Домой / Освещение / Конспект логопедического занятия с использованием игровых технологий. Игровые технологии в работе учителя-логопеда

Конспект логопедического занятия с использованием игровых технологий. Игровые технологии в работе учителя-логопеда

Аннотация:

Логопеды уделяют большое внимание игровой деятельности, так как она выполняет ряд важных функций в развитии личности человека. Например, игра может использоваться для коррекции состояния и поведения ребенка. Но главная функция игры – развивающая. Игра повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребенка.

Применение в коррекционной работе наглядно-игровых средств создает максимально благоприятные условия для развития детей дошкольного возраста. Наглядно-игровые средства представляют собой, с одной стороны, наглядное пособие, с другой – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения.

С помощью игровых средств создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению. Сам процесс обучения становится эмоциональным, действенным, позволяющим ребенку усвоить свой собственный опыт, активизируя познавательную деятельность.

Применение игровых технологий в работе логопеда позволяет повышать успешность обучения детей с речевыми нарушениями. Проведение на групповых, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях игровой деятельности.

Используемые мною игровые пособия применяются на логопедических занятиях по разным направлениям работы (произносительной и лексико-грамматической стороны речи, формирование слоговой структуры слова, фонематического восприятия и обучение грамоте).

Состоит из трех деревьев: яблони, груши и сливы. На яблоне «растут» красные яблоки и в прорези вставляются буквы, обозначающие гласные звуки. На груше – зеленые плоды и в прорези вставляются согласные буквы, обозначающие мягкие согласные звуки, на сливе – синие плоды и буквы, обозначающие твердые согласные звуки.

Под каждым деревом расположены клумбы с тремя цветочками для составления схемы слов: под яблоней схемы слов, начинающихся на гласный звук, под грушей схемы слов, начинающихся на согласный мягкий звук, под сливой – на согласный твердый звук. Эти же клумбы можно использовать для определения места звука в слове.

В «Речевой деревне» имеются четыре домика для определения слогового состава слова.

«Кочки с цветочками» помогают в упражнениях по грамматике для определения женского, среднего и мужского рода единственного и множественного числа существительных.

Представляет собой панно, состоящее из съемных плоскостных силуэтных изображений:

  • «Королева Гласа и ее служанки гласочки»,
  • «Король Соглас и его слуги согласики»,
  • «Замок гласных звуков»,
  • «Замок согласных звуков».

Жителями страны являются королева Гласа и король Соглас и их слуги – гласочки и согласики. Ротики гласочек изображают артикуляционный «анфас» гласных звуков, обозначенных буквами: а, о, у, и. Согласики помогают запомнить всегда твердые согласные звуки – ж, ш, ц и всегда мягкие – й, ч, щ.

В «Стране Звукобуквии» возвышаются два замка: красный и сине-зеленый. В окошки красного замка дети помещают картинки, названия которых начинаются с гласных звуков.

Сине-зеленый замок используется на занятиях по дифференциации твердых и мягких согласных. В комнатках гномов Тома и Тима находятся предметы, в названиях которых имеются твердые и мягкие согласные звуки. Дети размещают картинки в окошки замков.

Применяется для развития слоговой структуры слова, формирования деления слов на слоги, развития тонкой моторики.


Пособие представляет собой серединки ромашек с изображением слоговой схемы и насекомых: жук – там, где один слог, муха – там, где два слога, бабочка – там, где три слога. В пособие также входят пчела и лепестки. На каждом лепестке – картинки слов с различным количеством слогов.

Пчела предлагает детям подобрать лепестки к соответствующим серединкам. Дети по одному берут перевернутые лепестки, называют изображенную на нем картинку, определяют количество слогов в слове и присоединяют лепесток к соответствующей серединке.

Развивает у детей фонематическое восприятие – навык выделять первый и последний звук в слове и представляет собой карточки округлой формы в виде бусинок с картинками, подобранными таким образом, чтобы последний звук предшествующего слова был первым звуком последующего.

Бусинки между собой скрепляются разогнутыми скрепками. В начале занятия бусинки рассыпаны. Логопед прикрепляет сначала определенную бусинку. Дети называют нарисованную картинку, выделяют последний звук, после чего находят картинку, где этот звук находится в начале слова, и прикрепляют следующую бусинку.

Детям гораздо интереснее нанизывать бусинки, чем просто определять первый и последний звук в словах.

Применяются на занятиях по обучению грамоте.

В пособие «Веселые буквы» входят цветные камешки и листы с изображением букв. Дети на практике закрепляют образ буквы и расположение ее элементов на плоскости. А выкладывая ее камешками, развивают мелкую моторику.

