Последние статьи
Домой / Материалы / Готов ли ребенок к школе: тесты, диагностика, определение. Тестирование будущих первоклассников

Готов ли ребенок к школе: тесты, диагностика, определение. Тестирование будущих первоклассников

По мере взросления малыша родители всё чаще волнуются: «Что должен знать ребёнок перед школой?». В 7 лет уровень развития современных детей удивляет многих взрослых. Кругозор достаточно широк, словарный запас доходит до 5–6 тысяч слов, мальчики и девочки порой задают совсем не детские вопросы, требуют глубоких ответов.

Если родители занимались с малышом на протяжении двух-трёх лет перед школой, формировали навыки общения, развивали любознательность, учили уважать себя, других, первокласснику будет проще приспособиться к школьным будням. Родителям дошколят пригодятся знания о том, какие умения, навыки помогут быстрее влиться в учебный процесс.

Тестирование перед поступлением в школу

Согласно закону, нельзя проводить мини-экзамены или тесты по проверке знаний у будущего первоклашки. В реальности дело обстоит иначе: многие школы пытаются набрать «лучших», наиболее подготовленных деток. О запрете тестирования знает администрация всех учебных заведений, но выход нашёлся: проверка знаний проходит под скромным названием «собеседование».

Если изучить круг вопросов, на которые детки должны ответить, несложно понять: дошкольников ждёт настоящий экзамен. Кроме вопросов, позволяющих выявить общий уровень развития, психолог проверяет навыки чтения, пересказа, письма, уровень логики, математических знаний.

Детки, с которыми родители занимались с 3,5–4 лет, сразу выделяются на фоне неподготовленных сверстников. «Умникам и умницам» психологи охотно дают рекомендации для зачисления в выбранное учёбное заведение.

Подводные камни

К сожалению, многие грамотные детки не могут полностью проявить свои таланты, показать умения по одной простой причине: они не до конца понимают вопросы психолога. Дело не в низком уровне знаний или слабо развитом кругозоре.

Причин несколько:

  • стеснение, робость перед чужим человеком, волнение;
  • боязнь переспросить, когда вопрос не расслышан или до конца не понятен;
  • особенности психики, нервной системы, склад характера: некоторых деткам требуется больше времени на осмысление услышанного, подготовку ответа.

Нередко после собеседования, прошедшего не совсем удачно, выясняется: будущий первоклашка не смог выполнить все задания, потому что плохо расслышал, постеснялся переспросить или не понял вопрос. Иногда вина лежит на психологе, при непрофессиональном подходе к своим обязанностям.

Вывод:

  • учите деток общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми;
  • чаще моделируйте ситуации, когда придётся отвечать на различные вопросы;
  • больше общайтесь сыном или дочкой, не ограничивайтесь ответами «да» или «нет», обосновывайте точку зрения;
  • учите задавать вопросы, развивайте любознательность;
  • напоминайте, что нужно переспрашивать, когда вопрос не до конца понятен;
  • учите уважать себя, объясняйте ребёнку, что он маленькая личность;
  • учите преодолевать робость.

Плюсы собеседования

Некоторые родители перед началом тестирования были отрицательно настроены, но после наблюдения за ребёнком, беседы с психологом изменили своё мнение. В чём причина?

Взрослые увидели сына или дочку «со стороны», понаблюдали за реакцией будущего первоклашки на вопросы психолога, поняли сильные стороны, моменты, над которыми стоит поработать. Многим родителям психологи дали полезные советы, подсказали, на что обратить внимание.

Были выгоды и для будущего первоклашки:

  • ребёнок впервые остался один на один с настоящим учителем, попытался общаться сам, без родителей;
  • нередко собеседование проводит «комиссия» из завуча, психолога, логопеда, педагога начальных классов. При поступлении в языковую школу часто присутствует учитель иностранного языка. Беседа с несколькими педагогами, проведённая правильно, позволяет понять, что начинается новый, «взрослый» этап жизни;
  • нередко родители выбирают из двух-трёх школ, особенно, если уровень знаний высокий, позволяет «замахнуться» на лицей или гимназию. После первого собеседования деткам было проще на втором, третьем тестировании: они не терялись, уверенно отвечали на вопросы, выполняли задания.

Важно! Собеседование принесёт пользу, если проводит его профессионал, трепетно относящийся к детям. Иногда бывает, что психолог проявляет предубеждение, нетактичность по отношению к отстающему ребёнку, «давит» его вопросами, нечётко формулирует задания. После такого разговора у мальчика или девочки часто появляется неуверенность в своих силах, а родители чувствуют себя униженными от характеристики, данной сыну или дочке.

Уровень знаний перед школой

Вопросы на собеседовании:

  • Как тебя зовут (полные данные)?
  • Имя-отчество мамы, папы (Иванова Анна Ивановна, а не «мама Аня»).
  • Полный адрес проживания.
  • Сколько тебе лет? Сколько было год назад или будет через два года?
  • Чем занимаются родители?
  • Зачем ты идёшь в школу?
  • Расскажи, чем ты любишь заниматься.
  • Где левая/правая рука?
  • Опиши картинку.
  • Расскажи стихотворение.
  • Прочти короткий текст.

Часто психологи предлагают эти вопросы и задания:

  • Какое сейчас время года?
  • Чем отличается осень от весны?
  • Каких домашних животных ты знаешь?
  • Каких диких животных ты знаешь?
  • Найди в группе лишний предмет (яблоко среди овощей).
  • Кто такой врач (учитель, почтальон, доктор и так далее)?
  • Расскажи, чем отличается автобус от троллейбуса.
  • Назови цифры и числа до 10 или 20.
  • Реши примеры на сложение/вычитание.
  • Реши задачу.
  • Расположи цифры по убыванию /возрастанию.

