Последние статьи
Домой / Юридические вопросы / Пирамида жизненных потребностей. Первичные и физиологические потребности по Маслоу — что это? Объясняем кратко

Пирамида жизненных потребностей. Первичные и физиологические потребности по Маслоу — что это? Объясняем кратко

Демокрит называл потребности основной движущей силой, благодаря которой человечество получило ум, язык и мышление. Абрахам Маслоу упаковал все потребности в пирамиду более полувека назад. Сегодня его теорию используют в работе, бизнесе и критикуют одновременно. Чтобы научиться использовать ее в своих интересах, нужно разобраться, как устроена пирамида Маслоу, из каких частей состоит и почему ступени выстроены именно в такой последовательности.

Что такое пирамида Маслоу?

Пирамида Маслоу - это схематическое изображение всех человеческих потребностей от самых простых и насущных до возвышенных. Еще в 1943 году психолог Абрахам Маслоу описал пирамиду ценностей с одной целью: понять, что совершать те или иные поступки. Сам Маслоу только сформулировал это понятие, а наглядную диаграмму придумали его ученики.

Пирамида потребностей.

Американский психолог с украинскими корнями Абрахам Маслоу (1908-1970) одним из первых начал изучать поведение людей с позитивной точки зрения. До этого вся сводилась к изучению психических отклонений или поведению вне нормы. Вместе с основоположниками Маслоу сформулировал основные приемы которые используют на своих сеансах.

Как выглядит пирамида Маслоу

Обычно пирамиду изображают в виде треугольника:

  • Самая нижняя и широкая часть – это физиологические потребности организма. Наше тело исторически запрограммировано на удовлетворение потребности в еде, утолении жажды, сне, сексе. Если оно хочет поесть или пойти в туалет, то мозг ни о чем другом больше думать не способен.
  • Вторая ступень – потребность в безопасности. Как и физиология, безопасность вшита в наше ДНК еще во времена человекообезьян. Жизненные задачи наших предков были просты незамысловаты: 1. Поесть. 2. Размножаться. 3. Избежать опасности быть съеденным. Они помогли человечеству выжить, поэтому потребность в безопасности еще называют физиологической реакцией «бей или беги».
  • Третья ступень – потребность в и принадлежность к группе тоже заложена во времена пещерных жителей, когда в одиночку было просто не выжить. Но именно для жизни в группе человеку понадобился новый навык. Это . Если ее вовремя не подключить, можно запросто проштрафиться и быть изгнанным из пещеры или в современных условиях, быть заблокированным в социальной сети.
  • Четвертая и пятая – потребности в и в познании. Они настолько взаимосвязаны, что идут в комплекте. Ведь у ученых и изобретателей, например, потребность в познании намного сильнее, чем в признании. Например, Григорий Перельман всю жизнь доказывал и доказал теорию Пуанкаре, а потом отказался от положенной премии и всех званий.
  • Шестая ступень – эстетические потребности. Это музеи, выставки, музыка, танцы, увлечения, все то, что приносит наслаждение душе и формирует интеллект.
  • Седьмая ступень – потребность в самоактуализации или желание раскрыть свой духовный потенциал. Тут тоже не все однозначно. По логике устройства пирамиды реализовать эту потребность нужно в последнюю очередь. Но ведь монахи добиваются реализации духовного потенциала именно за счет усмирения остальных своих потребностей.

Споры по поводу пирамиды Маслоу.

Пирамиду потребностей Маслоу сегодня чаще упоминают не в связи с , а с торговлей. Ее используют маркетологи и торговые представители всех рангов. На профильных они утверждают: если «бить» по самым базовым потребностям человека, наверняка удастся замотивировать его приобрести товар или услугу. Но не все тек просто, как кажется.

Споры по поводу пирамиды потребностей по Маслоу не утихают. Первое, что заставляет сомневаться в этой теории – история о том, как сам Маслоу отбирал людей для исследования. Сначала он искал людей идеальных. Но не нашел. После этого жесткие условия отбора постепенно смягчались, и удалось отобрать достаточное количество добровольцев для испытаний. Но все они были близки к понятию «идеального человека». На практике таких людей мало. А практика, как известно – критерий .

Второе, что тревожит современных психологов – это «перевернутая пирамида », когда во главу угла ставится и самоактуализация. Когда человек выставляет перед собой некий , стремится к нему и даже не понимает, зачем ему все это. А еще срабатывает «эффект медицинского справочника»: читаешь справочник и сразу находишь в себе все болезни. Только сегодня читают не справочники, а невероятные истории перевоплощения, достижения, взлета. И кажутся себе неидеальными, недостойными чего-то хорошего. А исправить «неидеальность» поможет только бесконечное самосовершенствование.

Австралийский дипломат и ученый Джон Бертон (1915-2010) развивал и пропагандировал другое видение пирамиды Маслоу . Он рассматривал человека как цельную , для которой все потребности важны в одинаковой мере. То есть ни одна из потребностей не считается низшей или высшей, потребности не могут исключаться, игнорироваться, быть предметом сделки или соглашения.

Но любая теория – это только теория. Пирамида так и останется красивой картинкой, если непонятно, как можно применить ее в реальной жизни.

Как «приложить» пирамиду человеческих потребностей в обычной жизни.

Пример 1. Рекламный агент.

Использовать пирамиду потребностей могут не только рекламные агенты. Мы сами можем разобраться в себе и понять, почему совершаем определенные покупки. Ведь мы часто покупаем не айфон, а возможность присоединиться к «клубу избранных» (принадлежность к группе), мечтаем не о шубе, а о возможности быть круче, чем соперница (потребность в признании). Такой самоанализ поможет не только понять себя, но и научиться сопротивляться настойчивой рекламе и неразумным тратам.

Пример 2. Голодный муж.

Вообще-то эта схема была описана еще в волшебных сказках: «добра молодца накорми, напои, в бане попарь, а потом уже и выспрашивай». Если перефразировать: удовлетвори базовые потребности согласно пирамиды Маслоу и тогда уже нагружай мужа умными разговорами. Но правило это действует не только во время ужина. Часто мы работаем, забываем об обеде и отдыхе, с головной болью начинаем решать глобальные проблемы, а потом удивляемся «что-то голова не варит». Иногда достаточно просто перекусить или поспать полчаса и мозг самостоятельно перезагрузится.

Пример 3. Карьерные изменения.

