Последние статьи
Домой / Дизайн / Контрольная работа: Политология как наука и учебная дисциплина. Политология

Контрольная работа: Политология как наука и учебная дисциплина. Политология

В буквальном смысле слова политология есть наука о политике, т.е. об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Стремление понять, осмыслить политику, равно как и выразить свое отношение к ней, уходит своими корнями в то далекое время, когда начали формироваться первые государства. Исторически первой формой познания политики была ее религиозно-мифологическая трактовка, для которой типичными были представления о божественном происхождении власти, а правитель рассматривался как земное воплощение Бога. Лишь примерно с середины первого тысячелетия до новой эры политическое сознание стало постоянно приобретать самостоятельный характер, появляются первые политические по прения, концепции, составляя часть единого философского знания. Этот процесс связан, прежде всего, с творчеством таких мыслителей древности, как Конфуций, Платон, Аристотель которые наложили основы собственно теоретических исследований политики. В период средних веков и Нового временя проблемы политики, власти, государства были подняты на качественно новый теоретический уровень исследования такими выдающимися представителями политической и философской мысли, как Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гегель, которые не только окончательно освободили политическую науку от религиозно-этической формы, но и вооружили ее такими концептуальными установками, как теория естественного права, общественного договора, народного суверенитета, разделения властей, гражданского общества и правового государства.

Современное содержание политическая наука приобретает во второй половине XIX века. Именно в это время политическая наука выделилась в самостоятельную отрасль знания. Примерно в этот же период происходит становление политологии как самостоятельной учебной дисциплины, появляются учебные и научные центры. Так, при Лондонском университете в конце XIX века была основана Лондонская школа экономики и политических паук. В 1857 году в Колумбийском университете была создана первая в истории Америки кафедра политической науки. Позже примеру Колумбийского университета последовали Йельский, Гарвардский, Принстонский и другие университеты США. В 1903 году создана Американская ассоциация политических наук. Особенно быстрыми темпами политическая наука в США и в странах Запада стала развиваться после второй мировой войны. Этому во многом способствовал состоявшийся в 1948 году в Париже по инициативе ЮНЕСКО Международный коллоквиум по вопросам политической науки. На нем был принят документ, определивший содержание политической науки, ее основные проблемы. Было решено, что основными проблемами исследования и изучения политической науки являются:

  • 1) политическая теория (с включением истории политических идей);
  • 2) политические институты (исследование центральных и местных правительств, правительственных учреждений, анализ присущих этим институтам функций, а также тех социальных сил, которые данные институты создают);
  • 3) партии, группы, общественное мнение;
  • 4) международные отношения.

Международный коллоквиум в Париже по существу подвел итоги длительной дискуссии политологов по вопросу: рассматривать ли политологию как общую, интеграционную науку о политике во всех ее проявлениях, включающую в качестве составных частей политическую социологию, политическую философию, политическую географию и другие политические дисциплины, или речь должна идти о множественных политических науках. Коллоквиум принял решение употреблять термин "политическая наука" в единственном числе. Тем самым произошло конституирование политической науки как самостоятельной научной и учебной дисциплины. В 1949 году под эгидой ЮНЕСКО создана Международная ассоциация политической науки. Политология как учебная дисциплина была введена в программы ведущих университетов США и Западной Европы.

В России политологии явно не повезло. Так, еще в 1900 году профессор В. Зомбер писал: "Из всех социальных наук в самом печальном и заброшенном состоянии находится, может быть, наука о политике" (Зомбер В. Идеалы социальной политики. М.-СПб., 1900. C.1). С тех пор положение политологии в России если и изменилось, то скорее всего в худшую сторону. С 1917 года вплоть до второй половины 80-х годов на политологии лежало идеологическое табу. Долгое время политология разделяла судьбу генетики, кибернетики и официально как самостоятельная научная дисциплина не признавалась, хотя в 1962 году в СССР была создана Советская ассоциация политических (государственных) наук, ныне преобразованная в Российскую ассоциацию политологов.

Только в 1989 году Высшая аттестационная комиссия ввела политологию в перечень научных дисциплин. Постановлением Правительства РФ политология определена и как учебная дисциплина в вузах. Конечно, такое положение вовсе не означает, что в России политические проблемы вообще не исследовались и не изучались. Это осуществлялось в рамках программ по философии, теории государства и права, политической экономии и других дисциплин. Но они были слабо интегрированы между собой.

Для определения предмета политологии, ее основной проблематики важное методологическое значение имеет уяснение природы и сущности политики как специфической сферы жизни общества, ее структуры и характера взаимодействия основных элементов.

Термин "политика" (от греч. polis - город-государство и прилагательного от него - politikos: все, что связано с городом, - государство, гражданин и пр.) получил распространение под влиянием трактата Аристотеля о государстве, правлении и правительстве, названного им "Политика".

Политика - неустранимый аспект общественного существования. Она возникла из требований, взаимно предъявляемых людьми друг другу и проистекающих из этого усилий по разрешению противоречий, когда требования оказываются конфликтными, по властному распределению дефицитных благ и по руководству обществом в деле достижения общих целей. В многочисленных своих обличиях: в виде деятельности по принятию решений, распределению благ, выдвижению целей, социальному руководству, соисканию власти, осуществлению конкуренции интересов и оказанию влияния - политика может обнаруживаться внутри любой общественной группы.

Необъятен диапазон представлений о политике. Определение ее - предмет многолетних дискуссий в политической науке. Приведем лишь некоторые определения политики:

  • -"Политика означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государством, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает" (М. Вебер).
  • -"Политика - это процесс управления" (О. Ренни).
  • -"Политика - властное распределение ценностей внутри общества" (Д. Истон).
  • -"Изучение политики есть изучение принятия общественно значимых решений" (Р. Шнайдер).

Каждое из этих определений содержит рациональное зерно, ибо отражает тот или иной аспект реального мира политики, который характеризуется многогранностью и соответственно сложностью его познания (схема 1).

Политика может осуществляться на нескольких уровнях:

  • 1. Низший уровень включает решение местных проблем (жилищные условия, школа, университет, общественный транспорт и т.п.). Политическая деятельность на этом уровне осуществляется в основном отдельными индивидами, однако, часть вопросов может решаться местными ассоциациями.
  • 2. Локальный уровень требует государственного вмешательства. Наиболее активно политика осуществляется руинами и ассоциациями, заинтересованными в экономическом развитии своего региона.
  • 3. Национальный уровень занимает центральное место в теории политики, что определяется положением государства как основного института распределения ресурсов.
  • 4. Международный уровень, на котором основными субъектами политической деятельности выступают сверенные государства.

Многообразны и функции политики, характеризующие основные направления воздействия политики на общество (схема 2).

Схема 2 Функции политики


С учетом сказанного важно подчеркнуть, что политологию нельзя сводить к науке о власти, о государстве. Как наука о политике политология "охватывает" весь спектр политической жизни, включая как ее духовную, так и материальную, практическую стороны, взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни. Предметом изучения и исследования политологии выступают такие основные слагаемые политики, как политические институты, политические процессы, политические отношения, политическая идеология и культура, политическая деятельность.

Центральными проблемами современной политологии являются такие проблемы, как политическая власть, ее сущность и структура; политические системы и режимы современности; формы государственного правления; партийные и избирательные системы; политические права и свободы человека и гражданина; гражданское общество и правовое государство; политическое поведение и политическая культура личности; религиозные и национальные аспекты политики; международные политические отношения, геополитика и др. Конечно, к изучению и исследованию названных и других проблем политики в силу их сложности и многогранности имеют отношение не только политология, но и другие социальные и гуманитарные науки - философия, социология, психология, экономическая теория, юридические, исторические науки (схема 3).

Схема 3 Политика как объект изучения


Так, вряд ли возможен научный анализ политики без использования общих философских категорий диалектики, философского анализа объективного и субъективного в политическом процессе, понимания ценностных аспектов власти. Но философия не подменяет политологию, а может дать только какие-то общеметодологические принципы или критерии научного анализа политики.

Много общего между политологией и социологией. В частности, вопрос о том, как отражается политический процесс в сознании людей, чем мотивируется политическое поведение той или иной социальной группы, какова социальная база политической власти - это предмет социологии, политической социологии. Но здесь имеет место и явно выраженная пересекающаяся грань с политологией. Строго говоря, если рассмотреть соотношение гражданского общества и государства, то все то пространство, все отношения, которые вписываются в сферу гражданского общества и его взаимодействия с государством, - это объект исследования социологии, а сфера государственного - предмет политологии. Естественно, такое разграничение носит весьма условный характер, поскольку в реальной политической жизни все взаимосвязано.

Еще больше "точек соприкосновения" в исследовании политики между политологией и правовыми дисциплинами (международным правом, государственным правом), предметом анализа которых являются правовая система общества, механизм власти, конституционные нормы и принципы. Но право - это дисциплина больше описательного и прикладного порядка, в то время как политология - это дисциплина преимущественно теоретическая. Это в известной мере касается соотношения политологии и истории. Как отмечает испанский политолог Т.А. Гарсиа: "... историк имеет дело с прошедшим временем. Он может наблюдать начало, развитие и конец общественных формаций. Политолог, напротив, не смотрит на историю как на спектакль, он воспринимает ее как действие. Его политический анализ, в отличие от анализа историка, несет в себе сознательную заинтересованность с точки зрения политического проекта, который он хочет превратить в реальность. Объективный источник его затруднений состоит в том, что он должен оценить реальное состояние политических ситуации до того, как они примут историческую форму, т.е. превратятся в необратимые" (Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1994. С.6.).

Иными словами, политические отношения "пронизывают" различные сферы жизнедеятельности общества, и в этом плане они могут исследоваться различными науками. Более того, ни одно важное политическое явление, ни один серьезный политический процесс не могут быть содержательно осмыслены без совместных усилий философов, экономистов, историков, юристов, психологов, социологов.

Сложность и многогранность политики как общественного явления позволяет исследовать политику на макро- и микроуровнях, В первом случае исследуются политические явления и процессы, которые происходят в рамках основных институтов власти и управления, имеющих отношения ко всей общественной системе. Во втором - описываются и анализируются факты, связанные с поведением индивидов и малых групп в политической среде. С другой стороны, сложность и многогранность политики позволяет выделить как общественный уровень, так и промежуточные (частные) уровни исследования. Однако важно иметь в виду при этом, что ни один из этих промежуточных уровней не дает исчерпывающего представления о политике в целом.

Только органичное единство, диалектический синтез всех уровней политического знания позволяет иметь тот сплав, который именуется политологией. Понимаемая таким образом политология вписывается в систему современного политического знания как комплексная наука - она выполняет роль интегрирующего фактора в этой системе, выступая одновременно и как составная часть других областей политического знания, и как относительно самостоятельная наука. Иными словами, в отличие от других областей политического знания политология как наука комплексная имеет цель проникнуть в сущность политики как целостного общественного явления, выявить на макро- и микроуровне ее необходимые структурные элементы, внутренние и внешние связи и отношения, определить основные тенденции и закономерности, действующие в разных общественно-политических системах, наметить ближайшие и конечные перспективы ее дальнейшего развития, а также выработать объективные критерии социального измерения политики (См.: Федосеев Л.А Введение в политологию. СПб., 1994. С.9-10).

Разумеется, при этом необходимо иметь в виду, что политологию можно условно разграничить на теоретическую и прикладную. Обе эти стороны, или уровни, как бы дополняют и обогащают друг друга. В частности, весьма актуальной является в настоящее время теория политических технологий (технология выработки и принятия политического решения; технология проведения референдума, избирательной кампании и т.д.). В последнее время возникла новая отрасль политического знания - политический менеджмент.

Составной частью политического менеджмента является разработка стратегических целей и тактических установок, механизма воздействия управленческих государственных структур, законодательной и исполнительной власти на развитие общества. Иными словами, политический менеджмент - это наука и искусство политического управления. Политология, как и любая наука, имеет свою систему научных понятий и категорий, выражающих наиболее существенные характеристики политической сферы: "политика", "политическая власть", "политическая система", "политическая жизнь", "политическое поведение", "политическое участие", "политическая культура" и др. Центральной среди всех перечисленных выше категорий является категория "политическая власть". Именно эта категория наиболее полно выражает сущность и содержание феномена "политика".

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ

В. Н. КАРАЗИНА

ПОЛИТОЛОГИЯ

Учебное пособие для студентов

заочной и дистанционной форм обучения

Харьков – 2009

УДК 32:001.891.3(075.4)

Назаренко С. И. Политология. Учебное пособие для студентов

заочной и дистанционной форм обучения. Изд-е 2-е доп. – Х.:

Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина, 2009. –

Данное учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по заочной и дистанционной формам. В доступной и хорошо структурированной форме в нем раскрыт основной программный материал по курсу «политология». Кроме того, пособие имеет контрольные вопросы и рефераты по каждой теме. Схемы, здесь помещенные, дают наглядное представление об основных понятиях и категориях данного учебного курса. В конце прилагается список рекомендуемой литературы.

Рецензенты:

д. филос. наук., профессор кафедры политологии философского факультета Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина И. Д. Денисенко;

к. филос.н., доцент кафедры политологии философского

факультета Харьковского национального университета

имени В. Н. Каразина А. Н. Довбня

© Харьковский национальный университет

имени В.Н. Каразина, 2009.

© Назаренко С. И., 2009.

ПОЛИТОЛОГИЯ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

для студентов заочной и дистанционной формы обучения

Вступление

Политология как наука и учебная дисциплина

Основные вехи истории политической мысли

Развитие политической мысли в Украине

Политика как социальное явление

Власть

Политический режим

Политическая система общества

Государство – основной институт политической системы

Гражданское общество и правовое государство

Политическая культура и политическая социализация

Личности

Политическое лидерство

Политические элиты

Группы интересов и общественные движения

Политические партии и партийные системы

Избирательные системы и политический процесс

Политический конфликт

Политические идеологии

ВСТУПЛЕНИЕ

Демократическое переустройство современного мирового сообщества связано с политизацией широких слоев населения. На пути политической трансформации выдвигаются задачи духовного обновления общества, введения взаимосвязанной системы новых ценностных ориентаций, формирования гуманистической политической культуры, новой личности, принимающей активное участие в политике.

«Качество» политического участия, способность к принятию рациональных решений в политической жизни не складываются спонтанно, они формируются в ходе систематического приобретения знаний и опыта. Общество нуждается в таких знаниях, которые позволяли бы людям разбираться в сложных политических явлениях и событиях, сознательно действовали бы в направлении реализации своих интересов. На приобретение таких знаний и направлено изучение политологии – обязательного предмета в программе вузовского обучения. В результате изучения политологии студент получает знания о предмете и методах политической науки, ее месте в системе социально-гуманитарных наук, познает сущность политики и власти, принципы деятельности политических институтов, эволюции политических систем и политической культуры, а также многое другое.

Содержательная часть пособия рассчитана на помощь в изучении политологии студентам дистанционного обучения. В пособии кратко рассматриваются вопросы 17 основных тем курса. По каждой теме рекомендованы реферативные доклады. Их подготовка требует углубленного теоретического анализа той или иной политической проблемы. Реферат готовится на основе изучения нескольких источников: монографий, журнальных статей и др. Реферат содержит собственные оценки и выводы студента.

Данное пособие подготовлено с таким расчетом, чтобы максимально облегчить усвоение учебной дисциплины «политология». Для контроля (и самоконтроля) за степенью овладения темой выделены контрольные вопросы и задания. При изучении курса должны быть использованы схемы, в которых наглядно отражаются политические явления в структурно-логической форме. Рассмотрение схем в совокупности с текстовым материалом, рекомендуемой литературой поможет разобраться и глубже осмыслить внутреннюю сущность сложных политических вопросов.

Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина

1. Возникновение и развитие политической науки.

2. Понятие политического. Предмет и язык политологии.

3. Методы политической науки и ее функции.

С момента возникновения человеческой цивилизации политика непрерывно вторгалась в жизнь даже далёких от неё людей, изменяла облик и условия существования целых народов.

Подчинение политики интересам человека и человечества невозможно без её научного осознания. Наука о политике помогает глубоко познавать политическую реальность, контролировать ход политических событий, строить отношения между людьми на принципах разума и гуманизма. Если проведение политических исследований и получение научных знаний – дело главным образом учёных-профессионалов, то овладение основами политологии, нормами и ценностями цивилизованного политического общения – задача каждого гражданина и всего общества.

1. Политическая наука и политическая мысль – это близкие, но не тождественные понятия. Политическая мысль существует столько, сколько существует политика. Она возникла в глубокой древности и продолжает развиваться и сегодня. Политические учения прошлого в строгом смысле слова нельзя отождествлять с современной политической наукой, хотя и нельзя отрицать факта преемственности, генетической связи между ними.

Что же представляет собой политическая наука, когда и как возникла и какие познавательные способы и средства использует?

Политическая наука («политология») – это научное выражение политической мысли. Она существует в виде научных исследований, специально посвященных политической проблематике. Ещё в ХVI веке Никколо Макиавелли выделил политические исследования в качестве самостоятельного научного направления, поставил в центр анализа проблемы государства и власти, разработал целый комплекс методов борьбы за власть. Его творчество не только ознаменовало крупный шаг на пути превращения политологии в самостоятельную науку, но и способствовало сближению теории и практики, подчинению политических исследований решению реальных задач борьбы за власть и её удержание.

Своё дальнейшее развитие политическая наука получила в трудах Гоббса, Локка, Монтескье, Руссо, Мэдисона, Токвиля, Вебера, Маркса, Энгельса и других мыслителей. Однако, несмотря на наличие достаточно широких политических исследований, вплоть до второй половины ХIX века политология развивалась без самостоятельной дисциплинарной оформленности. Процесс формирования и выделения политологии из общей системы социально-гуманитарных наук занял несколько десятилетий, которые приходятся на конец XIX и начало ХХ века.

В качестве учебного предмета политология впервые появилась в XIX в. в крупнейших университетах США. Так, в 1857 г. в Колумбийском колледже создается кафедра истории и политической науки во главе с Ф. Либером. В 1880 г. в этом же колледже открывается первая школа политической науки. Включая в учебные планы курс политической науки, руководство американских университетов удовлетворяло возросший спрос на специалистов по государственно-административному управлению и на политологов-аналитиков. Политическую науку стали рассматривать как средство формирования новой политической элиты, для которой политика стала основной профессией. В последующие годы в Америке создаётся целая сеть политологических учебных и научных институтов, что позволило учредить в 1903 г. Американскую ассоциацию политических наук, насчитывающую сегодня свыше 16 тысяч членов.

В конце ХIX – начале ХХ в. сам термин «политическая наука» получает признание и распространение и в Европе. В Германии этот процесс связан с формированием и развитием так называемой «правовой школы». В Великобритании наиболее серьезный импульс формирования политологии придало основание в конце ХIХ в. Лондонской школы экономики и политических наук при Лондонском университете. Во Франции политология родилась на стыке государствоведения, политической истории и социологии. В 1896 г. один из виднейших европейских политологов и социологов итальянец Г. Моска называет свой ставший позднее классическим труд «Элементы политической науки».

В начале ХХ в. процесс выделения политологии в самостоятельную академическую дисциплину в основном завершается. Развитию политических исследований заметно способствовало создание в 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО Международной ассоциации политической науки (МАПН), которая продолжает свою плодотворную деятельность и сегодня. С 1955 г. в МАПН входит советская Ассоциация политических наук. Только в конце 80-х гг. политология стала преподаваться в вузах Восточной Европы и СССР. В Украине политология как новый учебный курс появилась в Киевском, Харьковском, Одесском, Днепропетровском университетах, а также (несколько позже) в других вузах. Сейчас в Украине осуществляется подготовка специалистов- политологов, защищаются кандидатские и докторские диссертации, издаётся научная и учебная литература, специальные журналы и политологические сборники.

2. Рассмотрим конкретно, что же представляет собой политология как наука. Сначала уясним этимологию этого слова. Сам термин “политология” производно от двух древнегреческих слов – politika – политика и logos – слово, учение, наука. Следовательно, этимологически политология переводится на русский язык как наука о политике. (К такой трактовке политологии склоняются авторы многих учебников.)

Каждая наука имеет свой объект и предмет. Поэтому, чтобы разобраться в том, что же представляет собой политология как наука, необходимо установить объект и предмет изучения политологии. Cреди учёных существуют на этот счёт различные точки зрения. Выделим только две из них. Часть учёных считает, что объектом политологии является сфера политики, политическая действительность, политическая жизнь личности и общества. А предметом политологии есть закономерности конкретных проявлений, процессов и отношений политической действительности, которые исследуются политологами. Многие учёные-политологи согласны с тем, что в общем плане объектом и предметом политологии является политическая сфера со всеми её явлениями и процессами, политическая жизнь общества, её сущность, формы и закономерности. Так, например, К. С. Гаджиев считает, что в современной общественно-политической системе как целостном социуме выделяются следующие взаимосвязанные и взаимозависимые подсистемы: производственная (экономико-хозяйственная), социальная, духовная и политическая (см. схему № 1 ). Производственная подсистема обеспечивает материальную инфраструктуру. Социальная и духовная сфера в совокупности составляют гражданское общество, которое можно обозначить как единую подсистему (эта проблема будет рассмотрена в соответствующей теме). А задача политической подсистемы обеспечить механизм реализации общей воли и общего интереса всех основных элементов системы.

Совокупность проблем, которыми занимается политология, можно сгруппировать в 3 крупных раздела:

1. социально-философские и идейно-теоретические основания политики, системообразующие признаки и характеристики подсистемы политического, политические парадигмы, соответствующие тому или иному конкретному историческому периоду;

2. политические системы и политическая культура, отличия и сходства между различными политическими системами, политические режимы и условия их изменения и смены;

3. политические институты, политический процесс, политическое поведение и т. д.

Причем речь идет не об иерархической соподчиненности этих трех блоков, а о большей или меньшей значимости того или иного из них. Идейно-теоретические основания политики невозможно понять в отрыве от конкретной политической системы, а ее в свою очередь – без конкретных политических институтов. Политологические исследования включают три важнейших аспекта: 1) исторический, 2) конкретно-эмпирический и 3) теоретический.

Основополагающими объектами исследования политологии являются государство, власть и властные отношения, составляющие стержень политического. Но изучение этих явлений невозможно без комплексного подхода к анализу экономического, социокультурного, философского и социально-политического аспектов жизни общества. Каждый из них обладает своими функциональными и структурными особенностями. Поэтому задача политологии в этом плане гораздо шире проблем государственно-правовых дисциплин. Политическая наука относится к исследованию государств и властных отношений прежде всего как к социальным феноменам, как к институтам политической организации общества, имеющей главной своей целью реализацию всеобщего интереса.

Таким образом, политология – наука о политике, о формах и закономерностях функционирования политической власти; о формировании и развитии политических отношений, процессов и систем.

Основные категории политологии : политика, политические интересы, политическая власть, политический режим, политическая система, политические отношения, политическая культура (см. схему № 2 ).

Политические феномены, несомненно, представляют интерес, прежде всего, в том состоянии, в котором они находятся в данный момент времени, и задача политологии состоит в выяснении структуры политического феномена, его элементов и функций, условий для нормального функционирования.

К изучению политической сферы жизни общества имеют отношение многие науки: философия, социология, теория государства и права, история, политическая география и т. д. Столь широкое поле исследований объясняется тем, что политика представляет собой сложное и многогранное явление. Целесообразность и необходимость исследования политики под разными углами зрения признаётся многими учёными, в том числе и политологами. Разногласия начинаются при решении вопроса о месте политологии среди других наук о политике. При решении этого вопроса в литературе отчётливо выделяются две позиции. Первая исходит из того, что политология представляет собой лишь одну из наук о политике. Вторая позиция заключается в том, что политология должна представлять собой общую интеграционную науку о политике во всех её проявлениях.

В соответствии со вторым подходом политология рассматривается как целостная, внутренне дифференцированная, междисциплинарная наука, состоящая из ряда отраслей политического знания, то есть её структура включает: политическую философию, теорию политики, политическую социологию, политическую историю, политическую психологию, политическую антропологию, теорию международной политики, политическую географию и т. д.

Политический язык

Политические феномены невозможно понять вне системы общения и механизмов политической коммуникации. Язык можно рассматривать и как средство, и как среду общения. По своей значимости в качестве предмета политического исследования политический язык можно поставить рядом с такими проблемами как процесс принятия решений, избирательный процесс.

В наибольшей степени политический язык отражён в категориях, которыми оперирует политология как научная дисциплина. Именно в процессе изучения политологии возможно получить наиболее полное представление о том, что собой представляет политический язык.

Составной частью политического языка является политическая жестикуляция. Те или иные индивидуальные либо коллективные жесты играют существенную роль в общественно-политической жизни. К подобным жестам, например, относят: голосование, аплодисменты, приветствия в различных вариантах, активная демонстрация различных политических символов во время политических акций; выражения неодобрения и протеста посредством свиста, топота и т. п.; демонстративный уход в знак протеста с политического мероприятия; демонстративное сожжение в знак протеста каких-либо политических символов (флагов, партбилетов, портретов и т. д.) и многое другое.

Возросло значение так называемой символической коммуникации в обеспечении жизнеспособности и регулировании политических систем современности. Язык действует как связующее звено политического общества, как инструмент поддержания необходимого информационного уровня общества. Особо подчеркнём, что политический язык является своеобразным “индикатором” уровня политической культуры конкретного общества.

3. Разнообразные методы, применяемые политической наукой, позволяют глубоко и всесторонне познать ее предмет и во многом характеризуют уровень ее развития.

«Методы в наиболее общем виде – это приемы и способы достижения определенного результата в практической и познавательной деятельности людей» [ПЭС – с. 177].

Какие же методы использует политическая наука? Большинство авторов говорит о трех группах методов: первая – всеобщие философские методы, используемые политологией как одной из социально-гуманитарных наук, наряду с философией, социологией и др. (материалистическая диалектика, позитивистский и прагматический методы).

Вторая группа – методы эмпирических исследований, получения первичной информации о политических фактах. Сюда относятся: использование статистики (прежде всего электоральной), контент-анализ, который предполагает целенаправленное изучение определенных документов (конституций, законов, партийных программ, выступлений в СМИ политических лидеров и т. д.); факторный анализ, сводящий множество эмпирических данных к основным, определяющим. Этот методический прием позволяет создавать когнитивные карты, фиксирующие наиболее типичные проявления того или иного политического поведения. Определенное значение имеет также такие методы сбора информации как наблюдение и опрос.

Третья группа методов – собственно методы политологии. К ним относятся:

1) cоциологический метод – предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии, культуры;

2) бихевиористский – суть которого заключается в изучении политики посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей и групп;

3) нормативно-ценностныйд – предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага и справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и т. п.;

4) функциональный – требует изучения зависимостей между политическими явлениями, проявляющихся в опыте, например, взаимосвязей между уровнем экономического развития и политическим строем;

5) системный – состоит в рассмотрении политики как целостного, саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через вход и выход системы (50-60-е годы ХХ века – Д. Истон, Т. Парсонс);

6) антропологический – во многом противоположен социологическому методу. Он требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как родового существа;

7) психологический – сходен с антропологическим. Однако, в отличие от последнего, он имеет в виду не человека вообще как представителя рода, а конкретного индивидуума, что предполагает учет особенностей индивидуального развития. Важнейшее место в психологическом методе занимает психоанализ, основы которого разработал З. Фрейд. Психоанализ ставит в центр исследования бессознательные психические процессы и мотивации;

8) сравнительный – предполагает сопоставление однотипных политических явлений: государственного устройства, политических партий, электоральных систем и т. д. Применение этого метода расширяет кругозор исследования, способствует плодотворному использованию опыта других стран и народов (развитие специальной отрасли знания – сравнительной политологии).

Существуют и другие методы исследования (индукция, дедукция, моделирование, интервьюирование и т. д.), которые помогают более полно раскрыть содержание политической науки. В силу сложности и многомерности политических объектов при их изучении, как правило, применяется не какой-то один, а определенное сочетание, комбинация различного рода методов.

Политология, как уже отмечалось выше, тесно связана с жизнью общества. Как и всякая другая наука, политология появилась вследствие определённых общественных потребностей и поэтому всё её развитие, разработка той или иной проблематики направлены на удовлетворение этих потребностей. Общественное предназначение политической науки определяется теми функциями, которые она выполняет для индивида и общества в целом.

Ф у н к ц и и:

Теоретико-познавательная (позволяет вскрыть объективные тенденции политического развития, реально оценивать политические ситуации);

Методологическая (раскрывая общие закономерности политики, создает базу для других общественных наук);

Воспитательная (способствует политической социализации личности, формированию политического сознания и политической культуры);

Регулятивная (обеспечивает воздействие людей и организаций на политический процесс, их участие в политических событиях);

Аналитическая (анализ, оценка результатов политических действий),

Прогностическая (позволяет прогнозировать развитие политических процессов и своевременно корректировать политику);

Мировоззренческая (позволяет правильно оценить соотношение общечеловеческих, государственных, классовых, национальных, групповых и личных интересов и определить свое место в политической жизни общества).

Вопросы и задания к теме:

1. Что вы понимаете под политической наукой? Каковы ее место и роль среди

других социально-гуманитарных наук.

2. Что изучает современная политология? В чем состоит различие

существующих точек зрения на предмет политологии?

3. Чем можно объяснить существование в рамках одной политической науки

множества частных политических дисциплин?

4. Назовите основные этапы формирования и эволюции политической науки.

5. Что дает для понимания природы политики социологический метод?

6. Раскройте значение бихевиористского метода политологии.

7. В чем недостатки ценностно-нормативного подхода?

Темы рефератов:

2. Политология и другие социально-гуманитарные науки.

Рабочая программа составлена на основании Типовой учебной программы утвержденной и введенной в действие приказом Министерства образования и науки Республики Казахстана от 11 мая 2005 г. № 289, от 12 июля 2005г. № 480 и в соответствии с учебной программой по дисциплине для студентов второго и третьего курсов всех специальностей

Рабочая программа обсуждена научно-методическим советом факультета

2008 г., протокол №_____

Председатель НМС Абилова Б.А.
Декан ФОГП Шынтаева Н.С.

Научно-методическим советом академии

2008г., протокол №______

Председатель __________________________________________


1. Назначение дисциплины

Выработать у студентов навыки самостоятельного анализа сложных явлений и тенденций в сфере политической жизни, дать необходимый минимум знаний в политике, способствовать формированию у студентов понятийного аппарата.

2. Данные о преподавателях

Джаныкулова Сауле Калиевна, ассоциированный профессор

Ауд. № 419, телефон 29-36-44.

Консультационные часы: по расписанию

3. Данные о дисциплине: «Политология»

Распределение часов согласно рабочих учебных планов (РУП)

4. Пререквизиты дисциплины: для изучения дисциплины необходимы знания следующих дисциплин: философии, социологии, истории, основы права, экономической теории и осуществляться в контексте таких учебных дисциплин, как религиоведение, культурология и психология. Данный курс предполагает знание основных принципов и законов функционирования политики, ее исторического развития, проблемы власти, государства и межгосударственных отношений.

Постреквизиты: в результате изучения курса сформировать у студентов политическое мировоззрение и политическую культуру, способствовать их активному участию в решении задач, стоящих перед Республикой Казахстан.

5. Краткое описание дисциплины

Объектом изучения дисциплины является политика как аспект жизнедеятельности современного общества. Политология изучает сущность политики, власти, политических систем, процессов. Как отрасль общественного знания политология сложилась во второй половине Х1Х и в первой половине ХХ века, хотя теория политики развивалась на всем протяжении истории цивилизации, начиная с античной эпохи.

Политология с разных сторон описывает политическую динамику, дает теоретические образы власти, способы объяснения поведения людей в сфере распределения государственных ресурсов и полномочий. Без научных представлений о политическом мире и сам человек не может лучше понять свои гражданские права и свободы, увидеть возможности использования силы государственной власти для реализации собственных интересов, умножения и обогащения потребностей. В развитых демократических странах политическая наука стала неотъемлемым элементом организации всей духовной жизни общества, мощным орудием формирования гражданского общества. Поэтому политическая наука рассматривается как необходимое условие политической социализации личности.

Задачи курса - выработать у студентов умение разбираться и свободно ориентироваться в политических процессах, протекающих в Казахстане.

В результате изучения курса студент должен знать:

Сущность, возможности, перспективы и основные виды политики;

– сущность, источники и функции власти;

Сущность политических отношений и процессов, понятие субъекты политики; роль политических систем и политических режимов в жизни общества;

Сущность процессов международной политической жизни, геополитической обстановки, политических процессов в Казахстане, его месте и статусе в современном политическом мире.

Выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты политологического знания;

Их роль и функции в подготовке и обосновании политических решений, в обеспечение личностного вклада в общественно-политическую жизнь .

Навыками политической культуры,

Способностью применять политологические знания в повседневной жизни и в своей профессиональной деятельности.


Тема 1: Введение. Политология как наука

Соотношение объекта и предмета науки. Подходы к определению предмета политологии. Политическая социология, политическая философия, политическая этика, политическая история как составные части политической науки. Методы изучения политических явлений: институциональный, сравнительный, системный, бихевиористский, социологический, психологический. Антропологический подход. Законы и категории, методы и функции политологии Политология в системе социально-гуманитарного знания. Структура политической науки, ее парадигмы.

Тема 2: Основные этапы становления и развития политичеcкой науки

Возникновение первых очагов государственности на Древнем Востоке (буддизм, конфуцианство, легизм, даосизм). Политические учения античности (Сократ,Платон, Аристотель, Цицерон). Политическая мысль средневекового Востока (аль-Фараби, Низами, Алишер Навои, Ганджеви). Политическая мысль Средневековья и Эпохи Возрождения, политическая мысль Западной Европы, религиозно-теологические концепции государства и права Августина Аврелия и Фомы Аквинского, Н. Макиавелли, Ж. Бодена (“Шесть книг о государстве”). Русская политическая мысль: идеи Илариона, Владимира Мономаха, Даниила Заточника, Филофея “Москва – третий Рим”; Политические учения эпохи ранних индустриальных революций: учение Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Э. Берка, Ш.Л. Монтескье, Ж.-Ж.Руссо. Политическая мысль в США: Т. Джефферсон, Дж. Мэдисон, Т. Пейн, А.Гамильтон. Конституция США. Политическая мысль России: Н.А.Бердяев, И.А. Ильин. Развитие политической науки в XXв. Бихевиористское и необихевиористское направление (А. Бентли, Ч. Мерриам, Г. Лассуэл и др.). Системный анализ в политических исследованиях (А.А. Богданов, Н. Винер, Т. Парсонс, Д. Истон, Г. Алмонд, К. Дойч, Л. Пай и др.). Теории плюралистической демократии и развития (Р. Даль, Р. Дарендорф, С. Липсет, А. Лэдд и др.). Политическая социология (П. Бурдье, Ф. Бро, М. Дюверже, Р.-Ж. Шварценберг). Политическая психология (А. Маслоу, Э. Фромм, М. Херманн). Политическая футурология и прогностика (Р. Арон, Д. Белл, З. Бжезинский, Дж. Гэлбрейт, О. Тоффлер, Ф. Фукуяма, С. Хантингтон). Сравнительная политология (М. Доган, Д. Пеласси, С. Хантингтон, П. Шаран). Российская политология в конце ХХ века.

Тема 3: Политика в системе общественной жизни

Политика: сущность, происхождение и основные черты. Политика как объект политологии. Подходы к определению политики. Политика как наука и искусство. Относительная самостоятельность политики. Многофакторная детерминация политики. Взаимосвязь политики с другими социальными явлениями: экономикой, государством, правом, моралью.

Тема 4:Власть как политический феномен

Понятие «власть». Субъект власти. Объект власти. Природа господства и подчинения. Подходы к объяснению природы власти. Власть и политика. Основные подходы к определению категории «политическая власть». Социальная природа и сущность политической власти. Функциональное назначение политической власти. Особенности политической власти. Структура политической власти. Признаки политической власти. Политическая и государственная власть, их соотношение. Условия, функции, формы, уровни и методы осуществления политической власти. Ресурсы и виды власти, и их особенности. Власть и массы: проблема прямой и обратной связи. Источники эффективности политической власти. Легальность и легитимность власти. Теории легитимности власти. Типы легитимности власти. Показатели легитимности власти. Легитимация. Источники легитимации власти. Проблема легитимности политических режимов. Делегитимация политической власти. Источники делегитимации.

Тема 5: Социально – этнические общности и национальная политика

Этнос и нация. Нация – высший тип этноса. Национальный вопрос и его структура. Культура межнационального общения и его роль в укреплении гражданского мира и межнационального согласия. Национальная политика как важнейшая составная часть государственной политики. Казахстанская модель достижения межэтнического консенсуса. Ассамблея народов Казахстана как системный общественно-политический институт. Казахстан как поликонфессиональное общество. Диалог конфессий и казахстанский опыт межконфессионального согласия.

Тема 6: Политическая система и политический режим

Понятие политической системы. Значение системного подхода в изучении политики. Структура и функции политической системы общества. Политическая власть, политическая система и политический режим. Понятие политического режима. Типология политических режимов. Понятие тоталитаризма. Предпосылки тоталитаризма. Экономические, политические, социальные и духовные черты тоталитаризма. Правый и левый тоталитаризм. Авторитаризм как форма политической власти. Разновидности авторитаризма. Демократический режим и его признаки. Политический плюрализм. Разновидности демократии. Современные теории демократии. Переход от авторитаризма к демократии: стадии, участники, типы транзита. Предпосылки демократизации. Эволюция политической системы и политического режима постсоветской России. Современный политический режим России: основные тенденции и характеристики. Политические режимы в региональном измерении.

Лекция № 1. Политология как наука и учебная дисциплина.

Модуль 1. Теоретико-методологические основы науки о политике – 6 часов

1. Объект и предмет политологии.

2. Процесс формирования политической науки.

3. Особенности и структура политологии.

4. Методы политических исследований. Основные парадигмы политологи

Современное содержание политическая наука приобретает во второй половинœе XIX в., когда она оформилась в самостоятельную отрасль знания. Примерно в данный же период происходит становле ние политологии как самостоятельной учебной дисциплины, появ ляются учебные и научные центры. Так, при Лондонском универси тете в конце XIX в. была основана Лондонская школа экономики и политических наук. В 1857 ᴦ. в Колумбийском университете была открыта первая в истории Америки кафедра политической науки.

Позже примеру Колумбийского университета последовали Иель ский, Гарвардский, Принстонский и другие университеты США. В 1903 ᴦ. основана Американская ассоциация политических наук. Особенно быстрыми темпами политическая наука в США и в стра нах Запада стала развиваться после Второй мировой войны. Этому во многом способствовал состоявшийся в 1948 ᴦ. в Париже по ини циативе ЮНЕСКО Международный коллоквиум по вопросам по литической науки. На нем был принят документ, определивший со держание политической науки, ее основные проблемы. Было решено, что основными проблемами исследования и изучения полити ческой науки являются: 1) политическая теория (в том числе исто рия политических идей); 2) политические институты (исследование центральных и местных правительств, правительственных учреж дений, анализ присущих этим институтам функций, а также тех со циальных сил, которые данные институты создают); 3) партии, группы, общественное мнение; 4) международные отношения.

Международный коллоквиум в Париже по существу подвел итоги длительной дискуссии политологов по вопросу, является ли политология общей, интеграционной наукой о политике во всœех ее проявлениях, включающей в качестве составных частей политичес кую социологию, политическую философию, политическую геогра фию и другие политические дисциплины, или речь должна идти о множественных политических науках. Коллоквиум принял решение употреблять термин "политическая наука" в единственном числе. Тем самым произошло конституирование политической науки как самостоятельной научной и учебной дисциплины. В 1949 ᴦ. под эги дой ЮНЕСКО была создана Международная ассоциация полити ческой науки. Политология как учебная дисциплина была введена в программы ведущих университетов США и Западной Европы.

Судьба отечественной политической науки складывалась в про шлом непросто. Первые оригинальные работы, посвященные ана лизу политики и ее законов, появились еще в начале XX в. Бурные события того времени заставляли искать ответы на животрепещу щие вопросы о политическом настоящем и будущем страны. При надлежавшие к различным идейным течениям такие ученые как Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, М.М. Ковалевский, М.Я. Острогор ский, П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский и многие другие, ана лизировали в своих работах проблемы власти, государства, революции, политической судьбы Отечества. С 1917ᴦ. вплоть до второй половины 80-х гᴦ. на политологии лежало идеологическое табу.

Долгое время политология разделяла судьбу генетики, кибернетики и официально как самостоятельная научная дисциплина, не призна валась, хотя в 1962 ᴦ. в СССР была создана Советская ассоциация политических (государственных) наук, ныне преобразованная в Российскую ассоциацию политологов.

Только в 1989 ᴦ. Высшая аттестационная комиссия ввела поли тологию в перечень научных дисциплин. Постановлением Прави тельства РФ политология определœена и как учебная дисциплина в вузах. Конечно, это не означает, что в России политические пробле мы вообще не исследовались и не изучались. Это осуществлялось в рамках программ по философии, теории государства и права, по литической экономии и других дисциплин. Но они были слабо ин тегрированы между собой.

Политология есть наука о политике, ᴛ.ᴇ. об особой сфере жиз недеятельности людей, связанной с властными отношениями, с го сударственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Как наука о политике политология "охватывает" весь спектр по литической жизни, включая как ее духовную, так и материальную, практическую стороны, взаимодействие политики с другими сфера ми общественной жизни.Политология (от греч. ʼʼполитикаʼʼ – государственные или общественные дела и ʼʼлогосʼʼ – слово, знание, наука – буквальное значение: знание о политике, политической жизни) - сфера научных знаний о политике, её взаимоотношениях с человеком и обществом и о политических отношениях.

Высокая значимость политической науки определяется первостепенной ролью политики в жизни общества. На протяжении всœей истории цивилизации политика оказывала важное воздействие на судьбы стран и народов, повсœедневную жизнь человека.

Согласно резолюции ЮНЕСКО политология изучает следующие основные проблемы: политическая теория; политические институты; партии, группы и общественное мнение; международные отношения.

Политология, как самостоятельная наука, имеет свой объект ипредмет познания. При этом сфера политических охватывает всœе объекты политической деятельности. По этой причине политические отношения изучает не только политология, но и философия, право, социология, история. Каждая из этих наук имеет предмет в изучении данного объекта.

Объектом политологии является политика, политическая жизнь общества в самых разнообразных её проявлениях. Предметом политологии являются объективные закономерности возникновения и эволюции политических интересов, взглядов и теорий, закономерности становления, функционирования и изменения политической власти, политических отношений и политической деятельности, развития политического процесса.

Предметом изучения и исследования по литологии выступают такие основные слагаемые политики, как по литические институты, политические процессы, политические от ношения, политическая идеология и культура, политическая дея тельность.

Узловыми проблемами современной политологии являются такие проблемы, как политическая власть, ее сущность и структура; политические системы и режимы современности; формы правления и государственного устройства; политическая стабильность и поли тический риск; партийные и избирательные системы; политические права и свободы человека и гражданина; гражданское общество и правовое государство; политическое поведение и политическая культура личности; политическая коммуникация и средства массо вой информации; религиозные и национальные аспекты политики; средства и методы урегулирования политических конфликтов и кри зисов; международные политические отношения, геополитика, по литическая глобалистика и др.
Размещено на реф.рф
Конечно, к изучению и исследованию названных и других проблем политики в силу их сложности и много гранности имеют отношение не только политология, но и другие со циальные и гуманитарные науки - философия, социология, психо логия, экономическая теория, юридические, исторические науки (схема 3).

Так, вряд ли возможен научный анализ политики без использования общих философских категорий диалектики, философского анализа объективного и субъективного в политическом процессе, понимания ценностных аспектов власти. Но философия не подменяет политологию, а может дать только какие-то общеметодологи ческие принципы или критерии научного анализа политики.

Много общего между политологией и социологией. В частности, вопрос о том, как отражается политический процесс в сознании людей, чем мотивируется политическое поведение какой-либо со циальной группы, какова социальная база политической власти, яв ляется предметом исследования социологии, политической социо логии. Но здесь наблюдается и явно выраженная пересекающаяся грань с политологией. Строго говоря, в случае если рассмотреть соотноше ние гражданского общества и государства, то всœе то пространство, всœе отношения, которые вписываются в сферу гражданского обще ства и его взаимодействия с государством, ‣‣‣ это объект исследования социологии, а сфера государственного - предмет политоло гии. Естественно, такое разграничение носит весьма условный характер, поскольку в реальной политической жизни всœе взаимосвя зано.

Еще больше "точек соприкосновения" у политологии с право выми дисциплинами (международным правом, государственным правом), предметом анализа которых являются правовая система общества, механизм власти, конституционные нормы и принципы. Но право это дисциплина в большей степени описательная и прикладная, тогда как политология - дисциплина преимуществен но теоретическая. Это в известной мере касается соотношения по литологии и истории. Как отмечает испанский политолог Т.А. Гар сиа, "... историк имеет дело с прошедшим временем. Он может на блюдать начало, развитие и конец общественных формаций. Политолог, напротив, не смотрит на историю как на спектакль, он вос принимает ее как действие. Его политический анализ, в отличие от анализа историка, несет в себе сознательную заинтересованность с точки зрения политического проекта͵ который он хочет превратить в реальность. Объективный источник его затруднений состоит в том, что он должен оценить реальное состояние политических ситуаций до того, как они примут историческую форму, ᴛ.ᴇ. превра тятся в необратимые" (Гаджиев /(.С. Политическая наука. М., 1994. С.6.).

В политике сталкиваются группы интересов, охватывающих раз личные сферы жизнедеятельности общества экономику, госу дарственное устройство и право, социальную сферу, этнонациональные и религиозные отношения, традиционные социальные структуры. Большое влияние на нее оказывают национально- исторические и социокультурные традиции общества, психологический генотип нации. Благодаря своему системному характеру по литическая наука сегодня оказалась на перекрестке междисциплинарного движения, охватывающего различные науки. Политичес кие исследования всœе больше базируются изданных культурной антропологии, социологии и политической экономии, истории, права, социолингвистики, герменевтики, других общественных и гумани тарных наук. Появляется совершенно новая проблематика, как, к примеру, тендерная политическая теория и феминистская практика, политическая экология и глобалистика, политическая прогностика.

Иными словами, политические отношения "пронизывают" раз личные сферы жизнедеятельности общества, и в данном плане они могут исследоваться различными науками. Более того, ни одно важное политическое явление, ни один серьезный политический про цесс не бывают содержательно осмыслены без совместных усилий философов, экономистов, историков, юристов, психологов, со циологов.

Сложность и многогранность политики как общественного явления позволяет исследовать ее на макро- и микроуровнях. В пер вом случае исследуются политические явления и процессы, кото рые происходят в рамках базовых институтов власти и управления, имеющих отношения ко всœей общественной системе. Во втором - описываются и анализируются факты, связанные с поведением индивидов и малых групп в политической среде. Вместе с тем слож ность и многогранность политики позволяет исследовать ее одновременно и с общетеоретических, и с конкретно-социологических позиций, между которыми располагаются различного рода про межуточные исследовательские уровни. При этом при этом важно иметь в виду, что ни один из промежуточных уровней не дает исчерпывающего представления о политике в целом.

Только органичное единство, диалектический синтез всœех уров ней политического знания позволяет получить тот сплав, который именуется политологией. Понимаемая таким образом политология вписывается в систему современного политического знания как комплексная наука. В этой системе она выполняет роль интегрирующего фактора, выступая одновременно и как составная часть дру гих областей политического знания, и как относительно самостоя тельная наука. Иными словами, в отличие от других областей поли тического знания, политология имеет цель проникнуть в сущность политики как целостного общественного явления, выявить на макро- и микроуровне ее необходимые структурные элементы, внутренние и внешние связи и отношения, определить основные тенденции и закономерности, действующие в разных общественно- политических системах, наметить ближайшие и конечные перспек тивы ее дальнейшего развития, а также выработать объективные критерии социального измерения политики (см.: Федосœеев АЛ. Введение в политологию. СПб., 1994. С. 8--10).

Разумеется, при этом крайне важно иметь в виду, что политологию можно условно разграничить на теоретическую и прикладную, эти стороны, или уровни, как бы дополняют и обогащают друг друга.

Теоретическое исследование политики отличается от приклад ного ее анализа прежде всœего следующими целями: если первое ставит основной задачей познание и лучшее понимание политичес кой жизни, то второе связано с весьма прагматическими задачами оказания влияния и просто изменения текущей политики. Приклад ная политология прямо отвечает на вопросы: "для чего?" и "как?". Она должна быть представлена как совокупность теоретических мо делœей, методологических принципов, методов и процедур исследо вания, а также политологических технологий, конкретных про грамм и рекомендаций, ориентированных на практическое приме нение, достижение реального политического эффекта.

Прикладная политология исследует основные субъекты политических событий, их иерархию, классы и внутриклассовые образова ния, партии, толпу и политическую аудиторию, социальные, этни ческие и религиозные группы, роль участников политических собы тий в принятии политических решений и их реализации. К приклад ным отраслям политологии можно отнести концепции государст венного управления, партийной стратегии и тактики, ситуационного политического анализа. В частности, весьма актуальной является в настоящее время теория политических технологий (технология вы работки и принятия политического решения; технология проведе ния референдума, избирательной кампании и т.д.).

В последнее время возникла новая отрасль политического зна ния - политический менеджмент. Составной частью политическо го менеджмента является выработка стратегических целœей и так тических установок, механизма воздействия управленческих госу дарственных структур, законодательной и исполнительной власти на развитие общества. Иными словами, политический менедж мент - это наука и искусство политического управления.

Центральной методологической проблемой политологии, важ нейшей ее социальной задачей является познание и определœение политических закономерностей. Политической сфере, как и любой другой сфере общественной жизни, присущи определœенные закономерности. Эти закономернос ти отражают и характеризуют свойственные политической сфере всœеобщие, существенные и необходимые формы связей и отноше ний, реализуемые в функционировании и развитии данной сферы. Политические закономерности по мере того, как они осознаются людьми, фиксируются в виде определœенных теоретических принци пов и норм политической деятельности, политического поведения.

Одна из базовых задач политологии состоит в том, чтобы вы явить основные закономерности и тенденции функционирования и развития политики и таким образом познать сущность политики, объяснить ее. На базе знания политических закономерностей по литология вырабатывает рациональные принципы и нормы полити ческой деятельности.

В целом можно выделить три группы политических закономер ностей исходя из сферы их действия и проявления.

Первая группа это закономерности, выражающие связи, взаимодействия политической сферы с другими сферами общест венной жизни. К ним относятся: зависимость структуры, функций политической системы общества от его экономической и социаль ной структур; активное воздействие политики на экономическую, социальную и духовную жизнь общества и др.

Вторая группа ‣‣‣ это закономерности, выражающие сущест венные и устойчивые связи и отношения во взаимодействии структурных элементов самой политической сферы. К ним относятся, на пример, такие закономерности, как влияние политического сознания, политической культуры личности на ее поведение; взаимосвязь форм демократии и типа политической системы общества.

Третья группа ‣‣‣ это закономерности, выражающие сущест венные и устойчивые связи, тенденции развития отдельных сторон, явлений политической жизни общества. К ним относятся: разделœе ние властей в демократическом обществе на законодательную, ис полнительную и судебную; утверждение принципа политического плюрализма.

При этом крайне важно иметь ввиду, что политические закономер ности, в отличие от законов природы, действуют как тенденции. Здесь нет жесткой детерминации, однозначного предопределœения политических событий. Политические закономерности указывают на объективно заданные пределы политической деятельности, ее условия, но не предопределяют однозначно сами результаты этой деятельности. В политике высока степень зависимости происходя щих процессов от особенностей исторических условий, объектив ный обстоятельств, социальной активности населœения, уровня культуры, качеств личностного, психологического порядка.

Органическое сочетание объективного и субъективного в поли тике, политической деятельности предполагает отказ от ее рассмот рения как сферы произвола личности или группы и ведет к признанию политики и видом искусства, смысл которого состоит в умении видеть ее специфику, зависимость как от объективных, так и субъ ективных обстоятельств, учитывать всю гамму человеческих эмоций, факторов, которые ни в какую логику не укладываются (см. ".Демидов А.И., Федосœеев АЛ. Основы политологии. М., 1995. С. 81--83).

Политология использует общенаучные категории, категории наук, находящихся на стыке с политологией. Вместе с тем, она имеет собственные категории, которые выражают наиболее существенные характеристики политической сферы (схема 4). Политология познает политику с помощью методов политической науки .

1. Нормативно-ценностный подход предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и других ценностей. Этот подход ориентируется на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения.

2. В отличие от нормативного функциональный подход требует изучения зависимости между политическими явлениями, обнаруживающимися в опыте, к примеру: взаимосвязи уровней экономического развития и политического строя, степени урбанизации населœения и его политической активности, избирательной системы и количества партий и т.п.

3. Структурно-функциональный анализ предполагает рассмотрение политики как некоторой целостности, системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определœенное назначение и выполняет специфические функции (роли), направленные на удовлетворение соответствующих потребностей системы.

4. Институциональный метод делает акцент на функциях и деятельности политических институтов.

5. Антропологический подход истоки политики видит в коллективной сущности человека. Этот подход требует изучения политики как обусловленной не социальными факторами, а родовыми чертами человеческой природы, присущими каждому индивиду потребностями (в пище, одежде, жилище, безопасности, свободном существовании, общении, духовном развитии и т.д.).

6. Психологический подход также требует исходить в полит.исследованиях из реальной природы чел-а, что предполагает учет его родовых качеств, соц.окружения и особенностей индивидуального развития. Псих.метод ориентирован на изучение объективных механизмов полит.поведения, индивид.качеств, черт характера, а также типичных механизмов психологических мотиваций.

7. Исторический подход обращает внимание на полит.явления во времени и пространстве: как происходит изменение полит.институтов. Он требует хронологической фиксации полит.событий и фактов, их исследования во врем.развитии, исследования связи прошлого, настоящего и будущего.

8. Социологический метод предполагает выяснение зависимости политики от общества, выявление соц.обусловленности полит.явлений, в т.ч.влияния на полит.систему эконом.отношений, соц. структуры, идеологии и культуры.

9. Бихевиористский метод акцентирует внимание на поведении человека в сфере политики. Кредо бихевиоризма: политология должна изучать непосредственно наблюдаемое (полит.поведение людей при помощи строго научных, эмпирических методов.

10. Системный метод делает акцент на целостности политики и характере ее взаимоотношений с внешней средой. Суть этого метода состоит в рассмотрении политики как единого сложно устроенного организма, как саморегулирующегося механизма, который находится в непрерывном взаимодействии с окр.средой через вход (воспринимающий требования граждан, их поддержку или неодобрение) и выход (принятые политические решения и действия) системы. Полит.системе принадлежит верховная власть в обществе. Она стремится к самосохранению и выполняет, по Д. Истону, две важнейшие ф-ции: 1) распределœение ценностей и ресурсов; 2) обеспечение принятия гражданами распределит.решений в качестве обязательных.

11. Динамическую картину политики формирует деятельностный подход . Он рассматривает ее как специфический вид обществ.деят-ти, как процесс принятия полит.решений и мобилизации ресурсов на их осуществление, организации масс; как регулирование деят-ти, учет и контроль за реализацией целœей, анализ полученных рез-тов и постановку новых целœей и задач.

12. Своеобразным развитием и конкретизацией деятельностного метода является критически-диалектический метод . Он ориентирован на критич.анализ политики, выявление ее внутр.
Размещено на реф.рф
противоречий, конфликтов как источника ее самодвижения, движ.силы любых полит.изменений.

13. Сравнительный (компаративистский) подход предполагает сопоставление однотипных полит.явлений, напр.полит.систем, партий, разл.способов реализации одних и тех же полит.функций и т.д., с целью выявления их общих черт и специфики, нахождения наиболее эффективных форм полит.организации или оптимальных путей решения практических задач.

14. Субстанциональный, или онтологический, подход требует выявления или исследования первоосновы, составляющей специфическую качественную определœенность политики. Такой первоосновой обычно считают власть, отношения господства и подчинœения в их многообразных проявлениях или делœение общества на ʼʼдрузейʼʼ и ʼʼвраговʼʼ (К. Шмитт). Среди огромного кол-ва определœений политики явно доминируют ее характеристики через власть и господство.

Разнообразныеметоды, применяемые политической наукой, позволяют глубоко и всœесторонне познать ее предмет. Среди традиционных исторический метод, ᴛ.ᴇ. описание личностей, событий, политических кризисов и внешней политики в хронологическом порядке; описательный , ᴛ.ᴇ. описание государственных органов, их функций, структуры, роли, которую они играют в политической жизни; институциональный метод придает особое значение изучению формальных государственных структур, таких, как исполнительные, законодательные, судебные органы, административные учреждения и т.д; сравнительный метод предполагает сопоставление однотипных политических явлений: политических систем, партий, электоральных систем и т.д.; социологический подход предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в т.ч. в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры; психологический метод ориентирует на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психологических процессов и типичных механизмов психологических мотиваций. Вторая группа методов носит инструментальный характер и относится к организации и процедуре познавательного процесса. Это анализ и синтез; индукция и дедукция; сочетание исторического и логического анализа; мысленный эксперимент;моделирование; математические и кибернетические методы.

Третью группу изучения политической жизни составляют эмпирические методы, ᴛ.ᴇ. получение первичной информации о политической жизни. К ним относятся: использование статистики; анализ документов; анкетные опросы; лабораторные эксперименты; теория игр; наблюдение, осуществляемое исследователœем.

В политической науке до конца XIX в. преобладали нормативные знания . Главные усилия были сосредоточены на поиске идеального политического устройства, обеспечивающего максимальное общественное благо или же наилучшую реализацию присущих человеку естественных прав. Нормативные знания и сегодня составляют важную политическую часть политической науки. Исходя из общечеловеческих ценностей, эта наука дает оценку политическому строю, политическим институтам, методам управления, способов разрешения социальных конфликтов и т.д. Дескриптивные знания представляют из себянаучное описание реальных событий и фактов. Казуальные знания раскрывают причинно-следственные связи между различными социальными и политическими явлениями.

Политология выполняет такие функции , как оценочная; политическая социализация, формирование гражданственности, политической культуры населœения;.рационализация политической жизни.

В современной политологии определились следующие направ ления в исследовании природы и сущности политической жизни:

1) социологическое направление, опирающееся на теоретико- методологическое осмысление природы и сущности политики, по литических явлений и процессов; 2) нормативно-институциональный подход, в базе которого находится анализ политических, конституционных норм и инсти тутов, партийных и избирательных систем, их сравнительный ана лиз; 3) эмпирико-аналитическое направление, основывающееся на анализе данных наблюдения и эксперимента͵ результатов конкретно-социологических исследований.

Сегодня сложились национальные политологические школы (см.: Зарубин В.Г., Лебедев Л.К., Малявин С.Н. Введение в политологию. СПб., 1995. С. 26-28).

Ведущую роль в современной зарубежной политической науке занимает американская политология. На формирование американской политологической школы значительное влияние оказали тра диционные подходы и концепции, восходящие к политическим идеям Платона и Аристотеля, классическому конституционализму Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье и др.
Размещено на реф.рф
Американская полито логическая школа представлена следующими направлениями.

1. Теоретические проблемы политической науки (Р. Даль, Д. Истон и др.). Основное внимание уделяется вопросам полити ческой стабильности и модернизации, функционирования политических систем и режимов.

2. Сравнительные политологические исследования (Г. Алмонд, С. Верба, С. Липсет). Основное внимание уделяется эмпирически ми исследованиями, которые проводятся по единой программе одновременно в нескольких странах. Целью подобных исследова ний является изучение зависимости между экономикой, политикой и стабильностью, специфических особенностей политической куль туры, восприятия ценностей либерализма народами различных стран и культур.

3. Исследования в области международных проблем, развития цивилизаций и глобальных взаимозависимостей (3. Бжезинский, С. Хантингтон и др.). Отношения между Востоком и Западом, причины политических конфликтов, проблема посттоталитарного раз вития ‣‣‣ основной круг тем, интересующих ученых этого направ ления.

4. Исследование динамики общественного мнения. Основное внимание уделяется определœению предпочтений избирателœей в ходе голосования, формированию имиджа политиков, политических институтов и политических решений, а также разработки методов и инструментария для проведения исследований.

Центральными для американской политологии традиционно ос таются проблемы политической власти. При этом исследуются: 1) конституционные основы и принципы политической власти (Конгресс, система президентства и административно-управлен ческого аппарата и т.п.); 2) политическая власть и политическое поведение (механизм функционирования общественного мнения, по ведения избирателœей, деятельность политических партий).

В последнее время в американской политологии бурно развива ются такие новые направления, как теории политического управления, международной политики, политической модернизации, срав нительной политологии.

Американская школа политологии оказала существенное влия ние на политическую науку в Англии. В современном виде английская политология представляет новую отрасль гуманитарного знания, в которой всœе больше усиливается экономическая, социологическая, социально-психологическая направленность политических исследо ваний. При этом особое внимание уделяется анализу английской политической системы, института выборов, механизма политического давления на правительство и парламент со стороны различных фор мальных и неформальных групп, психологии политического поведе ния избирателœей и др.
Размещено на реф.рф
Центральными проблемами современной анг лийской политологии являются: 1) теория конфликта; 2) теория со гласия; 3) теория плюралистической демократии.

В отличие от англо-американской политологии современная по литология в ФРГ носит преимущественно теоретико-философский характер и сочетается с политико-социологическими исследованиями. Немецкая школа политической науки включает следующие на правления:

1. Исследование философии политики, акцентирующее внима ние на применении методов психоанализа и возрождения философских традиций: неокантианства и веберовского ренессанса (Т. Адорно, Ю. Хабермас, Э. Фромм). 2. Анализ социальной природы тоталитаризма, его истоков, форм и проявлений (X . Арендт, К. Поппер). 3. Изучение социальных конфликтов, специфики их проявления в сфере политических отношений и типологии (Р. Дарендорф).

Что касается Франции, то здесь политическая наука сравнительно молода. По существу, она оформилась как самостоятельная отрасль знаний только после Второй мировой войны. Для политической науки во Франции более характерными являются теорети ческие, государствоведческие аспекты, исследование политических процессов в рамках конституционного права. Исследователи выде ляют во французской политологической школе несколько направ лений:

1. Исследование классов, групп, включенных в политические от ношения (Л. Сэв, М. Фуко и др.).

2. Изучение сущности власти: взаимодействие субъектов и аген тов политического действия, рекрутирование правящих элит, соот ношение рациональных и иррациональных моментов политики (П. Бурдье, Ф. Буррико и др.).

3. Исследования стратегии политических партий и движений, политических кризисов, политической социализации различных групп, особенно молодежи.

4. Развитие прикладных отраслей политического знания: техно логии политики и политического маркетинга, направленных на оп тимизацию политических отношений и формирование определœенной политической среды (Д. Давид, М. Бонгран и др.).

В Кахзахстане политология как наука и учебная дисциплина получила официальное признание и гражданство лишь в начале 90-х годов 20 столетия. В центре внимания исследователœей находятся следующие проблемы: политическая жизнь и ее основные характеристики; теория власти и властных отношений; политические системы и режимы современности; политическая культура и политическая идеология; личность и политика; политическая модернизация общества; геополитика; международные политические отношения, политические аспекты глобальных проблем современности.

Литература.

1. Гусков Ю.В., Матюхин А.В. Введение в политологию. М.: Московский психолого-социальный интситут, 2005.

2. Дегтярев А.А.Основы политологии. М.: ИКЦ ʼʼМарТʼʼ, 2000.

3. Демидов А.И. Политология. М.: Гардарики, 2006.

4. Каменская Е.Н. Политология. М.: Издательско-торговая корпорация ʼʼДашков и Кºʼʼ, 2008.

5. Кретов Б.И. Политология. М.: Высшая школа, 2007

Лекция № 1. Политология как наука и учебная дисциплина. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Лекция № 1. Политология как наука и учебная дисциплина." 2017, 2018.

Политология как отрасль науки изучает политическую жизнь общества. Возникновение политологии обусловлено, с одной стороны, общественной потребностью в научном познании политики, её рациональной организации, эффективном государственном управлении; с другой – развитием самого политического знания. Необходимость теоретического осмысления, систематизации, анализа накопленных человечеством опыта и знаний о политике привела к закономерному формированию самостоятельной науки.

Само название – «политология» сформировано от двух греческих слов: politike – государственные, общественные дела; logos – слово, учение. Авторство первого понятия принадлежит Аристотелю, второго – Гераклиту. Таким образом, в общем смысле политология – это учение о политике.

Политология это наука о политической власти и управлении, о закономерностях развития политических отношений и процессов, функционировании политических систем и институтов, политическом поведении и деятельности людей .

Как и всякая наука, политология имеет свой объект и предмет познания . Напомним, что в теории познания в качестве объекта выступает та часть объективной реальности, на которую направлена предметно-практическая и познавательная деятельность исследователя (субъекта).

Объектом политологии как науки является политическая сфера общества , то есть особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с властными отношениями, государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Как наука о политике политология «охватывает» весь спектр политической жизни, включая как ее духовную, так и материальную, практическую стороны, а также процесс взаимодействия политики с другими сферами общественной жизни:

    производственной или экономико-хозяйственной (сфера производства, обмена, распределения и потреблением материальных ценностей );

    социальной (сфера взаимодействия больших и малых социальных групп, общностей, слоев, классов, наций) ;

    духовной (мораль, религия, искусство, наука, образующие основу духовной культуры).

Политическую сферу общественных отношений прямо или косвенно изучают многие науки (философия, социология, история, теория государства и права и др.), однако политология рассматривает её под своим специфическим углом зрения, или, иначе говоря, имеет свой предмет исследования.

Предметом исследования конкретной науки является та часть, сторона объективной реальности (политики в нашем случае), которая определяется спецификой данной науки. Предметом исследования является выявление наиболее значимых с точки зрения данной науки закономерных связей и отношений объективной реальности.

В качестве предмета исследования политологии выступает феномен политической власти (её сущность, институты, закономерности происхождения, функционирования, развития и изменения); кроме того, политология изучает и саму политику – как особый вид деятельности, связанный с использованием политической власти в процессе реализации индивидуальных, групповых и общественных интересов.

Структура и функции политологического знания, методы политологии. Сложность и мно гогранность объекта и предмета исследования политической науки нашли отражение в её содержании и структуре. Под структурой политологии понимается совокупность политологического знания и исследовательской проблематики, сгруппированная по отдельным направлениям. При этом отдельные структурные элементы обычно рассматриваются в качестве разделов политологии. В соответствии с номенклатурой, принятой в Международной ассоциации политической науки, к основным структурным элементам, или разделам, политологии относятся:

    Теория и методология политики – раскрывает философско-методологические основы политики и власти, их содержание, признаки, функции и закономерности.

    Теория политических систем – исследует сущность, структуру и функции политических систем, дает характеристику основных политических институтов – государства, партий, общественных движений и организаций.

    Теория управления социально-политическими процессами – изучает цели, задачи и формы политического руководства и управления обществом, механизмы принятия и реализации политических решений.

    История политических учений и политическая идеология – раскрывает генезис политической науки, содержание основных идейно-политических доктрин, роль и функции политической идеологии.

    Теория международных отношений – рассматривает проблемы внешней и мировой политики, различные аспекты международных отношений, глобальные проблемы современности.

Кроме того, исходя из решаемых политической наукой задач, принято выделять теоретическую и прикладную политологию .

Политология, как любая наука, выполняет ряд функций научно-познавательного, методологического и прикладного характера. Основными из них являются следующие:

    Гносеологическая (познавательная) функция , суть которой состоит в наиболее полном и конкретном познании политической реальности, раскрытии присущих ей объективных связей, основных тенденций и противоречий.

    Мировоззренческая функция , практическая значимость которой состоит в развитии политической культуры и политического сознания граждан от обыденного уровня к научно-теоретическому, а также в формировании их политических убеждений, целей, ценностей, ориентации в системе общественно-политических отношений и процессов.

    Идеологическая функция, социальная роль которой заключается в выработке и обосновании государственной идеологии, способствующей устойчивости той или иной политической системы. Суть функции – теоретическое обоснование политических целей, ценностей и стратегии развития государства и общества.

    Инструментальная функция (функция рационализации политической жизни), сущность которой состоит в том, что политология, изучая объективные закономерности, тенденции и противоречия политической системы, решает проблемы, связанные с преобразованием политической действительности, анализируя пути и средства целенаправленного воздействия на политические процессы. Она обосновывает необходимость создания одних и ликвидации других политических институтов, разрабатывает оптимальные модели и структуры управления, прогнозирует развитие политических процессов. Тем самым создается теоретическая основа политического строительства и реформ.

    Прогностическая функция, значение которой состоит в предсказании будущего развития политических явлений, событий, процессов. В рамках данной функции политология стремится дать ответ на вопросы: «Какой будет политическая действительность в будущем и когда наступят определенные ожидаемые, предсказываемые события?»; «Каковы будут возможные последствия предпринимаемых ныне действий?» и др.

В политологии используется широкий спектр методов , т.е. совокупность способов и приемов, которые наука применяет для исследования своего предмета.Метод определяет направление, путь исследования. Умелый выбор методов обеспечивает эффективность познавательной деятельности, достоверность (объективность) полученных результатов и сделанных выводов. В политологии используются как общие, так и частные методы познания:

Становление и развитие политологии как науки и учебной дисциплины. На протяжении длительного исторического периода знания о политике были включены в систему обыденных политических представлений, религиозных и философско-этических взглядов . Современное содержание политическая наука приобрела во второй половине ХIX в., когда состоялось ееорганизационное оформление в качестве самостоятельной научной и учебной дисциплины .

До 1989 г. в БССР как и в остальных советских республиках политология не признавалась самостоятельной наукой и трактовалась как антимарксистская, буржуазная лженаука. Отдельные политические исследования осуществлялись в рамках научного коммунизма, исторического материализма, истории КПСС, теории государства и права, государственного права зарубежных стран, однако их познавательные возможности были крайне ограничены. Развитию подлинной политической науки препятствовали догмы официального марксизма, идеологизация политики, изолированность советского обществоведения от мировой общественно-политической мысли.

Ситуация начала меняться лишь со второй половины 80-х гг. ХХ в. по мере демократизации общества и трансформации политической системы. С 1989 г. было начато преподавание курса политологии в ряде ВУЗов БССР. В настоящее время в Республике Беларусь официально признан статус политологии как научной отрасли знаний и учебной дисциплины, обязательной для изучения во всех высших и средних учебных заведениях. Созданы отечественные институты и центры политических исследований, ведется подготовка профессиональных политологов. С 1993 г. образована и действует Белорусская ассоциация политической науки.

Таким образом, общество осознало необходимость и объективную потребность в развитии научной теории политики и ее практическом применении. Несмотря на определенные, вполне объяснимые трудности роста, политология постепенно занимает ведущее положение в системе общественных наук и оказывает все более заметное влияние на реальные политические процессы.