержавия.

Этот документ с восторгом приняли буржуазные и мелкобуржуазные партии. Началась их усиленная политическая консолидация, возникла ситуация многопартийности. Попытайтесь понять, почему тогда в стране усилились антигосударственные выступления, а в Москве в декабре 1905 г. дело дошло даже до вооруженного восстания? Какие же силы придали новый импульс революции? Вспомните, кто являлся главной движущей силой революции? Каков был ее характер?

11 декабря 1905 г. после разгрома вооруженного восстания в Москве было опубликовано новое Положение о выборах в Государственную Думу, которое значительно расширяло круг избирателей. Незыблемой оставалась цензовая система и сословный принцип формирования выборщиков по куриям. Таким образом, право выборов не было прямым и равным. Посмотрите в словаре, что означают термины «ценз», «курия»? Избиратели делились на четыре курии, но нормы представительства различались:

1) землевладельческая (помещичья) курия избиралась примерно 32% выборщиков;

2) крестьянская (крестьяне - домохозяева) – 42%;

3) городская (лица, владеющие недвижимостью в городе или торгово-промышленным предприятием) – 22%;

4) рабочая – 3%.

Сделайте вывод по этим данным. Заметим, что рабочая курия появилась впервые.

В общей схеме выборов существовали многочисленные исключения и отступления (например, в 7 городах выборы были не косвенными, а прямыми) и т.д.

20 февраля 1906 г. царь утвердил законы «Учреждение Государственной Думы» и «О переустройстве Государственного Совета». Эти законы определяли срок и компетенцию Госдумы как нижней палаты формирующегося российского парламента. Реформированный Госсовет, существовавший с 1810 г., превращался в верхнюю палату парламента. Госдума наделялась законодательными правами, но законопроекты, принятые ею, подлежали утверждению императорам и Госсоветом.

    выступать с законодательной инициативой по любому вопросу, за исключением основных государственных законов;

    делать запрос к министрам, кроме тех, что не подлежали оглашению «по соображениям государственного порядка»;

    утверждать госбюджет (но не статьи по военным расходам и займам, содержанию императорского двора и некоторым другим).

События 1906 г. стали началом истории парламентаризма в нашей

стране. Каждая из четырех дореволюционных Госдум внесла свою лепту в

формирование и развитие основ парламентской демократии. Нельзя забывать, что появление парламента в царской России для правящих кругов было мерой вынужденной и протекало в острейшей политической борьбе.

Известный юрист А.Кони так передавал свое впечатление о первом заседании Думы: «Какая смесь одежд и лиц, племен, наречий, состояний… Чалмы и халаты инородцев, фиолетовая скуфья католического епископа, шапочка раввина, фраки и белые галстуки, придворные и дворянские мундиры сливаются в живописном беспорядке». Впервые за века граждане России – представители всех сословий и регионов, религий и многих национальностей - смогли собраться вместе, высказать свое мнение о положении в стране. Общее число избранных сроком на 5 лет депутатов Госдумы в разное время колебалось от 480 до 525 человек. Депутаты не были ответственны перед своими избирателями.

I Госдума действовала всего 72 дня – с 27 апреля по 8 июля 1906 г. Самое большее количество мест получили кадеты – 179, трудовики (члены Трудовой крестьянской партии) – 97, черносотенцы и октябристы – 44, социал-демократы – 17, представители национальных окраин – 63. Большевики бойкотировали выборы. Председателем I Госдумы стал университетский профессор, юрист по образованию, член партии кадетов С.А.Муромцев. Кстати, он на время председательства приостановил свое членство в партии для обеспечения в Думе свободы мнений и обсуждений.

Центром обсуждения в I Госдуме стали аграрные проекты кадетов и трудовиков. Создавалась агарная комиссия (57% в ней кадетов), которая признала принцип принудительного отчуждения земель. Превратившись в политическую трибуну, Дума ставила вопросы о недоверии правительству и его замене, об амнистии политзаключенным и др. Под предлогом «разжигания смуты» Дума была распущена царем и вошла в историю как «Дума народного гнева». В знак протеста 230 членов Думы подписали Выборгское воззвание к населению, призывая к гражданскому неповиновению (отказу от уплаты налогов, от службы в армии). Это было первое в истории России обращение парламентариев к нации.

