Последние статьи
Домой / Дизайн / Включение африки в мировую политику после второй мировой войны. Страны добившиеся независимости после второй мировой войны Ликвидация колониальной системы

Включение африки в мировую политику после второй мировой войны. Страны добившиеся независимости после второй мировой войны Ликвидация колониальной системы

  • III. Борьба за прекращение гражданской войны (1934-1937)
  • Лекция 7 Китай в годы Антияпонской войны (1937-1945)
  • I. Начальный период войны (1937-1941)
  • II. Китай в разгар Второй мировой войны (1942-1944)
  • III. Китай в 1945 г.
  • Лекция 8 Приход к власти коммунистов в Китае (1946-1949)
  • I. Возобновление гражданской войны в Китае
  • Лекция 9 Япония после окончания Первой мировой войны
  • I. Последствия участия Японии в Первой мировой войне
  • Лекция 10 Противоречия внутреннего развития Японии в 1930-е гг.
  • I. Торможение процесса модернизации в Японии
  • II. Оживление тоталитарных настроений в Японии
  • III. Формирование тоталитарного режима
  • Лекция 11 Япония в период войны на Тихом океане (1941-1945)
  • I. Причины конфликта
  • III. Наступление союзников в 1944 г. И завершение войны
  • Лекция 12 Турция после окончания Первой мировой войны
  • I. Проблемы мирного урегулирования после окончания войны
  • II. Попытки навязать Турции условия Антанты
  • III. Революция Мустафы Кемаля
  • Лекция 13 Реформы Мустафы Кемаля в Турции
  • I. Начало модернизации
  • II. Продолжение реформ во второй половине 1920-х гг.
  • III. Социально-экономическая политика м. Кемаля
  • IV. Внешняя политика Турции
  • Лекция 14 Реформы режима Реза-шаха в Иране
  • I. Свержение династии Каджаров
  • II. Модернизация страны Реза-шахом
  • III. Экономическая политика Реза-шаха
  • IV. Внешняя политика Ирана
  • Лекция 15 Афганистан в 1920-1930-е гг.
  • I. Приход к власти короля Амануллы-хана
  • II. Реформы Амануллы-хана и их последствия
  • III. Становление режима короля Мухаммеда Захир-шаха
  • Лекция 16 Палестина под мандатом Великобритании (1920-1947)
  • I. Палестина к окончанию Первой мировой войны
  • II. Политика властей британского мандата в 1920-1930-е гг.
  • III. Палестина в период Второй мировой войны (1939-1945)
  • IV. Палестина в последние годы британского мандата (1945-1947)
  • Лекция 17 Арабские государства между двумя мировыми войнами
  • I. Ливан и Сирия под французским мандатом
  • II. Ирак, Трансиордания и Аравийский полуостров
  • III. Арабские страны Африки
  • Лекция 18 Африка в период между двумя мировыми войнами
  • I. Африка после окончания Первой мировой войны
  • III. Африка в 1930-1940-е гг.
  • Лекция 19 Экономические проблемы Индии в «эпоху Неру» (1947-1964)
  • I. Ликвидация наиболее острых последствий раскола страны (1948-1949)
  • III. Экономическое развитие во второй половине 1950-х - начале 1960-х гг.
  • Лекция 20 Внутриполитическое развитие Индии в «эпоху Неру» (1947-1964)
  • I. Становление современной политической системы в Индии
  • II. Борьба по вопросам административной реформы и единого языка
  • III. Внутриполитические процессы 1950-х - начала 1960-х гг.
  • Лекция 21 Кризисные процессы в Индии во второй половине 1960-1970-х гг.
  • I. Нарастание кризиса в Индии (1965-1970)
  • II. Социально-экономическая политика и. Ганди в первой половине 1970-х гг.
  • III. Политический кризис во второй половине 1970-х гг.
  • Лекция 22 Индия в конце XX в. (1980-1990-е гг.)
  • I. Изменение экономического курса
  • II. Развитие внутриполитической ситуации
  • III. Религиозно-этнические и кастовые проблемы современной Индии
  • Лекция 23 Внешняя политика Индии (1947-2000)
  • I. Формирование курса «нейтралитета» д. Неру
  • II. Переход к «особым отношениям» с ссср в 1960-1970-е гг.
  • III. Актуальные проблемы внешней политики в конце XX в.
  • Лекция 24 Становление «системы социализма» в кнр (1949-1952)
  • I. Создание «советской системы» в экономике
  • II. Развитие политической системы
  • III. Корейская война и укрепление «международного престижа» кнр
  • Лекция 25 «Строительство социализма» в Китае (1953-1957)
  • I. Индустриализация в годы «первой пятилетки» (1953-1957)
  • II. Внутриполитическое развитие
  • III. Роль ссср в «строительстве социализма» в кнр и первые признаки ухудшения советско-китайских отношений
  • Лекция 26 Попытки корректировки планов «строительства социализма» в кнр (1958-1965)
  • I. Переход к «большому скачку» в 1958 г.
  • II. Результаты «большого скачка» и «политика урегулирования» (1960-1962)
  • III. Политические процессы в кнр в 1963-1965 гг.
  • Лекция 27 «Культурная революция» в Китае (1965-1976)
  • I. Переход к «культурной революции» и устремления ее участников
  • II. Основные события «культурной революции» (1966-1969)
  • III. Завершение «культурной революции» (1970-1976)
  • Лекция 28 Реформы конца 1970-1980-х гг. В Китае
  • I. Предпосылки перехода к радикальным реформам
  • II. Реформы «четырех модернизаций» и их результаты
  • III. Трудности на пути реформ
  • Лекция 29 Китай в конце XX в.
  • I. Возобновление преобразований в 1992 г.
  • II. Экономические достижения современного Китая
  • III. Новая роль Китая на международной арене
  • Лекция 30 Япония в годы американской военной оккупации (1945-1952)
  • I. Япония к 1945 г.
  • II. Переход к рыночной экономике
  • III. Становление представительной демократии в Японии
  • Лекция 31 Экономическое возрождение Японии в 1950-1960-х гг.
  • I. Предпосылки быстрого экономического роста
  • II. Японское «экономическое чудо» (1956-1970)
  • III. Кризисные проявления начала 1970-х гг.
  • Лекция 32 Формирование «постиндустриальной экономической модели» в Японии в конце XX в.
  • I. Кризисные процессы 1970-х гг.
  • III. Экономические процессы в конце XX в.
  • Лекция 33 Политическое развитие Японии в 1952-2000 гг.
  • II. Коррупционные скандалы 1970-х гг. И назревание кризисной ситуации в 1980-е гг.
  • III. Внутриполитический кризис в Японии в конце XX в.
  • Лекция 34 Турция в 1945-1980 гг.
  • I. Становление послевоенной Турции
  • III. Назревание кризиса в Турции в 1970-х гг.
  • Лекция 35 Турция в конце XX в.
  • III. Проблемы внешней политики Турции
  • Лекция 36 Иран в правление шаха Мохаммеда Реза Пехлеви
  • I. Попытки усиления власти шаха (1945-1950)
  • II. Борьба за национализацию нефтяной промышленности в начале 1950-х гг.
  • III. Укрепление шахского режима к началу 1960-х гг.
  • IV. Реформы «белой революции»
  • Лекция 37 «Исламская революция» в Иране
  • I. Свержение шахского режима в 1978-1979 гг.
  • II. Внутриполитические процессы в 1979-1981 гг.
  • III. Стабилизация исламского режима в 1980-е гг.
  • IV. Иран в 1990-е гг.
  • Лекция 38 Афганистан (1945-2000)
  • I. Афганистан до Саурской революции 1978 г.
  • II. Революция в апреле 1978 г. И гражданская война
  • III. Афганистан в 1990-е гг.
  • Лекция 39 Палестинская проблема в годы «холодной войны» (1948-1989)
  • I. Государство Израиль и международные отношения на Ближнем Востоке
  • II. Суэцкий кризис 1956 г. И арабо-израильский конфликт
  • III. Попытки разрешения палестинской проблемы в 1970-1980-е гг.
  • Лекция 40 Урегулирование палестинской проблемы в конце XX в.
  • I. Изменения, позволившие найти выход из тупика
  • II. Первые достижения
  • III. Перспективы урегулирования
  • Лекция 41 Арабские государства Ближнего Востока в 1945-2000 гг.
  • I. Египет
  • II. Сирия и Ливан
  • III. Иордания и Ирак
  • Лекция 42 Государства Аравийского полуострова
  • I. Саудовская Аравия
  • II. Йемен
  • III. Государства Западной части Персидского и Оманского заливов
  • Лекция 43 Тенденции в международных отношениях в Азии (1945-2000)
  • I. Движение «неприсоединения»
  • II. «Исламский социализм» в странах Востока
  • III. «Исламский фундаментализм» в конце XX в.
  • Лекция 44 Индокитай в 1945-2000 гг.
  • I. Индокитай после окончания Второй мировой войны
  • II. Индокитай в огне войны (1960-1970-е гг.)
  • III. Урегулирование проблем Индокитая в 1980-1990-е гг.
  • Лекция 45 Страны Восточной Азии (1945-2000)
  • I. Малайзия, Индонезия, Филиппины и Таиланд в годы «холодной войны»
  • II. Страны Юго-Восточной Азии в конце XX в.
  • III. Бирма в 1945-2000 гг.
  • IV. Ситуация на Корейском полуострове
  • Лекция 46 Крушение колониализма в Африке в 1950-1960-е гг.
  • I. Формирование условий для ликвидации колониальной системы
  • II. Освобождение от колониальной зависимости Северной Африки
  • III. Освобождение Тропической Африки
  • Лекция 47 Завершение деколонизации Африки в 1970-1980-е гг.
  • I. Обретение независимости португальскими колониями
  • II. Разрешение кризиса в Южной Родезии
  • III. Предоставление независимости Намибии
  • Лекция 48 Ликвидация апартеида в Южной Африке
  • I. Формирование режима апартеида
  • II. Борьба за ликвидацию апартеида в 1950-1980-е гг.
  • III. Реформы Фредерика де Клерка
  • Лекция 49 Проблемы стран независимой Африки
  • I. Страны Магриба и Судан
  • III. Специфические проблемы стран Тропической Африки
  • Лекция 50 Международные отношения в независимой Африке
  • I. «Холодная война» в Африке
  • II. Роль Китая в Африке
  • III. Международные конфликты в Африке в 1980-1990-е гг.
  • Хронология основных событий
  • 1. Антиколониальное движение в Индии
  • 2. Национальное движение и гражданские конфликты в Китае
  • 3. Япония между двумя мировыми войнами
  • 4. Реформы Мустафы Кемаля в Турции
  • 5. Реформы Реза-шаха в Иране
  • 6. Афганистан между двумя мировыми войнами
  • 7. Палестина под мандатом Великобритании (1920-1948)
  • 8. Арабские государства между мировыми войнами
  • 9. Африка в 1918-1945 гг.
  • 10. Индия в годы независимости
  • 1950, Январь провозглашение Индии «светской республикой».
  • 11. Китай после 1949 г.
  • 12. Япония в период 1945-2000 гг.
  • 13. Турция в 1945-2000 гг.
  • 14. Иран после Второй мировой войны
  • 15. Афганистан в 1945-2000 гг.
  • 16. Палестинская проблема
  • 17. Арабские государства в 1945-2000 гг. Египет
  • Иордания
  • Саудовская Аравия
  • Государства Западной части Персидского и Оманского заливов
  • 18. Государства Юго-Восточной Азии Вьетнам
  • Камбоджа
  • Малайзия
  • Индонезия
  • Филиппины
  • Таиланд
  • Республика Корея
  • 19. Тенденции в международных отношениях в Азии и в исламском мире
  • 20. Крушение колониализма в Африке
  • 21. Ликвидация апартеида в Южной Африке
  • 22. Проблемы стран независимой Африки
  • 23. Международные отношения в Африке 1963-1964 визиты главы правительства кнр Чжоу Эньлая в Африку.
  • Терминологический словарь
  • Рекомендуемая литература Общие работы, учебники
  • Литература, посвященная отдельным странам и регионам Китай
  • Афганистан
  • Арабские страны и исламский фундаментализм
  • Палестинская проблема и Израиль
  • Страны Юго-Восточной Азии
  • Лекция 18 Африка в период между двумя мировыми войнами

