Последние статьи
Домой / Технологии / С чем сталкиваются подростки. Проблемы современных подростков

С чем сталкиваются подростки. Проблемы современных подростков

Про подростков и их проблемы взрослые написали уже столько, что хватит ни на одну библиотеку, а проблемы из поколения в поколение всё не решаются. Ведущие психологи, заслуженные педагоги, известные психиатры – все предлагают решения, а воз и ныне посреди поля. И более того все те, кто сами больше всего «умничают» и помогают нам решить психологические проблемы подростков на практике часто не могут справиться даже со своими детьми. Не задумывались, почему же так происходит?

Нам видится главная сложность в том, что сами родители имеют свои психологические проблемы, которые умножаются на неокрепшую детскую психику, социальную среду и генетические предрасположенности, а в итоге дают великое множество развитий конфликтов, которые трудно детерминировать. Подробнее о проблемах родителей вы можете почитать в статье «Проблемы подростков с родителями », а в этом обзоре мы поговорим непосредственно о психологических проблемах подростков.

Первопричины психологических проблем у подростков

Чтобы эффективно решать проблемы надо всегда понимать их корни. Ребенка надо правильно воспитывать с раннего детства и приучать к порядку и безопасному поведению, если у вас в семье растут малыши, то "Защитница Багира" рекомендует вам еще прочесть про пожарную безопасность дошкольников . Конечно, взрослые сами были подростками и, казалось бы, должны знать, что те чувствуют, но на самом деле часто память подводит родителей. Итак, почему вообще в подростковом возрасте начинаются сложности, основные причины:

  • Неадекватные или несвоевременные методы воспитания родителями, без учета особенностей характера и физиологических проблем;
  • Активный рост организма. Постоянное изменение пропорций тела. Сложности с координацией. Проблемы с кожей;
  • Выделение половых гормонов. Окончательное формирование репродуктивной системы;
  • Преддверие взрослой жизни. Активная эмансипация, то есть желание быстрее избавиться от родительского контроля. Доказать свою взрослость;
  • Стадный инстинкт. Попытка не выделяться из себе подобных;
  • Отсутствие жизненного опыта. Неуверенность в своих силах и неумение понимать окружающих людей. Часто скрывается за позицией «я всё знаю».

Мы не зря поставили ошибки в воспитании на первое место, поскольку это наиболее частая причина психологических проблем в подростковом возрасте. Это время можно назвать «плановой болезнью». Время, когда подросток требует поддержки и понимания, а не давления и осуждения. Это что-то наподобие того, как если бы вы лежали в больнице, а к вам приходили родственники и вместо поддержки и апельсинов ругали за неопрятный внешний вид и неубранную тумбочку. Приятные бы вы испытывали ощущения?

Психологические проблемы у подростка. Найти и обезвредить

Проблемы подростков нельзя рассматриваться в вакууме, они являются следствием типов характера подростков, социальной среды и других факторов. Есть дети, которые полностью погружаются в мир компьютера и интернета, о таких случаях подробней прочтите в материале про опасность интернета для детей . Ну, а кто-то в пубертатный период замыкается в себе и впадает в депрессию, кто-то проявляет акции неповиновения и открыто грубит или убегает из дома и пытается быстрее повзрослеть с помощью алкоголя и секса. Но в одной статье мы не сможем расписать целый научный трактат и приведем лишь основные психологические проблемы в подростковом возрасте и возможные пути их решения:

  • Проявление гиперсексуальности;
    • Мастурбация и связанное с ней чувство вины;
    • Комплекс неполноценности из-за своей девственности;
    • Эротомания;
    • Ранние сексуальные контакты;
  • Слабость, замкнутость, депрессии, попытки суицида;
    • Невыполнение элементарных обязанностей, правил гигиены;
    • Пресечение попыток родителей установить контакт;
    • Отсутствие друзей;
    • Отказ от прежних интересов и увлечений;
    • Погружение в мир фантазий, виртуальный мир.
  • Попытки самоутвердиться, доказать свою значимость и взрослость:
    • Девиантное поведение – уходы из дома, прогулы уроков, употребление алкоголя, никотина, наркотиков, ранние половые связи;
    • Конфликты с родителями, учителями. Попытки навязать свое мнение и желания;
    • Непринятие вмешательства в личную жизнь, нежелание слушать наставления.
  • Попытки не выделяться из социальной подростковой группы. Быть как все:
    • Участие в криминальных действиях;
    • Групповое приобщение к вредным привычкам;
    • Совместные прогулы школы;
    • Развратное поведение. Оргии.