II Госдума работала 103 дня – с 20 февраля по 2 июня 1907 г. В составе этой Думы численно возросли левые фракции: трудовики – 104 места, социал-демократы – 66, эсеры – 37. Кадеты получили 98 мест, черносотенцы и октябристы – 54 места. Весомо были представлены национальные группы (польские – 46 мест, мусульманские – 30, казачьи - 17). Подумайте, почему численность левых фракций возросла? Председателем II Госдумы стал кадет Ф.А.Головин. Кадеты, предпринимая тактику «бережения» Думы от разгона, пытались идти на компромисс с промонархистски настроенными правыми. Главным по-прежнему оставался аграрный вопрос. Вспомните аграрные программы политических партий в 1906-1917 гг. Как менялась она, например, у кадетов?

II Госдума отвергла предлагаемую председателем правительства П.А.Столыпиным аграрную реформу. Левые фракции провозгласили конфискацию помещичьих земель и отмену столыпинских аграрных законов, принятых в обход Думы. Столыпин резко осудил левые фракции Думы за «поддержку бомбометателей», революционного террора. Председатель правительства и одновременно министр внутренних дел П.А.Столыпин обвинил социал-демократическую фракцию в попытке ниспровержения государственного строя и потребовал Думу лишить их неприкосновенности. После отказа выполнить этот ультиматум II Госдума 3 июня 1907 г. была распущена. Можно ли назвать II Госдуму радикальной и компетентной? Почему эти события часто называют «третьеиюньской» монархией и даже «государственным переворотом». Какие законы были нарушены? События 3 июня 1907 считаются окончанием Первой российской революции.

Таким образом, первые две Госдумы превратились в трибуну оппозиции, вызывая раздражение царя и правительства.

Новый избирательный закон, обнародованный 3 июня 1907 г., оказался реакционным. Он лишал широкие массы населения избирательных прав. Почти на 33% возросло число выборщиков от помещиков, а от крестьян уменьшилось на 56%. Сократилось представительство от Польши и Кавказа в 25 раз, по Сибири – в 1,5 раза, население Средней Азии вообще лишалось права выбирать депутатов в Госдуму. Можно сказать, что к избранию депутатов III Госдумы власть подготовилась тщательно, отладив механизм фильтрации кандидатов. Только 15% подданных Российской империи получили право участвовать в выборах. Норма представительства землевладельцев в четыре с лишним раза превосходила норму представительства от крупной буржуазии. Почему буржуазия была так ущемлена? Вспомните ее роль в революции. Была ли у буржуазии экономическая сила и власть? Была ли политическая сила и власть?

III Госдума (ноябрь 1907 – февраль 1912 г.) просуществовала полный срок и была наиболее эффективной. Она состояла в основном из представителей правых партий. 147 мест заняли правые монархисты и националисты, 150 – октябристы. Кадеты и другие либералы получили около 100 мест. Депутаты приняли более 2200 законодательных актов. Это были аграрные законы, законы о социальном страховании рабочих, о введении земского самоуправления в южных и западных губерниях, о преобразовании суда в сельской местности и другие.

IV Госдума проработала до февраля 1917 г. Председателем был избран М.В.Родзянко. Она также состояла в основном из представителей правых партий.

Трудности военного времени и поражения русской армии вызвали в IV Госдуме создание Прогрессивного блока (вошли ¾ депутатов). Блок резко критиковал царское правительство и требовал создания «Правительства общественного доверия». В стране в этот период происходила частая смена министров и премьер-министров, которая получила название «министерская чехарда».

25 февраля 1917 г. указом царя заседания Госдумы были прерваны. Февральская революция 1917 г. подвела черту под историей конфронтации царской власти и парламента, начавшейся еще в 1906 г. Это противоборство закончилось гибелью обеих конфликтующих сторон.

