Последние статьи
Домой / Строительные работы / Лепнина на стенах – как способ декоративной отделки. Как сделать лепнину из гипса своими руками Лепнина из гипса на стене своими руками

Лепнина на стенах – как способ декоративной отделки. Как сделать лепнину из гипса своими руками Лепнина из гипса на стене своими руками

Когда-то украшение интерьера лепниной и барельефами было доступно только высшей знати, богачам и большим храмам. В наши дни сделать барельеф своими руками – вопрос только труда и терпения. Достижения современных технологий позволяют обойти технические трудности создания лепнины в домашних условиях людям, не имеющим художественного образования, но не лишенным художественного вкуса и фантазии. Создать барельефы наподобие тех, что на рис. ниже, вполне под силу терпеливому и внимательному любителю.

Новые материалы

Помимо традиционного материала для лепнины – гипса – лепнина своими руками может быть создана из современных строительных смесей с полимерными добавками; их часто объединяют под общим названием «акриловые штукатурки». Как набирать объем барельефа строительными шпаклевочным составами, можно узнать из видео:

Видео: лепка барельефа из шпаклевки

У любителей в ходу также базовый состав из архитектурного гипса, акриловой штукатурки и клея ПВА в пропорции 1:1:0,5 по объему . Гипс и штукатурную смесь смешивают сухими и затворяют водой, т.е. добавляют воду в смесь, а не наоборот. Доводят до консистенции от теста до йогурта или обезжиренного кефира и добавляют ПВА, тщательно размешивая. Густота смеси выбирается сообразно роду работы с ней, в каком случае какая смесь нужна, см. далее.

Барельеф на стену выполняется в технике низкого рельефа (вверху слева на рис.) или высоким, с выступающими фигурами (вверху справа). Высокий барельеф называется еще горельефом. Технически горельеф отличается от низкого барельефа тем, что фигуры лепятся как круглая скульптура (см. далее). Низкий барельеф хорошо смотрится в любом освещении, кроме совсем тусклого, а горельеф выигрышнее в рассеянном свете.

В жилых помещениях, освещенных чаще всего достаточно ярко и равномерно, имеет смысл использовать смешанную технику барельефа (слева внизу), не делая фигуры очень уж выпуклыми. Как вылепить барельеф «Дерево Климта», см. напр. видео мастер класса ниже:

Видео: мастер-класс барельеф “Дерево Климта”




Особенность этой работы в том, что в ней используются практически все приемы создания барельефов в домашних условиях. Познакомившись с ними наглядно, вам легче будет понять дальнейшее и применить их в любой технике из описанных далее.

Примечание: в свое время австрийский художник Густав Климт создал композицию «Дерево жизни». Стиль ее настолько своеобразен, что выражение «дерево Климта» стало крылатым.

Обратный барельеф, или контррельеф (внизу в центре на верхнем рис.) это уже не лепнина, а резьба по камню (контуры прорезаются вглубь), которая технически много сложнее. Поэтому отметим только, что контррельефу нужен яркий и резкий косой свет, т.к. изображение рисует фактически тень. Есть еще особый вид барельефа – теневой, внизу справа, где весь рисунок образуется тенями от мелких и мельчайших выступов и впадин определенной формы. При перемене направления и угла падения света рисунок меняется, вплоть до изменения выражения лица в течение дня. Теневой барельеф – высочайшее искусство и, увы, недолговечное: выступы и впадины засоряются, а от чистки теряют форму. Рисунок блекнет, размывается, пропадает.

Техники барельефа

Лепнина на стене в домашних условиях может быть выполнена одним их следующих способов, в порядке возрастания технической сложности:

  1. Гипсованием свободных, т.е. изначально не закрепленных на опорной поверхности, не удаляемых моделей;
  2. Гипсованием не удаляемых моделей на опорной поверхности. Эти способы особенно хороши для начинающих, т.к. позволяют получать соотв. высокий и низкий рельеф, не рискуя в случае неудачи необходимостью переделывать всю работу заново;
  3. Обратным литьем из гипса по удаляемой модели. Способ несколько более трудоемкий, но также пригоден для новичков, т.к. над моделью можно корпеть сколько угодно, пока она не будет доведена до идеала. Кроме того, в одной изготовленной по модели изложнице (форме, молде) в домашних условиях можно отлить до 20-30 одинаковых изделий;
  4. Художественная гипсовая лепнина по месту, т.е. непосредственно на опорной поверхности. Требует основательных навыков, но дает возможность создавать большие рельефные панно во всю стену, с обводом углов, заходом на потолок, и полную свободу творческого самовыражения.

По месту или на листе?

Сделать барельеф способами 2-4 возможно как по месту, так и частями на столе или полу. Отличная основа для фрагментов сборного барельефа – гипсокартонный лист, ГКЛ. Его готовят, как базовую поверхность (см. далее), на отдельных листах или их кусках нужной формы выводят части общей картины или законченные композиции (см. рис.), и крепят на выровненную стену.

Головки крепежа и стыки фрагментов шпаклюют базовым составом, затем гипсуют и затирают под базовую фактуру. Еще хорошо в сборных барельефах то, что испорченный по неопытности кусок можно переделать, не трогая остальные. А плохо то, что вся композиция получается тяжелой; крепить сборный барельеф к слабым стенам (гипсокартонным, перегородкам из ПГБ и т.п.) нельзя. впрочем, нагружать слабые стены барельефами вообще не рекомендуется – несущая основа должна быть прочнее материала композиции.

Инструмент

Изготовление барельефа потребует обзавестись кое-каким специальным инструментом. Не очень дорогим, но рассчитывать на успех работы без него не приходится. Прежде всего, половина резинового мячика для замеса очередной порции рабочей смеси. Из него сразу все вываливается, если вывернуть наизнанку, и таким же способом слетают присохшие остатки. Барельеф будет тем прочнее и красивее, чем быстрее его сформировать, т.е. чем дальше будет рабочий раствор от начала схватывания. Мячик для замеса сводит потери времени на встряхивание, выскребание и т.п. к нулю. Набирать раствор мелкими порциями из мячика тоже удобнее, т.к. углов внутри нет. По этой же причине замес получается более гомогенным (однородным), а это один из важнейших факторов конечной художественности барельефа.

