Лекция 18 Африка в период между двумя мировыми войнами
I. Африка после окончания Первой мировой войны
До сравнительно недавнего времени в Европе было принято игнорировать африканскую историю - многие полагали, что ее и не существует. Тем не менее Африка - это особый мир, это множество народов и культур, общественных структур и религий, совершенно различных по своему духу. И в Африке была своя история, не раз там возникали и рушились крупные государства, хотя, разумеется, в этом была своя специфика. В широком смысле Африку можно разделить на два региона: Северную и Тропическую.
Северный край Африканского континента стал частью арабо-ислам- ской цивилизации. Там всегда сильнее проявлялось тяготение к Ближ нему Востоку, чем связи с остальной частью Африки. Традиционные общества опирались на собственный сильный религиозно-цивилизованный фундамент - еще в Средние века в Северной Африке господствовала исламская Османская империя.
Однако с конца XIX - начала XX в. европейцы навязывают свое господ ство посредством установления протекторатов, неравноправных договоров, военных соглашений и прямой аннексии, открывая пути проникновения новой цивилизации. Перед народами стоял своего рода выбор, что и нашло отражение в борьбе реформаторов и традиционалистов.
Южнее Сахары, в Тропической Африке, не было выбора между модернизацией и традиционализмом. Можно было либо оставаться на уровне первобытности, либо заимствовать европейские новшества, развиваться, хотя это и вело к колониальной зависимости.
К началу Первой мировой войны большая часть Африки была по делена между европейскими державами. Независимой, по существу, оставалась Эфиопия, которая, в отличие от большинства стран Африки, имела свой цивилизационный фундамент - православие.
В середине XIX в. в Западной Африке потомки рабов, когда-то переселенных в Африку, основали Либерию. Полунезависимыми были Египет и Южно-Африканский Союз. Остальная часть Африки была колониальной.
Франция имела самую большую по территории колониальную систему в Африке - 43% территории. Помимо господства в странах Маг риба (Марокко, Алжир, Тунис), в Тропической части континента были две главные французские колонии.
Французская Западная Африка возникла в 1904 г. и включала в себя территории 8 стран (Французская Гвинея, Берег Слоновой Кости, Верхняя Вольта, Дагомея, Мавритания, Нигер, Французский Судан и Сенегал). Административным центром ее был Дакар.
Другая колония - Французская Экваториальная Африка - была создана в 1910 г.; в нее входили Габон, Чад, Французское Конго и Убанги-Шари. Столицей был Браззавиль.
В Восточной Африке Франция владела небольшой территорией Французского Сомали и Коморскими островами. В годы Первой мировой войны она захватила огромный остров Мадагаскар.
Кроме того, на бывшие германские колонии был выдан мандат Лиги Наций: Франции досталась большая часть Камеруна и половина Того.
Французская колонизация велась в трех направлениях: с севера на юг (от Марокко), с запада на восток (от Сенегала) и с юга на север (от Конго).
Владения Англии в Африке охватывали 38% территории. На западе она имела две небольшие колонии - Гамбию и Сьерра-Леоне, старейшую колонию Золотой Берег (Гану) и самую крупную страну в Африке по численности населения - Нигерию. Последняя была создана буквально накануне войны, в 1914 г.
Но главный район английской колонизации был на юге: помимо позиций в Южной Африке (Южно-Африканский Союз - британский доминион), англичане основали самоуправляющуюся «белую колонию» - Южная Родезия и четыре протектората (Басутоленд, Свазиленд, Бечуаналенд и Северная Родезия).
На востоке Африки Судан управлялся англо-египетским кондоминиумом с 1899 г. Правда, в 1936 г. был заключен новый договор, который расширил полномочия Египта, но все же английское правительство стремилось закрепиться в Судане. Кроме того, в восточной части Африки у Англии были два протектората: Ньясаленд и Британское Сомали и колония Британская Восточная Африка, состоявшая из Кении и Уганды.
После войны Англия получила мандат Лиги Наций на управление бывшей германской Восточной Африкой (Танганьикой), а также по делила территории в Западной Африке (Того и Камерун) с Францией.
Еще одна бывшая германская колония - Юго-Западная Африка (Намибия) была передана под управление Южно-Африканского Союза, британского доминиона. Под мандат других стран перешли все владения Германии, общей площадью 2,5 млн. км 2 и с населением 13 млн. человек. Бельгия также получила мандат на бывшие германские территории Руанду и Урунди; к тому же она управляла огромной территорией в центре Африки - Бельгийским Конго.
Старейшей колониальной державой в Африке была Португалия (Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау). Ряд небольших территорий имела Испания (Испанская Сахара, Испанская Гвинея, остров Фернандо-По, Испанское Марокко). Накануне войны приступила к созданию своей колониальной империи и Италия - она обосновалась в Сомали, Эритрее, стремилась закрепиться в Ливии.
Что побуждало европейцев к захвату колоний? Очевидно, не только стремление отхватить себе побольше территорий, хотя и это имело место. В Африку их привлекали ресурсы: в XVIII в. - рабы; с XIX в. - ископаемые ресурсы (редкие и цветные металлы, драгоценные камни); в XX в. -- сельскохозяйственные продукты (кофе, какао-бобы, хлопок, арахис, бананы, ананасы) и дорогостоящая древесина.