Из истории российских Госдум (1906-1917 гг.) необходимо выделить следующее:

Появление законодательной власти в стране оказалось скоротечным и вынужденным шагом царизма в разгар революционных событий, можно сказать, что царя подгоняли бунты;

Царь и правительство недооценивали, а нередко и недопонимали новых реалий, которые возникли с появлением в стране политических партий и парламента;

Во внутренней политике необходимы компромиссы между различными политическими силами, надо использовать малейшую возможность договориться и трудиться на благо Отечества.

После принятия 12 декабря 1993 г. Конституции РФ высшим законодательным органом России становится Федеральное собрание (парламент РФ), состоящее из двух палат – Совета Федерации (верхняя) и Госдумы (нижняя). Обе палаты имеют разные статусы, которые закреплены в Конституции РФ 1993 г. Найдите в Конституции РФ статьи, определяющие вопросы исключительного ведения Госдумы (ст.103), основания для роспуска Госдумы (ст.109), вопросы о недоверии правительству (ст.117) и др.

Государственная Дума РФ изначально создавалась как исключительно профессиональный парламентский орган, где все депутаты работают на постоянной основе. В Госдуму РФ избираются сроком на 4 года 450 депутатов. До 2005 г. 225 депутатов избирались по избирательному округу («по партийным спискам») как представители той или иной партии. В партийный список заносили, как правило, первые три наиболее известные уважаемые в стране фамилии. Причем эти люди не всегда впоследствии становились депутатами (например, они уже имели должности президентов республик, губернаторов, мэров или были людьми искусства). Остальные 225 избирались по одномандатным избирательным округам. Такие депутаты могли не принадлежать ни к какой партии и уже в Госдуме голосовали за решение любой фракции.

В Госдуму РФ I созыва 1993 г. получили места 8 избирательных объединений и блоков из 13 зарегистрировавшихся. Наибольшее число мест получила партия «Выбор России» - 76, Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) – 63, аграрии – 55, Коммунистическая партия РФ (КПРФ) – 45. Такой состав в основном отражал реальное соотношение сил в российском обществе. Госдума I созыва сумела принять новый Гражданский кодекс РФ, федеральные законы о выборах президента, депутатов Госдумы, об общих принципах устройства государственной власти, о местном самоуправлении и ряд других. Вступило в силу 310 законов.

По итогам выборов в Госдуму II созыва в 1995 г. по партийным спискам 5%-ный барьер преодолели только 4 партии и движения из 43 зарегистрировавшихся. (КПРФ – 22%, «Наш дом - Россия» - 10%, ЛДПР – 11%, «Яблоко» - 7%). Госдума II созыва все четыре года находилась в состоянии конфликта с Президентом РФ Б.Н.Ельциным, пыталась проводить импичмент, отказывалась принимать Налоговый кодекс, Земельный кодекс. Однако смогла принять 1036 законов, из которых 716 вступили в силу. Какие еще события в стране совпали по времени с деятельностью Госдумы II созыва?

В выборах в Госдуму III созыва в 1999 г. преодолели 5%-ный барьер 5 партий и блоков из 28 зарегистрировавшихся (КПРФ – 24,3%, блок «Отечество – вся Россия» – 13,1%, блок «Союз правых сил» - 8,6%, ЛДПР – 6%, «Яблоко» - 6%). Согласны ли вы с тем, что большое число зарегистрировавшихся партий и блоков говорит о несовершенстве демократии в стране, о большом количестве популистских движений «однодневок», созданных на период выборов.

В Госдуме IV созыва, избранной в 2003 г., на долю «Единой России» приходилось 68% мест, КПРФ – 11,6%, «Родины» - 8,0%, ЛДПР – 8,0%, на долю независимых депутатов – 5,1%.

Деятельность Госдумы РФ проходила в 1990-е гг. в условиях ухудшения социально-экономического положения страны. В начале 2000 г. экономическая ситуация в стране стала улучшаться.

В соответствии с изменениями в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» с 2005 г. избирательная система России полностью переведена на пропорциональную систему. Выборы депутатов Госдумы по одномандатным округам перестали проводиться. Это означает, что население теперь выбирает не самих парламентариев, а политические партии, учитывая их программы, деятельность и, конечно, лидеров партии. Подумайте, чем руководствовалась власть, принимая данное решение?

