Последние статьи
Домой / Отопление / Современная педагогика. Основные категории педагогики Основные категории педагогической науки

Современная педагогика. Основные категории педагогики Основные категории педагогической науки

Педагогика, как любая другая наука, имеет свои категории, которые, с одной стороны, указывают на определенный класс педагогических явлений и фактов, а с другой – определяют предмет педагогики.

Категория (от греч. kategoria – высказывание; признак) – научное понятие, выражающее наиболее существенные свойства и отношения определенного явления действительности. Знать категории необходимо, чтобы понимать язык науки. В педагогике такими категориями являются: развитие, формирование, социализация, образование, самообразование, обучение, самовоспитание, воспитание и другие (рис. 4). Основными среди указанных категорий являются воспитание, образование, обучение и развитие.

Рис. 4. Педагогические категории (не видно некот.буквы)

Прежде всего, в педагогике как науке об образовании выделяют категорию педагогическая система . Исследователи отмечают, что «под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе».

В педагогическую систему включается совокупность таких взаимосвязанных компонентов, как субъекты, содержание, средства, методы, процессы, необходимые для создания организованного и целенаправленного педагогического влияния на развитие, обучение и воспитание личности. В каждом образовательном учреждении складывается своя педагогическая система.

Педагогический процесс – специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников (педагогическое взаимодействие ), направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Педагогический процесс является главной структурной единицей образования и контролирует систему педагогического взаимодействия воспитателей и воспитанников.

Педагогическое взаимодействие – процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка.

Педагогическое взаимодействие может рассматриваться как процесс индивидуальный (происходящий между воспитателем и воспитанником), социально-психологический (взаимодействие в коллективе) и интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия в конкретном обществе). Взаимодействие становится педагогическим, когда взрослые (педагоги, родители) выступают в роли наставников. Педагогическое взаимодействие способствует не только становлению личности ребенка, но и творческому росту педагога.

Образование – процесс и результат усвоения человеком опыта поколений (в виде знаний, умений, навыков, отношений, норм поведения и т.) в специально-организаванной системе внешних условий обучения и воспитания, создаваемых в обществе для развития человека. В этом случае знания, умения и навыки будут выступать не как цель обучения, а как средства развития личности.

Самообразование – система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие, активная целенаправленная познавательная деятельность человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых навыков и умений в интересующей его области.

Воспитание – целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для передачи новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное воздействие на сознание и поведение человека с целью развития человека и формирования у него определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду.

Категория воспитания – одна из основных в педагогике. Выделяют воспитание в широком социально смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (т.е. практически отождествляя воспитание с социализацией), и воспитание в узком смысле как целенаправленную специально организованная деятельность педагогов (в этом случае называется воспитательной работой) и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание общественной активности, коллективизма).

Воспитание, если оно не насилие, невозможно без самовоспитания. Самовоспитание – систематическая, осознанная и целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, формирование и совершенствование положительных и преодоление отрицательных собственных личностных качеств, то есть выработка человеком у себя таких качеств, которые представляются ему желательными. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива и общества. В процессе самовоспитания используются такие способы, как самоанализ, самовнушение, самоорганизация, самоконтроль и др.

Обучение – 1) процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта и активного усвоения знаний, навыков и умений, а также способов познавательной деятельности. 2) процесс приобщения детей к знаниям, помощь в овладении умениями и навыками, целенаправленно и систематически осуществляемые педагогами или специально подготовленными для этого другими специалистами; основной путь получения образования.

Самообучение – это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самостоятельно выбранных средств.

В понятиях «самовоспитание», «самообразование», «самообучение» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы – воспитание, образование, обучение – лишь условия, средства их побуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития.

Педагогическая технология – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.

Педагогическая задача – это конкретная педагогическая ситуация, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью, соотнесенной с целью педагогической деятельности и условиями ее реализации. Педагогическая задача является основной элементарной единицей педагогического процесса.

Педагогическая ситуация это: 1) совокупность условий и обстоятельств, спонтанно возникающих в педагогическом процессе или специально создаваемых педагогом с целью формирования и развития личности обучающегося; 2) кратковременное взаимодействие педагога с воспитанником (воспитанниками) на основе определенных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений.