Будущий первоклашка должен быть готов к таким заданиям:

  • Назови цвета, оттенки.
  • Расскажи, чем отличаются картинки.
  • Подели булочку поровну, на две/три части.
  • Напиши под диктовку или спиши с доски.
  • Нарисуй зайца (медведя, человека).
  • Найди в слове нужную букву.
  • Покажи гласные/согласные.
  • Назови слова на заданную букву.
  • Сравни предметы по длине/ширине/высоте.
  • Обведи рисунок по контуру.
  • Покажи, заштрихуй (закрась) яблоко/треугольник/круг.
  • Проведи волнистую и прямую линию.

Обратите внимание! При поступлении в школу с физико-математическим уклоном часто дают несложные задачки на логику, для языковых заведений педагогу важно понять, имеет ли ребёнок склонность к иностранным языкам.

Психологическая и эмоциональная готовность

Многие учителя и психологи считают: этот пункт – самый важный. Если ребёнок не осознаёт, зачем ему школа, стесняется окружающих, не умеет принимать установленные правила, то учиться, чувствовать себя частью коллектива будет очень сложно.

Дорогие родители! Честно дайте ответы на вопросы:

  • Знает ли ребёнок правила, требования, которые ждут его с первых дней учёбы? Готов ли будущий первоклассник принять их?
  • Может ли ребёнок в 6–7 лет спокойно высидеть хотя бы 30 минут?
  • Может ли юный ученик внимательно слушать учителя (соблюдать дисциплину, выполнять задания)?
  • Существует ли у сына или дочки самоконтроль за поведением?
  • Различает ли маленький проказник места, где можно играть, веселиться и спокойно сидеть, изучать что-то новое?
  • Готов ли ребёнок подчиняться установленным нормам и правилам?
  • Есть ли у него мотивация к учёбе?
  • Умет ли ладить с другими детками, без кулаков отстаивать своё мнение?

Большинство ответов положительных? Не переживайте за будущего первоклассника, вхождение в учебный процесс пройдёт достаточно гладко.

Чем больше отрицательных ответов, тем сильнее нужно задуматься родителям. Если без пяти минут первоклашка психологически не готов в школе, ему будет сложно чувствовать себя комфортно в новой обстановке.

Что делать? Посоветуйтесь с хорошим психологом, попробуйте наверстать упущенное. Дополнительные занятия помогут сгладить острые углы при переходе в новую среду. Чем раньше вы проверите психологическую и эмоциональную готовность к обучению, тем проще исправить недочёты.

Невнимание к проблеме, надежда «на авось» нередко провоцирует проблемы:

  • появляются психологические травмы у сына или дочки;
  • часто возникает отвращение к учёбе;
  • маленький ученик не хочет идти в школу. Появляются надуманные предлоги «болит живот/голова/нога», «сегодня первого урока нет» и так далее;
  • постепенно развивается упрямство или, наоборот, ребёнок становится слишком податливым, «затурканным», готовым выполнять все требования, лишь бы его не ругали;
  • исчезает желание проявлять своё «Я», маленькая личность прячется в «скорлупу»;
  • детки боятся переспросить, не понимают материал, пытаются заслужить уважение друзей не знаниями, а неординарными поступками или рискованными выходками. Некоторые неуспевающие ученики становятся «местными клоунами», дразнят ребят, срывают уроки, но боятся рассказать о своих проблемах с учёбой, учителем, одноклассниками;
  • маленькие проблемы постепенно обрастают новыми, ребёнка сложно мотивировать для получения знаний.

На странице узнайте инструкцию по применению препарата АкваМарис Строг для детей раннего возраста и подростков.

Необходимые общие навыки и умения:

  • часы, дни недели, месяцы, времена года;
  • звери, птицы, домашние животные;
  • овощи, фрукты, растения, кустарники, деревья;
  • всё о себе и родителях;
  • названия профессий;
  • погодные, природные явления;
  • праздники;
  • свои увлечения;
  • интересы семьи;
  • понятия «лево-право»;
  • цвета и оттенки;
  • желание учиться, понимание, что детки делают в школе.

Учителя обращают внимание, развиты ли у будущего первоклашки навыки:

  • чтения;
  • пересказа;
  • развития речи, зрительной, слуховой памяти;
  • логического мышления;
  • счёта;
  • ориентирования в пространстве.

Важен уровень интеллектуального развития, осознание себя более взрослым. Грамотный, умный ученик всегда вызывает уважение.

Возьмите на заметку:

  • многие родители считают, что «переученному», много знающему, первокласснику будет скучно на уроках, ведь он уже считает до 100, а одноклассники решают примеры до 20-ти;
  • родители правы, но в такой ситуации ребёнку будет проще адаптироваться в классе, показать себя с лучшей стороны. Хуже, если первоклашка не успевает за школьной программой.

Осенью предшествующего поступлению года начинается финишная прямая гонки «Первый раз в первый класс» - в этот год ищется ответ на вопрос: а в какой, собственно, класс?

Тем не менее, выбрать школу для ребенка - это только полдела. Самое главное - научить его в этой школе учиться. Именно для этого в идеале нужны различные студии, курсы и развивающие центры подготовки к школе, а вовсе не для того, чтобы, попирая все возрастные особенности, ускоренно втемяшивать шестилеткам программу первого класса.