    I. Африка после окончания Первой мировой войны

    До сравнительно недавнего времени в Европе было принято игнори­ровать африканскую историю - многие полагали, что ее и не сущест­вует. Тем не менее Африка - это особый мир, это множество народов и культур, общественных структур и религий, совершенно различных по своему духу. И в Африке была своя история, не раз там возникали и рушились крупные государства, хотя, разумеется, в этом была своя специфика. В широком смысле Африку можно разделить на два реги­она: Северную и Тропическую.

    Северный край Африканского континента стал частью арабо-ислам- ской цивилизации. Там всегда сильнее проявлялось тяготение к Ближ­ нему Востоку, чем связи с остальной частью Африки. Традиционные общества опирались на собственный сильный религиозно-цивилизо­ванный фундамент - еще в Средние века в Северной Африке господ­ствовала исламская Османская империя.

    Однако с конца XIX - начала XX в. европейцы навязывают свое господ­ ство посредством установления протекторатов, неравноправных догово­ров, военных соглашений и прямой аннексии, открывая пути проникно­вения новой цивилизации. Перед народами стоял своего рода выбор, что и нашло отражение в борьбе реформаторов и традиционалистов.

    Южнее Сахары, в Тропической Африке, не было выбора между мо­дернизацией и традиционализмом. Можно было либо оставаться на уровне первобытности, либо заимствовать европейские новшества, развиваться, хотя это и вело к колониальной зависимости.

    К началу Первой мировой войны большая часть Африки была по­ делена между европейскими державами. Независимой, по существу, ос­тавалась Эфиопия, которая, в отличие от большинства стран Африки, имела свой цивилизационный фундамент - православие.

    В середине XIX в. в Западной Африке потомки рабов, когда-то пе­реселенных в Африку, основали Либерию. Полунезависимыми были Египет и Южно-Африканский Союз. Остальная часть Африки была ко­лониальной.