Пособие «Паровозик-буквовозик» состоит из паровозика, которым управляет машинист-белка и вагона с двумя окошками. В эти окошки вставляются буквы. Пособие используется для обучения детей слоговому чтению. Дети с удовольствием сами составляют прямые и обратные слоги и читают их.

Представляет собой панно, на котором изображен путь с остановками, где нужно выполнить определенные задания. С обратной стороны заданий прикреплены металлические пластины, а на обратной стороне плоскостного изображения Грамотейки прикреплен магнит.

Путешествуя, Грамотейка выполняет игровые задания, а помогают ему в этом дети. Пособие применяется для формирования лексико-граммматической стороны речи. Вместе с Грамотейкой дети играют в игры:

  • «Скажи наоборот»,
  • «Один — много»,
  • «Назови ласково»,
  • «Слова -родственники»,
  • «Нелепицы»,
  • «Слова — друзья»,
  • «Слова — близнецы».

На остановках наклеены соответствующие заданиям забавные картинки. Пособие может применяться при изучении всех лексических тем.

Опыт показывает, что применение метода наглядности, создание игровой ситуации на занятиях позволяет детям быстрее и прочнее овладеть закономерностями языка, развить у детей фонематические процессы.

Горенская Алина Геннадьевна
Игровые технологии в логопедической работе с детьми с особыми возможностями здоровья

Игровые технологии в логопедической работе с детьми

«Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто жить, готовясь, в детстве не живет.»

С. Я. Маршак

В современных социально – экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья . Острой проблемой для ДО, реализующих основные общеобразовательные программы, становится увеличение количества детей, имеющих трудности освоения общеобразовательных программ и детей с ограниченными возможностями здоровья . В рамках введения ФГОС ДО приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий , в том числе и игровых .

Во ФГОСе ДО написано, что - «интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды» (п. 21) . Развитие ребенка во всех его проявлениях неразрывно связано с речью. Следовательно, при наличии у ребёнка нарушений речи ему необходимо своевременно оказать помощь, предупредить негативизм, дать возможность освоить программу .

Но как это сделать, чтобы не навредить ребенку, чтобы ребенку было интересно, занимательно? В настоящее время в продаже имеется большое количество пособий для автоматизации поставленных звуков в словах, словосочетаниях, предложениях и так до свободной речи, т. к. основная масса логопатов проходит этап автоматизации поставленных звуков изолированно и в слогах быстро и незаметно. Но иногда, дети испытывают на этом этапе значительные трудности, в силу возраста или особенностей развития , а учитывая специфику логопедической работы очень трудно удержать ребёнка на одном месте и добиться от него многократного повторения одного и того же звука до его автоматизации. Что бы решить эту задачу и превратить однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звука в интересную игру, приходиться придумывать разнообразные способы , чтобы заинтересовать ребёнка игровыми сюжетами , моментами, приёмами, и желательно каждый раз новыми.

Я строю свою работу таким образом , чтобы повышалась познавательная мотивация детей, ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, мог работать в группе , вести диалог со взрослыми и другими детьми , уметь отстаивать свое мнение. Наши «трудные звуки» , «длинные слова» и «красивые рассказы» должны помочь ребёнку в решении «учебно-практических и учебно-познавательных задач» (п. 13) . Содержание работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья , на осуществление индивидуально-ориентированной педагогической помощи с учетом особенностей психо-физического развития.

Одними из главных принципов ФГОС ДО в работе учителя- логопеда является :

Создание развивающей образовательной среды;

Осознание того, что игровая деятельность - ведущая в дошкольном

возрасте.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Однако, в последнее десятилетие произошли большие изменения в образовательных структурах. Наблюдаются два взаимосвязанных процесса :

Усложнение научно – технического прогресса

Появилось больше компьютеров, мобильных телефонов, планшетов, телевизоров и других гаджетов, стал доступным Интернет. Соответственно это изменило и формы общения, хотя потребности в общении сохранились на том же уровне. Все меньше дети разговаривают и играют во дворе, в компаниях, больше взаимодействуют с компьютером, общаются через Интернет. Меньше разговаривают, глядя на человека, глаза в глаза, больше по телефону. Меньше общения посредством звука и больше посредством буквы.

Усложнение дефектов речи

Характер, глубина, количество и структура дефектов речи изменились. Во– первых, если раньше был нарушен один звук, то сейчас, как правило, не одна группа. Во- вторых, усложнились дефекты в самой структуре речи. Нарушены не только звуки, фонетико-фонематическое различение звуков, но и грамматика, и связная речь. Помимо всего этого, дети с речевыми проблемами имеют психологические особенности :

1. Дефицит внимания;

2. Низкий уровень развития самоконтроля.

3. Низкий уровень познавательной активности.

4. Быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность .

5. Особенности зрительно-пространственного восприятия.

6. Низкий уровень мотивации к обучению.

Эффективным средством при обучении детей с нарушениями речи являются игровые технологии . Игра как форма деятельности способствует гармоничному развитию у ребенка психических процессов, личностных качеств, интеллекта.

В научной литературе предпринята классификация образовательных технологий . Существует несколько подходов. Так, один из подходов классификации образовательных технологий предпринят Н . В. Бордовской и А. А. Реан. Ученые выделяют пять видов образовательных технологий : задачные, игровые , компьютерные, диалоговые , тренинговые.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий . Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры , ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.

В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. Не раз возникала попытка научной классификации игры и определение ее каким-нибудь одним исчерпывающим понятием, но к настоящему моменту научно определены всего лишь связи между игрой и человеческой культурой, выяснено значение, которое оказывает игра на развитие личности ребенка и взрослого , эмпирическим путем выявлена биологическая природа игры и ее обусловленность психологическими и социальными факторами. Между тем игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе российского образования.

Выбор игровой технологии обосновано тем , что игра – является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игровая мотивация превалирует над учебной, но на её базе формируется готовность к обучению в школе.

Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы , развитие любознательности, интереса к русскому языку. Игровая форма занятий создается игровой мотивацией , которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям :

дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи ;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую ;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом .

Логопедические занятия проходят в игровой форме . В начале занятия ставится дидактическая задача в игровой форме . Например : появляется гость, приходит письмо с заданием для детей или погружение в сказочный сюжет. В процессе занятия, путём выполнения упражнений по заданию героя. Дети так же могут выполнять роли (спортсмены, путешественники, космонавты, пассажиры и др.) . За успешное выполнение заданий дети могут оцениваться фишками, звёздочками и т. п., что вносит соревновательный элемент. Дидактические игры. Особо следует упомянуть дидактические игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка. Эти игры широко используются в детских садах как средство обучения и воспитания дошкольников. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая заложена в ней, а возможность проявить активность , выполнить игровые действия , добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия , добиться результата. Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки, в которых дети выполняют определенные роли.

Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно носят соревновательный характер : в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр - неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающими задачами, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Виды настольно-печатных игр : лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, кубики и др.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевёртышами, игры-загадки («Какое это время года?» , игры-предположения («Что было бы, если бы.?» ).

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающая несколько компонентов. Основной компонент - дидактическая (обучающая) задача. Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях . Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания . Они делают игру демократичной – им подчиняются все участники игры.

Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия , а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

С помощью дидактических игр проводится работа по закреплению навыков словоизменения и словообразования, связной речи. Когда необходимо закрепить полученные навыки, дети могут самостоятельно выбрать игру, используя символическое обозначение игр.

Ежегодно проводятся консультации для воспитателей и родителей по использованию игр в коррекционной работе . Советы и рекомендации размещаются на сайте детского сада.

Разделы: Логопедия

Задачи:

  • Образовательные :
  • Коррекционные :
    • закрепить навыки правильного произношения звука (Ш) в словах, коротких предложениях.
    • развитие артикуляционной и мелкой моторики;
    • развитие фонематического слуха;
    • развитие речевого дыхания.
  • Развивающие :
    • закрепить умение определять место звука в слове;
    • развивать внимание, память, мышление и воображение;
    • упражнять в умении грамматически правильно изменять предложение.
  • Воспитательные :
    • формировать положительную мотивацию на занятии;
    • воспитывать навыки речевого общения друг с другом, умение слушать;
    • воспитывать любовь к природе, умение видеть ее красоту.

Оборудование: игрушка медвежонок Мишка, домик мишки, лесные деревья, 4 зеркала, прищепки с насекомыми, вырезанные из картона дерево, норка, осенние листья, вырезанные из цветной бумаги, поднос, лесные орехи, 12 пеньков из картона, картинки на звук Ш, лукошко с шишками, предметные картинки со звуком (Ш), проектор, экран, музыкальное сопровождение.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

– Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, они улыбаются вам. И вы улыбнитесь гостям. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и мне. (Установление эмоционального контакта).

Дети и логопед встают в круг.

Логопед:

Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне здесь подружиться?

– Ответь мне, назови свое имя ласково и 1-й звук в своем имени. (Мишенька – М...)

В гости в лес нас приглашает,
Поиграть там предлагает.

Логопед: Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетела сорока, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить? Ой, посмотрите, что это там?

Логопед находит письмо и читает его:

«Ребята, пишет вам Медведь Миша. У меня потерялся звук Ш. Теперь я говорю вот так: Сыска, мыска, саик. Помогите мне найти потерявшийся звук».

Собирайтесь скорее
В необычный поход,
Ждут вас тайны лесные,
В лес тропинка зовет.
Жду вас в домике лесном
Поиграем, отдохнем.

– Ребята, поможем Мише? (Да!). Давайте отправимся в лес, и поиграем в интересные игры. Но чтобы найти звук Ш необходимо выполнить интересные игры и задания.

По тропинке в лес пойдём,
На полянке дом найдём.

Дети садятся на стулья. Логопед показывает изображение лесного домика.

Логопед: Мишка предлагает сначала разбудить язычки, чтобы они старались говорить. Это первое задание.

2. Артикуляционная гимнастика

«Лопаточка»

Язык широкий покажи
И лопатку подержи.

«Качели»

А сейчас качели вверх
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт
И никто не отстаёт.

«Вкусное варенье»

Губка верхняя в варенье
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся
Будто нету других дел.

«Маляр»

Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.
Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.
Сделано немало, кисточка устала.

«Чашечка»

Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.

Логопед: Молодцы, ребята, справились с первым заданием! Но нас ждет следующее испытание.

3. Пальчиковая гимнастика

Логопед: Чтобы четко говорить надо с пальцами дружить!

«Осенние листья»

4. Массаж пальцев лесными орехами

(Дети выполняют движения с орехами по стихотворному тексту.)

– Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх,
А потом обратно, чтоб стало мне приятно.
– Научился я орешек между пальцами держать.
Это в школе мне поможет буквы ровные писать.
– Я орешек свой возьму, между пальцами зажму.
Раз, два, три, четыре, пять, орешек сложно удержать!
– Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.

Логопед: И с этим заданием справились, молодцы. Дети, посмотрите какие красивые в коробочке прищепки. Кто там сидит на них? (Насекомые и лесные звери) . Наступила поздняя осень. Какой месяц осени у нас сейчас? (Ноябрь) . А как готовятся к зиме насекомые и ежики? (Насекомые прячутся в кору деревьев, ежики в норку) . Давайте мы им поможем. Прицепите прищепки с героями туда, где они будут зимовать (звучит музыка).

5. Массаж лица

– А теперь приготовимся к путешествию и сделаем массаж лица.

Логопед: В какой лес мы с вами пришли? (Осенний, красивый, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный...) . И снова нас ждет испытание.

6. Дыхательное упражнение.Листопад

Логопед: В лесу опадают листья. Как называется такое явление природы? (Листопад) Сейчас мы с вами тоже изобразим листопад. Я положу вам на поднос осенние листики, а вы должны будете их сильно сдуть с подноса, чтобы листики полетели и закружились в танце. Воздух набираем носиком а выдыхаем сильную воздушную струю ртом. (Повторяем 3 раза).

Звучит музыкальное сопровождение.

Логопед: Молодцы, сядем на пенечки, и поиграем немножко.

7. Развитие фонематического слуха

Игра называется "Поймай звук Ш". Логопед: приготовьте ушки и слушайте внимательно я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если услышишь звук Ш:

ш иповник, – кепка, – ш ляпа, – корова,– рубаш ка,– хлеб,
ш орты, – куртка,– кош ка, – собака,– книга, – лягуш ка,
ш околадка,– ручка, – карандаш , – пенал.

8. Произношение изолированного звука (Ш)

Логопед: Дует в лесу ветерок, качает ветки деревьев, листочки шелестят (Ш-ш-ш …).

Дети изображают руками, как ветер качает ветки деревьев, и длительно произносят звук (Ш).

9. Анализ артикуляции звука (Ш)

Логопед: Что делают губки, зубки, язык, когда мы произносим звук (Ш)? (Губы «Колечком», зубы «Заборчиком» с небольшой щелочкой, язык вверху и похож на «Чашечку».)

10. Характеристика звука (Ш)

Логопед: Приготовьте пальчики. Сгибаем их в кулачок и рассказываем о звуке (Ш):

  • Звук (Ш) – согласный или гласный? (согласный) ;
  • Звонкий или глухой? (глухой) ;
  • Твёрдый или мягкий? (твёрдый) ;
  • Каким цветом обозначаем? (синим) .

Логопед: Найдите на экране символ звука (Ш).

Дети показывают цветовое обозначение звука (Ш) (мальчик в синей футболке без колокольчика).

11. Физминутка. (Координация речи с движением)

Логопед: Встанем в круг разомнемся.

12. Упражнение "К какой схеме относится слово"

Определи место звука Ш в названиях картинок. Звук Ш в начале слова, в середине слова или в конце слова. Например: кошка

Звук Ш находится в середине слова. Начинаем с первой картинки:

(Дети определяют к какой схеме относятся слова).

И вот что у нас получилось:

13. Автоматизация произношения звука «Ш» в словах

Логопед: Поиграли, отдохнули, пора в путь и нас ждет следующее испытание.

Посмотрите сколько пенечков. Они с сюрпризом. Под каждым пенечком притаилась картинка. Каждый из вас должен поднять по три пенечка и произнести слово с картинки правильно три раза.

(Дети выполняют задание)

Логопед: Молодцы, ребята и с этим заданием вы справились!

14. Автоматизация звука Ш в предложениях

Игра «Чьи игрушки?»

Логопед: Посмотрите на экран и познакомьтесь: это Даша, Паша, Маша, Миша и Наташа. Они очень любят играть. Назови их игрушки и расскажи, чьи они. Например. У Светы кувшин. Это Светин кувшин.

У Даши лошадка. Это...
У Паши машина. Это...
У Маши мышь. Это...
У Миши шары. Это...
У Наташи петушок. Это...

Итог занятия

Логопед: Вот мы и пришли к домику нашего Мишки. Мишка мы шли к тебе и преодолевали испытания, выполняли задания, но со всем справились наши дети и нашли то, что ты потерял. Ребята, какой звук потерял наш Мишка? (Ш).

– Теперь он будет говорить правильно.

Давайте исправим его (Слайд с картинками слов: шишка, мышка, шарик. Дети называют.)

Логопед: Вам понравилось занятие?

Вы все были молодцами и Мишка приготовил для вас гостинцы. А чтобы вы его не забывали – подарит вам по лесной шишке. Сейчас мы попрощаемся с нашими гостями и тихонько отправимся в нашу группу.

Лена Проскура
Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский (Слайд 2)

Игра – ведущая деятельность дошкольника . Этот постулат детской психологии известен всем. Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей. Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс. (Слайд 3)

Как же используются игры в логопедической работе ? Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна . Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Почему?

Во-первых, дети-дошкольники в большинстве своем не имеют осознанного отношения к своему дефекту речи. Некоторые даже не различают на слух правильное произношение от неправильного. Не имея отрицательного отношения к своему дефекту, ребенок не стремится от него избавиться. Следовательно, командными методами, волевыми усилиями ребенок от своего дефекта избавляться не будет.

Во-вторых, процесс постановки и автоматизации звуков – очень длительный и однообразный. Ребенку надо бесконечное количество раз повторить артикуляционные упражнения, слова, предложения с определенным звуком. Это трудно и неинтересно, и в отсутствие желания во что бы то ни стало избавиться от своего дефекта занятия с логопедом очень скоро перестают нравиться. Именно игра как основной вид деятельности дошкольника позволяет преодолеть эти трудности. (Слайд 4)

Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии .

Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и охарактеризованы учебно-познавательной направленностью.

Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы , развитие любознательности, интереса к русскому языку.

На логопедических занятиях используются (Слайд 5) :

Дидактические игры – это игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка.

Настольно – печатные, задача таких игр - неукоснительно соблюдать правила, они помогают систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

Словесные – отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность.

Коррекционно – развивающие игры – это варианты упражнений на автоматизацию звуков, усложненные лексико-грамматическими и психологическими заданиями.

А также игры с движениями, сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации.

Их применение определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы , характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей.

Игры, используемые на логопедических занятиях , выполняют следующие функции (слайд 6) :

обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);

диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);

терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении) ;

коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);

развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).

Игровые технологии , используемые учителем- логопедом – средство развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности детей, развития психических функций.

При организации и проведении всех видов игр необходимо соблюдать следующие условия (слайд 7) :

выразительность проведения игр;

необходимость включения педагога в игру;

оптимальное сочетание занимательности и обучения;

простота, доступность, ёмкость и наглядность;

индивидуальный подход к каждому ребёнку, предоставление возможности показать свои знания.

Поиск новых игр и методических приёмов в условиях детского сада направлен на повышение эффективности обучения детей с речевым недоразвитием, максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребёнка. Это особенно важно в настоящее время, когда нагрузки на детей растут, а времени для отдыха, эмоциональной и двигательной разрядки становится меньше.

Игры и пособия, используемые логопедом , должны (слайд 7) :

регулировать психоэмоциональное состояние детей;

формировать положительную мотивацию к занятиям;

преодолевать барьер в общении;

создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка;

создавать эмоционально-благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия.

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям (слайд 9) :

дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи ;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую ;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом .

В качестве примера использования игровых технологий в логопедической работе возьмем основные направления логопедической работы , обусловленные нарушениями детей с речевой патологией. А так как форма организации нашей встречи круглый стол, буду рада, если Вы тоже поделитесь опытом и будете дополнять перечень игр и игровых упражнений .

Артикуляционная гимнастика (слайд 10) дается детям нелегко, отнимает много энергии, требует усидчивости и терпения. Прибавив к упражнениям немного игровой ситуации и увлекая в мир веселого Язычка , у ребят исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных артикуляционных укладов. А стихотворное и наглядное сопровождение упражнений превратит артикуляционную гимнастику в веселую игру.

Для развития правильного речевого дыхания используются следующие игровые приемы (слайд 11) : «Прокати машинку» , «Бабочка лети» , «Задуй свечку» , «Покатай карандаш» , «Фокус» , и т. п.

Обязательная часть коррекционной работы – развитие мелкой моторики рук детей. Для этого применяю такие формы работы (слайд 12) : игровой самомассаж , игры с пальчиками с речевым сопровождением; графические упражнения, игры с песком мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок, кукольные театры, игры на развитие тактильного восприятия : «Гладкий – шершавый» , «Найди такой же на ощупь» , «Чудесный мешочек» и т. п.

Занятия по автоматизации поставленных звуков можно сделать интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребёнка с помощью игровых приёмов (слайд 13) : «Заведи мотор» , «Песенка» , «Лабиринты» , «Фотограф» , «Мой, моя» , «Живое - неживое» , «Подбери словечко» , «Четвертый лишний» (из слов с заданным звуком, «Исправь предложение» , «Веселый поезд» , «Волшебная дорожка» и многие другие.

Для развития фонематического слуха и формирования основ слогового и звукового анализа используются такие игровые упражнения как (слайд 14) : «Угадай что звучит» , «Тишина» , «Близко – далеко» , «Слушай – выбирай» , «Какое слово отличается?» , «Найди звук» , «Угадай слово» , «Поймай заданный звук» , «Звукоедик» , «Домики» , «Звонкий – глухой» , «Твердый – мягкий» , «Поезд» , «Собери слово» , «Где звук?» и др.

Совершенствование грамматического строя речи, пополнение словарного запаса, развитие связной речи – это неотъемлемые компоненты речевого развития ребёнка, необходимые для грамматически, лексически и синтаксически-правильного насыщенного высказывания ребёнка. Для совершенствования лексико-грамматического строя речи используются такие игры как (слайд 15) : «Один – много» , «Назови ласково» , «Сосчитай» , «Из чего сделано?» , «Чей, чья, чье?» , «Какой бывает?» , «Назови одним словом» , «Чей хвост?» и т. п. Для развития связной речи (слайд 16) : «Продолжи предложение» , «Пословицы и поговорки» , «Магазин» , «Угадай» , «Нелепицы» , «Придумай сказку» , «Исправь предложение» и другие, а также игры- драмматизации, игры-инсценировки.

Для развития высших психических функций используются такие игры как (слайд 17) : «Четвертый лишний» , «Найди отличия» , «Что спрятано?» , «Лабиринты» , и многие другие.

При знакомстве с буквами и обучении детей чтению хорошо использовать не только буквари и рабочие тетради , но и различные красочные и интересные для детей игровые задания такие как (слайд 18) : «Найди букву среди других» , «Засели домик» , «На что похожа буква?» , «Назови знакомые буквы» , «Выбери букву и придумай слово, которое начинается с этого звука» , «Какие буквы ты видишь?» , «Тучка – читучка» (дети прикрепляют снежинки или капельки, в зависимости от времени года и читают слоги, короткие слова, «Назови букву и найди на картинке все слова, начинающиеся с этого звука» Можно использовать также следующие упражнения : «Напиши букву в воздухе» ; «Выложи букву из палочек, пуговиц, шнурков, слепи из пластилина» ; «Нарисуй букву на песке, муке» ; «Зачеркни неправильно написанные буквы» ; «Найди букву» использованием шума ) ; «Буква сломалась» ; «Обведи нужную букву» , «Какая буква спряталась на картинке» .

Все эти игры являются многофункциональными, не требуют много времени на подготовку и сложного оборудования. Достаточно иметь комплект картинок и всегда доступных игрушек или предметов.

Таким образом (слайд 19, использование вышеперечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы , а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.

Торгашова Ольга Павловна
Учебное заведение: Детский центр «АБВГДейка – СК» при ТОО «АБВГДЕЙКА». логопед
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2016-12-05 Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи». Торгашова Ольга Павловна Детский центр «АБВГДейка – СК» при ТОО «АБВГДЕЙКА». логопед Аудитория: дети 6 – 7 лет. Цель занятия: развитие интеллектуальных возможностей ребенка, и привитие интереса к логопедическим занятиям в детском центре.

Просмотреть свитедельство о публикации


Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи».

Аудитория: дети 6 – 7 лет.

Цель занятия: развитие интеллектуальных возможностей ребенка, и привитие интереса к логопедическим занятиям в детском центре.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

· Совершенствовать лексико – грамматический строй речи;

· Развивать глагольный словарь;

· Совершенствовать навыки построения сложного предложения;

· Развивать речевую активность, диалогическую речь (посредством ответов на вопросы).

Коррекционно-развивающие:

· Развивать высшие психические функции: зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление;

· Совершенствовать речевое дыхание, мелкую и общую моторику, мышцы артикуляционного аппарата;

· Учить координировать речь с движениями;

· Развивать творческие способности детей.

Коррекционно-воспитательные:

· Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности на занятии.

· Воспитывать у детей культуру речи: не выкрикивать, не перебивать товарищей, слушать друг друга.

Коррекционно-оздоровительные:

· Развивать двигательную активность.

· Способствовать сохранению и укреплению психофизического здоровья детей путём использования гимнастики для глаз, релаксации.

Оборудование: компьютер, сладкие призы всем участникам.

Используемые технологии:

· игровые;

· ИКТ;

· Здоровьесберегающие.

Предполагаемые коррекционно-развивающие результаты:

· развитие фонематического слуха;

· расширение активного словаря;

· развитие мышления, памяти, внимания;

· развитие учебной мотивации.

Билингвальный компонент: голова – бас, тело – дене, рука – қол, нога – аяқ.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Логопед: – Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня наше занятие мы назвали логопедическая игротека.

В течение всего занятия нас будет сопровождать весёлый, неутомимый, озорной… (появляется слайд с изображением Незнайки, дети называют его) Незнайка. МОЖНО ПРОИГРАТЬ НЕЗНАЙКУ.

2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

Логопед: – Он очень рад нашей встрече! Наш Незнайка, хочет посмотреть с каким настроением детки приходят в центр. Давайте покажем.

Логопед: – Упражнение «Мое настроение»:

Мы умеем улыбаться

Мы умеем удивляться.

Мы умеем сердиться.

Мы умеем огорчаться.

Мы умеем улыбаться.

Логопед: – Какие вы красивые, когда улыбаетесь! Подарите улыбку нашим гостям. Молодцы!

3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Логопед: Все мы очень любим играть. Значит нас сегодня ждут разнообразные, увлекательные, интересные задания, где каждый сможет проявить себя. За каждый правильный ответ вы будете награждаться цветным жетоном, и в конце занятия мы определим нашего победителя.

4. ИГРА НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ.

Логопед: Итак, мы начинаем!

Однажды буквы поиграли,

Не по порядку в слове встали,

Но как им место отыскать?

Слова совсем нельзя понять.

И плачут буквы громко, дружно:

Кто нас расставит так, как нужно?

(На слайде появляются слова: СЕНЬО – осень, ЛАШКО – школа, БЯТАРЕ – ребята, ЖБАДРУ – дружба, ДОРАСТЬ – радость. )

Логопед: Видите, ребята, какие замечательные слова у нас появились. Как важно, чтобы каждая буква в слове стояла на своём месте.

5. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

Логопед: Ребята, нам пришло срочное письмо. Кто же его автор? Мы узнаем это быстро, если отгадаем первые буквы названий картинок. (На слайде появляются картинки поочерёдно: Нос, енот, звезда, нота, арбуз, йогурт, конь, аист ).

– Я думаю, что вы догадались. Конечно, это…. (Незнайка ) Правильно, это наш озорник и выдумщик Незнайка. Что же он пишет? Ничего понять нельзя! Опять всё перепутал Незнайка:

– ПИСЬМО НЕЗНАЙКИ (Что за сутки? Еду я вторые шутки! Хочется к тигрятам мне быстрей попасть, в центре им отгадки трудные задать !)

– Молодцы! Видите, нужно употреблять слова в правильном значении. Сразу всё становится ясно.

6. КОНКУРС ЗАГАДОК ОТ НЕЗНАЙКИ:

Шёл урок, а он молчал-

Перемену, видно, ждал.