Не секрет, что часто родители выбирают для своих детей группы по подготовке к школе из весьма прагматичных соображений. Во-первых, чтобы иметь привилегированное положение при зачислении в выбранную школу, особенно если школа «хорошая» и туда сложно попасть. Во-вторых, чтобы натаскать дитятко под конкретные требования будущего вступительного собеседования, до сих пор практикуемого в тех же «хороших» школах.

Если отбросить в сторону коррупционную составляющую такого рода подготовки, вполне можно сформулировать, почему занятия действительно необходимы для ребенка.

Чудный новый мир

Очевидно: дети идут в школу для того, чтобы учиться. Но парадокс состоит в том, что активно обучаясь всю свою маленькую жизнь - ползать, ходить, говорить, играть, они ни разу ещё не делали этого сознательно. «Учеба» проходила сама собой, и все достигнутые результаты имели в своей основе железобетонную мотивацию на уровне инстинктов. Не всякий взрослый в состоянии объяснить, для чего надо учиться, обычному ребенку это непонятно вовсе. И даже самые искренние родительские рассуждения на эту тему для него - не более чем абстракция.

Единственное, что он ощущает всем своим существом - это тяжелый груз ответственности, свалившийся на него непонятно зачем, но от этого не менее обязательный и страшный.

Школа - это совершенно новая реальность для ребенка. Даже если он ходил в садик и в целом привык к социальной среде обитания детей, школа - это то, чего у него ещё никогда не было. Нет опыта - есть стресс. Тонны книг написаны психологами по вопросам адаптации в школе, но большинство из них касаются вопросов, когда ребёнок в школу уже попал, и теперь нужно решить, что с этим делать. Подготовительные занятия дают возможность постепенно познакомиться с новой атмосферой и новым местом, в которое он предположительно будет ходить довольно долго. Совершенно недостаточно зайти в школу один раз на «экскурсию», чтобы быть уверенным, что теперь уж тут все знакомо. Дети довольно консервативны, и, чтобы привыкнуть к чему-то новому, и тем более расслабиться в незнакомой остановке, им нужно время. Как правило, ситуация ещё и нагнетается в семье разговорами о том, что в школе «всё серьезно» и намеками, что шалости и капризы станут в школе наказуемы.

К сожалению, у многих из нас есть собственный печальный опыт репрессивной советской школы, и даже когда речь идет об устройстве ребенка в частное учебное заведение, родители не в состоянии избежать личной предвзятости к вопросу. Занятия по подготовке к школе призваны хотя бы частично развеять этот миф, наглядно показав, что новая «взрослая» реальность не так уж страшна и в ней можно комфортно существовать.

Взрыхление почвы

Для того, чтобы воспринимать новую информацию, нужно основательно подготовить не только свой разум, но и чувства и тело. У психологов есть такое понятие - «разогретая» группа. Имеется в виду, что люди, прошедшие некую подготовку, в состоянии работать гораздо эффективней. Точно так же детям, чтобы начать учиться, нужен «разогрев», но значительно более долговременный, чем взрослым.

Лариса Александровна Пальцева

Необходимы упражнения на равновесие, концентрацию, координацию. Это помогает развивать направленную волю. У маленьких детей воля, как правило, имеет хаотичный характер. Отсюда быстрые смены настроения и желаний. В школе же надо направлять волевые усилия на определенную деятельность.

Это бывает сложно - например, проскакать на одной ножке, держать заданный ритм. Даже право-лево и верх-низ многие путают. А ведь уметь скакать на одной ножке – это вовсе не забавное баловство. Это серьёзное упражнение на развитие координации, баланса и гармонизацию работы разных полушарий мозга. То есть всего того, что очень скоро понадобится для интеллектуальной деятельности.

Конечно, можно взять детей и «сырыми». Но тогда половина первого класса будет потрачена на ту самую подготовку, о которой шла речь, и вся работа ляжет на плечи классного учителя. Поэтому эффективней это всё же делать заранее - чтобы семена взошли, имеет смысл взрыхлить почву.

Ну-ка, дети, встаньте в круг

Школа - это не только знания и уроки, но ещё и одноклассники, учителя, то есть другие люди, с которыми надо как-то общаться и взаимодействовать. Образование вообще, если только оно не домашнее, - это коллективная работа, в которой важен каждый. Любой участник этой работы или помогает общему делу, или мешает. Даже тот, кто остаётся как бы безучастным, отстраняется от процесса, так же влияет на него, тормозя, расхолаживая или отвлекая остальных. Пресловутая социализация, ради которой, часто против воли, отдают детей в сад, в школе имеет решающее значение. Но простое пребывание ребенка в кругу сверстников далеко не всегда может дать полезные навыки общения. Быть социализированным ребенка надо учить. И это тоже задача подготовки к школе.

Лариса Александровна Пальцева

учитель с двадцатилетним стажем

Мы просим детей встать в круг. Сформировать ровный круг, не овал и не квадрат, с одинаковыми расстояниями между его участниками, оказывается не так-то просто. Круг выстраивается из определенного внутреннего образа и ощущения каждого ребенка. Он встраивает себя в круг так же, как встраивает в социум.

И мы должны показать, как поместить себя в пространство правильно, дать ему понять и почувствовать, что он - органичная часть целого, что мир-социум принимает его.

Некоторым детям вообще тяжело встать в круг, они хотят быть за его пределами. Кому-то невыносимо держаться за руки. Всё это потом скажется на учёбе, если не скорректировать вовремя.