Только в начале XX в. началось интенсивное освоение внутренних районов: создавались европейские поселения, плантационные, фермерские хозяйства, развивалось горное дело, вводилась система денежного налогообложения. Местное население с трудом воспринимало новшества, даже в быту: необходимость регулярно трудиться, соблюдать дисциплину, строго выполнять свои обязанности и т. д.
В Африке строились объекты инфраструктуры: железные дороги, порты, система связи, а также административные учреждения европейского типа, школы, больницы. Через миссионерство распространялось христианство.
Казалось бы, за десятилетия колониализма наметилась тенденция к модернизации Африки, к проникновению европейских элементов в традиционное общество. Внешне это выглядело именно так:
а) в экономике создавался сектор, связанный с внешним рынком, производивший экспортные сельскохозяйственные культуры, обслуживавший нужды африканских территорий в промышленных товарах;
б) в социальной сфере появились квалифицированные кадры из местной африканской элиты, получившие европейское образование, занимавшие постепенно посты в колониальном аппарате;
в) в политической сфере насаждались европейские выборные институты, органы власти, возникали политические ассоциации по типу европейских партий;
г) в сфере культуры европейские языки стали языками общения образованной части населения, было воспринято западное законодательство, христианская религия; многие африканцы стали приобщаться к западной культуре, получать образование в Сорбонне, Оксфорде и Кембридже.
Однако это были лишь внешние признаки, часто камуфлирующие истинную ситуацию.
В экономике по-прежнему большинство населения было занято в традиционном укладе, вело примитивным способом сельское хозяйство, практиковало ремесленные промыслы, отходничество - многие даже не обладали навыками регулярного интенсивного труда.
3 социальной сфере сохранилась старая структура (большая семья, кланы, общины, племена), существовала прежняя иерархия местных вождей и князьков, сложная система межклановых и межплеменных отношений, рабство; высок был авторитет местных знахарей и жрецов.
В политической сфере, даже там, где возникали новые политические институты, происходило это на базе старой социальной системы - доминировали в них вожди, жрецы и другие прежние авторитеты.
В сфере культуры достижения тоже зачастую были чисто внешними: христианство воспринималось формально, в сознании и поведении местного населения по-прежнему доминировали традиционные культуры и примитивные представления. Тем более в социальном поведении, в быту африканцы руководствовались не столько постулатами христианства, сколько обычаями и традициями своих народов.
Таким образом, достижения европейской колонизации имели лишь ограниченный характер. Их не удалось обратить в тенденцию постепенного восприятия Африкой стандартов западной цивилизации, хотя иногда это и выглядело таким образом. Многие традиции прошлого, прежде всего общность, тянули Африку назад. Структуры приспосабливались, страшно сопротивляясь новому, тому, что нарушало привычный уклад их жизни.
ІІ . Особенности политики метрополий в Африке
Первая мировая война повысила заинтересованность метрополий в своих африканских колониях. Начали интенсивно эксплуатироваться природные ресурсы, кое-где даже развивался производственный потенциал. Сотни тысяч африканских солдат приняли участие в боевых действиях на фронтах (только Франция мобилизовала свыше 250 тыс. солдат в своих колониях).
Это имело важные последствия для активизации местной африканской элиты: повсюду возникают разного рода «землячества», этнические ассоциации, культурно-просветительские общества и прочие центры националистической направленности. Африканская интеллигенция группируется вокруг редакций газет, издательств, выборных городских муниципалитетов.
В 1920-е гг. появляются первые в Африке политические партии: в 1920 г. - Африканский национальный конгресс (ЮАС), в том же году - Национальный конгресс Британской Западной Африки, в английских колониях Восточной Африки создаются «ассоциации благосостояния», Ассоциация африканцев Танганьики и т. д. Эти партии стремились смягчить колониальный режим, ослабить налоговое бремя, создать африканцам более благоприятные условия для получения образования и профессиональной карьеры. Этому же содействуют первые африканские профсоюзы.
Важную роль сыграли и так называемые Панафриканские кон грессы. Еще в 1900 г. в Лондоне состоялась 1-я Панафриканская конференция, а в 1919 г., в период работы Парижской мирной конференции, состоялся 1-й Учредительный конгресс Панафриканского движения. Впервые были выдвинуты не только конкретные требования (отменить телесные наказания, расовую дискриминацию местного населения, использование принудительного труда в колониях), но и ставилась стратегическая задача: привлекать африканцев к управлению делами колоний, развивать политические институты, необходимые для достижения в будущем независимости.
Хотя на последующих конгрессах, которые проводились в 1920-е гг., ведущую роль играли негры из США и Вест-Индии, это активизировало национальное самосознание в самих африканских колониях. Лидерами Панафриканского движения в то время являлись Уильям Дюбуа («отец панафриканизма») и Маркус Гарви.
Последний видел выход в поощрении переселения американских негров в Африку и требовал в этой связи, в частности, присоединить Берег Слоновой Кости и Сьерра-Леоне к Либерии, предлагал лишить Англию и Францию мандатов на управление африканскими колониями. Панафриканисты проповедовали и теорию расовой исключительности негритянских народов, идеи «негритюда» и «африканской личности».
Одной из форм национализма в Африке стало так называемое аф ро-христианское движение. В 1926 г. была основана «Ассоциация вы ход ц ев из Экваториальной Африки» во главе с Андре Гренаром Матсуа - эта организация использовала формы гражданского неповиновения, предлагавшиеся индийцем М.К. Ганди. В Бельгийском Конго в 1920-е гг. резко активизировалась секта Симона Кимбангу, проповедовавшая «богоизбранность африканцев». Ее последователи часто прибегали к насильственным действиям против христианских миссионеров. В зонах, где господствовал ислам, движение против европейских колонизаторов часто проходило под лозунгами «джихада» - борьбы с «неверными».