Результатом педагогического процесса является уровень развития личности воспитанника. Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, унаследованных и приобретенных свойствах личности, интеллектуальной и духовной сфере человека. Развитие личности происходит в том числе и в виде саморазвития – активного, последовательного, прогрессивного и необратимого изменения психологического статуса личности на основе потребности в самосовершенствовании.

Осуществляется развитие личности двумя путями : путем формирования личности и в процессе биологического созревания (происходящего в рамках возрастных периодов). Созревание – это естественный процесс преобразования анатомических структур и физиологических процессов организма по мере его роста: созревание строения мозга, центральной нервной системы, половое созревание и т.д.

Результатом развития личности является ее формирование. Формированиеличности – процесс развития и становления под влиянием внутренних, внешних воздействий и собственной активности личности (самовоспитания); процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений и различных видов деятельности.

Становление личности это приобретение человеком в процессе развития новых свойств и качеств личности, приближение к определенному состоянию или уровню развития, а также результат развития. Можно, например, говорить о становлении характера, мировоззрения, мышления, индивидуальности, профессионализма, мастерства и т. д.

Социализация – (от лат. socialis – общественный) – процесс освоения индивидом социального опыта, системы социальных связей, ролей, отношений и культурных норм.

Педагогический закон это педагогическая категория для обозначения объективных, существенных, необходимых, общих, устойчиво повторяющихся явлений при определенных педагогических условиях, взаимосвязь между компонентами педагогической системы, отражающая механизмы самореализации, функционирования и саморазвития целостной педагогической системы.

Закономерность в педагогике рассматривается как частное проявление закона, как часть по отношению к понятию «закон». Если педагогические законы, как правило, раскрывают существенные связи в педагогических системах в целом, то понятие «закономерность» используется применительно к отдельным элементам педагогической системы и сторонам педагогического процесса (закономерности педагогического процесса, закономерности обучения, закономерности процесса воспитания и т.д.). Например, закон о социальной сущности образования, который проявляется в обязательном и необходимом усвоении подрастающими поколениями опыта старших поколений, находит свое отражение в закономерностях процесса обучения и воспитания.

Понятия «закон» и «закономерность» не противопоставляются, они отражают педагогические явления на разных уровнях обобщения: закон на максимально конкретном и четком, а закономерность – на более абстрактном уровне, при этом закономерность часто вскрывает лишь общую тенденцию функционирования и развития педагогической системы.

На основе педагогических законов и закономерностей (т.е. уже на познанной педагогической действительности) базируются педагогические принципы .

Педагогические принципы – это основные идеи, следование которым, помогает наилучшим образом достигать поставленных педагогических целей.

Если закон отражает педагогическое явление на уровне сущего и отвечает на вопрос, каковы существенные связи и отношения между компонентами педагогической системы, то принцип отражает явление на уровне должного и отвечает на вопрос, какие действия наиболее целесообразны для решения соответствующего класса педагогических задач.

Каждый педагогический принцип реализуется в тех или иных правилах. Правила педагогики – это прикладные рекомендации, предписания, нормативные требования по реализации того или иного принципа обучения и воспитания. Например, принцип доступности и посильности в обучении реализуется посредством следующих правил: учет реального уровня развития и подготовленности обучающихся, использование наглядности и других дидактических средств, установление связи нового материала с ранее изученным, соблюдение меры трудности в обучении и др.

В отличие от принципов, правила обучения и воспитания определяют не стратегию, а тактику педагогической деятельности, имеют прикладное, практическое значение и направлены на решение частных педагогических задач; правила отражают не общую, а частную педагогическую закономерность или отдельную причинно-следственную связь.

Здесь представлен только ряд базовых категорий (понятий), которыми оперируют все педагогические дисциплины (прежде всего – общая педагогика); понятия, отражающие структуру педагогической науки и деятельности (теория, методическая система, педагогическая техника, инструментовка и т.п.), операциональные понятия (метод, прием, организационная форма, педагогическое средство и т.п.) будут раскрываться при изучении соответствующего учебного материала.

В этой статье мы раскроем вам понятие "педагогика" и то, чем она занимается. Даже если вы не являетесь педагогом, вы в будущем станете родителем, и вам полезно будет узнать, что основными категориями педагогики являются очень важные факторы, над которыми нужно работать. Более того, нужно не только знать, какие это категории, но и понимать, что они собой представляют и в чем выражаются. Вот для такого ознакомления мы и приготовили этот материал.

