Последние статьи
Домой / Комфорт и уют / Какую политику проводила директория. Правление директории

Какую политику проводила директория. Правление директории

Аресты и казнь последних якобинских вождей были совершены так называемыми «термидорианцами» - противниками якобинцев из числа умеренных буржуазных лидеров, которые к лету 1794 г. составляли большинство в Конвенте. После свержения якобинской диктатуры они провозгласили «эру милосердия», но и она положила начало новому террору - теперь уже против якобинцев. Прежде всего были ликвидированы чрезвычайные революционные органы: Якобинский клуб, Комитет общественного спасения, революционные комитеты и трибуналы. Также упразднялись некоторые, причем явно не буржуазные, революционные нововведения (отменена система принудительной таксации цен и заработной платы).

Однако нерешенность многих проблем и начавшийся контрреволюционный террор привели к всплеску народных выступлений в 1795 г. В этих условиях основной задачей термидорианцев стал поиск форм новой власти.

В соответствие с принятой Конвентом в августе 1795 г. новой Конституцией создавалась новая система высших государственных органов.

Законодательная власть состояла из двухпалатного законодательного корпуса, включавшего:

    Совет старейшин, формируемый из 250 делегатов от департаментов (право утверждения законопроектов);

    Совет пятисот, избираемый департаментскими собраниями (право законодательной инициативы).

Исполнительная власть была представлена Директорией - ежегодно обновляемым на одного члена особым комитетом из пяти директоров, избираемых тайным голосованием депутатами законодательного корпуса. Каждый из директоров по три месяца в году председательствовал в Директории, возглавляя созданное ею правительство и подписывая принятые законодательным корпусом законы.

Непрочность позиции и отсутствие политического курса, внутренние заговоры, опасность роялистского путча, а также явная неспособность справиться с экономическими трудностями приводили к нестабильности действий Директории («политика качелей»), что вызывало постоянное раздражение народных масс и, что было еще более опасным, брожение в армии.

В этих условиях Директория, явно тяготясь своим положением, начала искать сильную личность, способную взять ситуацию под контроль. В конечном счете выбор остановился на молодом и амбициозном бригадном генерале - Наполеоне Бонапарте (1769-1821).

Конституция 1799 г. Франции и государственный строй консульства Наполеона Бонапарта 1.

Управление страной было передано в руки трех консулов. Реальная власть сосредоточилась у первого консула, его пост занял Бонапарт.

Демократические силы, в значительной мере ослабленные в предыдущие годы, не смогли оказать должного сопротивления новой диктатуре. Биржа ответила на переворот повышением курса ценных бумаг. Новый режим поддержало крестьянство, которому была обещана и действительно обеспечена защита его собственности на землю.

Конституция 1799 г. (по республиканскому календарю - Конституция VIII года) Конституция юридически закрепляла новый режим.

Основными чертами вводимого ею государственного строя были верховенство правительства и представительство по плебисциту. Правительство состояло из трех консулов, выбираемых сроком на 10 лет. Первый консул наделялся особыми полномочиями:

· он осуществлял исполнительную власть,

· назначал и смещал по своему усмотрению министров, членов Государственного совета, послов, генералов, высших чиновников местного управления, судей.

· Ему принадлежало право законодательной инициативы.

Второй и третий консулы имели совещательные полномочия. Конституция назначила первым консулом Наполеона Бонапарта.

В качестве органов законодательной власти учреждались:

· Государственный совет,

· Трибунат,

· Законодательный корпус

· Охранительный сенат.

В действительности они были лишь пародией на парламент. Законопроекты могло предлагать только правительство, т. е. первый консул .

ü Государственный совет осуществлял редактирование этих законопроектов,

ü Трибунат их обсуждал,

ü Законодательный корпус принимал или отвергал целиком без прений,

ü Охранительный сенат утверждал.

Таким образом, эти органы, ни один из которых не имел самостоятельного значения, лишь маскировали единовластие первого консула.

Процедура их формирования еще более усиливала их зависимость от исполнительной власти:

ü Члены Государственного совета назначались первым консулом.

ü Охранительный сенат состоял из пожизненно назначенных членов (в дальнейшем их выбирал

ü Сенат из кандидатов, выдвинутых первым консулом, Законодательным корпусом и Трибунатом),

ü члены Законодательного корпуса и Трибуната назначались Сенатом.

Устанавливалась строгая иерархическая подчиненность всех должностных лиц первому консулу. Процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата достиг своего логического завершения.

Период I империи:

В 1802 г. Бонапарт был объявлен пожизненным консулом с правом назначения преемника. Его власть, еще прикрытая республиканским декорумом, принимала монархический характер. Вскоре Бонапарт был провозглашен императором французов. С этого времени не только исполнительная, но и законодательная власть сосредоточилась в его руках (и отчасти Сената).

Огромное влияние на политическую жизнь страны приобрела армия. К этому времени она из освободительной, революционной превратилась в армию профессиональную и фактически наемную. Были созданы привилегированные войска - императорская гвардия.

Особое значение в государстве имела полиция, собственно даже не одна, а несколько, каждая из которых осуществляла тайную слежку за другой. Наиболее важными, почти неограниченными полномочиями была наделена тайная политическая полиция.

Государственный строй Франции по Конституции, Хартии 1814г.

Реставрация Бурбонов. Хартия 1814 г. Крах империи Наполеона был связан не только с его военными пораже­ниями и с общей усталостью населения от бремени многочисленных войн. Экономические неурядицы, последовавшие за промышленным ростом, исчезновение продуктов первой необходимости, голодные бунты и неудачные попытки госу­дарства сдержать цены на хлеб - все это подрывало пре­стиж императорской власти. Бывший кумир и непререкае­мый авторитет превращался в "корсиканское чудовище".

Реставрация монархии во Франции также не была слу­чайностью. Все послереволюционное развитие французской государственности (правление Директории, авторитарный режим Наполеона) способствовало компрометации респуб­ликанских институтов в общественном сознании Франции, подводило его к поискам "исторической справедливости" и к реставрации монархии с Бурбонами во главе.

Падение Первой империи и установление "белого тер­рора" (расправы с политическими противниками монархии) не означали, однако, разрушения созданной Наполеоном бюрократической административной системы. В первое вре­мя даже министры императорского правительства (Талейран, Фуше) были использованы вернувшимися во Францию Бурбонами.

Новый король, Людовик XVIII, сам не избежавший влия­ния либеральных идей, понимал, что реставрация монар­хии в ее неограниченном дореволюционном виде просто не­возможна, что конституционализм пустил глубокие корни во французском обществе. Но вернувшиеся к власти Бурбоны считали необходимым учредить во Франции консервативный вариант конституционной монархии, способный ис­коренить "революционную заразу" и соответствующий их собственному пониманию государственности. С этой целью они использовали явно устаревшие идеологические посту­латы, ссылаясь на свои "исторические права", на королев­ский суверенитет, на божественный порядок.