Политика метрополий по отношению к своим африканским колониям должна была постепенно формировать там политические институты, действующие на основе демократической процедуры, т. е. по европейским принципам. Подобная адаптация Африки шла с трудом, медленно и неравномерно - все зависело от регионов.
В большинстве своих колоний Англия долгое время проводила политику «косвенного управления», т. е. стремилась опираться на традиционные социальные структуры, на племенных вождей, хотя и имелись собственные английские губернаторы. Административный контроль над территориями передавался англичанами местным вождям, согласно «Закону о туземных властях» 1907 г. Но верховная власть все же находилась в руках английских резидентов. Они же контролировали и деятельность «туземных судов» на основании закона от 1913 г.
Постепенно политика менялась. В английской колонии Золотой Берег (Гана) и на других территориях были сформированы выборные Законодательные собрания. Число африканцев в них постоянно увеличивалось, их полномочия расширялись. Англичане говорили о своем намерении приучать африканцев к демократическому самоуправлению, отталкиваясь от привычных для них форм.
Появившиеся затем Исполнительные советы при губернаторах англичане подчинили Законодательным собраниям. В них назначались и африканцы. Впоследствии они даже стали назначаться губернаторами на должности премьер-министров. На следующем этапе, с предоставлением независимости, должны были упраздняться и посты губернаторов - африканцы становились президентами. Такова в общих чертах политика англичан в развитии системы управления в своих африканских колониях.
Франция с самого начала придерживалась несколько иной политики: она стремилась к адаптации местного африканского населения, приобщению его к французской культуре. В колониях внедрялся французский язык, проводилась большая работа миссионеров среди населения, вводились системы образования и здравоохранения по европейским образцам, представители племенной аристократии обучались в Сорбонне.
Создавалась система прямого административного управления: в колониях воспроизводились чиновничьи структуры по образцу Франции. Постепенно шла замена людей в этом аппарате на подготовленных в лучших университетах Запада африканцев.
Некоторым африканцам предоставлялась возможность стать полноправными гражданами. По закону «О натурализации» 1912 г., для этого требовалось прослужить на французской службе не менее 10 лет, уметь читать и писать, а также располагать средствами к существованию - таковых к концу 1930-х гг. во французских колониях было 80 тыс. человек. Таким образом французы надеялись со временем адаптировать африканское население, превратив его в лояльных подданных Франции. Отдельные категории населения африканских колоний постепенно получали право избрания в органы местного самоуправления и даже право направлять своих представителей во французский парламент (Сенегал получил такое право еще в 1848 г.).
Подобная же система, с еще более явной целью - скорейшей ассимиляции африканского населения, проводилась в колониях Порту галии. Она могла опираться там на многочисленных португальских колонистов и их организации. Местные же жители были разделены на две категории: «цивилизованных» и «нецивилизованных». Причем процесс «цивилизации» строго отслеживался; были даже разработаны своеобразные критерии принадлежности к «цивилизованной» категории: знание португальского языка, исповедование христианства, «хороший характер»; африканец должен был иметь «хороший доход», платить налоги, нести службу в администрации или в армии, «вести португальский образ жизни».
Впрочем, процесс «португализации» шел медленно: накануне Второй мировой войны в Анголе к категории «цивилизованных» относились 24 тыс. африканцев, в Мозамбике - лишь 1,8 тыс. В 1920-е гг. Португалия в своих колониях способствовала переходу к товарному хозяйству, требуя уплаты налогов в денежной форме. Широко использовались также системы принудительной контрактации рабочей силы.
Наиболее жесткую по отношению к местному населению политику проводила Бельгия в Бельгийском Конго. Эта гигантская страна, населенная различными народами, управлялась с 1908 г. бельгийской гражданской администрацией во главе с генерал-губернатором. Там широко использовался принудительный труд, высокой была смертность среди африканцев - за первые 20 лет. ХХ в. население сократилось более чем вдвое.
Незадолго до Первой мировой войны в одной из провинций Конго - Катанге была начата добыча меди, благодаря чему Катанга в 1920-1930-е гг. стала много богаче, чем вся остальная часть Конго. Но это мало заботило бельгийцев - основные усилия их были направлены на интенсивную эксплуатацию природных ресурсов.
Экономическому благосостоянию африканцев уделялось мало внимания. Никакой политической деятельности в Конго не разрешалось, системы образования и здравоохранения были в зачаточном состоянии. Образование выше начального считалось недопустимым для африканцев. Передача власти в руки местного населения не входила в планы бельгийцев, поэтому не предпринималось каких-либо шагов для обучения даже элиты.
" |
Активность рабочего класса Африки обусловливалась происшедшими в годы войны значительными количественными и качественными изменениями его состава.
Уже накануне войны в отдельных африканских странах, где имелось значительное число предприятий добывающей и обрабатывающей промышленности, таких, как Южно-Африканский Союз, Северная и Южная Родезия, Бельгийское Конго, африканский пролетариат составлял компактную массу.
Развитие промышленности в годы войны повлекло за собой заметный рост числа промышленных рабочих. Разорение крестьянства привело к расширению резервной армии труда.
Многие тысячи рабочих были использованы воюющими державами для обслуживания различных военных нужд в Бельгийском Конго, Нигерии, Северной и Южной Родезии.