Прежде, чем изучить основные категории и понятия педагогики высшей школы, а нас интересует сегодня именно эта отрасль, мы разберемся в том, что же такое «педагогика». Данная наука, как отдельная структура, возникла сравнительно давно. Мы понимаем, что пока человек живет и развивается, ему передается опыт всех окружающих его близких людей. С каждым поколением такой опыт обновлялся, и накапливались новые достижения. В конце концов, все знания о том, как правильно обучать и воспитывать человека и личность выделили в отдельную науку, которую мы знаем под именем «педагогика». Стоит отметить, что она обобщает в себе множество наук естественного и общественного характера, и является сборником для всего, что изучает процесс формирования личности.

История возникновения

Само слово «педагогика» произошло от древнегреческого слова «дитя» - paidos и слова «вести» - ago. Уже само название намекает нам на то, что наука изучает пути формирования личности человека, начиная с детского возраста. С древних времен учителя занимались тем, что мы сейчас называем педагогикой. В те часы таким ремеслом могли заниматься только уважаемые люди, в основном это были монахи и священники, а в некоторых странах государственные чиновники. В России такого человека называли «мастер», и никаких отдельных заведений, где готовили специалистов такого профиля, не было.

Позже, когда была выделена отдельная наука, а ее деятелей стали целенаправленно готовить, начали вплотную разбирать дисциплину на части. Выделили высшей школы. Эти категории мы рассмотрим каждую подробно, для того чтобы читатель понял, чем они отличаются и как взаимодействуют.

Основные категории и понятия педагогики

Итак, среди них выделяют три самые главные:

  1. Воспитание.
  2. Образование.
  3. Обучение.

Каждый понимающий человек, прочитав эти три понятия, сразу сообразит, что они тесно связаны между собой. Если говорить о воспитании в общем, то это продуманный и спланированный процесс придания ей формы. Оно проходит под воздействием множества окружающих факторов и может быть разным.

Что касается образования, то со временем именно оно становится неотъемлемой частью процесса воспитания человека. Мы знаем, что это объемный, но кратковременный период, когда личность впитывает необходимые знания, приобретает умения и осваивает навыки, а также развивает свои особые способности. А вот как получает человек образование? Конечно путем обучения. И вот мы видим еще одну связь. Обучение рассматривается как работа в паре учителя и ученика, когда первый прививает какие-то знания, а второй усваивает их. А теперь поговорим подробней о каждой из категорий.

Воспитание

Мы уже назвали основные категории педагогики, их взаимосвязь и то, как одно исходит из другого и является частью третьего. Если говорить отдельно о воспитании, то здесь также идет двусторонняя работа. С одной стороны «воспитатель» обязан:

  • передать весь опыт, который был накоплен человеческим родом;
  • ввести подопечного в культурный мир;
  • всячески поощрять его к любознательности, самостоятельному воспитанию;
  • помочь решить трудные жизненные вопросы, найти пути решения трудных задач.

Но не только «воспитатель» действует в этом процессе. В ответ ему должен работать и подопечный. Он:

  • постепенно впитывает все то, что ему преподносят, делает выводы из опыта предыдущих поколений, овладевает всеми необходимыми основными культурными навыками;
  • занимается саморазвитием;
  • учится общаться с людьми и вести себя в разных ситуациях и в разном окружении.

И только при полном взаимодействии возможен положительный результат.

Рассматривают несколько спектров воспитания:

  • широкий - здесь воздействие на воспитанника оказывает государство и учебное заведение;
  • узкий - работа ведется на базе коллектива заведения (садик, школа, кружок и т.д.);
  • предельно узкий - взаимодействует воспитанник и воспитатель напрямую.

Существует целый ряд разных видов воспитания в зависимости от того на что конкретно направлен процесс, на развитие каких ценностей, умений и навыков идет упор. Так, выделяют умственное, трудовое, физическое, нравственное, эстетическое воспитание и др.

Образование

Рассмотрев основные категории педагогики и связь между ними, мы понимаем, что образование не может существовать в отрыве от воспитания или обучения. Это невозможно. Поэтому данная категория понимается, как:

  • системный критерий;
  • результат воспитательного процесса;
  • совокупность воспитания и обучения с добавлением самообразования;
  • освоение человеком тех знаний, которые ему необходимы в жизни.