Конституционные основы легитимной монархии (так именовался режим Реставрации) были определены в коро­левской Хартии 1814 г., октроированной (дарованной) Людо­виком XVIII французскому народу после его вступления на престол. Таким образом, в отличие от Конституции 1791 г., источником этого конституционного документа считался ко­ролевский, а не народный суверенитет.

В Хартии предусматривалось возвращение титулов ста­рому дворянству и сохранение их за новой послереволюци­онной аристократией, которая, однако, была в значитель­ной мере истреблена во время "белого террора". Король по­лучил право жаловать дворянство "по своему усмотрению". Однако сам сословный строй в его дореволюционном виде (с дворянским землевладением) уже не мог быть восстанов­лен.

Хартия была призвана обеспечить политическое доми­нирование в государстве дворянской аристократии и новой буржуазной элиты. Она не затрагивала систему отношений собственности, сложившуюся в результате революции, в том числе крестьянское землевладение. Ст. 9 гласила, что "все виды собственности неприкосновенны, не исключая так на­зываемой национальной".

В Хартии нашли свое отражение также либеральные идеи. В ней говорилось о равенстве французов перед зако­ном, о гарантиях личной свободы, о свободе слова и печати, о недопустимости преследования за политическую деятель­ность, относящуюся "ко времени до восстановления династии" (т.е. к 1792-1814 гг.) и т. д. Противники монархии ус­матривали в этих положениях принципиально важное при­знание королем неотъемлемых прав народа. Таким обра­зом, в ряде отношений Хартия 1814 г. была более либераль­ной, чем последние конституционные документы Наполео­на. Во всяком случае режим легитимной монархии в боль­шей степени был ориентирован на законность, а не на лич­ный произвол.

Король, особа которого рассматривалась как "непри­косновенная и священная", выступал в качестве верховного главы государства и "начальника всех вооруженных сил". Ему предоставлялось право объявлять войну, заключать международные договоры, издавать постановления и ордо­нансы, "необходимые для исполнения законов и для безопасности государства". Согласно Хартии, которая в прин­ципе отвергала идею разделения властей, исполнительная власть принадлежала исключительно королю, а законода­тельная власть осуществлялась совместно королем, пала­той пэров и палатой депутатов. При этом право предлагать законопроекты предоставлялось королю, а палаты могли лишь "всеподданнейше просить короля" рассмотреть их мнения о желательности тех или иных законов. За королем сохранялось право утверждать и обнародовать законы. От имени короля осуществлялось и правосудие.

Предусмотренная Хартией 1814 г. сильная королевская власть, не допускающая противодействия других властей и политической оппозиции в любом виде, не означала восста­новления во Франции абсолютизма, к чему с самого начала призывали ультрароялисты.

Законодательный орган по Хартии 1814 г. создавался (не без влияния британского опыта) на аристократической двухпалатной основе, что должно было укрепить политические позиции дворянской верхушки. Палата пэров целиком назначалась королем. Она состояла из пожизненных и наследственных пэров, многие из которых оказались в госу­дарственных делах случайными людьми. Палата депута­тов избиралась на 5 лет. Право созыва палат на сессию, объявления перерывов в их работе, а также роспуска ниж­ней палаты сохранялось за королем.

Людовику XVIII не приходилось рассчитывать на поли­тическую поддержку со стороны широких слоев населения. Принимая во внимание неудачный для королевской власти эксперимент с избирательным правом по Конституции 1791 г., Людовик XVIII предпочел путь к твердому порядку через установление "сверхцензового" избирательного права.

Участвовать в голосовании в палату могли лишь фран­цузы старше 30 лет, уплачивающие прямой налог в размере 300 франков (около 12-15 тыс. человек). От депутата требо­вались достижение 40 лет и уплата прямого налога в 1 тыс. франков (во Франции было не более 4-5 тыс. таких лиц).

Благодаря такому высокому имущественному цензу в палату депутатов могли попасть лишь представители вер­хов общества: крупные землевладельцы, промышленники, финансисты, т. е. аристократическая элита, на поддержку которой и рассчитывала легитимная монархия.

Не случайно первый же состав палаты был ультраре­акционным. По словам Людовика XVIII, ее депутаты были "более роялисты, чем сам король".

Хартия не предусматривала ответственности правитель­ства перед представительным органом. Королю было пре­доставлено право назначать на все должности в сфере пра­восудия, а также государственного управления, в том числе формировать Совет министров. Министры ведали какой-либо определенной сферой администрации или же выполняли политические поручения (министры без портфеля). Отстав­ка министров происходила или по их собственной просьбе, или по воле короля в тех случаях, когда он не разделял мнения своих министров или же не одобрял их действий.

Легитимная монархия сохранила в основных чертах судебную и административную систему Первой империи, ограничившись второстепенными реформами.

Режим Реставрации, тяготевший к дореволюционному образу жизни, не мог остановить, тем более обратить вспять, поступательное развитие капитализма во Франции. Многие дворяне, невзирая на свои аристократические титулы, за­нимались предпринимательством, вступали в капиталисти­ческие компании.

Но политическая реакция, набравшая силу при покро­вительстве королевской власти, задержала развитие демо­кратической государственности во Франции, добилась вре­менной стабилизации монархического строя. Поскольку этот строй при всем его консерватизме допускал в минималь­ных пределах элементы конституционализма, представи­тельства, экономического и политического либерализма, наиболее реакционная часть дворянства, особенно из числа эмигрантов, не сумевших приспособиться к новым услови­ям, открыто стремилась к восстановлению дореволюцион­ных порядков. Усилению реакции способствовало дальней­шее укрепление позиций католической церкви. Следуя дореволюционным канонам, Хартия объявила католицизм го­сударственной религией. В 1825 г. при короле Карле Х были приняты законы, восстановившие орден иезуитов, преду­смотревшие смертную казнь за святотатство и другие пре­ступления против церкви. В том же году был издан закон о выплате эмигрантам, потерявшим в годы революции свои имения, огромной денежной компенсации.

Государственный строй Франции с 1814 по 1830 годы. Конституционная хартия 1814 года

1814 - Сенат представил Людовику 18 проект конституционной хартии, которую он отклонил, но тут же даровал точно такую же уже от своего имени. Она объявляла восстановление первоначального положения:

Права на престол - исключительно потомки бурбонов

Франция - конституционная монархия

Король священен и неприкосновенен

Министры ответственны перед нар. представительством.

Правом законодательства обладали: палата пэров, палата депутатов и король.

Глава гос-ва, главковерх;

Заключает союзы - война и мир;

Издает чрезвычайные указы;

Исключительное право законодательной инициативы.