В сети сегодня публикуют множество историй о том, как важно самореализоваться в профессии «по зову сердца». Создается впечатление, что стоит забросить ненавистную работу и душа развернется, идеи начнут бить фонтаном. А вот и нет. В сети публикуют только истории успеха, а истории неудач в большинстве своем остаются за кадром. Люди увольняются с желанием изменить жизнь. А через месяц сталкиваются с проблемой: любимое дело не приносит ожидаемого дохода и в один день просто не на что купить еды. И тут начинается паника. А в панике творить как-то не получается. Поэтому консультанты по стратегиям карьеры советуют найти работу, которая будет приносить стабильный доход и оставит время для любимого дела. Если перефразировать: когда есть нечего (физиология) и нечем платить за квартиру (безопасность), то и любимое дело не радует.

Пример 4. Трудный подросток.

Для подростка особенно важно ощутить принадлежность к группе. Поэтому и возникают все эти подростковые движения, группы в сети, переписка, тайные общества. Некоторые родители поступают радикально – запрещают. Но запретить ребенку общаться, значит лишить его базовой потребности. Поэтому психологи советуют не запрещать, а подменять группы. Например, вместо игры онлайн заинтересовать подростка спортом. Тогда на смену одной группе придет другая, и запрещать ничего не нужно будет.

Пример 5. Идеальный партнер.

На запрос в поисковике «Как выбрать партнера» система предлагает сотни ссылок на тестирование. Кто составляет эти тесты, непонятно. Зато в пирамиде потребностей все просто и ясно. Сперва можно просто посмотреть на нее самостоятельною и понять, чего хочется от жизни. Потом можно поговорить о потребностях вместе с избранником. Кому-то постоянно хочется ездить на выставки и на курсы повышения квалификации, а кому-то поесть и посидеть в соцсетях. Может, лучше обговорить разницу во вкусах на ранних стадиях, чем впоследствии разочароваться в отношениях и семейной жизни?

Вывод : пирамида по Маслоу – это еще один способ разобраться в джунглях наших желаний и настоящих потребностей.

Модель современной системы материальной мотивации

Проблема мотивирования труда является одной из самых острых проблем, стоящих перед современным российским предприятием. Как правило, отечественные руководители рассматривают систему мотивации как инструмент, базирующийся на персональных выплатах работнику. На подавляющем большинстве российских предприятий система мотивации неотделима от системы начисления фонда оплаты труда, один из лучших вариантов которой может быть графически отражен как (Рис. 1):

Рисунок 1 Схема начисления ФОТ (материального стимулирования).

Согласно принятым системам мотивации на отечественных предприятиях работник получает:

  • Базовую заработную плату в зависимости от иерархического уровня управления;
  • Премии и бонусы по результатам деятельности подразделения за отчетный период;
  • Премии и бонусы по результатам личной деятельности работника (личные бонусы и доплаты за исполнение проектов, комиссионные, поддержка обучающихся, и т.д.);
  • Премии и бонусы по результатам деятельности организации в целом (годовые бонусы);

Опционы, актуальные, в основном, для западных стран не рассматриваются в этой модели, хотя несут в себе как материальные, так и моральные стимулы. Россия, к сожалению еще не готова к адекватному восприятию концепции “народного предприятия”, пока еще слишком авторизованы в сознании риски и прибыли предпринимательской и управленческой деятельности.

Кроме того, на схеме Рис.1 не отражены составляющие “компенсационного пакета”, пришедшие к нам с западными компаниями. В целом, “компенсационный пакет” представляет собой систему материального стимулирования Рис.1 плюс дополнительные льготы (организационные мероприятия) Рис.2 и дополнительные поощрения работников Рис.3.

Рисунок 2 Состав льгот, применяемых российскими компаниями (в %%).

Рисунок 3 Дополнительные меры поощрения, применяемые российскими компаниями (в%%)

Справедливости ради, надо отметить, что %% российских компаний на Рис.2 и Рис.3, применяющих те или иные льготы и поощрения работников, были определены в ходе опроса компаний, заявивших о применении “компенсационного пакета”. Выборка вряд ли может считаться репрезентативной, ее характер, скорее, качественный. Большинство же предприятий России применяют систему мотивации, аналогичную отраженной на Рис.1. Такая схема (Рис.1) мотивации достаточно эффективна в силу низкого уровня жизни, и, для большинства предприятий, сохраняет свою актуальность. Тем не менее, например, на московском рынке, несмотря на внешнюю логичность и взвешенность схемы Рис.1, она постепенно теряет свою эффективность.

Связано это со следующими факторами: Во-первых, при регулярной выплате бонусов, комиссионных и премий, ценность и мотивирующее воздействие резко снижается – работник привыкает к ним, расценивает их как форму заработной платы, и любое снижение таких, по сути дополнительных, выплат воспринимается как унижение со стороны работодателя.

Во-вторых, начальное мотивирующее воздействие переменной части оплаты труда, как правило, мотивирует творческое начало работника. Но, на практике, активное творчество работодателем практически никогда не требуется. Творчество воспринимается как досадное недоразумение, мешающее текущей регулярной работе. Творчество, с точки зрения современного российского собственника-менеджера, может проявлять либо сам собственник, либо высший руководитель, ибо они и только они “лучше знают и несут ответственность”. Возникает конфликт на базе взаимного непонимания, мотивирующее воздействие компенсируется негативным отношением к творческим порывам.

Снижение эффективности мотивационных схем по Рис.1 вынуждает работодателя искать новые методы мотивирования персонала. При этом, как правило, моральные “мотиваторы” не принимаются в расчет, поскольку не вполне понятно – для чего их применять. Единственным моральным методом мотивации, традиционно применяемым в России, является метод личного общения. Указанные на Рис.3 “моральные поощрения” в 85% случаев сводятся к личной похвале и в 10% случаев – к похвале (грамоте, благодарности и проч.) перед лицом коллег. Опять-таки проценты указаны исходя из выборки, которая не может считаться репрезентативной. Таким образом основной моральный фактор – личное общение. Мотивирующих факторов в данном случае несколько (список может быть продолжен):

  • Фактор внимания и защиты со стороны высшего руководителя - есть с кем пообщаться, есть на ком проверить свои идеи, есть кому “поплакаться в жилетку” и попросить защиты;
  • Фактор “своего парня” - с таким руководителем хочется работать, его хочется поддержать и неприлично обманывать;
  • Фактор сопричастности – близость к центру принятия решений, опережающая информация и обладание конфиденциальной информацией существенно поднимают статус работника;
  • Фактор влияния – близкие контакты с центром принятия решений провоцируют “синдром советника”, при котором работник стремится оказать эмоциональное либо интеллектуальное воздействие на принимаемые решения. Если такое удается, работник начинает влиять на руководителя в целях укрепления своего статуса, придавая себе вес как лидеру неформальной группы, возможно даже еще не сформированной.