Только кончился урок,

Громко прозвенел…. (звонок)

Будем весь урок писать,

Пригодится нам ……(тетрадь)

Он трудился весь урок,

От старания скрипел.

Отдохнуть на доску лёг.

Ну, конечно, это….(мел)

Все рисунки вмиг сотрёт,

Если в ход пойдёт она. (Резинка)

Она в учебнике живёт,

Страницы нужные находит,

И знает, видно, наперёд,

Какую тему мы проходим. (Закладка).

Логопед: Ребята, на какую тему выбрал наш Незнайка загадки? (О школе)

5. ФИЗМИНУТКА.

Логопед: Вместе с Незнайкой нам сегодня помогает наш друг-компьютер. И сейчас он поможем отдохнуть нашим глазкам. (слайд с тренажёром для глаз под музыку ).

6. ОБОЩЕНИЕ. ИГРА НА ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

Логопед: А чтобы вам получить заряд бодрости, мы с Незнайкой приготовили для вас весёлые стихи. Вы должны быть очень внимательными и отвечать «да» или «нет». Готовы? (Да!)

В рифму дайте мне ответ

Словом«да» иль словом «нет».

Только вы не торопитесь,

На крючок не попадитесь!

В школе есть урок труда? (Да)

Борщ- полезная еда? (Да)

После завтрака обед? (Да)

Есть колёса у ракет? (Нет)

С улыбкой к зубному идём мы в кабинет? (Нет)

Нужен вечером нам свет? (Да)

Ест бензин велосипед? (Нет)

Вы весёлые всегда? (Да!)

7 . РЕБУСЫ, ШАРАДЫ.

Логопед:

А теперь пришла пора

Отгадать нам, детвора,

Ребусы, шарады,

Чтобы все мы были рады! (Слайд с ребусами о школе )

– Разгадывание шарад и ребусов – это интересная игра! Они тренируют на ум, память и внимание! Сейчас мы станем двумя командами, и каждая команда получит своё задание. (Логопед загадывает по 1 шараде, и ребусу каждой команде ) Шарады Можно Найти и Полегче!

Мой первый слог найдёшь тогда,

Когда в котле кипит вода,

ТА- слог второй,

А в целом – школьный столик твой(Парта)

Начало деревом зовётся,

Конец- читатели мои,

Здесь в книге целое найдётся,

И в каждой строчке есть они. (Буквы).

Первое предлог,

Второе- летний дом,

А целое порой

решается с трудом. (Задача)

Мне не пройти в ветвистый лес –

Мои рога в ветвях застряли,

Но обменяй мне Л на С –

И листья леса все завянут (Олень-осень)

В тетради я бываю

Косая и прямая.

И, наконец, порою

В шеренгу вас построю. (Линейка)

8. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. СКОРОГОВОРКИ.

Логопед: Наш Незнайка, видя, как здорово вы отгадали все его загадки, справились с трудными ребусами и шарадами, хочет стать таким же умным и знающим. Давайте сейчас дадим ему полезные советы. А помогут нам, конечно, русские пословицы.

– Следующая игра-конкурс на знание русских пословиц. Закончи пословицу (слайд с началом пословиц об учении ):

Ученье – свет, а неученье- тьма.

Учиться- всегда пригодится.

Что твёрдо выучил, долго помнится.

Догадка хороша, а знание лучше.

Кто любит науки, тот не знает скуки.

Логопед: – Школа… Какую роль она играет в нашей жизни? (В школе мы учимся читать и писать, мы приобретаем новые знания ). Я думаю, что пословицы о роли знаний в жизни человека пригодятся не только Незнайке, но и вам.

9. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ.

Логопед: Сегодня на занятии мы с вами много говорили о школе. Даже Логопедическая игротека заставила нас задуматься о многом. Давайте подумаем, о каких важных вещах шёл сегодня разговор?

Выводы:

· Все буквы должны находиться на своих местах в слове, их нельзя путать;

· Нужно употреблять слова в нужном значении, тогда тебя все поймут;

· Необходимо много трудиться, чтобы стать грамотным.

– А теперь давайте выразим свои мысли и чувства о логопедической игротеке (слайд Логопедическая игротека-это… Дети придумывают слова, которыми хотели бы выразить свои эмоции от занятия: интересно, здорово, увлекательно и т.д.)

Логопед: Кто же стал у нас сегодня победителем нашей логопедической игротеки? (Подсчитываются жетоны, и победителю выдаётся медаль)

– Сегодня победителей гораздо больше, это и Незнайка, который захотел учиться в школе, и все ребята, которые принимали активное участие в нашем мероприятии. Молодцы! (Раздаются сладкие призы)

, . .