В соответствии с новой избирательной системой выборы в Госдуму в 2007 г. проходили по пропорциональной системе.

В Госдуму V созыва в 2007 г. партия «Единая Россия» получила 64,3% голосов, КПРФ – 11,6%, «Справедливая Россия – 7,7%», ЛДПР – 8,1%.

Качество принятых законов сегодня трудно оценить однозначно. Многие из них отражали отраслевые или корпоративные интересы, противоречили Конституции РФ, Гражданскому кодексу РФ, не содержали механизмов реализации и мер ответственности за их невыполнение, носили иногда популистский характер.

В 1990-е гг. законы часто отклонялись Президентом РФ (например, из 277 законов, принятых в 1997 г., 86 было отклонено). Но, тем не менее, набирая опыт парламентской работы, представительный орган современной России сегодня вносит значительный вклад в создание законодательной базы. Обсуждаемый в трех чтениях закон принимается Госдумой, затем следует для обсуждения и принятия в Совет Федерации и подписывается Президентом РФ. Отметим, что Конституция РФ 1993 г. заметно ограничивает функции российского парламента. Почему так случилось? С какими событиями Вы можете связать явный дисбаланс в пользу Президента?

Размышляя об истории нашей страны, мы видим в ее судьбе мощные истоки стремления России к народовластию. Сегодня это народовластие осуществляется через институт парламентаризма, который необходимо развивать, ценить и беречь. Парламент есть мощный фактор политической стабилизации общества, арена для диалога различных политических сил, выразитель интересов регионов, групп и организаций, образующих гражданское общество.

История Государственной Думы в России была короткой, но тем не менее позволяет сделать определенные выводы, понять ошибки, гордиться достижениями, извлечь уроки, приобретая опыт, следуя по пути дальнейшей демократизации российского общества.

Контрольные вопросы:

      Каковы причины создания Госдумы в 1906 г.? Какими правами она обладала?

      Можно ли сказать, что с появлением Госдумы Россия стала конституционной монархией? Почему?

      В какой из Госдум царю и депутатам удалось ослабить политическое противостояние?

      Почему царю, правительству и Госдуме не удалось предотвратить Февральскую революцию 1917 г.? Какие явные ошибки были сделаны ими?

      Каковы особенности деятельности Госдумы РФ в 1993-2008 гг.?

      Какие вопросы обсуждаются в Госдуме РФ сегодня?

      Как Вы лично относитесь к деятельности депутатов?

Конспект по истории России

В апреле 1906 г. открылась Государственная Дума – первое в истории страны собрание народных представителей, обладающее законодательными правами.

I Государственная Дума (апрель-июль 1906 г.) – просуществовала 72 дня. Дума преимущественно кадетская. Первое совещание открылось 27 апреля 1906 г. Распределение мест в думе: октябристы - 16, кадеты 179, трудовики 97, беспартийные 105, представители национальных окраин 63, социал-демократы 18. Рабочие по призыву РСДРП и эсеров в основном бойкотировали выборы в думу. 57% аграрной комиссии были кадетами. Они внесли в думу аграрный законопроект, где шла речь о принудительном отчуждении, за справедливое вознаграждение, той части помещичьих земель, которые обрабатывались на основе полукрепостнической отработочной системы или сдавались крестьянам в кабальную аренду. Кроме того, отчуждались государственные, кабинетные и монастырские земли. Вся земля переходит в государственный земельный фонд, из которого крестьяне будут наделяться ею на правах частной собственности. В итоге обсуждения комиссия признала принцип принудительного отчуждения земель.

В мае 1906 г. глава правительства Горемыкин выступил с декларацией, в которой отказал Думе в праве подобным образом решать аграрный вопрос, а также в расширении избирательных прав, в ответственном перед думой министерстве, в упразднении госсовета, в политической амнистии. Дума выразила правительству недоверие, но уйти в отставку последнее не могло (так как было ответственно перед царем). В стране возник думский кризис. Часть министров высказалась за вхождение кадетов в правительство.