В общем, российские традиции морального стимулирования, метко отражены термином “доступ к телу”. Как показано выше, такие методы мотивации несут в себе серьезную угрозу бизнесу, поскольку влияние работников на руководителя не связано с эффективностью бизнес-системы в целом, а лишь отражают стремление тех или иных специалистов упрочить свой статус на предприятии.

Похвала перед лицом коллег – иначе говоря, призыв к общественному признанию заслуг работника, начинает пользоваться все большей популярностью отечественных менеджеров. Это связано с тем, что такой вид поощрения несет в себе несколько факторов, которые могут быть использованы в управлении:

  • Фактор статуса – если работника публично похвалили, то значит, что этот работник как бы становится ближе к руководителю, получает моральное право на некую лидирующую позицию;
  • Фактор команды – тот, кого поощрили публично, начинает себя чувствовать членом “команды”, у него появляется чувство ответственности за общий результат;
  • Фактор выделения – похвалив кого-либо, руководитель разрушает неформальные связи такого работника, особенно, если работник был выделен на фоне негативного отношения к остальным членам группы;
  • Фактор целеполагания – публичная похвала, фактически, является отражением целей руководителя, показывает работникам “линию партии и правительства”.

Этот список также может быть продолжен, что для опытного управленца не составит труда.

Остальные методы морального мотивирования и стимулирования труда, кстати, неплохо себя зарекомендовавшие в советское время, к сожалению, не рассматриваются отечественными предпринимателями и менеджерами в силу непонимания их применимости и неуверенности в их эффективности. Рассмотрению роли и места, но не практики применения, нематериальных методов мотивации персонала и посвящены дальнейшие разделы.

Теория иерархии потребностей А.Маслоу

Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу, иногда называемой “пирамидой” или “лестницей” Маслоу, является фундаментальной теорией, признанной специалистами по менеджменту во всем мире. В своей теории Маслоу разделил потребности человека на пять основных уровней по иерархическому принципу, который означает, что человек при удовлетворении своих потребностей движется как по лестнице, переходя от низкого уровня к более высокому (Рис.4).

Рисунок 4 Иерархия потребностей (пирамида Маслоу).

Несмотря на очевидную красоту и логичность теории иерархии потребностей, сам А.Маслоу в своих письмах отмечал, что теория, сделавшая его знаменитым, применима к пониманию потребностей человечества в целом, как философское обобщение, но никоим образом не может использоваться в отношении конкретного индивидуума.

Тем не менее, несмотря на уверенность автора в неприменимости его теории к реальным людям, теория иерархии потребностей Маслоу пережила уже тысячи (а может быть – десятки тысяч) попыток применить ее к реальной жизни в качестве основы для построения системы мотивации и стимулирования труда. Ни одна из этих попыток не увенчалась успехом в силу индивидуальной и уникальной системы ценностей каждого человека. Действительно, голодный художник, испытывающий голод, т.е. “физиологическую потребность низшего уровня”, не перестанет рисовать свои картины, т.е. удовлетворять “потребность высшего уровня”. Таким образом, потребность высшего уровня не всегда является логическим (иерархическим) продолжением потребностей более низкого уровня.

Для разрешения “проблемы голодного художника” многие исследователи применяли различное выделение потребностей (мотивирующих факторов) в обособленные группы. К известным базовым теориям можно отнести:

  • “Теорию СВР” Алдерфера, разделившего потребности на потребности в существовании “С”, потребности взаимосвязей “В” и потребности роста “Р”. Движение между потребностями может происходить как “вверх”, так и “вниз”. Таким образом может быть описан “голодный художник”, но для построения единой системы, применимой к реальной группе людей следует описать ценности каждого из них, что очень трудоемко. Кроме того, система ценностей человека в течение жизни меняется, и такие описания следует повторять;
  • “Теорию приобретенных потребностей” МакКелланда, выделившего три группы потребностей, приобретенных человеком с опытом – потребность в причастности, потребность в успехе и потребность во власти. Это – потребности высшего уровня, существующие параллельно и независимо друг от друга. За счет их параллельности и независимости достигается “отстройка” от иерархии, т.е. последовательности, но недостатком этой теории является ее применимость исключительно к высшему управленческому звену организации;
  • “Мотивационно - гигиеническую теорию” Герцберга, выделившего две группы факторов – “гигиенических” и “мотивирующих”, что, практически, повторяет иерархичность потребностей. Кроме того, результаты воздействия гигиенических и мотивирующих факторов различны для разных индивидуумов, границы между ними размываются. Несмотря на существенный вклад в понимание мотивации, “гигиеническая теория” так и осталась чисто теоретическим вкладом в понимание специалистами основ менеджмента. Справедливости ради надо отметить, что теория Герцберга стала основой для большого количества других мотивационных теорий, которые можно обобщить термином “гигиенические”.

Список теорий может быть продолжен, но, так или иначе, подавляющее большинство авторов (Адамс, Портер, Лоуренс, Врум, Лок, Гриффин, Хакмен, Олдхэм и др.) приходит к выводу, что мотивирующие факторы, потребности и ожидания существуют параллельно, не противореча друг другу, а являясь взаимным дополнением, причем для каждого индивидуума сочетание факторов мотивации и потребностей уникально. Исследователям, заинтересованным в более тщательном изучении этих теорий, следует в первую очередь обратить внимание на школу Л.С. Выготского – незаслуженно забытого крупнейшего русского психолога начала века (почему и забыт – после переворота 1917г. теории мотивации рассматривались другие), впервые выдвинувшего предположение о параллельности и независимости мотивирующих факторов. Школа Выготского продолжается его современными последователями в России, что дает надежду на развитие национальных теорий мотивации, отражающих менталитет отечественного работника.