Для этой цели в мире работает множество разных учреждений. Они делятся по возрастным категориям, географическим критериям, и сюда мы может отнести:

  • детский сад;
  • школу (гимназию, лицей, интернат);
  • колледж;
  • техникум;
  • институт;
  • университет;
  • академию;
  • дом творчества (все, что связано с досуговой деятельностью).

Все эти учреждения сменяют друг друга на жизненном пути личности и перехватывают эстафетную палочку. Главное в этом процессе, чтобы все они действовали на один результат - формирование полноценной развитой фигуры, достойного представителя своего поколения.

Обучение

Описывая основные категории педагогики высшей школы и их характеристики, мы не можем обойти стороной обучение, так как именно таким путем человек получает образование. Так как обучение - это взаимодействие между двумя сторонами, то и рассматривать мы будем обе стороны. Итак, с одной стороны стоит учитель, который должен:

  • передавать ученику знания;
  • делиться с ним жизненным опытом;
  • развивать стремление к самосовершенствованию;
  • корректировать процесс приобретения знаний;
  • делает все, что необходимо для создания благоприятных условий для обучения.

С другой стороны - ученик, без ответного действия которого не будет получено никакого хорошего результата. Поэтому выделяем, что ученик должен:

  • учить все то, что ему доносит учитель;
  • тщательно следовать всем его указаниям и рекомендациям;
  • выполнять все задания, которые нужны для освоения предмета изучения;
  • стремиться к самообучению;
  • инициировать поиск дополнительной информации в источниках;
  • пытаться анализировать, думать и делать выводы.

При таком взаимодействии мы получим идеальный результат обучения, а как подтверждение - диплом об образовании (среднем, техническом, высшем).

Функции науки

  1. Изучение разных явлений в педагогике, рассмотрение законов, закономерностей. Имеется ввиду то, что отслеживается наличие усвояемости опыта старшего поколения, соответствие приобретенных знаний с требованием общества и государства и т.д.
  2. Также к функции педагогики относится обязанность обосновать все принципы, методы и формы воспитательного и обучающего процессов.
  3. Важным является необходимость изучать передовой педагогический опыт, при этом нужно на его основе создать новую теорию.
  4. Полезной функцией считается исследовательский фактор. Здесь роль играет способность не только придумать некую схему, но и внедрить ее в реальную деятельность, применив на практике.
  5. Работа над новыми техниками. Речь идет о том, как взаимодействуют ученик с учителем, какими формами общения пользуются и прочее.

Задача педагогики

Теперь точно зная, что основными категориями педагогики являются воспитание, образование и обучение, мы можем сформулировать основную задачу педагогики. Она звучит примерно одинаково во всех странах: Организовать учебно-воспитательный процесс, учитывая особенности исторического периода и национальности человека. Если говорить о более конкретных задачах в наше время, то здесь можно выделить несколько основных:

  • усовершенствовать структуру образование и его содержание;
  • выработать новые подходы к обучению;
  • модернизировать формы и ;
  • сделать более демократическим и гуманным процесс обучения в школе;
  • оптимизировать подготовку личности к профессиональной деятельности.

Дошкольная педагогика

Хотелось бы сказать пару слов и о Ведь наши дети начинают процесс обучения еще в детском саду. Так вот, основными категориями дошкольной педагогики является:

  • воспитание;
  • развитие;
  • формирование;
  • обучение.

Мы видим небольшое отличие от того, что мы привыкли читать о высшей школе, да оно и понятно. На начальном этапе формирования личности задачи стоят другие и до основных этапов нужно еще дорасти, хотя воспитание и обучение присутствуют даже там. Что же касается развития, то имеется ввиду изменения, которые происходят с человеком с течением лет под присмотром воспитателя. Формирование же подразумевает полное развитие ребенка в процессе воспитания с учетом социального окружения. Нужно помнить, что уже в маленьком возрасте начинается становление личности, и нельзя упустить этот момент, и недооценивать этот период жизни человека.