А также их родители

Готовить к школе нужно не только детей, но и родителей. Возможно даже, родителей в первую очередь. Как уже говорилось выше, многие из нас имеют собственный, весьма травматичный школьный опыт. Несмотря на то, что для большинства родителей это «дела давно минувших дней», в сходном контексте старые обиды дают себя знать.

Парадоксально, но взрослый человек, оставивший школу далеко позади, реагирует на привычные раздражители - замечание учителя, даже просто строгий учительский голос и характерные, слишком знакомые интонации - точно так же, как и в детстве.

Ребёнок, пока не имеющий ни положительного, ни отрицательного школьного опыта считывает реакцию взрослого буквально. Принимает как данность противопоставление школы семье. Это следствие без причины, чужое негативное «наследство» оказывается крайне разрушительным для внутреннего мира ребёнка. Привыкший доверять маме и папе, он чувствует собственную эмоциональную несогласованность, которую не понимает.

Конечно, не все в прошлом ненавидели школу. Кому-то повезло, и школьные годы оставили приятные, легкие воспоминания, наполненные беззаботной радостью и интересными событиями. Если это всё же не так, задача взрослого человека дифференцировать собственные прошлые чувства от нынешней, уже не своей реальности. Но даже в самом тяжелом случае может помочь откровенный разговор с ребенком. Расскажите ему, как всё было у вас, не вынося за скобки неприятные моменты. По крайней мере, это восполнит информационные пробелы в «переваривание» ребёнком ваших реакций на школу. Сделайте акцент на том, что его опыт - другой, что изменилось время, и путь, по которому суждено пройти ему в любом случае будет отличаться от вашего. Ваша же обязанность, как самого близкого человека, если не помочь ему на этом пути, то хотя бы не навешивать груза собственных травм и ошибок.

Итак, пять шагов, которые стоит сделать родителям для улучшения адаптации к школе:

    Даже если ваш ребенок посещает подготовительные курсы, имеет смысл бывать с ним в будущей школе почаще. Подойдут различные спектакли, концерты, ярмарки, проходящие в течение года, посещение которых обычно открыто для всех желающих;

    Говорите с ребёнком о школе. Рассказывайте ему о своей школьной жизни, не исключая грустные и тревожные моменты. Так ему будет проще понять, что его волнение, а в дальнейшем и какие-то текущие тревоги - не что-то исключительное, а нормальная, обычная жизнь;

    Уделяйте внимание «простым» навыкам. Умеет ли ваш ребенок прыгать через скакалку? А попадать по бите в игре в классики? Эти весьма полезные игры, к сожалению, почти канули в лету, а ведь они очень положительно влияли на моторику, концентрацию и координацию движений;

    Старайтесь организовать жизнь ребенка в определенном ритме. Занятия в школе всегда начинаются в строго обозначенное время. Да и все активности в ней расписаны буквально по минутам. Чтобы потом нормально справляться с домашними заданиями, при этом не переутомляясь, имеет смысл выработать оптимальный режим дня и чётко его соблюдать;

    Не усердствуйте в обучении ребенка чтению, письму и счету, если вы чувствуете сопротивление с его стороны. Никто ещё не получал аттестат зрелости, оставшись неграмотным. Ваш сын или дочь всему научится в своё время, но важно преждевременным образовательным порывом не сформировать негативное отношение к занятиям как таковым. Конечно, всякое обучение в большинстве случаев происходит через усилие. Но пусть это усилие будет в радость.

Программа диагностики
для детей 6-7 лет
Статья 2

Ни у кого не вызывает сомнения, что обучение в школе – тот первоначальный этап, с которого начинается осознанное вступление в нашу непростую жизнь. Оттого, насколько хорошо ребенок будет учиться в школе, зависит его самооценка, так как именно в школе начинается оценку его интеллектуальных возможностей учителями, а в зависимости от их оценки, и родителями. А от этой самооценки зависит его дальнейший успех в жизни, то, чего он сможет в ней добиться.

Зачем необходимо тестировать

ребенка на уровень готовности к школе?

Или почему сын миллионера быстрее
станет миллионером, чем сын бедняка

Исследования психологов уже давно показали, что люди с низким уровнем интеллекта не могут достичь успеха в жизни, а низкий достаток и бедность в детские годы, которые и формируют соответствующую самооценку и мировоззрение ребенка, не позволяют в дальнейшем добиться в жизни каких-то заметных успехов. Другими словами, даже потенциально умный ребенок, выросший в нищете, скорее всего, всю жизнь так в бедности и проживет, а сын миллионера вероятнее всего будет уметь «делать деньги» не хуже, чем его отец уже потому, что он привыкает мыслить и чувствовать себя богачом, приобретает соответствующую широту взглядов на то, как нужно зарабатывать деньги. Таким образом, очень важно, чтобы ребенок с первого же дня чувствовал себя успешным учеником, а не «плелся в хвосте» среди отстающих.