Особенностью всех указанных выше, неуказанных и новых подходов к моделированию системы мотивации и стимулирования труда является попытка связать мотивирующие факторы, которые могут быть инициированы как моральными, так и материальными стимулами.

Необходимо отметить, что эта задача может быть решена в рамках применения модели Маслоу.

Трансформация “пирамиды Маслоу”

Для взаимосогласования идей, развивавших и дополнявших иерархическую теорию потребностей, в том числе теорию Выготского о параллельности и независимости мотивирующих факторов, и одновременного рассмотрения воздействия моральных и материальных систем стимулирования, предлагается рассмотреть типичное состояние систем мотивации на предприятиях.

Обилие теорий и подходов, имеющих некую общность, может быть интегрировано в некую единую понятийную систему только путем моделирования существующего состояния неких реальных объектов, что позволит выявить общую для всех теорий и подходов сущность, “отфильтровав” разногласия и разночтения. Для этого удобно использовать “пирамиду Маслоу”, как наиболее полную с точки зрения концептуального или обобщенного описания потребностей.

В целях такого моделирования, позволяющего определить место и роль моральных и материальных стимуляторов, удобно применять “пирамиду Маслоу”, повернутую на 90° (Рис.5).

При такой трансформации “пирамиды Маслоу” мы получим диаграмму количества (объема) потребностей, удовлетворяемых организацией с типовой (Рис.1) системой оплаты труда. Обоснованием корректности такого подхода является то, что любая организация – суть отражение общества, для которого “пирамида Маслоу” справедлива, императив.

Рисунок 5 Трансформация "пирамиды Маслоу"

Рис.5 дает нам принципиально иное понимание задач систем мотивации персонала организации. Справедливость и непротиворечивость теорий Выготского, Врума, Портера, Герцберга, Адамса и других, говорит нам о том, что организация должна предусматривать параллельную мотивацию по всему спектру мотивирующих факторов – от высших до низших (по Маслоу).

Применение “пирамиды Маслоу”

Параллельное мотивирование предусматривает придание системе управления таких характеристик, которые позволили бы любому работнику получать удовлетворение по всем категориям потребностей, указанным в теории Маслоу. Таким образом, противоречия между иерархическими теориями и теориями параллельности потребностей снимаются.

Несомненно, каждый работник имеет собственную систему ценностей, определяющую уникальный набор и соотношение мотивирующих факторов. Поэтому система мотивации в организации должна предоставлять работникам максимально широкий и гибкий выбор мотивирующих средств, в рамках которых каждый работник выбирает себе то, что для него обладает наивысшей ценностью.

Такой подход обычно сталкивается с недоумением менеджеров – “что же, вкладывать деньги и ресурсы в превращение организации в собес, или кружок Умелые руки?”. Отнюдь нет. Цели системы стимулирования должны соответствовать целям предприятия во-первых (и, если потребуется предприятию, должен быть создан кружок кройки и шитья), и во-вторых, должны предусматривать обеспечение функций, процессов и процедур деятельности предприятия необходимыми и достаточными компетенциями. А в рамках привлечения и удержания компетенций необходимо предусматривать наиболее комфортные для работника условия труда – как с точки зрения удовлетворения потребностей “физиологических”, так и по всему спектру пирамиды Маслоу.

Таким образом, основной задачей системы мотивации должно стать превращение “треугольника” перевернутой пирамиды Маслоу в прямоугольник, - т.е. придание равных стимулирующих весов всем факторам, влияющим на мотивацию человека в организации (Рис.4).

Рисунок 6 Графическое отображение задач системы мотивации

При рассмотрении полученной модели (Рис.5 и Рис. 6), задачи различных мероприятий, составляющих объект управления системы мотивации и стимулирования труда, проявляются со всей очевидностью. Более того, место и роль организационных, моральных и материальных факторов стимулирования труда может быть отражена графически (Рис.7).

Рисунок 7 Место и роль факторов стимулирования труда.

Некоторые потребности могут и должны удовлетворяться только материально, что-то – только морально, но подавляющая часть потребностей может быть удовлетворена только комбинацией моральных (в т.ч. организационных, т.е. заведомо заложенных в системе управления) и материальных факторов. При этом важным является то, что различные категории работников должны мотивироваться по разному. Соотношение морального и материального стимулирования для бухгалтерии и отдела продаж должно быть принципиально различным. Определение этого соотношения лежит в тщательной формулировке целей конкретного подразделения или работника в разрезе общих целей компании. Поскольку работников – много, и целеполагание для каждого из них должно быть в русле общих целей организации, то логично предположить существование некой общей системы мотивации, применимой к каждому работнику. Факторы стимулирования и мотивации труда могут быть классифицированы по формулировкам потребностей в иерархии по Маслоу:

  • Потребность в самовыражении. Одна из наиболее критичных потребностей. Известно, что творчество является “метамотиватором” наравне с “поиском истины”, “служением другим” и “опекой”. Такие “метамотиваторы” необходимо держать под контролем, а еще лучше – управлять ими. Для решения этой задачи следует использовать:
    • Организационные рычаги (линия 1), такие как вменение в обязанности топ менеджеров и творческих специалистов работы (участия) в составе комиссий, советов, комитетов или рабочих групп, ведение проектной работы;
    • Нематериальные (линия 2) методы стимулирования персонала в части формирования клубов, кружков, команд, любительских театров и т.д. К сожалению, многие менеджеры не считают это эффективным вложением денег. Тем не менее, формирование общих целей (спортивных, соревновательных, созидательных, творческих и т.д.) существенно влияет на общий командный дух коллектива, сплачивает и мотивирует его.
    • Материальные методы (линия 3) – стимулирование рационализации и изобретательства (блаженной памяти БРИЗ), кружков качества, поддержка при значимых событиях в жизни работника, подарки и т.д. При справедливой оценке творческого вклада работника его лояльность и стремление работать для компании существенно повышается.
  • Потребность в уважении и признании. В основном такая потребность существует у менеджмента компании, для которого движущей силой является статус. Характерно то, что основное мотивирующее (или демотивирующее) воздействие оказывает, в основном, сравнение с работниками соседнего предприятия. В рамках управления этой потребностью следует применять:
    • Организационные рычаги (линия 1), показывающие менеджеру возможность профессионального роста и достижения более высокого общественного положения (статуса), что является основным при стимуляции менеджеров;
    • Нематериальные рычаги (линия 2), такие как название должности (статус), почетное членство в различных ассоциациях, публикации статей, использование на выставках как представителя компании, звания лучшего по профессии, грамоты и благодарности, путевки, социальная сфера и т.д.;
    • Материальные методы (линия 3) – стимулирование активности работника, конкурентный уровень оплаты труда, поддержка при значимых событиях в жизни работника, подарки и т.д.
    • Имиджевые рычаги (PR, линия 4) – общий имидж компании, бюрократические аксессуары с наименованием либо знаком компании, статус работника успешного современного предприятия, престиж.
  • Потребность в принадлежности к определенной социальной группе, причастности, поддержке. Этот фактор важен для всех работников организации, при этом в сознании различных работников могут быть различные целевые социальные группы, к которым они хотели бы принадлежать. В рамках управления этим фактором применимы:
    • Нематериальные рычаги (линия 2), такие как участие в управлении (пусть только видимое), система обратной связи с управленцами, встречи с руководством, участие в любительских или общественных движениях, творческих коллективах или коллективах по интересам, почетное членство в различных ассоциациях, публикации статей, использование на выставках как представителя компании, звания лучшего по профессии, грамоты и благодарности, путевки, социальная сфера и т.д.;
    • Материальные методы (линия 3) – стимулирование активности работника, конкурентный уровень оплаты труда, поддержка при значимых событиях в жизни работника, подарки, материальная помощь в критические моменты жизни, страхование на существенные суммы, оплата лекарств и т.д.
    • Имиджевые рычаги (PR, линия 4) – общий имидж компании, статус работника успешного современного предприятия, престиж работы, корпоративные мероприятия и праздники.
    • Организационные рычаги (линия 5) – информирование общественности о долгосрочных перспективах деятельности компании, обучение персонала, придание стабильности рабочим местам и перспектив профессионального роста.
  • Потребность в безопасности и защите. Важный фактор, существенно влияющий на лояльность работника, его приверженность организации и стойкость в критические периоды. Для управления этой потребностью требуется применять:
    • Материальные методы (линия 3) – конкурентный уровень оплаты труда, позволяющий делать страховые материальные сбережения, “белая” зарплата (позволяющая привлекать долгосрочные кредиты – но это отдельная тема), поддержка при значимых событиях в жизни работника, подарки, материальная помощь в критические моменты жизни, страхование на существенные суммы, оплата лекарств и т.д.
    • Имиджевые рычаги (PR, линия 4) – общий узнаваемый общественностью имидж сильной и динамичной компании, прижизненный почетный общественный статус работника успешного современного предприятия и его поддержка, корпоративные мероприятия и праздники.
    • Организационные рычаги (линия 5) – информирование общественности и коллектива о долгосрочных перспективах деятельности компании, обучение персонала, придание стабильности рабочим местам и перспектив профессионального роста.
  • Физиологические потребности. Основа для заключения трудовых соглашений. При этом необходимо понимать, что под термином “физиологические потребности” должно пониматься нечто большее, чем условия концлагеря или ИТУ. Цивилизация существенно увеличила те потребности, которые у Маслоу получили наименование “физиологических”. Более того, существует разделение таких потребностей по странам и регионам. Для современного определения таких потребностей следует использовать понятие “социального статуса” работника определенной квалификации с учетом исторически сложившихся условий на конкретном рынке труда. Но это уже другая история, не входящая в круг рассматриваемых вопросов. Для управления этой потребностью следует:
    • Формировать материальное стимулирование (линия 3) таким образом, чтобы средняя материальная оценка труда работника не была ниже существующей на рынке для специалиста его квалификации. Есть и иной подход, связанный с рыночным определением материальной составляющей мотивации. Если взять объем работ, требуемый компанией за 100%, то исполнение 75% должно оплачиваться в пределах среднерыночной стоимости специалиста. Иначе говоря, среднее исполнение (по объему и качеству) работ, должно соответствовать среднему уровню зарплаты такого специалиста. Резерв по объему работ, и, соответственно, оплаты труда позволит, создать здоровую конкуренцию и привлекать тех, кто готов выполнять 100 и более %%, зарабатывая, при этом, больше, чем аналогичный специалист в другой компании.

Несомненно, приведенные выше роли и задачи моральных и материальных факторов стимулирования и мотивации труда являются лишь гипотезой, основанной на изучении успешного применения различных мотивационных схем. Очевидно, что в рамках системы мотивации организационные, “имиджевые” моральные и материальные рычаги пересекаются, что затрудняет их “чистое” выделение. Тем не менее, их обозначение имеет принципиальное значение для проектирования сочетания моральных и материальных методов стимулирования.

Недостатком предлагаемого подхода является неучет такого важного фактора поведения работника как свобода выбора. Тем не менее, очевидно, что работник на свободном рынке занятости скорее выберет предприятие, использующее как материальные, так и моральные методы мотивации и стимулирования труда, чем предприятие, дающее смутную и расплывчатую информацию о применяемой системе мотивации. Но это – также тема для отдельного рассмотрения.

Пирамида потребностей Маслоу – является одной из самых известных и часто применяемых теорий о потребностях человека. Теория потребностей была впервые сформулирована американским психологом Абрахамом Маслоу и наиболее подробно изложена в книге «мотивация и личность».

Суть теории потребностей Маслоу

Основной сутью теории потребностей Маслоу является иерархия потребностей человека в зависимости от важности и необходимости в жизни. Как правило, эта иерархия визуализируется в виде пирамиды. В основании пирамиды находятся базовые потребности человека, в верхушке высшие потребности. Не удовлетворив базовые потребности, не будут удовлетворены и высшие. Базовые потребности:

  • Физиологические потребности – голод, жажда и т.п.
  • Потребность в безопасности — жильё, чувство уверенности, избавление от страха.
  • Потребность в общении – находиться в обществе, общаться с людьми, любить.

Высшие потребности:

  • Потребность в уважении
  • Познавательные потребности
  • Эстетические потребности
  • Потребность в реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мере удовлетворения базовых потребностей, становиться актуальным удовлетворение более высоких потребностей. Однако стоит заметить, что удовлетворение высших потребностей не обязательно идёт друг за другом, и не обязательно предыдущая потребность должна быть удовлетворена на 100%

Применение пирамиды потребностей Маслоу

Пирамида потребностей Маслоу получила широкое применение в управлении персоналом и , иногда её упоминают при изучении . Её прежде всего изучают для понимания того что материальная мотивация не так важна как многие считают, поскольку для удовлетворения базовых потребностей не требуется значительных денежных средств. Пирамида потребностей Маслоу показывает, насколько большое значение имеет, . Исходя из теории потребностей Маслоу, нематериальные потребности почти никогда не бывают удовлетворены на 100%. И их удовлетворение занимает намного больше времени, чем удовлетворение материальных потребностей. Материальные потребности можно отнести к гигиеническим факторам исходя из .