Отрасли педагогики

Теперь, прочитав всю информацию, вы точно знаете, что основными категориями педагогики являются три основных фактора, которые мы рассмотрели подробно. Но кроме категорий в этой науке различают отрасли, в зависимости от того, чем конкретно занимается эта область. Суть каждой отрасли понятна исходя из ее названия. Разбирать каждую мы не будем, но для ознакомления перечислим самые основные:

  • «История педагогики».
  • «Сравнительная педагогика».
  • «Дошкольная педагогика».
  • «Возрастная педагогика».
  • «Специальная педагогика» (для детей с физическими и умственными отклонениями).
  • «Профессиональная педагогика».
  • «Исправительно-трудовая педагогика».
  • «Лечебная педагогика».

И это далеко не все области, входящие в состав данной науки, пользу которой нельзя недооценивать.

Воспитание – социальное целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения общественно-исторического опыта новым поколением с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Категория «воспитание» – одна из основных в педагогике. Характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи. Следовательно, воспитание – это целенаправленное формирование личности на основе формирования:

– определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира;

– мировоззрения;

– поведения (как проявление отношений и мировоззрения).

Виды воспитания:

– умственное;

– нравственное;

– физическое;

– трудовое;

– эстетическое и т. д.

Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.

Воспитание – конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным уровнем общества и государства.

Развитие каждого человека человечество обеспечивает через воспитание, передавая опыт свой собственный и предшествующих поколений.

Развитие – процесс количественных и качественных изменений в личности и человеческой общности. Результатом данного процесса становится развитость личности (коллектива, группы). Развитость – это уровень совершенства и действенности интеллектуальных, творческих, физических, профессиональных, жизнестойких качеств, особенностей и способностей личности.

Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.

В процессе воспитания человека идет его развитие, уровень которого затем влияет на воспитание, изменяет его.

Образование – это специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека. Специально организованная образовательная система – это учебно-воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется передача и прием опыта поколений согласно целям, программам, структурам с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования, посредством чего идет управление развитием человека.

Образование трактуется как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений.

Ядро образования – это обучение .

Обучение – специально организованный, целенаправленный процесс непосредственной передачи опыта поколений, знаний, умений, навыков во взаимодействии педагога и учащегося.

Самовоспитание – это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних духовных факторов, обеспечивающих развитие.

1.1. Педагогика как наука, еë предмет и задачи.

1.2. Фундаментальные категории педагогики (воспитание, обучение, образование).

1.3. Структура педагогической науки.

Изучение любой дисциплины требует понятия общетеоретических положений, лежащих в основе данной отрасли знаний. Вот почему кафедра профессионально-педагогической подготовки аграрного университета первым издала учебно-методическое пособие "Введение в профессионально-педагогическую деятельность", а затем подготовила данный учебно-методический комплекс. Изучение педагогики, как любой другой науки, требует знакомства с историей развития науки, ее предметом исследования.

Педагогика – это наука о законах воспитания и образования человека, она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, пути реализации законов воспитания и методик обучения.

В Древней Греции раб, приставленный к ученику, функциями которого были сопровождение его в школу, прислуживание на занятиях, назывался педагогом. Педагог – производное от греческих слов "пейда" – ребенок, "гогес" вести, буквально "детоводитель", "детовожатый".

Современная наука "педагогика" в буквальном переводе с греческого означает "детовождение". Первопричиной возникновения всех научных областей является потребность жизни. Наступил момент в жизни людей, когда образование стало играть большую роль.

Было замечено, что успех развития цивилизации во многом зависит от воспитания и образования отдельных поколений. Возникает необходимость в обобщении опыта воспитания, первые попытки обобщения делались в наиболее развитых государствах Древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции, когда образование начинает играть важную роль в жизни людей.

Как отдельная наука, педагогика появляется значительно позже. Предпосылками появления любой науки являются следующие положения:

    формируется под влиянием потребностей общества;

    любая отрасль складывается в науку только тогда, когда достаточно четко вычленяется предмет ее исследования.

Давая более конкретное определение педагогики, можно сказать, что это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.

Педагогика в широком смысле – влияние всех внешних воздействий естественной и социальной среды.

В узком смысле педагогика – целенаправленная деятельность воспитателей в системе учебно-воспитательных учреждений.

Исходя из данного определения, предметом исследования педагогики будет являться целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.

Методы исследования – способы решения научно-педагогических задач.

Объект педагогики – человек.

А.С. Макаренко – ученый и практик, которого трудно обвинить в пропаганде "бездетной" педагогики, в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является "педагогический факт (явление)". При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.

Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтомуобъектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования . Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.

Система педагогических знаний – взаимосвязанные теоретические знания о закономерностях и принципах обучения и воспитания, о фактах педагогической практики, о знаниях педагогической теории.

Функции педагогической теории (по Кононенко И., Михалевой Л.):

    Теоретические функции:

    обогащение, систематизация научных знаний;

    обобщение опыта практики;

    выявление закономерностей в педагогических явлениях.

Практические функции:

Прогнозирование:

  • научное предвидение в социальной сфере, связано с целеполаганием.

Задачи педагогики :

    Научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания.

    Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса.

    Выявление закономерностей и формулирование принципов процесса обучения и воспитания людей.

    Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления.

    Разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания людей.

    Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования развития его профессионального мастерства.

    Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.

Категории педагогической науки

Категории – это наиболее емкие и общие понятия о сущности и свойствах науки. Педагогические категории – основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения. К основным педагогическим категориям относятся воспитание , образование , обучение . Наша наука широко оперирует также общенаучными категориями, такими, как "развитие" и "формирование". К числу основных педагогических категорий некоторые исследователи предлагают отнести и такие, достаточно общие понятия, как "педагогический процесс", "самовоспитание", "самообразование", "саморазвитие", "продукты педагогической деятельности" и др.

Воспитание занимает уникальное место в развитии человека. Сегодня в педагогической науке нет более по-разному определяемого термина.

В широком социальном значении: – это процесс передачи общественно-исторического опыта новому поколению с целью подготовки к жизни (образование, обучение, развитие);

В узком социальном значении: – это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни (семейное, религиозное, школьное воспитание).

В широком педагогическом значении: – специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс (физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, патриотическое воспитание);

В узком (локальном) педагогическом значении: – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (воспитание определенных черт характера, познавательной, творческой активности и т.д.).

Образование

Образование как термин чаще всего рассматривается как отглагольное существительное от глагола "образовывать" и имеет значение "создавать", "формировать", "выращивать", "развивать ментально", "давать вид, образ" (В. Даль), создавать нечто новое, целое.

Понятие "образование" впервые введено в педагогическую науку И.Г. Песталоцци (1746-1827 гг.), его сущность он понимал как формирование образа.

Долгое время понятие "образование" употреблялось как синоним понятия "воспитание" в широком смысле.

В советской педагогике это понятие сузили и стали понимать под ним процесс вооружения обучающихся системой научных знаний, практических умений и навыков.

Сегодня образование понимается как:

Образование – процесс и результат (с акцентом на результативность) усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений, полученных в результате обучения и самообразования (это процесс и результат обучения и воспитания) .

Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Древний афоризм гласит: "Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается".

Образование связано со становлением способностей человека, развитием общих способностей: интеллекта, креативности, обучаемости.

Главный критерий образованности – системность знаний и системность мышления, способность самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний.

В образовании выделяются процессы, которые обозначают непосредственно акт передачи и приема опыта поколений. Это ядро образования – обучение.

Категории – это наиболее емкие и общие понятия о сущности и свойствах науки. Педагогические категории – основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, образование, обучение . Наша наука широко оперирует также общенаучными категориями, такими, как "развитие" и "формирование". К числу основных педагогических категорий некоторые исследователи предлагают отнести и такие, достаточно общие понятия, как "педагогический процесс", "самовоспитание", "самообразование", "продукты педагогической деятельности" и др.

Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие ума, дарований учеников в соответствии с поставленными целями. Каждой исторической эпохе присуща своя система обучения, которая специфично отвечает на вопросы – для чего, кого, чему и как учить. Общество передавало молодому поколению содержание накопленного человечеством социального опыта избирательно, т. е. различные социальные группы получали знания в области социальной культуры в разном объеме и разного характера. Современное общество заинтересовано в передаче всему подрастающему поколению всего содержания социального опыта. Целью обучения, направленного на разностороннее развитие личности, является обеспечение всем учащимся оптимального интеллектуального развития, сознательного и прочного усвоения знаний, овладения умениями пользоваться этими знаниями на практике. Эта цель выступает в единстве с целями воспитания, направленного на формирование личности во всей совокупности.

Воспитание занимает уникальное место в развитии человека. Сегодня в педагогической науке нет более по - разному определяемого термина.