Не менее серьезными были и качественные изменения, происшедшие за время войны в рабочем классе Африки. Расовая дискриминация и политика «цветного барьера», проводившаяся колонизаторами до войны, привели к тому, что африканцы использовались главным образом в качестве чернорабочих.
Создание предпосылок для деколонизации Африки в ходе и после Второй мировой войны, деколонизация Африки, вооружённые конфликты и позиции великих держав, от Организации Африканского единства к Африканскому Союзу, проблемы развития постколониальной Африки, Африка как арена противостояния двух сверхдержав.
В европейской историографии принято считать, что Вторая мировая война сравнительно мало затронула Африку, за исключением сё средиземноморского побережья, где с 1941 по 1943 тт. ш ли боевые действия. На самом деле война изменила ситуацию не только в странах Северной Африки, она существенным образом повлияла на развитие всех её регионов. Южная Африка, являвшаяся английским протекторатом, Южно-Африканским союзом, в годы войны совершила громадный скачок в своём развитии, поставляя руды, металлы и продовольствие обеим воющим сторонам. ЮАС к концу войны вошёл в группу индустриально развитых стран и в силу наличия громадных запасов алмазов, золота, урана, молибдена, хрома, марганца, других видов стратегического сырья стал важным игроком мировой политики.
В Западной и Тропической Африке в силу ослабления метрополий в годы Второй мировой войны сформировалось элитарное поколение молодой интеллигенции, возглавившей после войны борьбу за независимость. Среди этого поколения появились деятели, оставившие яркий слсд в мировой политике. К их числу можно отнести Кваме Нкруму (Золотой берег - Гана), Леопольда Сенгора (Сенегал), Секу Туре (Гвинея), Джулиуса Нье- рера (Нигерия), Тамаса Кениату (Кения), Патриса Лумумбу (Конго-Заир), Агостиньо Нетто (Ангола), Самора Машела (Мозамбик), Кеннета Кауцду (Северная Родезия - Замбия). Они смогли сплотить вокруг себя народы и повести их на борьбу за национальное освобождение.
В 1945 г. лидеры африканских стран собрались на V Панаф- риканекий конгресс в Манчестере, на котором впервые был поставлен вопрос о независимости африканских стран и солидарности в борьбе с колониализмом. Уже на этом конгрессе выявились две разных концепции развития Африки. Первая была представлена Кваме Нкрумой, предполагавшим создать некую федерацию африканских государств по примеру США. С программой партикулярного национализма выступил Сснгор, считавший, что каждое африканское государство должно укреплять свою независимость, которая не исключала развития межгосударственного сотрудничества. После получения независимости почти все африканские государства разделились на тех, кто принял концепцию Нкрумы, - их стали называть Касаблапской группировкой, и на тех, кто пошёл за Сепгором, - их стали именовать монровийской группировкой.
В 50-60-е гг. в Африке произошли события, не имевшие себе равных в прошлом по масштабу: рухнула колониальная система и появились десятки суверенных государств, ставших полноправными субъектами межгосударственных отношений. Именно после развала колониальной системы политика станет с полным основанием называться “мировой”. До этого времени политику формировал узкий круг европейских, американских государств и Япония. Остальные были её аутсайдерами. После развала колониальной системы сформировался мировой порядок, просуществовавший до 90-х гг. XX в., до развала СССР.
Когда окончилась Вторая мировая война, в Африке было всего два полностью независимых государства: Эфиопия и Либерия. Членом Британского содружества наций был ЮАС, где в
1948 г. в ходе парламентских выборов к власти пришла Националистическая партия - организация оголтелых расистов, приступившая к строительству государства “цветного барьера”, или строгого расового разделения. 22 % населения, составлявших белую обшину ЮАС, лишили всех гражданских прав. 78 % чёрного большинства было согнано в 16 резерватов - бантустанов. В 1958 г. ЮАС вышел из Британского содружества наций и объявил себя полностью независимым. Так на карте появилась Южно-Африканская Республика.
Восстановление экономики европейских государств, разру-
шенных войной, как правило, связывают с “планом Маршалла 1 ’. Но помощь США выражалась в предоставлении кредитов и промышленного оборудования. Сырье же поставлялось из Азии и Африки. Из Африки ввозилась и рабочая сила - молодые мужчины, заменившие собой погибших на войне европейцев. Так, например, в годы войны Франция только из своих колоний в Западной Африке призвала в армию около 100 тысяч солдат, большинство которых после войны осело в метрополии. Форсированное развитие сырьевых отраслей в колониях потребовало подготовки кадров, а стало быть, метрополии вынуждены были идти на создание систем просвещения и профессионального образования. В этом отношении раньше других этим озаботилась Англия. Так, например, в её африканских колониях к началу 50-х гг. 10 % детей обучалось в школах. Чуть ниже был процент детей, охваченных школьным образованием ио французских колониях. Самым низким (1 %) был показатель в колониях Португалии. Таким образом, в английских и французских колониях после войны формировалась социальная база элитарной интеллигенции - слоя грамотных людей, которые повели за собой народные массы. Англия первой прибегла к политическому маневрированию и попыталась привлечь африканскую политическую элиту к управлению странами. Так, например, в Ганс (Золотой берег) было создано правительство во главе с Квамс Нкрумой, которое вплоть до независимости Ганы в 1957 г. шесть лет находилось у власти. Аналогичные правительства были сформированы в колониях Франции. Португалия, Бельгия и Испания пытались силой оружия сдержать стремление африканцев к независимости. Даже в 50-е гг., когда колониальная система уже трещала но швам, правящие круги этих трёх стран ещё рассчитывали продержаться в колониях до XXI в.