Далее, нужны будут шпатели для лепки – мастихины. Набора из 6 шт. (поз. 1 на рис.) для начала хватит. Для формирования гроздьев винограда, чешуи и т.п. нужны еще выпукло-вогнутые шпатели. Наборы с такими стоят дорого, до 30 тыс. руб. (!) за набор из 48 предметов, поэтому любители вместо них часто пользуются ложками разных размеров (кофейными, чайными, десертными, столовыми), с округлыми и приостренными кончиками. Однако вывести низкий рельеф ложками просто так нельзя, изгиб ручки мешает. Поэтому для каждого шпателя берут по 2 ложки из алюминия и др. пластичного металла. Одной пользуются как есть, это будет выпуклый шпатель. А ручку другой у самого черпака перекручивают на 180 градусов и отгибают обратно, получается вогнутый шпатель.

Примечание: неплохие выпукло-вогнутые мастихины выходят из одноразовых пластиковых ложек и вилок. Чтобы получить вогнутый шпатели, их ручки нагревают зажигалкой у самого черпачка, перекручивают и отгибают нагретыми.

Также понадобится другой мастихин – художественный нож, поз. 2. Живописцы им счищают старую краску с палитры, а скульпторы подравнивают края, срезают облой, наводят мелкую фактуру. Нож-мастихин прекрасно заменяется широким сапожным ножом.

Следующий необходимый инструмент – кондитерский шприц с насадками (поз. 3 и 4) и, возможно, медицинский на 20 мл без иглы. Кондитерский шприц весьма желательно брать с курковым приводом (поз. 4). Смеси для барельефов далеко не так текучи, как крем для тортов, и формировать шприцем веточки, розочки, листики (ну, чем торты разукрашивают, все видели) нужно, держа его 2-мя руками; левой придерживают инструмент у наконечника.

Наконец, понадобятся 2-3 плоских живописных кисти разного размера и столько же круглых, самых дешевых, из щетины с бычьего уха. Дорогие беличьи и колонковые покупать для барельефа «крутизны ради» смысла нет, они слишком мягкие. Также понадобится совсем жесткая и грубая детская капроновая кисточка для рисования. Кистями наводят фактуру (см. далее) и гипсуют мелкие участки барельефа.

Работа с инструментом и уход за ним

Мастихины и кисти перед набором очередной порции смеси обмакивают в воду. Остатки и потеки на рабочем органе – залог испорченной работы. После работы шприц разбирают и по частям опускают в воду; туда же кладут и мастихины с кистями. Когда инструмент откиснет, остатки рабочих материалов с него тщательно смывают чистой водой. Кстати, правильно ухаживаемый кондитерский шприц после работы по барельефу пригоден и для использования по прямому назначению. Храниться весь инструмент должен абсолютно чистым.

Технологии барельефа

Создание барельефа на стенах в квартире (или на листах ГКЛ, если барельеф будет сборным) поэтапно осуществляется следующим образом:

  • Базовая поверхность очищается от старой отделки, выравнивается с точностью не хуже 2 мм/м, грунтуется и покрывается базовым составом или любой декоративной штукатуркой (см. также ниже). ГКЛ под сборный барельеф выравнивания не требует;
  • По базовому покрытию наводится фоновая фактура: поролоновым или ворсистым валиком, «прошлепыванием» поролоном либо войлоком, и т.п. На этом же этапе производится тонирование основы, см. ниже. Если базовое покрытие – декоративная штукатурка, наведения фактуры и тонирования не требуется;
  • Тем или иным способом (из указанных выше и описанных ниже) формируется рельеф. Во время формирования рельефа возможно тонирование аналогично таковому для основы;
  • При необходимости рельеф по полном высыхании прокрашивается поверху. Удобно поверхностное окрашивание делать специальными красками для гипсовой лепнины – они тут же растушевываются в очень тонкие полутона влажной губкой. Более резкие цветовые переходы дадут акриловые краски;
  • Полностью высохший рельеф покрывается бутадиен-стирольным латексом (продается в строительных магазинах). Краски на высохшей гипсовой лепнине блекнут, как на фресках, а обработка латексом восстанавливает их колера;
  • Спустя 1-2 недели, чтобы излишки латекса полностью впитались и улетучились, готовый рельеф по потребности лакируется акриловым лаком.

Как тонировать лепнину?

Из видео выше ясно, что формировать лепной барельеф нужно послойно. Для тонирования основы под рельеф и, если нужно, его деталей, слои накладывают тонкие, по 1-2 мм. Обычно слои замеса густоты нежирной сметаны наносят кистью и разглаживают ножом-мастихином. Замес для каждого слоя тонируют колером (пигментом) для гипса; чем глубже, тем темнее, или наоборот. Напр., для коры дерева берут коричневый пигмент все уменьшающейся концентрации, а для листьев зеленого по мере продвижения наружу добавляют. Следующий слой накладывают на схватившийся, но еще влажный предыдущий. Фактуру с оттенками можно навести тут же кистью или потом затереть наждачкой-нулевкой либо, грубую на больших площадях, металлической щеткой. Подробнее о тонировании гипсовой лепнины см. след видео.

Видео: чем покрывать барельеф на стене

«Свободное» гипсование

Этот способ используется для создания высоких цветочных барельефов или низких узорных накладок из одноразовых бумажных салфеток. Из последних, применив как модель перевернутую и смазанную ланолином тарелку или миску, можно получить гипсовую вазу, но практический смысл ее более чем сомнителен. Базовый раствор, описанный выше, не используется. Он прочен, хорошо держит форму, но цвет его не чисто белый. Также не применяется тонирование из-за чрезмерного расхода материала; готовые элементы красятся.

Для гипсования готовят жидкий, почти водянистый раствор архитектурного гипса. В него окунают модель (искусственный цветок, салфетку) и кладут на доску, покрытую пластиковой пленкой. Цветы кладут в том положении, в котором они будут в готовой композиции, см. рис. Когда раствор схватится, окунают еще раз, потом еще, пока модель не загипсуется слоем толщиной от 1-1,5 мм.

Цветы для сушки кладут каждый раз в одном и том же положении. Таким образом на них образуются плоские площадки, позволяющие прочно приклеить их к основе. Клеят акриловой штукатуркой густоты сметаны или акриловым клеем. Можно клеить и ПВА.

Гипсование на месте

Это, пожалуй, самый доступный способ сделать, скажем, лепной плафон под люстру (см. рис.) без опыта. Гипсование модели на месте отличается от предыдущего способа тем, что модель сначала клеят по месту, а гипсуют кистью. Гипсовочный раствор делают погуще, как сметана. Если лепнина на потолке, слои наносят очень тонкие, просвечивающие, чтобы не было потеков. Соответственно, слоев потребуется до 10-15 и более.