    Франция имела самую большую по территории колониальную сис­тему в Африке - 43% территории. Помимо господства в странах Маг риба (Марокко, Алжир, Тунис), в Тропической части континента были две главные французские колонии.

    Французская Западная Африка возникла в 1904 г. и включала в себя территории 8 стран (Французская Гвинея, Берег Слоновой Кости, Верх­няя Вольта, Дагомея, Мавритания, Нигер, Французский Судан и Сене­гал). Административным центром ее был Дакар.

    Другая колония - Французская Экваториальная Африка - была со­здана в 1910 г.; в нее входили Габон, Чад, Французское Конго и Убанги-Шари. Столицей был Браззавиль.

    В Восточной Африке Франция владела небольшой территорией Французского Сомали и Коморскими островами. В годы Первой ми­ровой войны она захватила огромный остров Мадагаскар.

    Кроме того, на бывшие германские колонии был выдан мандат Лиги Наций: Франции досталась большая часть Камеруна и половина Того.

    Французская колонизация велась в трех направлениях: с севера на юг (от Марокко), с запада на восток (от Сенегала) и с юга на север (от Конго).

    Владения Англии в Африке охватывали 38% территории. На западе она имела две небольшие колонии - Гамбию и Сьерра-Леоне, старей­шую колонию Золотой Берег (Гану) и самую крупную страну в Афри­ке по численности населения - Нигерию. Последняя была создана буквально накануне войны, в 1914 г.

    Но главный район английской колонизации был на юге: помимо позиций в Южной Африке (Южно-Африканский Союз - британ­ский доминион), англичане основали самоуправляющуюся «белую колонию» - Южная Родезия и четыре протектората (Басутоленд, Свазиленд, Бечуаналенд и Северная Родезия).

    На востоке Африки Судан управлялся англо-египетским кондоми­ниумом с 1899 г. Правда, в 1936 г. был заключен новый договор, кото­рый расширил полномочия Египта, но все же английское правитель­ство стремилось закрепиться в Судане. Кроме того, в восточной части Африки у Англии были два протектората: Ньясаленд и Британское Сомали и колония Британская Восточная Африка, состоявшая из Ке­нии и Уганды.

    После войны Англия получила мандат Лиги Наций на управление бывшей германской Восточной Африкой (Танганьикой), а также по­ делила территории в Западной Африке (Того и Камерун) с Францией.

    Еще одна бывшая германская колония - Юго-Западная Африка (Намибия) была передана под управление Южно-Африканского Со­юза, британского доминиона. Под мандат других стран перешли все владения Германии, общей площадью 2,5 млн. км 2 и с населением 13 млн. человек. Бельгия также получила мандат на бывшие герман­ские территории Руанду и Урунди; к тому же она управляла огромной территорией в центре Африки - Бельгийским Конго.

    Старейшей колониальной державой в Африке была Португалия (Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау). Ряд небольших территорий име­ла Испания (Испанская Сахара, Испанская Гвинея, остров Фернандо-По, Испанское Марокко). Накануне войны приступила к созданию своей колониальной империи и Италия - она обосновалась в Сома­ли, Эритрее, стремилась закрепиться в Ливии.

    Что побуждало европейцев к захвату колоний? Очевидно, не толь­ко стремление отхватить себе побольше территорий, хотя и это имело место. В Африку их привлекали ресурсы: в XVIII в. - рабы; с XIX в. - ископаемые ресурсы (редкие и цветные металлы, драгоценные кам­ни); в XX в. -- сельскохозяйственные продукты (кофе, какао-бобы, хлопок, арахис, бананы, ананасы) и дорогостоящая древесина.

    Только в начале XX в. началось интенсивное освоение внутренних районов: создавались европейские поселения, плантационные, фер­мерские хозяйства, развивалось горное дело, вводилась система де­нежного налогообложения. Местное население с трудом воспринима­ло новшества, даже в быту: необходимость регулярно трудиться, соблюдать дисциплину, строго выполнять свои обязанности и т. д.

    В Африке строились объекты инфраструктуры: железные дороги, порты, система связи, а также административные учреждения евро­пейского типа, школы, больницы. Через миссионерство распростра­нялось христианство.

    Казалось бы, за десятилетия колониализма наметилась тенденция к модернизации Африки, к проникновению европейских элементов в традиционное общество. Внешне это выглядело именно так:

    а) в экономике создавался сектор, связанный с внешним рынком, производивший экспортные сельскохозяйственные культуры, обслуживавший нужды африканских территорий в промышленных товарах;

    б) в социальной сфере появились квалифицированные кадры из местной африканской элиты, получившие европейское образование, занимавшие постепенно посты в колониальном аппарате;

    в) в политической сфере насаждались европейские выборные институты, органы власти, возникали политические ассоциации по типу европейских партий;

    г) в сфере культуры европейские языки стали языками общения образованной части населения, было воспринято западное законодательство, христианская религия; многие африканцы стали приобщаться к западной культуре, получать образование в Сорбонне, Оксфорде и Кембридже.

    Однако это были лишь внешние признаки, часто камуфлирующие истинную ситуацию.

    В экономике по-прежнему большинство населения было занято в традиционном укладе, вело примитивным способом сельское хозяй­ство, практиковало ремесленные промыслы, отходничество - многие даже не обладали навыками регулярного интенсивного труда.

    3 социальной сфере сохранилась старая структура (большая семья, кланы, общины, племена), существовала прежняя иерархия местных вождей и князьков, сложная система межклановых и межплеменных отношений, рабство; высок был авторитет местных знахарей и жрецов.

    В политической сфере, даже там, где возникали новые политические институты, происходило это на базе старой социальной системы - до­минировали в них вожди, жрецы и другие прежние авторитеты.

    В сфере культуры достижения тоже зачастую были чисто внешни­ми: христианство воспринималось формально, в сознании и поведе­нии местного населения по-прежнему доминировали традиционные культуры и примитивные представления. Тем более в социальном по­ведении, в быту африканцы руководствовались не столько постулата­ми христианства, сколько обычаями и традициями своих народов.

    Таким образом, достижения европейской колонизации имели лишь ограниченный характер. Их не удалось обратить в тенденцию постепенного восприятия Африкой стандартов западной цивилиза­ции, хотя иногда это и выглядело таким образом. Многие традиции прошлого, прежде всего общность, тянули Африку назад. Структу­ры приспосабливались, страшно сопротивляясь новому, тому, что на­рушало привычный уклад их жизни.

    ІІ . Особенности политики метрополий в Африке

    Первая мировая война повысила заинтересованность метрополий в своих африканских колониях. Начали интенсивно эксплуатироваться природные ресурсы, кое-где даже развивался производственный потенциал. Сотни тысяч африканских солдат приняли участие в боевых действиях на фронтах (только Франция мобилизовала свыше 250 тыс. солдат в своих колониях).

    Это имело важные последствия для активизации местной афри­канской элиты: повсюду возникают разного рода «землячества», эт­нические ассоциации, культурно-просветительские общества и про­чие центры националистической направленности. Африканская интеллигенция группируется вокруг редакций газет, издательств, вы­борных городских муниципалитетов.