Середина 50-х гг. в мировой политике была отмечена масштабными антиколониальными конфликтами. В Африке самой кровавой была колониальная война в Алжире, начавшаяся в 1954 г. Здесь проживало около 1 млн. французских колонистов, осевших в разнос время и обзаведшихся сельским хозяйством и бизнесом. Война привела к расколу французского общества на сторонников и противников независимости Алжира, чуть было не повлекла за собой гражданскую войну в самой Франции, детонировала падение IV французской республики и привела к второму возвращению Шарля де Голля к власти во Франции. Война в Алжире обескровила Францию, и она в 1960 г. предоставила независимость всем своим африканским колониям к югу от Сахары. В бывшей Французской Тропической и Западной Африке было создано 12 государств, вошедших во Французское содружество нации.
Бельгийская колония Конго (столица - Киншаса) в 90 раз превышала по территории метрополию. Вся экономика огромной и богатейшей африканской страны принадлежала бельгийским колонистам, которых было около 90 тысяч человек. Из 5 тысяч высших чиновников, управлявших Конго, только трое были африканцами. Когда во французских колониях началось антиколониальное брожение, в Конго тут же стало формироваться вооружённое подполье во главе с Патрисом Лумумбой. Бельгийцы оказались не в состоянии сдержать нараставшую волну протеста и в 1960 г. бежали из страны. Бегство бельгийцев сопровождалось нарастанием подогреваемого Бельгией местного сепаратизма отдельных провинций Конго. Ситуация обострилась вмешательством США и Советского Союза, стремившихся заполучить доступ к медным, алмазным и урановым рудникам. СССР поддержал Патриса Лумумбу, ставшего главой правительства, а США и Бельгия - его бывшего соратника, ставшего его врагом, начальника штаба вооруженных сил Мо- буту Сесе Сско. Патрис Лумумба в январе 1961 г. был захвачен наёмниками, убит, и Конго, провозглашённое Заиром, перешло под контроль Мобуту Сесе Секо. К убийству П. Лумумбы оказался причастен Генеральный секретарь ООН Д. Хаммаршельд, отдавший приказ силам ООН, введённым в столицу Леопольдвиль, не допустить захвата сторонниками П. Лумумбы аэропорта и центральной радиостанции. По сути Хаммаршельд создал ситуацию, в которой П. Лумумба вынужден был бежать из столицы и угодил в расставленную для него ловушку. Советский Союз напрямую обвинил Д. Хаммаршельда в этой провокации и
потребовал его отставки с поста Генсека. В той ситуации было предельно ясно, что Генсек ООН исполнял чей-то план, и всему миру было понятно, кто стоял за убийством П. Лумумбы. Вскоре Д. Хаммаршельд погиб (1961 г.), разбившись на самолете во время одного из перелётов в Конго. Недолго продержался у власти и Мобуту, его сместили сподвижники П. Лумумбы.
К этому времени Франция проиграла войну в Алжире и в 1962 г. в г. Эвиане подписала соглашение, по которому с 3 июля 1962 г. Алжир становился независимым.
Колониальные конфликты в Африке обострили отношения двух сверхдержав. Осенью 1960 г. в Нью-Йорке была созвана сессия ГА ООН для обсуждения колониального вопроса. Делегацию СССР возглавил Н.С. Хрущёв, речь которого была пронизана антиамериканскими выпадами и поддержана большинством делегатов от африканских и азиатских стран. В декабре 1960 г. Ассамблея приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам, в которой колониализм был осуждён политически и морально. Колониальные державы и США воздержались при голосовании.
Ко времени освобождения Африки от колониальной зависимости она давала (без ЮАР) менее 1 % мировой промышленной продукции. ЮАР производила продукции больше, чем все остальные страны Южной и Тропической Африки вместе взятые. Молодым лидерам африканских государств досталось тяжёлое наследие. Экономики этих стран были либо сырьсдобы- вающими, либо монокультурными (банановыми, арахисовыми и т.п.). В силу этого они полностью зависели от конъюнктуры мирового рынка и были легко уязвимыми. Пятьдесят возникших независимых государств Африки не были связаны друг с другом инфраструктурой. Даже их президенты могли дозвониться друг к другу только через столицы бывших метрополий.
Почти все потребительские товары ввозились из бывших метрополий, источники финансирования казны отсутствовали, поэтому все они стали крупными и, как вскоре окажется, безвозвратными заёмщиками иностранных кредитов.
Одна треть государств Африки была расположена в зоне пустынь и полупустынь, где недостаток воды был фактом повседневной действительности. Положение, когда “ни еды, ни воды”, обрекало на смерть сотни миллионов человек. Вскоре оказалось, что без продовольственной помощи ООН на смерть обречено примерно 500 млн. африканцев. Созданная для решения общих проблем в 1963 г. Организация Африканского Единства оказалась недееспособной, больше походила на клуб для общения политической элиты. Принимаемые решения никем не исполнялись и не имели юридической силы.
В 2002 г. О А Р.! была преобразована в Африканский Союз, куда вошли 54 государства Африки. Инициатором преобразования ОАЕ в АС был лидер Ливийской джамахирии Муамар Каддафи, надеявшийся сделать её действенным органом решения африканских проблем. Её секретариат и комиссии располагались в Адис-Абебе, столице Эфиопии. Главой АС стал Бингу на Мутарика, а председателем Идрис Нделя Мусса. Новая организация стала действительно активно действовать в рамках своих целей и принципов. Однако вскоре со стороны ряда африканских политиков, западных и американских СМИ последовали заявления о том, что АС становится орудием гегемонии Муамара Каддафи, инструментом влияния Ливии в Африке, что вызвало раздоры и посеяло подозрительность. Действительно, Ливия выделяла АС крупные финансовые средства, а Муамар Каддафи являлся се самым влиятельным политиком.
В 1961 г. в Белграде состоялась первая конференция Движения неприсоединения, на которую прибыли представители большинства африканских стран, ставших членами этого движения. Однако эта международная организация также не могла содействовать решению проблем африканских государств.
Почти во всех африканских странах, получивших независимость, сложились политические системы по образцу бывших метрополий. Но здесь не было демократической традиции, её заменил трайбализм - власть племени, представитель которого, оказавшись на верху властной пирамиды, расставлял вокруг себя своих соплеменников. Поскольку во всех африканских странах господствовали традиционные формы социальности людей.
такие как семья, род, племя, народность, то племенной характер политической власти нес в себе мощный заряд конфликтности. Политические режимы были либо авторитарными с демократическим антуражем, либо открытыми диктатурами типа режима Иди Амина в Уганде (1961-1969 гг.) или Бокасе, правившего Центрально-Африканской Республикой до 1979 г. Пороки власти переносились на племя или народность, которую представляла власть. Другие племена, народности копили обиду, которая прорывалась наружу, как только власть правившего племени ослабевала. Довольно часто это приводило к межплеменным кровавым конфликтам.
В большинстве стран власть сменялась не в ходе выборов, а в результате кровавых переворотов, часто приводивших к гражданским войнам. Если это происходило в государствах, входивших но Французское содружество наций, порядок наводила Франция при помощи Иностранного легиона, в других кровопролитие останавливали силы ООН. Однако в ряде стран (Сомали, Судан, Бурунди, Уганда) конфликты настолько разрастались, что даже великие державы предпочитали не вмешиваться - в силу непредсказуемости последствий и того, что для большинства населения вооружённый разбой становился видом хозяйственной деятельности.
После получения независимости Африка стала ареной противостояния двух сверхдержав, которые желали получить голоса африканских государств в поддержку своих позиций в ООН, иметь доступ к стратегическому сырью. Так, например, президент маленького государства Тропической Африки Габона был желанным гостем всех великих держав по той причине, что в Габоне находится "А мировых разведанных запасов марганца, притом в рудниках, обустроенных в своё время Францией.
В свою очередь, включение лидеров молодых африканских государств в мировую политику требовало от и их выбора направления политической ориентации, и вскоре они разделились на две группировки: на социалистически и капиталистически ориентированные. Границы между ними были настолько размыты, что как в советской, так и в западной африканистике часто
104 путались в ориентации того или иного государства. Однако к 70-м гг. появились некие критерии социалистической ориентации, которые в той или иной мерс обнаруживались. К их числу относились:
Приверженность марксистской идеологии правящей элиты (чаще на словах) и создание соответствующих партий, как правило, под лидера, заявлявшего о своей социалистической ориентации;
Проведение национализации крупной собственности и создание государственного сектора экономики. Некоторые африканисты полагают, что именно это обрекло экономику этих стран на застой. Однако, на наш взгляд, в постколопиальный период у государств, в которых отсутствовало стратегическое сырьё, национализация была единственной возможностью организовать хозяйство, брошенное бежавшими колонизаторами. Национальная буржуазия либо отсутствовала, либо была настолько слаба, что не могла его организовать. Только создание госсектора позволяло наладить хозяйство;
Проведение аграрной реформы с кооперацией. Опять же, без кооперации и государственной поддержки организовать сельское хозяйство в тех странах, где оно ранее держалось на диаспоре колонистов из метрополии, было невозможно;
Ориентация во внешней политике на СССР, что открывало доступ к кредитам, экономической, культурной и военной помощи.
Те государства, которые не подпадали под эти критерии, относили к ориентироваттным на капиталистическую модель развития, хотя и здесь могли быть вариации, связанные с поиском “третьего” пути развития.
Вне зависимости от выбора пути развития, все государства Африки, в том числе и обладающие крупными месторождениями стратегического сырья, полностью зависели от технологий и финансовой поддержки двух миров - Западного и Восточного. Их общей трагедией стало то, что все они отождествляли укреп-
ление своей независимости в первую очередь с созданием национальных армий, а не экономик. Военные расходы составляли подчас до 80 % их бюджетов, они поглощали до 2/3 иностранной помощи, Эти непроизводительные граты в течение 60 - 70-х гг. вогнали большинство африканских государств в непомерные долги, расходы на обслуживание которых стали поглощать всю прибыль, получаемую от экспорта. Уже к 80-м гг. XX в. мировая финансовая система столкнулась с проблемой триллионных безвозвратных долгов африканских стран. Для кредиторов и заёмщиков сложился замкнутый круг: африканские страны утратили мотивацию к наращиванию экспорта, так как вся прибыль изымалась в счёт погашения процентов (не долга!) по долгам; в свою очередь, страны-кредиторы не желали выделять кредиты под импорт товаров, промышленного оборудования, так как заведомо было известно, что кредиты не вернут. Торговля с Африкой вошла в ступор.