Милюков поставил вопрос о чисто кадетском правительстве, всеобщей политической амнистии, отмене смертной казни, ликвидации Госсовета, всеобщем избирательном правее, принудительном отчуждении помещичьих земель. Горемыкин подписал указ о роспуске Думы. В ответ около 200 депутатов подписали в Выборге обращение к народу, где призвали его к пассивному сопротивлению.

II Государственная дума (февраль-июнь 1907 г.) - открылась 20 февраля 1907 г. и просуществовала 103 дня. В Думу прошли 65 социал-демократов, 104 трудовика, 37 эсеров. Всего было 222 человека. Крестьянский вопрос оставался центральным.

Трудовики предложили 3 законопроекта, суть которых сводилась к развитию свободного фермерского хозяйства на свободной земле. 1 июня 1907 г. Столыпин, использую фальшивку, решил избавиться от сильного левого крыла и обвинил 55 социал-демократов в заговоре с целью установления республики.

Дума создала комиссию для расследования обстоятельств. Комиссия пришла к выводу, что обвинение является сплошным подлогом. 3 июня 1907 г. царь подписал манифест о роспуске думы и об изменении избирательного закона. Государственный переворот 3 июня 1907 г. означал конец революции.

III Государственная дума (1907-1912 гг.) - 442 депутата.

Деятельность III Думы:

3.06.1907 г. - изменение избирательного закона.

Большинство в думе составляли: правооктябристский и октябристско- кадетский блок.

Партийный состав: октябристы, черносотенцы, кадеты, прогрессисты, мирнообновленцы, социал-демократы, трудовики, беспартийные, мусульманская группа, депутаты от Польши.

Наибольшее количество депутатов имела партия октябристов (125 человек).

За 5 лет работы утверждено 2197 законопроектов

Основные вопросы :

1) рабочий : было рассмотрено 4 законопроекта комиссии мин. фин. Коковцева (о страховании, о конфликтных комиссиях, о сокращении рабочего дня, о ликвидации закона, карающего за участие в забастовках). Они были приняты в 1912 году в ограниченном виде.

2) национальный вопрос : о земствах в западных губерниях (вопрос о создании избирательных курий по национальному признаку; закон был принят относительно 6 губерний из 9); финляндский вопрос (попытка политических сил добиться независимости от России, принят закон об уравнивании прав русских граждан с финскими, закон об уплате 20 млн. марок Финляндией взамен воинской повинности, закон об ограничении прав финского сейма).

3) аграрный вопрос : связан со столыпинской реформой.

Вывод : третьеиюньская система - второй шаг на пути превращения самодержавия в буржуазную монархию.

Выборы : многоступенчатые (происходили по 4 неравноправным куриям: землевладельческой, городской, рабочей, крестьянской). Половина населения (женщины, студенты, военнослужащие) были лишены избирательного права.

Россия как страна с традиционным патриархальным укладом общества довольно долго обходилась без законосовещательного органа - Парламента. Первая Государственная Дума была созвана только в 1906 году, по указу Николая II. Такое решение было необходимым, но довольно-таки запоздалым, особенно если принимать во внимание годы появления её аналогов в других государствах. В Англии, например, Парламент появился ещё в позднее Средневековье, во Франции - тогда же. США, которые образовались в 1776 году, создали подобный орган власти практически сразу.

А что же Россия? В нашей стране всегда придерживались позиции сильной централизованной власти царя-батюшки, который должен был сам раздумывать над всеми предложенными министрами законами. Благодаря этому Первая Государственная Дума не появилась ни после Смуты, ни при ни даже при Екатерине II, которая планировала созыв органа, похожего по исполняемым функциям на Парламент. Были устроены только коллегии.

На протяжении всего XIX века сторонники (а в России таких было пруд пруди) высказывались за парламентскую систему. Согласно ей, император или министры должны были разрабатывать законопроекты, Дума бы обсуждала их, вносила правки и отправляла принятые ею документы на подпись к царю.

Однако из-за политики некоторых государей, в частности 1 Государственная Дума так в XIX веке в России и не появилась. С точки зрения правящей верхушки это было добрым знаком, потому что можно было абсолютно не волноваться о своеволии в принятии законов - все нити держал в руках царь.

И только рост протестных настроений в обществе заставил императора Николая II подписать манифест об учреждении Думы.

Первая открылась в апреле 1906 года и стала отличным портретом политической ситуации в России того исторического периода. В неё попали депутаты от крестьян, землевладельцев, купцов, рабочих. По национальному составу Дума также была неоднородна. Были в ней украинцы, белорусы, русские, грузины, поляки, евреи и представители иных этнических групп. В общем, именно Первая Государственная Дума 1906 года стала настоящим эталоном политкорректности, которой могли бы позавидовать даже сегодня в США.

Печален, однако, тот факт, что Первая Дума оказалась совершенно недееспособным политическим монстром. Причин этому две. Первая заключается в том, что Дума первого созыва стала не законосовещательным органом, а своего рода политической жертвой эпохи. Вторая причина - в бойкоте Думы со стороны левых сил.

Из-за этих двух факторов Первая Государственная Дума уже в июле того же года "докатилась" до роспуска. Недовольны этим были многие, в обществе пошли слухи из области фантастики насчёт окончательного упразднения Думы, которые, к слову, не подтвердились. Вскоре была созвана Вторая Дума, которая оказалась несколько продуктивнее Первой, но об этом уже в другой статье.

Дума первого созыва стала для российской истории своего рода точкой отсчёта демократических преобразований. Хоть она и была организована поздно, свою роль в развитии парламентаризма Первая Дума сыграла.

Былое Госдумы

ВРЕЗКА

В сентябре пройдут выборы в Госдуму 7-го созыва. Также этот год знаменателен тем, что 110 лет назад был созван первый в истории России парламент - Государственная дума. Мы решили рассказать обо всех Думах: какими они были, чем запомнились. Сегодня наш рассказ - о самой первой из них…

Потребовала равенств и свобод

Первая Государственная Дума России просуществовала 72 дня

Официально всесословное представительство в России было учреждено Манифестом об учреждении Государственной Думы и законом о создании Государственной Думы. Они были изданы 6 августа 1905 года. Николай II под давлением либерального крыла правительства решил не накалять обстановку в России и учёл общественную потребность в представительном органе власти.

Как видно из царского Манифеста, первоначально предполагался только законосовещательный характер нового органа. Само принятие законов по-прежнему находилось в руках царя.

Но обстановка в стране обострялась, революция набирала обороты. Поэтому 17 октября 1905 года Николай II издал новый Манифест – «Об усовершенствовании государственного порядка». Он существенно расширил полномочия Думы. Но всё же император получил право её роспуска.

Выборы в Госдуму были не равными. В землевладельческой курии один выборщик приходился на 2 тысячи избирателей, в городской - на 4 тысячи, в крестьянской - на 30 тысяч, в рабочей - на 90 тысяч. К тому же многие не могли быть выборщиками - женщины, молодёжь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств.

Выборы проводились в основном в феврале-марте 1906 года , а в национальных районах и окраинах и позже. К началу работы из 524 депутатов было избрано около 480. Остальные подъезжали потом.

Первая Дума открылась 27 апреля (10 мая) тронной речью царя. Она избиралась на 5 лет, но просуществовала всего 72 дня - с апреля по июль 1906 года.

Больше всего – представителей либеральной интеллигенции

Самой многочисленной фракцией - 179 депутатов - были кадеты. Так сокращённо называли представителей Конституционно-демократической партии, за которых в основном голосовала либеральная интеллигенция. Октябристы (умеренно правая партия землевладельцев) насчитывали 16 депутатов, социал-демократы - 18. От нацменьшинств было 63 представителя, беспартийных - 105. Внушительную фракцию составляли представители аграрной трудовой партии России («трудовики»). Эта фракция насчитывала 97 депутатов.

Председателем первой Думы был избран кадет Муромцев, профессор Петербургского университета.

Потребовала отставки правительства

С самого начала своей деятельности Дума продемонстрировала, что она не намерена мириться с произволом и авторитаризмом царской власти. Она потребовала амнистии политических заключённых, реального осуществления политических свобод, всеобщего равенства, ликвидации казённых, удельных и монастырских земель и т.д.

Через восемь дней председатель Совета министров Горемыкин отмёл все требования Думы. А та в свою очередь приняла резолюцию о полном недоверии правительству и потребовала его отставки. В конце концов, она была распущена царём, войдя в историю как «Дума народного гнева».

Александр ЛУЗАНОВ

ВЫНОС:

Дума сразу продемонстрировала, что не намерена мириться с произволом царской власти


Былое Госдумы

Неудача правительства Столыпина

Почему Вторая Дума проработала всего три месяца

Вторая Дума просуществовала с 20 февраля по 3 июня 1907 года. Её председателем был Фёдор Головин, земский деятель, один из основателей либеральной партии кадетов.

Выборы на фоне революции

Выборы проходили по тем же правилам, что и в первую Думу (многоступенчатые выборы по куриям). При этом сама избирательная кампания проходила на фоне продолжающейсяреволюции . Вот почему правительство стремилось обеспечить удобный для себя состав Думы. Так, от выборов отстранялись крестьяне, не являющиеся домохозяевами. А по городской курии не могли избираться рабочие, даже если они имели требуемый законом квартирный ценз.

Кстати, новоиспечённый премьер-министр Пётр Столыпин предлагал ещё более ужесточить избирательное законодательство. Но в итоге члены правительства не решились на такой шаг, опасаясь обострения революционной борьбы.

Боролись четыре течения

На этот раз в выборах участвовали представители всего партийного спектра. Боролись четыре течения: 1) правые , стоявшие за укрепление самодержавия ; 2) октябристы , принявшие программу экономических реформ Столыпина; 3) партия кадет ов; 4) левый блок, объединивший социал-демократов , эсеров и другие социалистические группы.

Предвыборная кампания была шумной, с огромным числом дебатов между кадетами, социалистами и октябристами. В результате выборов вторая Дума оказалась ещё левее (то есть ещё более оппозиционной), чем первая. Таким образом, власть здесь потерпела неудачу.

Но поначалу ничто не предвещало скорого роспуска Думы. Кадеты попытались создать думское большинство, сблокировавшись с трудовиками, октябристами и некоторыми другими фракциями. Они выдвинули лозунг «бережения Думы», поэтому снизили требования к властям. Так, они сняли с обсуждения вопросы о смертной казни и политической амнистии. Они добились принципиального одобрения бюджета.

Споткнулись об аграрную реформу

Но камнем преткновения стала аграрная реформа Столыпина. В частности, думские фракции никак не могли договориться о порядке отчуждения помещичьих земель. На этом фоне Вторая Дума начала всё острее критиковать правительство, которое, в свою очередь, не желало считаться с Думой. В конечном итоге эти конфликты стали одной из причин того, что 3 июня 1907 года вторая Дума была распущена царём.

Предлогом для разгона парламента стало обвинение (по всей видимости, ложное) социал-демократической фракции в военном заговоре. В ночь на 3 июня все члены этой фракции были арестованы и преданы суду.

Вслед за этим был издан новый избирательный закон, значительно урезавший избирательные права населения. Поэтому роспуск второй Думы вошёл в историю под названием «Третьеиюньского переворота».

Александр ЛУЗАНОВ

ВЫНОС:

Вторая Дума оказалась еще более оппозиционной, чем первая


«Сначала успокоение, потом реформы»

Третья Дума сумела отработать весь срок

Третья Дума просуществовала с 1 ноября 1907 года по 30 августа 1912 года. В отличие от двух предыдущих составов она отработала весь положенный законом срок – пять лет. Председателями Думы поочередно были представители партии октябристов – Николай Хомяков, Александр Гучков и Михаил Родзянко.

По новому избирательному закону

В июне 1907 года одновременно с указом о роспуске Второй Думы был опубликован новый избирательный закон. Он расширял права помещиков и крупной буржуазии, получивших две трети общего числа выборщиков. Рабочим и крестьянам было оставлено около четверти выборщиков. Общее число депутатов сократилось с 518 до 442 человек. При этом народы Средней Азии, Якутии и других национальных районов от выборов отстранялись.

В итоге большинство голосов в Третьей Думе было отдано «партии власти», октябристам – 154 места. А вот представительство кадетов, трудовиков, социал-демократов и национальных групп заметно уменьшилось. Эсеры выборы бойкотировали. Царское правительство после двух неудачных попыток получило, наконец, договороспособный парламент. Только новая Дума практически не представляла широкие массы населения. И доверие народа к депутатам серьезно снизилось.

Большинство законопроектов внесло правительство

За время своей работы Дума провела более 600 заседаний, рассмотрела около 2,5 тысяч законопроектов. Подавляющая часть законопроектов была внесена правительством. Исход голосования полностью зависел от октябристов. В блоке с русскими националистами они составляли правое большинство (свыше 220 требуемых для принятия закона голосов).

При поддержке правых правительство во главе со Столыпиным блокировало все инициативы кадетов. Основой правительственной политики был лозунг: «Сначала успокоение, потом реформы». Был принят «столыпинский» вариант аграрной реформы (на основе указа от 9 января 1906 г.). Также удалось провести законопроект о государственном страховании от несчастных случаев и по болезни. Кроме того, с помощью Думы в девяти украинских и белорусских губерниях были образованы земства, а Финляндия – лишена автономии.

Третья Дума провела пять парламентских сессий и была распущена по указу императора летом 1912 года.

Олег МАРИНИН

ВЫНОС: После двух неудачных попыток правительство получило дееспособный парламент

Последняя Дума Российской Империи

Работа депутатов проходила на фоне мировой войны и революции

Четвёртая Дума проработала с 15 ноября 1912 по 25 февраля 1917 года. Но официально она была распущена лишь 6 октября 1917 года, за считанные дни до Октябрьской революции. Председателем Госдумы весь срок был лидер партии октябристов Михаил Родзянко.

Непредсказуемый парламент

Выборы в Думу проходили осенью 1912 года. Всего было избрано 442 депутата. Как и в прошлый раз, больше всего голосов набрали октябристы (98 мест). Но их перевес над остальными был уже не таким подавляющим. В целом Четвёртая Дума обладала ярко выраженными флангами (левыми и правыми) при умеренном центре. Это сделало её менее предсказуемой, чем Третья Дума.

Октябристы все чаще стали объединяться с кадетами, получая думское большинство. Но их законодательные инициативы блокировались Госсоветом. В свою очередь, Дума тормозила проекты масштабных законов царского правительства. В итоге правительство ограничилось незначительными законопроектами. В период первой и второй сессий (1912-1914) было внесено свыше 2 тысяч мелких законопроектов.

Захотели формировать кабмин

С началом Первой мировой войны заседания Госдумы стали проходить нерегулярно. Законодательство осуществлялось правительством во внедумском порядке.

Поражения русских войск весной и летом 1915 года, кризис государственной власти вызвал рост оппозиционных настроений среди депутатов. В июле 1915 года большинство фракций Думы выступили с критикой правительства, потребовали создания нового кабинета министров, пользующегося «доверием страны». 22 августа был организован Прогрессивный блок, в который вошли 236 депутатов (октябристы, прогрессисты, кадеты). Новый блок требовал права самому формировать правительство.

Ограничение властных полномочий для императора Николая II было неприемлемо. 3 сентября 1915 года Государственная Дума была распущена на каникулы.

Выразили недоверие премьерам

1 ноября 1916 года стартовала пятая сессия Четвёртой Думы. Прогрессивный блок потребовал отставки председателя правительства Бориса Штюрмера, которого обвиняли в германофильстве. Его сменщику Александру Трепову депутаты также выразили недоверие. В итоге 16 декабря 1916 года Дума вновь была распущена.

14 февраля 1917 года заседания возобновились. Желая продемонстрировать силу и сплочённость Думы, депутаты организовали демонстрации к Таврическому дворцу. Митинги дестабилизировали ситуацию в Петрограде. Указом царя от 25 февраля 1917 года заседания Четвертой Думы были прерваны окончательно. Депутаты перешли к формату «частных совещаний». 6 октября Дума была распущена официально.

А вскоре грянула большевистская революция. И институт Государственной Думы исчез на многие годы…

Олег МАРИНИН

ВЫНОС:

Депутаты тормозили проекты масштабных законов правительства