    В 1920-е гг. появляются первые в Африке политические партии: в 1920 г. - Африканский национальный конгресс (ЮАС), в том же го­ду - Национальный конгресс Британской Западной Африки, в ан­глийских колониях Восточной Африки создаются «ассоциации благо­состояния», Ассоциация африканцев Танганьики и т. д. Эти партии стремились смягчить колониальный режим, ослабить налоговое бре­мя, создать африканцам более благоприятные условия для получения образования и профессиональной карьеры. Этому же содействуют первые африканские профсоюзы.

    Важную роль сыграли и так называемые Панафриканские кон­ грессы. Еще в 1900 г. в Лондоне состоялась 1-я Панафриканская конференция, а в 1919 г., в период работы Парижской мирной кон­ференции, состоялся 1-й Учредительный конгресс Панафриканского движения. Впервые были выдвинуты не только конкретные требова­ния (отменить телесные наказания, расовую дискриминацию местно­го населения, использование принудительного труда в колониях), но и ставилась стратегическая задача: привлекать африканцев к управле­нию делами колоний, развивать политические институты, необходи­мые для достижения в будущем независимости.

    Хотя на последующих конгрессах, которые проводились в 1920-е гг., ведущую роль играли негры из США и Вест-Индии, это активизирова­ло национальное самосознание в самих африканских колониях. Лиде­рами Панафриканского движения в то время являлись Уильям Дюбуа («отец панафриканизма») и Маркус Гарви.

    Последний видел выход в поощрении переселения американских негров в Африку и требовал в этой связи, в частности, присоединить Бе­рег Слоновой Кости и Сьерра-Леоне к Либерии, предлагал лишить Ан­глию и Францию мандатов на управление африканскими колониями. Панафриканисты проповедовали и теорию расовой исключительности негритянских народов, идеи «негритюда» и «африканской личности».

    Одной из форм национализма в Африке стало так называемое аф­ ро-христианское движение. В 1926 г. была основана «Ассоциация вы ход ц ев из Экваториальной Африки» во главе с Андре Гренаром Матсуа - эта организация использовала формы гражданского неповиновения, предлагавшиеся индийцем М.К. Ганди. В Бельгийском Конго в 1920-е гг. резко активизировалась секта Симона Кимбангу, проповедо­вавшая «богоизбранность африканцев». Ее последователи часто при­бегали к насильственным действиям против христианских миссионе­ров. В зонах, где господствовал ислам, движение против европейских колонизаторов часто проходило под лозунгами «джихада» - борьбы с «неверными».

    Политика метрополий по отношению к своим африканским коло­ниям должна была постепенно формировать там политические ин­ституты, действующие на основе демократической процедуры, т. е. по европейским принципам. Подобная адаптация Африки шла с трудом, медленно и неравномерно - все зависело от регионов.

    В большинстве своих колоний Англия долгое время проводила поли­тику «косвенного управления», т. е. стремилась опираться на традицион­ные социальные структуры, на племенных вождей, хотя и имелись соб­ственные английские губернаторы. Административный контроль над территориями передавался англичанами местным вождям, согласно «Закону о туземных властях» 1907 г. Но верховная власть все же находи­лась в руках английских резидентов. Они же контролировали и деятель­ность «туземных судов» на основании закона от 1913 г.

    Постепенно политика менялась. В английской колонии Золотой Берег (Гана) и на других территориях были сформированы выборные Законодательные собрания. Число африканцев в них постоянно уве­личивалось, их полномочия расширялись. Англичане говорили о сво­ем намерении приучать африканцев к демократическому самоуправ­лению, отталкиваясь от привычных для них форм.

    Появившиеся затем Исполнительные советы при губернаторах ан­гличане подчинили Законодательным собраниям. В них назначались и африканцы. Впоследствии они даже стали назначаться губернатора­ми на должности премьер-министров. На следующем этапе, с предо­ставлением независимости, должны были упраздняться и посты гу­бернаторов - африканцы становились президентами. Такова в общих чертах политика англичан в развитии системы управления в своих аф­риканских колониях.

    Франция с самого начала придерживалась несколько иной полити­ки: она стремилась к адаптации местного африканского населения, приобщению его к французской культуре. В колониях внедрялся французский язык, проводилась большая работа миссионеров среди населения, вводились системы образования и здравоохранения по европейским образцам, представители племенной аристократии обуча­лись в Сорбонне.

    Создавалась система прямого административного управления: в ко­лониях воспроизводились чиновничьи структуры по образцу Фран­ции. Постепенно шла замена людей в этом аппарате на подготовлен­ных в лучших университетах Запада африканцев.

    Некоторым африканцам предоставлялась возможность стать пол­ноправными гражданами. По закону «О натурализации» 1912 г., для этого требовалось прослужить на французской службе не менее 10 лет, уметь читать и писать, а также располагать средствами к существова­нию - таковых к концу 1930-х гг. во французских колониях было 80 тыс. человек. Таким образом французы надеялись со временем адап­тировать африканское население, превратив его в лояльных подданных Франции. Отдельные категории населения африканских колоний по­степенно получали право избрания в органы местного самоуправления и даже право направлять своих представителей во французский парла­мент (Сенегал получил такое право еще в 1848 г.).

    Подобная же система, с еще более явной целью - скорейшей ас­симиляции африканского населения, проводилась в колониях Порту­ галии. Она могла опираться там на многочисленных португальских колонистов и их организации. Местные же жители были разделены на две категории: «цивилизованных» и «нецивилизованных». Причем процесс «цивилизации» строго отслеживался; были даже разработаны своеобразные критерии принадлежности к «цивилизованной» катего­рии: знание португальского языка, исповедование христианства, «хо­роший характер»; африканец должен был иметь «хороший доход», платить налоги, нести службу в администрации или в армии, «вести португальский образ жизни».

    Впрочем, процесс «португализации» шел медленно: накануне Вто­рой мировой войны в Анголе к категории «цивилизованных» относи­лись 24 тыс. африканцев, в Мозамбике - лишь 1,8 тыс. В 1920-е гг. Португалия в своих колониях способствовала переходу к товарному хозяйству, требуя уплаты налогов в денежной форме. Широко исполь­зовались также системы принудительной контрактации рабочей силы.

    Наиболее жесткую по отношению к местному населению полити­ку проводила Бельгия в Бельгийском Конго. Эта гигантская страна, на­селенная различными народами, управлялась с 1908 г. бельгийской гражданской администрацией во главе с генерал-губернатором. Там широко использовался принудительный труд, высокой была смерт­ность среди африканцев - за первые 20 лет. ХХ в. население сократи­лось более чем вдвое.

    Незадолго до Первой мировой войны в одной из провинций Кон­го - Катанге была начата добыча меди, благодаря чему Катанга в 1920-1930-е гг. стала много богаче, чем вся остальная часть Конго. Но это мало заботило бельгийцев - основные усилия их были на­правлены на интенсивную эксплуатацию природных ресурсов.

    Экономическому благосостоянию африканцев уделялось мало внимания. Никакой политической деятельности в Конго не разреша­лось, системы образования и здравоохранения были в зачаточном со­стоянии. Образование выше начального считалось недопустимым для африканцев. Передача власти в руки местного населения не входила в планы бельгийцев, поэтому не предпринималось каких-либо шагов для обучения даже элиты.

    "

    Активность рабочего класса Африки обусловливалась происшедшими в годы войны значительными количественными и качественными изменениями его состава.

    Уже накануне войны в отдельных африканских странах, где имелось значительное число предприятий добывающей и обрабатывающей промышленности, таких, как Южно-Африканский Союз, Северная и Южная Родезия, Бельгийское Конго, африканский пролетариат составлял компактную массу.

    Развитие промышленности в годы войны повлекло за собой заметный рост числа промышленных рабочих. Разорение крестьянства привело к расширению резервной армии труда.

    Многие тысячи рабочих были использованы воюющими державами для обслуживания различных военных нужд в Бельгийском Конго, Нигерии, Северной и Южной Родезии.

    Не менее серьезными были и качественные изменения, происшедшие за время войны в рабочем классе Африки. Расовая дискриминация и политика «цветного барьера», проводившаяся колонизаторами до войны, привели к тому, что африканцы использовались главным образом в качестве чернорабочих.

    Создание предпосылок для деколонизации Африки в ходе и после Второй мировой войны, деколонизация Африки, воо­ружённые конфликты и позиции великих держав, от Орга­низации Африканского единства к Африканскому Союзу, проблемы развития постколониальной Африки, Африка как арена противостояния двух сверхдержав.

    В европейской историографии принято считать, что Вторая мировая война сравнительно мало затронула Африку, за исключе­нием сё средиземноморского побережья, где с 1941 по 1943 тт. ш ли боевые действия. На самом деле война изменила ситуацию не только в странах Северной Африки, она существенным обра­зом повлияла на развитие всех её регионов. Южная Африка, яв­лявшаяся английским протекторатом, Южно-Африканским сою­зом, в годы войны совершила громадный скачок в своём разви­тии, поставляя руды, металлы и продовольствие обеим воющим сторонам. ЮАС к концу войны вошёл в группу индустриально развитых стран и в силу наличия громадных запасов алмазов, золота, урана, молибдена, хрома, марганца, других видов стра­тегического сырья стал важным игроком мировой политики.

    В Западной и Тропической Африке в силу ослабления мет­рополий в годы Второй мировой войны сформировалось эли­тарное поколение молодой интеллигенции, возглавившей после войны борьбу за независимость. Среди этого поколения появи­лись деятели, оставившие яркий слсд в мировой политике. К их числу можно отнести Кваме Нкруму (Золотой берег - Гана), Ле­опольда Сенгора (Сенегал), Секу Туре (Гвинея), Джулиуса Нье- рера (Нигерия), Тамаса Кениату (Кения), Патриса Лумумбу (Конго-Заир), Агостиньо Нетто (Ангола), Самора Машела (Мо­замбик), Кеннета Кауцду (Северная Родезия - Замбия). Они смогли сплотить вокруг себя народы и повести их на борьбу за национальное освобождение.

    В 1945 г. лидеры африканских стран собрались на V Панаф- риканекий конгресс в Манчестере, на котором впервые был по­ставлен вопрос о независимости африканских стран и солидар­ности в борьбе с колониализмом. Уже на этом конгрессе выяви­лись две разных концепции развития Африки. Первая была представлена Кваме Нкрумой, предполагавшим создать некую федерацию африканских государств по примеру США. С про­граммой партикулярного национализма выступил Сснгор, счи­тавший, что каждое африканское государство должно укреплять свою независимость, которая не исключала развития межгосу­дарственного сотрудничества. После получения независимости почти все африканские государства разделились на тех, кто принял концепцию Нкрумы, - их стали называть Касаблапской группировкой, и на тех, кто пошёл за Сепгором, - их стали име­новать монровийской группировкой.

    В 50-60-е гг. в Африке произошли события, не имевшие се­бе равных в прошлом по масштабу: рухнула колониальная сис­тема и появились десятки суверенных государств, ставших пол­ноправными субъектами межгосударственных отношений. Именно после развала колониальной системы политика станет с полным основанием называться “мировой”. До этого времени политику формировал узкий круг европейских, американских государств и Япония. Остальные были её аутсайдерами. После развала колониальной системы сформировался мировой поря­док, просуществовавший до 90-х гг. XX в., до развала СССР.

    Когда окончилась Вторая мировая война, в Африке было всего два полностью независимых государства: Эфиопия и Ли­берия. Членом Британского содружества наций был ЮАС, где в

    1948 г. в ходе парламентских выборов к власти пришла Нацио­налистическая партия - организация оголтелых расистов, при­ступившая к строительству государства “цветного барьера”, или строгого расового разделения. 22 % населения, составлявших белую обшину ЮАС, лишили всех гражданских прав. 78 % чёр­ного большинства было согнано в 16 резерватов - бантустанов. В 1958 г. ЮАС вышел из Британского содружества наций и объявил себя полностью независимым. Так на карте появилась Южно-Африканская Республика.

    Восстановление экономики европейских государств, разру-

    шенных войной, как правило, связывают с “планом Маршалла 1 ’. Но помощь США выражалась в предоставлении кредитов и промышленного оборудования. Сырье же поставлялось из Азии и Африки. Из Африки ввозилась и рабочая сила - молодые муж­чины, заменившие собой погибших на войне европейцев. Так, например, в годы войны Франция только из своих колоний в За­падной Африке призвала в армию около 100 тысяч солдат, боль­шинство которых после войны осело в метрополии. Форсирован­ное развитие сырьевых отраслей в колониях потребовало подго­товки кадров, а стало быть, метрополии вынуждены были идти на создание систем просвещения и профессионального образования. В этом отношении раньше других этим озаботилась Англия. Так, например, в её африканских колониях к началу 50-х гг. 10 % детей обучалось в школах. Чуть ниже был процент детей, охваченных школьным образованием ио французских колониях. Самым низ­ким (1 %) был показатель в колониях Португалии. Таким обра­зом, в английских и французских колониях после войны форми­ровалась социальная база элитарной интеллигенции - слоя гра­мотных людей, которые повели за собой народные массы. Анг­лия первой прибегла к политическому маневрированию и попы­талась привлечь африканскую политическую элиту к управ­лению странами. Так, например, в Ганс (Золотой берег) было создано правительство во главе с Квамс Нкрумой, которое вплоть до независимости Ганы в 1957 г. шесть лет находилось у власти. Аналогичные правительства были сформированы в ко­лониях Франции. Португалия, Бельгия и Испания пытались си­лой оружия сдержать стремление африканцев к независимости. Даже в 50-е гг., когда колониальная система уже трещала но швам, правящие круги этих трёх стран ещё рассчитывали про­держаться в колониях до XXI в.

    Середина 50-х гг. в мировой политике была отмечена мас­штабными антиколониальными конфликтами. В Африке самой кровавой была колониальная война в Алжире, начавшаяся в 1954 г. Здесь проживало около 1 млн. французских колонистов, осевших в разнос время и обзаведшихся сельским хозяйством и бизнесом. Война привела к расколу французского общества на сторонников и противников независимости Алжира, чуть было не повлекла за собой гражданскую войну в самой Франции, де­тонировала падение IV французской республики и привела к второму возвращению Шарля де Голля к власти во Франции. Война в Алжире обескровила Францию, и она в 1960 г. предос­тавила независимость всем своим африканским колониям к югу от Сахары. В бывшей Французской Тропической и Западной Африке было создано 12 государств, вошедших во Французское содружество нации.