Пэры - назначаются пожизненно королем или получают свой титул по наследству.

Депутаты:

Прямой налог 100 франков в год (очень много)

Избирались выборщиками (30 лет прямой налог 300 франков)э

Король имел право созывать и распускать обе палаты законодательного органа.

Министры назначались королем, судила их палата пэров, но обвиняла палата депутатов.

Судей назначал король

Сохранился кодекс Наполеона.

Государственный строй Второй республики во Франции по Конституции 1848г.

Конституция Франции 1852 г. Государственный строй Второй империи.

Конституция Франции 1852 года - французская конституция времён Второй империи.

2 декабря 1851 года во Франции произошёл государственный переворот, возглавляемый действующим президентом Французской республики Луи-Наполеоном Бонапартом. В ходе переворота законодательное собрание было распущено, а активисты оппозиционных партий - арестованы.

Для санкционирования произведенного государственного переворота Луи-Наполеон объявил плебисцит. Гражданам Франции предлагалось дать утвердительный или отрицательный ответ на вопрос, желают ли они сохранить власть Луи-Наполеона и предоставить ему необходимые полномочия для установления конституции на основе следующих пяти положений:

    верховная власть принадлежит ответственному президенту, избираемому сроком на 10 лет;

    министры зависят только от исполнительной власти;

    Государственный совет, составленный из выдающихся граждан, подготавливает законы и представляет их Законодательному корпусу;

    Законодательный корпус, избираемый всеобщим голосованием, обсуждает и принимает законы;

    вторая палата, составленная из наиболее знаменитых граждан, защищает основной закон и гражданские свободы.

Падение якобинской диктатуры в результате термидорианского переворота 27 июля 1794 г. не означало краха революции. В то же время это было начало ее конца - различные политические группировки, которые пришли к власти, начали поиск нового диктатора, который смог бы помешать реставрации как монархии, так и якобинской диктатуры. Взгляды политиков все чаще останавливались на армии, которая оставалась единственной организованной силой в условиях хаоса революции и экономического кризиса.

Власть была в руках Термидорианского конвента (27 июля 1794 г. - 26 октября 1795 г.), где преобладали промышленники, финансисты, новая буржуазия, разбогатевшая на спекуляциях и военных поставках. Большие капиталы начали определять внутреннюю и внешнюю политику республики. С целью привлечения средств для содержания большой армии продавались конфискованные имения эмигрантов, государственное имущество. Ловкие дельцы скупали большие земельные наделы и выгодно перепродавали по спекулятивной цене. Якобинский клуб и его филиалы по всей стране были закрыты, распущены все общественные организации. Началось массовое возвращение во Францию эмигрантов, которые вместе с представителями "новой буржуазии" терроризировали якобинцев и их сторонников.

Конвент отменил максимум на продовольственные товары и заработную плату и цены на продовольственном рынке повысились в несколько раз. Вновь расцвела спекуляция. Под предлогом борьбы с хаосом правительство прибегло к жестоким мерам против недовольной своим положением бедноты.

12 жерминаля (1 апреля) 1795. доведенная до отчаяния парижская беднота поднялась на восстание. Почти 11 тыс. граждан требовали от Конвента решения продовольственного вопроса и введение в действие Конституции 1793 г. Правительственные войска очень быстро разогнали толпу и арестовали самых активных. 1 преріаля (20 мая) уже 20 тыс. парижан с оружием и при поддержке батальонов Национальной гвардии захватили помещение Конвента и удерживали его почти сутки. Но на этот раз восстание было подавлено, а сторонники якобинцев уничтожены.

Политики, что заседали в термідоріанському конвенте, выражали интересы тех слоев общества, которые игнорировали демократические завоевания революции, в частности политические свободы. Население тоже становилось равнодушным к политике. В таких условиях Конвент принял в 1795 г. новую Конституцию (Конституцию III года Республики по революционному календарю). Сохраняя республиканскую форму правления, новая Конституция отменяла всеобщее избирательное право, закрепляла права частных собственников, подтверждала и узаконювала собственность, захваченную в ходе революции.

Вместо Конвента был создан Совет старейшин из 250 человек и Совет пятисот. Эти органы представляли законодательную власть. Выборы в них были двухступенчатыми. Законодатели выбирали Директорию из пяти директоров, которая осуществляла исполнительную власть. Несмотря на то, что Конституция 1795 г. хранила многие из статей Конституции 1791 г. и положения ранее принятых декретов, реально политическую свободу было ограничено. Правительство пошло на свертывание свободы слова - любая критика его политики, призывы к введению в действие якобинской Конституции 1793 г. прочее карались закрытием газет, арестом и высылкой журналистов и редакторов. Попытки антиправительственных выступлений беспощадно подавлялись.

Конвент был распущен и власть перешла к Директории (1795-1799), состав которой менялся. Главную роль в ней играли Те. Баррас и Л. Карно. Директория выражала интересы буржуазии, однако неспособность проводить эффективную внутреннюю политику заставляла ее идти на компромиссы и часто делать уступки полярным политическим силам. Подавляющее большинство в Совете старейшин и Совете пятисот составляли бывшие члены Термидорианского Конвента. Правление Директории было непосредственным продолжением господства термидорианцев, то есть промышленников и финансовых кругов, которые завладели богатствами бывших владельцев-аристократов и не могли допустить возвращения старого, дореволюционного режима. 1796 г. правительство Директории раскрыл заговор "Общества равных", которую возглавлял Гракх Бабеф.

Франсуа Ноэль Бабеф (1760-1797) родился в Пикардии в семье бедного солдата. Благодаря природному уму и настойчивости Бабеф получил образование юриста. Во время революции работал в продовольственных комиссиях Коммуны Парижа, где защищал интересы городской бедноты. Был противником частной собственности, критиковал якобинцев и М. Робеспьера, выступал за введение максимума, отстаивал идеи принудительного перераспределения частной собственности. Предлагал из государственных и конфискованных владений образовать общественный фонд и распределить его между общинами, которые образуют сами граждане, передавая в фонд общины свое имущество. Основой экономического процветания должна была стать всеобщая трудовая повинность. После термидорианского переворота издавал оппозиционную Конвента газету "Трибуна народа". Арестован за призывы к "принудительного перераспределения частной собственности", Бабеф изменил отношение к якобинцев, нашел в тюрьмы сторонников своих взглядов и создал вместе с ними "Общество равных". Он начал называть себя Гракхом, за именем известного римского трибуна и реформатора.

Готовясь к восстанию "Общество равных" установило контакты с бойцами и активистами отдельных парижских секций и подготовило программный документ - "Манифест равных". Планировалось ввести в действие якобінську Конституцию 1793 г., которая должна была гарантировать реальные права и свободы простым труженикам. Имущество буржуазии и спекулянтов предполагалось конфисковать и перераспределить среди обездоленных. Однако в "Обществе равных" был предатель, который выдал планы заговорщиков правительству. Бабеф и его ближайшие соратники были казнены, а другие - строго наказаны.