Сложнейшей проблемой постколониальной Африки стала демографическая. Благодаря помощи Всемирной организации здравоохранения, средняя продолжительность жизни за последние 50 лет выросла с 39 до 54 лет, почти на 50 % сократилась детская смертность. В результате прирост населения на континенте стал самым высоким в мире и составил 2,3 % в год. Доля молодёжи в возрасте до 20 лет росла ещё более высокими темпами, что создавало громадные трудности для социальной сферы, обостряя положение на рынке труда, подталкивало самодеятельную часть населения к миграции за пределы Африки, создавало социальную базу для радикальных политических движений, в том числе и вооружённых. За постколопиальный период в Африке произошло 35 вооруженных конфликтов, в которых погибло около 10 млн. человек.
Разват Советского Союза привел к тому, что бывшие его вассалы оказались бесхозными, вынуждены были становиться в очередь просителей помощи Западного мира.
Уже в 90-е гг. XX в. в мировой политике появились понятия “неразвивающийся”, “падающий”, ‘‘недееспособный”, “дециви- лизуюшийся” мир. Эксперты ООН, МВФ, МБРР относят к та-
106 кому миру государства, население которых получает в сутки доход в пределах 1 доллара и ниже на человека. Всего таких государств в мире 37, в них проживает 1,1 млрд. человек. Из них 27 расположено в Африке, что составляет поч ти половину из 57 африканских государств (три из них не признаны). Они являются финансовыми банкротами и приостановить падение, или децивилизацию, сами не в состоянии. В этой связи перед мировым сообществом встала сложнейшая морально-нравственная проблема выбора: оставить вес как есть и устраниться от решения проблемы нищеты более чем миллиарда человек или же приступить к разработке и реализации программ помощи, но не такой, какая предоставлялась в XX в. Всем понятно, что начинать следует со списания долгов, но мировая финансовая система, находящаяся сейчас в состоянии кризиса, пока не готова к такому альтруистическому шагу. Африка застыла в ожидании помощи цп вилизова н ного м ира.
1. Влияние Второй мировой войны на Африку.
2. Особенности колониальной политики в Африке после Второй мировой войны.
4. Назовите наиболее известных представителей элитарной интеллигенции Африки 40-50 х гг. XX в.
5. V панафриканский конгресс: два взгляда на будущее Африки.
6. Война в Алжире, Эвианские соглашения и их политические последствия.
7. Генеральная Ассамблея ООН 1960 г. и Год Африки.
8. Характеристика политического режима ЮАС.
9. Характерные черты институтов государственной власти пост- колониальной Африки.
10. Что такое “социалистическая ориентация”?
11. Причины “нс-развития” Африки.
12. Межафриканские организации и их роль в жизни Африки.
Этот многострадальный континент исторически не мог претендовать на лидерство в мировой экономике, причем, даже в наши дни подавляющему большинству африканских стран свойственна крайняя отсталость не только в экономическом, но и социальном развитии. Если же попытаться обозначить нечто общее, присущее всему региону, стоит выделить аграрный характер экономики стран Африки, а также колониальный характер экономических отношений во внешней торговле.
В целом же, экономика Африки базируется на ведении сельского хозяйства, горнодобывающей промышленности, ведении мелкотоварного и натурального хозяйства. Еще одна важная особенность «черного континента» — сосредоточение активной экономической деятельности в больших столичных центрах, что делает очень большим разрыв в уровнях заселения территорий и стран, равно как и в уровнях их экономического развития.
Экономика Африки в 19 веке
Не будем забывать, что Африка крайне богата самыми разнообразными природными ресурсами. Минеральное сырье, топливное сырье, медные и кобальтовые руды, золото, платина, алмазы, фосфориты, уран - всё это традиционно привлекало колонизаторов, среди которых наибольшим влиянием отличались Великобритания, Франция и Португалия. И действительно, основным
стимулом, заставлявшим европейские державы вести борьбу за Африку, можно считать экономические выгоды от добычи полезных ископаемых и порабощения местного населения.
Тем не менее, даже на юге континента, богатом месторождениями алмазов и золота, получение огромных прибылей становилось возможным только при больших вложениях:
- разведка природных богатств
- создание систем коммуникаций
- переориентация местной экономики к собственным нуждам
- подавление протестов коренных жителей и т.д.
Экономика Африки после Второй мировой войны
Военные действия Второй мировой затронули лишь Эфиопию, Сомали и Эритрею, тем не менее, армии метрополий активно набирали военных, число которых составляло нескольких тысяч человек. Эти люди не воевали, а скорее, работали на военные нужды и обслуживали войска. Сразу после войны в Африке стали происходить достаточно важные процессы. В частности, на континенте образовалось 17 новых государств – в большинстве своем бывших французскими колониями. Разумеется, разрушение остальных колониальных режимов стало делом времени, а значит, экономику Африки ждали серьезные перемены.
Даже в условиях рыночных преобразований африканский континент не избавился от множества старых проблем. Причина тому – крайне непрофессиональные и неэффективные руководящие кадры. Помимо тотальной бюрократии и полной аморфности любых социальных структур, экономику Африки продолжают терзать бесконечные военные перевороты. Африканские диктаторы и претенденты на их роль стали вести борьбу за огромные капиталы, в то время как 80% населения континента и сегодня продолжает влачить нищенское существование.