Ребенок должен приобрести
навык самостоятельного обучения

Школа – этот тот базис начальных знаний, который и позволяет приобрести столь необходимую для успешного продвижения в жизни и самопрезентации эрудицию. И очень важно, чтобы ребенок умел учиться самостоятельно, а не под угрозой родительского наказания, чтобы обучение вызывало у него интерес, желание что-то узнать самому, другими словами, чтобы у него было желание учиться. В этом случае, такой ребенок сохранит тягу к постижению новых знаний на всю жизнь, а это уже само по себе гарантирует успех, в том числе и материальный. Но возможно это только тогда, когда ребенок будет чувствовать, что обучение в школе дается ему без особого труда, а не превращается в «муку тяжкую». Вот поэтому так важно, чтобы Ваш ребенок пошел в школу уже подготовленным, и школьная нагрузка не оказалась для него непосильным грузом. А для того, чтобы определить, насколько готов ребенок к школе, соответствует ли уровень его мышления и обладает ли он знаниями, соответствующими школьным требованиям, необходимо его протестировать. И затем, обнаружив где у малыша есть слабые места и пробелы, заниматься с ним именно в данном направлении.

Успех обучения зависит
от уровня психологической зрелости малыша

Затруднения в учебе могут возникать не только из-за того, что ребенок не понимает какой-то предмет, а из-за неусидчивости и невнимательности. И это не шалость с его стороны, а психологическая незрелость, возникающая в результате несформированности определенных психических процессов, развить которые и есть основная задача родителей и воспитателей детского сада.

Для поступления в гимназию

или лицей также нужна подготовка

Сейчас все более модным становится отдавать детей в школы с углубленным уровнем обучения – гимназии, лицеи и т. д. И это не удивительно, ведь школа, в которой много лет учился ребенок, служит в дальнейшем своеобразной визитной карточкой, и тот факт, что человек прошел курс гимназического обучения, уже вызывает уважительное отношение окружающих, ему проще затем поступить в ВУЗ, да и уровень знаний и подготовки там более высок. Соответственно, выпускнику подобной школы гораздо легче приходится в дальнейшей жизни, так как он больше умеет и знает. Однако, соответственно и требования для желающих поступить в подобную специализированную школу гораздо выше. И пробиться туда может далеко не каждый. Вашему малышу уже в 6-7 лет придется пройти настоящий конкурсный отбор, а тестирование школьного психолога будет равноценно вступительному экзамену. Именно поэтому ребенка к такому тестированию нужно готовить. Ведь даже умный и эрудированный ребенок может легко запутаться и сбиться, отвечая на тесты школьного психолога уже только потому, что раньше ему такие вопросы еще никто не задавал, и они для него совершенно неожиданны. Предлагаемая нами диагностика вобрала в себя те основные вопросы и тесты, которые обычно и проходит ребенок при поступлении в школу – и обычную, и специализированную. Поэтому, пройдя подобные тесты с родителями, он уже не собъется при подобных же заданиях, заданных школьным психологом, и поступит в желаемую школу.
Вот поэтому «Дом советов» и предлагает до начала занятий по подготовке Вашего ребенка к школе, пройти с ним данную диагностическую программу.

Интеллектуальные тесты,

определяющие готовность ребенка к школе

Прежде чем приступить к тестированию, к нему необходимо подготовиться. Все материалы теста должны быть готовы заранее, в комнате – тишина и уютная обстановка, ребенку все необходимо представить в виде увлекательной игры. Во время тестирования не подсказывайте малышу ответы или направления решения задания. Итак, приступим.

Тесты по определение готовности к школе от

Тест № 1 «Определение уровня
психосоциальной зрелости ребенка»

Тест проводится в форме беседы.

Инструкция для ребенка

Я буду тебе сейчас задавать разные вопросы, а ты попытайся ответить на них. Некоторые вопросы будут очень легкими, другие – посложнее. Но даже если ты сразу не будешь знать, как на них ответить – ничего страшного. Главное, не спеши и хорошенько подумай перед ответом.

Вопросы для беседы

1. Как твоя фамилия, имя, отчество?
2. Назови фамилию, имя и отчество своих родителей.
3. Ты мальчик или девочка? А когда вырастешь, то будешь дядей или тетей?
4. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года? Через три?
5. Есть ли у тебя брат или сестра? А кто старше?
6. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
7. Кем работают твои родители?
8. Сейчас вечер или утро? (День или утро?)
9. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Обедаешь утром или днем? Что бывает раньше – ужин или обед?
10. Какого цвета этот карандаш, кофточка, платье?
11. Почему снег выпадает не летом, а зимой?
12. Какое сейчас время года: зима, лето, весна или осень? А почему ты так думаешь?
13. Когда люди катаются на лыжах (коньках, санках) – летом или зимой?
14. Зачем в школе нужны парта и звонок?
15. Хочешь ли ты учиться в школе?
16. Что делает учитель? Врач? Продавец?
17. Для чего тебе нужны нос, уши, глаза? Покажи свое правое ухо, левую бровь.
18. Каких ты знаешь птиц? А животных?
19. У кого больше лап – у утки или у коровы?
20. Кто больше: комар или птица? Кошка или лошадь?
21. Посчитай от 7 до 10. От 8 до 3-х. Что больше: 9 или 4? 2 или 7?
22. Что ты будешь делать, если нечаянно сломаешь чужую игрушку?

Перед началом беседы приготовьте листочек бумаги, на котором Вы запишете баллы, засчитываемые за правильные ответы на вопросы. Затем задаете ребенку вопрос, он отвечает. Время ответа не ограничено, спешить не нужно. Дайте малышу возможность подумать. Если ответ неточный, но близок к правильному, дайте время подумать еще, но не подсказывайте ответ и не «направляйте» ребенка.

Обработка теста

1. За правильные ответы на все подвопросы одного пункта ребенок получает один балл (за исключением контрольных – см. ниже).
2. Правильными считаются ответы, которые соответствуют поставленному вопросу: «Папа работает водителем. У коровы больше лап, чем у утки». Неправильные ответы, это ответы, типа: «Папа работает на работе. Мама Наташа», и т. д.
3. За правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта ребенок получает по полбалла.
4. К контрольным вопросам относятся вопросы: № 4, № 6, № 14, № 22. Оцениваются они таким образом:
- № 4 – если ребенок говорит, сколько ему лет – 1 балл. Если называет года с учетом месяцев – 3 балла.
- № 6 – за неполный домашний адрес – 1 балл. За полный, с названием города – 2 балла.
- № 14 – за каждое правильно названное применение школьных атрибутов – 1 балл.
- № 22 – за правильный ответ – 2 балла.

5. № 15 оценивается вместе с № 14 и № 17. Если в пункте № 14 ребенок набирает 3 балла и дает положительный ответ на № 15, то у него наличествует положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма баллов должна быть не менее 4-х).

Оценка результатов

24 – 29 баллов – Высокий уровень (соответствующий школьным требованиям уровень психосоциальной зрелости).
20 – 23 баллов – Средний уровень – средняя зрелость.
15 – 20 баллов – Низкий уровень психосоциальной зрелости.

Продолжение следует.

Под детскими тестами подразумеваются, прежде всего, тесты-игры . Вниманием малышей сложно завладеть на долгий срок, поэтому задание должно быть похоже на интересное и веселое времяпрепровождение.

Зачем они нужны?

С помощью подобного «тестирования» выясняют не эмоциональное состояние ребенка (степень тревожности, уверенности или неуверенности в себе и т.п.), а уровень развития памяти, воображения, слухового и зрительного восприятия, логического мышления, способности к познавательной деятельности и др. Такие «развивающие» тесты-игры отличаются от «психологических» вариантов еще и тем, что направлены они не только на получение необходимой информации, но и на тренировку у дошкольников внимания, речи, мелкой моторики, терпения и усидчивости, а также математических и логических способностей.

Контрольная проверка

Не удивительно, что тесты-игры чаще всего используются для проверки готовности ребенка к обучению в школе. Проводить их лучше заблаговременно, чтобы неожиданно не сделать для себя открытие – у дошкольника плохо обстоят дела с концентрацией внимания, запоминанием или готовностью руки к письму.

Эксперты рекомендуют «тестироваться» не за месяц-два, а за более продолжительный срок (полтора или хотя бы за полгода) до отправления в первый класс. Тогда при любом результате у вас будет достаточно времени, чтобы скорректировать слабые стороны будущего ученика или найти способ по максимуму использовать сильные (например, выбрать школьную программу в зависимости от индивидуальных особенностей и склонностей).

Совет от сайт

Игры-тесты можно предлагать детям, начиная с 4-5 лет. Как правило, в этом возрасте, они уже могут сконцентрировать внимание на 5-7 минут, а психические процессы достигли уровня, подходящего для начального «исследования».

За подробной и обстоятельной консультацией всегда лучше всего обращаться к профильному специалисту: в его арсенале будет и много вариаций тестов-игр, и непредвзятость, благодаря которой оценка результатов получится менее эмоциональной и более объективной, нежели у родителей. В Москве, например, есть несколько учреждений, оказывающих услуги по тестированию будущих первоклассников: центр профориентации «Профгид» , «Медико-психологический центр индивидуальности» , образовательный центр «Аристостель» и другие.

На старт! Внимание…

Есть много тестов-игр (в том числе онлайн), которые подходят для самостоятельного проведения дома. Много времени сама процедура «тестирования» не займет, а вот подготовиться к ней нужно.

Важно соблюдать следующие правила:

1) Тесты-игры проводятся только по согласию : принуждать ребенка корпеть над рисунками и задачами ни в коем случае нельзя!
2) Обращайте внимание на состояние и настроение малыша : результаты могут быть сильно искажены, когда он волнуется, боится, злится или устал. Если вы проводите тестирование дома самостоятельно, постарайтесь настроиться на «рабочий» лад: успокойтесь и запаситесь терпением, иначе ваши волнения и тревоги моментально передадутся ребенку.
3) Не стоит сравнивать результаты своего ребенка с прохождением теста другим малышом (например, соседским). Все дети развиваются в индивидуальном темпе! По этой же причине рекомендация по возрасту (тесты для детей 2-3 лет, 4-5 лет или 6-7 лет) всегда достаточно гибкая, и вы можете предлагать ребенку задания того интеллектуального уровня, которого, как вы считаете, он уже достиг.
4) Фиксируйте результаты. Делайте это не для того, чтобы убедиться в том, что «показатели» ребенка в норме, а с целью проследить динамику их изменений (например, в ноябре малыш читал в минуту 25 слов, а в январе – уже 45). Для этого время от времени повторяйте прохождение одного и того же теста.

Давайте поиграем?

Мы подобрали оптимальные варианты тестов-игр для детей 4-6 лет. Они недолгие, не слишком сложные, творческие и ориентированы на познание ребенком окружающего мира. Запасайтесь бумагой и ручкой и несколькими минутами свободного времени!

Тест на уровень развития речи «Назови слова»

Цель: определяем объем словарного запаса ребенка.

Проведение: называем малышу одно или несколько слов из тематической группы (например, животные, растения, транспорт, формы предметов, времена года и т.п. – всего около 8-10 групп) и просим его продолжить этот ряд. Если малыш затрудняется с ответом, то помогаем ему, подсказывая первое слово из данной группы с просьбой продолжить перечисление.

Оценка результатов:
10 баллов (ребенок назвал 40 и более разных слов ко всем группам) – высокий уровень развития речи
8-9 баллов (от 35 до 39 слов) – высокий уровень развития речи
6-7 баллов (от 30 до 34 слов) – средний уровень
4-5 баллов (от 25 до 29 слов) – средний уровень
2-3 балла (от 20 до 24 слов) – низкий уровень
0-1 балл (не более 19 слов) – очень низкий уровень

Тест на оценку знаний об окружающем мире «Путаница»

Цель: оцениваем образные представления ребенка об окружающем мире, умение рассуждать логически и правильно выражать свои мысли.

Проведение: показываем малышу картинку с изображением нескольких нелепых и неправильных ситуаций с животными (рак на березе, кошка в озере, перевернутый вверх ногами дом и т.п. – эти изображения есть в Интернете). Просим ребенка всмотреться в рисунок и сказать, все ли верно изображено и все ли находится на своем месте, а если нет, то пусть объяснит, что именно не так. На выполнение теста отводим 3-4 минуты – за это время ребенок должен отметить как можно больше неправильных ситуаций и дать свои разъяснения.
Оценка результатов:
10 баллов – за отведенное время ребенок успел найти и объяснить все несоответствия – очень высокий уровень образно-логического мышления и представлений об окружающем мире
8-9 баллов – нашел все несоответствия, но 1-3 из них не сумел или не успел объяснить – высокий уровень
4-7 баллов – не успел объяснить 3-6 несоответствий, хотя успел заметить все – средний уровень
2-3 балла – не успел заметить и объяснить от 1 до 4 несоответствий – низкий уровень)
0-1 балл – ребенок успел найти меньше 4 из 7 несоответствий – очень низкий уровень.

Тест на оценку логического мышления, способности анализировать, обобщать, классифицировать «Найди лишнее»

Цель: узнаем, умеет ли ребенок классифицировать предметы по существенному признаку и обобщать.

Проведение: предлагаем малышу карточки, на которых изображены ассоциативные ряды. При этом в каждом ряду должен быть один лишний предмет (например, арбуз-персик-клубника-автомобиль или троллейбус-автобус-трамвай-самолет). Просим ребенка всмотреться в картинки и сказать, какой предмет на карточке лишний и почему. На 4-5 ассоциативных рядов даем 3 минуты.

Оценка результатов:
10 баллов – ребенок нашел и назвал все лишние предметы во всех заданиях и дал объяснение менее чем за минуту – очень хороший результат
8-9 баллов – на выполнение задания ушло 1-1,5 минуты – хороший результат
4-7 баллов – ушло 1,5-2,5 минуты – средний результат
2-3 балла – ушло 2,5-3 минуты – плохой результат
0-1 балл – ребенок не справился с заданием за отведенное время – очень плохой результат

Тест на оценку способности анализировать, обобщать, классифицировать «Сравни понятия»

Цель: выясняем, умеет ли ребенок сравнивать понятия, находить их сходства и различия, обобщать и логически мыслить.

Проведение: называем ребенку пару слов (ночь – утро, стрелки – часы, снег – дождь и т.п.). После этого просим его выделить главный общий признак или указать на его отсутствие. Например, «ночь» и «утро» роднит то, что это части дня, а различает то, что утро – начало дня, а ночь – конец. Примеры для сравнений: ботинок – карандаш, ветер – соль, волк – луна, ворона – воробей, девочка – кукла, дождь-снег, дуб – береза, корзина – сова, корова – лошадь, кошка – яблоко, лыжи – коньки, маленькая – большая, молоко – вода, озеро – река, очки – деньги, поезд – самолет, сказка – песня, стакан – петух, трамвай – автобус, утро – вечер, яблоко – вишня. Если, услышав несравнимую пару (река-птица, кошка-яблоко и т.п.), ребенок растерялся и молчит, помогите ему и скажите, что есть слова, которые невозможно сравнить.

Оценка результатов:
Норма – 18-20 сравниваемых понятий из 30

Тест на внимательность «Найди спрятанные предметы»

Цель: оцениваем уровень зрительного восприятия ребенка, его способность формировать образы, делать связанные с ними умозаключения, излагать их на словах.

Проведение: показываем ребенку 2-3 контурных рисунка, в которых «скрыты» несколько узнаваемых предметов (образцы есть в Интернете). Просим его найти и назвать все предметы. На задание выделяем одну минуту. Если видим, что малыш спешит и, не отыскав все предметы в рисунке, переходит к следующему, останавливаем его и просим поискать получше. Всего должно быть «скрыто» 10-14 изображений.

Оценка результатов:
10 баллов – ребенок нашел и назвал все «скрытые» предметы, на это ушло меньше 20 секунд – очень высокий уровень развития зрительного восприятия
8-9 баллов – от 21 до 30 секунд – высокий уровень
4-7 баллов – от 31 до 50 секунд – средний уровень
2-3 балла – от 51 до 60 секунд – низкий уровень
0-1 балл – задание не было выполнено, спустя минуту – очень низкий уровень

Тест на внимательность «Найди отличия»

Цель: оцениваем уровень внимательности и наблюдательности, зрительной памяти, узнаем, насколько хорошо ребенок владеет навыком сравнения и умеет решая наглядные задачи.

Проведение: показываем малышу пару рисунков, между которыми есть 5-7 отличий (примеры есть в Интернете), и предлагаем ему найти их. Не забываем засечь время!

Оценка результатов:
10 баллов – малыш нашел все различия менее чем за 20 секунд – уровень зрительного восприятия очень высокий
8-9 баллов – за 21-30 секунд – высокий уровень
4-7 баллов – за 31-50 секунд – средний уровень
2-3 балла – за 51-60 секунд – низкий уровень
0-1 балл – задание выполнялось более минуты – очень низкий уровень

Тест на готовность руки к письму «Ровная дорожка»

Цель: оцениваем тонкую моторику (движение мелких мышц кисти) и зрительно-моторную координацию (движения руки).

Проведение: на белом листе бумаги внизу рисуем 3-4 машинки, а сверху – дом. От машин к домику рисуем «дорожки» разной ширины (например, одна – 2 см, другая – 0,5 см, третья – сужающаяся от 3 см до 1 см). «Дорожки» могут быть как прямыми, так и извилистыми. Просим ребенка «довезти» машинки к дому: провести линию посередине «дорожки», не выходя за ее пределы и не отрывая карандаша от бумаги.

Оценка результатов:

  • Выходы за пределы дорожки отсутствуют, линия ровная, нажим сильный, карандаш отрывался от бумаги не более трех раз – хорошая готовность руки к письму.
  • Три и более выходов за пределы «дорожки», линия неровная и «дрожащая», многократное проведение карандашом по одному и тому же месту – недостаточная готовность руки к письму.

На книжную полку

Солодун Е.О, Назаренко А.В., Карманова М.А. Тесты малышам – «Феникс-Премьер», 2016

Соколова Ю.А. Тесты на интеллектуальное развитие ребенка 4 лет – «Эксмо», 2010

Попова И. Проверяем знания дошкольника. Тесты для детей 5 лет – «Стрекоза», 2013 Шевченко М.А. Психологические цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей – АСТ, 2015

Поступление в первый класс-это дело серьезное и родители заранее задумываются о подготовке ребенка к школе. В настоящее время требования к подготовке детей возросли и часто во многих школах проводится психологическое тестирование ребенка.

Родители все чаще воспринимают тестирование будущего первоклассника, как настоящие экзамены и очень переживают, как ребенок пройдет это тестирование. И начинают готовить не столько к школе, сколько к прохождению тестирования. К счастью, сейчас в интернете можно найти все, что хочешь и психологические тесты для будущих первоклассников в том числе. Давайте подумаем, нужно ли это и зачем проводится такое тестирование?

Тестирование в общеобразовательной средней школе проводится с целью выявления уровня развития умственных способностей будущего первоклассника. Обычно с ребёнком проводит беседу школьный психолог, который определяет психологическую готовность малыша к школе и выявляет слабые стороны ребенка.

Означает ли это, что для малышей, не получивших специальную подготовку, шансы на зачисление в первый класс приближаются к нулю? Конечно, нет, ведь всех детей, достигших школьного возраста, принимают в первый класс общеобразовательного учреждения независимо от их уровня подготовки. Прием закрепленных лиц в школы всех видов осуществляется без вступительных испытаний (процедур отбора) в соответствии с Приказом Министерства образования и науки от 15.02.2012г. №107 «Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения».

Отсюда следует, что в школу примут любого ребенка, достигшего школьного возраста. Так что не стоит бояться тестирования, если его проводят в вашей школе. В то же время, не стоит игнорировать результаты тестирования и рекомендации психолога.

Давайте вернемся к цели тестирования, а целью является выявление умственных способностей. Значит, тестирование показывает сильные и слабые места в готовности ребенка к школе. И, если есть эти , то стоит летом приложить максимум усилий, чтобы их ликвидировать и подтянуть знания-умения ребенка там, где нужно. Не стоит заранее переживать, что это трудно и хлопотно. Большую часть подготовки можно делать легко, между делом, без специальной подготовки и напряжения. Надо только знать, на что обратить внимание и как это развивать.

Вот об этом и пойдет речь на вебинаре для родителей будущих первоклассников

На вебинаре продолжим тему тестирования будущих первоклассников, а сейчас хочу отметить одну ошибку, которую совершают многие родители. Родители вспоминают, как сами когда-то готовились к экзаменам и начинают так же готовить и ребенка. Что получается в итоге?

Ребенок выучил дома с мамой и папой все вопросы, знает на них правильные ответы, он выполняет без ошибок все задания, которые ему показали. И вот приходит такой малыш на тестирование и молчит. Просто молчит или отвечает на многие вопросы неправильно, задания выполняет не так, как нужно. И результаты тестирования получаются совершенно не такими, как ожидалось. Почему? Куда делись все те умения и знания, которые родители ребенку дали?

Все очень просто. Ребенок переволновался. Он ведь понимает, как важно сделать все правильно, родители об этом много раз говорили, и теперь малыш просто боится сделать ошибку. Он решил, что лучше молчать. Или психолог задал вопрос несколько иначе и ребенок не сообразил, что надо ответить. Все знания и умения ребенка никуда не пропали, но в данной стрессовой ситуации ребенок просто все забыл, не смог показать свои знания психологу. Значит, результаты тестирования будут ниже, чем хотелось бы родителям.

Не стоит заучивать вопросы. Гораздо лучше, если родители просто , дают те знания, которые он должен знать в своем возрасте и не возводят тестирование в ранг решающего экзамена. Если ребенок придет спокойным, не будет бояться подвести родителей, то он пройдет тестирование лучше и легче. А те слабые места, которые выявит психолог, вы легко сможете подтянуть летом. Благо, для этого есть много игровых упражнений и простых заданий. Вот об этом на