Критика теории Маслоу

Не смотря на столь большую популярность теории потребностей Маслоу , на неё обрушивается достаточно большое количество критики. Нужно отметить, что очень трудно оценивать степень удовлетворенности человека и понять, насколько удовлетворена потребность. Кроме того сам Маслоу замечал что потребность в самоактуализации удовлетворяется не раньше чем к 50 годам, то есть необходимо делать скидку на возраст. То есть почти нет возможности количественно измерить и доказать состоятельность теории потребностей Маслоу.

Ещё одна проблема связана с тем, что сам Маслоу отмечал, что часто порядок иерархии может меняться, и есть люди, которых совсем не интересует удовлетворение некоторых потребностей. При этом теория Маслоу не объясняет почему некоторые потребности продолжают быть мотиваторами после того как были удовлетворены.

Стоит отметить, что Маслоу при проведении своих исследований брал для примера весьма успешных и активных людей. Что, безусловно, повлияло на общую картину и для составления пирамиды потребностей для большинства людей требуются другие более масштабные исследования.

Трудно найти человека, которому ни разу не приходилось слышать про пирамиду потребностей Маслоу. Найти ей применение пытаются в психологии, маркетинге, менеджменте. В этом нет ничего удивительного, ведь потребность – источник мотивации, а мотивация – основа активной деятельности в каком-либо направлении.

Абрахам Маслоу (1 апреля 1908, Нью-Йорк - 8 июня 1970, Менло-Парк, Калифорния) - известный американский психолог, основатель гуманистической психологии.

Широко известна иногда приписываемая Маслоу так называемая «Пирамида Маслоу» - диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности. Однако ни в одной из его публикаций такой схемы нет, напротив, он считал, что иерархия потребностей не является фиксированной и в наибольшей степени зависит от индивидуальных особенностей каждого человека. «Пирамида потребностей», введённая, вероятно, для упрощённого изложения идеи иерархии потребностей, встречается впервые в немецкоязычной литературе 1970-х годов, например, в первом издании учебника У. Стоппа (1975 год).

Можно предположить, что зная потребности человека, можно мотивировать его к осуществлению какой-либо деятельности, например, к созданию прибыльного проекта, работе в команде, покупке каких-либо товаров. Если теория Маслоу верна, то она в состоянии подсказать, что движет человеком сегодня и что будет двигать им завтра, найти рычаги управления обществом.

Только вот верна ли она? Попробуем разобраться.

Для того чтобы понять, в чем заключается теория американского психолога Абрахама Маслоу, необходимо иметь представление о таких базовых понятиях, как потребность и мотивация. Определений этих понятий много.

Можно остановиться на том, что:

Потребность – это осознанная необходимость в изменении какой-либо системы с целью пополнения ее чем-то недостающим или исключения из нее какого-либо чужеродного элемента. Другими словами, это когда человек понимает, что что-то в его жизни не так, чего-то не хватает или что-то мешает, и что для этого нужно или получить недостающее или избавиться от того, что тяготит. Однако на момент появления потребности она неконкретна, то есть человек не знает, что же именно ему нужно для ее удовлетворения. Потом находится предмет (не обязательно материальный), который, по мнению человека, в состоянии ее удовлетворить. Этот предмет – мотив.

Человек получает мотивацию – побуждение к действию . Мотивация меняет его поведение, определяет вектор его движения к цели.

Анализируя биографии известных деятелей, американский психолог Абрахам Маслоу выявил определенные закономерности в их поведении и разработал теорию иерархии потребностей . Ее основные положения он изложил в двух своих основных трудах: книге «Пирамида потребностей», вышедшей в 1943 году, и книге «Мотивация и личность», увидевшей свет в 1954 году. Примечательно, что ни в одной из этих книг, равно как и в последующих трудах ученого, схематического изображения теории не было. Графический вид она обрела позже , уже после его смерти, в работе малоизвестного ученого У. Стоппа. Впрочем, эта несложная схема помогает наглядно представить теорию А. Маслоу в виде пятиярусной или семиярусной пирамиды.

Ученый все человеческие потребности разложил на 5 групп и распределил по ярусам. Пятый, самый высоких ярус, условно можно разделить еще на три этажа, на каждом из которых высшие потребности разного уровня, среди которых – своя иерархия.

Как выглядит пирамида потребностей – 7 уровней?

Пройдемся по этажам пирамиды Маслоу, чтобы поближе рассмотреть потребности, «живущие» на каждом из них.

  • Первый этаж – физиологические потребности . Это все, без чего невозможно представить существование человека: сон, утоление голода, жажды, секс. Аналогичные нужды присущи всем животным. Пока они не удовлетворены, считал Маслоу, о более высоких материях человек не помышляет. Другими словами, человек, изнывая от жары и мучительно желающий пить, навряд ли будет мучиться жаждой познания, по крайней мере пока не напьется воды. Когда кто-то мучительно хочет спать, его бесполезно звать в музей. Когда физиологические потребности удовлетворены, хотя бы частично, у индивидуума появляются более высокие.
  • Второй этаж – потребности в безопасности , стабильности, комфорте. Мотивы в этом случае более разнообразны, чем на первом уровне. Это может быть желание иметь крышу над головой, стабильную работу, предметы обихода, которые не отнимут, законы, которые защитят и другие предметы.
  • Третий этаж – социальные потребности : в любви, принадлежности к какой-либо группе, в общении. С каждым этажом вариативность мотиваций расширяется. Какой мотив окажется важнее для конкретного индивидуума, предположить сложно. Ясно лишь одно – пока его социальные потребности не удовлетворены хотя бы частично, о «восхождении» на пятый уровень не может идти и речи.
  • На четвертом этаже можно повесить табличку «Признание ». Здесь находятся потребности в завоевании авторитета, уважения, в признании ценности личности. Получив признание или почувствовав себя признанным, хотя бы даже среди членов своей семьи, можно подняться в «верхнюю башню». В нее, по мнению Маслоу, попадают лишь двое из ста.
  • Пятый этаж пирамиды – потребность в самореализации . Здесь есть три ступеньки: низшая – потребности в познании, исследовании, средняя – эстетические потребности, последняя ступень – реализация своих талантов.