Экономики большинства стран «черного континента» сегодня функционируют плохо, к тому же снова набирают оборот проблемы, связанные с нелегальной добычей золота, производством и распространением наркотиков, торговлей людьми. В настоящий момент удельный вес Африки в мировом экспорте снижается, что многие эксперты связывают с искусственным нагнетанием тревожной обстановки со стороны некоторых высокоразвитых стран, имеющих здесь свои экономические интересы.
В период Второй мировой войны в Африке южнее Сахары активных боевых действий не происходило. Исключение составляли территории Эфиопии, Эритреи и Сомали. Располагая на северо-востоке континента многократным преимуществом в военной технике и живой силе, итальянские соединения в июле 1940 г. перешли там в наступление. К концу августа они сумели захватить Британское Сомали, часть Кении и несколько опорных пунктов в Судане. Однако усилившееся вооруженное освободительное движение эфиопов и оказанная англичанам помощь со стороны населения Кении и Судана заставили итальянцев прекратить наступательные операции. Доведя численность своих колониальных войск до 150 тыс. человек, британское командование предприняло решительное контрнаступление. В январе 1941 г. из Судана в Эритрею были направлены англо-индийские и суданские войска и части «Свободной Франции» (главным образом африканские). Одновременно с запада в Эфиопию вступили смешанные судано-эфиопские формирования и созданные в Судане эфиопские партизанские отряды. В феврале выдвинувшиеся из Кении английские африканские дивизии совместно с частями Бельгийского Конго под прикрытием авиации пересекли границу Эфиопии и Итальянского Сомали. Не сумев организовать устойчивую оборону, итальянцы 14 февраля оставили порт Кисимайо и 25 февраля - столицу Сомали Могадишо. Развивая достигнутый успех, 1 апреля англичане захватили главный город Эритреи Асмару, а 6 апреля с отрядами эфиопских партизан взяли Аддис-Абебу. В результате поражений дислоцированная в регионе Восточной Африки итальянская армия 20 мая капитулировала, что дало возможность Англии перебрасывать свои силы на другие театры военных действий.
Сотни тысяч африканцев, рекрутированных в армии метрополий, были вынуждены воевать в Северной Африке, Западной Европе, на Ближнем Востоке и даже в Бирме и Малайе. Еще большему их числу пришлось проходить службу во вспомогательных войсках и работать на военные нужды.
После поражения Франции в ее африканских владениях развернулась не доходившая, правда, до особо серьезных вооруженных столкновений борьба между ставленниками «правительства» Виши и сторонниками «Свободной Франции». Одержавшие в ней в конечном счете победу приверженцы генерала де Голля в январе-феврале 1944 г. провели в Браззавиле (Французское Конго) конференцию по вопросам послевоенного статуса французских колоний на территории Африки. В ее решениях предусматривалось формирование в перспективе из аборигенного населения представительных органов власти, введение всеобщего избирательного права, а также осуществление широкой демократизации общественной жизни. Однако с реализацией принятых в Браззавиле деклараций руководство Французского комитета национального освобождения (ФКНО) не спешило.
В годы войны позиция европейских государств относительно привлечения африканцев к войсковым операциям являлась двойственной. Стремясь, с одной стороны, максимально использовать в борьбе против гитлеровской коалиции людские ресурсы Африки, метрополии в то же время боялись допускать коренных жителей континента к современным видам вооружений, привлекая их главным образом в качестве связистов, водителей автотранспорта и т. д. Расовая дискриминация имела место во всех без исключения сформированных европейцами колониальных армиях, но в английских войсках она была сильнее, чем во французских.
Помимо людских ресурсов, африканские страны служили для метрополий поставщиками необходимого стратегического минерального сырья, а также различных видов сельскохозяйственной продукции. Между тем из-за сокращения импорта промышленных товаров, вызванного расстройством мировых торговых связей, в некоторых колониях, прежде всего в Южной Родезии, Бельгийском Конго, Кении, Нигерии, во Французской Западной Африке, начали ускоренно развиваться отдельные отрасли обрабатывающей и легкой промышленности. Значительный шаг вперед сделала тяжелая промышленность Южно-Африканского Союза. Увеличение индустриального производства повлекло за собой рост численности рабочих, которые, все больше отрываясь от деревни, становились пролетариями, получавшими зарплату отходников. Пользуясь резким уменьшением фабричного экспорта из Европы, заметно активизировали свое проникновение в экономику ряда африканских стран Соединенные Штаты Америки.
Существенное ослабление во время войны авторитета метрополий, неоднократно, особенно на начальном этапе терпевших поражения от гитлеровской коалиции, а также подписанная в августе 1941 г. руководителями Англии и США Атлантическая хартия (декларировавшая право народов самим избирать себе форму правления) в сочетании с успехами мирового антифашистского движения, где ведущую роль играл Советский Союз, способствовали росту на территории Африки широких антиколониальных настроений. Вопреки запретам колонизаторов, появлялись новые политические партии и объединения. Важнейшим из них стал образованный в августе 1944 г. Национальный совет Нигерии и Камеруна, принявший решение добиваться режима самоуправления, ввести предусматривавшую ликвидацию всех форм расовой дискриминации демократическую конституцию и обеспечить в стране всемерное развитие образования для искоренения пережитков колониализма.
Социально-политические и экономические перемены, происшедшие на Африканском континенте за годы Второй мировой войны, вызвали углубление противоречий между метрополиями и силами национального освобождения и создали предпосылки дальнейшего подъема антиколониальной демократической борьбы в послевоенный период.