Директория удерживала власть только благодаря успехам французских армий в борьбе с силами коалиции. Однако изменился характер войны - если сначала французы вели освободительную войну, то за Директора она превратилась в захватническую. После поражения австрийских и прусских войск в Бельгии в апреле 1795 г. в Базеле Пруссия и Испания подписали с Французской республикой сепаратные мирные соглашения. За ними присоединялся к Франции левый берег Рейна, испанские владения на о. Гаити, часть Бельгии, а на территории Голландии образовалась зависимая от Франции Батавська республика.

Однако война с Австрией и Англией продолжалась. В апреле 1796 г. начался итальянский поход генерала Наполеона Бонапарта. За шесть дней он разгромил сардинську и австрийскую армии. Первая битва состоялась вблизи поселка Монтенотто в горах и закончилась поражением австрийцев. 15 мая между Францией и Пьемонтом (Сардинское королевство) был подписан договор, по которому королевство превращалось в вассала Франции. Бонапарт захватил крепости Тироль и Мантую, в ноябре нанес поражение австрийцам в битве при Арколі, а в январе 1797 г. в битве при Риволі наголову разгромил австрийскую армию эрцгерцога Карла. В октябре 1797. Австрия и Франция подписали Кампоформійський договор, по которому Франция получала левый берег Рейна (более 60 тыс. кв. км из 3,5 млн жителей), Бельгию, Ионические острова и фактически всю Италию. Этот договор генерал Бонапарт подписал единолично и Директория вынуждена была согласиться, поскольку он был единственным генералом, который получил такие блестящие победы. Бонапарт стал самым популярным человеком Франции. Выход Австрии из войны означал крах первой коалиции. На завоеванных в Италии территориях создается французская система государств-сателлитов - дочерних республик: в 1797 г. Цизальпійська (Милан) и Лигурийская (Генуя) республики; в 1798 г. после гражданской войны в Швейцарии она превращается в Гельветичну республику, после захвата Рима Папская область получает название Римской республики, а Неаполь становится столицей Партенопейської республики.

По свидетельству современников, договор между Австрией и Францией был призывом к новой войне. Пытаясь подорвать колониальное могущество Англии, Директория решила отправить экспедицию в Индию, но для начала захватить Египет путь в Индию, который пролегал через арабские страны. Возглавил экспедицию Наполеон Бонапарт, который получил право быть главнокомандующим в войне с Англией. Главным его заданием было получить преимущество над англичанами в Средиземном море. У1798 г. его войска захватили в. Мальту и флотилия в 232 корабле подошла к Александрии в Египте. Более 30 тыс. французских солдат из 2 тыс. пушками нанесли сокрушительное поражение мамелюкам Мурадбея вблизи пирамид и завоевали Каир. Вместе с военными в Египет прибыли сотни ученых и инженеров для освоения и изучения страны. Однако английская эскадра адмирала Г. Нельсона нанес поражение французскому флоту в Абукірській заливе, отвоевала у французов а. Мальту и фактически отрезал армию Наполеона от Франции. Его последующая попытка захватить Сирию завершилась неудачей, поскольку французы потерпели поражение под Акрою.

Активная завоевательная политика Франции обусловила создание в 1798 г. второй антифранцузской коалиции, в которую вошли Англия, Австрия, Россия и Турция. Цель коалиции выкладывалась в русско-английском договоре: "Положить предел успехам французского оружия и распространению анархистских правил, заставить Францию вернуться в прежние границы и тем самым восстановить в Европе мир и равновесие". Главные события разворачивались в Италии и Швейцарии. В Швейцарии австрийская армия эрцгерцога Карла нанесла поражение французам под Остерахом и Цюрихом. В Италии русская армия под командованием А. Суворова нанесла ощутимые удары французам. Россияне разгромили французские войска вблизи Треббии и Нови, а в 1799 г. полностью вытеснили оккупантов из Италии. Русская эскадра адмирала Ф. Ушакова освободила Ионийские острова.

Военные неудачи и опасность внешнего вторжения, а также политика Директории обеспокоили состоятельные слои Франции. Роялистские восстания, отсутствие надлежащего законопорядка (разбой и грабежи) убеждали большинство населения в необходимости установления твердой власти. Из генералов наиболее приемлемой кандидатурой в диктаторы оказался Бонапарт. Он оставил на произвол судьбы остатки своих войск в Египте и вернулся в Париж. Население с ликованием приветствовало популярного генерала, который к тому же пользовался славой республиканца (за свои связи с Г. Робеспьером) и противника монархии (все помнили о подавлены ним роялистские мятежи в Тулоне и Париже). На волне такой популярности Директория не могла наказать Бонапарта за то, что он самовольно оставил армию и вынуждена была принять его как героя.

Тем временем в Париже распространялись слухи о якобінську заговор и заседания законодателей было перенесено в пригородный дворец Сен-Клу. Бонапарт договорился с влиятельными финансистами и лидером конституционалистов Е. Сійєссом о поддержке ими будущего переворота. Все пять директоров пообещали генералу уйти в отставку. 18 брюмера (9 ноября) 1799 г. Бонапарт с гренадерами появился на заседании Совета пятисот в Сен-Клу, где председательствовал его брат Люс"єн. Под штыками гренадеров члены Совета пятисот и Совета старейшин вынуждены были принять декрет о передаче власти трем консулам, первым из которых стал Наполеон Бонапарт. Переворот 18 брюмера завершил французскую революцию.

Великая французская революция конца XVIII века. уничтожила феодально-абсолютистский строй во Франции и установила республику. Буржуазия, получившая власть развязала террор против монархистов и народных масс, недовольных своим положением, осуществляла агрессивную внешнюю политику. Нетерпимость к внутренних противников, захватнические войны против соседей привели к нестабильности центральной власти и открыли путь к установлению диктатуры Наполеона.

После Термидорианского переворота , предусматривала отмену всеобщего избирательного права, исполнительная власть вручалась Директории в составе пяти человек .

Конституция закре-пляла имущественные права нуворишей, что вызвало мятеж сто-ронников восстановления монархии. Решающую роль в его подав-лении сыграл генерал Наполеон Бонапарт, артиллерия которого буквально смела мятежников с улиц Парижа. Бонапарт был назна-чен командующим всеми военными силами внутренней Франции, и с этой ступеньки началось его стремительное восхождение к вер-шинам власти.

Война против первой антифранцузской коалиции способствовала милитаризации фран-цузского общества и усилению роли генералов в политической жизни .

При Директории военные действия были перенесены за пределы Франции, а са-ма война приобрела захватнический характер. Военные победы сопровож-дались созданием зависимых от Франции государств — «дочерних респуб-лик», первой из которых стала Батавская республика, созданная в 1795 г. на территории Нидерландов.

Подписанный вскоре мирный договор с Прус-сией ознаменовал начало распада антифранцузской коалиции. С Батавской республикой и Испанией были заключены также союзные договоры, на-правленные против Великобритании.

Знаменитый Итальянский поход Наполеона Бонапарта завершился в 1797 г. разгромом Австрии. На следующий год Бонапарт возглавил экспедицию в Египет, предпринятую с целью вос-становления колониальной империи Франции и для подготовки удара по британским владениям в Индии.

Режим Директории не мог быть прочным в силу разнородности тех политических сил, на которые он опирался, поэтому, пройдя че-рез череду кризисов, он рухнул в результате другого переворота, от-крывшего новую эру в историческом развитии Франции. Стремле-ние Директории любой ценой удержать власть привело к дискреди-тации не только её самой, но и республиканского режима в целом. Масштабные спекуляции и всевозможные махинации приобрели совершенно беззастенчивый характер. Авторитет Директории окончательно подорвали военные поражения 1799 г., особенно по-теря Италии в результате похода русской армии под командовани-ем А. В. Суворова. Материал с сайта

Переворот 18 брюмера

Директория была обречена, поскольку потеряла всякую опору в обществе. В такой обстановке в октябре 1799 г. в Париж вернулся Бонапарт, который быстро нашёл влиятельных союзников, заинте-ресованных в установлении сильной власти.

18 брюмера VII года Республики (9 ноября 1799 г.) заговорщики, опиравшиеся на вер-ные Бонапарту войска, свергли режим Директории. Генерал Напо-леон Бонапарт был избран Первым консулом Французской респуб-лики, который по конституции 1799 г. наделялся самыми широкими полномочиями.

Аресты и казнь последних якобинских вождей были совершены так называемыми «термидорианцами» - противниками якобинцев из числа умеренных буржуазных лидеров, которые к лету 1794 г. составляли большинство в Конвенте. После свержения якобинской диктатуры они провозгласили «эру милосердия», но и она положила начало новому террору - теперь уже против якобинцев. Прежде всего были ликвидированы чрезвычайные революционные органы: Якобинский клуб, Комитет общественного спасения, революционные комитеты и трибуналы. Также упразднялись некоторые, причем явно не буржуазные, революционные нововведения (отменена система принудительной таксации цен и заработной платы).

Однако нерешенность многих проблем и начавшийся контрреволюционный террор привели к всплеску народных выступлений в 1795 г. В этих условиях основной задачей термидорианцев стал поиск форм новой власти.

В соответствие с принятой Конвентом в августе 1795 г. новой Конституцией создавалась новая система высших государственных органов.

Законодательная власть состояла из двухпалатного законодательного корпуса, включавшего:

· Совет старейшин, формируемый из 250 делегатов от департаментов (право утверждения законопроектов);

· Совет пятисот, избираемый департаментскими собраниями (право законодательной инициативы).

Исполнительная власть была представлена Директорией - ежегодно обновляемым на одного члена особым комитетом из пяти директоров, избираемых тайным голосованием депутатами законодательного корпуса. Каждый из директоров по три месяца в году председательствовал в Директории, возглавляя созданное ею правительство и подписывая принятые законодательным корпусом законы.

Непрочность позиции и отсутствие политического курса, внутренние заговоры, опасность роялистского путча, а также явная неспособность справиться с экономическими трудностями приводили к нестабильности действий Директории («политика качелей»), что вызывало постоянное раздражение народных масс и, что было еще более опасным, брожение в армии.

В этих условиях Директория, явно тяготясь своим положением, начала искать сильную личность, способную взять ситуацию под контроль. В конечном счете выбор остановился на молодом и амбициозном бригадном генерале - Наполеоне Бонапарте (1769-1821).

Конституция 1799 г. Франции и государственный строй консульства Наполеона Бонапарта 1.

Управление страной было передано в руки трех консулов. Реальная власть сосредоточилась у первого консула, его пост занял Бонапарт.

Демократические силы, в значительной мере ослабленные в предыдущие годы, не смогли оказать должного сопротивления новой диктатуре. Биржа ответила на переворот повышением курса ценных бумаг. Новый режим поддержало крестьянство, которому была обещана и действительно обеспечена защита его собственности на землю.


Конституция 1799 г. (по республиканскому календарю - Конституция VIII года) Конституция юридически закрепляла новый режим.

Основными чертами вводимого ею государственного строя были верховенство правительства и представительство по плебисциту. Правительство состояло из трех консулов, выбираемых сроком на 10 лет. Первый консул наделялся особыми полномочиями:

· он осуществлял исполнительную власть,

· назначал и смещал по своему усмотрению министров, членов Государственного совета, послов, генералов, высших чиновников местного управления, судей.

· Ему принадлежало право законодательной инициативы.

Второй и третий консулы имели совещательные полномочия. Конституция назначила первым консулом Наполеона Бонапарта.

В качестве органов законодательной власти учреждались:

· Государственный совет,

· Трибунат,

· Законодательный корпус

· Охранительный сенат.

В действительности они были лишь пародией на парламент. Законопроекты могло предлагать только правительство, т. е. первый консул .

ü Государственный совет осуществлял редактирование этих законопроектов,

ü Трибунат их обсуждал,

ü Законодательный корпус принимал или отвергал целиком без прений,

ü Охранительный сенат утверждал.

Таким образом, эти органы, ни один из которых не имел самостоятельного значения, лишь маскировали единовластие первого консула.

Процедура их формирования еще более усиливала их зависимость от исполнительной власти:

ü Члены Государственного совета назначались первым консулом.

ü Охранительный сенат состоял из пожизненно назначенных членов (в дальнейшем их выбирал

ü Сенат из кандидатов, выдвинутых первым консулом, Законодательным корпусом и Трибунатом),

ü члены Законодательного корпуса и Трибуната назначались Сенатом.

Устанавливалась строгая иерархическая подчиненность всех должностных лиц первому консулу. Процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата достиг своего логического завершения.

Период I империи:

В 1802 г. Бонапарт был объявлен пожизненным консулом с правом назначения преемника. Его власть, еще прикрытая республиканским декорумом, принимала монархический характер. Вскоре Бонапарт был провозглашен императором французов. С этого времени не только исполнительная, но и законодательная власть сосредоточилась в его руках (и отчасти Сената).

Огромное влияние на политическую жизнь страны приобрела армия. К этому времени она из освободительной, революционной превратилась в армию профессиональную и фактически наемную. Были созданы привилегированные войска - императорская гвардия.

Особое значение в государстве имела полиция, собственно даже не одна, а несколько, каждая из которых осуществляла тайную слежку за другой. Наиболее важными, почти неограниченными полномочиями была наделена тайная политическая полиция.