Главная загвоздка тут – материал модели. Обычно их делают из пенопласта, пенофола, полиуретана и др. мягких пластиков. Но со временем все они разлагаются. Происходит это очень медленно, но все равно, лет через 3-7 на лепнине начинают проступать грязно-серые или желто-коричневые неудаляемые пятна. Поэтому модели для гипсования на месте лучше всего лепить из соленого теста, того самого, из которого делают елочные игрушки своими руками. К штукатурке, камню и др. минеральным строительным материалам соленое тесто клеится акриловым клеем или любым монтажным. Лепнина по неудаляемым моделям из соленого теста сохраняет вид по 30-50 лет и более.

Обратное литье…

Это самый распространенный способ создания лепнины своими руками, позволяющий без чрезмерных трудов и умения получать результаты вполне профессионального облика и качества. Классическая процедура обратного литья из гипса показана пошагово слева на рис., поз. а-е. Модель 1 из гипса, пластилина, пластика и др., или образцовое изделие, которое желательно повторить/тиражировать, укладывается на плоский щит 2. Сейчас, чтобы облегчить съем изложницы с моделью, щит застилают пленкой.

Затем модель промазывается тонким слоем ланолина. Использовать медицинский вазелин нежелательно, модель может прилипнуть к изложнице. Гипсовую и любую другую пористую (деревянную, из соленого теста, каменную и т.п.) модель промазывают несколько раз, давая ланолину впитаться час-два, пока на поверхности не появится сплошной жирный блеск.

Далее модель обмазывают слоем гипсового или алебастрового раствора 3 густоты теста толщиной ок. 1 см, формируя сразу выступы-анкеры 4 и ребра жесткости 5. Схватившуюся и почти затвердевшую, но еще слегка податливую обмазку обвязывают каркасом из мягкой (отожженной) стальной проволоки 6. Ветви каркаса скрепляют связками 7 из тонкой медной проволоки.

Следующий шаг – обмазка 9 густым цементно-песчаным раствором от М150 слоем толщиной до 5 и несколько более см, это уже получается литейная изложница. Тут нужно не забыть сформировать опорную поверхность изложницы 8. Спустя время набора цементно-песчаным раствором 3/4 прочности (7-20 суток, смотря по внешним условиям) готовую изложницу 10 отделяют от щита с помощью клина 11. Ну, а если щит был застлан пленкой, изложницу просто снимают.

Наконец, внутреннюю поверхность изложницы зачищают медной щеткой 12 и, при необходимости, исправляют дефекты гипсовым либо алебастровым раствором. С борта изложницы 13 снимают облой и, с его внутреннего ребра, фаску ок. 0,7 мм. В изложнице без фаски отливка почти наверняка застрянет. Перед литьем внутреннюю поверхность изложницы промазывают ланолином, как модель. Литьевой массой изложницу заполняют послойно. Как только ее предпоследний слой начнет схватываться, в него вставляют проушины с усами (справа вверху на рис.), за которые отливку потом вытаскивают. Для мелких отливов проушины можно делать из канцелярских скрепок. Последний слой заливают, когда проушины уже сидят намертво в предпоследнем, т.е. когда он совсем твердый, но еще чуть влажный. Пробовать прочность посадки проушин покачиванием недопустимо!

В настоящее время для тиражей до 15-20 шт. по старинке из гипса не льют, изложницу на такие случаи отливают из силикона (справа внизу). Модель, подготовленную, как и в пред. случае, обливают силиконом послойно, слоями толщиной по 1-2 мм, пока не будет достигнута толщина изложницы ок. 1,5-2 см. Помимо технологической простоты, силиконовая изложница позволяет получать отливки с неглубокими выемками, т.к. она эластична и растягивается.

Также в силиконовые изложницы льют мелкие округлые гипсовые детали: ягоды (см. рис.), желуди, грибы и т.п., вплоть до мелких рыбок. В таком случае из пластилина лепят лоточек-опоку, модель лепят также из пластилина. Силикон наливают в опоку сразу весь; опоку и модель ничем не промазывают. По застывании силикона опоку просто отдирают, а модель выковыривают. Это т. наз. мини – обратное литье гипса.

…и не обратное

В гипсовом мини-литье уже используется удаляемая модель; в смысле, модель пропадает и для следующей партии отливок ее нужно делать заново. Силиконовую изложницу можно сделать и под гипсовое литье по выплавляемой модели, тогда из нее можно будет получить до 100-200 и более отливок, но уже выпуклых, без впадин. В таком случае опоку делают в виде ящика без дна из фанеры высотой на 2-3 см больше высоты модели и размера такого, чтобы зазор между опокой и моделью был не менее 1-1,5 см.

Модель формируют из воска на застеленном пленкой щите. Потом ставят опоку и пластилином замазывают зазор по низу. Далее модель послойно обливают силиконом, как в пред. случае, а когда застынет его последний слой, также послойно доливают силикона по контуру, пока опока не заполнится доверху. Как только будет залит последний слой, набивают фанерное днище. Модель выплавляют бытовым феном: самый паршивый силикон держит 140 градусов, которых фен для волос не дает.

Лепка

Лепка барельефа по месту позволяет, как сказано выше, добиться максимального художественного эффекта, но требует определенных навыков. Приобрести их можно, не записываясь на вечернее отделение художественного вуза или курсы. Достаточно попрактиковаться с пластилином; техника та же, только в работе с гипсом время ограничено – работу с очередным участком нужно закончить до начала его схватывания. Технически лепку гипса различают низкую (плоскую) и высокую (круглую).

Плоская

Техника плоской лепки из гипса показана на подборке фото ниже. Правила здесь такие. Первое, материал густоты теста или жирной сметаны наносится слоями. Второе, каждый слой сначала разглаживают, формируя заодно и рельеф, а затем подравнивают его контур. Третье, следующий слой, как и вообще в послойном заполнении гипсом, наносят на схватившийся, но еще влажный предыдущий. Четвертое, по мере наращивания слоев переходят на более мелкий инструмент. И пятое, в каждом слое работу ведут от самых тонких и мелких деталей к толстым и грубым. В данном случае – от зубчиков листа к его черешку.

О ветках

Ветки на барельефах лучше всего выводить кондитерским шприцем или, очень тонкие, медицинским. Толщину веток регулируют, сильнее и слабее надавливая на поршень (поз. 1 на рис.). Фактуру в таком случае наводят кистью, а изломы формируют кончиком мастихина. Заправляют шприц базовым раствором, а под покраску и для снежно-белого гипсуют, как не удаляемую модель на месте.

Сильно извилистые ветки (поз. 2) можно получить, замочив шнур или шпагат в гипсовом растворе густоты сметаны, выложив на щите, застеленном пленкой, по контуру, а по высыхании наклеив на стену. Если барельеф сборный, шнур выкладывают сразу же, присохнет он крепко. Чтобы получить ветки уменьшающейся толщины, часть прядей удаляют или, наоборот, скручивают у комля 3-5 ветвей шпагата, затем 2-3, потом оставляют одну. Если шнур просвечивает сквозь гипс, ветку догипсовывают на месте, нанося раствор кисточкой

Примечание: ветки для барельефа из гипсованного шнура можно замачивать несколько раз в тонированных замесах. Нужную расцветку получают затиркой шкуркой-нулевкой.

Острые ребра

На картинках с барельефами вы наверняка видали острые ребра. Формируются они сложенными большим и указательным пальцами, а большие – отогнутыми назад пальцами сложенных обеих ладоней. Высоту и толщину ребра меняют, плавно сдвигая/раздвигая пальцы (ладони) в движении по ходу формирования ребра. Пальцы, как и вообще для ручной лепки, должны быть слегка влажными.

Круглая

Основа круглой лепки – анатомически подобный объекту проволочный каркас, т.е. с пропорциями объекта и расположением ветвей там, где основные кости костяка. Каркас в круглой фигуре работает так же, как скелет живого существа. Сведения о скелетах можно почерпнуть из любого курса пластической анатомии человека, животных и птиц. Пластическая анатомия дисциплина не медицинского, а художественного образования. Материал там изложен с точки зрения, как лепить, а не как лечить, и рассчитан на слушателей, к тонкостям и строгостям науки не расположенным.

Фигура высотой прим. от 30-40 см лепится по каркасу так, как показано на поз. 1 рис. Для фигурок поменьше каркас делают упрощенным (поз. 2), но соблюдая принцип анатомического подобия. У человека он, кстати, не так уж сложен: рост делим на 8; 1/8 его часть и будет размерным модулем гармоничного человеческого тела, поз. 3.

Каркасы мелких фигурок животных делаются подобным образом (поз. 4а и 4б). Вес фигур покрупнее желательно уменьшить, чтобы меньше возни было с закреплением барельефа (см. ниже). В таком случае:

  • Базовый каркас (поз. 5а) делают объемным примерно по контурам тела минус 1-3 см на лепку, с помощью доп. ветвей из той же проволоки (поз. 5б). Вспомогательные ветви прикрепляют к основным и скрепляют между собой обмоткой тонкой медной проволокой, а еще лучше – пайкой.
  • В жидком, как обезжиренный кефир, гипсовом растворе замачивают рулончики медицинского бинта, как для гипсования переломов конечностей (см. напр. фильм «Бриллиантовая рука»), и обматывают гипсовочным бинтом каркас, поз. 5в. Замачивать нужно именно рулончики: как только бинт начнет плохо отдираться от мотка, значит, гипс начал твердеть и остаток рулона пошел в отход.
  • По полном высыхании загипсованного каркаса его послойно облепляют базовым раствором (можно применять тонирование), доводят по форме и фактуре инструментом и шкуркой, и гипсуют до чисто белого (если надо) раствором архитектурного гипса.

Примечание: для каркасов развернутых крыльев птиц, бабочек, эльфов, летучих мышей, упырей, драконов и т.п. удобно использовать тонкую и мелкую металлическую сетку. Еще вариант – ответвления основных ветвей, оклеенные бумагой или обрывками капроновых колготок.

Опора для фигур

Фигуры для самодельных горельефов лепятся отдельно; по месту слишком сложно. Поэтому у каждой фигуры должна быть плоская площадка, а на базовой поверхности – соотв. плоскость, чтобы фигуры можно было приклеить на места.

Как крепить барельефы

Горельеф с круглыми фигурами получается довольно тяжелым. Если на 1 кв. дм. его опорной площади приходится более 1,5-2 кг, барельеф нужно подкрепить. Лучше всего для этого годятся рифленые гвозди 80-120 мм, вбитые в пластиковые дюбеля. Точки крепления размечают заранее под наиболее толстыми местами, распределяя их как можно равномернее по площади. Гвоздь в дюбеле должен сидеть в стене не менее чем на глубину в 50-60 мм. Выступ над стеной – 1,5-2 см, для чего вбитый в дюбель гвоздь обкусывают. Массива барельефа над выступающим крепежным шпеньком должно быть не менее 1-1,5 см.

Супербарельеф

И в заключение – как попробовать себя в элитарной технике теневого барельефа. Потребуется для этого всего лишь кусок ГКЛ со слоем свежего базового раствора ок. 0,5 см и гвоздь 100-150 мм. С ребер острия гвоздя нужно аккуратно снять облой, чтобы получилась правильная 4-гранная пирамидка.

Украсить свой дом, сделать его необычным и оригинальным мечтают многие. За необычную отделку или предметы интерьера мы порой отдаем неоправданно большие суммы, не подозревая, что достигнуть нужного эффекта можно ценою гораздо меньших трат. Один из таких бюджетных способов украшения интерьера – лепнина на стене своими руками, мастер класс по которой мы и представляем Вашему вниманию.

Сегодня я покажу Вам, как выполнить вот такую изящную ветвь виноградной лозы.

Для работы нам потребуются:

  1. Гипс строительный или алебастр
  2. Пластилин
  3. Целлофановый пакет
  4. Картинка изображением листа винограда
  5. Строительный силиконовый герметик
  6. Шпаклевка типа Сатенгипс (KNAUF)
  7. Набор мастихинов
  8. Грунтовка
  9. Одноразовый шприц
  10. Водоэмульсионная краска нужного цвета

Лепнина на стене своими руками. Подготовка

Лепнина на стене своими руками, как и все строительные работы, начинается с поверхности. Ровнять ее особо не нужно, а вот обеспылить и прогрунтовать – обязательно.

Оставляю стену сохнуть, и в это время готовлю необходимые формы и шаблоны. Форма понадобится для отливки виноградин. Можно их лепить по месту, но клеить готовые гораздо удобнее, к этому моменту они уже затвердевшие, поэтому не деформируются под нажимом.

Формирую из пластилина продолговатый шарик – виноградинку нужного размера. Затем изготавливаю небольшую пластилиновую «чашечку» в которую «виноградинка» помещается с зазором (Как сделать более сложную гипсовую лепнину, читайте ).

Заливаю «чашечку» герметиком, вдавливаю в силикон пластилиновую заготовку до середины. Оставляю силикон застывать.