В широком социальном значении:
– это процесс передачи общественно - исторического опыта новому поколению с целью подготовки к жизни (образование, обучение, развитие);

В узком социальном значении:
– это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни (семейное, религиозное, школьное воспитание).

В широком педагогическом значении:
– специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс (физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, патриотическое воспитание);

В узком (локальном) педагогическом значении:
– это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (воспитание определенных черт характера, познавательной, творческой активности и т.д.).

Образование – единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, целенаправленно и сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. Говоря об «образовании», можно рассматривать эту категорию в разных качествах:

– как ценность развивающегося человека и общества;

– как процесс обучения и воспитания человека;

– как результат процесса обучения и воспитания;

– как систему образования.

Цели образования определяют его содержание. В современном обществе оно предполагает систему знаний о природе, обществе, технике, человеке; систему способов деятельности, преобразующихся в результате их усвоения в умения и навыки; опыт творческой деятельности, обеспечивающий развитие творческих способностей личности; систему норм отношений к миру и друг к другу. Все это в совокупности обеспечивает развитие разносторонних качеств личности, ее нравственную, эмоциональную, эстетическую культуру, ее ценности и идеалы.

Развитие – это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека, освоение им внутреннего – индивидуально-психологического и внешнего – общечеловеческого (культурного богатства) потенциалов возможностей.

Эти два потенциала осваиваются не в отрыве друг от друга, а одновременно и взаимосвязанно. Освоение внутреннего потенциала может осуществляться только через общественный опыт. Ребенок, видя, что умеют другие, пытается сделать это сам и таким образом развивает свои внутренние возможности.

Можно выделить развитие физическое, психическое, социальное, духовное. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.

Формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д. Воспитание - один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости.

Понятие «формирование» - еще не установившаяся педагогическая категория, несмотря на очень широкое применение. Его смысл то чрезмерно сужается, то расширяется до безграничных пределов. В педагогической литературе прежних лет понятие формирования нередко употреблялось для обозначения неуправляемых, случайных воздействий на личность. Например, известный автор пособий по педагогике П. Н. Груздев предлагал называть формированием только стихийное воспитание, «воздействие различных условий на людей независимо от сознательной деятельности»

Самообразование – это система внутренней самоорганизации человека по усвоению опыта поколений, направленная на его собственное развитие посредством собственных устремлений и им самим выбранных средств.

Самовоспитание

– осознанная и целеустремленная работа человека по формированию у себя желаемых черт, качеств личности, форм поведения.

Педагогический процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие), целью которого является передача педагогами и освоение учащимися социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

Под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.

Педагогическая деятельность особый вид социальной (профессиональной) деятельности, направленный на реализацию целей образования.

Педагогическая технология – это система последовательных, взаимосвязанных действий педагога, направленных на решение педагогических задач: структурирования и конкретизации целей педагогического процесса; преобразования содержания образования в учебный материал; анализа межпредметных и внутрипредметных связей; выбора методов, средств и организационных форм педагогического процесса и т. д.

Педагогическое взаимодействие представляют собой прямые или косвенные преднамеренные контакты педагога с воспитанником, целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка к окружающему миру. Важнейшей характеристикой личностной стороны педагогического взаимодействия является возможность воздействовать друг на друга и тем самым производить реальные преобразования не только в познавательной или эмоциональной, но и в личностной сфере. Под прямым взаимодействием понимается непосредственное общение педагога с учеником. Специфика деятельности педагога обусловливает необходимость использования именно этого вида взаимодействия. Но в определенных случаях более эффективным является косвенное взаимодействие, т. е. направленное не на самого ученика, а на его привычное окружение, например одноклассников или друзей. Изменяя окружающие обстоятельства жизни ученика, педагог может изменить со временем и его самого. Одним из способов реализации педагогического взаимодействия является совместная деятельность педагогов и учащихся. Существует мнение, что при совместной (или коллективной) деятельности тормозится развитие личности. Однако получены экспериментальные данные, доказывающие возможность развития каждого члена группы, участвующего во взаимодействии. Установлено, что среди единомышленников, объединенных общей деятельностью, человек чувствует себя более уверенно, испытывает состояние духовного подъема, осознает собственную значимость. Смыслом совместной деятельности в педагогическом процессе является сотрудничество его участников.