Присмотревшись, мы увидим, что на верхнюю ступень поднимается совсем мало людей, особенно во времена войн, экономических кризисов и других потрясений.


Как связаны потребность и мотивация?

Мотивировать человека , то есть заставлять его действовать определенным образом, могут только те потребности, которые для него актуальны на данный момент. Если хотя бы частично относящиеся к низшему уровню не удовлетворены, более высокие еще не актуальны. Когда низшие потребности удовлетворены, они уже не актуальны. Удовлетворенные потребности не мотивируют.

Иными словами, если у хозяйки болит голова о том, что поесть и чем накормить семью, она навряд ли пойдет в книжный магазин, чтобы потратить последние деньги на томик Пушкина. А человека, имеющего стабильную работу и хорошую зарплату, позволяющего покупать любые продукты в супермаркете, трудно уговорить все выходные консервировать овощи на зиму вместо того, чтобы пойти на концерт любимого артиста, приехавшего с гастролями.

Сильные и слабые стороны теории

Сильная сторона теории Маслоу – в ее четкой упорядоченности, строгой иерархии, но в этом же и ее слабость.

С одной стороны, теория Маслоу позволяет строить прогнозы , просчитывая, какие потребности будут волновать людей завтра и выстраивать деятельность компании таким образом, чтобы завтра предложить людям востребованные товары, услуги, то есть чтобы она давала им мотивы. Понятная система позволяет понять потребности общества или конкретного человека, адаптироваться к ним и мотивировать кого-то к совершению определенных действий. Это ключик к управлению людьми.

С другой стороны, слишком много история знает исключений, которые теория объяснить не в силах.

Критика теории Маслоу современными психологами

Первыми с критикой теории Маслоу выступили Холл и Ноугейм в 1968 году. Они заявили, что на практике теория не подтверждается. Действительно, история знает много примеров, когда талантливые художники голодали, но создавали шедевры. Когда поэты, страдающие от неразделенной любви, создавали бессмертные творения. Другими словами, нарушали иерархию . И таких исключений так много, что они не подтверждают, а опровергают правило.

Второй изъян – отсутствие количественного мерила удовлетворенности потребности. Невозможно определить, когда кто-то «созрел» до нового уровня, а кто-то уже «перезрел».

Кроме того, Маслоу обвиняют в том, что его модель трудно применить на практике, но в этом его вины, по правде говоря, нет – ведь он и не предполагал, что его теорией попытаются воспользоваться маркетологи.

Американского психолога 20-го века, до сих пор имеют огромный вес в психологии, педагогике, менеджменте, экономике и ее ответвлениях.

Наиболее известен он как создатель знаменитой пирамиды потребностей, каждая ступень которой обозначает определенную группу нужд человека.

В расширенной версии пирамиды Маслоу — 7 уровней , а в базовой — 5 уровней . Также существуют разработки других специалистов, основывающиеся на идеях Маслоу, например модель Хендерсон, включающая 14 потребностей . Расшифровка уровней будет представлена ниже.

Теория Маслоу — кратко

Что такое пирамида в теореме Маслоу?

Психологи и психотерапевты начала и середины 20-го века были нацелены преимущественно на исследование отклонений от нормы , а сферы, связанные с изучением психически здоровых людей, их потребностей, трудностей, особенностей развития, изучались не столь активно.

Абрахам Маслоу (на фото) был одним из тех исследователей, которые работали в области изучения психической нормы и всего, что с ней связано.

Абрахам родился в семье еврейских эмигрантов в 1908 году, и его детство было тяжелым: он был изгоем среди сверстников из-за ярко выраженных еврейских черт во внешности и большую часть свободного времени проводил за чтением книг.

Тяга к знаниям во многом помогла Абрахаму: он стал одним из наиболее выдающихся учеников в школе, а после поступил в юридический колледж. Но юристом ему было стать не суждено: он, осознав свою любовь к психологии, сменил учебное заведение.

Первоначально Абрахама привлекали идеи , но позднее он заинтересовался другими подходами и основал гуманистическую психологию.

Первая концепция потребностей человека была изложена Абрахамом Маслоу в начале 40-х годов 20-го века, но позднее он несколько раз возвращался к ней и дорабатывал .

Первоначально, описывая человеческие потребности, американский социолог Маслоу выделил ряд наиболее существенных и рассортировал их по уровням (см. картинку), в зависимости от степени важности для комфортного существования .

Если человек не удовлетворит должным образом более «низкие» потребности, не сможет полноценно удовлетворить «высокие» и в принципе может не почувствовать, что это необходимо делать. Сложно иметь потребность наслаждаться красивыми картинами, если постоянно голодаешь.

Позднее, по мере доработки, концепция стала более совершенной и получила два дополнительных уровня высших потребностей.

Классификация потребностей

Таблица с классификацией потребностей по Маслоу (7 уровней):