Переходжу к изготовлению шаблона листьев. В Вашем варианте это могут быть и другие детали со сложной формой, которую сложно воспроизвести без шаблона. Я распечатал из Интернета резной виноградный лист, разорвал пакет так, чтобы пленка была в один слой, и перевел на него лист по образцу.

Когда силикон полностью застыл, извлекаю шаблон и снимаю «чашку».

Развожу гипс или алебастр. Раствор не должен быть слишком пластичным. Консистенция «сметаны» — самая подходящая. Заполняю форму. Твердеет «виноградина» не долго. Пары минут достаточно. Для этой лепнины виноградин я сделал 16 шт.

Лепнина на стене своими руками. Создание

Когда грунтовка просохла, пришло время создать поверхность под нашу лепнину на стене.

Развожу шпаклевку и покрываю ей стену. Рельеф я придал с помощью валика.

И сразу, пока шпаклевка не застыла, приступаю к созданию лепнины. Вдавливаю в шпаклевку виноградины, формируя кисти.

Намечаю листья. Аккуратно прикладываю трафарет, чтобы не испортить текстуру стены, продавливаю контур листа в шпаклевку. Убираю полиэтилен. На фото не очень четко видно, но на стене отпечаток хорошо заметен.

Оставляю стену до полного высыхания, затем еще раз покрываю грунтовкой и даю просохнуть.

Укладываю внутрь контура шпаклевку, создавая толщину элемента лепнины.

Затем подручным инструментом (шпатели, мастихины различной формы) (мои мастихины самодельные)
, придаю зубчатость края листа, формирую перегибы и складки. Для того, чтобы сформировать четкий край, используя мастихин, как строительный шпатель, наношу на край немного густой шпаклевки. Поправляю по месту и удаляю излишки.

Придаю фактурность поверхности полукруглым мастихином.

На некоторых листах делаю прожилки. Для этого заправляю шпаклевкой консистенции сметаны одноразовый шприц.

Осталось сделать собственно лозу. Утолщаю соединения листьев, формирую ветви. Придаю «натуральности» тонкими продольными линиями.

Ну вот, собственно лепнина на стене своими руками сделана.

После высыхания покрываю еще раз грунтовкой. Затем окрашиваю, и сразу же снимаю излишки краски влажной губкой. Вообще окраска выполняется по желанию, можно оставить белой.

Вот что получилось.

Еще один мастер — класс по созданию объемного декора на стене см. .

И мастер — класс по созданию барельефного панно для Вашего интерьера.

Лепнина считается антикварной архитектурной традицией, получившей популярность ещё в Древней Греции. Невзирая на многообразие существующих стилистик для оформления интерьера, желание обустроить подобным декором собственное жилище не исчезло и у современных его жильцов.

Поговорим, как оформить лепниной настенную поверхность своими руками, используя недорогие материалы.

Из чего создаётся лепнина?

Некогда рисунок на настенной поверхности создавался вручную. Специально подготовленный раствор наносился специалистами на штукатурку и преобразовывался в оригинальные узоры, откуда и название – лепнина. Когда в производстве была придумана формовка, лепнина стала доступным методом декора стен.

Формы из металла позволяют создавать разнообразные элементы орнамента без вспомогательной доводки. Без потери высокого качества, все формы выдерживают не менее чем 2000 отличных заливок.

В процессе создания лепнины положительный результат зависит от качества используемых материалов, к которым относится:



Гипс

Экологический, максимально устойчивый к температурным перепадам. Во время твердения масса из гипса становится больше, имеет свойства даже проникать в маленькие щели. Пластичность данного материала облегчает рабочий процесс, связанный с гипсовым оформлением.

Гипс не сложен в обработке, именно по этой причине готовой продукции не сложно придать необходимый размер. При работе с лепниной из данного материала можно маскировать дефекты поверхностей, а также различные повреждения элементов, которые нередко появляются при перевозке.

При создании лепнины гипсовой в мастерской дома форму, которая заполнена массой, важно встряхивать для устранения воздушных пузырьков.

Облицовка из гипса имеет и свои минусы: немалый вес, что отрицательно сказывается на долговечности отделки. Также гипс не отталкивает влагу, а притягивает её, что приводит к образованию грибка на рельефе.

От подобного недостатка можно избавиться, если нанести на лепнину специальное защитное средство.



Полистирол

Данного вида лепнина в интерьере отличается приемлемой стоимостью, но эксклюзивностью не может похвастаться. Украшение весьма хрупкое, требует аккуратного обращения, именно по этой причине в основном применяется для отделки потолочной поверхности и верхней части стены.

Производство полистирола осуществляется автоматическим способом. Высокого качества элементы получают посредством экструдирования из предварительно расплавленного состава.

В их текстуре не имеется гранул с выраженным контуром, имеющихся в пенопласте, который произведён посредством вспенивания. Из-за данного зерна лепнина лишается чёткости орнамента.



Определённые формы производят пенопласт экструдированный, который имеет высокую степень плотности, долговечность которой сравнима с полиуретаном и массивом.

Полиуретан

Получают путём соединения необходимых компонентов для получения реакции образования газа, в результате чего создаётся пластик вспененный. Данный материал обладает высокой степенью устойчивости к перепадам температуры.

Лепнина из полиуретана долговечная, лёгкая, проста в окраске, влагоустойчивая, имеет огромный ассортиментный ряд, не впитывает специфические ароматы.

По текстуре и плотности подобен натуральному массиву, однако в отличие от него не изменяет форму и не трескается даже по истечении длительного периода времени.

Разновидности элементов из лепнины

Из материалов, о которых шла речь выше, создаются самые разнообразные изделия, как на фото лепнины на настенных поверхностях в представленном каталоге.



Фестоны и медальоны

Фестоны или гирлянды имитируют оригинальный растительный декор и обустраиваются в верхней части настенной поверхности. Медальоны представляют собой панно с узором из цветом.

Ниши. Устанавливаются к настенным поверхностям, рамы для ниш можно приобрести отдельно. Нередко дно накладных ниш создают из матового белоснежного органического стекла, которое даёт возможность организовать качественную подсветку.

В этих целях под стеклянной поверхностью устанавливают тусклый осветительный прибор, который, эффективно освещая обустроенные в нише детали, подчёркивает их невероятную привлекательность, придавая эксклюзивность палитры.

Пилястры и колонны

Включают несколько частей. Стволы декорируют канавками для придания изящности элементам. Колонны из лепнины создаются в различном стилевом исполнении. Как правило, колонны, изготовленные из полиуретана, предназначены исключительно для удачного оформления стен, не несут при этом никакой нагрузки.