    Бельгийская колония Конго (столица - Киншаса) в 90 раз превышала по территории метрополию. Вся экономика огром­ной и богатейшей африканской страны принадлежала бельгий­ским колонистам, которых было около 90 тысяч человек. Из 5 тысяч высших чиновников, управлявших Конго, только трое были африканцами. Когда во французских колониях началось антиколониальное брожение, в Конго тут же стало формиро­ваться вооружённое подполье во главе с Патрисом Лумумбой. Бельгийцы оказались не в состоянии сдержать нараставшую волну протеста и в 1960 г. бежали из страны. Бегство бельгий­цев сопровождалось нарастанием подогреваемого Бельгией ме­стного сепаратизма отдельных провинций Конго. Ситуация обо­стрилась вмешательством США и Советского Союза, стремив­шихся заполучить доступ к медным, алмазным и урановым руд­никам. СССР поддержал Патриса Лумумбу, ставшего главой правительства, а США и Бельгия - его бывшего соратника, ставшего его врагом, начальника штаба вооруженных сил Мо- буту Сесе Сско. Патрис Лумумба в январе 1961 г. был захвачен наёмниками, убит, и Конго, провозглашённое Заиром, перешло под контроль Мобуту Сесе Секо. К убийству П. Лумумбы ока­зался причастен Генеральный секретарь ООН Д. Хаммаршельд, отдавший приказ силам ООН, введённым в столицу Леопольд­виль, не допустить захвата сторонниками П. Лумумбы аэропор­та и центральной радиостанции. По сути Хаммаршельд создал ситуацию, в которой П. Лумумба вынужден был бежать из сто­лицы и угодил в расставленную для него ловушку. Советский Союз напрямую обвинил Д. Хаммаршельда в этой провокации и

    потребовал его отставки с поста Генсека. В той ситуации было предельно ясно, что Генсек ООН исполнял чей-то план, и всему миру было понятно, кто стоял за убийством П. Лумумбы. Вско­ре Д. Хаммаршельд погиб (1961 г.), разбившись на самолете во время одного из перелётов в Конго. Недолго продержался у вла­сти и Мобуту, его сместили сподвижники П. Лумумбы.

    К этому времени Франция проиграла войну в Алжире и в 1962 г. в г. Эвиане подписала соглашение, по которому с 3 июля 1962 г. Алжир становился независимым.

    Колониальные конфликты в Африке обострили отношения двух сверхдержав. Осенью 1960 г. в Нью-Йорке была созвана сессия ГА ООН для обсуждения колониального вопроса. Деле­гацию СССР возглавил Н.С. Хрущёв, речь которого была про­низана антиамериканскими выпадами и поддержана большинст­вом делегатов от африканских и азиатских стран. В декабре 1960 г. Ассамблея приняла Декларацию о предоставлении неза­висимости колониальным странам, в которой колониализм был осуждён политически и морально. Колониальные державы и США воздержались при голосовании.

    Ко времени освобождения Африки от колониальной зави­симости она давала (без ЮАР) менее 1 % мировой промышлен­ной продукции. ЮАР производила продукции больше, чем все остальные страны Южной и Тропической Африки вместе взя­тые. Молодым лидерам африканских государств досталось тя­жёлое наследие. Экономики этих стран были либо сырьсдобы- вающими, либо монокультурными (банановыми, арахисовыми и т.п.). В силу этого они полностью зависели от конъюнктуры ми­рового рынка и были легко уязвимыми. Пятьдесят возникших независимых государств Африки не были связаны друг с другом инфраструктурой. Даже их президенты могли дозвониться друг к другу только через столицы бывших метрополий.

    Почти все потребительские товары ввозились из бывших метрополий, источники финансирования казны отсутствовали, поэтому все они стали крупными и, как вскоре окажется, без­возвратными заёмщиками иностранных кредитов.

    Одна треть государств Африки была расположена в зоне пустынь и полупустынь, где недостаток воды был фактом по­вседневной действительности. Положение, когда “ни еды, ни воды”, обрекало на смерть сотни миллионов человек. Вскоре оказалось, что без продовольственной помощи ООН на смерть обречено примерно 500 млн. африканцев. Созданная для реше­ния общих проблем в 1963 г. Организация Африканского Един­ства оказалась недееспособной, больше походила на клуб для общения политической элиты. Принимаемые решения никем не исполнялись и не имели юридической силы.

    В 2002 г. О А Р.! была преобразована в Африканский Союз, куда вошли 54 государства Африки. Инициатором преобразова­ния ОАЕ в АС был лидер Ливийской джамахирии Муамар Кад­дафи, надеявшийся сделать её действенным органом решения африканских проблем. Её секретариат и комиссии располага­лись в Адис-Абебе, столице Эфиопии. Главой АС стал Бингу на Мутарика, а председателем Идрис Нделя Мусса. Новая органи­зация стала действительно активно действовать в рамках своих целей и принципов. Однако вскоре со стороны ряда африкан­ских политиков, западных и американских СМИ последовали заявления о том, что АС становится орудием гегемонии Муама­ра Каддафи, инструментом влияния Ливии в Африке, что вызва­ло раздоры и посеяло подозрительность. Действительно, Ливия выделяла АС крупные финансовые средства, а Муамар Каддафи являлся се самым влиятельным политиком.

    В 1961 г. в Белграде состоялась первая конференция Дви­жения неприсоединения, на которую прибыли представители большинства африканских стран, ставших членами этого дви­жения. Однако эта международная организация также не могла содействовать решению проблем африканских государств.

    Почти во всех африканских странах, получивших независи­мость, сложились политические системы по образцу бывших метрополий. Но здесь не было демократической традиции, её заменил трайбализм - власть племени, представитель которого, оказавшись на верху властной пирамиды, расставлял вокруг се­бя своих соплеменников. Поскольку во всех африканских стра­нах господствовали традиционные формы социальности людей.

    такие как семья, род, племя, народность, то племенной характер политической власти нес в себе мощный заряд конфликтности. Политические режимы были либо авторитарными с демократи­ческим антуражем, либо открытыми диктатурами типа режима Иди Амина в Уганде (1961-1969 гг.) или Бокасе, правившего Центрально-Африканской Республикой до 1979 г. Пороки вла­сти переносились на племя или народность, которую представ­ляла власть. Другие племена, народности копили обиду, которая прорывалась наружу, как только власть правившего племени ослабевала. Довольно часто это приводило к межплеменным кровавым конфликтам.

    В большинстве стран власть сменялась не в ходе выборов, а в результате кровавых переворотов, часто приводивших к граж­данским войнам. Если это происходило в государствах, входив­ших но Французское содружество наций, порядок наводила Франция при помощи Иностранного легиона, в других крово­пролитие останавливали силы ООН. Однако в ряде стран (Сома­ли, Судан, Бурунди, Уганда) конфликты настолько разрастались, что даже великие державы предпочитали не вмешиваться - в силу непредсказуемости последствий и того, что для большин­ства населения вооружённый разбой становился видом хозяйст­венной деятельности.

    После получения независимости Африка стала ареной про­тивостояния двух сверхдержав, которые желали получить голо­са африканских государств в поддержку своих позиций в ООН, иметь доступ к стратегическому сырью. Так, например, прези­дент маленького государства Тропической Африки Габона был желанным гостем всех великих держав по той причине, что в Габоне находится мировых разведанных запасов марганца, притом в рудниках, обустроенных в своё время Францией.

    В свою очередь, включение лидеров молодых африканских государств в мировую политику требовало от и их выбора на­правления политической ориентации, и вскоре они разделились на две группировки: на социалистически и капиталистически ориентированные. Границы между ними были настолько размы­ты, что как в советской, так и в западной африканистике часто

    104 путались в ориентации того или иного государства. Однако к 70-м гг. появились некие критерии социалистической ориента­ции, которые в той или иной мерс обнаруживались. К их числу относились:

    Приверженность марксистской идеологии правящей эли­ты (чаще на словах) и создание соответствующих пар­тий, как правило, под лидера, заявлявшего о своей со­циалистической ориентации;

    Проведение национализации крупной собственности и создание государственного сектора экономики. Некото­рые африканисты полагают, что именно это обрекло экономику этих стран на застой. Однако, на наш взгляд, в постколопиальный период у государств, в которых от­сутствовало стратегическое сырьё, национализация бы­ла единственной возможностью организовать хозяйство, брошенное бежавшими колонизаторами. Национальная буржуазия либо отсутствовала, либо была настолько слаба, что не могла его организовать. Только создание госсектора позволяло наладить хозяйство;

    Проведение аграрной реформы с кооперацией. Опять же, без кооперации и государственной поддержки организо­вать сельское хозяйство в тех странах, где оно ранее держалось на диаспоре колонистов из метрополии, было невозможно;

    Ориентация во внешней политике на СССР, что откры­вало доступ к кредитам, экономической, культурной и военной помощи.

    Те государства, которые не подпадали под эти критерии, относили к ориентироваттным на капиталистическую модель развития, хотя и здесь могли быть вариации, связанные с поис­ком “третьего” пути развития.

    Вне зависимости от выбора пути развития, все государства Африки, в том числе и обладающие крупными месторождения­ми стратегического сырья, полностью зависели от технологий и финансовой поддержки двух миров - Западного и Восточного. Их общей трагедией стало то, что все они отождествляли укреп-

    ление своей независимости в первую очередь с созданием на­циональных армий, а не экономик. Военные расходы составляли подчас до 80 % их бюджетов, они поглощали до 2/3 иностранной помощи, Эти непроизводительные граты в течение 60 - 70-х гг. вогнали большинство африканских государств в непомерные долги, расходы на обслуживание которых стали поглощать всю прибыль, получаемую от экспорта. Уже к 80-м гг. XX в. мировая финансовая система столкнулась с проблемой триллионных без­возвратных долгов африканских стран. Для кредиторов и заём­щиков сложился замкнутый круг: африканские страны утратили мотивацию к наращиванию экспорта, так как вся прибыль изы­малась в счёт погашения процентов (не долга!) по долгам; в свою очередь, страны-кредиторы не желали выделять кредиты под импорт товаров, промышленного оборудования, так как за­ведомо было известно, что кредиты не вернут. Торговля с Аф­рикой вошла в ступор.

    Сложнейшей проблемой постколониальной Африки стала демографическая. Благодаря помощи Всемирной организации здравоохранения, средняя продолжительность жизни за послед­ние 50 лет выросла с 39 до 54 лет, почти на 50 % сократилась детская смертность. В результате прирост населения на конти­ненте стал самым высоким в мире и составил 2,3 % в год. Доля молодёжи в возрасте до 20 лет росла ещё более высокими тем­пами, что создавало громадные трудности для социальной сфе­ры, обостряя положение на рынке труда, подталкивало самодея­тельную часть населения к миграции за пределы Африки, созда­вало социальную базу для радикальных политических движе­ний, в том числе и вооружённых. За постколопиальный период в Африке произошло 35 вооруженных конфликтов, в которых по­гибло около 10 млн. человек.

    Разват Советского Союза привел к тому, что бывшие его вассалы оказались бесхозными, вынуждены были становиться в очередь просителей помощи Западного мира.

    Уже в 90-е гг. XX в. в мировой политике появились понятия “неразвивающийся”, “падающий”, ‘‘недееспособный”, “дециви- лизуюшийся” мир. Эксперты ООН, МВФ, МБРР относят к та-

    106 кому миру государства, население которых получает в сутки доход в пределах 1 доллара и ниже на человека. Всего таких го­сударств в мире 37, в них проживает 1,1 млрд. человек. Из них 27 расположено в Африке, что составляет поч ти половину из 57 африканских государств (три из них не признаны). Они являют­ся финансовыми банкротами и приостановить падение, или де­цивилизацию, сами не в состоянии. В этой связи перед мировым сообществом встала сложнейшая морально-нравственная про­блема выбора: оставить вес как есть и устраниться от решения проблемы нищеты более чем миллиарда человек или же присту­пить к разработке и реализации программ помощи, но не такой, какая предоставлялась в XX в. Всем понятно, что начинать сле­дует со списания долгов, но мировая финансовая система, нахо­дящаяся сейчас в состоянии кризиса, пока не готова к такому альтруистическому шагу. Африка застыла в ожидании помощи цп вилизова н ного м ира.

    Контрольные вопросы:

    1. Влияние Второй мировой войны на Африку.

    2. Особенности колониальной политики в Африке после Вто­рой мировой войны.

    4. Назовите наиболее известных представителей элитарной ин­теллигенции Африки 40-50 х гг. XX в.

    5. V панафриканский конгресс: два взгляда на будущее Африки.

    6. Война в Алжире, Эвианские соглашения и их политические последствия.

    7. Генеральная Ассамблея ООН 1960 г. и Год Африки.

    8. Характеристика политического режима ЮАС.

    9. Характерные черты институтов государственной власти пост- колониальной Африки.

    10. Что такое “социалистическая ориентация”?

    11. Причины “нс-развития” Африки.

    12. Межафриканские организации и их роль в жизни Африки.

    Этот многострадальный континент исторически не мог претендовать на лидерство в мировой экономике, причем, даже в наши дни подавляющему большинству африканских стран свойственна крайняя отсталость не только в экономическом, но и социальном развитии. Если же попытаться обозначить нечто общее, присущее всему региону, стоит выделить аграрный характер экономики стран Африки, а также колониальный характер экономических отношений во внешней торговле.

    В целом же, экономика Африки базируется на ведении сельского хозяйства, горнодобывающей промышленности, ведении мелкотоварного и натурального хозяйства. Еще одна важная особенность «черного континента» — сосредоточение активной экономической деятельности в больших столичных центрах, что делает очень большим разрыв в уровнях заселения территорий и стран, равно как и в уровнях их экономического развития.

    Экономика Африки в 19 веке

    Не будем забывать, что Африка крайне богата самыми разнообразными природными ресурсами. Минеральное сырье, топливное сырье, медные и кобальтовые руды, золото, платина, алмазы, фосфориты, уран - всё это традиционно привлекало колонизаторов, среди которых наибольшим влиянием отличались Великобритания, Франция и Португалия. И действительно, основным

    стимулом, заставлявшим европейские державы вести борьбу за Африку, можно считать экономические выгоды от добычи полезных ископаемых и порабощения местного населения.

    Тем не менее, даже на юге континента, богатом месторождениями алмазов и золота, получение огромных прибылей становилось возможным только при больших вложениях:

    • разведка природных богатств
    • создание систем коммуникаций
    • переориентация местной экономики к собственным нуждам
    • подавление протестов коренных жителей и т.д.

    Экономика Африки после Второй мировой войны

    Военные действия Второй мировой затронули лишь Эфиопию, Сомали и Эритрею, тем не менее, армии метрополий активно набирали военных, число которых составляло нескольких тысяч человек. Эти люди не воевали, а скорее, работали на военные нужды и обслуживали войска. Сразу после войны в Африке стали происходить достаточно важные процессы. В частности, на континенте образовалось 17 новых государств – в большинстве своем бывших французскими колониями. Разумеется, разрушение остальных колониальных режимов стало делом времени, а значит, экономику Африки ждали серьезные перемены.


    Даже в условиях рыночных преобразований африканский континент не избавился от множества старых проблем. Причина тому – крайне непрофессиональные и неэффективные руководящие кадры. Помимо тотальной бюрократии и полной аморфности любых социальных структур, экономику Африки продолжают терзать бесконечные военные перевороты. Африканские диктаторы и претенденты на их роль стали вести борьбу за огромные капиталы, в то время как 80% населения континента и сегодня продолжает влачить нищенское существование.

    Экономики большинства стран «черного континента» сегодня функционируют плохо, к тому же снова набирают оборот проблемы, связанные с нелегальной добычей золота, производством и распространением наркотиков, торговлей людьми. В настоящий момент удельный вес Африки в мировом экспорте снижается, что многие эксперты связывают с искусственным нагнетанием тревожной обстановки со стороны некоторых высокоразвитых стран, имеющих здесь свои экономические интересы.

    В период Второй мировой войны в Африке южнее Сахары активных боевых действий не происходи­ло. Исключение составляли территории Эфиопии, Эритреи и Сомали. Располагая на северо-востоке континента многократным преимуществом в военной технике и живой силе, итальянские соединения в июле 1940 г. перешли там в наступление. К концу августа они сумели захватить Британское Сомали, часть Кении и несколько опорных пунктов в Судане. Од­нако усилившееся вооруженное освободительное движение эфио­пов и оказанная англичанам помощь со стороны населения Кении и Судана заставили итальянцев прекратить наступательные операции. Доведя численность своих колониальных войск до 150 тыс. чело­век, британское командование предприняло решительное контрна­ступление. В январе 1941 г. из Судана в Эритрею были направлены англо-индийские и суданские войска и части «Свободной Франции» (главным образом африканские). Одновременно с запада в Эфио­пию вступили смешанные судано-эфиопские формирования и со­зданные в Судане эфиопские партизанские отряды. В феврале выдвинувшиеся из Кении английские африканские дивизии совмес­тно с частями Бельгийского Конго под прикрытием авиации пере­секли границу Эфиопии и Итальянского Сомали. Не сумев организовать устойчивую оборону, итальянцы 14 февраля остави­ли порт Кисимайо и 25 февраля - столицу Сомали Могадишо. Раз­вивая достигнутый успех, 1 апреля англичане захватили главный город Эритреи Асмару, а 6 апреля с отрядами эфиопских партизан взяли Аддис-Абебу. В результате поражений дислоцированная в регионе Восточной Африки итальянская армия 20 мая капитули­ровала, что дало возможность Англии перебрасывать свои силы на другие театры военных действий.

    Сотни тысяч африканцев, рекрутированных в армии метропо­лий, были вынуждены воевать в Северной Африке, Западной Евро­пе, на Ближнем Востоке и даже в Бирме и Малайе. Еще большему их числу пришлось проходить службу во вспомогательных войсках и работать на военные нужды.

    После поражения Франции в ее африканских владениях развер­нулась не доходившая, правда, до особо серьезных вооруженных стол­кновений борьба между ставленниками «правительства» Виши и сторонниками «Свободной Франции». Одержавшие в ней в конеч­ном счете победу приверженцы генерала де Голля в январе-февра­ле 1944 г. провели в Браззавиле (Французское Конго) конференцию по вопросам послевоенного статуса французских колоний на тер­ритории Африки. В ее решениях предусматривалось формирова­ние в перспективе из аборигенного населения представительных органов власти, введение всеобщего избирательного права, а также осуществление широкой демократизации общественной жизни. Од­нако с реализацией принятых в Браззавиле деклараций руководство Французского комитета национального освобождения (ФКНО) не спешило.


    В годы войны позиция европейских государств относительно привлечения африканцев к войсковым операциям являлась двой­ственной. Стремясь, с одной стороны, максимально использовать в борьбе против гитлеровской коалиции людские ресурсы Африки, метрополии в то же время боялись допускать коренных жителей континента к современным видам вооружений, привлекая их глав­ным образом в качестве связистов, водителей автотранспорта и т. д. Расовая дискриминация имела место во всех без исключения сфор­мированных европейцами колониальных армиях, но в английских войсках она была сильнее, чем во французских.

    Помимо людских ресурсов, африканские страны служили для метрополий поставщиками необходимого стратегического мине­рального сырья, а также различных видов сельскохозяйственной продукции. Между тем из-за сокращения импорта промышленных товаров, вызванного расстройством мировых торговых связей, в некоторых колониях, прежде всего в Южной Родезии, Бельгийском Конго, Кении, Нигерии, во Французской Западной Африке, начали ускоренно развиваться отдельные отрасли обрабатывающей и лег­кой промышленности. Значительный шаг вперед сделала тяжелая промышленность Южно-Африканского Союза. Увеличение индуст­риального производства повлекло за собой рост численности рабо­чих, которые, все больше отрываясь от деревни, становились пролетариями, получавшими зарплату отходников. Пользуясь рез­ким уменьшением фабричного экспорта из Европы, заметно акти­визировали свое проникновение в экономику ряда африканских стран Соединенные Штаты Америки.

    Существенное ослабление во время войны авторитета метро­полий, неоднократно, особенно на начальном этапе терпевших поражения от гитлеровской коалиции, а также подписанная в авгу­сте 1941 г. руководителями Англии и США Атлантическая хартия (декларировавшая право народов самим избирать себе форму прав­ления) в сочетании с успехами мирового антифашистского движе­ния, где ведущую роль играл Советский Союз, способствовали росту на территории Африки широких антиколониальных настроений. Вопреки запретам колонизаторов, появлялись новые политичес­кие партии и объединения. Важнейшим из них стал образован­ный в августе 1944 г. Национальный совет Нигерии и Камеруна, принявший решение добиваться режима самоуправления, ввести предусматривавшую ликвидацию всех форм расовой дискримина­ции демократическую конституцию и обеспечить в стране всемер­ное развитие образования для искоренения пережитков колониализма.

    Социально-политические и экономические перемены, происшед­шие на Африканском континенте за годы Второй мировой войны, вызвали углубление противоречий между метрополиями и силами национального освобождения и создали предпосылки дальнейшего подъема антиколониальной демократической борьбы в послевоен­ный период.