Основная статья: Великая французская революция

Конституция Французской республики, принятая через год после Термидорианского переворота, предусматривала отмену всеобщего избирательного права, исполнительная власть вручалась Директории в составе пяти человек.

Конституция закре-пляла имущественные права нуворишей, что вызвало мятеж сто-ронников восстановления монархии. Решающую роль в его подав-лении сыграл генерал Наполеон Бонапарт, артиллерия которого буквально смела мятежников с улиц Парижа. Бонапарт был назна-чен командующим всеми военными силами внутренней Франции, и с этой ступеньки началось его стремительное восхождение к вер-шинам власти.

Внешняя политика Директории

Война против первой антифранцузской коалиции способствовала милитаризации фран-цузского общества и усилению роли генералов в политической жизни.

При Директории военные действия были перенесены за пределы Франции, а са-ма война приобрела захватнический характер. Военные победы сопровож-дались созданием зависимых от Франции государств — «дочерних респуб-лик», первой из которых стала Батавская республика, созданная в 1795 г. на территории Нидерландов.

Подписанный вскоре мирный договор с Прус-сией ознаменовал начало распада антифранцузской коалиции. С Батавской республикой и Испанией были заключены также союзные договоры, на-правленные против Великобритании.

Знаменитый Итальянский поход Наполеона Бонапарта завершился в 1797 г. разгромом Австрии. На следующий год Бонапарт возглавил экспедицию в Египет, предпринятую с целью вос-становления колониальной империи Франции и для подготовки удара по британским владениям в Индии.

Падение Директории

Режим Директории не мог быть прочным в силу разнородности тех политических сил, на которые он опирался, поэтому, пройдя че-рез череду кризисов, он рухнул в результате другого переворота, от-крывшего новую эру в историческом развитии Франции. Стремле-ние Директории любой ценой удержать власть привело к дискреди-тации не только её самой, но и республиканского режима в целом. Масштабные спекуляции и всевозможные махинации приобрели совершенно беззастенчивый характер. Авторитет Директории окончательно подорвали военные поражения 1799 г., особенно по-теря Италии в результате похода русской армии под командовани-ем А. В. Суворова. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Переворот 18 брюмера

Директория была обречена, поскольку потеряла всякую опору в обществе. В такой обстановке в октябре 1799 г. в Париж вернулся Бонапарт, который быстро нашёл влиятельных союзников, заинте-ресованных в установлении сильной власти.

18 брюмера VII года Республики (9 ноября 1799 г.) заговорщики, опиравшиеся на вер-ные Бонапарту войска, свергли режим Директории. Генерал Напо-леон Бонапарт был избран Первым консулом Французской респуб-лики, который по конституции 1799 г. наделялся самыми широкими полномочиями.

Картинки (фото, рисунки)

Материал с сайта http://WikiWhat.ru

На этой странице материал по темам:

  • Термидорианский переворот 27 июля 1794 года

  • Консульство и директория во франции в 1798-1799

  • 66. режим директории во франции. конституция 1795 г. шпаргалка кратко

  • Директория во франции 1795 причины принятия

  • Французская конституция 1795 года картинки

ДИРЕКТОРИЯ — исполнительная Директория, политический режим во Франции, существовавший с 27.10.1795(5 брю-ме-ра IV го-да рес-пуб-ли-кан-ско-го ка-лен-да-ря) по 19.11.1799 год в ходе Французской революции XVIII века (18 брю-ме-ра VIII го-да рес-пуб-ли-кан-ско-го ка-лен-да-ря)

Ус-та-нов-лен Кон-сти-ту-ци-ей III го-да Рес-пуб-ли-ки (1795).

За-ко-но-датательная власть в пе-ри-од директории на-хо-ди-лась в ру-ках Со-ве-та пя-ти-сот и Со-ве-та ста-рей-шин. Ис-пол-нительная власть бы-ла под-чи-не-на за-ко-но-да-тель-ной и вру-че-на пя-ти ди-рек-то-рам, из-би-рае-мым со-ве-та-ми.

Один из ди-рек-то-ров еже-год-но вы-бы-вал по жре-бию, на его ме-сто из-би-рал-ся но-вый. Чле-ны Директории бы-ли ог-ра-ни-че-ны в сво-бо-де пе-ре-дви-же-ния, не мог-ли ока-зы-вать серь-ёз-но-го влия-ния на за-ко-но-твор-че-ст-во и фи-нан-со-вую по-ли-ти-ку, не об-ла-да-ли пра-вом объ-яв-ле-ния вой-ны, им за-пре-ща-лось при-сут-ст-во-вать на за-се-да-ни-ях За-ко-но-дательного кор-пу-са.

Эти ог-ра-ни-че-ния бы-ли при-зва-ны пре-дот-вра-тить чрез-мер-ное уси-ле-ние ис-пол-нительной вла-сти, ко-то-рое име-ло ме-сто в пе-ри-од яко-бин-ской дик-та-ту-ры.

Директория не смог-ла пре-одо-леть дос-тав-ший-ся ей в на-след-ст-во эко-но-мический кри-зис, вы-зван-ный ре-во-люционными вой-на-ми, хо-тя и объ-я-ви-ла о «кон-со-ли-да-ции» государственного дол-га, сокра-тив его на 2/3.

Ей не уда-лось обес-пе-чить и по-ли-тическую ста-биль-ность, сфор-ми-ро-вать ус-той-чи-вое боль-шин-ст-во в Зако-но-дательном кор-пу-се, еже-год-но об-нов-ляв-шем-ся на 1/3.

По-сто-ян-но ис-пы-ты-вая уг-ро-зы как сле-ва (со сто-ро-ны не-оя-ко-бин-цев), так и спра-ва (со сто-ро-ны роя-ли-стов), Директория бы-ла вы-ну-ж-де-на при-бе-гать для со-хра-не-ния сво-его ре-жи-ма к государственным пе-ре-во-ро-там, по-сколь-ку не су-ще-ст-во-ва-ло кон-сти-туционных ры-ча-гов раз-ре-ше-ния по-ли-тических кон-флик-тов, а основной за-кон мог быть пе-ре-смот-рен толь-ко че-рез 9 лет.

Кон-сти-ту-ция бы-ла на-ру-ше-на уже при соз-да-нии Директории, ко-гда Кон-вент по-ста-но-вил пе-ре-из-брать в но-вый За-ко-но-дательный кор-пус не ме-нее 2/3 сво-их чле-нов.

Дан-ная ме-ра обес-пе-чи-ла боль-шин-ст-во де-пу-та-там, сто-яв-шим на рес-пуб-ли-кан-ских по-зи-ци-ях, од-на-ко че-рез 2 го-да в па-ла-тах по-лу-чи-ли боль-шин-ст-во мо-нар-хи-сты.

Это за-ста-ви-ло Директорию со-вер-шить пе-ре-во-рот 18 фрюк-ти-до-ра V го-да рес-пуб-ли-кан-ско-го ка-лен-да-ря (4.9.1797), в ре-зуль-та-те ко-то-ро-го из со-ста-ва Со-ве-та пя-ти-сот и Со-ве-та ста-рей-шин бы-ло ис-клю-че-но зна-чительное чис-ло сто-рон-ни-ков мо-нар-хии, при-ня-ты ме-ры про-тив воз-вра-ще-ния во Фран-цию дво-рян-эмиг-ран-тов, 2 ди-рек-то-ра, по-доз-ре-вав-шие-ся в роя-лиз-ме, бы-ли при-го-во-ре-ны к из-гна-нию.

Од-на-ко уже 11.5.1798 года Директории вновь пе-ре-смот-ре-ла ре-зуль-та-ты вы-бо-ров, что-бы очи-стить За-ко-но-дательный кор-пус от не-оя-ко-бин-цев (так называемый пе-ре-во-рот 22 фло-реа-ля VI го-да рес-пуб-ли-кан-ско-го ка-лен-да-ря). 18.6.1799 года За-ко-но-дательный кор-пус за-ста-вил уй-ти в от-став-ку трёх ди-рек-то-ров из пя-ти (так называемый пе-ре-во-рот 30 пре-риа-ля VII го-да рес-пуб-ли-кан-ско-го ка-лен-да-ря).

Эта прак-ти-ка по-сто-ян-но-го на-ру-ше-ния кон-сти-ту-ции в це-лях по-дав-ле-ния как «ле-вых», так и «пра-вых» по-лу-чи-ла название «по-ли-ти-ки ка-че-лей».

При от-сут-ст-вии ус-той-чи-вой пар-ла-мент-ской под-держ-ки Директория не су-ме-ла про-вес-ти в жизнь про-грам-му ре-форм, на-прав-лен-ных на ук-ре-п-ле-ние национальной ва-лю-ты, по-вы-ше-ние эф-фек-тив-но-сти управ-ле-ния, усиле-ние ар-мии.

По-ли-тическая не-ста-биль-ность, рост влия-ния не-оя-ко-бин-цев, до-бив-ших-ся при-ня-тия про-грес-сив-но-го по-до-ход-но-го на-ло-га, от-толк-ну-ли от ре-жи-ма Директории его основную опо-ру — круп-ную бур-жуа-зию. По-ра-же-ния на фрон-тах, раз-но-гла-сия в За-ко-но-дательном кор-пу-се, страх пе-ред тре-бо-ва-ния-ми ле-вых вер-нуть-ся к тер-ро-ру и чрез-вы-чай-ной по-ли-ти-ке вре-мён яко-бин-ской дик-та-ту-ры за-ста-ви-ли часть де-пу-та-тов и ди-рек-то-ров под-дер-жать пе-ре-во-рот 18 брю-ме-ра VIII го-да рес-пуб-ли-кан-ско-го ка-лен-да-ря (9.11.1799), по-ло-жив-ший ко-нец ре-жи-му Директории.

Власть пе-ре-шла к На-по-ле-о-ну I Бо-на-пар-ту.

Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Sciout L.

    Le Directoire. P., 1895–1897. Vol.

    Директория во Франции

  • Soboul A. Le Directoire et le Con-su-lat, 1795–1804. P., 1967;
  • Lyons M. France under the Directory. Camb., 1975;
  • Lefebvre G., Soboul A. La France sous le Directoire 1795–1799. P., 1984;
  • Gainot B. 1799, un nouveau Jacobinisme? P., 2001;
  • По-го-сян В. А. Пе-ре-во-рот 18 фрюк-ти-до-ра V го-да во Фран-ции. Ер., 2004.

Статью разместил(а)

Личман Георгий Евгеньевич

редактор

243. Конец конвента

Партии, низвергшие Робеспьера, получили название термидорианцев, и после «9-го термидора» революция пошла на убыль. Тотчас же после падения Робеспьера все, что было придавлено в эпоху террора, подняло голову и стало оказывать поддержку термидорианцам.

Дело дошло потом до закрытия якобинского клуба (в конце 1794 г.) и возвращения в Конвент на свои места уцелевших жирондистов (в начале 1795 г.). В 1795 г. оставшиеся в живых сторонники террора дважды поднимали на Конвент население Парижа (12 жерминаля и 1 прериаля), требовавшее «хлеба и конституции 1793 года», но Конвент усмирил оба восстания с помощью военной силы и приказал казнить нескольких бывших террористов («последние монтаньяры»).

Летом того же года конвент составил новую конституцию, известную под названием конституции III года. Законодательная власть поручалась уже не одной, а двум палатам – Совету пятисот и Совету старейшин, причем введен был значительный избирательный ценз, а исполнительная власть была отдана в руки пяти директоров («Директория»), назначавших министров и агентов правительства в провинциях.

Боясь, что выборы в новые законодательные советы дадут большинство противникам республики, Конвент решил, что две трети «пятисот» и «старейшин» будут на первый раз обязательно взяты из членов конвента. В нации в это время, действительно, происходила реакция против республики, очень ободрявшая роялистов. Когда Конвент объявил указанную меру, последние в самом Париже организовали восстание против конвента, в котором главное участие принадлежало буржуазии, боявшейся возвращения якобинского правления.

Это восстание произошло 13 вандемьера (5 октября 1795 года), и Конвент был спасен лишь благодаря распорядительности Наполеона Бонапарта, встретившего инсургентов картечью. В конце 1795 г.

Конвент уступил наконец место советам пятисот и старейшин и Директории.

244. Эпоха Директории

Конституция III года действовала четыре года (1795–1799), а её время носит в истории название эпохи Директории. Еще с 9 термидора во Франции все больше и больше обнаруживалось всеобщее утомление и разочарование. Политические принципы и интересы отступили на задний план; на первое место выдвинулись погоня за наживой и стремление к наслаждению жизнью.

Притом новая конституция постоянно нарушалась теми самыми людьми, которые прежде всего должны были ее оберегать. Роялисты между тем делали все большие и большие успехи. Выборы 1797 г. дали им большинство в советах, что заставило директоров республиканской партии с помощью войска насильственно очистить состав советов от роялистов и принять целый ряд мер террористического характера. Это происшествие носит название «18 фрюктидора».

В другой раз двое директоров с помощью советов насильно устранили из состава Директории двух своих товарищей и т. п. Это были вопиющие нарушения конституции; разумеется, такой образ действий не мог способствовать утверждению чувства законности в нации. Сторонники якобинцев тоже продолжали волноваться, и среди них в 1796 году образовался так называемый «заговор равных», во главе которого стоял Гракх Бабеф, мечтавший о введении во Франции коммунизма.

Заговор был открыт, причем Бабеф был казнен. В общем, никто не верил в прочность положения, созданного конституцией III года, а управление страной было в величайшем расстройстве.

245. Революционная армия

Иное зрелище, чем нация и внутреннее состояние страны, представляют собою в эпоху директории французская армия и внешняя политика республиканского правительства.

С 1793 г. Франция была в войне с большой европейской коалицией, и Конвент проявил необычайную энергию в деле защиты страны. В короткое время Карно организовал несколько армий, в которые устремились все наиболее деятельные, наиболее энергичные люди из всех классов общества. В армию шли и те, которые хотели своею грудью защищать дорогую родину, и те, которые мечтали о распространении республиканских учреждений и демократических порядков по всей Европе, и люди, желавшие для Франции военной славы и завоеваний, и люди, видевшие в военной службе лучшее средство лично отличиться и возвыситься.

Доступ к высшим должностям в новой демократической армии был открыт всякому способному человеку, и немало знаменитых полководцев вышло в это время из рядов простых солдат. Мало-помалу революционный пыл республиканских армий уступил, однако, место чисто военному патриотизму, и слава Франции сделалась им дороже её свободы. И Конвент, и Директория держались против собственных своих врагов, опираясь на эту силу: такими победами, какие были одержаны республиканцами 13 вандемьера или 18 фрюктидора, они были обязаны только солдатам.

У Директории были особые мотивы поощрять развитие воинственных инстинктов в нации. Правительство республики видело в войне средство отвлекать внимание общества от внутренней неурядицы и способ добывания денег. Революция не исправила печального состояния финансов, потому что постоянные смуты, сопровождавшиеся застоем в промышленности и упадком торговли, мешали улучшению финансов. Еще Учредительное собрание выпустило бумажные деньги (ассигнаты), обеспеченные церковными имуществами, но эти деньги так упали в цене, что чашка кофе стоила бумажками 25 франков.

Директория для поправления финансов придумала налагать большие денежные контрибуции на население завоеванных стран, и тогда во Францию потекли деньги и голландские, и немецкие, и итальянские, притом в таком количестве, что на них можно было продолжать и самую войну.

246.

ДИРЕКТОРИЯ (во Франции)

Молодость Наполеона

В эпоху Директории выдвинулся и тот человек, которому суждено было сделаться потом владыкой Франции – Наполеон Бонапарт. Он родился в 1769 г. на острове Корсике, принадлежавшем Франции с 1768 г., и происходил из мелкого дворянства.

Десяти лет родители отдали его в бриеннскую военную школу, где он потом кончил курс с чином артиллерийского поручика. Когда вспыхнула революция, ему было только двадцать лет. Он сразу примкнул к новому движению, а в эпоху террора стоял даже в очень близких отношениях к партии Робеспьера, за что чуть было не пострадал очень серьезно после 9 термидора. Свои замечательные военные дарования он обнаружил впервые в 1793 г.

под Тулоном, который возмутился против Конвента, а в 1795 году Конвент вверил ему свою защиту против восстания 13 вандемьера.

Наполеон Бонапарт во время осады Тулона

В эпоху директории Бонапарт сблизился с одним из членов этого учреждения (Баррасом), и в 1796 г.

двадцатисемилетнего генерала сделали главнокомандующим армией, которая должна была вести войну в Италии. В это время он еще раз оказал услугу республиканской партии, поддержав переворот 18 фрюктидора.

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов.

Просьба делать переводы через карту, а не Яндекс-деньги.

Результаты термидорианского переворота 1794 были закреплены конституцией III года, выработанной и принятой Конвентом осенью 1795. Сам Конвент распускался (26 октября 1795). Законодательная власть сосредоточивалась в двух палатах - Совете пятисот и Совете старейшин; исполнительная вручалась Директории. Последняя состояла из пятерых человек и ежегодно обновлялась на одну пятую своего состава; в течение первых четырех лет порядок выходящих членов определялся жребием.

В Директорию первого состава вошли Л. М. Ла Ревельер-Лепо, Ж. Ф. Ребель, Ф. Л. О. Летурнер, П.

Директория (Французская революция)

Баррас, Л. Н. Карно. Для каждого вакантного места Совет пятисот составлял список десяти кандидатов, из которых Совет старейшин выбирал нового члена Директории.

Режим Директории соответствовал потребностям социальной консолидации класса собственников на нисходящей линии революции, обеспечивая компромисс между теми слоями буржуазии, которые выиграли от революционного перераспределения собственности, но не собирались рисковать основным капиталом, составленным еще до 1789, и «новыми» собственниками, основной капитал которых сформировался после 1789 и гарантии неприкосновенности которого были даны Якобинской диктатурой.

Еще до принятия новой конституции термидорианцы успешно расправились с восстаниями парижской бедноты в жерминале и прериале (апреле и мае 1795).

Социальная природа Директории ярко проявилась при разгроме «Заговора равных» Бабефа, составленного в 1795-96, и вместе с тем при подавлении роялистского мятежа в Париже 13 вандемьера (5 октября 1795). Тем не менее результаты выборов в Совет пятисот и Совет старейшин в жерминале V года (1797) показали серьезный рост влияния роялистов.

Монархисты, пополнившие обе палаты, приступили к ликвидации революционного законодательства. Так, 7 фрюктидора (20 мая 1797) были отменены законы 1792-93 против неприсягнувших священников, а 30 прериаля (18 июня 1797) Совет пятисот проголосовал за передачу права распоряжения финансами от Директории к Казначейству, контролировавшемуся ультраконсерваторами.

18 фрюктидора V года (4 сентября 1797) верные Директории республиканские войска заняли Париж, наиболее активные депутаты-монархисты были арестованы, результаты выборов в обе палаты по 49 департаментам аннулированы, приняты новые законы против эмигрантов и неприсягнувших священников, разрешена деятельность патриотических клубов.

Ликвидация парламентской оппозиции позволила Директории упорядочить налоговую систему (ноябрь 1797 - декабрь 1798), однако в целом финансовое положение оставалось тяжелым. Экономическому оживлению и дальнейшей стабилизации внутриполитической жизни Франции способствовала широкомасштабная внешняя экспансия - наполеоновские войны в Италии, Египте, грабеж соседних стран. Эта агрессия защищала термидорианскую Францию и от угрозы реставрации «старого порядка», и от нового подъема революционного движения.

Неизбежный в этих условиях рост влияния армии привел к перевороту 18 брюмера (9 ноября) 1799, установлению «твердой власти» - диктатуры Наполеона, покончившей с существованием Директории.

  • G. Lefebvre. La France sous le Directoire 1795-1799. Paris, 1977.
  • B. Baczko. Ending the Terror: the French Revolution after Robespierre.