Гиперсексуальность

В советские времена редкая литература на эту тему объявляла мастурбацию крайней степенью отклонения, которая может привести к слепоте и слабоумию. Для адекватного взрослого – полный бред, но у ребенка такая информация может вызвать серьезные психические проблемы, ведь это и так всегда считалось «стыдное» поведение. В настоящее время наблюдается обратная тенденция, об самоудовлетворении говорят открыто и чуть ли не превозносят его, а широкий доступ через интернет к порнографическому контенту только усугубляет ситуацию. Правда, как всегда, лежит посередине. С одной стороны в подростковой мастурбации или, как говорят в быту – онанизме, нет ничего предосудительного. Но с другой стороны проблема может лежать в другой плоскости ­– дурной привычке, когда человек привыкнет к такой сексуальной стимуляции и будет обходиться долгое время только ею. А также в значительной потери энергии при частых повторениях, когда самоудовлетворение становится самоцелью и подменяет собой другие стремления. Здесь, конечно, выходом является просветительская деятельность и правильное освещение вопроса. Вообще в вопросах связанных с сексом всегда лучше, когда информацию ребенку предоставят родители, а не улица или порносайты. Это касается и стремления лишиться любой ценой девственности, и подмена любви простым половым влечением, когда юным людям кажется, что они Ромео и Джульетта, а как только страсть удовлетворена, то розовые очки спадают, но последствия уже могут быть далекоидущие. Итогом могут быть: ранняя беременность, венерические заболевания, беспорядочные половые контакты.

Отгораживание от окружающих

Может быть вызвано предрасположенностью характера. Но обычно провоцируется непониманием со стороны взрослых и сверстников. Неудачами, несчастной любовью, различными комплексами или увлечением искусственной реальностью, когда ребенок переносит все свои цели и помыслы в несуществующий мир. Как итог может проявляться в неустойчивости психики, фобиях, истериках, отсутствии реальных друзей. Здесь родителям надо всегда держать руку на пульсе, искать причину такого поведения и устранять её. Если вы не можете её выявить сами, то надо обращаться к психологу. Ведь подобное поведение имеет тенденцию усугубляться, плохое настроение перерастает в субдепрессию, затем может наступить депрессия и мысли о суициде. В некоторых случая периоды депрессии могут сменять временами активности, так называемый циклоидный тип подросткового характера.

Эмансипация

С ней связано большинство сложностей подросткового периода. Сами по себе попытки самоутверждения и взросления не являются проблемой, сложностями являются методы. Когда подросток занимается спортом, увлекается наукой, искусством, интересным хобби и через это самоутверждается – это прекрасно. Но когда эмансипация заключается в агрессии против взрослых, ярому неповиновению, уходу из дома, асоциальному поведению – это конечно деструктивно и требует немедленной корректировки. Часто ситуация заходит так далеко, что родители уже не могут сами на неё влиять, в этом случае потребуется помощь профессионалов. Но если вовремя повлиять на ребенка, установить с ним контакт, быть честным, пояснить свою позицию, попытаться вникнуть в мотивы поведения и направить его в положительное русло, то вполне можно обойтись и своими силами.

Стадный инстинкт

Часто подростки попадают под влияние более сильных товарищей, которые втягивают их в неприятности. И более слабый в психологическом плане ребенок стремиться к групповой «крутости». За компанию может совершать хулиганские поступки, кражи, приём наркотиков, алкоголя, осуществлять развратные действия. В данном случае необходимо следить за приоритетами подростка, быть с ним в эмоциональном контакте и стараться мягко корректировать поведение. Если вы сами не можете стать для него авторитетом, то лучше уж чтоб им стал известный футболист, знаменитый писатель или успешный программист, заработавший миллионы на разработанном сайте, чем какой-то аморальный одноклассник с отклонениями в психике, которому для самоутверждения надо набрать группу более слабых ребят и повелевать ими.

Одна из самых частых тем для обсуждения в интернете - проблемы подростков. И я, и мои друзья часто с этим сталкивались, поэтому я надеюсь, что эта статья поможет другим современным подросткам что-то исправить в своей жизни. Одна из самых главных подростковых проблем - ссоры и споры со взрослыми. Так что сначала нужно для начала разобраться, что за ней стоит.

Проблема № 1 - мы уже не дети.

В период, который обычно называют подростковым возрастом (а это примерно от 12 до 18 лет), человек очень сильно меняется. Он взрослеет, начинает понимать себя, прислушиваться к себе, из ребёнка превращается во взрослого. И именно в этом возрасте ребёнок учиться жить отдельно, самостоятельно заботиться о себе и о своём окружении. Из-за этого чадо и отдаляется. Он уже вырос из того возраста, когда за ним ухаживают, но ещё слишком мал, чтобы полностью обеспечивать себя. Мы уже хотим казаться взрослыми, но для родителей мы всё ещё остаёмся детьми - вот суть проблемы для подростка . Но как с этим справиться?

  1. Первым делом нужно понять, что ссоры и споры ни к чему не приведут. Общаться нужно спокойно, без переходов на повышенные тона.
  2. Во-вторых: не старайтесь задеть или обидеть. Не сравнивайте ни детей, ни родителей: "А вот Настя...", "А вот тётя Лена...". Это неприятно и обидно, пользы это не приносит, а вот человек начинает искать проблему и думать, что он какой-то не такой, неидеальный и неправильный. Если мама ещё может проглотить обиду, то подросток начитает думать, что он плохой и родители его не любят. Если говорите про своего ребёнка, обращаете внимание только на его поступки, а не на то как дела обстоят у других.
  3. Третье: попытайтесь найти общее решение проблемы поведения подростка. То есть реально нужно услышать мнение родителя и подростка. Поговорить. Мы уже достаточно взрослые, чтобы понять. Но и общайтесь с нами как со взрослыми, а не отчитывайте, как маленьких детей.

Проблема №2 Когда родители жалуются на нас.

Представим себе ситуацию, когда взрослые при подростке начинают жаловаться на него кому-нибудь постороннему. Знакомо, правда? Жалуются много кому: друзьям, учителям, родственникам и знакомым в магазине и в гостях. Почему это происходит?

Я могу выделить две проблемы:

  1. Когда родители хотят поддержки со стороны. По сути, это жалоба даже не совсем на подростка, а на усталость родителя в общем. Взрослому тоже хочется, чтобы его утешили и поддержали. Даже мы это понимает иногда! Но вот то, что вы жалуетесь нам, подросткам, очень обидно!
  2. Второй: когда родитель хочет подтвердить своё мнение. Преподносится это обычно так: "Вот, даже тётя Лена согласна, что две тройки - это очень плохо!". Ну круто что она согласна. Поверьте, мы тоже в курсе, что пять получить лучше, чем три. Может лучше стоит разораться почему так вышло?

И в том, и в другом случае, это большая проблема, особенно, когда это говорится прямо при подростке. Не делайте так, пожалуйста! Если устали- скажите об этом прямо. Или хотя бы задумайтесь, почему вы так хотите пожаловаться тому ЧУЖОМУ человеку на своего РОДНОГО ребёнка. Самым лучшим выходом я считаю просто не выносить из дома семейные ссоры. Если вы поссорились, это только ваше дело, ваши эмоции и посвящать в них кого-то ещё вовсе не нужно. Решите всё дома, наедине, спокойно.

Проблема № 3 - карманные деньги подростка.

Дальше хочу рассказать ещё об одной проблеме, которая, кстати, является отличным примером поиска совместного решения вопроса. Подрост ок просит больше, чем ему дают . Мама и дочка спорят из-за денег. Дочка хочет купить себе какую-то вещь, но ей не хватает средств. Она считает, что ей должны давать больше карманных. Мама думает, что эта вещь не слишком нужная и нельзя давать дочери слишком много, так как этим она её балует.

Вот несколько выходов из этой проблемы:

  1. Отличный вариант - обучение подростка обращению с деньгами . В начале ребёнку выдаётся небольшая сумма на карманные расходы. Затем, по мере взросления дочки, или, когда подросток учится лучше обращаться с финансами, в эта сумма возрастает и в неё мама начинает включать украшения, аксессуары, канцелярские принадлежности, подарки для родственников и друзей.
  2. Альтернативный вариант решения вопросов с финансами : вместо карманных денег подросток находит подработку, которая снабжает её карманными деньгами на мелкие расходы. Это может быть несложная работа, но ребёнок будет иметь свои собственные деньги.


Родители, вот ещё комментарии к теме карманных расходов - пожалуйста, прочитайте их и никогда так не делайте. Этими действиями вы ужасно обижаете подростка !

  • Если вы даёте своему ребёнку деньги, не отбирайте их назад!

    Это очень обидно для подростка, когда деньги, которые тебе дали, забирают назад. Если уж вы договорились о том, что будете давать средства, постарайтесь хотя бы сократить сумму из-за провинности, а не забирать у подростка назад то, что дали. Представьте, вам выплатили зарплату на работе. Вы решили купить платье, заправить машину, сходить на концерт - да все что угодно. А к вам приходит ваш шеф и говорит: «У нас возникли проблемы, эту сумму нужно вернуть обратно». Что вот вы почувствуйте?

  • Если вы дали деньги подростку, это теперь его и точка.

    Предоставьте нам самим решать, на что мы их потратим, будем ли копить, или потратим в первый же день. Вам же никто не указывает как распоряжаться ВАШИМИ средствами. Не хотите давать деньги, лучше уж не давайте вообще. Это очень обидно для нас. Подростковые интересы другие, помните об этом

  • Если вы хотите, чтобы ваш сын или дочка научились обращаться с финансами, предоставьте полную свободу в этом деле!

    Как часто от родителей звучат фразы: "Ну вот, купила ерунду какую-то, лучше б вон пенал себе новый купил, этот вон уже страшный какой", "Копишь? На что это ты копишь, интересно мне знать? Ну это ж игрушкам только для детей!". А ещё хуже получается, если подросток вас послушал, купил на свои деньги то, что считали нужным вы. А потом, в ответ на свою просьбу получает: "Ну уж нет, не куплю эту фигню! У тебя деньги были, вот бы и оставила!". Это очень неприятно, поверьте.

Проблема №4 «А вот я в твоём возрасте…»

Есть пункт, который можно было бы причислить ко второму, но мне хочется поговорить про него отдельно. Признайтесь, дети, подростки, взрослые, сколько раз в своей жизни вы слышали: "А вот я в твоём возрасте...". Дальше за этой фразой обычно следует повествование о нелёгком детстве и подростковом возрасте родителя и вывод: твои родители вон как пахали, а ты всё ленишься! Ну признайтесь, почти все это слышали, и не один раз. Так вот, дорогие родители подростков, теперь к вам. Не говорите так, пожалуйста . Вы сравниваете нас с вами, но абсолютно забываете, сколько между нами лет! Вы жили в других условиях, в другом времени. У вас своё время, своя жизнь, а у нас своя. Мы не видели вашего прошлого, мы не жили в нём и просто не знаем, как можно жить по-другому. А вы не подростки сейчас и не живёте в нашем современном мире! У нас тоже не всё так просто!

Проблема №5: реализация родителя через своего ребёнка.

По сути, это очень связано с «А вот я в твоём возрасте». Такое случается, когда маме или папе чего-то очень хотелось, когда он был подростком, но не было возможности это осуществить. И вот теперь, когда у них уже есть свои дети , они пытаются дать то, чего не успели попробовать сами, при этом начисто забывая, возможно, это вовсе не интересно! А когда начинается протест, в ответ мы слышим - что? Правильно: "Ты ещё и возмущаешься? Да ты радоваться должен! Я в твои годы очень хотела играть на пианино, но не могла решить этой проблемы. А ты можешь!". Это ужасно слышать в подростковом возрасте! И это абсолютно неправильно. Вы хотели играть на скрипке? А вот ваш сын хочет ходить на футбол. Вы хотели учить немецкий? А ваша дочь хочет учить французский. Современная реальность другая, а ваш ребёнок - другая личность. И это важно понимать.

Мы не копия своих родителей, мы совсем другие люди.

Мы, подростки, можем не хотеть заниматься вашим любимым делом и это абсолютно нормально. А лишние занятия не добавят радости, а только займут время. Сюда же можно отнести и другие увлечения, другие вкусы, другой стиль одежды и поведения. Современный мир другой. И это абсолютно нормально!

Вместо заключения.

Здесь я рассказала о проблемах современных подростков. О том, что нас задевает, обижает. Я поделилась своим мнением, как вы можете нам помочь. Знаете, есть ещё много подростковых трудностей - уроки, не хватает времени, ты всегда кому-то что-то должен, но это всё мелочи, если вы понимаете нас!

Родители, любите своих детей! Это главное решение проблемы. Старайтесь понять подростка. Не ругаться, а договориться, не просто запрещать, а объяснять, почему вы против. Не думайте, что нам, подросткам, не нужна забота - мы нуждаемся в родительской любви и ласке, как никто. Мы же всё таки дети. Если вы хотите сделать нас счастливыми, любите нас такими, какие мы есть! Мы другие. Мы люди. Мы хотим быть сами собой. Но для нас важна ваша поддержка, даже если кажется, что подростку всё равно. Это не так! Мы вас тоже очень любим! Ведь дети и родители - это семья, родные и близкие люди.

Как может помочь тренинг-центр К.О.Т.

Мы понимаем трудности ребят и родителей, знаем их "изнутри" и со всех сторон. Именно поэтому здорово, когда дети начинают посещать . У них меняется взгляд на жизнь, отношения с родителями. Интересно, когда происходит так - подросток, который посещает тренинги, уговаривает родителя пойти на со словами - я тоже хочу чтобы ты понял!!! И результат тогда превосходит все ожидания:)

Если для вас актуален вопрос отношений между детьми и родителями, ждём на наших тренингах!

Многие родители хватаются за голову, когда их детям исполняется 12-13 лет. Послушные и примерные мальчики и девочки становятся грубыми, дерзкими, зачастую отрицают все, что прививали им дома. Есть, конечно, дети, которые и в переходном возрасте только радуют родителей, но их меньшинство. О наиболее типичных проблемах современных подростков и причинах их конфликтов с родителями, в преддверии учебного года, мы бы хотели рассказать.

В жизни каждого ребенка наступает период, когда он впервые задается вопросом: «Кто я? Чего я хочу от жизни? Кем я хочу стать?». Вопросы растут в геометрической прогрессии, и в жизни наступает время поиска ответов. За короткий отрезок времени - с 11-ти до 16-ти лет ребенок делает огромный шаг в развитии и становится подростком. В это время кардинально меняется не только психика подростка, но и его гормональное и физическое состояние. Подросток становится уязвимым и без должной поддержки не в состоянии справиться со становлением своей личности самостоятельно. Начинается период внутренних конфликтов с самим собой, спутниками которых является частая смена настроения, поиск новых друзей и увлечений, а также появление агрессии. В этот период начинаются проблемы подростков с родителями. Причиной этого являются такие внутренние противоречия ребенка:

· подросток считает себя взрослым, хотя по своим реальным силам еще остается ребенком. Главное противоречие здесь кроется в формуле: «я взрослый, поэтому другим взрослым я не доверяю»;

· ребенок отстаивает свое право на роль уникальной и неповторимой личности, и тут же стремится «быть как все»;

· подросток стремится принадлежать к той или иной социальной группе и быть её полноправным членом. Однако подростковые группы - самые закрытые и новичкам туда почти не попасть. Отсюда начинает свое развитие одиночество подростка и трудности в общении со сверстниками и социальным окружением.

Из этих противоречий произрастают все основные проблемы подростков: семейные, половые, и проблемы в поведении.
Чтобы понять, как помочь ребенку с ними справиться рассмотрим наиболее распространенные проблемы.

1. Ребенок перестал разговаривать с родителями и стал скрывать свои проблемы.

Подросток очень хочет отделиться от взрослых, быть самостоятельным и независимым. Этот бунт заложен в его природе. Семья не престает играть огромную роль в жизни ребенка, подростку важно мнение родителей и других взрослых, но в то же время он хочет самостоятельности. Часто подросток не знает, как попросить совета у взрослых, думая, что тем самым он опустится в глазах родителей и снова встанет на ступень детства. Не мешайте ребенку, прощупывать границы возможного. Проявите внимание к ребенку, объясните, что не собираетесь его осуждать, ругать, обвинять в чем-либо, но и не приставайте с расспросами, просто покажите, что у него есть свое внутреннее неприкасаемое пространство, но вы всегда рядом.

2. У подростка снизилась успеваемость.

Так как основным видом деятельности подростка является общение, то именно от этого зависит успеваемость ребенка в школе. Так, например, при ухудшении отношений со сверстниками успеваемость подростка стремительно падает и, наоборот, чем лучше отношения с ровесниками, тем выше уровень успеваемости.

Кроме того, в начале подросткового возраста появляются первые сексуальные влечения и интересы, и происходит отмирание предыдущих, детских интересов, с этим также связано падение успеваемости и снижение общей работоспособности. Но благодаря этому подросток формирует новую систему интересов, в которую входит повышенный интерес к психологическим переживаниям других людей, а также самого себя. Ребенок начинает задумываться о своем будущем и создает свою некую воображаемую действительность, мечту.

3. Подросток связался с «плохой компанией».

Огромное значение подростки уделяют выделению себя как отдельного, уникального члена общества. Попытки выделиться из «серой массы» могут привести ребенка к совершению асоциальных действий.

Подростки стремятся в кратчайшие сроки расширить границы собственного личного опыта, они ищут приключения, и, зачастую, не признают свое поведение отклоняющимся от нормы. Они считают это абсолютно нормальным, так как очень увлечены собой и не умеют пока еще адекватно оценивать ситуации и собственные возможности.

Причиной отклонений в поведении подростков может также стать непонимание со стороны родителей и сверстников, безнадзорность, дефицит общения внутри семьи, попустительство со стороны близких и даже отрицательная оценка ребенка родителями его друзей.

Если подростку кажется, что он всеми отвергаем, а потребность к самоутверждению неудовлетворена, то ребенок ищет себе компанию за территорией школы. Часто такие компании называют «уличными», про них говорят, что «ребенок попал в плохую компанию». Подростку необходимо доказать себе и окружающим, что он взрослый, и, как у каждого взрослого, у него есть друзья. В этой компании ребенок может компенсировать свои личностные неудачи в школе.

4. Подросток перестал выходить на улицу.

Переходный возраст - очень сложный период для самого ребенка. Изнутри его разрывает буря эмоций, с которой он не всегда в состоянии справиться. Некоторые дети уходят в себя, начинают увлекаться чтением, фильмами, много времени проводят в Интернете и в социальных сетях - это нормально. Не все подростки проводят все время, гуляя на улице. Некоторым необходим покой для того, что найти свое «я».

5. Почему подросток недоволен своим внешним видом?

Подростки очень увлечены своим внешним видом и очень болезненно реагируют на любое несовпадение с их субъективной нормой внешности, поэтому преувеличивают и выдумывают телесные недостатки. «У меня некрасивые пятки», - это нормальная фраза обычного подростка. Будьте терпеливы к таким недовольствам, к попыткам изменить свою внешность - все это необходимо для того, чтобы подросток осознал собственную уникальность и стал адекватно оценивать себя.

6. Подросток постоянно думает о противоположном поле.

Огромную роль в жизни подростка играют сексуальные интересы.

Биологической особенностью подросткового возраста является гормональная перестройка организма. С этим связана половая идентификация подростков. Именно в этом возрасте закрепляются особенности поведения относительно своей полоролевой принадлежности.

Одной из причин появления конфликтов в этом возрасте является именно половое созревание. Прилив сексуальной энергии расшатывает внутреннее равновесие, а это вызывает дисбаланс в психическом состоянии подростка.

Итак, если у вашего ребенка начался переходный возраст, наберитесь терпения и старайтесь спокойно воспринимать все изменения в поведении и характере подростка. Все, что будет происходить с ним в ближайшие годы, имеет физиологическое и психологическое объяснение, и ваш ребенок не виноват в том, что внутри него разгорается буря. Просто будьте рядом, пытайтесь скруглять углы и не идти на конфликты, примите его желание казаться взрослым, и разговаривайте, как можно больше разговаривайте с ребенком, даже если вам кажется, что он вас не слушает. Поверьте, слушает и прислушивается, просто не подает виду.

Как помочь подростку справиться с кризисом взросления

1. Создайте и поддерживайте с подростком теплые, доверительные отношения. Принимайте Вашего подростка таким, какой он есть. Важно, чтобы подросток каждый день получал знаки вашей любви и принятия в виде ласковых поощрительных слов, объятий. Избегайте в общении с подростком иронии, бестактных замечаний. Известный семейный терапевт В. Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день.

2. Будьте терпеливы и терпимы общаясь с подростком. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений, чаще договаривайтесь, аргументируйте свое мнение, идите на компромисс.

3. Интересуйтесь мнением подростка, постарайтесь взглянуть на мир его глазами, попытайтесь найти с подростком общий язык.

4. Дайте возможность подростку почувствовать себя полноправным членом семьи с мнением, которого считаются.

5. Формируйте привычку и потребность разговаривать с родителями «по душам», доверять секреты. Никогда не используйте откровенность подростка против него, не спешите с оценками и советами, умейте терпеливо и безоценочно выслушать и посочувствовать.

6. Будьте готовы пересмотреть и обсудить с подростком ограничения и запреты, которых вы придерживались раньше, предоставьте ему больше самостоятельности.

5. Проявите интерес, заинтересуйтесь увлечениями вашего подростка, постарайтесь найти в них что-то интересное для себя. Не критикуйте, не игнорируйте и не высмеивайте не понятные вам увлечения подростка.

6. Используйте стремление подростка к самоутверждению, предоставьте ему позитивные возможности для самореализации.

6. Планируйте и проводите совместный досуг.

7. С уважением и интересом отзывайтесь о друзьях подростка, не критикуйте их, предоставьте возможность подростку приглашать своих друзей в гости, это даст вам возможность узнать больше о круге общения вашего ребенка. Чаще разговаривайте с подростком о его друзьях.

8. Искренне интересуйтесь переживаниями и проблемами подростков, демонстрируйте ваше уважение и признание их личности, индивидуальности.

9. Научите подростка самостоятельно решать возникающие проблемы, а не игнорировать их.

10. Формируйте привычку ставить цели, планировать свои действия для достижения поставленных целей.

11. Предоставьте возможность подростку самостоятельно оформить собственное пространство (комнату), выбрать стиль одежды. При необходимости помогите подростку в поисках собственного стиля в одежде, прическе и т.д.

12. Уважайте личное пространство подростка, стучите, входя в его комнату, не заглядывайте в его дневники, предоставьте возможность подростку самому контролировать порядок в своей комнате, так как ему удобно.

13. Делитесь своими переживаниями с подростком, обращайтесь к нему за помощью и советом, говорите о том, как важна для вас его поддержка.

14. Будьте для подростка примером достойным подражания, найдите способы поддержания и укрепления своего авторитета ненасильственным способом. Будьте другом для своего взрослеющего ребенка.

15. Общаясь с подростком, чаще вспоминайте себя в этом возрасте, возможно, вам станут понятнее его переживания и поступки.

Подростковый возраст не только тяжелое испытание, но и период больших перемен, которые могут компенсировать ранние детские проблемы: возможность преодолеть застенчивость, понять внутреннюю ценность себя, научиться общаться и выстраивать отношения со сверстниками.

Проблемы в жизни подростка - явление неизбежное. И только в ваших силах, уважаемые родители, облегчить ребенку поиски самого себя и помочь преодолеть эти проблемы. Как бы ни вел себя подросток, прежде чем наказывать его, встаньте на его место и постарайтесь понять как ему сложно в этот период. Пусть не сразу, но ребенок оценит вашу поддержку и будет вам благодарен всю оставшуюся жизнь.

Проблема взаимоотношений родителей и подростков стара как мир. Даже если разница в возрасте между вами и вашими детьми невелика, недопонимания по некоторым вопросам не избежать. Особенно четко прослеживаются трудности в период полового взросления подростков: изменения собственного тела, выброс гормонов, первая влюбленность – все это часто провоцирует возникновение конфликтных ситуаций.

Ссоры с маленькими капризными детьми интенсивны, но недолговечны. Конфликт с подростком может тянуться долго и серьезно ранить все стороны, принимающие в нем участие. В этом возрастном диапазоне механизмы манипуляции работают существенно хуже, поскольку подросток их замечает (если не в сам момент манипуляции, то позднее).

Проблемы общения из-за грубости подростков с родителями

Одной из проблем, весьма часто возникающей между родителями и детьми подросткового возраста, является внезапная грубость, которой не ожидают близкие. Порой сам подросток не может понять, откуда в нем взялось желание вести себя подобным образом.

Негативные поступки - не редкость даже в жизни великих людей, ставших в дальнейшем образцом нравственного поведения. Подросток порой не в силах управлять собственными действиями: достаточно быстро осознавав их неверность, он не может сразу их прекратить.

Чтобы не возникало проблем между подростками и родителями, воспользуйтесь следующими рекомендациями.

  1. Грубость подростка следует резко пресекать.
  2. Пока он не извинится, лишите его общения с вами. Совсем не обязательно, что он будет говорить слова извинения. Достаточно того, что он подойдет к матери и прижмется к ней или просто встанет рядом. Возможно, когда ребенок войдет в комнату, на его лице вы прочтете извинение, которое он не может пока произнести, - сколько взрослых не могут этого сделать!
  3. Это ваш ребенок. И он умеет только то, чему его научили вы. Обучите его просить прощения. Обнимите и скажите, что вы чувствовали в момент конфликта. Спросите, что чувствовал он. Попробуйте услышать друг друга. Любые слова обвинения в вашу сторону стоит прервать. Скажите, что вы не готовы ни к такому тону, ни к таким словам и что всем нужно остыть. Дайте подростку еще немного времени подумать. Затем начните обучение сначала.

Есть один важный момент, который необходимо учитывать родителям, желающим избежать проблем в отношениях с подростками. Дети в период взросления весьма часто критично глядят на себя и других, но собственные негативные действия порой не замечают или осознают их лишь тогда, когда они уже привели к тупиковой ситуации. Им очень хочется вырваться из нее, но коммуникативных навыков для этого не хватает. И тогда они продолжают упорствовать в том, что сами уже давно считают неверным. Задача взрослого в этой ситуации заключается в том, чтобы продемонстрировать поведение мудрого, а не быстрого на расправу человека и как можно скорее прекратить разворачивающийся конфликт, пока все его участники не успели сказать лишнего и не совершили действий с необратимыми последствиями.

Именно поэтому из всех механизмов манипуляции при воспитании детей- подростков для предотвращения проблем лучше всего использовать быстрое прекращение неверного поведения, чтобы ребенок не смог зайти слишком далеко и сказать то, что потом трудно будет исправить. Родитель просто уходит, оставляя подростка наедине с самим собой. Тот уже умеет обдумывать и оценивать происходящее сам. Более того, часто раскаяния, которое подросток может почувствовать после совершенного проступка, уже достаточно, чтобы не применять наказание.

Возрастные проблемы в отношениях родителей и подростков

У девочек в 11-13 лет и у мальчиков в 13-15 происходят резкие физиологические изменения. Молодой человек, выйдя из-под их влияния, начинает осознавать их силу. Трудности воспитания подростков во многом обусловлены тем, что в этот период в кровь ребенка вбрасывается количество половых гормонов, превосходящее предыдущий уровень в 1000 раз!!!

В результате, с одной стороны, возникают мощнейшие эмоциональные реакции, которые подросток сможет сдерживать только в том случае, если ранее этому обучен, а также если у него есть волевые навыки (которые также вырабатываются исключительно при правильном воспитании и - внимание! - до шести лет). С другой стороны, половые гормоны на осознанном уровне формируют ощущение взрослости и самодостаточности. Ребенок чувствует себя взрослым, но проявляет взрослое поведение только при условии, что кто-то научил его ответственности, трудолюбию, планированию своих действий и т. д. Если последнего нет, то все вышесказанное формирует желание уйти от нудных требований взрослых в ту деятельность, которая не приносит неприятностей. Ей редко обучают в школе. Итак, подростковый возраст - это не вымысел ученых, это реальные изменения в организме ребенка, которые вскрывают сложности, не решенные в семье на более ранних этапах его развития.

Одну из этих возрастных проблем общения подростков с родителями очень точно отрефлексировал интервьюируемый: «"Тыкают носом" это в плане… если ты набедокурил, а тебе говорят: "Ну как же так? Как ты до этого докатился? Смотри, что произошло!"»

Это уже ошибки тех, кто воспитывает ребенка. Мальчик даже говорит об этом с пониманием: он не осуждает взрослых. Он принимает такой способ общения как должное.

Современные психологи знают, что обучаться можно исключительно через ошибки. Чтобы ребенок, в очередной раз ошибившись, сохранил пыл любознательности и желание получать знания, ни дома, ни в школе взрослые не должны его «тыкать носом». При допущении ошибки необходимо спокойно показать, в чем она состоит, и научить избегать ее в дальнейшем, показав верное решение и, возможно, повторив это несколько раз. Вы можете тихим голосом рассказать, как сами когда-то в этой ситуации сделали ошибку. Можно использовать юмор, но никогда - сарказм. Сарказм лишь подчеркивает ошибку дополнительной издевкой в голосе. После всех этих «тыканий носом» ребенку не хочется учиться, ему хочется не совершать ошибок. Это возможно лишь при условии, что подросток вообще откажется от обучения и каких-либо действий. Именно это и происходит с подавляющим числом учеников еще до пубертатного периода. Проблема воспитания подростков в семье состоит в том, что, привыкнув к «тыканию носом», они и своих детей будут учить подобным образом, отбивая у них любознательность и стремление познавать мир.

Но, совершая ошибки в один период, взрослые могут компенсировать их своими самоотверженными действиями в дальнейшем. Так поступил отец нашего собеседника. Жизнь с подростком - жизнь на вулкане. Основная задача взрослых в этот период состоит в том, чтобы «оставаться на связи» с ребенком и постоянно с ним разговаривать. Разговаривать не о том, как жить, но о том, как преодолевать трудные ситуации.

Ребенок до двенадцати ночи не сделал карту, которую нужно закончить к завтрашнему дню. Отец не читает ему нотаций о том, что все нужно делать вовремя. Вместо этого он садится рядом с сыном и вместе с ним завершает работу. У сына возникает злорадная мысль, что отцу завтра будет плохо, потому что ему нужно рано вставать. Но ведь мальчик в интервью сам сказал, что даже самые опустившиеся подростки не спустят другим людям, если они скажут что-то обидное об их родителях. Мы с вами это хорошо понимаем: на родителей можно обижаться, но нельзя думать, что они плохие. Дело в том, что наша самооценка состоит в том числе из нашей оценки своих родителей. Пока они хорошие, мы тоже хорошие люди.

Подросток может вести себя по-хамски по отношению к ним, но это лишь внешнее поведение. Чтобы он начал вести себя иначе, нужно, чтобы его этому кто-то научил. Иногда этому больно учит гибель одного из родителей.

Практически все «взрослые мысли» мальчика - это, очевидно, повторы того, что говорили родители («шаблонное быдло», «солдафон» и т. д.). Оттолкнувшись в подростковый период от наших представлений, наши дети потом снова приходят к нам: привычным, уютным и понятным.

Именно поддержка взрослого в тот момент, когда подросток будет к ней готов, поспособствует перемене. Вспомните, как сильно интервьюируемого задел тот факт, что другим было на него наплевать. Именно поэтому для него было так ценно внимание отца в середине ночи. Он потому и «пил» это внимание, как вампир: мальчик знал, что это единственный источник поддержки и выживания. И осознание этого было одним из моментов перехода к новому видению себя и своего места в мире.

Родители могут и сами организовать утечку информации, затеяв за праздничным столом дискуссию с другом или родственником. Но они должны вызвать у подростка не просто испуг, а испуг с осознанием того, что еще не все потеряно и можно стать достойным человеком. Подростку нужен инсайт с осознанием наличия в себе сил и резервов.

Такой инсайт возможен только в том случае, когда ребенок постоянно общается с родителями. Чтобы успешно преодолевать проблемы при воспитании современных подростков, родители должны быть доступны для ребенка в любое время суток, несмотря на то что на следующий день у них запланировано множество важных дел. Именно тем, что они показывают ребенку: в их иерархии ценностей его благополучие выше всего, они внушают ему уверенность, что он может и должен измениться. С такими родителями у него все получится. Но если у взрослых другая иерархия ценностей, результат будет иной, и соседи вместе с окружающими скоро начнут говорить: «Надо же, такая благополучная семья и уважаемые родители, но дети…»

Никогда не теряй из виду, что гораздо легче многих не удовлетворить, чем удовольствовать.

Трудности, связанные с половым взрослением подростков

Понятен страх родителей перед ранними отношениями между подростками. При этом стоит осознавать, что, если ребенок не будет чувствовать в определенное время, что он кому-то нравится, это станет сильнейшей травмой для него.

Конечно, для многих родителей в процессе воспитания разговор с подростком о сексуальных проблемах крайне затруднителен и порой невозможен. Однако всегда можно купить качественную книгу, которую легко «нечаянно» оставить на столе или «забыть» на кухне. В аптечке на виду лучше оставить небрежно лежащую пачку презервативов, которую ваш ребенок сумеет незаметно взять. Не обязательно говорить с ним об этом, но можно обеспечить ему получение необходимых знаний и условия для безопасных отношений.

Расскажите, что влюбленность и любовь - два разных чувства. Влюбленностей может быть много, это сильнейшее ощущение в жизни человека. Но оно безответственно. Это всего лишь влечение к другому, хотя оно и дает один из главных стимулов к жизни.

Любовь - это чувство ответственности за отношения, которые строятся между людьми. Она может начинаться влюбленностью, но обязательно перерастает в сильные длительные чувства, если оба партнера готовы нести ответственность за сложившиеся отношения. Если кто-то не готов, его не нужно удерживать: это ни к чему не приведет. Поэтому важно развивать свою личность, чтобы встретить и удержать того, кто к этому готов.

Если вы не созрели для такого разговора с ребенком, оставьте на столе статью о заболеваниях, передающихся половым путем, и о том, как пользоваться презервативами.

И с мальчиком, и с девочкой нужно обязательно поговорить об ответственности за последствия сексуального общения. Девочка должна знать, что ее отказ от него - вполне нормальное явление и что любящий подросток не может разорвать отношения только на этом основании. Если же мальчику от нее нужен лишь сексуальный контакт, она должна сама решить, насколько ей это подходит.

Известны случаи, когда матери не замечали изменений во внешности своих дочерей до пятимесячного срока беременности: нежелание знать правду влекло за собой искажение восприятия.

Доверие к подростку, открытость и способность без осуждения поговорить на важные для него темы - путь, который проведет его сквозь все тернии данного возраста.

  1. Родители могут купить хороший справочник по сексологии и «случайно» забыть его на видном месте.
  2. Держите пачку с презервативами в аптечке и не ищите ее, если она исчезла.
  3. Попробуйте рассказать подростку о собственных проблемах взросления, о вашей первой влюбленности, чувствах и поступках в этот период. Расскажите, что влюбленность и любовь - разные события в жизни человека.

Статья прочитана 3 976 раз(a).