Однако при необходимости пустотелые элементы можно обустроить под несущие. В этих целях в полость подобной колонны помещают стойку из металла, которая и будет нести нагрузку.



Колонны, произведённые из гипса, в подобных случаях необходимо армировать. Колонны из лепнины нередко скрывают различные стояки, расположенные вдоль стен в квартире на видном месте.

Кронштейны, пьедесталы

Что касается первых элементов, то они являются надёжными опорами для полок с книгами, подоконников. Можно обустраивать на стыках настенной и потолочной поверхностей в виде угловых деталей.

Пьедесталы считаются опорами для декоративных аксессуаров. Подобная лепнина выдерживает нагрузку не более чем 50 килограмм. Размещённые на пьедестале обычные детали смотрятся эксклюзивно и значимо.

Как пьедесталы, так и кронштейны придают стилистике комнаты некую изюминку, торжественность, облагораживают архитектуру, а также удачно делят площадь на функциональное пространство.

В процессе установки подобных деталей важно не забывать об их пропорциональности в соотношении с величиной помещения. Массивная лепнина на настенной поверхности сузит зрительно комнату, и напротив – маленькая лепнина может легко затеряться в крупногабаритном пространстве.

Купола

Применяются в качестве декора потолка в стилистике ампир. Можно создать роспись на куполе, подвесив внутри люстру, что станет достаточно оригинальным решением.

Помните, грамотно выбранный декор преобразит любую комнату. И если лепниной оформить обычную настенную поверхность, то можно получить уютные, экстравагантные апартаменты, где царит множество эмоций – от строгости до торжественной пышности.

Фото лепнины на стенах

Одним из распространенных вариантов помещения является отделка лепниной из гипса. Издавна элементы лепного декора в помещении считаются признаком роскоши, богатства, эксклюзивности и отличного вкуса. Исторически рельефную лепнину из гипса использовали для декорирования оконных и дверных проемов, встроенных ниш и других элементов роскошных особняков и имений. Современные же технологии изготовления лепнины из гипса обеспечивают ее доступность для любого покупателя.

Уникальные свойства лепного декора

Декоративные лепные элементы из гипса отличаются не только красотой, эстетикой и изысканностью, но и практичностью. С одной стороны правильно подобранный лепной декор подчеркнет особенности и достоинства интерьера помещения, а с другой – позволит скрыть недостатки или ошибки при строительстве и отделке комнаты, а также не эстетичные элементы систем тепло- и водоснабжения (например, щели, стыки, трубы, батареи, вентиляционные решетки и т.д.). Кроме того, массивные элементы лепного декора (например, колонны) помогут разделить помещения на несколько функциональных зон, визуально увеличить, расширить или сузить внутреннее пространство, сделать его более объемным и рельефным.

Современный ассортимент лепных декоративных элементов позволяет использовать их для дизайнерского оформления стен, углов, потолков, внутренних дверных и оконных проемов, отдельных ниш и пустующего пространства, дополнительного украшения элементов осветительной системы (розетки, плафоны, люстры, выключатели и т.д.). Высокой популярностью в сфере дизайна интерьера лепной декор из гипса пользуется благодаря следующим основным факторам:

  • Экологическая чистота. Гипс является природным материалом, соответственно не содержит токсичных и аллергических соединений, как, например, синтетический декор. Благодаря природному химическому составу гипс пропускает воздух и влагу, обеспечивая тем самым естественную вентиляцию, что позитивно сказывается на психологическом и физическом состоянии человека.
  • Долговечность. Лепнина из гипса практически не подвержена износу, а при правильном уходе и своевременной реставрации прослужит до сотни лет. Гипсовый лепной декор прекрасно переносит изменения температуры, практически не теряет прочность и не дает усадки состава.
  • Низкий уровень пожароопасности. Благодаря своему химическому составу и относительно полой структуре гипс практически не проводит тепло, а соответственно – не горит.
  • Дизайнерская вариативность. Гипсовые декоративные изделия – огромное поле для творчества, ведь лепной декор может иметь абсолютно любой размер и форму, даже самую причудливую (от правильных геометрических фигур до виноградных лоз, морских раковин, рогов изобилия и т.д.). При этом «оживить», придать ярких оттенков лепнине очень легко с помощью лакокрасочных материалов, технологии золочения и т.д.

В течение многих столетий использования декоративные гипсовые лепные элементы зарекомендовали себя как надежное, оригинальное и элегантное дизайнерское украшение помещения. Как правило, декоративная лепнина из гипса используется для украшения интерьеров в классическом стиле. При этом декоративная лепнина позволяет создавать впечатление стилизации помещения под исторические эпохи, принося во внутреннее пространство чувство гармонии, изысканности, богатства. Однако, сейчас многие дизайнеры используют лепные гипсовые элементы при оформлении помещения в стилях, минимализм, поп-арт, а также их комбинирования, что придает пространству оригинальность, экстравагантность, неординарность.

Этапы изготовления гипсовой лепнины

перепланировка, визуализация в 3D, список гипсовых изделий, начиная от колонн и заканчивая фризами. Дизайн лепнины в интерьере.

если возникнет желание «оживить» лепнину красками, наши художники выполнят декоративные росписи или венецианскую штукатурку.

Технология производства лепных декоративных элементов

На современном рынке декора гипсовая лепнина, как правило, представляет собой архитектурные формы следующего вида: карнизы, тяги, розетки, углы, молдинги, фризы, камины, кронштейны, арки, капители, пилястры, колонны, орнаменты и др. Технология производства данного лепного декора предполагает следующие стандартные этапы работы:

  • разработка модели будущего декоративного элемента в трехмерной графике;
  • лепка проектной модели из пластилина;
  • производство (на основе проектной модели) формы для отлива декоративного элемента;
  • отлив декоративного элемента.

Исключением из данной последовательности производства лепнины является лепной декор ручной работы. Ручные лепные элементы выполняются непосредственно на декорируемой поверхности с использованием технологии резьбы. Более массивные и другие стандартные элементы лепнины отливаются отдельно в специальных заготовках (металлические или силиконовые). Лепной декор ручной работы изготавливается в основном на заказ, а его форма, размер, текстура и другие характеристики зависят исключительно от пожеланий заказчика.

Например, лепные элементы могут быть стилизированы под мрамор, старину, повторять абсолютно любые фактуры. В любом варианте ручная декоративная лепка придаст элегантный, роскошный и респектабельный вид, как внешнему, так и внутреннему пространству помещения.

Установка лепнины из гипса

Особенности технологии монтажа декоративных лепных элементов обуславливаются формой и весом последних:

  • Малогабаритные декоративные изделия из гипса — монтируются при помощи клеевых основ (например, клей ПВА). Предварительно до нанесения клея обратная поверхность лепного элемента должна быть отшлифована с помощью наждачной бумаги. Только после шлифовки на обратную поверхность наносят клей и прикладывают к месту монтажа, придерживая 2-3 минуты.
  • Крупногабаритные лепные изделия — монтируются с использованием клеевых смесей (готовится специалистами непосредственно перед монтажом) и оцинкованных шурупов (предотвращает появление ржавчины). Перед монтажом гипсовой лепнины обратная сторона изделия и поверхность, на которую будет производиться крепеж должны быть влажными и обработанными клеем ПВА. После посадки декоративного элемента на клей осуществляется его закрепление с помощью оцинкованных шурупов, каждый из которых вкручивается на расстоянии 20-25 сантиметров.
  • Монтаж колонн и пилястров – наиболее трудоемкий и технологически сложный процесс, который должны выполнять минимум два специалиста-монтажника. Монтируется колонна из двух частей, которые склеиваются между собой малярным скотчем. Далее осуществляется наполнение полости готовой колонны гипсовой стружкой. Наполнение должно происходить поэтапно (уровень наполнения не более 20сантиметров за один раз) для того чтобы гипсовая конструкция не треснула или сдвинулась.
  • Окончательную отделку и затирку швов можно осуществлять через 2 суток после основного этапа монтажа. Если Вы планируете дальнейшее декорирование гипсовой лепнины, то через сутки после монтажа, изделия необходимо обработать специальной акриловой грунтовкой. Акриловая грунтовка не только облегчит процесс покрытия изделия лакокрасочными материалами, но и защитит его от повреждений.
Декоративное оформление лепнины

Декоративная гипсовая лепнина сама по себе очень красивый и статусный элемент дизайна интерьера. Однако современная сфера художественного оформления позволяет осуществлять дальнейшее декорирование лепных гипсовых элементов. Художественное декорирование гипсовой лепнины осуществляется с помощью следующих технологий:

  • Тонирование — предполагает придание определенного оттенка лепнине, который будет гармонировать с общим интерьером.
  • Одно- и многоцветная покраска, в том числе золочение и серебрение, вдохнет «жизнь» в лепной декор. Гипсовая лепка заиграет красочными переливами и загадочными, привлекающими внимание оттенками.
  • — смотрится на гипсовой лепнине особенно элегантно. В зависимости от тематики, в которой выполнен лепной декор и общего интерьера, он может быть украшен геометрическими фигурами, пейзажами, натюрмортами и т.д.
  • Искусственное придание эффекта «состаривания» — очень эффектно смотрится в классическом оформлении помещения. Визуально потертые лепные элементы придают аристократическое благородство внутреннему убранству помещения.
  • Придание заданной текстуры (мрамор, камень, фарфор, металл и т.д.) также направленно на гармонизацию лепки с общим интерьером.
  • Например, если в пространстве помещения присутствуют мраморные элементы, то отделка лепным декором с мраморной текстурой придаст законченный внешний вид стилистической концепции.

Огромное количество современных лакокрасочных средств (лаки, краски, тонеры, воски и т.д.) позволяет художникам и мастерам декорировать композиции из элементов лепного декора различными оттенками цветов и техниками нанесения. Кроме того, окрашенные или затонированные лепные элементы могут изменять оттенки в зависимости от угла освещения в помещении, что позволяет создавать поистине эксклюзивные интерьеры, которые отражают атмосферу и настроение владельцев.

Студия лепного декора ГессоСтар предлагает комплекс услуг по изготовлению и установке декоративных гипсовых лепных изделий. В ассортименте нашего каталога работ имеются готовые декоративные лепные изделия из гипса ( , и др.). Кроме того, у нас Вы можете заказать декоративные панно, украшения для каминов и другие лепные элементы в авторском исполнении (эскизы могут быть выполнены как специалистами компании, так и принадлежать клиенту).

Специалисты компании ГессоСтар знакомы с различными техниками ручной лепки и декорирования, в своей работе применяют разнообразные виды шпаклевки и лакокрасочных материалов. Наши профессионалы ручной лепки из гипса оформят фасад и внутреннее пространство любого помещения эксклюзивными лепными орнаментами, привнося нотки индивидуальности и изысканности.

Студия ГессоСтар кроме изготовления лепных декоративных элементов также занимается их монтажом. Строители из нашей компании специализируются на монтаже гипсовой лепнины, знакомы со всеми особенностями ее установки и подготовки поверхности для крепежа лепного декора. Литье и установка гипсовой лепнины бренда ГессоСтар осуществляется мастерами с многолетним успешным опытом работы, что гарантирует высокое качество готового изделия.

Также компания ГессоСтар выполняет работы по художественному декорированию гипсовой лепнины – тонирование, золочение, покраска, искусственное состаривание, стилизация под заданную текстуру и др. Наши специалисты подберут оттенки и структуры лепного декора, которые идеально впишутся в Ваш интерьер и подчеркнут его индивидуальность и роскошность.

Студия лепного декора ГессоСтар предлагает Вам эксклюзивные идеи для оформления помещений на основе декорирования роскошными и одновременно практичными лепными элементами из гипса.

Наше предложение

  • полный комплекс работ по разработке, производству и монтажу гипсовых элементов;
  • архитектурный лепной гипсовый декор для любых помещений;
  • изготовление лепнины из гипса нашей компании, а также по эскизам заказчика;
  • в наличии ассортимент , изготовление колонн, панно, балясин, украшение каминов, вентиляционных решеток, и многое другое;
  • декоративная покраска лепнины (патина, золочение, имитация «под мрамор», «под дерево») и искусственное «старение» поверхности;

Квалифицированный дизайн и мастерство литья на основе многолетнего опыта позволяют нам производить гипсовые элементы, которые проходят строгий контроль качества на всех этапах изготовления.

Наша компания имеет большой опыт реализации проектов любого уровня сложности, что позволяет нам соответствовать самым взыскательным требованиям и пожеланиям заказчика. Установка лепного гипсового декора выполняется мастерами с многолетним опытом, гарантируя высокое качество исполнения работ.

Остались вопросы? Хотите сделать заказ?

Антон Цугунов

Время на чтение: 5 минут

Лепнина в интерьере сегодня не считается чем-то необычным – это довольно распространенный декоративный элемент, удачно дополняющий дизайн квартир в классическом и неоклассическом стиле, а также очень уместный в таких направлениях, как и . Но чтобы не превратить эту изящную красоту во что-то громоздкое и безвкусное, нужно знать секрет правильной подборки элементов, который мы сейчас и раскроем.

Лепнина из полиуретана: современный вариант

В современных интерьерах необычайно популярной стала полиуретановая лепнина, у которой, бесспорно, есть свои преимущества.

  • Этот материал устойчив к повышенной влажности, а значит, может быть использован в интерьере ванной комнаты или кухни.
  • Полиуретановый декор прост в уходе, легко моется, на такой лепнине не оседает пыль, она не впитывает запахи.
  • Малый вес, значительно упрощающий монтаж. Такую лепнину можно своими руками посадить на промышленный клей типа «жидкие гвозди», не прибегая к помощи профессионалов.
  • Устойчивость к механическим воздействиям, высокая ударопрочность. Со временем лепнина не осыпается, не меняет изначальный цвет и даже не трескается. По желанию ее можно искусственно состарить или просто покрасить.
  • Полиуретановая лепнина в интерьере устойчива к перепадам температур.

Все эти свойства актуальны для высококачественного изделия, к коим не относится китайский ширпотреб. Поэтому при выборе лепнины обязательно стоит обратить внимание на производителя.

Из крупных недостатков полиуретановой лепнины можно выделить следующие:

  • синтетическое происхождение материала;
  • горючесть;
  • зернистость поверхности;
  • различные партии одной модели могут слегка отличаться при стыковке, поэтому нужно стараться приобретать изделия из одной партии.

Вечная классика

Полиуретановая лепнина – это веяние современности, классическая же лепнина в интерьере всегда делалась из гипса.

Основным преимуществом гипсовой лепнины в интерьере является натуральность материала. Гипс не токсичен и не содержит вредных примесей, не горюч, а значит пожаробезопасен. Из недостатков стоит отметить большой вес деталей и их хрупкость, своими руками произвести монтаж гипсовой лепнины крайне сложно.

Для чего и почему

Лепнина в интерьере может быть использована для:

  1. Украшения, придания индивидуальности помещению.
  2. Скрытия коммуникаций и служебных конструкций (стояков, вытяжек, труб).

Самой распространенной областью применения лепнины остается украшение стен. Лепнина на стенах – это классика. Следующее место – это потолок, в отдельных случаях лепнину можно использовать на лестницах и карнизах.

Виды декора

Существует множество различных видов лепнины, некоторые из них довольно популярны и могут использоваться в интерьере современных домов и квартир, другие больше подходят для дворцов, вилл и фешенебельных отелей.

Молдинг

Молдинги представляют собой декоративные планки различной ширины. Э то настенное украшение применяется в интерьере для деления помещения на зоны или для выделения какого-либо участка стены. Также изделия этого типа используют:

  • для обозначения границ;
  • выделения вставок;
  • маскировки стыков;
  • придания визуального объема помещению.

Стоит помнить, что при использовании молдинга из гипса лучше выбрать изделие не более 6 см шириной, иначе оно будет смотреться в интерьере громоздко и вычурно.

Молдинг можно пустить по периметру комнаты, на десяток сантиметров ниже уровня потолка. Это придаст интерьеру особую изюминку и законченный вид.

Карниз

Это декор, который располагается на стыке стены и потолка. Карнизы, имитирующие лепнину, бывают любой прочности и гибкости, различные по размерам, гладкие, выпуклые, с рисунком и без него. Если подобрать карниз правильно, можно:

  • визуально увеличить или уменьшить комнату;
  • скрыть различные неровности, а также края .

Широкий карниз или потолочный молдинг способны зрительно поднять потолок, а правильно подобранная тонировка усилит нужный эффект. Если комната совсем маленькая, лучше всего отказаться от классического белого, в тон потолку, карниза, и сделать его в одном цвете со стенами.

Напольный плинтус

Выполняет практически те же самые функции, что и карниз, только в отношении пола. При выборе плинтуса нужно учитывать особенности интерьера, фактуру и цвет напольного покрытия. Полиуретановый плинтус с имитацией лепнины можно своими руками окрасить практически в любой цветовой оттенок.

С помощью молдингов, карнизов, плинтусов можно не только облагородить интерьер, но и скрыть провода.

Розетка

Один из наиболее распространенных видов лепнины.

  • Розетки помогают скрыть или замаскировать крепежные элементы люстр или потолочных светильников.
  • Они имеют различную конфигурацию и форму, разные типы орнаментов.
  • Можно подобрать лепнину в виде розетки под любой дизайн.

Остальные элементы менее популярны и достаточно редко используются в современном интерьере. К ним относятся:

  • фризы;
  • капители;
  • кронштейны;
  • пилястры.

Неповторимая индивидуальность: лепнина своими руками

Декорировать помещение лепниной, создав уникальный и неповторимый интерьер, может приглашенный мастер-профессионал. Если же охота самостоятельно окунуться в мир фантазий и творчества, то можно сделать оформление и декор своими руками.

Этапы самостоятельного изготовления лепнины:

  • Эскиз. Его можно для начала нарисовать, а затем сделать из пластилина или модифицировать полиуретановую модель.
  • Изготовление формы. В домашних условиях лучше всего сделать форму из силикона. Смешиваются жидкий силикон и силиконовое масло, полученный состав с помощью кисточки плавными мазками наносится на модель, предварительно смазанную разделяющим составом. После этого форма укрепляется, чаще всего для этого используется марля – она как бы впечатывается в силикон. После высыхания процедуру повторяют несколько раз, добиваясь толщины формы не менее 3 мм. Когда высохнет последний нанесенный слой, форму с модели снимают.
  • Приготовление гипсового раствора своими руками. При работе с гипсом следует помнить, что он быстро застывает. Состав гипсового раствора следующий: 10 частей сухого гипса (порошка), 7 частей воды и немного клея ПВА, разведенного водой (он предотвратит растрескивание готового изделия). Раствор быстро перемешивается, по своей консистенции должен напоминать жидкую сметану.
  • Изготовление изделия. Полученная гипсовая смесь заливается в смазанную разделяющим составом форму. Состав заливается плавно, форма периодически встряхивается. Встряхивание и вибрация помогают избежать образования воздушных пузырей. Затем поверхность выравнивается и дается время на высыхание.
  • Через полчаса его можно извлечь из формы и оставить еще на сутки для окончательной просушки.
  • При желании или необходимости можно сделать доводку будущего элемента интерьера, зашкурить, заполнить мелкие неровности.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Как правильно клеить обои (видео)

Элемент декора, сделанный своими руками, готов! Можно использовать его в интерьере и показывать гостям.