Уровни Описание Примеры потребностей, относящихся к каждому уровню
Первый Физиологические (витальные) потребности : те, которые необходимо удовлетворять для продолжения жизнедеятельности.
  • Дыхание: потребность в чистом воздухе.
  • Пища , причем такая, которая полностью удовлетворит потребность человека в калориях, полезных веществах и позволит ему заниматься привычной деятельностью.
  • Выделение : мочеиспускание, дефекация необходимы для удаления из организма ненужных и токсических веществ.
  • Сон: 7-9 часов сна необходимы каждому взрослому человеку в сутки. Отдых также необходим.
  • Реализация сексуального желания , которое тесно связано с естественной гормональной активностью.
Второй Нужда в безопасности , материальные потребности.
  • Гигиена : возможность быть чистым, опрятным.
  • Нужда в одежде : наличие одежды по сезону позволяет поддерживать температуру тела в норме и защищать здоровье.
  • Поддержание здоровья: наличие возможности обратиться к доктору, взять больничный, купить медикаменты и так далее.
  • Возможность избегать стрессовых ситуаций, различных опасностей , начиная от глобальных и заканчивая умеренными. Большинство людей стремятся жить спокойно и безопасно.
  • Потребность иметь крышу над головой.
  • Необходимость быть уверенным в собственном будущем : к примеру, нужда в получении достаточной пенсии в старости.
Третий Социальные потребности , стремление ощущать общность.
  • Семья, любовь, дружба. Возможность иметь близких людей и свободно общаться с ними, получать их поддержку, чувствовать себя любимым очень важна.
  • Нужда быть принятым. Люди, которых не принимает их микросоциум, ощущают себя несчастными.
Четвертый Потребность в уважении , в признании собственных достижений, стремление к престижности .
  • Собственная значимость. Человеку важно чувствовать себя полноценным членом общества, тем, кто смог достичь успеха.
Пятый Потребность в саморазвитии, в познании. Первая ступень духовных потребностей .
  • Возможность понять смысл жизни , найти новые смыслы в кризисные периоды.
  • Познание и саморазвитие (физическое развитие, моральное, интеллектуальное).
Шестой Эстетические потребности . Вторая ступень духовных потребностей .
  • Нужда найти гармонию, прекрасное в мире , иметь возможность насладиться красотой природы и художественных произведений.
  • Возможность создать прекрасное самостоятельно.
Седьмой Нужда в самоактуализации. Наивысшая потребность, также относится к духовным .
  • Достичь жизненных целей, полностью реализовать собственный потенциал. Маслоу считал, что до этой ступени потребностей добираются не более 2% людей.

Эти уровни как раз и представляют собой ту самую лестницу или диаграмму потребностей, с которой большинство людей ассоциируют Абрахама Маслоу. Первоначально в ней было только пять первых уровней, но после доработки их стало семь .

При этом пятиуровневая пирамида все еще активно используется, поскольку до шестого и седьмого уровня добирается не очень большое количество людей.

Рисунок иерархической шкалы потребностей по Маслоу — 7 уровней:

В медицине и сфере ухода за людьми распространена следующая модель, созданная Вирджинией Хендерсон на основе потребностей Маслоу и имеющая 14 потребностей, которые необходимо удовлетворять в повседневной жизни:

  1. Возможность полноценно дышать.
  2. Есть и пить в достаточном количестве.
  3. Испражняться.
  4. Нужда двигаться, изменять положение.
  5. Достаточно спать и регулярно отдыхать.
  6. Надевать и снимать одежду, иметь возможность подобрать ее.
  7. Поддерживать телесную температуру.
  8. Ухаживать за чистотой тела.
  9. Поддерживать собственную безопасность и не быть угрозой для окружающих.
  10. Комфортно общаться.
  11. Касается религиозных людей: соблюдать каноны религии, совершать нужные обряды.
  12. Иметь любимое дело и посвящать ему время регулярно.
  13. Развлекаться.
  14. Удовлетворять познавательные потребности.

Эта модель учитывается при работе с пациентами, в особенности с теми, которые требуют ухода, поддержки.

Первичные и вторичные

Первичные потребности — группа врожденных нужд, потребность удовлетворять которые в том или ином виде присутствует уже с момента появления на свет.

Главной опорой, своеобразным фундаментом для всех остальных потребностей являются физиологические нужды : те, благодаря которым человек имеет возможность продолжать жизнедеятельность. Если их прекратить удовлетворять, человека ждет гибель.

А их недостаточное удовлетворение приводит к возникновению соматических и психических отклонений, способных значительно сократить продолжительность жизни и ухудшить ее качество.

Также первичными являются потребности, которые находятся на второй ступени пирамиды Маслоу: нужда в безопасности, желание быть уверенным в том, что в будущем не произойдет ничего плохого. Эту группу потребностей еще называют экзистенциальными .

В основе вторичных потребностей лежат те нужды, которые возникают у человека под влиянием внешних факторов. Они не являются врожденными.

На формирование вторичных потребностей влияют:

К вторичным потребностям относятся:

  1. : желание быть принятым обществом, иметь тесные социальные связи, любить и быть любимым, ощущать общность, причастность к общему делу.
  2. Престижные: стремление добиться успеха, ощущать уважение окружающих, зарабатывать больше и так далее.
  3. : желание познать себя и мир вокруг, развиваться интеллектуально, физически, морально, наслаждаться прекрасным и создавать его, добиться всех поставленных целей и полностью раскрыть внутренний потенциал.

По мере развития у человека могут возникать новые вторичные потребности.

Нарушенные

— нужды, которые человек не в состоянии удовлетворить по каким-либо причинам.

Продолжительное неудовлетворение потребности может привести к серьезным отклонениям в психическом здоровье.

А если не удовлетворяются витальные потребности, то и в физическом, вплоть до летального исхода .

Наиболее пристально тему нарушенных потребностей рассматривают в контексте помощи людям с серьезными соматическими заболеваниями, которые по состоянию здоровья не могут обеспечивать себе уход.

Эту тема включена в программы медицинских и некоторых педагогических учебных заведений, курсов по обучению сиделок .

Задача человека, который ухаживает за больным, — выявить, какие потребности он не способен удовлетворять, и помочь ему: к примеру, обеспечивать чистоту тела, беседовать, читать вслух книги, помогать менять позу, кормить, давать лекарства.

Если больной не может должным образом объяснить, что ему требуется, человеку, который будет о нем заботиться, важно расспросить его родственников , ознакомиться с рекомендациями лечащих врачей и с медицинской картой, оценить обстановку в доме и общее состояние больного.

Даже относительно мобильные старики не всегда могут полностью удовлетворять свои потребности из-за проблем со здоровьем.

Поэтому важно, чтобы родственники интересовались их состоянием и помогали по мере возможности: устанавливали поручни и нескользящие покрытия в ванной комнате, приносили покупки, беседовали, выходили вместе с ними на прогулку.

В некоторых случаях нарушение потребностей наблюдается у людей, которые не имеют серьезных соматических заболеваний.

Часто это свидетельствует о наличии у человека психической болезни , например , при которой сил на выполнение элементарных действий может не быть.

В таких случаях важно как можно скорее обратиться к психотерапевту.

Своевременное удовлетворение потребностей даст возможность человеку чувствовать себя комфортно и получать удовольствие от жизни , поэтому важно чаще заботиться о себе и об окружающих людях, которым сложно удовлетворять собственные нужды самостоятельно.

О пирамиде потребностей Абрахама Маслоу в этом видео: